30.10.2019

Ответственность за несоблюдение требований по охране труда. Частные случаи квалификации действий как нарушение охраны труда. Какие штрафы предусмотрены в случае нарушения правил по охране труда в РФ


Российское законодательство обеспечивает трудящимся определенные гарантии, в числе которых находится право на безопасность трудовой деятельности – и именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда может иметь весьма тяжкий характер для любой из сторон взаимоотношений. При этом предполагается применение разнообразных видов ответственности за нарушение требований и правил охраны труда в зависимости от ряда факторов, которые также следует в обязательном порядке учитывать при осуществлении трудовых взаимоотношений.

Ответственность за нарушение охраны труда – нормативная база и законодательное регулирование

Основополагающие принципы защиты прав человека в России, в том числе и в трудовой сфере, обеспечиваются положениями Конституции РФ. Так, непосредственно вопросам обеспечения прав трудящихся посвящены положения следующих её статей:

  • Статья 7. Она закрепляет охрану человеческого труда и обеспечение всех необходимых социальных гарантий, связанных с рабочей деятельностью.
  • Статья 37. Её положения закрепляют основные права, связанные с трудом, в число которых входит фундаментальное право на осуществление работы в безопасных условиях.

Однако Конституция лишь закрепляет основополагающий фундамент прав человека в вопросах трудовых гарантий, а не обеспечивает непосредственного правового регулирования и четких механизмов внедрения методик защиты прав трудящихся на безопасность и ответственности за нарушение требований охраны труда. Таким образом сторонам трудовых взаимоотношений следует ознакомиться и с положениями следующих частей ТК РФ:

  • Ст. 21 регламентирует прямые обязанности и права трудящихся, в том числе право на безопасность и обязанность неукоснительно соблюдать установленные законодательно требования.
  • Ст. 22 устанавливает для работодателя его основные обязанности и права, в число которых включено требование соблюдения законодательных нормативов в сфере трудовой безопасности.
  • Ст. 76. Её принципы устанавливают возможную ответственность трудящегося и обязанность работодателя отстранять сотрудников от трудовой деятельности, если последние не прошли обязательный инструктаж по охране труда.
  • Раздел X. Главы и статьи ТК РФ, входящие в него, полностью посвящены вопросам охраны труда и практического её осуществления в процессе осуществления трудовых взаимоотношений.

Кроме этого также регламентирована охрана труда и отдельными федеральными законами:

  • ФЗ №10 от 12.01.1996. Данным законом регламентируется деятельность профсоюзов и их фактические права и обязанности в вопросах охраны труда и привлечения виновных в её нарушении лиц к ответственности.
  • ФЗ №125 от 24.07.1998. Этот закон фиксирует наличие у работников определенных гарантий и прав на получение компенсаций в случае нарушения правил охраны труда работодателем, в связи с которым он привлекается к ответственности.

На кого налагается ответственность за нарушение правил охраны труда

Нарушение правил охраны труда влечет за собой ответственность отдельных лиц. При этом привлекаться к ней могут все стороны трудовых взаимоотношений в зависимости от обстоятельств произошедшего нарушения. То есть, санкции могут налагаться на следующих лиц:


К ответственности трудящийся может быть привлечен не только за фактически повлекшее за собой какие-либо последствия нарушение. Он может быть подвергнут наказанию за общее несоблюдение нормативов охраны труда на предприятии, некорректное пользование средствами защиты, за отказ от прохождения инструктажей и медосмотров.


