12.01.2024

Введение в экономическую теорию. Ценности комплементарных материальных благ Блага материальные ценности на получение которых направлена


У многих из нас существуют проблемы в материальном мире. Отсутствие денег или их недостаток значительно осложняет нашу жизнь, создаёт трудности. Давайте попробуем проанализировать наше отношение к материальным ценностям. Человек создал себе кумиров не только из людей, но и из материальных благ — это может быть квартира, машина, дача и т.д. Посмотрим, что сказано в Новом Завете по этому поводу:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут".

"Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы".

"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (от Матфея 6: 19, 34, 33).

В этих фразах основной мыслью является та, что нельзя придавать значение материальным ценностям больше, чем воспитанию своего Духа . Ведь богатство — это дар Божий. Если денег нет, то надо разбираться, отчего Господь лишает вас достатка и ставит в трудное положение. Именно для того, чтобы вы осознали свой неверный подход к жизни и пересмотрели свои позиции.

Отрывки из Святого Писания, которые мы пытаемся анализировать, совсем не говорят о том, что не надо работать, или о том, что человеку не надо стараться сделать свою жизнь более обеспеченной. В этих строках нам Господь пытается объяснить, что нельзя слишком большое значение придавать материальным благам. Посмотрим, что происходит в жизни: мы страстно хотим получить квартиру, но нам её никак не дают. То правительство поменяется, то субсидий нет на строительство, то родители состарились и умерли, так и не дождавшись получения площади. И что же в результате — сколько бы мы ни переживали, а квартиры всё нет, только "испорчены" нервы. Не в наших силах исполнение этого желания, Всевышний решает — дать или нет. Высшие Силы пожалели нас, дали возможность получить квартиру, и то потому, что мы очень просили: "Господи, дай мне квартиру, ничего больше не хочу!" И что же потом происходит? Мы гоняемся за мебелью и прочим домашним уютом, а о душе некогда и подумать. Высшим Силам ничего не остаётся делать — через какое-то время забрать всё то, что они дали. И происходит следующее: воры обокрали, пожар, потоп, ломаются холодильники и телевизоры и т.д.

Этот пример относится и к случаям серийной потери материальных благ. Например: за последние три месяца у человека вытащили кошелёк, сломался почти новый телевизор, соседи затопили и отказываются делать ремонт, и прочие неприятности. Это говорит о том, что в силу вступил закон Противодействия. Человека начали воспитывать. И если он не пересматривает своё отношение к жизни, тогда разрушается его здоровье, семья и т.д., в общем, всё, что ему дорого.

Похожий пример можно привести, когда человек страстно желает иметь машину. После того, как Высшие Силы создали ситуацию, позволяющую приобрести её — и машина есть, владелец начинает гордиться, какой он молодец! Добился своей цели, купил машину в такое трудное время и т.д. А в результате — машина по неизвестным причинам начинает ломаться, или её угоняют — это в лучшем случае, а в худшем — авария, долги, потеря здоровья. Всё зависит от того, насколько человек привязан к своему кумиру. Если имеется правильное отношение к приобретению машины, — как к дару Бога, то он никогда не попадёт в аварию. Мы пришли на землю не только для обладания деньгами, квартирой, машиной и прочими благами, но и для осознания своей основной задачи пребывания в этом мире. Поэтому в Священном Писании нам дано разъяснение заповеди о "кумирах".

Не земные богатства надо собирать, а духовные. Ведь всё, что у нас в этом мире есть, с собой в следующую жизнь не возьмёшь. Только для духа важны накопления. Нельзя забывать Того, кто даёт нам возможности добиваться своих целей. А после каждого благополучного дня или дела — благодарить Создателя за данное благо. Если день неудачен, то и тогда надо благодарить за урок, и, продумав ситуацию, сделать выводы, обязательно изменив своё поведение и мысли, так как иначе — неприятностям не будет конца. Иногда встречаются люди с идеалистическим воззрением по отношению к материальному миру, правда, достаточно редко. Идёт отрицание материального мира, которого никто не может отменить. Выражения — "мне деньги не нужны" , или "мне ничего не надо, кроме духовности" — неверные. Только воля Создателя может решать, что — надо, а что — нет. Материальные блага являются показателем состояния духа . И если у вас хорошее материальное положение, значит, вы это заслужили. Конечно, если это не криминальный доход. Правильное отношение к деньгам начинается с того, что происходит переоценка самих денег. Ко всем уже существующим определениям добавляется одно и, пожалуй, самое главное: "Деньги — это энергия высочайшей концентрации, стабилизированная Божественная энергия действия". Можно сказать, что деньги являются наградой за плодотворный труд. Необходимо проанализировать, как мы относимся к этой духовной энергии и как расходуем: рачительно или небрежно. Некоторые утверждения просто изумляют своей отрицательной установкой. Например: "Деньги — это грязь, деньги — зло", и т.д. Конечно, чёрная ложа тоже работает, и криминальные деньги, безусловно, присутствуют в проявленном мире. Но только от нас зависит, из какого эгрегора мы получаем вознаграждение. Деньги из агрессивного источника несут негативный заряд и постепенно разрушают своего владельца. Попасть в негативный денежный эгрегор можно также и в результате неправильного расходования полученных средств. Это происходит в тех случаях, когда потраченные деньги питают воронку противодействия, либо расходы превращаются в удовлетворение и приумножение страстей. По правилам закона действия, деньги нужно расходовать в процентном отношении по следующей схеме:

  • 10% всего дохода возвратить обратно в духовный эгрегор .
  • 10% расходуется на пожертвования в "материальный" эгрегор . Это та самая благотворительность, о которой мы все знаем, как помощь бедным, детским домам, инвалидам, т.е. адресная помощь.
  • 10% — расходы на собственное образование — в любом направлении — в профессиональном, в духовном (но обучаться надо всю жизнь). Можно потратить эту сумму на приобретение литературы, посещение семинаров и т.д.
  • 10% расходы на укрепление собственного здоровья. Биологические активные добавки, посещение спортивных клубов, другие оздоровительные мероприятия.
  • 10% — расходы на материальные блага . Покупки всевозможных вещей. Если вы нуждаетесь в крупном приобретении — допускается накопительный механизм из двух предыдущих 20%, но при острой необходимости.
  • 50% оставшихся — расходуются на повседневные нужды.

Могут возразить: даже всех имеющихся денег не хватает на повседневные нужды семьи, а ещё добавляется 20% дополнительных расходов из и так скудного бюджета. Хотелось бы пояснить, что бюджет потому-то и скудный, что в него нет поступления именно из энергий, приумножающих деньги.

От того, в какой эгрегор сможет войти человек, какое окружение сможет притянуть к себе, как он сможет распорядиться своими доходами, — зависит успех не только бизнеса, но и благополучия в семье.

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовле-творения. Это такое физиологическое или психологическое состояние человека, ощущаемое как недостаток в чем-либо, которое создает побуждение к трудовой деятельности и нацеливает индивида на полу-чение вознаграждения, т.е. получение желаемого блага.

Мотив труда — это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворе-ние которых возможно посредством получения благ, являющихся жиз-ненной необходимостью,с наименьшими моральными и материаль-ными издержками.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

В процессе мотивации трудовой деятельности формируются и функционируют мотивы труда. Мотивы трудовой деятельности - часть всей совокупности мо-тивов человека. Они формируются, когда в распоряжении обще-ства (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям чело-века. Для приобретения этих благ нужны трудовые усилия работ-ников. Именно трудовая деятельность открывает возможность работнику получить эти блага с меньшими материальными затра-тами и моральными издержками, чем другие виды деятельности.

Мотив в широком смысле слова - это побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку человека, вызванные его интере-сами и потребностями.

Формирование мотива труда происходит в несколько этапов:

- этап 1 — осознание человеком своих потребностей, удовлетво-рение которых возможно посредством трудовой деятельности;

- этап 2 — представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;

- этап 3 — мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и благами, которые их удовлетворяют. Взвешивание, оценивание затрат, ко-торые человек должен понести для получения блага, установление цены трудовой деятельности;

- этап 4 - трудовая деятельность, удовлетворение потребности и получение вознаграждения.

Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых личных усилий либо это благо очень труд-но получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще все-го не формируется. И в том и в другом случае мотив труда форми-руется только тогда, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага.


Если же критерием в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, сте-пени, звания и т.п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (ветеран, инвалид, участник войны, мать-оди-ночка и др.), то формируются мотивы служебного продвижения, карьерного роста, получения разряда, степени или звания, закре-пления за рабочим местом и т.д., которые не обязательно предпо-лагают трудовую деятельность работника, так как могут достигать-ся при помощи других видов деятельности.

Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в определенном благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее дей-ствует работник. Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт тру-да, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетво-ряет потребности не самого работника, а других людей, потребности же работника товар удовлетворяет через свою стоимость.

Рыночная экономика через механизм конкуренции гармонизи-рует мотивы «для себя» и «для других». Плановая экономика в усло-виях командно-административной системы приводила к рассогла-сованию этих мотивов, так как в ней работник отдавал обществу существенно больше, чем получал за свой труд. Реакцией на это было снижение качества труда, ухудшение потребительских свойств производимой продукции.

Чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что он получает взамен, тем меньше для него значат такие мотивы труда, как долг перед людьми, обществом в целом, стрем-ление приносить своим тр удом пользу людям. Одновременно в его сознании гипертрофируются мотивы материального вознагражде-ния за труд. Эти процессы развиваются наиболее сильно, когда уровень оплаты работника оказывается существенно ниже стои-мости необходимого продукта.

Большое влияние на снижение силы мотива «для себя» оказы-вает эффект «профессионального выгорания » — совокупность нега-тивных психических переживаний, истощение от длительного воздействия напряжения, вызванного интенсивными межличност-ными взаимодействиями, сопровождающимися повышенной эмоциональностью. «Профессиональное выгорание» наступает при условиях, если работник оценивает свою работу как незна-чимую, не удовлетворен профессиональным ростом, испытывает недостаток самостоятельности, ролевую неопределенность вслед-ствие нечетких к нему требований, перегрузку или недогруз-ку и т.п.

