22.08.2019

Профориентация старшеклассников: программа, темы, мероприятия, анкета. Занятия по профориентации. Примерные темы экскурсий. Направления работы по профессиональной ориентации школьников


Работа составляет важную часть нашей жизни, которая требует, как минимум, большого количества затрат временных и эмоциональных ресурсов человека. В ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию - это задача, которая возникает перед каждым человеком. Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Далеко не всем людям удаётся распознать свой профессиональный путь сразу: именно поэтому я рекомендуется обращаться ко мне, как к специалисту по психологическому тестированию и работе с детьми. Психолог по профориентации подберет тесты и методики, проведет интерпретацию результатов, поможет наметить и скорректировать дальнейший путь Вашего профессионального развития.

Тестирование на профориентацию направлено на то, чтобы помочь вам и вашему ребенку подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать вашим интересам, способностям, личностным характеристикам и перспективам рынка труда.

Данная услуга, консультация психолога и профориентация, рекомендуется, как школьникам с 8 по 11 классы, так и взрослым людям. Именно в подростковом возрасте учащиеся средних школ и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать. Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то консультация психолога и профориентация поможет вам лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.

Существует достаточно большое количество психологических программ по профориентации. Эти программы учитывают особенности характера человека, его знания, склад мышления. Тестирование на профориентацию для школьников и взрослых никогда не состоит из одной программы, так как в этом случае результат получается недостоверным. В выборе программ обязательно участвует психолог. После обработки тестирования выдаются результаты, где есть и перечень профессий, которые подходят именно вам. Обязательно после психологического тестирования по профориентации проводится психологическая консультация психолога, так как психолог видит "узкие места" программы, учитывает неоднозначность срединных значений. Так же пройти тестирование на профориентацию можно начиная с 12-13 лет, так как часто в этом возрасте стоит вопрос о выборе профильного класса. Позже тестирование можно повторять с регулярностью 1 раз в год, последнее необходимо провести за год до предполагаемого поступления в ВУЗ.

Психологическое тестирование на профориентацию и выбор профессии

Для более точных и достоверных результатов заключений, всегда нужно проводить только комплексное психологическое тестирование на профориентацию и рассматривать основные блоки:

  • способности (уровень знания и потенциальные психологические возможности)
  • интересы и мотивацию ребёнка или взрослого (его хобби, увлечения, таланты, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия)
  • структура личности (особенности темперамента и характера)

Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка или взрослого то желательно и необходимо посетить дополнительные консультации психолога, которые дадут рекомендации родителям и помогут ребёнку разобраться в его психологических проблемах. К таким проблемам относятся, например:

  • трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии
  • высокие ожидания при слабой успеваемости
  • трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.;

Важно помнить, что психологическая поддержка и профориентация имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность и мотивация находящегося в этом процессе. Если подросток, взрослый ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей. Поэтому вам нужно уже сегодня позвонить мне и записаться на психологическую консультацию по выбору будущей профессии.

По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий. Вместе мы с вами более детально ознакомимся с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и проведем анализ информации: выпишем основные плюсы профессии для вашего ребенка, посмотрим недостатки и попытаемся понять, насколько эта профессия соответствует собственным ожиданиям.

В своей работе с вами я использую не только уникальный набор психологических тестов для выбора будущей профессии, но и использую специализированный психологический тренинг, где ребенок может уверенно принять роль той или иной профессии, должности или специальности. Это позволит принять более взвешенное решение при дальнейшей профориентации в выборе будущей профессии.

Принимая решение пройти профориентацию, вместе с вами мы исследуем следующие факторы:

  • Особенности личности ребенка
  • Социальную внешнюю среду
  • Предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности

Исследуем взаимодействие ребенка с существующими профессиями, которые можно разделить на следующие разновидности:

  • Профессии, в которых большое значение имеют физические данные - спортсмены, артисты и телеведущие.
  • Профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо - рисовать, петь или играть на пианино.
  • Специальности интеллектуальной направленности - юрист, медик, математик и т.д.

Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Задача эта непростая, но просто необходимая. Звоните мне и записывайтесь на консультацию по профориентации уже сегодня. И я помогу вам сделать правильный выбор.

Консультация психолога и профориентация состоит из трех частей:

    Первая часть - психологическое знакомство с испытуемым плюс небольшое тестирование:

    Вторая часть - проведение психологического тренинга с выбором существующих профессий:

    Третья часть - после обработки тестов - беседа по их результатам и заключение.

Во всех случаях я выдаю заключительный материал в письменной форме и дальнейшие психологические рекомендации.

Вы так же можете смело скачать так называемый быстрый тест для профориентации подростков и взрослых и провести тестирование себя и своего ребенка самостоятельно:

Или же воспользоваться качественными и профессиональными услугами специалиста по психологическому тестированию, работе с детьми и записаться ко мне на прием в Москве.

Профориентация подростков и взрослых - цены на услуги:

Стоимость психологической консультации, профессионального тестирования и профориентация подростков и взрослых в Москве на Цветном бульваре составляет всего 6.000 рублей за три занятия, длительностью 50 минут. Это всего лишь по 2,000 рублей за одно занятие с хорошим частным клиническим психологом и психоаналитиком длительностью в 50 минут. Ведь это здорово, что можно пройти психологическое тестирование на профориентацию для подростков и взрослых по такой минимальной цене! Помните, что услуги психолога и профориентация подростков и взрослых - это лишь инвестиция в себя, в своего ребенка и свой душевный потенциал.

