23.09.2019

Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Регулирование предпринимательской деятельности


Государственное регулирование ПД – воздействие государства на ПЛ путем принятия НПА, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики .

Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий.

Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов .

Правовое обеспечение государственного регулирования ПД предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают:

    НПА (регулируют поведение неопределенного круга лиц, например, законодательство о лицензировании ): законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты;

    Акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, касающиеся конкретного объекта, например, решение органа государственной власти о выдаче лицензии ).

Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на:

Прямые методы государственного регулирования – средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. В основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов . Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов ПД, лицензирование отдельных видов ПД и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность . К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Самостоятельная группа средств государственного регулирования экономики – так называемые правовые средства: договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др .

Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования): разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Лицензирование – одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия , в том числе на те или иные виды ПД.

Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования): одно из важнейших средств – прогнозирование и планирование.

Государственный прогноз – комплекс научно обоснованных предположений, выраженных в количественных и качественных показателях, дающих возможность предвидения социально-экономического развития страны.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование – деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательствеФЗ от 20.07.1995 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ".

Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период ), среднесрочную (разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется ) и краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно ).

Одним из основных средств государственного регулирования ПД и экономики в целом является система налогообложения , налоги . Налоги – основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. За счет средств бюджета устраняются несовершенства, недостатки рыночной экономики, направляются ресурсы на поддержание обороноспособности государства, создание системы социальных гарантий для определенных групп населения, частичное финансирование образования, здравоохранения и другие необходимые для общества цели, достижение которых не может быть обеспечено частными предпринимателями.

Влияние системы налогообложения, налогов на ПД способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды. Правовую основу системы налогообложения составляют нормы Конституции РФ (ст.35, 54, 57): каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Одна из важнейших функций налогов – фискальная , суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. В отношениях между государством и предпринимателем она проявляется через обязанность последнего уплачивать налоги .

Другая важнейшая функция – регулирующая , включающая подфункцию стимулирования и дестимулирования .

Выделяется также контрольная и информационная функции налогов.

К числу налоговых инструментов, стимулирующих ПД , можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые режимы.

Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и ПД. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере ПД – система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении ПД.

Разновидностью контроля является надзор , который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор .

Отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

    органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

    в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

    органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах*(426) .

Объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль (например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др ).

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов:

    контроль Президента РФ;

    контроль органов законодательной (представительной) власти;

    контроль органов исполнительной власти;

    контроль органов судебной власти.

Значение налогового контроля для ПД огромно – основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие ФЗ от 08.08.2001 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)" , который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Предмет действия названного Закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определение которого содержится в Законе и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных ФЗ или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • принципы и сущность государственного контроля;
  • особенности государственного и муниципального контроля за осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • компетенцию органов государственного контроля в предпринимательской сфере;

уметь

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями в области государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • навыками использования полученных знаний в практической деятельности.

Государственное регулирование как важнейший элемент рыночной экономики

Государственное регулирование во всех экономически развитых странах в тех или иных формах, масштабах является важнейшим элементом рыночной экономики. Формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, а также условий развития экономики.

Современное понимание роли государства в сфере экономики связано прежде всего с необходимостью установления основ ее функционирования. Исторический опыт из недавнего прошлого нашей страны свидетельствует о тщетности попыток отрицания рыночных законов.

Государства с устоявшимися экономическими традициями эмпирически пришли к выводу, что для современного общества необходима экономика, которая отвечает как своему фундаментальному назначению, так и своей гуманной цели. Что касается государства, то в своем предназначении оно должно являться и элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития в целом.

Функции государства на разных этапах становления и развития экономики. В период становления рыночной экономики главная задача формировавшегося предпринимателя состояла в том, чтобы добиться максимальной свободы и освободиться от всех форм внеэкономического принуждения феодального государства. В XVII-XIX вв. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов. В этот период государство отождествлялось с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. Представления о государстве как о «ночном стороже» были во многом обязаны получившим широкое распространение в конце XVIII в. идеям А. Смита, выдвинувшего тезис о том, что «невидимая рука рынка» через погоню за прибылью, колебания цен в зависимости от спроса и предложения, конкуренцию обеспечит экономический рост без содействия государства.

Наиболее последовательными современными противниками любого вмешательства государства в экономику являлись представители чикагской школы монетаризма, большой вклад в развитие которой внес лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М. Фридмен. Стержневой мыслью в его работах является утверждение, что экономическая свобода немыслима без личной свободы и что государственные чиновники в принципе не могут управлять экономикой более эффективно, чем независимые индивиды, которые вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом.

