29.08.2019

Тепловая мощность потребителей. Каковы существенные условия договора теплоснабжения? Может ли оказывать услуги по обеспечению теплового комфорта и горячего водоснабжения теплоснабжающая организация


Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.

Свяжитесь с нами - для получения консультаций по действующему законодательству, проведения экспертизы вашей ситуации, разработки проектов необходимых юридических документов, защиты ваших интересов в арбитражном суде или иной юридической помощи.

Контакты размещены в правом верхнем углу сайта и на странице «Контакты ».

Мы оказываем юридические услуги только компаниям.

Что такое теплоснабжение и каковы субъекты теплоснабжения?

Теплоснабжение – это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Тепловая энергия – это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Субъектами теплоснабжения являются потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, единая теплоснабжающая организация.

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Что такое Единая теплоснабжающая организация?

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.

Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Отношения теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями.

Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Каковы существенные условия договора теплоснабжения?

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен содержать следующие существенные условия:

    договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

    величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

    ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

    ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

    обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

    порядок расчетов по договору;

    порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

    объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

    объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду на-грузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Какие документы необходимы для заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

    полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

    место нахождения организации (место жительства физического лица);

    место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

    тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

    договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

    срок действия договора;

    сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

    сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

    расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

    банковские реквизиты;

    сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

    удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

    договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

    устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

    документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

    разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

    акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отметим, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

Какова процедура заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

В случае отсутствия в заявке сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

В случае непредставления заявителем сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

Как определяется стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для юридических лиц?

Следует отметить, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законодательством.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель могут быть диф-ференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности пере-дачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), тепло-носителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

    договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема та-ких поставок;

    долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

Потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

    35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

    оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключенным с едиными теплоснабжающими организациями. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими организациями обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, не имеющих неисполненных обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В каких случаях происходит ограничение потребления электроэнергии?

Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

    неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

    прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

    выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

    наличие обращения потребителя о введении ограничения;

    иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Бездоговорное потребление тепловой энергии – это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений законодательства.

А. В. Богданов , начальник отдела ГУ «Кузбасский центр энергосбережения»; г. Кемерово

Развитие рыночных отношений в области энергетики сопровождается обострением взаимоотношений между потребителями энергоресурсов и энергоснабжающими организациями (ЭСО). Имеет место нарастающий конфликт интересов, характеризующийся тем, что одни - потребители - не могут жить по-старому, а другие - ресурсоснабжающие организации - не могут перестроиться и перейти на новые условия отношений. Это обусловлено, с одной стороны, имеющимися недостатками нормативно-правовой базы, с другой стороны - закостенелостью самих энергоснабжающих организаций. Необходимо сразу же оговориться, что все сказанное в настоящей статье относится не ко всем ЭСО, а определено как обобщенная тенденция в целом. Эта закостенелость выражается прежде всего в диктате ЭСО по отношению к потребителям, что является следствием их монопольного положения.

Что же касается нормативно-правовой базы, то во многом утеряна даже та ее четкость и ясность, которая была еще в недалеком прошлом. Отменены правила пользования электрической и тепловой энергией, а разработанные вместо них правила электроснабжения и правила теплоснабжения так и не были приняты. С вводом в действие закона о техническом регулировании потеряли свою обязательность практически все СНиПы, их положения носят только рекомендательный характер. Правила и рекомендации, разработанные в свое время Госстроем, носят только ведомственный характер. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что за последние 10-15 лет утеряна большая часть специалистов в области теплоснабжения. Старые кадры ушли, а новые на смену им так и не появились в силу отсутствия каких-либо стимулов. Особенно это актуально в коммунальной энергетике. Не только некому заниматься режимной наладкой котельного оборудования, тепловых сетей и систем теплопотребления, но и сами по себе эти понятия уже исчезают.

Потребители тепловой энергии свои отношения с ЭСО практически не изменили с прошлых времен: заключают договоры теплоснабжения, в которых не определены гидравлические режимы, параметры качества тепловой энергии и теплоносителя, которые должна обеспечить ЭСО; не определены в полной мере обязанности, а самое главное, ответственность ЭСО (при этом большую часть договора занимают обязанности и ответственность потребителя); персонал, обслуживающий системы теплопотребления, не имеет достаточной квалификации для этого, а самое важное - отсутствует полноценный контроль режимов теплопотребления, их анализ, анализ счетов за тепловую энергию, которые предъявляют ЭСО. Единственным продвижением вперед является установка коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

В результате имеют место отношения между ЭСО и потребителями тепловой энергии, при которых ЭСО предъявляют к потребителям требования, зачастую не подкрепленные никакими нормами и правилами, заставляя их оплачивать не потребленную (некачественную) тепловую энергию и теплоноситель, нести необоснованные затраты на выполнение различных условий ЭСО. В этих отношениях участвуют органы контроля и надзора. Но далеко не всегда их действия направлены на наведение порядка. Да и не во всех вопросах они могут разобраться, чему мешают собственные интересы, амбиции и недостаток знаний.

Отдельной, очень важной стороной в отношениях энергоснабжения являются проектные, монтажные, сервисные организации, и на них отражаются все проблемы, возникающие между ЭСО и потребителями энергоресурсов. Конечно, основная цель этих организаций - получение прибыли от своей деятельности. Все понимают, что это возможно только при грамотном, добросовестном выполнении своей работы. Но как это обеспечить, если находишься между трех огней? С одной стороны, надо сделать все в соответствии с нормами и правилами для потребителя, с другой стороны, это надо доказать ЭСО и надзорным органам, которые выдвигают свои требования. И чтобы не поссориться, иногда приходится соглашаться с ними вопреки требованиям правил и интересам потребителя, иначе в следующий раз не согласуют проект, выбор прибора учета, запретят или не допустят в эксплуатацию системы теплопотребления и учета и т. д.

До 2003 года все разногласия между потребителями, ЭСО, проектными, монтажными, сервисными организациями решались органами Госэнергонадзора. Однако Постановлением Правительства Госэнергонадзор был ликвидирован. Вновь созданной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства от Госэнергонадзора перешла лишь одна функция - контроль безопасности в электроэнергетике. Таким образом, в настоящее время законодательно не определена государственная надзорная структура, осуществляющая надзорные функции в области теплоснабжения - контроль за системами теплоснабжения и теплопотребления (в том числе и котельных, за исключением котлов, работающих под давлением свыше 0,7 МПа и температурой выше 115 °С), узлами учета тепловой энергии и теплоносителя на источниках, экспертизу и согласование проектов, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, допуск на отопительный сезон систем теплопотребления, обучение и проверку знаний персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки. Все это в условиях относительной безграмотности потребителей в вопросах энергообеспечения (конечно же, не всех) приводит к определенному хаосу и позволяет ЭСО диктовать свои условия потребителям.

