15.09.2019

Быстрое лечение фобий. Создание мощного ресурсного якоря. При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются - то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испыты


1. Прежде всего, усвойте и объясните самому себе два момента:

а) Большинство людей приобретает фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро научиться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции.

б) Та часть вас, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, – это важная и ценная часть, и вы хотите сохранить её способность защищать вас в опасных ситуациях – однако отшлифовав и усилив эту её способность путём обновления информации.

2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), вспомнив, например, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась фобия.

3. Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места.

а) Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите чёрно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация);

б) А сейчас мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за чёрно-белым изображением на экране (третья диссоциация). И чётко разведите для себя эти три места.

4. Организуйте для себя просмотр чёрно-белого «фильма».

Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите и слушаете чёрно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда всё снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму – так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдёте до того момента, когда всё снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.

5. Создайте просмотр фильма в обратном порядке.

Теперь войдите («впрыгните») в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 4 и 5 несколько раз.

6. Проверка и подстройка к будущему.

Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция всё же сохранилась, повторите процедуру, делая её каждый раз всё быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.

7. Заключение.

Подумайте о том, что хотя у вас была и фобия, и психотравма, вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда всё это было. Так что у вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определённую степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.

В вышеприведённом случае технику быстрого лечения фобий мы использовали, напрягая собственное воображение. Однако поскольку у очень многих из нас дела с этим самым воображением обстоят далеко не лучшим образом, ниже я привожу куда более «конкретно-поведенческую», а не воображательную технику лечения психологической травмы / фобии.

Не смотря на название, данная техника разрушает якоря на любые сильные переживания (в том числе и положительные): страх, ненависть, любовь, восторг, счастье, удивление и т.д.

По шагам.

1. Создание мощного ресурсного якоря.

Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию (переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим . В процессе выполнения техники Оператор удерживает положительный якорь. Клиент должен при просмотре фильма чувствовать себя достаточно комфортно. Если нет - добавьте ресурсных состояний на тот же якорь.

2. Диссоциация.

а) 1-я ступень.

Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе (черно-белый слайд ) и после, когда он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд ).

а) 2-я ступень.

Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки киномеханика.

    Если вы замечаете, что Клиенту трудно диссоциироваться, то вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма.

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент просматривает черно-белый фильм, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2.

    Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 - он цветной!

Клиент просматривает фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. После этого эта процедура повторяется, до тех пор, пока Клиент не научится делать все очень быстро.

4. Просмотр задом на перед.

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент очень быстро просматривает черно-белый фильм, от слайда № 1 до слайда №2 (рис п.3)

после чего ассоциируется с цветным слайдом №2. После ассоциации со слайдом №2, Клиент быстро проживает (ассоциированно) все события задом на перед от слайда №2 до черно-белого слайда №1 . Дойдя до слайда №1 Клиент сразу переходит во 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится.

Порядок просмотра:

Клиент проходит этот процесс несколько раз, пока у него не получится достаточно быстро.

5. Проверка.

Предложите Клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

6. Подстройка к будущему.

Предложите Клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от Клиента точной сенсорной информации о “критериях осторожности” : как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Комментарии.

ФОБИЯ: Непреодолимый навязчивый страх; состояние, характеризующееся таким немотивированным страхом.

Страх и фобия.

Фобическая реакция - пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря (условного рефлекса). Увидел паука - напугался - теперь пугаюсь постоянно.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он мог начать представлять себе, как это может произойти (В К + А К). В течении времени он мог обращать внимание на сообщения новостей и статьи в газетах. Возвращаясь в другой раз он мог подумать

Учтите, что техника "Быстрое лечение фобий" может работать как с фобиями, так и со страхами.

Названия для фобий.

