04.03.2020

Принцип ведения учета в бюджетной организации. Основополагающие принципы бюджетного учета, его роль в приближении финансовой отчетности сектора государственного управления к международным требованиям. Бюджетный план счетов


Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки - это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.

Перенос двигательных навыков выражается в их положительном или отрицательном взаимовлиянии. На занятиях физической культурой и спортом положительный перенос двигательных навыков обнаруживается в тех случаях, когда разные физические упражнения имеют легкоразличаемое структурное сходство, например приемы игры в ручной мяч и баскетбол или подъем разгибом из виса на брусьях и то же упражнение на перекладине (человек, который играл в баскетбол, легче овладеет техникой игры в ручной мяч; после освоения подъема разгибом на перекладине подъем разгибом на брусьях разучить проще).

Поэтому последовательное или одновременное изучение таких физических упражнений целесообразно. Разновидностью положительного переноса является перекрестный (билатеральный) перенос. Он выражается в том, что человек способен выполнить определенное движение левой частью тела, хотя ранее на этом движении упражнялась только правая часть (например, спортсмен может метать левой рукой, хотя обучался метанию только правой).

Отрицательный перенос двигательных навыков проявляется в тех случаях, когда трудно дифференцировать отдельные элементы движения при выполнении различных физических упражнений. Например, в прыжках в высоту и барьерном беге содержится фаза отталкивания, однако характер ее в этих вирах различается по ряду деталей настолько, что начинающий не способен их дифференцировать. Поэтому одновременное изучение этих двух спортивных упражнений нецелесообразно. Следует выделить три основных процесса, которые обеспечивают образование и развитие двигательного навыка: 1) познавательный процесс, который состоит в осознании цели движения, его структуры и результатов, в овладении суммой знаний; 2) процесс установления и закрепления соответствующих условнорефлекторных связей; 3) процесс морфологической и функциональной перестройки опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма; 4) процесс развития двигательных качеств и некоторых сторон психической сферы занимающихся в соответствии с требованиями изучаемых движений. Овладение двигательными навыками, так же как и развитие тренированности в целом, происходит неравномерно, по ломаной кривой. Вначале отмечается быстрый рост тренированности, затем идет длительный период медленного нарастания, в котором временами могут наблюдаться задержка (плато) и случаи снижения, вслед за тем наступает новое резкое увеличение тренированности и снова период замедленного развития или задержки.

Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на три этапа: ознакомления, овладения структурой движений и совершенствования в выполнении физического упражнения.

На этане ознакомления, который продолжается от одного до нескольких занятий, ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре, а так же ознакомления с основными условиями и правилами спортивной борьбы в данном виде спорта. Для решения первой из этих задач приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения (например, снижать высоту препятствия, уменьшать вес снарядов, размеры площадки, снижать интенсивность движения, сокращать дистанцию, не учитывать некоторые правила, которые необходимо соблюдать на соревнованиях).

На этапе овладения структурой движений, который продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, ставятся следующие задачи:

  1. создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;
  2. овладеть физическим упражнением, основными приемами, применяемыми в спортивной борьбе, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;
  3. ознакомить с основами тактики данного вида спорта.

На этапе совершенствования, который продолжается в течение всего времени, пока занимающийся стремится повысить свои результаты, ставятся следующие задачи:

  1. достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях спортивной борьбы;
  2. развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;
  3. освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.

В специализированных занятиях спортом (в спортивной тренировке) обучению технике спортивных упражнений предшествует этап подготовки к нему. Этот этап может длиться от 3 недель до нескольких лет. Его продолжительность зависит от возраста занимающегося и вида спорта. На этапе подготовки к обучению определяются интересы и способности занимающихся, формируется активно-положительное отношение к занятиям определенным видом спорта, обеспечивается физическая подготовленность, служащая основой для овладения соответствующими двигательными навыками. Иногда, чтобы овладеть техникой одного вида спорта, необходимо заниматься другим видом (например, обучению прыжкам в воду должны предшествовать кроме плавания занятия акробатикой). В некоторых случаях задачи подготовки к обучению решаются без участия преподавателя (например, в процессе игры в детском возрасте или самостоятельных занятий различными видами спорта). Это позволяет приступить к разучиванию техники избранного вида спорта без предварительной подготовки.

С самого начала обучения физическим упражнениям следует стремиться к тому, чтобы занимающийся выполнял движение как можно ближе к его идеальному образцу (по структуре). Для этого можно применить два способа (метода):

  • первый - упростить условия, снизить интенсивность движений;
  • второй - расчленить спортивное упражнение на более простые по структуре движения, на отдельные действия и приемы.

Первый метод обучения - целостный метод , второй - расчлененный метод . Их сочетание - комплексный метод .

Наиболее эффективным методом нужно признать комплексный метод обучения.

Расчлененный и целостный методы в обучении сложным действиям самостоятельного значения не имеют. Однако само понятие «комплексный метод» не раскрывает его содержания. Здесь более уместно применение понятия анализа - синтеза движений в обучении. Обязательное требование реализации анализа - синтеза в обучении физическим упражнениям состоит в том, чтобы расчлененная подсистема не теряла своего органического единства с целостным упражнением. Выделенные части, фазы и элементы должны быть закреплены (освоены) достаточно хорошо, прежде чем они будут соединены в более сложные сочетания. Однако длительные упражнения в изолированных деталях могут привести к нарушению согласованности движений при выполнении сложного физического упражнения в целом. Поэтому необходимо заниматься одновременно несколькими частями, фазами и элементами спортивного упражнения, переходя от одного к другому циклически.

Для каждого занимающегося в каждом спортивном упражнении следует найти такие части и фазы, которые он может воспроизвести правильно, но с приложением усилий, характерных для данных подсистем спортивного упражнения в целостном его выполнении в реальных условиях спортивной борьбы.

Успех в овладении физическими упражнениями зависит от последовательности изучения его подсистем. В каждом сложном физическом упражнении имеется часть, фаза или элемент, от правильного выполнения которых в значительной степени зависит эффективность движения. Различают основу спортивного упражнения в целом - основную часть; основу части спортивного упражнения - основную фазу; основу фазы спортивного упражнения - основной элемент. Например, из четырех частей прыжка в высоту (разбег, отталкивание, переход планки и приземление) основной частью является отталкивание; в отталкивании основной фазой является постановка толчковой ноги и положение тела по отношению к нему; в фазе постановки ноги для отталкивания основными элементами являются движения таза и плечей.

Установление основы спортивного упражнения важно, в частности, потому, что обучение следует начинать именно с нее. В разных спортивных упражнениях, а также в отдельных их частях и фазах основа движения может находиться в начале, в середине и в конце.