Рассмотрим некоторые, наиболее остро стоящие ситуации.

Энергосбыт одной из энергоснабжающих организаций не дает разрешение потребителям на включение систем теплопотребления на отопительный сезон без предъявления из управления тепловых сетей этой же энергоснабжающей организации документа об оплате услуг по опрессовке системы теплопотребления. Эту ситуацию трудно описать словами. Оказывается, что потребитель имеет договор теплоснабжения с Энергосбытом, который заставляет его оплатить тепловым сетям, с которыми у потребителя нет договора теплоснабжения, услугу по опрессовке, которую тепловые сети не оказывали и не собирались оказывать, о чем свидетельствует бланк договора на оказание услуг, предложенный этой организацией. В соответствии с этим договором потребитель САМ должен «произвести опрессовкусогласно требованиям действующих норм и правил» и за это заплатить тепловым сетям, а исполнитель (т. е. тепловые сети) обязан только «направить своего представителя для присутствия во время проведения опрессовки и оформления соответствующего акта». При этом не принимается во внимание, что потребитель, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, предварительно уведомив Энергосбыт, уже самостоятельно произвел промывку и опрессовку своих систем теплопотребления и составил акт, который был представлен Энергосбыту.

Надо заметить, что в соответствии с указанными Правилами раньше контроль за опрессовкой и промывкой систем теплопотребления осуществлял Госэнергонадзор. Энергоснабжающие организации должны осуществлять контроль только «за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей» (п. 9.1.56.). При помощи специалистов ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» к тем потребителям, которые обратились за помощью, требования Энергосбыта по оплате тепловым сетям за опрессовку были сняты.

Похожая ситуация имеет место и с допуском в эксплуатацию (в том числе и с ежегодным) систем теплопотребления и узлов учета тепловой энергии и теплоносителя. Например, потребитель приглашает представителя энергоснабжающей организации для допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предъявляет всю требуемую правилами документацию. В соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя оформляется акт допуска, который подписывается представителем энергоснабжающей организации. Дальше этот акт должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Но этого не происходит до тех пор, пока потребитель не заплатит за допуск. В результате ЭСО предъявляет этому потребителю требования по оплате за тепло и воду, как бесприборнику.

При этом п.7.5. указанных Правил гласит, что «узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя, учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о его приемке в эксплуатацию». Имеется разъяснение Региональной энергетической комиссии о том, что «все расходы по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии включаются в необходимую валовую выручку энергоснабжающей организации.

Учитывая, что допуск приборов учета энергии в эксплуатацию является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности ЭСО, взимание ею дополнительных средств за эти услуги является неправомерным, а выставление организацией, осуществляющей регулируемую государством деятельность, счетов за эту работу по произвольным (неутвержденным в установленном законодательством порядке) тарифам является нарушением государственной дисциплины цен.

Еще одна острая проблема возникла между энергоснабжающими организациями и проектными и монтажными организациями. Одна из энергоснабжающих организаций не принимает к рассмотрению и не согласовывает проекты узлов учета и регулирования теплопотребления без предоставления проектировщиками удостоверения о проверке знаний в органах Ростехнадзора, при том что проектные организации имеют лицензии на право проведения этих работ, полученные в установленном законодательством порядке. Это требование обосновывалось письмом из управления Ростехнадзора по Кемеровской области, подписанным одним из рядовых инспекторов. Представители Ростехнадзора утверждают, что они в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок имеют все полномочия осуществлять контроль и надзор за системами теплопотребления, осуществлять проверку знаний персонала, обслуживающего теплопотребляющие установки и котельные, а также у проектных и монтажных организаций.

| скачать бесплатно Нормативно - правовые аспекты взаимоотношений потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями , Богданов А. В.,

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ (теория и тестовые материалы)

Редактор Асылбекова Б.А.

Подписано к печати 24. 01.2002 Формат60х90/16 Цена договорная

Объем 5,7уч.-изд. л. Тираж 300 экз. Заказ 2511

Печатно-множительная мастерская КарГТУ, г. Караганда, б. Мира, 56

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

Классификация потребителей тепла. (8, с.51..55)

Тепловое потребление - это использование тепловой энергии для разнообразных коммунально-бытовых и производственных целей (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, души, бани, прачечные, различные технологические тепло-использующие установки и т.д.).

При проектировании и эксплуатации систем теплоснабжения необходимо учитывать:

Вид теплоносителя (вода или пар);

Параметры теплоносителя (температура и давление);

Максимальный часовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение суток (суточный график);

Годовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение года (годовой график);

Характер использования теплоносителя у потребителей (непосредственный забор его из тепловой сети или только отбор тепла).

Потребители тепла предъявляют к системе теплоснабжения различные требования. Несмотря на это, теплоснабжение должно быть надежным, экономичным и качественно удовлетворять всех потребителей тепла.

Режим работы технологически систем подвержен изменениям, которые могут носить как закономерный, так и случайный характер, быть длительными или кратковременными, но происходить они должны с минимальными затратами энергоресурсов, не нанося ущерба надежности эксплуатации оборудования и связанных с ним систем.

Пренебрежение этим фактором обычно приводит к просчетам при выборе оборудования источников энергоснабжения и необоснованному перерасходу топлива для обеспечения требуемой нагрузки.

Для того чтобы оценить действительную потребность предприятия или его подразделений в тепловых энергоресурсах, необходимо провести анализ графиков теплопотребления в определенные периоды работы – в течение суток, недели, месяца, года.

Характеристиками равномерности тепловых нагрузок в течение года являются число часов использования максимальной тепловой нагрузки , ч/год, и коэффициент К, представляющий собой отношение среднесуточной нагрузки к максимальной суточной за год.

По этим характеристикам промышленные предприятия разделяются на три группы: первая t =4000 - 5000 ч/год, К=0,57 - 0,68; вторая t =5000 - 6000 ч/год, К=0,6 - 0,76; третья t 6000 ч/год, К 0,76.