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:агорафобия - страх открытого пространства;акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;апейрофобия - страх перед бесконечностью;арахнофобия - страх перед пауками;бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;винофобия - навязчивый страх употреблять вино;гидрофобия - боязнь воды;гленофобия - боязнь взгляда куклы;интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;канцерофобия - страх заболеть раком;кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;клаустрофобия - страх закрытых помещений;ксенофобия - страх незнакомого;мизофобия - боязнь загрязнения;микрофобия - страх маленьких предметов;никтофобия - страх темноты;тениофобия - боязнь заразиться глистами;теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;харпаксофобия - боязнь разбойников;хипенгиофобия - боязнь ответственности;фотофобия - страх света;эрейтофобия - страх покраснеть;эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Экологическая проверка и вторичные выгоды.

Здесь описано только паттерн изменения. Как и для любой техники нужно выяснить намерение и вторичные выгоды поведения и помочь найти Клиенту другие способы их реализации.

Обучение.

Для выполнения данной техники требуется несколько навыков:

Первый навык - умение многомерной диссоциации.

Второй навык - ассоциированное проживание события в обратном порядке.

Третий навык - быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

Для второго навыка требуется ещё умение диссоциированного просмотр событий задом на перёд.

    Хотя, возможно, ассоциированному перепроживанию событий можно научиться и другим способом.

Многоступенчатая диссоциация.

Сначала Клиент обучается диссоциироваться от неприятных переживаний. В принципе, это не обязательно должна быть двухступенчатая диссоциация - этих ступеней может быть и одна, и три, и шесть. Оператор калибрует состояние Клиента и выбирает такое количество ступеней диссоциации, чтобы Клиент был в достаточно (насколько это возможно в данной ситуации) комфортном состоянии.

Иногда полезно добавить "метафоры управления": например, на последнем этапе Клиент становится киномехаником, который управляет показом фильма и может выключить его в любой момент. Как вариант, можно сначала посадить Клиента перед телевизором, потом он мысленно встаёт у него за спиной с пультом от видеомагнитофона или DVD -проигрывателя, а по телевизору показывается фильм о "проблемной" ситуации. В любом случае, у Клиента в последней ступени диссоциации будет "символ управления" (пульт видеомагнитофона, кнопки управления кинопроектором), причём управлять он должен именно показом фильма о проблемной ситуации.

По видимому, многомерная диссоциация нужна для сильных негативных переживаний. В том случае, если вы работаете с не слишком интенсивными негативными или положительными переживаниями может быть достаточно одномерной диссоциации. В любом случае, это в первую очередь определяется по калибровке Клиента.

Паттерн разрушения сильного якоря.

Задача данного паттерна - разрушить сильный якорь. Другие паттерны разрушения якорей (коллапс, переякорение) по видимому, плохо работают с "сильными" якорями. При этом данный паттерн можно применять не только для разрушения фобических реакций, но и якорей на любые другие интенсивные переживания: страх, влюблённость, ярость и т.д.

Собственно, сам паттерн описан на 4 шаге техники: клиент "впрыгивает" в кадр, когда он уже не испытывает проблемного переживания, быстро перепроживает проблемную ситуацию задом на перёд, до момента до её начала , потом диссоциируется.

Демонстрация.

Тренер : - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент : - Я боюсь машин.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К : - Я стараюсь на них не ездить.

Т : - А как же ты сюда добралась?

К : - На метро.

Т : - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К : - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т : - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К : - С ними всё нормально.

Т : - Грузовики?

К : - Тоже всё нормально.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию - ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К : - Да, я хочу это изменить.

Т : - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К : - Я боюсь именно подойти к ним. (Тренер устанавливает К якорь Я - ). Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т : - Хорошо. Посмотри вокруг. (Проверяет якорь Я - ). Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … (Ставит К якорь Я + ) Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. (Проверяет якорь Я + ). Что это было?

К : - Я бы назвала это комфортом.

Т : - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать - что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К : - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т : - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К : - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т : - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К : - Первое, что приходит в голову - я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т : - И что это такое для тебя - когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К : - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т : - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К : - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т : - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К : - Это понятно - безопасность.