Помимо разделения ответственности по субъекту, который будет к ней привлекаться, следует также разделять и непосредственные виды ответственности за нарушение требований охраны труда. Так, в зависимости от обстоятельств к нарушителю могут применяться следующие разновидности ответственности:
  • . К таковой ответственности могут привлекаться лишь непосредственные сотрудники, а не работодатель. Данная ответственность полностью регламентируется положениями и принципами ТК РФ.
  • Административная. Данная ответственность налагается исключительно на работодателя – как физическое, так и юридическое лицо, если они нарушили правила обеспечения охраны труда, а данное нарушение невозможно отнести к уголовному преступлению. При этом юридическое обоснование в таковой ситуации обеспечивается положениями КоАП РФ.
  • Уголовная. В качестве преступления могут квалифицироваться отдельные случаи нарушения установленных законодательных требований в сфере безопасности труда. Привлекаться к ней могут лишь физические лица – трудящиеся, а также должностные лица. Правовое регулирование в данном случае обеспечивается нормативами УК РФ.
  • Данная ответственность применяется в ситуациях, когда одна из сторон трудовых взаимоотношений понесла в результате нарушения материальный ущерб. Виновная сторона обязана обеспечить возмещение такового ущерба в соответствии с требованиями законодательства. Регулируется таковая ответственность положениями ТК РФ и привлекаться к ней может любая сторона взаимоотношений.

Учитывая столь широкое разнообразие возможной ответственности за нарушение правил охраны труда, следует рассмотреть случаи её наступления, а также предусмотренные законодательно санкции более подробно.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности и последствий привлечения к ней работников обеспечивается положениями статьи ст. 192 ТК РФ и иных нормативов данного документа. Работодатель обязан доказать факт совершения работником нарушения, а также предоставить ему возможность объяснить свои действия. Ответственность дисциплинарного характера может быть следующей:

  • Наложение выговора или замечания.
  • Увольнение сотрудника.

При этом внутренние нормативные акты могут предусматривать особый порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий с трудящихся. Кроме этого, наличие дисциплинарных взысканий может являться полномерным основанием для лишения работника премии. В то же время штрафовать работника, отбирая у него часть зарплаты или обязательных выплат – незаконно.

В отдельных случаях, некоторые государственные ведомства могут предусматривать не только вышеозначенные виды дисциплинарных взысканий, но и иметь отдельные варианты воздействия на работников. Чаще всего это касается силовых структур. Так, в МВД в качестве дисциплинарных взысканий предусматривается также строгий выговор, понижение в должности и иные методики воздействия на служащих.

Кроме этого следует помнить, что если нарушение правил охраны труда работником выразилось в непрохождении им инструктажа или отказе от прохождения обязательного , то он должен быть отстранен от работы. При этом работодатель в любом случае обязан это сделать — отстранение является обязательной процедурой, в отличие от , применять которые к сотруднику работодатель не обязан. Само по себе отстранение от работы не является непосредственно способом для привлечения работника к ответственности, но несет за собой негативные последствия для трудящегося, так как на время отстранения он оказывается лишенным заработной платы.

Административная ответственность за нарушение правил охраны труда

Принципы применения административной ответственности в области трудового законодательства достаточно просты. В частности, нарушение требований охраны труда рассматривается отдельно – правовому регулированию этого вопроса посвящены положения статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размеры ответственности зависят от конкретного правонарушения и его обстоятельств и предусматривают:

  • Несоблюдение требований о проведении специальной оценки условий труда подразумевает привлечение работодателя к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей для ИП и должностных лиц, и от 60 до 80 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Неотстранение сотрудника при непрохождении им медосмотра или обязательного инструктажа по охране труда и допуск такового работника к трудовой деятельности караются штрафом от 15 до 25 тыс. рублей для должностных лиц и ИП, и от 110 до 130 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Отсутствие обеспечения сотрудников необходимыми для них средствами индивидуальной защиты в установленном законом порядке влечет за собой штраф от 20 до 30 тыс. рублей для ИП и должностных лиц и от 130 до 150 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Предупреждение или штраф от 2 до 5 тыс. рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 50 до 80 тыс. рублей для юридических лиц, в иных случаях.