Адрес центра консультации психолога и профориентации:

г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, каб. 209

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

Наверное, самый главный вопрос который мы задаем сами себе, это: какую профессию нам выбрать. И этот вопрос поважнее многих ведь окончательно решить это трудно, и лишь немногие из нас с самого раннего детства знают, чем хотят заниматься в жизни. Большинство же ребят уже на последних годах обучения в школе начинают задумываться над тем, какой бы профессией им бы хотелось овладеть, и в какой вуз им поступить. В этом нужна помощь, ведь все мы помним какими ветреными и переменчивыми мы были. Самостоятельный выбор Главное что должен помнить выпускник, что это его выбор с которым ему придется жить всю жизнь, что ненужно поддаваться излишнему влиянию родителей или друзей. Конечно, мнение родителей очень важно, ведь они прекрасно знают плюсы и минусы своих детей, но иногда они за счет детей стараются выполнить свою мечту в выборе профессии, надеясь, что их чадо выполнит, то, что они не сумели. Или же также возможен вариант, в котором они пытаются заставить вас пойти по их стопам. Ну, или наиболее банальный пример, это успешность ребенка друзей в той или иной профессии побуждает родителей думать, что и их ребенок сможет достигнуть тех же вершин. Поэтому выпускнику предпочтительней делать выбор института и специальности самостоятельно. Что поможет в выборе профессии? На помощь им пришли психологи, разработавшие специальную программу позволяющую выделить ключевые навыки человека и предложить ему наиболее заманчивую перспективу работы. Для этого следует изучить три основных параметра: 1)какими особенными способностями обладает абитуриент; 2) интересы и увлечения; 3) а также личностное особенности, социотип человека и т.д. Начнем с интересов, тут как бы все просто, работа должна приносить удовольствие, и стать так сказать высокооплачиваемым хобби. Но не для всех даже выбор интересов прост, многие меняют их слишком часто. Также для того чтобы достигнуть успеха в любом деле, мало одних увлечений, нужно еще и понять к какому виду людей вы принадлежите, так принято подразделять людей на «технарей» и «гуманитариев». Поэтому вы должны хотя бы определиться что вам больше по душе, так инженер должен хорошо понимать математику, физику, химию, что присуще более технарю. Но главное это не способности и увлечение, а личностные особенности человека, но также следует помнить, что важность целеустремленности и терпения в достижении цели трудно переоценить. Не стоит гнаться за наиболее престижными и высокооплачиваемыми профессиями, ведь за пять лет обучения многое может измениться. А профессия близкая вам, всегда будет приносить вам удовольствие.

Каждый человек сталкивается с проблемой профориентации, и было бы правильно подойти к этому вопросу с огромной серьёзностью и полным желанием. Мы должны сделать свой первый, очень важный выбор, который повлияет на нашу дальнейшую судьбу. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно, во-первых, обладать огромной информацией, как и о профессии, про которую вы думаете, так и про другие остальные профессии. Современный мир содержит огромное количество профессий и желательно выбирать по вкусу, по тому, что больше нравится. Соедините профессию с хобби и тогда вы не пожалеете от результата своего выбора. Желательно ещё определиться с желаниями и постепенно совершенствоваться в этой профессии, для начала желательно понаблюдать уже за специалистами, понаблюдать их рабочий день, обратить внимание на то, чем и как они занимаются, а уже потом делать какие-либо выводы. Если же вы затрудняетесь с выбором профессии, то желательно проконсультироваться с психологом, поговорить с родителями, посоветоваться с разными людьми, которые помогут направить вас в правильное русло. Для того чтобы определиться с профессией, следует внимательно заняться этим вопросом, следует определить все возможные варианты профессий и потом уже ориентироваться на то, как и что вам нравится больше. Нравится — это «одна сторона медали», вы должны понимать — сможете ли вы выполнять ту или иную работу, тогда вы сможете хорошо оценить свои способности насчёт определённой профессии. А также нужно определить состояние своего здоровья, чтобы вы с уверенностью знали, что противопоказаний у вас нет в соответствующей работе, а то разное в жизни бывает. Стоит выяснить перспективу профессии на той территории, на которой вы имеете желание работать, там, где вы предпочли бы работать на протяжении долгого времени. Нужно определиться, в каком образовательном учреждении, высшем заведении, техникуме и т.д. вы сможете приобрести желаемую вами профессию. Так же вы можете посмотреть различные виды профессий в интернете, их характеристики, решить для себя то, что вам больше всего подходит. Выбор профессии — это сугубо индивидуальное решение Бывают случаи, что молодые ребята и девушки поступают туда, куда идёт их друг или же подруга, с которым они проучились в школе, в лицеях, в техникумах. Если же выбирать профессию «за компанию», то впоследствии вы должны будете быть готовы, что столкнётесь с проблемой нежелания продолжать обучение, потому что профессия подходит вашему другу, подруге, а не вам. Вы окажетесь в непонятном состоянии, начнёте жалеть о своём необдуманном решении, а жалеть потом — это самое обидное и грустное, что может только быть, поэтому опирайтесь в выборе профессии только собственно на себя, прислушивайтесь к мнению других, но делайте окончательное решение самостоятельно, иначе будете жалеть. Если профессия вам нравится, то вы можете смотреть на неё с отличной позиции, вам это нравится и точка. Но куда деться, если спустя время вам разонравится, если пропадёт желание, если «жизнь пойдёт под откос»? Для этого стоит учесть разные восприятия профессии, попробуйте найти наибольшее количество информации для выбора, постарайтесь оценить свою профессию со стороны, нежели с вашего виденья. Со стороны мы можете определить недостатки профессии, которые часто незаметны тем, кто «поверхностно» оценивает свою будущую профессию. Бывает, что ваша симпатия к какому-либо человеку «напутствует» вас на выбор той же профессии, что и ваш сверстник, сверстница, но вы должны понимать, что даже если у вас совпадают интересы, даже если вам обоим это нравится, то вы должны помнить, что каждый человек — индивидуален по своей натуре, у каждого есть свои таланты и предпочтения, каждый отличается от любого человека, поэтому выбирать профессию по критерию того, что он(а) идут в это высшее заведение, и вы вместе с ним(ней), то это неправильно, потому что может ему будет удобно и он раскроет свои таланты в полную силу, а вы, наоборот, больше не захотите заниматься вашим общим делом. Выбор профессии можно осуществлять еще и по предмету. Каждый предмет ведёт за собой определённое количество профессий, и, к примеру, школьные познания обществознания и истории могут потянуть вас в направлении к юриспруденции, в отрасль права. Школьные предметы, которые вам нравятся тоже могут сыграть важную роль в выборе профессии. Труд может быть разным, как физическим, так и умственным, следовательно, вы должны определиться с выбором, какой труд вам предпочтительнее, тем более вы должны обратить внимание на медицинские показатели, сможете ли вы выполнять ту или иную деятельность? Также может быть ошибкой при выборе профессии понятие «престижности», каждый должен определить для себя: что такое престиж? Выбор профессии может быть очень трудной проблемой, но это та проблема, через которую должен пройти каждый человек. Эта проблема должна решиться именно вами, именно вашей самостоятельностью, тогда будет желаемый вами результат. Желаю успехов!