В первом варианте основная часть сложного физического упражнения находится в начале. Она осваивается первой. Затем изучается техника средней части движений. К ней присоединяется уже освоенная начальная часть. Вслед за тем изучается техника заключительной части упражнений. К ней присоединяется освоенная средняя часть.

Во втором варианте основная часть спортивного упражнения находится в середине, а в третьем - в конце.

Выполняемые движения воспринимаются прежде всего органами чувств. Их можно видеть, в некоторых случаях слышать звуки, издаваемые при них, а главное - воспринимать кинестезическими ощущениями. В процессе обучения двигательным действиям суммарная деятельность органов чувств синтезируется в центральной нервной системе. В последующих действиях возникают новые ощущения, которые дают возможность проверить создавшиеся представления, уточнить их. В новых попытках воспроизвести движение возникают новые ощущения, которые снова осмысливаются, синтезируются в сознании и создаются более точные представления об изучаемом движении. Они снова проверяются на практике.

Отличие одного этапа овладения двигательными навыками от другого состоит в раскрытии в выполняемых движениях новых ощущений, в новом, более совершенном, восприятии этих ощущений. В этом заключена суть и последовательность освоения любого навыка, познания любого явления. Квалифицированный спортсмен лучше контролирует выполняемое спортивное упражнение. Именно поэтому он способен выполнить его более совершенно.

При равенстве одаренности и двигательного опыта результаты обучения зависят от способности концентрации внимания на возникающих ощущениях и степени понимания изучаемого. Чем лучше удалось отвлечь внимание обучающегося от всего, что не имеет отношения к выполняемому заданию, тем успешнее будет обучение. Это относится как к внешним раздражителям, так и к собственным мыслям обучающегося.

В соответствии с основными параметрами движений выделяют отдельные проявления кинестезической чувствительности: «чувство пространства», «чувство дистанции», т. е. способность соразмерять движения в пространстве; «чувство снаряда», т. е. развитие тонкого ощущения формы, веса, упругости снаряда; «чувство времени» («чувство скорости»), т. е. способность распределять свои движения во времени; «чувство среды» («чувство воды», «чувство воздуха», «чувство снега», «чувство льда» и др.), т. е. способность оценивать сопротивление среды действия.

Возникшие кинестезические ощущения сохраняются при систематических упражнениях (в двигательной памяти. - Примеч. ред.). Известно, что структура хорошо усвоенного движения не забывается, каким бы длительным ни был перерыв. Человек, хорошо овладевший ездой на велосипеде, способен выполнить это упражнение, даже если он не сидел на велосипеде на протяжении нескольких десятилетий. То же относится к плаванию, бегу на коньках и ко всем другим спортивным упражнениям, выполнение которых не требует больших мускульных усилий, специального развития организма или борьбы с чувством страха.

Что касается кинестезической чувствительности, то она притупляется в результате даже кратковременных перерывов в занятиях. Чем сложнее координация движений, тем в большей мере сказывается перерыв в упражнениях. Так, один старый цирковой артист говорил: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю только я, если не упражняюсь два дня, это замечают мои товарищи, но если не упражняюсь три дня, это замечают уже зрители».

Значение чувственного (неосознанного) контроля возрастает по мере автоматизации движений, которая характеризуется тем, что человек может решить двигательную задачу без фиксации внимания на отдельных подсистемах. Таким образом, способность к чувственному контролю у одного и того же человека находится в зависимости от степени его тренированности в данном двигательном действии.

Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М: ФиС, 1978. - С. 53-60.

Обновлено: 21 января 2013 Просмотров: 20891

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники. На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Учитель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав. На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Учитель физкультуры словами регулирует движения школьников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения детей к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности учителя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. Этапы обучения детей физическим упражнениям.

Методы обучения

1-й - первоначальное разучивание (длительность этапа 1-3 занятия)

Ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать разучивать его до овладения им в общих чертах

Словесный: название, объяснение

Наглядный: правильный, безукоризненно четкий показ образца в

надлежащем темпе от начала до конца

Практический: расчлененный показ двигательного действия в

более медленном темпе; самостоятельное выполнение действия

детьми, сопровождаемые указания воспитателя

2-й - углубленное разучивание (длительность этапа 3-6 занятий)

Уточнить правильность выполнения деталей разучиваемого действия; исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом

Словесный: название, частичное объяснение, словесные инструкции, разъяснения, пояснения; во время выполнения движений воспитатель дает указания, направленные на качественное выполнение отдельных элементов движения Наглядный: расчлененный показ элементов движения Практический: многократное повторение движения

3-й - закрепление на-выка и совершенствование техники (длительность этапа 10 занятий и более)

Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия; стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни

Словесный: название, оценка, вопросы

Практический: выполнение движений в играх и соревнованиях;
использование усвоенного навыка в игровых и жизненных
условиях и выполнение творческих заданий (внести какое-либо
изменение в известное ему упражнение и создать его вариант,
скомбинировать из знакомых новое, придумать свое, оригинальное)

Этапы обучения можно укорачивать и удлинять. Это зависит от: сложности упражнения; возраста детей и их физической подготовки; уровня развития физических качеств; эмоционального состояния детей; методов и приемов, которые использует учитель физкультуры в своей работе; сознательного отношения детей к двигательной деятельности.

Способы организации детей во время обучения движениям.

Способ организации

Характеристика способа

Положительные стороны способа

Недостатки способа

Фронтальный способ

Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или одновременно - разные движения под руководством воспитателя

Обеспечивает высокую моторную плотность занятия

Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

Затрудненность индивидуального подхода

Групповой способ

Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп (по 2-4), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретенных двигательных навыков

Сохраняется высокая моторная плотность

Повышается двигательная активность детей.

Воспитываются умение самостоятельно

выполнять задания, ответственность,

сдержанность.

Дается возможность упражняться в нескольких

видах движений.

Ограниченность возможности воспитателя контро-лировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки

Индивидуальный способ

Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие рекомендации. Остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения

Есть возможность осуществлять

индивидуальную работу с детьми.

Достигается воспитание качества, точности двигательного действия.

Посменный способ

Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают

Обеспечивается отработка качества движений Индивидуальный подход к детям

Низкая моторная плотность занятия

Поточный способ

Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления боль-шой повторности упражнения могут быть организованы 2-3 потока. Разновидность поточного способа - круговое («стан-ционное») выполнение упражнений: ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений

Обеспечивается высокая моторная плотность занятия Достигается воспитание у детей физических качеств - быстроты, ловкости, силы, вынос-ливости и ориентировки в пространстве

Трудность качественной оценки движения, исправ-ления неточности двига-тельного действия

Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений педагога. Формирование двигательных навыков в процессе обучения движениям.