Повторное совершение в течение года одного из вышеуказанных правонарушений влечет за собой дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 до 3 лет или штраф от 30 до 40 тыс. рублей. Для индивидуальных предпринимателей наказание может предусматривать до 90 суток приостановления деятельности или аналогичный размер штрафа. Юридические лица обязаны выплатить штраф от 100 до 200 тыс. рублей, или же в отношении них также может быть применено приостановление деятельности сроком в 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

В отдельных случаях за нарушение правил охраны труда может предусматриваться уголовная ответственность. Она налагается исключительно на виновных физических лиц – работодатель, как субъект хозяйствования в данном случае к ней не привлекается. Правовое регулирование данного вопроса обеспечивается преимущественно положениями статьи 143 УК РФ. Она предусматривает наложение следующих наказаний в определенных ситуациях:

  • Если нарушение правил охраны труда повлекло за собой нанесение человеку тяжкого вреда здоровью, то виновный в данном нарушении может быть направлен на исправительные работы на срок до двух лет, обязательные работы сроком от 180 до 240 часов, принудительные работы сроком до года, или лишен свободы на срок до одного года с лишением права занятия соответствующих должностей в течение аналогичного срока. Также, одним из возможных наказаний может являться штраф от 400 до 800 тыс. рублей или 18-месячного заработка.
  • В случае, когда последствием нарушения стала смерть человека, то наказанием будет являться лишение свободы сроком до 4 лет с ограничением права занятия определенных должностей на три года или без такового, либо до 4 лет принудительных работ.
  • При смерти двух и более человек в результате нарушения требований по охране труда, ответственность расширяется вплоть до 5 лет принудительных работ либо же 5 лет лишения свободы с ограничением права на занятие определенных должностей или без него.

Кроме означенных нормативов, УК РФ также может предусматривать отдельные наказания за нарушение требований охраны труда на режимных объектах – атомных электростанциях, стратегических предприятиях и в иных подобных местах.

Руководители и специалисты, работники, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность:

1. Дисциплинарная. Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее выполнение наложенных на работника трудовых обязателств. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных нарушений:

Замечание

Выговор

Увольнение

Не допускается применение дисциплинарных взысканий не предусмотренных кодексом. Для применения дисциплинарного взыскания существует процедура: работодатель требует объяснение в письменной форме, в случае отказа - составляетсясоотвтетствующий акт при свидетелях. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца после обнаружения дисциплинарного проступка, не считая болезни работника, времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников, отпуска. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяяцев со дня совершения проступка, а при ревизии - не позднее 2 лет со дня его соверешния. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется в форме приказа, и предъявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня взыскания. Может быть обжаловано в государственной инспекции по труду или в суде. Взыскание действительно в течение 1 года.

2. Административная. Основание и объем админимстративной ответственности за нарушение требований нормативных актов по охране труда определены в КоАП от 30.12.2001 за номером 195-ФЗ (с изменениями).

К административным взысканиям относятся:

1. предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в порицании физического лица. Выносится с письменной форме

2. административный штраф (денежное взыскание)

3. дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица.

К административной ответственности привлекают органы надзора, привлекаются работодатель, руководители, должностные лица и работники, ответственные за состояние охраны труда. Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» часть 1: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет нарушение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 30000 до 50000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В редакции ФЗ от 9.05.2005 №45, от 20.04.2007 №54, от 22.96.2002. Часть 2: Нарушение законодательства о труде о об ОТ ранее подвергнутых административному нарушению ведет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.


Статья 5.44 «Сокрытие страхового случая». Сокрытие страхователей наступления страхового случая, при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа: на граждан от 300 до 500 рублей, на должностных лиц от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц от 5000 до 10000 рублей.

3. Уголовная ответственность. Наступает за совершение физическим лицом преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ (от 13 июня 1996 г, №63-ФЗ). Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Глава 19 «Преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статья 143 УК РФ. Часть 1: нарушение правил техники безопасности или других правил охраны труда, совершенных лицом, но котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это привело к нанесению тяжкого вреда, наказывается: штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Часть 2: То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Анализ условий труда

При анализе условий труда используются следующие методы:

1. Топографический метод. Суть этого метода заключается в том, чтобы изучить причины несчастного случая по месту происшествия

2. Монографический метод. Включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай (и технологический процесс, и работа основного и дополнительного оборудования, и применение СИЗ и СКЗ).