Т : - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К : - Нет, это наверно всё.

Т : - А может тогда всё так и оставим - столько пользы?

К : - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т : - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К : - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков - это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят - это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т : - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К : - Когда сюда шла - я боялась переходить улицу.

Т : - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К : - Да, я иду от метро.

Т : - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К : - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т : - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К : - Да. Вхожу в здание.

Т : - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К : - Да, есть.

Т : - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К : - Да, представила.

Т : - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К : - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т : - Да, именно так.

К : - Да, представила.

Т : - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К : - Попробовала.

Т : - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. (Воспроизводит и удерживает Я + ). Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К : - Да.

Т : - Запускай.

К : - Да, просмотрела.

Т : - (Снимает Я + )Насколько комфортно тебе было смотреть?

К : - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т : - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию (воспроизводит Я + )

К : - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т : - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. (Устанавливает Я + ). Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. (Устанавливает Я + ). Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. (Устанавливает Я + ). Отлично. Давай посмотрим, что получилось. (Воспроизводит Я + ). Как тебе это теперь?

К : - Ух. Хорошо.

Т : - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик - и ты входишь в здание.

К : - Да, просмотрела.

Т : - (Снимает Я + )Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К : - Да, сейчас вполне нормально.

Т : - Скорость просмотра было большой?

К : - Да, очень.

Т : - (Воспроизводит и удерживает Я + ). Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К : - Хм, забавно.

Т : - (Снимает Я + )Сначала я расскажу, а потомты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? (Воспроизводит и удерживает Я + ).

К: - Да, я сделала это.Т: - Это было быстро?К: - Не очень.Т: - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро....К: - Теперь очень быстро.

Т : - (Снимает Я + )Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К : - Ну, машины как машины.

Т : - (Воспроизводит Я - - реакции нет). Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К : - Да ничего особо.

Т : - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К : - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине - стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т : - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К : - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину - оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем - нет.

Т : - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К : - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т : - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К : - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т : - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К : - То же чувство, что и при переходе улицы - только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т : - И что ты делаешь?

К : - Если нет - машу, мол, проезжай. А если "Да" - то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т : - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К : - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня - к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т : - Тебя устраивает то, что получилось?

К : - Да, вполне.

Т : - Спасибо.

Ответы на вопросы.

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т : - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т : - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена - разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т : - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т : - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т : - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг - положительное переживание?

Т : - И что с того, что это переживание человеку нравится? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе женщину лет сорока, восторгающуюся любым ребёнком, попавшимся на дороге. Это может сильно напрягать её родственников и соседей. Да и её саму тоже.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т : - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

- Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?

Т : - Практически не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия - это история. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий практически не будет.

Человек – существо бесспорно разумное, четко осознающее собственные действия, однако определенные реакции его организма не поддаются контролю, либо для этого приходится затрачивать немалые усилия. В частности, в моменты паники, когда по воле обстоятельств человек попадает в пугающе сложную ситуацию, зачастую его действия лишены логики – безобидные вещи становятся источником негативных эмоций, тело дрожит и слабеет, контроль над мыслительными процессами утрачивается, как, впрочем, и над любыми эмоциями.

В результате приходится думать, как справиться с фобией, усмирить неконтролируемый испуг. Некоторые страхи безобидны, иные могут превратиться в неподъемную ношу, поскольку становятся помехой социальной жизни, общению, трудовой деятельности, не дают радоваться приятным мелочам. Борьба с фобиями в запущенной форме достаточно сложна, но вполне реальна – с этой целью и создаются клиники, психологические центры.