Стадии формирования навыка

Рисунок движения

Этапы обучения движениям

Методы обучения

Способы организации детей

1-я - иррадиация (распространение процесса возбуждения в коре головного мозга)

Неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточность двигательного действия

1-й - перво-начальное разучивание

Словесные: объяснение, название упражнения, описание Наглядные: показ, имитация, слуховые, зрительные ориентиры Практические: практическое опробование, выполнение упражнений без изменений

Фронтальный Групповой

2-я - специализация (постепенное развитие внутреннего дифферен-цированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышение роли второй сигнальной системы)

Движения четкие, точные, координиро-ванные, стабильные

2-й - углубленное разучивание

Наглядные: имитация, зрительные, слуховые ориентиры, расчлененный показ Словесные методы используются в виде коротких указаний, словесных инструкций, описания, распоряжения, команды, анализа действия, пояснения, вопросов к детям Практические: выполнение упражнений без изменений

Поточный Групповой Посменный

3-я - стабилизация (упрочнение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия)

Движения выполняются свободно, достаточно точно, уверенно в любых условиях

3-й - закрепление навыка и совершенствование техники движе-ний

Словесные: название упражнения, вопросы к детям, распоряжения, команды, указания, оценка Наглядные: наглядные пособия (фотографии, рисунки, диафильмы) Практические: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях

Групповой Индивидуальный Поточный

Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков - «положительный перенос» - происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например, навыки игры в лапту помогают осво-ить бросание мяча вдаль. «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям. Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряется способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений он быстро восстанавливается. Двигательный навык может ухудшаться и тогда, когда снижается уровень физических качеств, функциональных возможностей организма. Например, у часто болеющих детей наблюдаются низкий уровень развития основных физических качеств и низкие показатели основных видов движений. На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.

Физические качества.

Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точность действия - еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами («челночный бег»), бег с обеганием препятствий и др. Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике школьного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с). Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек независимо от собственного веса, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Это относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на массу тела. У детей младшего школьного возраста она составляет 1,5-1,8 условной единицы (Ен. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять массу, величина которой превышает массу его собственного тела. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу. В качестве субъективных тестов для оценки мышечной силы используют функциональное мышечное тестирование. Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям младшего школьного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д. Одним из важнейших для школьника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых, более сложных движений является равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для школьников, особенно с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна.

Развитие физических качеств.

Физические качества

Критерии оценки

Средства развития физического качества

Методы развития физического качества

Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени

Время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений

Упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, ме-тание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой

Повторный

Переменный (с варьирующими ускорениями) Игровой Соревновательный

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетания-ми, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво

Время качественного выполнения комплекса различных координированных движений при преодолении разнообразных препятствий в ограниченном пространстве.

Физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание,
игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения
стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь,встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов

Соревновательный Игровой

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения

Килограммы (оценивает-ся абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила - абсолютная сила, деленная на массу человека)

Упражнения с повышенной сопротивляе-мостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание)

Метод серийных упражнений

Метод интервальных упражнений

Гибкость - способность достигать наибольшей вели-чины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направ-лении

Максимальная амплитуда движений

Выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг - система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов

Метод серийных упражнений (только после разминки)

Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры

Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике

Движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, - качание на качелях; подвижные игры

Метод повторных упражнений

Метод интервальных упражнений

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности

Время, в течение которого человек выполняет физическую работу

Циклические упражнения: бег, ходьба

Метод непрерывных упражнений небольшой ин

тенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами

Методика развития физических качеств

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям.

Строевые упражнения - средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.

Построение в колонну . Колонна - размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (од­ного шага).

Построение в шеренгу. Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставлен­ную к бедру.

Построение в круг . Круг - самый доступный вид строя.

Построение врассыпную . Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров

Перестроения. Это переходы из одного строя в дру­гой Обратное перестроение называется разведением и сли­янием .

Повороты . Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении.

Размыкания и смыкания . Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания приемы уплотнения разомкнутого строя.

1-я мл гр : все построения малодоступны детям, проводятся с воспитателем, показ кажд р-ку его места, используя зрительные ориентиры, педагог становится круг вместе с детьми, переходы дети совершают гурьбой, располагаются произвольно без учёта роста. 2-я мл.группа : строятся друг за другом на зависимо от роста, постепенно учатся занимать своё место в колонне, шеренге. При поворотах используют зрительные ориентиры, по залу перемещаются парами, в одной колонне. Ср дошк возр : строятся в круг, в пары, в шеренгу, в колонну. Дети заранее разбиваются на звенья, назначаются ведущие звеньев, по сигналу они идут на условнуе места (к флажку), за ними- все ост. Направо и налево, кругом дети поворачиваются переступая на месте. Использ распоряжения а не команды. Ст дошк возр : учатся расходиться парами и по одному через середину зала. Построение: строй по росту, выравнивание шеренги по носкам, поднимают руки вперёд и отходят назад так, чтобы не касаться впередистоящего. В кругу и шеренге размыкаются на вытянутые в сторону руки, размыкание и смыкание – приставными шагами. Повороты – простое переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!».

Методика обучения детей физическим упражнениям.

Научная основа: Лесгафт, Павлов, Сеченов., Аркин, Быкова, кенеман идр.

3й год жизни : дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия. 4-й год жизни : р-к владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, опр последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обуславливает свободу самостоятельных действий. 5-й год жизни : двигательные функции формируются особенно интенсивно. Р-к стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. Двигательные действия становятся более осознанными. 6-й год жизни : достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, лёгкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия



МЕТОДИКА: 1этап : начальное разучивание физического упражнения, создаётся умение выполнять движение в общих чертах. С учётом этого ребёнку предъявляют минимальные требования, которые помогают ему овладеть основой движения. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6. 2 этап : упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно ссредотачивается на отдельных деталях техники целостного двиг действия.3 этап : обеспечивается совершенствование техники выполнения физ упр, создаётся навык и формируется способность применять двиг действие в играх и жизни. Закрепление технкики выполнения – многократные повторения.



Осокинав мл. дошк. Возр. предлагает работать над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.В ср.дошк.возр. развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двиг.действий, последовательность их выполнений, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости. В ст.дошк.возр. детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.

Проблемы учета

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА*

С.И. КОЛЕСНИКОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Уральский государственный лесотехнический университет

Бюджетный учет как вид бухгалтерского учета должен, с одной стороны, базироваться на принципах бухгалтерского учета, а с другой стороны, иметь присущие только ему принципы. Поскольку законодательная база регулирования бухгалтерского учета в России не содержит термина «принципы бухгалтерского учета», а используются термины «требования» и «допущения», то в отечественной научно-практической литературе по этому поводу нет единства мнений и подходов (иногда присутствуют диаметрально противоположные точки зрения). Для того чтобы выявить особенности и общие тенденции принципов бухгалтерского учета, проанализируем точки зрения ученых-экономистов и законодательство разных стран. Анализ начнем с понятия «принципы бухгалтерского учета».