К первой группе относятся предприятия, например, легкой промышленности и машиностроения, в структуре затрат тепловой энергии которых более 40% имеют нагрузки систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения. Соответственно затраты теплоты на технологию составляют менее 60%. К третьей группе относятся предприятия с превалирующей долей затрат тепловой нагрузки на технологические нужды – более 90%. Затраты теплоты потребителями других категорий очень малы – менее 10% (табл.8).

Таблица 8

Потребителей тепла можно разделить на две группы:

1) сезонные потребители тепла;

2) круглогодовые потребители тепла.

Сезонными потребителями тепла являются:

Отопление;

Вентиляция (с подогревом воздуха в калориферах);

Кондиционирование воздуха (получение воздуха определенного качества: чистота, температура и влажность).

Круглогодовые потребители используют тепло в течение всего года. К этой группе относятся:

Технологические потребители тепла;

Горячее водоснабжение коммунально-бытовых потребителей.

Изменения сезонной нагрузки зависят главным образом от климатических условий (температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра, солнечного излучения, влажности воздуха и т.п.). Сезонная нагрузка имеет сравнительно постоянный суточный график и переменный годовой график нагрузки (рис.11).

График технологической нагрузки зависит от профиля и режима работы производственных предприятий, а график нагрузки горячего водоснабжения – от благоустройства зданий, состава и распорядка рабочего дня основных групп населения, режима работы коммунальных предприятий – бань, прачечных. Имеет почти постоянный годовой и резко переменный суточный график. Суточные графики в субботние и воскресные дни обычно отличаются от суточных графиков других дней недели.

Большинство систем теплоснабжения имеет разнообразную тепловую нагрузку (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, технологические потребители). Ее величина и характер зависят от многих факторов, в том числе от климатических и, главным образом, от температуры наружного воздуха.

На графике (рис.12) показана зависимость расходов теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды от температуры наружного воздуха, т.е. затраты теплоты.

По оси ординат отложены относительные значения расходов теплоты в долях единицы (за единицу принят максимальный суммарный расход теплоты, т.е. , где , , , - максимальные расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды соответственно).

По оси абсцисс – температура наружного воздуха .

Построим четыре графика разных тепловых нагрузок. Расход теплоты на технологические нужды и горячее водоснабжение не является функцией наружной температуры. График будет иметь неравномерный характер в течение суток и в течение недели, но сглаживается в течение года и приобретает равномерный характер.

имеет, как правило, круглосуточный характер. При неизменной наружной температуре отопительная нагрузка жилых зданий практически постоянна. Для промышленных предприятий она имеет непостоянный суточный и недельный график, т.е. в целях экономии искусственно снижают подачу теплоты в ночной период и выходные дни. Максимальный расход на отопление соответствует расчетной температуре наружного воздуха для отопления и является расчетной величиной нагрузки отопления . Минимальный расход теплоты на отопление соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного сезона



Характерные температуры для графика вентиляционной нагрузки следующие:

Расчетная температура наружного воздуха для вентиляции соответствует расчетной нагрузке вентиляции (используется нагрев рециркуляцией). При расход тепла на вентиляцию постоянен и вентиляционные установки работают с рециркуляцией, т.е. с подмешиванием к наружному воздуху воздуха, взятого их помещений. Рециркуляция воздуха допустима для помещений, в воздухе которых не содержаться болезнетворные микроорганизмы, ядовитые газы, пары и пыль. Подмешивание воздуха осуществляется перед калориферной установкой и в количестве, обеспечивающем неизменяемую его температуру. С понижением температуры наружного воздуха подмешивание увеличивается, а подача наружного воздуха уменьшается. Температура воды, поступающей в калориферы, остается постоянной. Таким образом, когда температура наружного воздуха ниже расход теплоты на вентиляцию остается равным расчетному за счет сокращения кратности воздухообмена. Для регулирования кратности обмена воздуха в интервале вентиляционные установки должны быть оснащены авторегуляторами.

Температура включения вентиляции. Минимальный расход теплоты на вентиляцию соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного периода промышленных зданий.

Суммарный расход теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды по району является суммой расходов отдельных абонентов. Преобладающей является нагрузка отопления. График суммарного расхода теплоты имеет вид, показанный на рис.12. На нем есть три точки излома:

а) момент включения отопления;

б) момент включения вентиляции;

в) момент изменения нагрузки вентиляции.

Характер графика суммарной нагрузки зависит от соотношения нагрузок отдельных групп потребителей.

Основная задача отопления заключается в поддержании условий теплового комфорта (условия, благоприятные для жизни и деятельности).

Согласно СНиП допустимые (оптимальные) метеорологические условия в зоне жилых и общественных зданий:

Температура воздуха 18-22 о С (22-24 о С)

Относительная влажность 65% (45-30)

Скорость движения воздуха не более 0,3 м/с (0,1-0,15)

Для этого необходимо сохранение равновесия между тепловыми потерями здания и теплопритоком, которое может быть выражено в виде следующего равенства (теплового баланса ):

,

где - суммарные тепловые потери, - приток тепла через отопительную систему, - внутренние источники теплоты.

Включает в себя:

Потери из-за теплопередачи через наружные ограждения;

Потери инфильтрацией из-за поступления холодного воздуха в помещения через неплотности наружных ограждений, , где - коэффициент инфильтрации ( =0,03-0,06 – жилые, общественные здания, =0,25-0,30 – промышленные здания);

Теплота на подогрев холодных предметов (материалов), ()

Включает в себя:

От солнечной радиации (фонари, окна);

От коммуникаций и технологического оборудования;

От электрического оборудования и электрических осветительных приборов;

От нагретого материала и изделий;

При технологических процессах (конденсация);

От продуктов сгорания, поверхности печей;

От людей.

Есть две методики расчета .

1) Для малых зданий (помещений):

,

где - коэффициент теплопередачи, - площадь поверхности отдельных наружных ограждений, - разность температур воздуха с внутренней и наружной сторон этих ограждений.

Баланс производства тепловой энергии в 2002 г. в Российской Федерации показан на диаграмме рис.1.

Рисунок 1.

Годовое теплопотребление жилищного фонда, объектов социального и коммунального назначения в 2003 г. составило порядка 2933 млн. ГДж (700 млн. Гкал).