Следствием падения значимости мотивов труда «для других» становится депрофессионализация работников. Забота о повышении профессиональной квалификации перестает быть актуальной, так как потребительские свойства производимой продукции не имеют личностного смысла, не связаны с удовлетворением собственных потребностей.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельно-сти, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориен-тированные на определенную интенсивность работы. На рис. 1.1 приведены мотивы, побуждающие лучше трудиться.

Структура процесса формирования мотива труда предполагает наличие следующих элементов:

1) потребность, которую хочет удовлетворить работник;

2) благо, способное удовлетворить эту потребность;

3) трудовая деятельность, необходимая для получения блага;

4) цена трудовой деятельности как физические и моральные издержки на ее осуществление.

Рассмотрим названные элементы подробнее .

Потребности играют важную роль в развитии человека. Смысл организации человека как живого существа состоит не в том, что-бы всегда все было, а в том, чтобы в определенный момент это нужное проявилось. Потребности имеют активный характер и слу-жат человеку побуждением к деятельности, которая в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осущест-вляя свою деятельность, человек сильнее и полнее стремится удов-летворить их.

Деятельность человека выступает важнейшим фак-тором формирования потребностей: чем она шире и многограннее, тем разнообразнее и богаче потребности человека и тем полнее в итоге они удовлетворяются. Источник развития потребностей человека — взаимосвязь между производством и потреблением ма-териальных и духовных благ. Удовлетворение потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, лишь приспосабливающегося к окружающей среде.

Благо в широком смысле слова есть то, к чему стремится чело-век, то, что ему нужно. В этическом смысле благо выступает как синоним понятия добра. В философии под благом подразумевает-ся то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В экономике блага, находящиеся в распоряжении общества, рас-сматривают в двух аспектах: сточки зрения их полезности (способ-ности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада человека в их производство, чему соответ-ствуют понятия «потребительная стоимость» и «стоимость». В про-цессе формирования мотива труда блага приобретают свою стиму-лирующую функцию как средства удовлетворения человеческих потребностей.

Дадим определение блага, которое предоставляется работнику организацией, где он трудится.

Благо — это то, что удовлетворяет потребности, приносит благо-получие работнику, это вознаграждение, которое он получает по ре-зультатам своей трудовой деятельности в конкретной организации.

Трудовая деятельность — это осознанная, энергозатратная, направ-ленная на создание материальных и духовных ценностей (благ), об-щепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Посредством трудовой деятельности с помощью орудий производства человек видоизме-няет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Для того чтобы сформировался мотив к труду, блага, находящиеся в распоряжении организации, и актуальные потребности работников должна связывать именно трудовая дея-тельность.

Трудиться человека побуждает необходимость приобретения материальных благ для себя и своей семьи, желание заниматься делом, которое интересно, стремление к самовыражению (в дан-ном случае через труд), т.е. побуждения личного характера, а также осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на не-обходимость труда, т.е. побуждения общественного характера.

Живя в современном обществе, индивид чаще всего не имеет других способов реализации своих потребностей, кроме как по-средством трудовой деятельности. Но при этом осуществление трудовой деятельности происходит у разных людей по-разному: у одних — с азартом и «огоньком»; у других — с неохотой и «скри-пом»; у третьих-с неизбежностью; у четвертых-с удовольствием и радостью.

Что же движет человеком, что побуждает его к активной дея-тельности, что лежит в основе того или иного поведения? В ос-новном поведение человека связано с мотивацией трудовой дея-тельности, в которой ведущая роль принадлежит не физиологи-ческим, а экономическим и психологическим механизмам, так как анализ ситуации, выбор цели и построение плана действий осуществляются сознательно под воздействием собственного жизненного опыта, интеллектуальных ресурсов, культуры и дру-гих факторов.

Но, живя и трудясь в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. На форми-рование мотивации оказывает влияние социальная среда, особен-ности содержания и характера труда, образ жизни семьи и ближай-шего социального окружения, декларируемые в обществе мораль-но-этические нормы и нравственные установки.

Поэтому путь к эффективному управлению современным ра-ботником лежит через понимание мотивации трудовой деятельно-сти. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разра-ботать эффективную систему форм и методов управления трудо-вым поведением и ответить на вопросы о том, почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удоволь-ствием, а другие всем недовольны?

Почему для получения высо-кого результата одного человека нужно похвалить, а другому - за-платить? От мотивации трудовой деятельности зависит, как и в каком направлении будут использованы способности человека. Ею обу-словлены интенсивность и упорство в осуществлении трудовой деятельности и достижении ее результатов. Мотивация трудовой деятельности — это, по сути, ориентация на труд, сформированная благодаря совокупному действию мотивов и стимулов, побужда-ющих человека к активности в процессе осуществления трудовой функции.

Любая деятельность сопряжена с определенными издержками и имеет цену .

Цена трудовой деятельности работника определяется затратами физического и морального характера, связанными с ее осуществле-нием. Высокая интенсивность труда может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособ-ности. Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы во многих случаях обусловливают такую стратегию трудового поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда.