Согласно Большому толковому словарю русского языка (БТС) принцип (от лат. «ргтсршт» - начало) - основное, исходное положение теории, науки, учения и т. п. Отсюда, принципы бухгалтерского учета--это исходные положения бухгалтерского учета как науки.

Р. Энтони и Дж. Рис указывают, что «правила и согласованные понятия бухгалтерского учета обычно называются принципами.... слово «принцип» используется для обозначения «общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения или практики». Принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми, и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук они не являются «вечными истинами» .

Ф. Вуд, рассматривая принципы бухгалтерского учета, подчеркивает, что «проделанная

* Статья подготовлена Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит»

нами работа была основана на различного рода предложениях... Эти предложения известны как «принципы» бухгалтерского учета» ; и далее «финансовый учет тяготеет к объективности и. должен содержать в себе правила, устанавливающие порядок записи данных о хозяйственных операциях. Эти правила известны как принципы» . Таким образом, Ф. Вуд под принципами бухгалтерского учета понимает правила и предположения, что соответствует, в первом случае, требованиям, во втором - допущениям.

Заложенные в основу GAAP США принципы изложены в разработанных советом по стандартам финансового учета Положениях о концепциях финансового учета (Statements on financial accounting concepts - SFAC). Согласно SFAC № 5 принципы - это положения, лежащие в основе определений размеров (оценок) фактов хозяйственной жизни и раскрывающие их в такой форме, в которой они имеют смысл для пользователей учетной информации .

Ю. А. Бабаев считает, что «принцип - основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения» . По мнению В. Г. Гетьмана «принципы бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применимые для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета» .

Обобщив указанные трактовки, с нашей точки зрения можно дать следующее определение принципам бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета - это исходные положения бухгалтер-

ского учета как науки, которые предопределяют предмет, объект, методы бухгалтерского учета и качественные характеристики учетной информации на современном этапе.

Г. Мюллер, Х. Гернон, Г. Миик справедливо отмечают, что «бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система... Так, принципы бухгалтерского учета в США и других странах значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.)» . С другой стороны, «бухгалтерский учет. не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, обеспечивая тем самым подобие систем учета, применяемых в различных странах» . Следовательно, и принципы бухгалтерского учета разных стран сближаются.

Как считают Р. Энтони и Дж. Рис (и с их мнением согласны практически все экономисты), общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому необходимо что-то знать об определенной организации. Принцип объективен, если на информацию не влияют личные мнения или оценки ее составителей. Объективность подразумевает надежность, проверяемость, соответствие действительности. Принцип осуществим, если он может быть выполнен без чрезмерных сложностей или затрат.

Эти три критерия часто противоречат друг другу. Так, технология новой продукции может значительно влиять на реальную стоимость предприятия. Информация о стоимости новой продукции наиболее полезна вкладчику; она действительно уместна. Но оценить наилучшим образом его стоимость скорее всего может лишь руководство, и это будет крайне субъективная оценка. Поэтому бухгалтерский учет не регистрирует такие стоимости, жертвуя уместностью ради объективности.

Важной задачей при разработке новых принципов оказывается достижение правильного баланса между уместностью, с одной стороны, и объективностью и осуществимостью - с другой. Недооценка этой проблемы часто приводит к обоснованной критике учетных принципов .

Значительный вклад в разработку принципов бухгалтерского учета внес В. Патон. В опублико-

ванной в 1922 г. докторской диссертации «Теория бухгалтерского учета» В. Патон представил 6 постулатов как основных положений бухгалтерского учета.

«1. Существование конкретного объекта хозяйственной деятельности - универсальное предположение, хотя оно, как правило, лишь декларируется.

2. Непрерывность деятельности хозяйствующей единицы - предположение о действующем предприятии принимается для удобства.

3. Равенство баланса - достигается вследствие того, что мы «выискиваем» какие-либо несоответствия, которые могут возникнуть при введении в учет счетов собственников.

4. Денежный постулат - «денежная оценка активов и пассивов является полной картиной финансового состояния предприятия на дату составления отчетности».

5. Постулат о затратах - «затраты дают действительную оценку для определения первоначальной стоимости».

6. Признание дохода полученным - предполагает, что «чистый доход, или прибыль, возникнув внезапно, «порывом ветра», благодаря особому случаю, свершающемуся в основном в сфере продаж», что, очевидно, не верно» . В современной научной литературе эти постулаты нашли свое отражение в таких принципах бухгалтерского учета как самостоятельность предприятия, действующее предприятие, двойственность, денежное измерение, стоимость, консерватизм и реализация.

Так, Ф. Вуд подразделяет принципы бухгалтерского учета на 2 группы: основные и «важные» (рис. 1).

К основным принципам Ф. Вуд относит стоимость, денежное выражение, работающее предприятие, самостоятельность предприятия, реализацию, двойственность, накопление.

Принцип стоимости (cost concept). В соответствии с этим принципом средства подлежат учету по цене приобретения, и она же служит основой для оценки будущего использования средств.

Принцип денежного выражения (money measurement concept). Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые поддаются денежной оценке с достаточной степенью объективности.

Принцип работающего предприятия (goin concern concept). В бухгалтерском учете всегда, за исключением случаев, когда наверняка известно обратное, делается допущение о том, что предпри-

Рис. 1. Принципы бухгалтерского учета по Ф. Вуду

ятие будет работать на протяжении неопределенно длительного периода времени. Если бы предприятия не признавались работающими непрерывно, то применение принципа стоимости было бы невозможным, так как к предприятию относились бы так, как будто его сразу продадут после составления бухгалтерской отчетности, следовательно, более значимым была бы не стоимость, а продажная цена активов предприятия.

Принцип самостоятельности предприятия (business entity concept). Операции, отраженные в документах предприятия, оказывают влияние только на само предприятие, т. е. бухгалтерский учет ограничен рамками предприятия и не распространяется на личные средства его собственников.

Принципреализации (realisation concept). В бухгалтерском учете доходы (прибыль) могут считаться полученными в момент поступления товаров к покупателю (в момент принятия покупателем на себя обязательства по ним), т. е. это момент реализации товаров, продукции, работ и услуг.

Принцип двойственности (dual aspect concept). В соответствии с этим принципом в бухгалтерском учете присутствуют два аспекта: один представлен активами предприятия, другой - требованиями к ним. Принципиальное положение состоит в том, что эти два аспекта всегда равны друг другу (актив = обязательства + капитал). Метод записи операций,

при котором соблюдается принцип двойственности, получил название двойной записи.

Принцип накопления (accruals concept). Данный принцип означает, что прибыль определяется как разница между доходами и расходами, а не между поступившими и затраченными денежными средствами за определенный период. Поэтому важно увязать («привести в соответствие») доходы и расходы.