Фобии нельзя запускать, а нужно правильно лечить

Прежде чем думать, как избавиться от фобии, необходимо быть уверенным в ее наличии – для начала следует отличать такие явления от присущей любому человеку боязни определенных событий и вещей. Имеется четыре фактора, которые позволяют распознать неконтролируемый испуг:

  1. Значительная интенсивность, привязанная к определенным предметам, мыслям либо обстоятельствам.
  2. Устойчивость, поскольку характер рассматриваемого явления постоянный, оно не проходит самостоятельно.
  3. Необоснованность, когда неконтролируемый страх возникает беспочвенно в результате определенных ожиданий.
  4. Жизненные ограничения – обычный испуг можно преодолеть, однако неконтролируемая реакция вынуждает человека всеми силами избегать участия в определенных событиях, ситуациях.

О том, что требуется лечение страхов, фобий сигнализирует ряд признаков:

  1. Гипертрофированный страх, паника при виде определенного объекта либо в случае возникновения особенной ситуации.
  2. Появляется неконтролируемая дрожь, учащенное сердцебиение, повышается потоотделение, пересыхает ротовая полость, возможно ощущение тошноты и головокружение.
  3. Отмечается заторможенность умственной деятельности и невозможность постройки логически выверенного плана действий.
  4. Появляется неконтролируемое желание убежать как можно дальше, надежно спрятаться.
  5. После увиденного либо пережитого ощущается слабость, появляются ночные кошмары и проявляется паранойя.

Несмотря на то, что психиатры говорят о невозможности полного логического объяснения страха, это утверждение можно оспаривать, поскольку существует множество методов как избавиться от фобии, для чего требуется понимать основную причину ее возникновения. Существует множество разновидностей страхов – человек может бояться пауков, острых предметов, воды, открытых пространств и прочего. Однако существуют и наиболее распространенные причины неконтролируемого испуга, к ним относят:

  1. Боязнь замкнутых пространств – клаустрофобию . Сопутствовать явлению может сильное частое сердцебиение, болевые ощущения в груди и головокружение.
  2. При боязни высоты говорят об акрофобии , в этом состоянии человек испытывает настоящую паническую атаку и не в состоянии нормально мыслить.
  3. При социофобии человек испытывает панику при необходимости выполнения публичных действий. В целом от этого вида патологии страдает около 13% жителей планеты.
  4. При зоофобии человек боится определенных животных, при этом явление может стать следствием отрицательного опыта общения либо передаться от других людей.

Из-за акрофобии человек неадекватно ведет себя, оказавшись на высоте

Опасность состояния и возможности современной терапии

Теперь поговорим о том, требуется ли лечение фобий, насколько необходимо вмешательство профессионалов и как избавиться от фобий и страхов самостоятельно.
Учитывая, что панические состояния, даже возникающие не слишком часто, отрицательно влияют на качество жизни, задаваться вопросом как вылечить фобию необходимо, тем более, что на сегодняшний день существует немало методик, позволяющих справиться с данным состоянием. Эффективность терапии высока и в случае вмешательства профессионалов, и при проведении самолечения при соблюдении основного правила – должна присутствовать готовность анализа глубинных факторов, спровоцировавших развитие страха и искреннее желание устранить его из собственной жизни. Специалисты, подходя к решению проблемы, задействуют определенную схему того, как избавиться от фобии, страха и панических состояний:

  1. Первый этап четкое определение явления, вызывающего испуг, ухудшающего физическое состояния.
  2. Второй этап – работа с самой причиной страха, при этом профессионалы на данной стадии задействуют методики гипноза, психотерапии. Проведение специальных сеансов помогает пациенту осознать и принять свои страхи, позволяет не терять конструктивное мышление в случае возникновения критической ситуации.
  3. Третий этап того, как лечить фобии – контроль страхов на практике и умение принимать правильные решения без стремления убежать от реальности.

Следует отметить, что при принятии решения, как лечить фобии у взрослых специалист может задействовать фармацевтические препараты, которые способствуют снятию нервного напряжения, уменьшению возникновения панических атак. Однако такие препараты достаточно опасны для здоровья, их прием чреват риском формирования фармакологической зависимости, соответственно увлекаться ими нежелательно.