3. Экономический метод. Включает в себя подсчет экономических потерь от травматизма.

4. Статистический. Для построения функции опасности системы «человек – машина» необходимо определить количественное значение риска, т.е. ожидаемых потерь. Для этого возможно применение методов, основанных на анализе статистических происшествий и анализе функционирования системы «человек – машина». Статистические показатели:

К Ч (Коэффициент чистоты)=(Т/Р)*1000, где Т – количество НС, Р – количество работников.

К Т =Д/Т, где: Д – количество дней нетрудоспособности, Т – количество травм. В приведенной формуле коэффициент тяжести не отражает фактической тяжести несчастных случаев, т.к. при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых не закончилась в отчетный период, а так же этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса, поэтому при статистическом методе используется коэффициент нетрудоспособности:

К Н (Коэффициент нетрудоспособности)=К Ч *К Т.

Индивидуальный риск (ожидаемые потери) какого – либо i-го происшествия можно записать:

Ri=Pi(К Ч /1000)*К Т;

Рi – вероятность реализации i-происшествия.

Для количественного определения Pi используют метод анализа опасности с помощью дерева происшествий. Дерево происшествий – модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными или исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление.

Алгоритм построения дерева:

1. Устанавливают потенциальное происшествие, которое будет являться головным событием в дереве.

2. Устанавливают события (отказы, ошибки), которые могут привести к этому происшествию.

3. Выявленные события обозначаются окружностями и размещают выше головного события.

4. Соединяют события верхнего уровня с событием или событиями нижнего уровня с помощью логических знаков «И» и «ИЛИ».

5. Устанавливают события, которые, в свою очередь, вызывают каждое из событий верхнего уровня.

6. События в виде окружностей записывают выше предыдущего уровня, соединяя события – причины со своими событиями – последствиями с помощью логических элементов «И» и «ИЛИ».

7. Повторяют пункты 5 и 6 пока не будет достигнут уровень базовых событий, т.е событий, происходящих спонтанно, без видимых для человека причин.

Логические элементы дерева происшествий

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.


Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».


Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.


Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.


В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:


«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:


«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».


Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.


Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.


Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.


В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания - дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:


Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.


Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.


Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.


Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

Охрана труда - это совокупность правил безопасности на предприятии. Охрана труда является важнейшим элементом трудовой деятельности в любой организации. Российское законодательство регламентирует ответственность за нарушение охраны труда. Наказание делится на четыре вида: дисциплинарное, административное, материальное и уголовное. Виды ответственности за нарушение охраны труда, а также их характеристики будут предоставлены далее.

Дисциплина труда и виды взысканий

Прежде чем начать рассказ о том, какие именно виды ответственности за нарушение требований охраны труда имеются в законе, стоит обратить внимание на понятие "трудовая дисциплина". Согласно российскому Трудовому Кодексу, трудовой дисциплиной называют обязательное подчинение трудящихся лиц установленным правилам поведения на том или ином предприятии. Правила поведения закрепляются в Трудовом Кодексе, коллективном договоре, а также в любых нормативных актах локального типа.

В понятие "трудовая дисциплина" входят трудовой распорядок, особенности приема и увольнения на предприятии, режим работы, отдых и многие другие правила. Если работник нарушает установленные нормы, работодатели вправе применить дисциплинарные взыскания - иначе говоря, наказания. Наказание обязательно должно быть законным, соответствующим Трудовому Кодексу РФ. Так, законодательство предусматривает следующие основные виды наказаний:

  • единичное замечание;
  • выговор работнику;
  • увольнение с места работы.

Все три представленных вида наказаний входят в дисциплинарную ответственность за нарушение охраны труда. Чуть более подробно стоит рассказать об увольнении.

Увольнение как дисциплинарное взыскание

Статья 81 российского Трудового Кодекса закрепляет порядок расторжения договора работодателя с работником по инициативе руководителя организации. В частности, в статье указываются основные причины, которые влекут за собой увольнение. Здесь необходимо выделить:

Вывод здесь можно сделать следующий: несоблюдение правил безопасности является довольно серьезной причиной для увольнения работника. Однако на то должны быть серьезные основания; так, если сотрудник нарушил правила, но серьезных последствий это за собой не повлекло, то начальство не имеет права увольнять сотрудника. Все, что останется сделать работодателю - это возложить на работника ответственность за нарушение охраны труда в виде выговора или замечания.