Выбор профессии – очень ответственный этап в жизни каждого человека. Ведь именно этой деятельности человек посвятит в будущем большую часть своего времени. Поэтому он выбирает не только специальность, но и образ жизни. Согласно статистике, практически в 90% случаев, на выбор профессии человека повлияли родители. И результаты этого фактора не всегда положительные. Так, одни с печалью вспоминают, как когда-то учились несколько лет только из-за того, что «отец настаивал на этой специальности». И только спустя много лет эти люди могут взять жизнь в свои руки и начать делать то, что хотелось когда-то раньше. Но ведь утраченные годы назад не вернуть. Печально и от того, что теперь не так просто получить второе образование и полностью изменить свой привычный образ жизни. Но есть и случаи, когда люди искренне благодарны родителям за то, что они настояли когда-то на выборе «именно этой специальности». Часто такие люди только потом осознают, какой близкой и родной стала для них эта профессия. Такие истории имеют что-то общее: «Я тогда был совсем юнцом, никак не мог определиться, какой будет моя будущая профессия. И если бы тогда мать меня не остановила и не заставила пойти учиться на финансовый факультет, то я даже боюсь подумать, что сейчас было бы с моей жизнью». Так все же стоит надеяться на слова родителей, если вы решили выбрать определенную специальность, или лучше довериться только себе? Ведь, если подумать – это твоя личная жизнь, твой путь. Но и родители – не чужие нам люди. И кто, как не они желают нам добра. Мнения разошлись. Поэтому давайте разберемся с этим вопросом. Рассмотрим все аргументы родителей на счет своей точки зрения, и какие реакции это вызывает. «Ты никогда не сможешь заработать денег в этой профессии» Вы остановились на одной профессии, но родители настаивают на выборе другой специальности, обусловливая это тем, что вы не сможете хорошо зарабатывать. Тут важно сразу понять, какую финансовую прибыль вы рассчитываете получить от работы. На жизнь и основные потребности можно заработать в любых сферах. И не важно, насколько востребованные профессии в них. А вот отдыхать каждый год в теплых странах, ездить на дорогом авто и систематически посещать рестораны – это, и правда, прелесть не каждой профессии. Вы должны провести тщательную оценку уровня желаемой зарплаты. Поэтому лучше иногда прислушаться ко мнению родителей, ведь свои потребности порой не так просто оценить. Но не стоит забывать – родители не всегда владеют достаточной информацией по конкретному вопросу, хоти и обладают большим опытом жизни. Проверить такую информацию очень просто – можно изучить информацию о конкретной профессии в интернете, посмотреть доски объявлений, и взглянуть на средние зарплаты таких специалистов. «У меня не получилось пойти на эту работу, но у тебя может выйти» Такие аргументы делают те родители, которые, будучи в вашем возрасте, не сумели реализовать свои планы. Они видят свое продолжение в вас, поэтому, хотят, чтобы именно вы реализовали их мечты. Выбирая этот путь, хочется как можно качественнее оправдать ожидания родителей, но к такому решению стоит подойти очень серьезно. Ведь одно дело, когда вам действительно передались какие-то умения по наследству от родителей, и совершенно другое, когда таковых нет. Если это ваша ситуация – поговорите с родными. Узнайте, почему они советуют вам именно эту специальность. Объясните, что вы – другой человек, и у вас могут быть совершенно другие планы на жизнь. «У тебя попросту не выйдет» Родные утверждают, что выбор профессии, которая вам нравится, закончится сложностями и разочарованием. Мол, у вас попросту не получится выучиться, так как это очень сложно. В силу могут вступить доводы по типу: «Ты ведь помнишь, как наш сосед учился там, и даже не перешел на второй курс». К таким доводам нужно прислушаться, и хорошо представить себе то, что действительно вас ожидает в будущем. Вы должны тщательно взвесить все «за и против», свои силы и возможности. Но возможен и такой вариант, что родные дают некачественную оценку вашим способностям, особенно, если вы заметили аналогичные доводы и для других профессий. «Мы лучше знаем, что именно тебе нужно» Скорее всего, на первых порах такие утверждения – это не что иное, как выражение родными протеста. Но резко реагировать не нужно. Лучше попросите родителей обосновать свои мысли. Возможно, они сумели разглядеть в вас какие-то другие качества и особенности, и вы их попросту не видите. Часто это заметно в том случае, когда вы еще не полностью изучили всевозможные профессии, подходящие для вас. Поэтому родные люди могут дать дельный совет, ведь, во-первых, со стороны часто и в правду лучше видно, и, во-вторых, кто, как не ваши родители лучше всех вас знают. Вы должны подумать о том, как хорошо вас знают родные. Насколько близкие у вас с ними отношения, на каком уровне доверия они построены. Возможно, они еще относятся к вам, как к ребенку, но вы уже не являетесь таковым. «Без связей и денег ничего не выйдет» Некоторым доводам родных нужно уделять самое пристальное внимание. Наиболее подходящий пример – вы выбрали ВУЗ с платным и дорогим обучением, и ваша семья попросту не сможет покрыть расходы на обучение. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы собираетесь учиться в другом городе. Тут главное – компромисс. Вам нужно либо найти другой ВУЗ, где обучают этой же профессии, но дешевле, либо идти туда, куда вы решили. Во втором случае вам нужно договориться с родителями о том, что часть расходов на обучение вы берете на себя. Второй пример – «без знакомых тебя не примут в этот ВУЗ». Увы, есть и такие места учебы, куда попросту не возьмут «первого попавшегося». И родители действительно могут намного лучше разбираться в этом моменте. В таком случае лучше вместе с родителями заняться поиском компромиссных решений. «Зачем все усложнять – добивайся того же, что и я» Родители могут изо всех сил отговаривать идти обучаться на того специалиста, которого вы выбрали, а рекомендуют идти по их стопам. Конечно, к их мнению нужно прислушиваться, ведь они намного лучше знают эту сферу деятельности. Попросите отца/мать описать все недостатки и преимущества их профессии, тонкости и нюансы. А потом спроецируйте их на себя. При этом помните, что очень многое может зависеть от места работы, независимо от профессии. Если недостатки, которые описали вам родители, связаны именно с местом работы, а не со специальностью, то вы имеете возможность идти по этой же профессиональной дорожке, но по-другому, своими шагами. А мать и отец станут отличными советниками на этом пути. «Тут проще всего» Иногда родители могут настаивать на самых легких специальностях. И это могут быть даже востребованные профессии. Предлагают выбрать ВУЗ, где выучиться легче всего, и так же легко найти работу по специальности. Разумеется, это избавит вас от многих проблем, но перед тем, как принять такое решение, дайте себе ответ на вопрос, готовы ли вы ради легкости и простоты отказаться от своих желаний, идей и представлений о профессии? Что на данный момент наиболее ценное для вас? Не делите при этом на хорошее и плохое. Все зависит лишь от того, будете вы чувствовать себя самореализованным или же наоборот – будете испытывать постоянное чувство нереализованности. «Если ты пойдешь туда учиться, я тебе ничем не помогу» Родители часто чувствуют тревогу, когда их ребенок выбирает специальность, далекую от их деятельности. К примеру, отец – учитель, а его сын хочет пойти учиться на врача. Во-первых, такая тревога – это ни что иное, как чувство беспомощности, возникающее у родителей. Часто незнакомая для родителей профессия может быть окутана мифами и недостоверной информацией. Они могут представлять ее, как очень сложную, невыгодную или невостребованную. Если это так, тогда познакомьте родителей с вашей профессией. Расскажите, чем вы будете заниматься каждый день на работе, какую зарплату будете получать. Подводя итог Выбирая ВУЗ и будущую специальность, вы не должны непрекословно следовать советам родителей. Вы должны рассматривать их советы, как вспомогательный источник данных. И важно помнить, что только этот источник является самым доброжелательным. Но с этой информацией, как и с любой другой, нужно уметь работать. Что имеется ввиду? Вы должны серьезно поговорить с отцом/матерью, разузнать обо всех тонкостях и причинах, по которым они рекомендуют вам принять то, или иное решение. Не стоит при этом выражать чувство протеста – «Я все знаю сам». Это самый плохой советчик. Помните, слова родных – это не единственный источник данных, и он не должен быть таковым при выборе вашей будущей профессии. Очень важно изучить мнение тех специалистов, которые уже трудятся в понравившейся вам профессии. Также важно узнать все о выбранном ВУЗе, факультете. И только после это принимать взвешенное решение. Получать информацию нужно всеми доступными способами. При этом родители – один из самых лучших источников. Но окончательное решение все равно остается только за вами. Только вы вправе выбирать свою судьбу. Но вы всегда должны быть благодарны своим родителям за неравнодушное отношение к вам. В любом случае просите родителей поддерживать ваш выбор, ваш самый первый выбор на пути во-взрослую жизнь. Тогда вы с уверенностью сможете сказать – «Моя будущая профессия – это лучшее решение». Успехов!