К «важным» принципам Ф. Вуд относит существенность, осмотрительность, постоянство, стабильность валюты.

Принцип существенности (materiality). Если проведенная операция в определенном смысле не стоит усилия по ее регистрации, то ведение учета в таком случае совершенно нецелесообразно. «Не теряйте свое время на тщательный учет незначительных предметов» . Предприятия самостоятельно устанавливают уровень существенности по различным хозяйственным операциям, если по ним нет никаких нормативно-правовых актов.

Принцип осмотрительности (консерватизма) (prudence). Данный принцип означает, что бухгалтер, как правило, выберет такую величину конкретной статьи, которая скорее занижает прибыль, чем приводит к ее завышению. Другими словами, бухгалтер выбирает тот показатель, который позволяет представить капитал предприятия в уменьшенном размере, чем преувеличить размер капитала. Под этим принципом можно понимать и стремление бухгалтера убедиться в том, что все убытки занесены в бухгалтерские документы, а данные о прибылях попали туда преждевременно.

Принцип постоянства (consistency). Если предприятие выбрало метод бухгалтерской обработки определенного типа данных, то оно должно точно придерживаться именно этого метода при обработке всех данных этого типа. Однако это не означает, что предприятие должно придерживаться только этого метода до последнего дня своего существования. Используемый метод может быть изменен, но только на достаточно серьезном основании.

Допущение о стабильности валюты (assumption of the stability of currency). Покупательная способность валюты любой страны с течением времени изменяется. Поэтому для правильной оценки бухгалтерской

отчетности необходимо принимать в расчет изменение уровня цен по мере ведения записей.

Р. Энтони (в переводе - Антони) в своей книге «Основы бухгалтерского учета», вышедшей в России в 1993 г., указывает 9 основных принципов бухгалтерского учета: двойственность, денежное измерение, автономность предприятия, непрерывность, себестоимость, консерватизм, существенность, реализация, соответствие .

В этом же году вышла книга Р. Энтони и Дж. Риса «Учет: ситуации и примеры» с указанием 11 концепций, «которые широко признаны и применяются на практике бухгалтерами в Северной Америке, а именно:

1) денежного измерения;

2) обособленного предприятия;

3) действующего предприятия;

4) учета по стоимости;

5) двойственности учета (двойной записи);

6) учетного периода;

7) консерватизма (осторожности);

8) реализации;

9) увязки;

10) последовательности;

11) существенности» .

Р. Энтони, Дж. Рис считают, что принципы бухгалтерского учета базируются на указанных выше концепциях. Рассмотрим их подробнее и назовем их «принципами бухгалтерского учета», хотя в первоисточнике они рассматриваются как концепции. (Сделаем это для того, чтобы обеспечить сопоставимость взглядов различных ученых).

Принцип денежного измерения. В бухгалтерском учете регистрируется только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. Преимущество подобного учета состоит в том, что деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородные факты о предприятии могут быть выражены в виде чисел, которые можно складывать или вычитать. «Однако, несмотря на такое преимущество, бухгалтерский учет не отражает таких важных в бизнесе фактов, как, например, состояние здоровья президента, начало стройки или то, что конкурент представил на рынок лучшую продукцию. Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют на время регистрации хозяйственных фактов на счетах. Последующие изменения в покупательной силе денег не влияют на эту сумму, хотя, как известно, они бывают существенными. Тем не менее бухгалтеры и не пытаются отразить эти изменения на счетах» .

Принцип обособленного предприятия. Бухгалтерский учет предприятия как хозяйственной единицы ведется обособленно от учета связанных

с ним лиц (собственников, кредиторов, других предприятий). Но предприятие может быть частью другого - более крупного. В этом случае отчеты для предприятий более высокого уровня в иерархии составляются путем сведения (консолидирования) данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Бухгалтерский учет предполагает, что хозяйствующий субъект является действующим предприятием, т. е. он и в дальнейшем будет продолжать функционировать в течение неопределенно долгого периода. Значение этого допущения может быть представлено в сравнении с возможной альтернативой - что предприятие будет ликвидироваться. В этом случае его ресурсы будут оцениваться по ликвидационной стоимости, а не по первоначальной стоимости (см. принципы стоимости).

Принцип учета по стоимости (принцип себестоимости). В бухгалтерском учете активы первоначально регистрируются по их стоимости, т. е. актив вносится в учетные регистры по оплаченной за его приобретение цене (по стоимости). Обычно на эту величину не влияют последующие изменения в цене актива. Принцип стоимости не означает, что в учетных регистрах все активы сохраняют свою первоначальную покупную цену до тех пор, пока они принадлежат предприятию, «Например, стоимость актива, имеющего долгий. срок службы, систематически уменьшается в течение этого срока с помощью процедуры, называемой износом.» . Из принципа стоимости следует, что если предприятие ничего не платит за актив (кроме безвозмездно передаваемых материальных ценностей и денежных средств), то он обычно не отражается в учетных регистрах как актив. Поэтому знания и навыки, накапливаемые по мере функционирования предприятия, взаимодействие между работниками, удачное месторасположение, приобретающее со временем возрастающее значение, высокая репутация со стороны покупателей и поставщиков, торговые марки, разработанные менеджерами предприятия, и другие неосязаемые вещи - все это не отражается как активы в учетных регистрах предприятия. (Кстати, эти неосязаемые активы предприятия получили название «гудвилл»).

Принцип двойственности учета. Формальное выражение принцип двойственности учета находит в основном бухгалтерском уравнении, которое имеет следующий вид:

активы = обязательства + капитал, где активы - это экономические ресурсы предприятия;

обязательства (пассив) - требование кредиторов (любых лиц, кроме собственников);

капитал - требования собственников (владельцев) предприятия.

(В отечественном бухгалтерском учете термин «пассив» применяется для обозначения суммы обязательств и капитала). Каждая хозяйственная операция при учете отражается по активу и пассиву, чтобы не нарушать равенство между ними (баланс). Поэтому бухгалтерский учет получил название «системы двойной записи» .

Принцип учетного периода. Согласно принципу действующего предприятия допускается, что продолжительность работы хозяйствующего субъекта не ограничена во времени. Но руководству и другим пользователям периодически нужно знать, как идут дела предприятия. Это приводит к принципу учетного периода: предоставление бухгалтерской информации пользователям за конкретный промежуток времени .

Принцип консерватизма (осторожность в оценке). Менеджерам предприятия хочется представлять благоприятную информацию о том, как хорошо справляется со своими задачами предприятие, за которое они несут ответственность. Однако исходя из принципа консерватизма следует, что, во-первых, доход (увеличение нераспределенной прибыли) признается только тогда, когда на то имеется обоснованная уверенность; во-вторых, расход (уменьшение нераспределенной прибыли) признается как только возникает обос-

на величину возможных непоступлений (на предполагаемую сумму безнадежных долгов).