Главным потребителем тепловой энергии в этом секторе ЖКХ является жилищный фонд - порядка 2095 млн. ГДж (500 млн. Гкал) в год или 71 % общего потребления.

Тепловая нагрузка системы теплоснабжения (тепловая нагрузка) - это суммарное количество теплоты, получаемой от источников теплоты, равное сумме теплопотреблений приемников теплоты и потерь в тепловых сетях в единицу времени.

Основными производителями и поставщиками тепловой энергии в ЖКХ являются специализированные предприятия коммунальной энергетики, находящиеся в ведении муниципалитетов и исполнительных органов власти субъектов регионов Российской Федерации. Предприятия коммунальной энергетики в 2003 г. обеспечивали отпуск порядка 2220 млн. ГДж (530 млн. Гкал) в год, что составило 64 % общей потребности жилищно-коммунальной и социальной сфер. Остальная часть тепловой энергии поставляется региональными акционерными обществами энергетики и электрификации, а также другими предприятиями и организациями министерств, ведомств, концернов, объединений.

Порядка 1477 млн. ГДж (352,4 млн. Гкал) в год предприятия коммунальной энергетики вырабатывают на собственных теплоисточниках (котельных) и около 964 млн. ГДж (230 млн. Гкал) покупают у других производителей с последующей передачей ее абонентам - потребителям по коммунальным распределительным

тепловым сетям.

Абонент (потребитель) - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности или на ином законном основании объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившие с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.

Объемы и структура производства тепловой энергии на источниках теплоты для теплоснабжения ЖКХ и объектов социальной сферы представлены в табл. 1. Основную технологическую структуру коммунального теплоснабжения формируют собственные домовые и групповые котельные (ГрКУ), квартальные (КТС) и районные (городские) тепловые станции (РТС) с тепловыми сетями от них, распределительные сети, а также многочисленные теплопотребляющие (абонентские) установки.

Таблица 1. Структура производства тепловой энергии

Источник теплоснабжения мощностью, МВт (Гкал/ч)

Производство тепловой энергии

Количество произведенной тепловой энергии, млн. ГДж (млн. Гкал)

Доля в общем объеме производства, %

Домовые котельные - до 3,5 (3)

Групповые котельные (ГрКУ) - от 3,5 до 23,3 (3-20)

Квартальные котельные (КТС) - от 23,3 до 116 (20-100)

Районные котельные (РТС) - более 116 (более 100)

Общий годовой расход топлива на производство тепловой энергии для ЖКК и объектов социальной сферы составляет порядка 150 млн. т условного топлива, в том числе в коммунальных котельных - 66 млн. т условного топлива. Структура производства тепловой энергии в коммунальных котельных по видам используемого топлива представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура производства тепловой энергии в коммунальных котельных по видам используемого топлива

Вид топлива

Число котельных, тыс. ед.

Произведено теплоты, млн. ГДж, (млн. Гкал)

Доля в общем производстве, %

Газообразное

Как следует из таблиц 1, 2, половина от общего числа котельных ЖКХ - 22,4 тыс. единиц, работают на твердом топливе и вырабатывают почти 35 % всей тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом, оказывая значительную нагрузку (давление) на природную среду обитания людей. Здесь кроется существенный резерв для экологического оздоровления жилых микрорайонов путем замены многих мелких котельных централизованными источниками теплоснабжения или перевода их на экологически более «чистые» виды топлива - газовое, жидкое котельно-печное, а также нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (например, энергия солнца, волны, ветра, геотермальных источников и т.д.).

Решением Правительства РФ сельские системы теплоснабжения должны быть переданы на баланс и в эксплуатацию муниципальным образованиям местных администраций. Эта работа продолжается, и количество установок ЖКХ возрастает.

Проект,

Федеральный Закон

«О теплоснабжении в Российской Федерации»

Г л а в а 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Сфера применения и предмет правового регулирования Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития теплоснабжения в Российской Федерации. Действие настоящего закона распространяется на все типы взаимоотношений в производстве, передаче, распределении и продаже тепловой энергии и теплоносителя, за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для целей собственного потребления. Теплопотребление в настоящем законе рассматривается только в части взаимовлияния и взаимодействия теплоснабжения и теплопотребления.

Предметом правового регулирования Закона являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения.

С т а т ь я 2. Цель Федерального закона

Целью настоящего закона являются обеспечение потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности.

С т а т ь я 3. Основные понятия

В применении к настоящему закону понятия означают:

Теплоснабжение – деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Система теплоснабжения – совокупность технических устройств обеспечивающих теплоснабжение населенного пункта

Централизованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источника тепла через общую тепловую сеть

Децентрализованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источников тепла, не имеющих связи с общей тепловой сетью

Теплофикация – теплоснабжение при производстве электрической энергии и тепла в едином технологическом цикле

Теплопотребление – использование тепловой энергии и теплоносителя.

Тепловая энергия – термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой источником тепловой энергии в сеть или получаемой из сети

План развития теплоснабжения – набор конкретных организационно-технических, управленческих мероприятий по развитию систем теплоснабжения и обеспечения потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности

Схема перспективного развития систем теплоснабжения – технико-экономическая электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования

Качество тепловой энергии и теплоносителя – в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя.

Теплоноситель - вещество, используемое для передачи тепловой энергии

Горячая вода - водопроводная вода, нагретая до температуры, устанавливаемой гигиеническими нормами

Источник тепловой энергии – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется производство тепловой энергии или использование для целей теплоснабжения тепловых отходов.

Альтернативные источники энергии – источники энергии, не основанные на сжигании ископаемого топлива в процессе получения энергии.

Возобновляемые источники энергии – источники, использующие не накопленную солнечную энергию в различных формах (энергия ветра, биомассы, солнечной радиации в солнечных батареях, геотермальная энергия).

Тепловая сеть – система трубопроводов и устройств, расположенных вне зданий или проходящих транзитом через здания, предназначенная для передачи тепловой энергии и теплоносителя

Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется приведение параметров теплоносителя к необходимым для потребителя.

Центральный тепловой пункт – тепловой пункт, соединенный с подключенными зданиями тепловыми сетями.

Индивидуальный тепловой пункт – тепловой пункт, не имеющий после себя тепловых сетей.