Самостоятельное избавление от проблемы

При рассмотрении того, как бороться с фобиями и страхами самостоятельно, чаще всего встречается мнение, будто лечением должен заниматься исключительно профессионал. Однако данный подход неверен – в случае, когда пациент решительно настроен на успешный исход и верит в свои силы, можно не только снизить проявления панических страхов, но и в полной мере от них избавиться.

Фобии нужно лечить у психотерапевта

Во многом самостоятельный подход к тому как бороться со страхами и фобиями напоминает подход профессионального психотерапевта, исключая технику гипноза. В первую очередь необходимо задаться вопросом, что именно является источником панического испуга – не обоснованного страха, а чувства, которое не поддается контролю. Ведь испуг в обычном понимании - это естественный инстинкт самосохранения, свойственный любому живому существу.

После определения источника проблемы следует освоить основной метод, который позволит проводить лечение фобий и страхов самостоятельно. Речь идет о десенсибилизации, представляющей собой умение расслабиться именно в тот момент, когда паника начинает проявлять себя. Теперь о том, как ее задействовать – для начала необходимо в полной мере расслабиться и осознать свой страх путем определения ответов на два важных вопроса. Насколько все плохо и страшно в реальности? Возможно ли, что со стороны пострадавшего происходит преувеличение опасности?

При рассмотрении фобий и как с ними бороться своими силами особого внимания заслуживает расслабление. Желательное положение – горизонтальное, после чего начинается сеанс аутотренинга. Для достижения требуемого эффекта может быть использована голосовая запись, включаемая при необходимости. Такого рода сеансы требуется проводить не только при панических атаках, но и в спокойном состоянии, когда источник испуга отсутствует, что в дальнейшем позволит более быстро достигать требуемого состояния.

Весьма важным аспектом является правильное дыхание, которое помогает восстановить психологическое равновесие, снизить частоту сердечного ритма и пульса. В процессе расслабления рекомендуется прислушиваться к собственному дыханию, всецело отдаваясь при этом физическим ощущениям, что позволит ускорить процедуру и добиться более полного эффекта.

Подводя итоги вышесказанному, можно выделить шесть этапов того, как бороться с фобиями самостоятельно:

  • анализ источника необоснованного испуга;
  • осознание страха и его принятие;
  • постепенное снижение силы проявляющегося испуга;
  • умение расслабиться в критической ситуации;
  • восстановление дыхания;
  • восстановление психологического равновесия путем проведения аутотренинга.

Эффективные техники борьбы с патологией

Существуют специальные техники, которые позволяют справиться с надуманным патологическим испугом.

Дыхательная гимнастика помогает бороться с фобиями

Рассмотрим наиболее эффективные способы того, как избавиться от фобии самостоятельно при применении таких приемов:

  1. Выключение негативного мышления, позволяющее справиться с зацикленностью на отрицательных моментах, предлагает использовать технику «электро-рубильника». Собственный испуг представляется в виде реле, которое отключается одним рывком вниз – следует представить данный процесс как можно ярче во всех деталях.
  2. От страха избавляются при помощи дыхания – вдох поставляет в организм смелость, выдох устраняет панику. При этом после вдоха следует небольшая задержка, выдох же должен по времени превышать вдох вдвое.
  3. Необходимо делать именно то, что вызывает панику – в этом случае возникает «драйв», особая энергия, которая может помочь реализовать себя. Если, к примеру, у человека наличествует социофобия и боязнь публичных выступлений, следует проводить их при каждой возможности.
  4. Принцип «клин клином выбивают» предлагает использовать технику, основанную на самостоятельном вызове соответствующих фобии физиологических реакций – частого сердцебиения и прерывистого дыхания. Такой подход разрушает целостность реакции на испуг, в результате чего появляется возможность осознания и взятия эмоций под контроль.
  5. Техника «игры театральной роли» позволяет преодолеть подсознательные установки – необходимо изображать уверенного в себе человека, намеренно распрямляя плечи, принимая императорскую осанку с высоко поднятым подбородком. Также необходима легкая улыбка – достаточно задержаться в этом состоянии буквально на несколько секунд, чтобы мозг смог откликнуться на реакции тела и устранить страх.