Принцип увязки доходов с расходами. Данный принцип вытекает из принципов реализации и учетного периода и означает, что «... если данное событие влияет как на доходы, так и на расходы, воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде» .

Принцип последовательности состоит в том, что, выбрав однажды какую-то одну методику учета, предприятие должно использовать именно ее для всех последующих событий похожего характера, пока не возникнут веские причины для изменения методики. Если предприятие часто меняет методику учета, то может быть затруднено сравнение его бухгалтерской отчетности различных периодов .

Принцип существенности. «Бухгалтеру нет необходимости регистрировать те незначительные события, работа по учету которых не оправдывалась бы полезностью результатов» . Но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл группируют принципы бухгалтерского учета на общепринятые принципы (в соответствии с GAAP) и на допущения (рис. 2).

нованная возможность . Следовательно, данный принцип определяет период, в котором должны быть признаны доходы и расходы.

Принцип реализации

указывает сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи продукции, товаров, работ и услуг. Принцип допускает, что сумма признанного дохода может быть меньше продажной цены реализованных товаров и услуг, если товары реа-лизовывались в кредит, а покупатель не оплатил счета. В этом случае сумма продаж в кредит должна быть уменьшена

К общепринятым принципам Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл относят денежное измерение, самостоятельность предприятия, стоимость и двойственность.

Принцип денежного измерения (money measure principle). Все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в денежном измерении. «. Деньги являются единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные» .

Принцип самостоятельности предприятия (separate enity principle). «Для целей бухгалтерского учета бизнес рассматривается как самостоятельная единица, которая отличается не только от кредиторов и клиентов, но и от собственника или совладельцев. Он должен иметь собственную систему счетов и отчетности» .

Принцип стоимости (cost principle). Согласно этому принципу «цель бухгалтерского учета состоит. в определении себестоимости, или стоимости (value), на момент совершения хозяйственной операции. Например, стоимость активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до тех пор, пока они не будут проданы или потреблены» .

Принцип двойственности (dual aspect principle). Данный принцип означает, что «все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, пожертвование и приобретение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга» .

К допущениям Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл относят непрерывность деятельности предприятия, соответствие, периодичность, понятность, полезность, значимость, достоверность, сравнимость, постоянство, существенность, консерватизм, полноту и эффективность.

Допущение непрерывности деятельности предприятия (going concern или continuity). «До тех пор пока нет никаких признаков прекращения деятельности предприятия (его ликвидации), бухгалтер должен исходить из того, что оно будет существовать в течение неопределенного периода - вечно. Если ожидается, что фирма вскоре прекратит функционирование, то стоимость ее активов, как правило, окажется значительно ниже, чем в том случае, когда активы относились к функционирующему предприятию» .

Допущение соответствия (mathing rule). «Расходы должны быть отнесены к отчетному периоду возникновения затрат (а не выплаты денег), связанных с получением доходов, которые, в свою очередь, должны быть отнесены к отчетному периоду продажи товаров и оказания услуг (а не получения

денег)» . Другими словами, расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором были получены доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Допущение периодичности (periodicity). В соответствии с этим допущением исчисленная чистая прибыль за любой период времени меньший, чем время существования предприятия, должна рассматриваться как предположительная, но полезная предварительная оценка чистой прибыли за данный период. Для облегчения сравнения берутся временные периоды равной продолжительности.

Допущение понятности (intelligibility). Лицам, принимающим решения, должна быть понятна бухгалтерская информация .

Допущение полезности (usefully). Бухгалтеры должны предоставить информацию, полезную при принятии решений.

Допущение значимости (relevance) означает возможность бухгалтерской информации повлиять на принятие решения. Бухгалтерская информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность, основана на обратной связи и если она своевременна. Прогнозная ценность информации предполагает ее полезность при составлении планов; обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность означает поступление информации к пользователю в нужное время. Если в нужный момент отсутствует информация, то, поступив позже, она уже не имеет значения для последующих действий и не является значимой .

Допущение достоверности (reliability) означает, что бухгалтерская информация должна быть правдиво представлена, ее легко можно проверить и она должна носить нейтральный характер. Правдивость - это степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость - это возможность ее подтверждения; нейтральность - бухгалтерская отчетность не должна отражать интересы какого-либо круга лиц.

Допущение сравнимости (comparability) характеризует поступление такой бухгалтерской информации, которая позволяет лицу, принимающему решение, выявить сходства, различия, тенденции.

Допущение постоянства (consistency) означает, что принятая методика и выбранные учетные процедуры не меняются для того, чтобы бухгалтерская информация могла быть сопоставима на протяжении различных промежутков времени или с данными другого предприятия за один и тот же промежуток времени. Изменение методики

и учетных процедур должно быть экономически обоснованно и согласованно с пользователями бухгалтерской информации.

Допущение существенности (materiality) «указывает на относительную важность того или иного события. Так, событие существенно, если ожидается, что знания о нем повлияют на решение того, кто пользуется отчетом. Существенность факта зависит от характера и его количественной оценки. Например, в фирме, имеющей миллионные обороты, ошибка в 5 000 долл. может не иметь значения, но выявленные взятки или кражи в 5 000 долл. могут быть очень существенным событием. Бухгалтер должен принимать во внимание важность фактов, а пользователи должны полагаться на его оценку» .

Допущение консерватизма (осмотрительности) (conservatism). Когда бухгалтерам не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т. е. если рыночная стоимость предмета выше себестоимости - ценности показываются в отчете по себестоимости, и наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости - в отчете проставляются рыночные цены. Таким образом, бухгалтеры обеспечивают осторожность оценки как активов, так и исчисленной прибыли .

Допущение полноты (full disclosure) предполагает, что бухгалтерская информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам.

Допущение эффективности (cost - benefit) означает, что выгоды, полученные на основе бухгалтерской информации, должны быть выше затрат на нее. Оценка затрат и эффекта в каждом отдельном случае зависит от финансовых органов, требующих предоставление информации, которая нужна или кажется, что нужна им. Большая часть затрат на информацию приходится на тех, кто ее готовит, тогда как выгоды от ее использования получают и те, кто ее готовит, и те, кто ею пользуется .

Э. Хендриксен, М. Ван Бреда указывают 9 основных принципов бухгалтерского учета: хозяйствующая единица, действующее предприятие, периодичность, неопределенность, консерватизм, денежный измеритель, признание дохода, соответствие и наименьшая оценка. Но при этом оговаривают, что «перечень основных принципов весьма длинный.» .

Принцип хозяйствующей единицы. Один из подходов определяет объект бухгалтерского учета как хозяйствующую единицу, которая осуществляет контроль за ресурсами, принимает на себя ответственность за возникновение и выполнение

обязательств и управляет своей деятельностью. Другой подход определяет хозяйствующую единицу как сферу экономических интересов лиц, групп и институтов, т. е. этот подход ориентирован на интересы пользователей финансовых отчетов. Таким образом, хозяйствующий единицей может выступать предприятие, его часть или объединение предприятий. Выбор соответствующей хозяйственной единицы и определение ее границ зависят от целей отчетности и интересов пользователей представленной информации .