Приборы учета – счетчики, аттестованные соответствующим образом, показания которых используются при взаиморасчетах сторон в процессе теплоснабжения

Теплоснабжающая организация – организация, выполняющая любую из функций производства, передачи, распределения тепловой энергии, продажу произведенной или купленной тепловой энергии (мощности) потребителям

Сетевая теплоснабжающая организация – теплоснабжающая организация, выполняющая функции передачи тепловой энергии и теплоносителя

Передача тепловой энергии – услуга по транспорту тепловой энергии и теплоносителя на расстояние по тепловым сетям.

Распределение тепловой энергии – дозирование, изменение параметров теплоносителя и приготовление горячей воды в центральных тепловых пунктах.

Потребитель – юридическое или физическое лицо, покупатель тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Конечный потребитель – потребитель, непосредственно подключенный к тепловым сетям централизованного теплоснабжения, покупающий тепловую энергию и теплоносители для собственных нужд, нужд субпотребителей или для оказания платных услуг по обеспечению теплового комфорта в помещениях. В одном здании не может более одного конечного потребителя. Распределение тепловой энергии внутри здания между различными владельцами и арендаторами не относится к теплоснабжению.

Субпотребитель - физическое или юридическое лицо, тепловые установки которого подключены к тепловым установкам конечного потребителя.

Регулирующий орган – государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ государственное регулирование в сфере теплоснабжения.

Тариф на тепловую энергию (мощность) – система ставок, устанавливаемая регулирующим органом для осуществления расчетов в процессе теплоснабжения

Статья 4. Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения

Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение надежного и качественного теплоснабжения

стимулирование снижения издержек и повышения эффективности

обеспечение возможностей и условий для разумной конкуренции

обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций

планирование развития

развитие теплофикации

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней

ограничение монопольных видов деятельности

техническое регулирование и надзор

развитие эффективной системы договорных отношений

защита прав потребителей и теплоснабжающих организаций

защита социально-значимых категорий потребителей и малоимущего населения

минимизация негативного воздействия на окружающую среду

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Государственные органы исполнительной власти в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом несут ответственность за реализацию цели Закона изложенной в статье 2.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

1. Правительство Российской Федерации:

утверждает государственную политику в области теплоснабжения

утверждает национальный план развития теплоснабжения

определяет структуру, функции и ответственность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в теплоснабжении

утверждает правила тарифообразования в теплоснабжении в соответствии с принципами, установленными настоящим законом

утверждает основные требования к договорам теплоснабжения и типовые договора теплоснабжения

утверждает систему обязательных технических регламентов и правил, определяет федеральные органы власти ответственные за их разработку, периодичность обновления

утверждает другие общеобязательные нормативно-правовые документы, регламентирующие экономические, юридические и технические взаимоотношения участников процесса теплоснабжения

утверждает порядок введения внешнего управления в теплоснабжающих организациях, неспособных обеспечить надежное, качественное теплоснабжение, а также в кризисных ситуациях

принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством

создает общественный коллегиальный орган «Совет по теплоснабжению», который имеет право давать консультации и предложения по важным вопросам государственной политики и стратегии в теплоснабжении

ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования

2. Министерство Энергетики Российской Федерации:

разрабатывает и реализует государственную политику в области теплоснабжения

разрабатывает и реализует национальный план развития теплоснабжения

осуществляет координацию государственной политики и национального плана развития теплоснабжения с федеральными программами повышения энергоэффективности в потреблении тепловой энергии, программами использования атомной энергии на цели теплоснабжения и экологическими программами

составляет топливно-энергетические балансы страны, включая раздел «Теплоснабжение»

разрабатывает и утверждает методику разработки и утверждения региональных и муниципальных планов развития теплоснабжения

разрабатывает и утверждает стандарты качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает стандарты надежности теплоснабжения, в комплексе учитывающие состояние оборудования систем теплоснабжения и теплопотребления, степень резервирования топливом, теплоисточниками, тепловыми сетями и утверждает общеобязательные уровни надежности для разных климатических зон.

через органы госэнергонадзора контролирует исполнение стандартов надежности теплоснабжения в регионах, дважды в год докладывает в Правительство о регионах с ненадлежащей надежностью теплоснабжения с анализом причин и предложениями по повышению надежности теплоснабжения

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к технологическим процессам и оборудованию, применяемым в теплоснабжении

разрабатывает и утверждает правила и порядок проведения комплексного технико-экономического обследования систем теплоснабжения муниципальных образований и теплоснабжающих предприятий

разрабатывает и утверждает единые аттестационные и квалификационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере теплоснабжения

выполняет функции государственного энергетического надзора

3. Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

разрабатывает и реализует государственную политику и федеральные планы в области уменьшения теплопотребления зданий

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления зданий, методику оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления

разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

организует через средства массовой информации разъяснительную работу о методах энергосбережения, правах и обязанностях теплоснабжающих, теплосервисных организаций, муниципальных органов управления, потребителей и граждан

4. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации:

разрабатывает государственную политику в области теплоснабжения и теплопотребления в промышленности

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления в промышленности.

разрабатывает государственную научно-техническую политику в области теплоснабжения и теплопотребления, финансирует приоритетные научно-технические проекты

разрабатывает совместно с Министерством Энергетики Российской Федерации, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации балансы потребности и прогнозы спроса на энергоэффективное оборудование

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают организацию регулярного комплексного обследования систем теплоснабжения муниципальных образований

разрабатывают и обеспечивают реализацию региональных Планов развития теплоснабжения

разрабатывают и обеспечивают реализацию инвестиционных программ развития теплоснабжения, в пределах своих полномочий представляют гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

контролируют исполнение стандартов надежности теплоснабжения, при неисполнении стандартов принимают меры по восстановлению уровня надежности

содействуют организации конкурсов по заключению договоров с поставщиками топлива для нужд местных систем теплоснабжения

разрабатывают и осуществляют систему мероприятий по недопущению или оперативному устранению аварийных ситуаций в системах теплоснабжения

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

организуют разработку муниципальных планов развития теплоснабжения и обеспечивают их исполнение

имеют право требования у теплоснабжающих предприятий и потребителей всей информации, необходимой для разработки планов развития теплоснабжения

организуют инвестиционные конкурсы и представляют в пределах своих полномочий гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

осуществляют контроль исполнения стандартов надежности теплоснабжения, качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

обеспечивают равные условия для всех участников отношений в системе теплоснабжения

обеспечивают открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций

осуществляют контроль подготовки систем теплоснабжения и теплопотребления к отопительному сезону, в том числе качество прокладки и ремонта тепловых сетей

разрабатывают планы ликвидации возможных аварий систем теплоснабжения

Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Статья 8. Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Участниками отношений в системе централизованного теплоснабжения являются:

теплоснабжающие организации

потребители

конечные потребители

2. Теплоснабжающая организация может одновременно являться потребителем, но не может являться конечным потребителем поставляемой ею тепловой энергии.