Великий экономический кризис 30-х гг. XX в. способствовал окончательному развенчанию идей о невидимой руке рынка. С тех пор во всех индустриально развитых странах наблюдается постоянное и неуклонное расширение регулирующей и контролирующей роли государства в важнейших сферах общественной жизни, в том числе и в экономике.

Немаловажное значение имело осознание того факта, что свободный, ничем не ограниченный рынок не всегда способен саморегулироваться и решать основные проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных, способных повлечь негативные последствия для общества.

Эмпирически придя к необходимости использования государства в качестве средства предотвращения и преодоления негативных последствий рынка, необходимо было научное обоснование, законченное выражение которого было найдено в идейно-политическом и экономическом течении кейнсианства. Основатель - английский экономист Дж. М. Кейнс и его сторонники обосновали мысль о том, что только государственное вмешательство способно обеспечить устойчивый экономический рост и занятость трудоспособного населения и тем самым скорректировать негативные аспекты рынка и свободной конкуренции.

На основе работ Дж. М. Кейнса было сформулировано понятие «экономическая политика государства », под которой понимается система административно-правовых и экономических мер, включающих содействие инвестициям и привлечение трудовых и материальных ресурсов в наиболее перспективные сферы предпринимательства, государственное финансирование и кредитование новых технологий, малого и среднего бизнеса и т.д., создание равных условий для развития хозяйственной инициативы всех социальных групп и слоев населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России. Исторически наше государство являлось крупным самостоятельным субъектом хозяйствования. Максимальное государственное вмешательство в экономику осуществляется в экстремальных условиях, когда политический интерес государства совпадал с экономическим.

Вопрос о воздействии государства на экономическую сферу деятельности общества в пашей стране особенно остро возник (в теоретическом и практическом плане) в период распада СССР и перехода к новым социально-экономическим условиям жизни. В начале 90-х гг. XX в. в России отсутствовала доктрина экономического развития, в связи с чем и возникла так называемая идея «шоковой терапии». Сторонники «шоковой терапии» отрицали необходимость государственного воздействия на экономику, полагаясь на саморегулирование рынка, исходя из ведущей роли денежной и кредитной политики.

Эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного правового механизма. Опыт реформ прошедших лет показал, что государство нельзя рассматривать как антипод рынку. Государство и рыночная экономика не только не исключают, но и дополняют друг друга. Более того, нельзя согласиться с теми авторами, которые пытаются обосновать тезис о «недопустимости прямого участия государства в экономике» 1 . Невозможно отрицать участие государства в экономике даже по той простой причине, что существуют неэффективные, но общественно необходимые сферы экономики, в которых частный субъект не желает участвовать. Собственность в данных сферах объективно будет принадлежать государству ввиду того, что ее использование неприбыльно .

Современная экономика характеризуется возросшей ролью государства, существенным изменением ее характера, значительной долей в ней государственного сектора. Причем главными инструментами государственного регулирования в зарубежных странах являются налоговая политика, финансовая помощь, технологическая политика, меры, направленные на объединение государственного и частного капитала. Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями : разработка законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Понятие и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование может осуществляться посредством прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. При всем многообразии как тех, так и других специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной и невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько се не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо - это обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Следует признать обоснованность административных методов регулирования и для защиты стратегически важных отраслей экономики , например, сельского хозяйства. Государство должно именно административными мерами обеспечить востребованность сельскохозяйственной продукции на тех условиях, которые позволят уравнять шансы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Именно административными мерами возможно обеспечить единую тарифную политику по базовым отраслям, которые, по существу, являются государственной монополией. Административные методы должны быть экономически обоснованы.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование представляет собой практическую реализацию функций всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Несовершенство правового регулирования предпринимательской деятельности, недостаточность и противоречивость законодательства создают серьезные препятствия на пути эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, содержатся в многочисленных НПА.

Единого законодательного акта, четко определяющего, что такое государственное регулирование предпринимательской деятельности, каковы основные формы и методы такого регулирования, пределы государственного вмешательства, исходя из целесообразности такого вмешательства, в настоящее время нет.

В рыночных условиях необходимость государственного воздействия на экономику определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • - обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • - формирование федерального, регионального и местного бюджетов;
  • - защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • - обеспечение занятости населения;
  • - обеспечение обороноспособности и безопасности страны;
  • - реализация свободы предпринимательской деятельности и конкуренции, защита от монополизма;
  • - соблюдение правопорядка по внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Бесспорным является сам факт государственного воздействия на экономику, которое осуществляется в любом государстве. Уровень экономического, социального развития, национальные особенности и другие факторы определяют формы и методы такого воздействия. Для современной России характерно становление рыночных механизмов управления экономикой государства, что не всегда обходится без ошибок и просчетов. Положителен отказ от административно-планового регулирования экономикой и тенденции построения рыночной системы хозяйствования. Экономическая функция государства должна проявляться в трех основных направлениях: нормативное регулирование, контроль, участие государства в предпринимательских отношениях на равных началах с иными субъектами. Ослабление воздействия на одном из этих направлений автоматически влияет на эффективность других.