Стоит отметить, что в случае с нарушениями правил безопасности дисциплинарные взыскания применяются не так уж и часто. Куда более распространенными являются материальные или административные наказания. И тем не менее отметить еще некоторые детали, связанные с дисциплинарным взысканием, все же стоит.

Наложение и снятие взысканий дисциплинарного типа

Статья 193 российского Трудового Кодекса гласит, что работодатель обязан потребовать с работника письменное объяснение произошедшего. Так, сотрудник может написать своему руководителю письмо, в котором укажет причины проблемной ситуации, расскажет о своей виновности или невиновности, попросит не применять взыскание и т. д. При этом работник не обязан составлять подобное заявление. Однако это повлечет за собой, скорее всего, отрицательные последствия. На сотрудника будет возложена ответственность за нарушение охраны труда без всяких расследований.

Дисциплинарное взыскание должно применяться не позднее чем через месяц после совершения проступка. Работодатель издает приказ с информацией о том, что на того или иного работника возлагается ответственность за нарушение требований охраны труда.

А существует ли возможность как-то оспорить решение начальства, чтобы снять наложенное взыскание? Существует несколько способов сделать подобное. Первый - обычное обжалование решения работодателя в государственной трудовой инспекции. Второй способ прописан в статье 194 российского Трудового Кодекса, которая гласит о том, что один год работы в организации без применения взысканий автоматически удаляет возложенную ранее ответственность, после чего история работника остается "чистой". Третий способ - самый банальный, но в то же время самый действенный. Необходимо просто попросить работодателя снять ответственность за нарушение требований охраны труда. Для этого можно попросить ходатайство у представительного органа, непосредственного руководителя и т. д.

Что представляет собой ответственность материального типа?

Материальная ответственность за нарушение правил охраны труда - что это такое? Российский Трудовой Кодекс, в частности 232 и 233 его статьи, гласят о том, что причинение ущерба организации из-за игнорирования требований безопасности влечет наложение на виновное лицо материального наказания. При этом увольнение сотрудника, если таковое последует, не освободит лицо от обязанности оплатить причиненный ущерб.

Привлечь трудящееся лицо к материальной ответственности можно лишь в том случае, если присутствуют следующие обстоятельства:

  • работник совершеннолетний (за некоторыми исключениями);
  • работодателю нанесен явный ущерб;
  • работник действовал незаконно или проявлял бездействие, и его вина в нанесении ущерба доказана.

При этом несовершеннолетние работники все же могут нести материальную ответственность за нарушение законодательства об охране труда - но только в том случае, если они причинили ущерб в состоянии опьянения.

Что подразумевается под действительным материальным ущербом? Это всегда реальное ухудшение рабочего имущества, уменьшение бюджета предприятия и т. д. Материальная ответственность за нарушение правил охраны труда может быть исключена лишь в случае непреодолимой силы, природных катаклизмов или аварий, хозяйственных рисков или просто крайней необходимости.

Работник всегда несет материальное наказание в пределах собственного месячного заработка. Истребование от работника объяснений в письменной форме здесь является обязательным. Материальное взыскание может осуществляться и в суде - но только в том случае, если трудящееся лицо не согласно на добровольное возмещение ущерба.

О полной материальной ответственности трудящегося лица

Статьи 242 и 243 российского Трудового Кодекса гласят об обязанности работника возмещать нанесенный материальный урон в полном размере. Так, закон закрепляет определенные виды случаев, когда сотрудник той или иной организации обязан нести полную ответственность за содеянное. В частности, здесь стоит выделить следующие моменты:

  • в соответствии с трудовым российским кодексом полная ответственность работника за нарушение требований охраны труда происходит в случаях, когда работодателю нанесен значительный урон при исполнении трудовых обязанностей;
  • присутствует факт кражи некоторых материальных ценностей, закрепленных за работником по специальному договору;
  • причинен ущерб в состоянии опьянения любого типа;
  • причинен материальный ущерб в ходе преступных действий, или же в ходе совершения административного проступка;
  • существует факт разглашения государственной или коммерческой тайны;
  • ущерб причинен в результате бездействия.