Однако возможна и иная ситуация, когда работник для поддер-жания определенного уровня благосостояния готов оплатить здо-ровьем получение дополнительных благ: надбавок и льгот, связан-ных с условиями труда; повышенной оплаты за сверхурочные ра-боты и т.п. Тем более, что общество, устанавливая такие льготы, санкционирует подобную ситуацию.

Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее короткий путь к желаемому резуль-тату. Но решение в пользу осуществления того или иного действия человек принимает, взвесив все «за» и «против», т.е. определив цену своей трудовой активности.

Например, удовлетворить материальные потребности современ-ный человек может посредством обмена денег на необходимые ему для удовлетворения потребностей товары или услуги. Тогда его актуальная потребность- иметь деньги. Как их получить? Первый, самый очевидный путь для современного человека — заработать. Если этот способ является единственным или основным источни-ком удовлетворения данной потребности, сформируется мотив к этой деятельности — мотив к труду. Но современное общество пре-доставляет и другие возможности — выиграть деньги в лотерею, заложить в ломбард имеющиеся ценности, взять в долг.

Если какой-то из этих видов деятельности предполагает меньшие затраты энер-гии, усилий со стороны человека и будет иметь такие же возможно-сти удовлетворить потребности и получить желаемое благо, то сфор-мируется мотив к этому виду деятельности, а не к труду. Какой из видов деятельности выберет человек в конкретных условиях актуа-лизации потребности в деньгах-зависит от многих условий. Опре-деляющую роль в формировании мотивов, наряду с заложенными природой особенностями индивида, играют образ, уровень и каче-ство жизни его семьи и ближайшего социального окружения. Имен-но через них идет усвоение реальных (а не декларируемых обществом и окружающими) социальных норм и ценностных ориентацией.

В процессе трудовой деятельности человеческая энергия преоб-разуется в определенное поведение, ожидаемым результатом кото-рого являются эффективные совместные действия работников, реализующие планы организации. В действие вступают организа-ционные механизмы, побуждающие работников (отдельного чело-века, группу людей или коллектив) к деятельности для достижения конкретных целей организации и заданных результатов труда.

Эти действия (стимулирование) осуществляет субъект управле-ния (государство, органы управления предприятием, непосредствен-ный руководитель и т.д.), приводя в действие процесс формирования мотивов труда - мотивацию трудовой деятельности.

Л.С. Выготский отмечал, что «мотив есть в известном смысле реакция на стимул и что стимулы как бы вызывают к жизни союз-ников (установки), вводят их в бой и сражаются за общее двигатель-ное поле, вооруженные мотивами...»". Точнее было бы называть реакцией на стимул не сам мотив, а процесс его формирования - мотивацию. Если мотив — внутреннее осознанное побуждение, то стимулы - это набор ценностей (благ), выступающих как объект устремлений. Блага, которые организация может предоставить в распоряжение работнику в обмен на выполнение заранее постав-ленных условий, и есть основа, способная при определенных усло-виях создать стимулы к трудовой деятельности.

Очевидно, чем большее число разнообразных потребностей ре-ализует человек посредством труда, чем многообразнее доступныеему блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими ви-дами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность.

Из этого следует, что стимулами могут быть любые блага, удо-влетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо ста-новится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посред-ством трудовой деятельности (мотив), в другом - об органе управ-ления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и пре-доставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятель-ности (стимул).

Мотив труда формируется тогда, когда труд является если не единственной, то, по крайней мере, основной предпосылкой по-лучения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда.

а) автократичный руководитель;

б) демократичный руководитель;

в) либеральный руководитель;

г) консультативный руководитель.

80. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

б) инвестиции в человеческий капитал;

в) инвестиции в новые технологии;

г) инвестиции в производство.

81. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

а) семантические;

б) коммуникативные;

в) невербальные;

г) вербальные.

82. Какой компонент не включает трудовой потенциал человека:

а) здоровье человека;

б) образование;

в) профессионализм;

г) депозитные счета в банках.

83. Что такое адаптация персонала?

а) совершенствование теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, усвоение ими передовой техники, технологии, средств производства;

б) деятельность, которая проводится осознанно для улучшения способностей персонала, которые необходимы для выполнения работы или для развития потенциала работников;

в) участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью наилучшей профориентации работников;

г) взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы.

84. Разделение труда предусматривает:

а) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению конкретного изделия;

б) разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;

в) тщательный расчет расходов работы на производство продукции и услуг.

г) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению комплекса изделий.

85. Нормированное рабочее время включает:

а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;

б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

г) время обслуживания рабочего места.

г) на времени обслуживания рабочего места.

86. Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:

а) интервьюирования;

б) анкетирования;

в) социологического опроса;



г) тестирования.

87. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания.

88. Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) стимулы.

89. Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

а) уровень квалификации работников аппарата управления;

б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

г) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

90. Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

а) уровень трудовой дисциплины;

б) надежность работы персонала;

в) текучесть кадров;

г) социально-психологический климат в коллективе.