Вот и пришла весна. Воздух наполнился волнительной радостью, мечтами и ожиданием теплого лета. Но у старшеклассников немного другие заботы. Ведь их ждут выпускные экзамены и необходимость сделать нелегкий выбор будущей профессии, то есть подобрать ВУЗ, где будет проходить их обучение. Легче всего тем, кто читает эти предложения, и думает: «Разве это проблема, ведь я давно уже знаю, какой будет моя будущая профессия, в какой ВУЗ я поступлю, и что вообще ждет меня дальше в жизни». Но, увы, многие школьники в старших классах сталкиваются с большими трудностями при выборе будущего ВУЗа и профессии. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого, и чтобы принять именно то решение, которое подходит вам, необходимо проделать некоторую работу: Этап 1. Составьте перечень профессий, которые вам больше всего нравятся, к которым лежим душа, есть желание и интерес. Этап 2. Составьте перечень того, что у вас получается лучше всего. Начать можно со школьных предметов, в которых есть наибольший успех: химия или физика? Математика или русский язык? Рисование или музыка? Подумайте над тем, как вы проводите свое время – сидите дома за чтением книг, или ищете что-то новое в интернете? Какие телепередачи и фильмы любите смотреть? Какие тематики книг вас привлекают больше всего? Если будет трудно самому определить, к чему у вас лежит душа, и какие склонности и к чему у вас развиты наиболее, тогда можно обратиться к психологу. При это можно выбрать как своего школьного консультанта-психолога, так и профессионала из центра профориентации. В последнем случае сеанс консультации по профориентации будет проведен поэтапно: первый этап – тесты, второй – непосредственно консультация. С помощью этих тестов психолог сможет сделать анализ ваших склонностей, интересов и способностей, определить некоторые черты характера. Но помните, специалист не сможет сделать выбор за вас – все только в ваших руках! Этап 3. Впишите отдельно самые востребованные профессии, которые будут в будущем. Согласно мнению экспертов, в ближайшие несколько лет, одними из самых востребованных специалистов станут инженеры. Ведь на всех производствах уже пару лет, как чувствуется острая нехватка кадров. В данный список специалистов попали также веб-дизайнеры и веб-разработчики, специалисты в сфере продаж и маркетинга. Конечно, востребованными всегда останутся медработники и врачи, учителя и работники сферы сельского хозяйства. Этап 4. Составив эти три списка, проведите анализ и сравните, какие специальности вошли и в первый, и во второй списки. Их может быть несколько. Этап 5. Разузнайте как можно больше о тех специальностях, которые вы выделили. Проанализируйте, какую работу выполняют эти специалисты, какие отрасли существуют в этих профессиях, какие обязанности возлагаются на плечи этих людей и т.д. Будет здорово, если кто-либо из ваших знакомых трудится в этих сферах. Расспросите его о профессии, а еще лучше – побудьте несколько дней вместе с ними на работе. Так вы сможете откинуть иллюзии, касающиеся выбранной профессии, что поможет принять взвешенное и правильное решение в будущем. Такой прием хорошо показал себя в тех случаях, когда выбирать предстоит из двух, трех профессий. Но в любом случае, обдумывая выбор будущей профессии, выделяйте те, к которым у вас есть внутреннее влечение. Не стоит делать акцент на престижности или мнении кого-то постороннего. Постарайтесь сделать выбор ВУЗа сами, без сторонней помощи и совета. Также не нужно выбирать профессию и думать, что этот выбор будет окончательным и «на всю жизнь». Подготовьтесь к тому, что вы должны будете постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки, а, возможно, и поменяете работу. Этого не нужно бояться. Ведь каждый год появляются совершенно новые вакансии и направлении, которые могут вызвать у вас интерес. После того, как решение будет принято, вы должны определить, в каком ВУЗе вы сможете получить данную специальность. Расслабляться некогда, ведь это ваша жизнь, и ваш путь. При этом не забывайте – все только в ваших руках! Несколько полезных рекомендаций для родителей Рекомендация №1. Помните, что на выбор профессии и ВУЗа школьника могут влиять самые различные факторы: учителя, друзья, СМИ и т.д. Поэтому важно очень внимательно отнестись к выбору вашего ребенка Рекомендация №2. У вас больше опыта и знаний. Поэтому старайтесь помочь своим детям, дать им как можно больше объективной информации по определенной профессии. Делайте акцент на особенностях сферы, ее характеристиках Рекомендация №3. Не навязывайте свою точку зрения, дайте ребенку возможность самому проанализировать и принять судьбоносное решение Востребованные профессии есть всегда, но их список часто меняется, пополняется новыми специальностями. Обусловлено это стремительным ростом рынка и развитием технологий. При этом возникают совершенно новые профессии. Именно поэтому стоит сосредоточиться на том, что вам больше всего нравиться, к чему есть интерес. Нужно использовать любую возможность попробовать что-либо новое, испытать себя в других сферах. Только так можно с уверенностью сделать выбор и сказать: «Эта специальность поможет мне раскрыться, и поможет определить, какой будет моя будущая профессия».