Отдельно стоит отметить существование так называемой коллективной или бригадной ответственности материального типа - когда оплатить причиненный ущерб обязан не один человек, а весь коллектив. Ответственность такого рода закрепляется на некоторых предприятиях в соответствии с локальными нормативными актами.

Административные наказания

Что представляет собой административное наказание? Это любое правонарушение или противоправное деяние, занесенное в Кодекс об административных правонарушениях. Административная ответственность за нарушение охраны труда прописана в статье 5.27.1 представленного закона. Речь идет о нарушениях требований охраны труда, закрепленных в законах РФ. Здесь стоит отметить следующие случаи нарушений:


Из всего вышесказанного можно заключить, что административное взыскание гораздо чаще затрагивает именно работодателей, а не работников. Решения же о наложении штрафов принимают специальные инспекторы или работники органов по государственному надзору. Если административное правонарушение допустил простой рабочий, то инициатором дела о правонарушении административного типа будет работодатель.

Протокол о правонарушении административного типа

При совершении правонарушения административного типа в отношении виновного лица составляется протокол. Это специальный документ, в котором указываются место и дата составления протокола, информация о нарушителе, адрес его места жительства, нарушенная статья КоАП и прочие данные. Физические лица имеют полное право на ознакомление с протоколом и на замечания по его содержанию. Виновный гражданин может отказаться от подписания документа.

  • предупреждение (официальное порицание юридического или физического лица, производится в письменной форме);
  • изъятие предмета правонарушения;
  • административный штраф (соразмерно минимальной оплате труда);
  • лишение специального права физического лица;
  • дисквалификация (лишение возможности занимать высшие должности);
  • административный арест;
  • административное приостановление рабочей деятельности.

Следственно, административная ответственность работника за нарушение охраны труда включает в себя довольно большое количество наказаний.

Ответственность уголовного типа

За неисполнение правил охраны труда на работника может быть возложена дисциплинарная или материальная, а иногда - административная ответственность; но очень редко сотрудник совершает нечто такое, что попадает под статью Уголовного кодекса РФ. Для этого действительно нужно "постараться". Что представляет собой уголовная ответственность за нарушение охраны труда на предприятии? Какие именно виды наказаний здесь стоит выделить? Об этом далее.

Согласно статье 44 российского Уголовного кодекса, выделяются следующие виды наказаний:

  • обязательные работы;
  • свобода гражданина ограничивается;
  • гражданин лишается свободы;
  • гражданин лишается прав осуществлять профессиональную деятельность.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда грозит работнику в следующих случаях:

  • кто-то получает тяжелую травму;
  • кто-то получил травму, несовместимую с жизнью.

За смерть одного человека по неосторожности, законом предусмотрены следующие виды наказаний:

  • принудительные работы продолжительностью до 4 лет;
  • лишение гражданина свободы продолжительностью до 4 лет.

За смерть двух и более человек по неосторожности:

  • работы принудительного типа до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет и лишение возможности заниматься профессиональной деятельностью до 3 лет.

Таким образом, если нарушение правил безопасности имело своим следствием получение тяжелых травм у сотрудников, или же и вовсе чью-то смерть, то в отношение виновного гражданина будет незамедлительно возбуждено уголовное дело.

Нарушения на строительных и горных объектах

Одно из самых распространенных мест, где чаще всего нарушаются требования охраны труда - стройка и места по добыче полезных ископаемых. Ст. 216 УК РФ как раз регулирует подобные ситуации. Какая ответственность за нарушение охраны труда на строительных и горных участках устанавливается российским законодательством? В Уголовном кодексе даются указания на следующие ситуации:


Отдельно стоит указать на понятие "крупного ущерба". Согласно действующему законодательству, ущерб именуется крупным лишь в том случае, если его сумма превышает полмиллиона рублей.