Принцип действующего предприятия. Предполагается, что большинство хозяйствующих единиц создается для деятельности, продолжительность которой будет большей, чем некоторый неопределенный период. Считается, что такой подход приводит к признанию хозяйствующей единицы как пребывающей в операционной неопределенности под действием обычных обстоятельств. Это предполагает, что хозяйствующая единица будет продолжать свою деятельность достаточно долго, чтобы выполнять свои текущие обязательства, т. е. пока выполняются одни обязательства, возникают новые, тем самым обуславливая неопределенную продолжительность жизни предприятия. По мнению других исследователей, действующее предприятие - это предприятие, которое продает свои активы в ходе обычной хозяйственной деятельности, осуществляя «плановую» ликвидацию во избежание ликвидации вынужденной. Причина включения принципа непрерывности деятельности предприятия в состав основных принципов бухгалтерского учета заключается в поддержке теории оценки прибыли и использовании исторической стоимости (себестоимости) в противовес ликвидационной стоимости. «Непрерывность предполагает некоторую связь между прошлым и будущим, хотя из этого не следует, что будущее будет повторением прошлого» .

Принцип периодичности (periodicity) предполагает, что бухгалтеры исчисляют прибыль по окончании регулярных календарных периодов, таких, как год, квартал, месяц. Важность принципа периодичности основывается на том, что прибыль относительно проще исчислить после завершения хозяйственной операции (цикла), тогда она равна деньгам, заработанным в ходе этой операции. Труднее определить прибыль, если хозяйственная операция не завершена, а календарный период закончился.

Принцип неопределенности (uncertainty). Неопределенность в бухгалтерском учете обусловлена двумя причинами. «Во-первых, бухгалтерский учет.. имеет отношение к хозяйствующим единицам, которые предположительно будут существовать и

в будущем. Во-вторых, оценка, используемая для характеристики благосостояния, также отличается неопределенностью. Однако это не означает, что оценки и прогнозы не должны делать как можно точнее, если они релевантны» .

Принцип консерватизма. Консерватизм сводится к тому, что бухгалтеры должны отражать самую низкую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Следовательно, предполагается, что при составлении бухгалтерской отчетности «пессимизм лучше оптимизма. В пользу консерватизма выдвигают три аргумента. Первый состоит в том, что пессимизм бухгалтеров нейтрализует сверхоптимизм менеджеров и собственников. Предприниматели по своей сути оптимистичны в отношении своих предприятий. Второй аргумент сводится к тому, что преувеличение прибылей и оценок имущества более опасно для дела и его собственников, чем преуменьшение. Третий аргумент в пользу консерватизма основывается на том, что бухгалтеру доступен более значительный объем информации, нежели инвесторам и кредиторам; кроме того, бухгалтер при проведении аудита сталкивается с двумя типами риска. С одной стороны, данные, включенные в отчет, могут оказаться впоследствии неправильными, с другой - в отчет не была включена информация, которая может оказаться верной. Консерватизм здесь означает, что взыскания за ошибки в бухгалтерской отчетности должны быть более серьезными, нежели за неполное раскрытие данных. Консерватизм в лучшем случае - весьма недостаточный метод отражения неопределенности оценки активов и прибыли, в худшем - он приводит к полному искажению учетных данных. Наконец, консерватизм лишает учетные данные сравнимости. Преднамеренные приуменьшения учетных данных могут привести к неудачным решениям точно также, как их преувеличения» . Вследствие этого Э. Хендриксен, М. Ван Бреда считают, что такого принципа как консерватизм в бухгалтерском учете не должно быть.

Принцип денежного измерителя. Бухгалтерский учет может использовать различные измерители: денежный, натуральные, трудовые, временные. Но денежный измеритель является предпочтительным. Однако его использование при передаче информации имеет некоторые негативные моменты. Наиболее серьезным из них является то, что денежный измеритель неустойчив во времени. Нестабильность денежного измерителя требует периодического внесения поправок в цены, по которым в различные периоды времени приобретается актив.

Принцип признания дохода. Объект должен быть признан доходом предприятия, если он яв-

ляется частью его продукта, может быть измерен, оценен (если эта оценка надежно подтверждена). В соответствии с положениями FASB доход не должен быть признан до тех пор, пока он а) не заработан, б) не реализован. «Доходы должны быть определены в периоде, в котором были завершены основные экономические виды деятельности, необходимые для создания. и распределения товаров и услуг, при условии, что имеются объективные показатели результатов этих видов деятельности. Эти два условия - завершение основной экономической деятельности и объективность показателя - выполняются на различных этапах деятельности и различных ситуациях, иногда в самый последний момент доставки продукции или предоставления услуги, а иногда ранее» .

Принцип соответствия означает процесс отражения расходов на основе причинно-следственной связи с отражением в бухгалтерском учете доходами. Расходы должны быть соотнесены с доходами, реализованными в пределах отчетного периода. Причем соответствие имеет место только тогда, когда установлена обоснованная связь между доходами и расходами. Следовательно, привязка ко времени расходов предполагает: 1) связь с доходами; 2) отражение в том же периоде, в котором отражен соответствующий доход. Однако иногда невозможно установить соответствие между доходами и расходами. Это вынудило бухгалтеров ввести критерий временной привязки расходов. Такой критерий устанавливается с помощью разграничения прямых расходов, относимых на себестоимость продукции и косвенных (периодических) расходов. Прямые расходы обычно отражаются в периоде, когда товары или услуги использованы. Если косвенные расходы приносят доход на протяжении нескольких периодов, то они включаются в состав расходов равномерно по отчетным периодам в течение всего срока .

Принцип наименьшей оценки (себестоимости или рыночной цены) представляет собой комбинацию оценок приобретения и выплаты в том смысле, что термин «рыночная цена» относится как к цене выбытия, так и к цене приобретения. С позиции инвестора - это стоимость замены (принцип стоимости приобретения). В особых случаях она представлена ценами продажи или чистой стоимостью реализации (принцип стоимости выбытия). «Если ценность товаров снижается относительно себестоимости, то при их оценке следует отступать от принципа себестоимости. Если ценность товаров утрачена вследствие порчи, морального или физического старения, изменения цен или по иным причинам, то

понесенный ущерб должен быть отнесен на снижение прибыли соответствующего отчетного периода. Определение размера потерь, осуществляется на основе принципа наименьшей оценки., который дает практическое средство измерения ценности запаса и через нее определения величины потерь, которые следует отразить на счетах бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде» .

Затем проанализируем законодательство разных стран по рассматриваемому вопросу.