В связи с постепенным перераспределением экономических функций с публичных субъектов на частные важно сохранять баланс между государственными (публичными) и частными интересами, так как именно субъекты предпринимательской деятельности являются основой экономики большинства ведущих стран, внутренним источником устойчивого экономического развития любого государства.

Экономическая свобода не может быть безграничной, ее пределы и способы осуществления устанавливает государство, действуя в интересах общества. При этом должны быть удовлетворены не только частные, но и публичные интересы, что может быть достигнуто только посредством государственного регулирования экономики.

  • Сорокин Л. К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) // Политические исследования. 1995. № 3. С. 155.
  • Абалкин JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 9.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

1. В зависимости от уровня регулирования. В соответствии с разграниче­нием компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ го­сударственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ, регулирование - в пределах территории соответ­ствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. Взависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координа­ции) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствую­щие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

1) В государственном секторе экономики государство действует в ка­честве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективно­го использования государственных средств, имущества является пла­нирование:

а) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП), а в субъектах РФ - утверждение органами вла­сти региональных целевых программ. Целевые программы подлежат финансированию за счет средств бюджета соответствующего уровня. На уровне Российской Федерации в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год.

б) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) прива­тизации. В отношении государственного имущества проводится по­литика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является утверждаемый Правительством РФ на срок от одного года до трех лет прогнозный план (программа) при­ватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Федеральному агентству по управ­лению государственным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях привати­зации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе это решение принимается им, а не Прави­тельством РФ.

в) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия.

2) Суть общего государственного регулирования заключаются в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предпри­ятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке («правила игры»), соблюдение которых проверяется компетентными государ­ственными органами (лицензирование, обязательная сертификация то­варов, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и пр.).

Исполнение предъявляемых к предпринимателям требований обес­печивается деятельностью органов исполнительной власти, правоох­ранительных органов.

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпри­нимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового Учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адре­сованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включал субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы налоговые кредиты, государственная помощь виде субсидий, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализа­ции инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство регион, муниципальное образование заинтересованы, и пр.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятель­ности учитывается в процессе государственного регулирования, на­пример, особенности сельскохозяйственного производства, под­верженного влиянию стихийных явлений природы, особенности научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, слож­ности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в го­сударственной поддержке.

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

a. Налоговый режим;

b. Таможенный режим;

c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

2. Формирование государственного бюджета;

3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. Обеспечение занятости населения;

5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основания государственного воздействия на предпринимательство:

1. Экологические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Политические;

5. Юридические.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования:

a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

a. Регулирование в государственном секторе экономики;

b. Общеправовое регулирование;

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

a. Прямое;

b. Косвенное.

4. В зависимости от вида деятельности.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

a. Воздействие через правосубъектность;

b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования:

1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

a. Нормы, нормативы;

b. Лимиты;

c. Размеры ставок;

под формами государственного регулирования пред­принимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность

Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны за­нимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственно­го регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заклю­чающиеся в определении направлений и стратегии развития экономи­ки в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйствен­ной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предприни­мательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулиро­вание, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интере­сов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозиро­вание и программирование социально-экономического развития. Разумеет­ся, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вмес­те с тем главное предназначение названных форм регулирования пред­принимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные фор­мы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, при­меняемые в пределах, установленных законами, компетентными государс­твенными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организацион­ным формам государственного регулирования предпринимательской де­ятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные пред­писания, применение нормативов и лимитов, установление квот.Государственный контроль за соблюдением законодательства субъек­тами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности.

Государственная поддержка также является одной из форм государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в оп­ределенных сферах экономики. «Сюда от­носятся государственная поддержка субъектов малого предприниматель­ства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обес­печению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности, ха­рактеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты де­лятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регу­лирования предпринимательской деятельности должны иметь норматив­ное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми фор­мами государственного регулирования предпринимательской деятельно­сти.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования

Прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам.

Косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами. К ним, например, относятся финансовые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.).

Квазирегулирование предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры.

Саморегулирование представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве.

Совместное регулирование предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка. Контроль за действиями хозяйствующих субъектов осуществляется и государством и участниками рынка.

11 Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т.д.

признаки :1) регистрация в установленном законом порядке;2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;3) самостоятельная имущественная ответственность.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица: а) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ; б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

2) по признаку происхождения собственности:а) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) по экономическим показателям:а) малые;б) средние;в) крупные,