1) члены комплементарной группы, способные замещаться другими экземплярами, никогда, - даже и в тех случаях, когда они нужны именно как части целой групп, - не могут приобрести ценности, превышающей их "субституционную ценность", т.е.

Ценности, которая покупается ценой отказа от получения пользы в тех отраслях употребления материальных благ, откуда берутся средства для пополнения недочета;

2) благодаря этому сужаются те рамки, в пределах которых может устанавливаться ценность отдельной вещи, оцениваемой то в качестве члена целой комплементарной группы, то в качестве изолированного материального блага, и притом сужаются они тем сильнее, чем в большей степени данная вещь приобретает характер общеупотребительного, имеющего широкий сбыт на рынке товара;

3) вследствие этого, при наличии тех условий, о которых мы только что говорили, ценность могущих замещаться членов

комплементарной группы независимо от конкретного комплементарного употребления устанавливается на определенной высоте, на которой она остается для них и при распределении общей ценности группы между отдельными членами. Распределение это совершается таким образом, что из общей ценности целой группы - ценности, определяющейся предельной пользой, получаемой при комбинированном употреблении, - выделяется прежде всего неизменная ценность могущих замещаться членов, а остаток, колеблющийся смотря по величине предельной пользы, приходится в качестве их изолированной ценности на долю тех членов, которые замещаться не могут. Предположим, что в нашем примере, которым мы уже столько раз пользовались, члены А и В имеют неизменную "субституционную ценность", выражающуюся цифрой 10 (или 20); в таком случае на долю не могущей замещаться вещи С придется изолированная ценность в 70, когда комбинированная предельная польза равна 100, или же изолированная ценность в 90, когда предельная польза достигает 120.

Так как из всех рассмотренных нами казуистических случаев самый последний встречается на практике всего чаще, то и образование ценности комплементарных материальных благ совершается преобладающим образом по последней формуле. Самое важное применение находит себе эта формула в особенности при распределении доходов производства между различными производительными силами, благодаря комбинированному действию которых они получаются. Действительно, почти всякий продукт является результатом комбинированного действия целой группы комплементарных материальных благ: земельных угодий, труда, постоянного и оборотного капитала. Преобладающее большинство комплементарных материальных благ в качестве имеющихся в продаже товаров может быть замещено как угодно, таковы, например, работа наемных рабочих, сырые материалы, топливо, орудия и т.д. Такое меньшинство их не поддается или по крайней мере нелегко поддается замещению; таковы, например, земельный участок, обрабатываемый крестьянином, рудник, железная дорога, фабричное здание со всем обзаведением, деятельность самого предпринимателя с ее чисто индивидуальными качествами и пр. Таким образом, мы находим здесь как раз те самые казуистические условия, при наличии которых должна получить силу приведенная выше (под цифрой 3) формула распределения ценности между отдельными членами комплементарной группы; и дей-

ствительно, она прилагается на практике с величайшей точностью.

В самом деле, в практической жизни из общей суммы дохода вычитаются прежде всего "издержки производства". Если присмотреться поближе, то окажется, что в действительности это не вся масса издержек, так как ведь и употребленный для производства участок земли или деятельность предпринимателя в качестве вещей, имеющих ценность, тоже принадлежит к числу "издержек производства", - нет, это только расходы на способные замещаться производительные средства данной cyбституционной ценности: на наемный труд, на сырье, на изнашивание орудий и т.д. Получающийся за вычетом этих расходов остаток в качестве "чистого дохода" относят на счет не могущих замещаться членов группы: крестьянин относит его на счет своей земли, горнопромышленник - на счет своего горного промысла, фабрикант - на счет своей фабрики, купец - на счет своей предпринимательской деятельности.

Когда доходность комплементарной группы возвышается, то никому не приходит в голову относить увеличение дохода на счет членов, способных замещаться; напротив, говорят, что это именно "земельный участок (или рудник) дал больше дохода". Но точно так же и при понижении общей доходности никому не приходит в голову ставить "расходы" в счет в уменьшенной сумме - нет, недобор объясняют тем, что земельный участок (или рудник и т.д.) дал меньше дохода. И такое рассуждение вполне логично и правильно: от материальных благ, способных замещаться во всякое время, действительно зависит лишь постоянная "субституционная ценность", а от не могущих замещаться - вся остальная часть общей сумы пользы, получаемой при комбинированном употреблении.

Что издержки производства оказывают сильное влияние на ценность материальных благ, - это факт, вполне доказанный и бесспорный. Но как объяснить теоретически это влияние, и в особенности как примирить его, не внося двойственности и противоречия в объяснение, со столь же несомненным влиянием, какое оказывает на ценность материальных благ их полезность, - вот задача, над решением которой так много пришлось работать нашей науке.