3. Конечными потребителями могут являться юридические и физические лица, распоряжающиеся на правах собственности или иных законных основаниях зданиями и сооружениями, а также уполномоченные ими организации, в том числе теплосервисные.

4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

5. Границей раздела между теплоснабжающей организацией и потребителем является место, в котором теплопотребляющие установки потребителя присоединены к теплоисточнику или тепловым сетям теплоснабжающей организации

Статья 9. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы.

2. Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ.

3. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, в том числе и с возможностью создания межмуниципальных акционерных обществ.

4. В целях создания равных условия для конкуренции теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения недопустимо бюджетное финансирование теплоснабжающих организаций на невозвратной основе.

5. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласовании с местными органами власти. Если прекращение деятельности теплоснабжающей организации приведет к снижению надежности системы теплоснабжения, органы местной власти вправе отсрочить прекращение теплоснабжающей организацией деятельности на срок необходимый для создания замещающих мощностей.

6. Сетевая теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет тепловых потерь в сетях и публичность этой информации.

Статья 10. Порядок технологического присоединения к системам централизованного теплоснабжения

1. Сетевая теплоснабжающая организация, являющаяся в соответствии с действующим законодательством субъектом естественной монополии, не может отказать в присоединении к тепловым сетям источников тепловой энергии и объектов теплопотребления, за исключением случаев, когда такое присоединение невозможно по техническим причинам, экономически нецелесообразно или подвергает опасности надежность снабжения ранее присоединившихся потребителей. Обоснованный отказ от присоединения должен быть представлен в письменном виде в течении 30 дней с момента обращения.

2. Присоединение к тепловым сетям осуществляется на основе технических условий, выдаваемых сетевой теплоснабжающей организацией. Сетевая теплоснабжающая организация должна согласовать технические условия присоединения с организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на внесение изменений в муниципальные планы развития теплоснабжения для изменения планируемого объема теплопотребления и определение возможности обеспечивать его наиболее экономичным образом.

3. Срок действия Технических условий 3 года, если застройщиком не обоснована необходимость более длительного срока. Технические условия могут быть аннулированы сетевой теплоснабжающей организацией в одностороннем порядке в случае отсутствия начала практической реализации технических условий в течении года с момента выдачи.

4. Все отношения связанные с подключением к тепловым сетям регулируются договором на присоединение. Обязательными разделами договора присоединения являются:

место присоединения

местонахождение приборов учета

права и обязанности сторон

ответственность сторон

условия присоединения и взаиморасчетов

срок действия условий присоединения

5. Договором присоединения также должны быть определены условия передачи объектов, обеспечивающих присоединение и построенных за счет потребителя в собственность или управление сетевой теплоснабжающей организации. Возмещение затрат потребителя на подключение должно быть реализовано одним из следующих способов:

предоставлением потребителю опциона на покупку акций сетевой теплоснабжающей организации в объеме понесенных затрат по цене акций сетевой теплоснабжающей организации на момент заключения договора на присоединение. Правила и порядок предоставления опциона на акции сетевой теплоснабжающей организации определяются действующим законодательством.

возмещением затрат в порядке межхозяйственных расчетов между потребителем и сетевой теплоснабжающей организацией, при этом срок возмещения полных затрат с учетом инфляции не должен превышать 10 лет

6. В случае подключения потребителя за счет или при долевом участии сетевой теплоснабжающей организации, потребитель должен принять на себя обязательства по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение на срок 10 лет. В случае последующего перехода на децентрализованное теплоснабжение, потребитель обязан компенсировать понесенные сетевой теплоснабжающей организацией затраты на присоединение пропорционально целому числу лет, оставшихся до прекращения действия обязательств потребителя по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение.

7. Затраты на присоединение к тепловой сети источников тепловой энергии несет собственник источника тепловой энергии.

8. В случае неисполнения сетевой теплоснабжающей организацией обязательств по подключению в установленный договором срок, сетевая теплоснабжающая организация обязана за свой счет обеспечить временное децентрализованное теплоснабжение потребителя в соответствии с установленными стандартами качества теплоснабжения с момента срока, обозначенного договором, по тарифам, не превышающим принятых в централизованной системе.

9. Сетевая теплоснабжающая организация отвечает за поддержание в исправном состоянии тепловых сетей, находящихся в ее собственности или распоряжении на законных основаниях. Она обязана развивать тепловые сети таким образом, чтобы обеспечивалась возможность присоединения к сети потребителей находящихся в зоне действия централизованного теплоснабжения и разумная конкуренция между источниками тепловой энергии.

Статья 11. Порядок организации отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Товаром, являющимся предметом купли-продажи на рынке централизованного теплоснабжения является тепловая энергия (мощность) и теплоноситель

2. Отношения, возникающие между участниками системы централизованного теплоснабжения и связанные с куплей-продажей тепловой энергии (мощности) и теплоносителя осуществляются на основе Договора теплоснабжения. Договор теплоснабжения не распространяется на отношения потребителя и субпотребителя.

3. Договор теплоснабжения заключается при выполнении договора на присоединение. Договор теплоснабжения, заключенный на основе договора присоединения должен соответствовать всем техническим параметрам договора присоединения. При изменении технических параметров по вине теплоснабжающей организации потребовавших внесение изменений в технические установки потребителя, теплоснабжающая организация должна компенсировать затраты на эти изменения.

4. Продление срока действия договоров теплоснабжения является обязательным для теплоснабжающей организации. Отказ от продления договора теплоснабжения возможен только по взаимному согласию сторон или на условиях, определенных в главе 4 настоящего закона.

5. Надежность и качество теплоснабжения не может быть ниже уровня стандартов, а также противоречить требованиям типовых договоров теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации.