Человеческий мозг любит структурировать окружающую его информацию — это свойство нашей психики, и нам действительно так проще жить. Пусть мы и не побеждаем хаос окончательно, но расставленные перед самим собой ориентиры, «маячки» дают желанные спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Хотя бы ненадолго. Даже если мы понимаем, что это только иллюзия контроля. Типирование личности — это как раз история про «разложить по полочкам» и сделать себя (да и окружающих людей) немного понятнее. О, существует множество систем, в которых вы можете себя найти. Это и гороскопы всевозможных мастей, и — наверняка знакомая вам — соционика, и многочисленные наборы «архетипов» (не путать с архетипами Юнга), и даже… веды! И что же, это действительно работает? Достаточно просто определить свой тип личности, чтобы получить свою «инструкцию по эксплуатации»? Не станем долго держать интригу: стопроцентного попадания никогда не состоится. Но можем вас утешить — типирование личности, в первую очередь, дает нам мощное оружие — вектор, направление, в котором действительно стоит продолжать искать свое истинное предназначение. А, кроме того, подумайте здраво — разве хотелось бы вам по собственной инициативе лишать себя чудесных возможностей, ориентируясь только на чужие слова? Поэтому наш совет — берите на вооружение полученный результат, но всегда проверяйте его опытным путем. «Бальзак» ли вы, «Афродита», «Кшатрий-воитель» или «Купец» — попробуйте примерить на себя эти типы личности и прислушаться: где «жмет»? Чего не хватает для полного счастья? А что, наоборот, откликается как близкое и родное? Кстати, в своих курсах по профориентации специалисты PROFChoice тоже используют этот инструмент. Например, мы обязательно используем методику типирования личности Майерс-Бриггс (а выбрали ее за надежность и валидность). Результат ее применения сможет подсказать, например, направлены вы внутрь себя или ориентированы на окружающий мир; нацелены на результат или вам важен процесс; как вы принимаете решения и многое другое. Есть, конечно, и много других методик в нашем «арсенале». Интересно попробовать? Приходите, чтобы узнать, какие есть у вас индивидуальные особенности личности, и как это знание помогает в выборе профессии!