Общее свойство всех материальных благ заключается в том, что они служат для удовлетворения человеческих потребностей. Но только известная часть материальных благ выполняет эту задачу непосредственно - мы называем их потребительскими материальными благами: другая же часть материальных благ

приносит нам пользу в смысле удовлетворения наших потребностей лишь косвенным путем, а именно помогая нам производить другие материальные блага, которые только впоследствии пойдут на удовлетворение человеческих потребностей, - материальные блага этой второй категории мы называем производительными материальными благами... Мы, по примеру Менгера, разделим все вообще материальные блага на различные порядки или разряды. К первому разряду мы относим те материальные блага, которые непосредственно служат для удовлетворения человеческих потребностей... (например, хлеб); ко второму - те, при помощи которых производятся материальные блага первого разряда (например, мука, хлебная печь, работа пекаря, требуемая для изготовления хлеба); к третьему - те, которые служат для производства благ второго разряда (зерно, из которого приготовляется мука, мельница, на которой зерно перемалывается, материалы для устройства хлебной печи и т.д.); к четвертому - средства производства материальных благ третьего разряда (земля, производящая хлебные растения, плуг, которым она вспахивается, труд поселянина, материалы для постройки мельницы и пр.) и так далее - к пятому, шестому, десятому разряду мы относим материальные блага, полезность которых с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей заключается в производстве материальных благ ближайшего предшествующего разряда.

Приобретать значение для нашего благополучия производительные материальные блага в последнем счете могут подобно всем остальным только одним путем, а именно принося нам известную выгоду, которой без них мы не получали бы; а так как выгоды, доставляемые нам ими, в конце концов точно так же заключаются в удовлетворении наших потребностей, то вполне естественно, что и ценность производительных материальных благ будет высока в том случае, когда от них зависит удовлетворение важной потребности, и более низка в том случае, когда от них зависит удовлетворение потребности маловажной.

Итак, экономисты действительно вполне правы, когда они говорят, что ценность продукта определяется издержками производства. Только при этом необходимо постоянно помнить те пределы, в которых имеет силу "закон издержек производства", и тот источник, из которого он черпает свою силу. Во-первых, "закон издержек производства" представляет собой закон частный. Он проявляется лишь в такой мере, в какой оказывается возможным приобретать в желательном количестве и свое-

временно новые экземпляры материальных благ взамен прежних при помощи производства. Если нет возможности заменить прежний экземпляр новым, тогда ценность каждого продукта определяется непосредственной предельной пользой того именно рода материальных благ, к которому он принадлежит, и в таком случае соответствие между ценностью производительных средств, служащих промежуточными звеньями, разрушается.

Но еще важнее не упускать из виду того, что, во-вторых, даже и там, где закон издержек производства имеет силу, издержки производства являются не окончательным, а всегда лишь промежуточным фактором, которым определяется ценность материальных благ. В последнем счете не издержки производства дают ценность своим продуктам, а, наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов.

Наконец, проницательному теоретику должно броситься в глаза еще и следующее странное обстоятельство: приверженцы закона издержек производства, для того чтобы вообще сохранить его в силе, принуждены обставлять его целым рядом оговорок, в которых они ссылаются на условия, ничего общего с издержками производства не имеющие. Так, например, по учению наших экономистов, закон издержек производства имеет силу только для таких материальных благ, количество которых может быть увеличиваемо путем производства до желательных нам размеров, да и для этих материальных благ - лишь в том случае, когда они обладают и соответствующей степенью полезности. В самом деле, даже приверженцы закона издержек производства вполне согласны с тем, что, например, корабль, не могущий ходить по воде, не имеет никакой ценности, хотя бы на его постройку и потрачен был миллион.

Действительно, в упомянутых выше оговорках отметаются те условия, при которых издержки производства сами сохраняют соответствие с предельной пользой. В них содержится, следовательно, признание, что издержки производства могут только в том случае оказывать определяющее влияние на ценность, когда они имеют на своей стороне и предельную пользу.

На предшествующих страницах я тщательно старался выделить то зерно истины, которое несомненно скрывается в учении о законе издержек производства. Закон издержек производства существует, издержки производства действительно оказывают важное влияние на ценность материальных благ. Но господство издержек производства представляет собой лишь частичный случай более общего закона предельной пользы.

Умственная работа, которую людям приходится совершать при определении субъективной ценности, далеко не так сложна и трудна, как может показаться с первого взгляда при абстрактном изображении процесса оценки материальных благ. Где дело идет о собственной выгоде, где всякий недосмотр причиняет убытки, там становится сообразительным и самый простой человек. Наука, сбитая с толку смещением полезности и ценности, объявила такие материальные блага, как воздух и вода, вещами, имеющими наивысшую потребительную ценность. Простой человек смотрел на это гораздо правильнее и считал воздух и воду вещами, никакой ценности не имеющими, и он оказался вполне правым. В течение целых тысячелетий... простой человек привык при приобретении и отчуждении материальных благ оценивать их не с точки зрения наивысшей пользы, которую они способны принести по своей природе, а с точки зрения приращения или уменьшения конкретной пользы, которую может принести каждое материальное благо. Другими словами, простой человек-практик применял учение о предельной пользе на практике гораздо раньше, чем формулировала это учение политическая экономия.