В странах западной Европы принципы бухгалтерского учета установлены Директивой ЕЭС № 4, в соответствии с которой основное предназначение бухгалтерской системы - «... обеспечить, чтобы предоставляемые ежегодные отчетные документы были разумно мотивированными, регулятивными, искренними, давали истинное и непредвзятое представление об общем состоянии дел в компании, ее финансовом положении, убытках и доходах.

Разумная мотивированность означает рациональное и логическое трактование фактов.

Регулятивность - это соответствие юридическим нормам и необходимым процедурам.

Искренность предполагает честное трактование используемого законодательства и применяемых процедур, основанное на знаниях бухгалтера, и важность данных операций» .

В Великобритании основными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, являются: (Statements of standart accounting practice - SSAP), Стандарты финансовой отчетности (Financial reporting standarts - FRS), Положение о рекомендованной практике (Statemens of recommended practice - SORP). Согласно SSAP допущения и принципы, на которых базируется бухгалтерский учет, выражаются учетными концепциями такими как: действующее предприятие, преемственность учетных принципов, реальность, начисление.

В Германии ведение бухгалтерского учета основывается на предписаниях Коммерческого и Торгового кодексов, Закона о налоге на корпорации, Закона о балансах. В этих законодательных актах указаны требования, которые считаются принципами бухгалтерского учета: полнота (запись всех хозяйственных операций), правильность содержания (соответствие записей хозяйственных операций их содержанию), временные разграничения (своевременность записей и времени совершения хозяйственных операций), ясность, наглядность, возможность контроля, правильность формы

(запрет изменения первоначального содержания записей путем их заклеивания, стирания и т. д.), хронологический порядок записей (в порядке совершения хозяйственных операций) .

В Нидерландах, Франции ведение бухгалтерии строится на следующих обязательных положениях: начислении, единообразии (постоянство бухгалтерских методик), стоимости приобретения (себестоимости), недопущения взаимозачета и погашения активов и пассивов, идентичности, независимости, разумной осторожности, продолжающегося функционирования (действующего предприятия), материальности (существенности), приоритета содержания над формой, сопоставимости, нейтральности.

Поясним из данного перечня положения идентичности и независимости.

Положение идентичности означает соответствие начального баланса следующего финансового года и конечного баланса предыдущего финансового года. «Если требуется выделить прибыли от убытков, относящиеся к прошлым годам, их нельзя указывать из резервов, а надо - через отчет о прибылях и убытках за год» .

Положение независимости финансовых лет характеризует отражение прибыли и убытков каждого года независимо от предыдущих или последующих периодов.

В США основополагающими принципами бухгалтерского учета (согласно SFAC № 5) являются самостоятельность хозяйственной единицы, непрерывность ее деятельности, наличие единицы измерения, проведение учета применительно к определенному интервалу времени, принцип затрат, принцип дохода, соотнесение доходов и затрат, соотношение «затраты - результат», существенность отражаемых операций, консерватизм.

Очередным шагом развития принципов и методики бухгалтерского учета стала разработка в последней четверти XX в. Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые применяются транснациональными компаниями. По мнению В. Ф. Палия, «концепция МСФО наиболее полно характеризует основные принципы системы современного финансового учета, соблюдение которых определяет применимость финансовой отчетности как одного из важнейших факторов стабилизации рыночных отношений» . Хотя можно подчеркнуть, что принципы МСФО в основном совпадают с принципами GAAP США. Эти принципы представляют собой свод одиннадцати основных концепций бухгалтерского учета (Concepts of accounting GAAP IAS), разработанных Международным комитетом бухгалтеров и действующих в рамках Международных бухгалтерских

стандартов (IAS), и включают принцип денежного измерения, принцип обособленного (автономного предприятия), принцип действующего предприятия, принцип учета по стоимости, принцип двойственности учета, принцип учетного периода, принцип консерватизма, принцип реализации, принцип увязки доходов с расходами, принцип последовательности, принцип существенности.

Рассматривая принципы МСФО, В. Ф. Палий подразделяет их на основополагающие и производные. К основополагающим он относит принцип уместности отчетной информации, принцип действующей компании, принцип начисления; к производным - понятность, своевременность, существенность, применимость для прогнозирования и выверки результатов, осмотрительность, преобладание содержания над формой, полнота, надежность, сопоставимость, нейтральность (рис. 3).

Обобщая принципы бухгалтерского учета по МСФО и GAAP США, О. В. Соловьева предлагает их «разбить на три большие группы:

1) требования к качеству информации;

2) принципы учета информации (отражения информации в учете);

3) элементы финансовой отчетности» .

К первой группе О. В. Соловьева относит

полезность, уместность, своевременность, существенность, ценность, достоверность - надежность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность), понятность, сопоставимость и стабильность. Ко второй группе - принципы двойной записи, единицы учета, периодичности, продолжающиеся деятельности, денежной оценки, начислений (регистрации дохода, соответствия), осмотрительности. К третьей группе - активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы.

Бурное преобразование экономики и социально-общественного уклада России в 1990 гг. вызвало настоятельную необходимость в реформировании бухгалтерского учета, что, в частности, выразилось

Рис. 3. Принципы бухгалтерского финансового учета и отчетности МСФО по В. Ф. Палию

в разработке Положений по бухгалтерскому учету, которые являются в настоящее время составной частью нормативно-законодательного регулирования бухгалтерского учета в России. Значительное влияние на формирование Российских стандартов бухгалтерского учета оказал зарубежный опыт. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности (рис. 4).

Кроме того, в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указаны требования к формированию и оформлению бухгалтерской отчетности (рис. 5).

Рис. 4. Требования и допущения, предусмотренные ПБУ 1/98

Рис. 5. Требования, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Таким образом, можно констатировать, что за последнее время происходит существенное сближение отечественного бухгалтерского учета с бухгалтерским учетом различных стран, но с сохранением национальных традиций.

(Окончание следует)

Литература

1. Бабаев А. Ю. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 391с.

2. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000.

3. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей: Пер. с англ. / Под ред. М. Н. Ермаковой. - 5-е изд. - М.: Аскери, 2002. - Ч. 1 - 250 с.

4. Галузина С. М, Пупшис Т. Ф. Международный учет и аудит. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.

5. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 136 с.

6. Нидлз Б, Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с.

7. Палий В. Ф. Современный бухгалтерский учет. -М.: Бухгалтерский учет, 2003. - 792 с.

8. Соловьева О. В. МСФО и ГААП: учет и отчетность. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2004. - 328 с.

9. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В. Г. Гетьмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 784 с.

10. Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. -576 с.

11. Энтони (Антони) Р. Основы бухгалтерского учета. - М.: СП «Триада НТТ», 1993. - 318 с.

12. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предис. А.М. Пет-рачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993. -560 с.

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.