Практически каждая семья рано или поздно сталкивается с решением задачи – выбора будущей профессии для своего ребенка. Финансовое положение семьи, наличие или отсутствие того или иного учебного заведения по месту проживания, преемственность поколений — эти и другие причины, так или иначе влияют на выбор дальнейшего пути ребенка, его будущей профессии. Для кого-то, определенные перспективы, являются стимулом для принятия решений, другие, сталкиваясь с множеством проблем, вносят коррективы в свои планы. Постигая азы науки за школьной партой, многие молодые люди не задумываются о своей будущей профессии вплоть до выпускного вечера, их будущее им рисуется образно и туманно. В детстве все мечтают стать докторами, потому что доктор лечит, учителями – потому что учитель ставить оценки, знаменитым артистом или крутым бизнесменом. Но к моменту окончания школы все становится более серьезным, реальность жизни расставляет приоритеты. Перспективность выбора специальности Выбирая будущую профессию, каждый должен руководствоваться перспективой, после окончания учебного заведения, устроится на работу, и получать за свой труд достойную зарплату. То есть, находясь перед выбором профессии нужно изучить рынок востребованных специальностей. Насколько реально после получения того или иного диплома устроится на работу по своей квалификации. Выбор учебного заведения Второй, немало важный момент – выбор учебного заведения. Нужно изучить рейтинг вузов, отзывы и тому подобное. Насколько конкурентным на рынке труда будет полученный со временем диплом. Значительное количество будущих студентов проживает в небольших городах или селах. Поэтому, выбирая ВУЗ, в котором будет учиться ребенок, мы выбираем тот город, который станет для него на какое-то время домом. Насколько готовы дети и родители к такому шагу? Ведь это серьезная перемена в жизни ребенка: новая обстановка, новые люди, другие ценности. Так же следует подумать и о самом месте проживания: общежитии, или квартире. В данном случае важны условия и цена. Кроме того, насколько далеко от дома находится город, в котором ребенок планирует учиться, как часто у него будет возможность приезжать домой? Все эти, казалось бы, мелочи, на самом деле существенно влияют на внутренне состояние ребенка и на его жизненный успех. Психологи говорят, что такие перемены в жизни ребенка – это стресс для него. И не стоит говорить о том, что они уже достаточно взрослые в таком возрасте и самостоятельные. Лишь небольшой процент детей безболезненно переживает момент таких серьезных изменений в их жизни. Важный стимулирующий фактор – это стипендия. Ее получение повышает ответственность, интерес к учебе, в крайнем случае, к конечному результату – сдаче сессии. У ребенка появляются собственные деньги, заработанные интеллектуальным трудом, повышается, что немало важно, самооценка. Отсюда вывод – нужно стремиться поступить на бюджет. Кроме того, бесплатное обучение даст возможность сэкономить приличные деньги, родителям не придется платить за учебу, они не будут «отдавать последнее», дабы дать образование своему чаду. И в принципе, любой ответственный ребенок, который понимает, насколько сложно будет родителям дать ему платное образование, будет сам стремиться поступить на обучение на бесплатной основе. Желание самого ребенка Все эти моменты, безусловно, нужно учитывать при выборе профессии. Изучая материалы в социальных сетях, общаясь с другими родителями, кто уже прошел эту «школу», взвешивая все «за» и «против» накапливаются определенные знания, которые в дальнейшем и могут существенно повлиять на решение в выборе дальнейшей профессии для ребенка. Но все же, самое главное во всем этом вопросе – желание самого ребенка. Даже если он четко и определенно не знает, что хочет в этой жизни, какую профессию выбрать, чему отдать предпочтение, все равно у каждого молодого человека к этому возрасту уже сформированы какие-либо приоритеты, интересы, знания. В любом случае у каждого из них есть свои интересы, привилегии, тяга к определенным отраслям, внутреннее ощущение — «это мое». Стоя перед выбором, следует действовать методом исключения. Для начала исключить то, что категорически не подходит, затем действовать по принципу исключения того, что можно было бы отметить как вариант. И всегда, перед подачей документов иметь несколько подходящих вариантов, желательно равнозначных. Родители всегда хотят, чтобы их дети жили лучше. Именно следуя такому принципу, направлены все их действия в отношении своих детей. Учеба – не исключение. Их помощь в этом вопросе очень важна, ведь у них есть собственный, бесценный жизненный опыт. Но, несмотря на это, все же, последнее слово должно быть за тем, кто будет сдавать эти самые экзамены, проходить тестирования, кто будет постигать вершины знаний. Выбор за теми, кому после нескольких лет обучения придется реализовывать полученные навыки и знания по выбранной специальности. Выбор за нашими детьми. Именно потому, чтобы работа была в удовольствие.