Таким образом, нарушения правил безопасности на строительных и горных объектах регулируются в отдельном порядке. То же касается взрывоопасных и пожароопасных предприятий. Что здесь можно выделить?

Нарушение безопасности на пожароопасных объектах

Ответственность должностных лиц за нарушение охраны труда на взрывоопасных и пожароопасных объектах регулируется статьями 217 и 219 российского Уголовного Кодекса. В соответствии с законом здесь выделяются следующие типы ситуаций:


Статьи 218 и 226 УК РФ закрепляют наказание до трех лет ограничения свободы за нарушение хранения, перевозки, использования и учета взрывчатых и пожароопасных веществ. Незаконное приобретение, транспортировка или сбыт подобных веществ влекут лишение гражданина свободы продолжительностью до четырех лет. Если же речь идет о хищении взрывоопасных или пожароопасных веществ, то наказанием будет срок до восьми лет лишения свободы.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 138, 140, 143 и 30), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед законом за невыполнение ими дисциплины труда. Одна из статей правил обязывает рабочих и служащих независимо от их должности соблюдать требования по охране труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, пользоваться средствами индивидуальной защиты. На основе этих Типовых или отраслевых правил внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требование которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на срок до 1 года, увольнение. Налагать дисциплинарное взыскание может только должностное лицо на подчиненного ему работника.

Административная ответственность выражается в форме различных административных взысканий: предупреждения, общественного порицания, штрафа и др. Предупреждение и штраф налагаются не в порядке прямой подчиненности или вышестоящими хозяйственными органами, а должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда, или административными комиссиями при районах городских исполнительных комитетах по представлению этих лиц.

Штраф за нарушение норм и правил охраны труда может налагаться только на лиц административно-управленческого персонала, причем не только в тех случаях, когда нарушение может создать возможность повреждения здоровья человека, но и когда нарушаются другие права трудящихся по охране труда (например, за некачественное расследование несчастного случая).

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда представлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность выражается в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия. Степень этого наказания устанавливается рядом статей Уголовного Кодекса РФ например, по ст. 140 УК РФ нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

По статье 138 УК РСФФСР незаконное увольнение работника с работы, неисполнение решения суда о восстановление его на работе, задержка выплаты заработной платы, а равно иное существенное нарушение Законодательства РФ о труде, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наказывается исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

По статье 143 УКРФ нарушение прав техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливается законодательством РФ и республик в составе РФ (статья 20 Основ законодательства РФ об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства РФ об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства РФ).

Основные причины несчастных случаев на производстве

Технические причины.

1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных и предохранительных устройств или их конструктивные недостатки, отсутствие жестких каркасов на тракторах;

· отсутствие или несовершенство устройств сигнализации, автоматического защитного отключения и тормозных устройств, несовершенство органов управления, устройство для защитного заземления, средств установки, съема, подачи заготовок и перемещения обрабатываемого материала;

· ограждение зоны обработки не было сблокировано с пуском оборудования и др.

2. Неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшее в процессе эксплуатации. Например, вследствие нарушения планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемного оборудования, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств;

· разладка или износ устройств управления;

· неисправность изоляции электропроводки;

· разрушение или поломка деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.

3. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и их элементов: неудовлетворительное (неисправное, несоответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружений и их элементов - обрушение элементов производственных зданий: крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов и проездов; крепей выработок горных пород, а также оползни и обвалы различных пород.

4. Несовершенство технологических процессов. К этой причине относится:

· недостаточный учет требований системы безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов

· недостаточная механизация тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ)

· отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже оборудования

· несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке для обработки и съеме деталей с оборудования, заливке агрессивных жидкостей и т.д.

Организационные причины .

  1. Нарушение технологических процессов. К этой причине относятся:

· отсутствие необходимой технической документации

· нарушение работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортировки и применения ядохимикатов)

· несоблюдение установленных нормативными документами требований безопасности к технологическим процессам

· применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.).