6. Обязательными разделами договора теплоснабжения являются:

график зависимости поставки тепловой энергии от температуры наружного воздуха

надежность теплоснабжения

качество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя

качество теплопотребления

учет тепловой энергии и теплоносителя

ответственность теплоснабжающей организации

ответственность потребителя

условия расторжения договора

Иные условия договора теплоснабжения устанавливаются сторонами на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.

7. Сетевая теплоснабжающая организация обязана в пределах технической возможности покупать тепловую энергию соответствующую всем требованиям по качеству и надежности от источников тепловой энергии, предложивших наименьшую стоимость с учетом затрат на ее передачу к потребителю.

8. Потребитель имеет право самостоятельно устанавливать время начала и окончания отопления зданий, за исключением периода проведения летнего планово- профилактического ремонта согласованного с органами местной власти.

9. Объемы и условия производства тепловой энергии устанавливаются предприятием – производителем самостоятельно на основе заключенных договоров с потребителями. Цена по договору устанавливается согласно договоренностям сторон, но не выше уровня предельного тарифа.

Статья 12. Отключение потребителей от системы централизованного теплоснабжения

1. Теплоснабжающая организация вправе ограничить отпуск тепловой энергии уменьшением расхода теплоносителя (без снижения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе) вплоть до полного отключения при неоплате или не полной оплате потребителем потребленной энергии и теплоносителя сроком более трех месяцев, на условиях установленных договором теплоснабжения.

2. Теплоснабжающая организация имеет право прервать теплоснабжение, предварительно уведомив потребителя не менее чем за 10 дней, когда:

потребитель превысил права, данные ему условиями присоединения, или не выполнил взятые на себя этими условиями обязательства

воспрепятствован доступ теплоснабжающей организации к приборам учета для их проверки, замены или проведения других сетевых работ на территории конечного потребителя

3. Теплоснабжающая организация обязана перед прекращением теплоснабжения в случаях указанных в п.2 настоящей статьи, предоставить потребителю разумный срок для устранения недостатков

4. Потребители, имеющие право на непрерывное теплоснабжение, обеспечиваются непрерывной подачей тепловой энергии через присоединение к различным участкам тепловой сети, которые могут работать автономно в случае технических неисправностей, или путем установки резервных источников тепловой энергии. В случае, когда потребители, имеющие право на непрерывную подачу тепловой энергии, используют систему централизованного теплоснабжения в качестве резерва, они должны оплачивать тариф за мощность системы теплопотребления, подключенной к тепловой сети.

5. Отключение потребителя не освобождает его от обязательств по оплате тарифа за мощность систем теплопотребления.

Статья 13. Оперативно-диспетчерское управление в теплоснабжении

1. Для городов с населением менее 200 000 человек не рекомендуется, а для городов с населением более 200 000 человек, не допускается совмещение в одной теплоснабжающей организации деятельности по производству и передаче тепловой энергии, за исключением случаев, когда источники тепловой энергии, находящиеся в составе сетевой теплоснабжающей организации работают в режиме пиковых нагрузок, либо установленная тепловая мощность источника не превышает 20 Гкал/час.

2. Тепловые сети, принадлежащие разным собственникам и имеющим общие гидравлические связи, должны быть объединены под одним оперативно-диспетчерским управлением.

3. Оперативно-диспетчерское управление заключается в управлении гидравлическими и температурными режимами передачи тепловой энергии.

4. Оперативно-диспетчерское управление осуществляет та сетевая теплоснабжающая организация, к сетям которой присоединены источники тепловой энергии с максимальной суммарной установленной мощностью.

5. Собственники теплосетевых активов, переданных в оперативное управление ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

права заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по сетям, переданным в оперативно-диспетчерское управление, и определения условий этих договоров

права использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией, осуществляющей оперативно-диспетчерское управление

Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства не допускается

6. Сетевая теплоснабжающая компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление заключает с собственниками теплосетевых активов, переданных под оперативно-диспетчерское управление договоры, определяющие порядок использования указанных активов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов теплосетевого хозяйства, доходов, получаемых в результате осуществления их прав и уменьшенных на сумму затрат на осуществление оперативно-диспетчерского управления

7. Стоимость услуг оперативно-диспетчерского управления в теплоснабжении определяется регулирующим органом.

8. Для ТЭЦ, работающих в режиме комбинированной выработки и имеющих системное значение при выработке электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Статья 14. Планирование в теплоснабжении

1. Региональные планы развития теплоснабжения не должны противоречить национальному плану развития теплоснабжения. Муниципальные планы развития теплоснабжения не должны противоречить региональным планам развития теплоснабжения.

2. Основной задачей Муниципальных планов развития теплоснабжения является обеспечение такого функционирования и такое развитие системы теплоснабжения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда обеспечение потребностей потребителей в тепловой энергии и теплоносителе будет осуществляться по минимальной цене без превышения ограничений негативного влияния на окружающую среду.

3. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны разрабатываться в соответствии с методикой, утвержденной Министерством Энергетики Российской Федерации.

4. В подготовке Муниципального плана развития теплоснабжения должны принимать участие все теплоснабжающие организации, работающие на территории муниципального образования, другие юридические лица, связанные с теплоснабжением, организации, представляющие интересы потребителей.

5. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, с учетом развития технологий производства и передачи тепла, изменения загрязнения окружающей среды и других факторов, способных оказать существенное влияние на развитие теплоснабжения в муниципальном образовании.

6. Основными разделами Муниципального плана развития теплоснабжения являются:

анализ существующего положения в системе теплоснабжения муниципального образования

анализ основных проблем и направления их решений

прогноз изменения спроса на тепловую энергию

возможность использования избыточной тепловой энергии и энергии от альтернативных и возобновляемых тепловых источников

схема перспективного планирования развития теплоснабжения

7. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения представляет собой технико-экономическую электронную модель системы теплоснабжения муниципального образования, позволяющая моделировать изменение параметров системы теплоснабжения при реализации инвестиционных проектов, решений в области энергосбережения и других мер повышения качества системы теплоснабжения. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения должна обновляться каждый раз при изменении характеристик системы теплоснабжения.

8. Муниципальный план развития теплоснабжения, результаты моделирования инвестиционных проектов на схеме перспективного планировании являются публичными документами.

С т а т ь я 15. Техническое регулирование и контроль (надзор) в сфере теплоснабжения

Примечание: Данная статья находится в стадии разработки

1. Особенностями технического и энергетического надзора в теплоснабжении является безусловное выполнение всеми участниками отношений в теплоснабжении целей настоящего закона, и контроль полноты его исполнения.