Каждый из нас хотя бы один раз переживал состояние, когда дело в руках спорилось и, словно живое, само стремилось к завершению. В психологической литературе в таком случае ещё применяется термин «поток». Я думаю, это очень точная метафора: поток подхватывает тебя и несёт практически без твоих усилий. А специалисты НЛП называют это ресурсным состоянием. То есть состоянием, в котором у человека достаточно сил и энергии, чтобы достичь поставленную перед собой цель. Ресурсное состояние – это и про физический, и про психологический аспект. С физическим ресурсом все более-менее понятно: не выспавшийся, больной, расстроенный человек будет крайне непродуктивен. А вот с психическим ресурсом не все так просто. Вы знаете, в каком состоянии лучше всего решаете поставленные перед вами задачи, или трудно ответить вот так, сразу? Самая интересная часть истории заключается в том, что ресурсное состояние – это не обязательно про бушующую энергию внутри. Ресурсное состояние – когда вы практически без усилий, эффективно и продуктивно решаете свои задачи, даже самые сложные. Как узнать, какое из ваших состояний является ресурсным? Постарайтесь вспомнить свои самые-самые победные ситуации в жизни и восстановить в памяти: что и как вы переживали в эти моменты в душе, как вы добились победы, благодаря какому своему качеству? Позовите на помощь подсознание. Возьмите игральный кубик и загадайте одну его грань. А теперь пробуйте кидать этот кубик – вам нужно добиться выпадения загаданной грани – с различным настроем (например, «активное желание», «вопрос», «безразличие»). То состояние, в котором выпадет нужная вам грань, скорее всего и есть ваше ресурсное. Правда, ещё очень важно понимать, что знать свое ресурсное состояние – мало, главное – уметь быстро (и вовремя) в него войти. НЛП-психологи шутят: настоящий мастер не входит в ресурсное состояние, он в нём живёт. В этой шутке есть большая доля правды! Хотя мы все понимаем, что это невозможно – быть стопроцентно эффективным. Как же настроиться на нужную волну? «Якорение». Снова приходят на помощь инструменты НЛП. Еще раз вспомните те победные ситуации, которые могут послужить вам источником сил и позитивного опыта. Постарайтесь снова пережить их и запомнить: как вы себя ощущаете, кем вы были в эти моменты; «снимите слепок» с себя-ресурсного, поставьте «якорь» на этом настрое. Теперь для того, чтобы настроиться на ресурсное состояние, вам достать будет задействовать этот «якорь». Моделирование ресурсного состояния. Действуйте так, как будто у вас уже есть эти ресурсы: улыбайтесь, двигайтесь легко, примерьте на себя ощущения всемогущества, в мыслях смоделируйте себя-ресурсного и «оживите» эту модель, приведите ее в движение. Обязательно следите за тем, чтобы физический ресурс был также полон! Иногда лучше дать себе отдохнуть, чем тратить время на низкоэффективный труд в истощенном состоянии. Вспомните девиз Скарлет О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Съешьте шоколадку. Потанцуйте. Займитесь чем-то любимым, что давно ждет. Проведите день для себя. А, уже подзарядив внутренние батарейки, потом принимайтесь за свои задачи!

Для того чтобы стать успешным и состоятельным человеком, очень важно правильно выбрать себе профессию. Человек должен заниматься не просто прибыльным, но еще и любимым делом, которое легко ему дается и приносит удовольствие. Поэтому к вопросу профессионального самоопределения стоит подходить очень серьезно. Профессиональные задатки Определить склонности к какому-либо виду деятельности и профессиональные задатки человека, можно уже в детском возрасте, когда ребенок еще учится в школе. Кому-то может показаться, что в школьные годы еще рано думать о профессии, но на самом деле - это первый и очень важный этап в выборе вектора развития и будущей сферы деятельности. Так как школьники крайне редко серьезно подходят к вопросу о своем будущем занятии, на данном этапе ответственность лежит на родителях и педагогах. Они должны правильно выявить и подметить интересы ребенка, а также те сферы, в которых ребенок обладает наилучшими способностями. В старших классах у школьников зачастую вырисовывается устойчивый интерес к какому-либо занятию. К моменту поступление в средне-специальное или высшее учебное заведение, многие абитуриенты уже имеют четкое представление о своей будущей профессии. Тем же, кто никак не может определиться со своим выбором, рекомендуется прохождение специальных психологических тестов на профориентацию, а также посещение ярмарок профессий, которые устраиваются при участии служб занятости и образовательных учреждений. Личные качества Выбирая будущий род своей деятельности, важно проанализировать свои личностные качества, такие как: психологические особенности (тип темперамента, стрессоустойчивость, подверженность внешним влияниям, степень раздражительности, поведение в обществе и другие); профессиональные знания и навыки (уровень образование, глубина знания предмета, умение обращаться с оборудованием, спецтехникой и электроникой, умение общаться с людьми, скорость принятия решений, квалификация и так далее); физические качества (состояние здоровья, физические возможности, вредные факторы). Вопрос трудоустройства Немаловажным критерием выбора профессии является востребованность тех или иных специалистов на рынке труда и уровень заработной платы. Не всегда представителям «модных» специальностей (экономисты, менеджеры, юристы, маркетологи) удается найти высокооплачиваемую работу (или хоть какую-нибудь работу). В последнее время наметилась тенденция к нехватке представителей рабочих специальностей, инженеров, узких специалистов. Если вы только собираетесь поступать в высшее или среднее учебное заведение, поинтересуйтесь, какие профессии, вероятнее всего, будут востребованы через 4, 5 или 6 лет, когда для вас станет актуальным вопрос трудоустройства. Для того чтобы работать максимально продуктивно и с наименьшими эмоциональными нагрузками, свою работу нужно любить и быть увлеченным ею. На работе человек проводит не менее трети своей жизни, поэтому важно проводить это время с удовольствием. Идеально, если источником вашего заработка будет ваше хобби. Если же работу по душе вам найти не удается, запрограммируйте себя на то, что нелюбимая работа – это временная вынужденная мера. Ни в коем случае не останавливайтесь в поисках своего идеального рабочего места, или попытайтесь начать собственное дело. Выбирая для себя будущую профессию, помните, что она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Конечно, стоит прислушиваться к советам родителей, педагогов и друзей, но окончательное решение должно быть принято добровольно и самостоятельно. И не бойтесь выходить за рамки шаблонов. Помните, что правильный выбор профессии – это фундамент вашего будущего успеха.