Закрепление полученного эффекта

Для того, чтобы паническое состояние не вернулось, потребуется постоянная работа над собственной личностью и самооценкой.

Ориентировка на позитив — лучшая профилактика фобий

Для этого также существует определенная схема действий, которой следует придерживаться, чтобы получить максимальный положительный эффект:

  • все победы, даже самые незначительные, должны фиксироваться;
  • неудачи тщательно анализируются, чтобы иметь возможность написать очередного сценария, который будет нацелен на успех;
  • необходимо создать собственную поддержку с построением опоры в виде веры в науку либо в высшие силы – основная цель получить уверенность в благополучном исходе при задействовании на максимум собственных возможностей;
  • человек должен быть ориентирован на позитив, можно опираться на любовь близких, доброжелательное отношение к окружающим и восприятие ответного расположения.

Большинство людей, страдающие фобиями, зачастую сами понимают, что их опасения необоснованны. Что самолет вряд ли разобьется, что лифт не застрянет и собака не набросится на них. Тем не менее совладать со своей реакцией у них не получается, они говорят примерно следующее: «Мне кажется, что если я это сделаю, то умру».

При лечении фобий психотерапевты направляют усилия на борьбу с реакциями, которые мешают полноценной жизни. В лечении может применяться комбинированный подход, сочетая несколько методов – групповую терапию, гипнотерапию, погружение, бихевиористскую терапию, экспозиционную терапию, десенсибилизации через движения глаз, репроцессинг, а также медикаментозную терапию.

Бихевиористская терапия предполагает, что от фобии возможно отучиться. Некоторые ученые, приверженцы данной терапии, считают, что фобические реакции можно либо полностью устранить, либо затормозить их развитие.

Экспозиционная терапия может быть умеренной или интенсивной. В ходе лечения пациент подвергается воздействию фобического стимула, который изображен на картинке, либо находится на расстоянии.

Метод погружения - более усиленная форма экспозиционной терапии. Этот метод сравним с тем, как если бы человека, не умеющего плавать, сразу бросили в воду на глубине.

Групповая терапия подразумевает работу не с одним, а с целой группой пациентов, которые подвергаются гипнотическому воздействию.

Десенсибилизация через движения глаз и репроцессинг, также имеет название метода Шапиро, который предполагает мысленный контакт с фобическим стимулом, во время которого специальные движения глаз помогают активизировать мозг и добиваться нужной реакции с его стороны. Этот метод помогает избавиться от посттравматических расстройств и различных стрессовых ситуаций.

Медикаментозная терапия также может использоваться в лечении фобий. Однако как самостоятельное лечение, без применения психотерапевтических воздействий, фармакологическое лечение не эффективно. Как правило, в качестве лечения назначают бензодиазепины и антидепрессанты.

Как избавиться от фобии самостоятельно?

Существует мнение, что фобии иногда исчезают сами или в ситуации, когда забытая травма, всплывет в памяти. Если человек в состоянии вспомнить психотравмирующую ситуацию, он может мысленно перемоделировать, «переиграть» ситуацию, с более позитивным финалом. Подобная работа может дать положительные результаты в устранении фобии. Однако в кабинете психотерапевта на это может уйти существенно меньше времени.

Любой страх легче устраняется, если действие фобического стимула происходит часто за короткое время, нежели при растянутом во времени, длительном воздействии. Был проведен эксперимент на мышах, в ходе которого было обнаружено, что если мышь подвергается стимулу 10 раз за час, то страх исчезает легче и быстрее, нежели если бы стимул возникал 10 раз в течение 10 часов. Ученые предполагают, что если это верно для мышей, то, скорее всего, это будет верным и в отношении людей.