  1. Нарушение правил дорожного движения. Сюда относят:

· нарушение правил дорожного движения водителями всех видов транспорта и пешеходами (работающими)

· превышение скорости

· нарушение правил обгона

· выезд на полосу встречного движения

· нарушение правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов

· правил движения задним ходом и при трогании с места и др

· нарушение правил перевозки людей; отсутствие средств информации (знаков, разметки и др.).

  1. Неудовлетворительная организация работ. К этой причине следует относить:

· нарушение администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ, недостатков в организации групповой работы (невыделение специального работника для обеспечения безопасности группы работающих на одном рабочем месте), выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и меры безопасного их проведения

· нарушение режимов труда и отдыха со стороны администрации

· неправильное принятие решений администрацией (допуск без медицинского освидетельствования)

· нарушение правил техники безопасности при обслуживании животных, котлов, теплогенерирующих установок и т.д.

· неудовлетворительное содержание рабочих мест, территории, проездов, проходов (недостаточная освещенность, повышенная загазованность, задымленность, шум, вибрация)

· захламленность и загроможденность рабочих мест, проходов, проездов

· неудовлетворительная организация и содержание наплавных сооружений и мостиков на акватории

· погрузочно-разгрузочных площадок, причалов, железнодорожных и транспортных дорог

· неудобное расположение основного и вспомогательного оборудования и др. К этой группе следует также относить падение работающих на скользкой или неровной поверхности полов, тротуаров, проходов, мостиков.

  1. Неприменение средств индивидуальной защиты. К этой группе относятся:

· неисправность, несоответствие или отсутствие спецобуви, спецодежды (например, повреждение рук, проколы концами проволоки стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц) и других средств индивидуальной защиты - очков, щитков, масок и др. (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков)

· ожоги кислотой (вследствие отсутствия защитной одежды и т.д.)

· некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров, респираторов).

  1. Недостатки в обучении и инструктировании работающих по безопасным приемам труда. Сюда необходимо относить:

· отсутствие или недостаточный инструктаж (вводный, на рабочем месте, повторный, периодический и др.), т.е. неполный, поверхностный, не охватывающий все темы или операции выполняемой работы, а также отсутствие или недостаточное курсовое и специальное обучение (по установленному списку), направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы

· обучение по специальности, не имеющих отношение к выполняемой работе.

  1. Использование работающих не по специальности:

· к этой причине должны относиться: использование работающих не в соответствии с их основной профессией, специальностью или квалификацией, а также неправильная расстановка рабочей силы, несоответствующая квалификация.

  1. Нарушение трудовой дисциплины. К этой причине следует относить:

· изготовление каких-либо предметов в личных целях без разрешения администрации: спортивные игры на территории предприятия: хищение материалов, инструментов и других предметов

· алкогольное опьянение

· хулиганские действия.

Личностные причины.

Сюда следует относить: неосторожность или невнимательность (из-за воздействия внешних факторов, усталости, психических или эмоциональных переживаний). Ошибочные действия

14.Учет и расследование несчастных случаев. Порядок оформления акта Н-1.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Обязанность своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве возложена на работодателя (ч.1 ст.147 КЗоТ). Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Положением, утв. пост. Правительства РФ от 3 июня 1995 г., которое распространяется на организации всех форм собственности. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента, когда он произошел. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, расследуются с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями.

Порядок оформления акта по форме Н-1

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на 1 рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по установленной форме Н-1 в 2 экземплярах - на русском языке или на языке республики в составе России с переводом на русский язык. При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий же экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай.

В акте, составляемом по результатам расследования несчастного случая по установленной форме Н-1, должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. При ликвидации организации, хранящиеся у нее акты по форме Н-1, подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Минтрудом РФ. Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ от проведения его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием такого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решения государственного инспектора по охране труда. Контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев осуществляется инспекции труда. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору (контракту), расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами стороны по месту пребывания в командировке (по месту заключения договора).