В Германии на государственном уровне принята ориентация на интересы и потребности школьника. Главный вопрос, который задают себе подростки — что может позволить мне моя профессия, и как это сочетается с моими личными планами на жизнь? Школьники проводят разведку интересов в 4 профессиональных полях: услуги и социальные профессии; профессии администрации и логистики; технические и ремесленные профессии; строительные и зеленые профессии. При желании, профориентированием детей в игровой форме можно заняться с маленьких лет — в “Домах маленького исследователя”. Отчасти, это оправдано — если увлечения выявляются ярко, то имеет смысл после начальной школы озаботиться выбором хорошей гимназии по своему направлению. Но чаще к выбору профессии школьники приходят в подростковом возрасте. Здесь принято дважды (в 8 и в 10-11 классе) проводить двухнедельные учебные пробы профессий. Интересно, что это обязательный пункт школьной программы по закону. Можно попробовать себя в роли помощника аптекаря, косметолога или парикмахера, экономиста — ограничений нет. Есть волонтерские занятия, которые устраивают родители: они презентуют свою профессию. Крупные организации часто устраивают дни открытых дверей. Есть помощь и от местных Агентств по труду занятости: это и специальные семинары, и просветительские кабинеты. Немецкие родители, по крайней мере мы это очень часто встречали, считают, что ребенок сам должен выбирать профессию, сам взрослеть, сам решать свои задачи, самоопределяться. В любом случае, на ребенка не принято давить — не редка ситуация, когда молодежь определяется с желаемой профессией и получает высшее образование в 27-30 лет, и это воспринимается с пониманием. Но, с другой стороны, ситуация с выбором работы в Германии не слишком хороша на сегодня — недовольны и выпускники (каждый третий затрудняется с выбором профессии), и предприятия (кадровый голод), и правительство. Предпринимаются меры, и, как нам кажется, недалек в Германии приход к идеям такой же качественной и всесторонней психологической диагностики, а затем — профориентации, как это сейчас происходит в PROFChoice. А как вы считаете, должны ли родители помогать ребенку с выбором профессии, или должны полностью довериться его воле?

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация - это занятия с учащимися Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений.

Кто должен проводить занятия по профориентации?

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация - это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах. Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству.

Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями.

На по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное - не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Когда проводить занятия по профориентации со школьниками?

Процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.

Наблюдать за ребятами нужно с самого раннего детства, следить за проявлением их деятельности. Ведь одни дети любят играть кубиками, конструкторами, пазлами, что означает наличие у них такие качества, как усидчивость, кропотливость и точность, тогда как другие без конца прыгают, бегают, постоянно лезут на шведскую стенку, пытаются выполнить какие-то трюки. Здесь уже у ребенка проявляются качества будущего спортсмена, учителя физкультуры или тренера.

Когда приобретает особое значение профориентация? 9 класс - самое лучшее время для проведения мероприятий в этой сфере. Именно в этом возрасте подросток впервые серьезно задумывается, что ему делать: дальше продолжать обучение в школе или поступать в учебные заведения.

Классный час - помощник в выборе профессии

В большинстве школ Европы ребенок, обучаясь в школе, получает навыки той или иной профессии. Там предусмотрено прохождение детьми практики на производствах, и определиться с выбором им значительно легче.

В России же дела по профессиональному ориентированию обстоят немного хуже. Способность школы помочь с выбором жизненного направления чаще всего сводится к беседам на классных часах. Такие уроки проводятся не чаще одного раза в месяц. Классный час по профориентации является обязательным мероприятием для старших школьников. Отведенное время должно быть потрачено с пользой для каждого ученика.

Кого позвать на классный час?

Приглашая представителей той или иной профессии, нужно ориентироваться прежде всего на желание класса узнать об этой сфере жизни. Если мнение класса разделилось, то можно пригласить нескольких представителей разных направлений, но не более трех, так как для выступления других может не хватить времени. Да и дети могут устать и перестать слушать выступающих. Классному руководителю не стоит брать на себя ответственность рассказывать детям о профессии, в которой у него имеются лишь поверхностные знания. Это может привести к искажению предоставляемой информации.

Где проводить занятия по профориентации школьников?

Профориентация - это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии.

Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное. Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.

В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень.

В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности. В данном случае деньги не будут истрачены напрасно. У подростка появится возможность поступить в учебное заведение.

Профориентация на переменах

Взрослым зачастую кажется, что занятий по профориентации достаточно. Ребенок должен сразу определиться. Но это далеко не так. Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом - будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план.

Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Заключение

От того, насколько правильным будет выбор профессии сегодняшних выпускников, зависит не только их успешность в жизни, но и развитие страны в целом. Ведь невозможно дать качественного образования, если педагог не любит детей. Невозможно качественно провести операцию, если хирург на деле излишне брезглив, склонен к сильной эмоциональности или боится вида крови. Безусловно, никогда не стать хорошим бизнесменом или продавцом, если в человеке отсутствует предпринимательская жилка. Профориентация - это во взрослую жизнь.

Каждый человек абсолютно индивидуален, и родителям, помогающим своему ребенку с выбором профессии, нужно не забывать об этом. И если удается заметить, что ребенок с детства проявляет свои способности в искусстве (музыке, рисовании, актерском мастерстве), не нужно заставлять его стать химиком или бухгалтером. Ведь существует множество профессий, в которых нынешний школьник сможет найти себя и полностью реализоваться. Каждый человек должен быть на своем месте.