Мы знаем теперь, как именно поступают при определении ценности материальных благ, затрагивающих их интересы, отдельные лица А, В, С и т.д., стоя каждый на своей индивидуально-хозяйственной, в высшей степени субъективной точке зрения. Но так могут нас спросить и действительно спрашивают: какое же отношение имеют все эти субъективные, чисто личные суждения о ценности к науке о народном, общественном хозяйстве? Ведь объектом политической экономии служат не индивидуально-хозяйственные, а общественно-экономические явления... Мы хотим, одним словом, чтобы нам показали, каким образом объясняется и определяется не субъективная, а объективная народнохозяйственная ценность.

"Социальные законы", исследование которых составляет задачу политической экономии, являются результатом согласующихся между собой действий индивидуумов. Согласие в действиях является в свою очередь результатом игры согласующихся между собой мотивов, которые лежат в основе человеческих действий. А раз это так, то не подлежит никакому сомнению, что при объяснении социальных законов необходимо добираться до движущих мотивов, которыми определяются действия индивидуумов, или принимать эти мотивы за исходный пункт; очевидно вместе с тем, что наше понимание социального закона

должно быть тем полнее, чем полнее и точнее мы знаем эти движущие мотивы и их связь с хозяйственной деятельностью индивидуумов.

Таким образом, субъективная ценность является в одно и то же время и компасом, и посредствующим мотивом хозяйственных действий человека: компасом - потому что она показывает, в каком направлении всего сильнее напряжен наш интерес по отношению к материальным благам и, следовательно, в какую сторону будет направлена наша хозяйственная деятельность; посредствующим мотивом - потому что, чувствуя, что ценность материальных благ представляет собой верное отражение наших основных интересов, заключающихся в стремлении к благополучию, мы давно привыкли в хозяйственной жизни следовать только за наибольшей ценностью.

Совершенно верно, что не дело политической экономии заниматься выяснением общих законов человеческих потребностей и стремлений, например, существования и действия человеческого стремления к благополучию, - заниматься этим она не может и должна предоставить это психологии. Но ведь требуется выяснить нечто совершенно иное, а именно, каким образом интересы благополучия связываются с обладанием материальными благами, каким путем всеобщее инстинктивное стремление к благополучию превращается в конкретные хозяйственные интересы. Разрешения этих вопросов нельзя требовать от психологии - его, раз оно нужно, может дать только одна наука: политическая экономия.

1.3 Основы общественного производства

Производство и потребности. Закон возвышения потребностей

Производство - это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.
Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но и происходит нравственное совершенствование самого человека.
Под производством в современной экономической теории при-нято понимать любую деятельность членов общества по исполь-зованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы вклю-чаются и ресурсы человека. Целью производственной деятелъно-сти является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Не-редко в обиходе под производственной деятельностью понимается лишь создание вещных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категoрии унаследована от маркси-стско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом материальном производстве, a все остальные виды деятельности считались второсортными. Вме-сте c тем следует учитывать и значительные различия между де-ятельностью работников в различных сферах производства.
Различают материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ/услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, транспорт).
Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование).
В любом обществе производство служит удовлетворению его потребностей.
Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целеполагание, то есть прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Ресурсы и факторы производства, их классификация

Производственно-экономическая деятельность, вне зависимости от ее вида, обладает универсальным признаком, всеобщим свойством: это всегда преобразование некоторых видов ресурсов в экономический продукт (рис. 4).

Рис. 4. Схема действий производственно-экономической системы

Ресурсы - совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовых благ и услуг.
Виды ресурсов:
1) Природные ресурсы - это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства;
2) Материальные ресурсы представлены всем средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда);
3) Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте;
4) Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;
5) Информационные ресурсы - это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Фактор производства - особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на важность и результативность производства, к ним относятся:
1) земля;
2) труд представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников;
3) капитал представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средств производства.
К факторам относятся только те из вышеперечисленных, которые в данный момент непосредственно задействованы в процессе производства.
На рисунке 5 приведен пример различных объемов выпуска продукции при изменении степени использования факторов производства.

L

Рис. 5. Объемы выпуска продукции при разных значениях факторов
производства

Важным фактором по отношению к ресурсам является ресурсосбережение - совокупность мер по бережливому и эффективному использованию факторов производства. Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих технологий, способствует рост эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Воспроизводство, его виды и фазы

Всякий процесс производства независимо от его общественной формы должен быть непрерывным. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Непрерывное производство материальных благ является объективной основной существования человеческого общества.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение (как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве), но и распределение ресурсов и факторов производства), обмен (акт получения чего-либо желаемого с предложением чего-либо взамен) и потребление произведенных благ и услуг (процесс, который предполагает использование косвенных благ, или средств производства для создания новых полезностей), то это - воспроизводство.
В анализе процесса воспроизводства нельзя исходить из предположения, что товар обменивается на товар, а предложение одного товара есть в то же время спрос на другой товар. Поэтому, как считала буржуазная классическая экономическая теория (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Д. Риккардо), якобы между предложением и спросом всегда существует равновесие, и перепроизводство товаров в масштабе общества невозможно. В действительности все товары обмениваются на деньги и нельзя сводить товарное обращение к товарообмену, а тем более к простому продуктообмену .
Воспроизводство - непрерывное возобновление социально-экономи-ческих процессов, в частности производство материальных благ и услуг. Различают простое и расширенное воспроизводство.
Простое воспроизводство - это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в том числе капитала и труда, в данном случае остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются.
Расширенное воспроизводство - это возобновление производства во все более увеличивающихся размерах. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства. Результатом расширенного воспроизводства становится все возрастающая масса общественного продукта.
Выделяют следующие фазы воспроизводства: подъем, спад, депрессия и оживление.

