20.09.2019

К числу целей трудового законодательства относятся. Цели, задачи и функции трудового законодательства


Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.


Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:


организации труда и управлению трудом;


трудоустройству у данного работодателя;


подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;


социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;


участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;


материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;


государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


разрешению трудовых споров;


обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.




Комментарии к ст. 1 ТК РФ


1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

принудительный труд запрещен;

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина":

каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

каждый имеет право на защиту от безработицы;

принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

каждый работник имеет право на отдых;

работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

Конвенция N 142 МОТ "О развитии людских ресурсов" (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой - работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.

СТ 1 ТК РФ .

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: "Труд не является товаром" (п. "а" разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ , не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. - к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием "иные тесно связанные с трудовыми отношения" (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. , к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. - к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные) , преобразующие (четыре группы) , изыскательские.

Гностические профессии. «Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами) , или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений.» .

«Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств. Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.»

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения) , на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус) , на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада) , на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус) . Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него. Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню. А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней) .

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

· профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

· профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

· профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.

Структура объекта труда включает в себя предмет, средства, условия, цели труда и т.д.

Предмет труда - система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которой человек, осуществляющий данную трудовую деятельность, должен мысленно или практически оперировать.

Цель труда - результат, который требует или ожидает от человека общество.

Цели профессионального труда

«Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к которому человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда - это представление о желаемом будущем.

Желание достичь поставленную цель направляет действие, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий. Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы "Что я должен сделать?", "Что у меня должно получиться?", "Чего я должен избегать?", "Какие действия я должен предпринять, чтобы получился желаемый результат?"

Во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться.».

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Условия труда - особенности среды, в которой протекает работа человека, их основные виды (ручные, механизированные; машинно-ручные; автоматизированные и автоматические; функциональные средства человека как орудия труда).

Условия профессионального труда

Одним из важнейших и наиболее многогранных психологических признаков труда являются его условия. Выделяются следующие виды условий труда: 1) обычные микроклиматические: а) в помещении – бытовые, б) на открытом воздухе; 2) необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность: а) риск для жизни, б) сложные аварийные ситуации, требующие быстрых необходимых действий, в) общение с правонарушителями, психически больными и лицами, имеющими различные отклонения и дефекты, г) четко заданный ритм и темп, д) физические нагрузки, е) длительное пребывание в одном положении (статическая рабочая поза), ж) ночные смены, з) специфические условия (температура, влажность, химичесике вредности, вибрация, шум, высота, глубина).

Средства труда в профессиональной деятельности

«Средства труда - необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное - речь, поведение и т.п.

Орудия труда отличаются большим разнообразием. Несмотря на это, все они делятся на две группы: вещественные и невещественные.

Вещественные орудия труда. К вещественным орудиям труда относятся: ручные и механизированные инструменты; машины (механизмы), автоматы, автоматизированные средства; приборы, измерительные устройства.

Ручные орудия труда. Само название "ручные орудия" произошло от главного органа труда - руки человека. Ручные инструменты в труду всегда были и остаются, пока человек жив и способен работать. При любом уровне технического прогресса технику надо будет собирать, монтировать умелыми руками.

Они включают простые ручные, механизированные обрабатывающие инструменты и приспособления. Простыми ручными инструментами являются: отвертка, скальпель (хирургический нож), штихель (инструмент для гравирования на дереве или металле), бучарда (один из инструментов резчиков по камню), торцовка (разновидность малярной кисти), напильник, зубило, молоток и т.д.

Машинные орудия труда. Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).

Автоматизированные средства труда. Это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим средствам труда относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе технологических, протекающих с огромной скоростью.

Приборы и устройства. Это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. Большую часть их составляют приборы, дающие изображения: микроскопы, бинокли, телескопы, аэрофотоаппараты (для топографических съемок земной поверхности), рентгеновские аппараты, дефектоскопы, замкнутые телевизионные системы для видеоконтроля технологических процессов, протекающих в недоступных для человека условиях (под водой, в космосе, в агрессивных средах и пр.). Существуют приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, цифр, букв, световых и звуковых индикаторов: хронометры, секундомеры, термометры, счетчики импульсов, разнообразные электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, омметр, авометр, ваттметр), штангенциркули, микрометры и др. В отдельную подгруппу выделяются технические средства передачи речи (информации, распоряжений, команд): телефоны, мегафоны, аварийные световые шкалы, сигнальные звонки, видеотелефоны, системы телевидения, музыкальные инструменты. В последнее время широкое распространение получили устройства для переработки информации: вычислительные машины, автоматические справочные установки, пересчетные таблицы, печатающие, считывающие, записывающие и передающие устройства.

Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многтх новых психологических понятий: сенсорность, кинестетика, соматика, вербальность и др.

Функциональные орудия труда - это мысленно удерживаемые представления об образцах результатов труда или системы "сенсорных эталонов". Они могут быть внешними по отношению сознанию и внутренними, входящими в сознание и удерживаемыми в памяти.

Эти орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством красок внутреннего мира человека, проявляющегося в поведении, мимике, жестах, речи и др. Они составляют большую группу, в которую входят: 1) внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; 2) речь простая; 3) речь эмоциональная, выразительная; 4) речь деловая, письменная; 5) поведение в простых формах проявления - на уровне всего организма в целом; 7) поведение по преимуществу деловое, беспристрастное; 8) сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.

разными людьми; терпение.»}