Противоречия системы «ресурсы - потребности» и механизм
их разрешения

Противоречия системы «ресурсы - потребности» заключаются в том, что ресурсы ограниченны, а потребности безграничны.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъ-емлюший характер, в связи c чем в экономической литературе его именуют фунда-ментальным, a проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.
При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не сле-дует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В по-добных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, a в связи c удручающе неэффективным использованием.
В экономической теории применяется такое понятие, как «альтернативные возможности использования ресурсов». Пример альтернативы приведем в таблице 1.

Таблица 1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности

Пушки

Масло

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Механизм разрешения данной проблемы состоит в повышении эффективности производства и эффективности распределения экономических ресурсов.

Продукт или благо как результат производства. Классификация благ

Продукт - результат функционирования производства, результат затраченного труда.
В независимости от условий производства все факторы используются для изготовления продукта.
Рассмотрим простейший вариант, когда один фактор используется для изготовления продукта (1):

где А - факторы производства, Q-продукт, f-функция.
Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Классификация благ:
1) материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, продукты, машины, сооружения, инструменты);
2) нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т. д. Различают две группы нематериальных благ:
а) внутренние - данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух);
б) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция);
3) экономически блага - это те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить;
4) неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека.

Рыночная организация хозяйства

Если продукт труда предназначается для продажи, то он поставляется на рынок с целью доведения до потребителя.
Рынок - это система экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Элементы рынка:
1) спрос - потребность, обеспеченная деньгами за определенное время;
2) предложение - количество товаров, которое может предложить производитель рынку за определенное время;
3) конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Субъект рынка: производитель и покупатель материальных благ и услуг.
Объект рынка: результат материального производства.
Признаки рынка: наличие спроса, предложения, обмена, потребления, капитала, субъекта и объекта рынка.
Рынок может быть связан как с производственной, так и с духовной сферой. В соответствии с этим он имеет многообразную структуру .
По функциональному назначению представленных товаров разделяют:
1) Рынки потребительских товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные; рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2) Рынки факторов производства. В их состав входят: рынки недвижимости; орудий труда; сырья и материалов; энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
3) Финансовые рынки. Это: рынки капиталов, то есть инвестиционные рынки; кредитные рынки; рынки ценных бумаг; валютно-денежные рынки.
По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие - рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).
В пространственном разрезе выделяются местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; всемирный, мировой, включающий все страны мира.
По механизму функционирования существуют:

  1. свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренциинезависимых товаропроизводителей;

2) монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

  1. государственно-регулиремый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия.

По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирющуюся систему рыночных отношений. К рынку несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.
В соответствии с действующим законодательством различают легальный, или официальный, рынок и нелегальный, теневой рынок.
По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, когда предложение превышает спрос.
Особо выделяют информационный рынок. Товаром на таком рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия.
Функции рынка:
1) Регулирующая функция. С помощью нее устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Обеспечивает пропорциональность и сбалансированность экономики, предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре;
2) Воспроизвоизводственная функция. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. Соединяя производителя и потребителя, координируя их деятельность, рынок стихийным путем обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства. Через рынок огромные потоки материальных ресурсов, товаров и услуг направляются от владельцев к потребителям, а в обмен на них навстречу, в денежной форме, движутся средства, необходимые для продолжения процесса производства;
3) Стимулирующая функция состоит в побуждении человека к созданию новой продукции;
4) Ценообразующая функция заключается в создании цен на товары;
5) Контролирующая функция состоит в осуществлении контроля за всем, что происходит на рынке.
6) Информационная функция. Через рынок потребитель получает информацию о товарах.
7) Функция реализации интересов рыночных субъектов.
Инфраструктура рынка - это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков (система оптовой и розничной торговли).
Товар - продукт труда, произведенный для продажи.
Свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей называется потребительской стоимостью.
До тех пор, пока существуют труд и потреб-ности людей, этим свойством будут обладать продукты труда и при-роды. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительская стоимость - это естественное свойство блага.
Необходимо отметить, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и же потребность может быть удовлетворена различными потреби-тельными стоимостями.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Общество - вероятностная система, в ходе развития которого реализуются далеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событий является общей закономерностью.
Существует ряд основных экономических проблем, стоящих перед современным обществом:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? (Что производить?) Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
2) Как должны быть произведены товары и услуги? (Как производить?) Существуют различные варианты производства набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть многоэтажным и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей .
3) Для кого произведен продукт? (Для кого производить?) Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
4) Рост значения информации в жизни общества.
5) Изменение положения и роли человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяется как появление информационного общества и информационного человека, своеобразного коллективного интеллекта обитателей планеты;
6) Рост нового экономического сознания, появление и развитие экономического человека;
7) Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.