2. Для определения возможности финансирования исполнения новых или расширении действующих обязательных государственных требований в области технического контроля (надзора) и регулирования, государственные органы, предписывающие эти нормы должны провести их согласование с федеральным органом, регулирующим тарифы.

Статья 16. Требования к учету тепловой энергии и порядок расчетов за тепловую энергию

1. Все расчеты между участниками теплоснабжения, при мощности теплопотребления выше 0,1 Гкал/час осуществляются на основании показаний приборов учета тепловой энергии.

2. Теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет у конечного потребителя. Обязательства по установке приборов учета и их поверке возлагаются на теплоснабжающие организации.

3. Потребитель обязан предоставить доступ представителей теплоснабжающей организации к приборам учета

4. Ответственность за сохранность приборов учета, расположенных у потребителя, несет потребитель.

5. При изменении потребителем мощности теплопотребления сетевая теплоснабжающая компания заменяет или перенастраивает приборы учета и оборудования, ограничивающего мощность потребления, а потребитель компенсирует эти затраты.

6. Условия учета тепловой энергии и условия взаиморасчетов на основе учетных данных определяются сторонами Договора теплоснабжения. Учет тепловой энергии может осуществляться как одной из сторон договора, так и сторонней организацией.

7. Стороны, заключившие договор, могут потребовать внеплановую поверку приборов учета. В случае если претензии не подтвердились, расходы по проверке несет инициировавшая ее сторона. В случае подтверждения претензии, объем теплопотребления, предъявляемый на оплату, должен быть изменен в соответствии с данными предыдущей поверки и результатами осуществленной поверки.

8. Методология распределения оплаты за потребленную тепловую энергию многоквартирным жилым домом между владельцами, квартиросъемщиками отдельных квартир, а также конечными потребителями и субпотребителями устанавливается Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.

9. Закупка приборов учета должна осуществляться на основе тендеров, организуемых теплоснабжающей организацией совместно с местными органами власти.

Статья 17. Ответственность юридических и физических лиц

1. Границы и меры ответственности участников отношений в теплоснабжении регулируются Договором теплоснабжения.

2. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования систем теплоснабжения, нарушении охранных зон объектов теплоснабжения, самовольном подключении к тепловым сетям и хищении тепловой энергии и теплоносителя, а также других действиях, которые могут привести к ущербу в теплоснабжении, к снижению безопасности объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в технологическую и экономическую деятельность теплоснабжающих организаций, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ.

Статья 18. Права юридических и физических лиц на децентрализованное теплоснабжение

1. Для любого юридического или физического лица, являющегося застройщиком или собственником, отсутствуют ограничения на право выбора децентрализованного теплоснабжения, при соблюдении условий, установленных в настоящей статье.

2. Физические лица, являющиеся собственниками жилого помещения в многоквартирном доме могут реализовать свое право на децентрализованное теплоснабжение, при условии, если такое решение примет большинство жителей дома.

3. Юридические или физические лица, подключенные к системе централизованного теплоснабжения без фиксации в договоре присоединения условий отключения по желанию потребителя, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения без компенсации теплоснабжающей организации какого-либо рода финансовых потерь.

4. Юридические или физические лица, подключенные к централизованному теплоснабжению за счет теплоснабжающей организации, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения при условии компенсации затрат теплоснабжающей организации на условиях оговоренных в договоре на присоединение.

5. Затраты на отключение от централизованного теплоснабжения несет юридическое или физическое лицо, изъявившее желание отключиться от централизованного теплоснабжения.

6. Отключение юридического или физического лица от системы централизованного теплоснабжения не освобождает от оплаты тарифа за мощность систем теплопотребления.

7. Последствия отключение потребителя от системы централизованного теплоснабжения должно быть проанализировано на схеме перспективного развития теплоснабжения. В случае, когда отключение потребителя приведет к повышению средних расходов на теплоснабжение для остальных потребителей, органы местной власти вправе отсрочить отключение, но не более чем на 2 года.

7. Требования к проектированию и сооружению инфраструктуры систем централизованного теплоснабжения регламентируются нормативно-технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой соответствующими организациями и ведомствами.

Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 19. Стимулирование инвестиций и предоставление государственных гарантий

1. Инвестиционные проекты в развитие тепловых сетей стимулируются включением инвестиционной составляющей в тариф для тепловых сетей.

2. Государственные гарантии инвестиционным проектам в развитие мощностей источников тепловой энергии предоставляются только при условии отсутствия альтернативных экономически обоснованных проектов достижения такого же эффекта за счет энергосбережения. Предоставление таких гарантий относится к компетенции местных и региональных органов власти. Инвестиционные проекты, связанные с альтернативными и возобновляемыми источниками тепловой энергии и теплофикацией имеют приоритет на предоставление гарантий.

3. Инвестиционная политика федеральных, региональных и муниципальных органов власти устанавливается и конкретизируются в Планах развития теплоснабжения.

Глава 6. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 20 . Принципы регулирования тарифов в теплоснабжении

1. В целях создания эффективного рынка тепловой энергии, повышения качества и надежности теплоснабжения, стимулирования теплоснабжающих организаций и потребителей к повышению энергоэффективности, минимизации затрат потребителя государственное регулирование тарифов в теплоснабжении должно быть основано на следующих принципах:

обеспечение единства тарифного регулирования с передачей всех вопросов тарифообразования одному регулирующему органу на территории региона

разумная политика в области тарифообразования на природный газ, не дающая необоснованного преимущества системам централизованного или децентрализованного теплоснабжения

покрытие оправданных затрат теплоснабжающих организаций

защита потребителей от неоправданного завышения цен

свобода предпринимательской деятельности в производстве тепловой энергии в рамках предельного тарифа на производство тепловой энергии и теплоносителя

ограничение естественно-монопольной деятельности по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения

использование моделей расчета прибыли, стимулирующих снижение издержек, отказ от метода расчета прибыли как процента от суммы издержек

исключение из расчетной базы регулируемых тарифов необоснованных затрат на ремонтные работы, в том числе перекладку тепловых сетей, вызванных некачественной эксплуатацией или низким качеством работ

использование цен на топливо, определяемых по результатам открытых тендеров

раздельное регулирование тарифов на теплоноситель, производство, передачу, распределение и учет тепловой энергии

применение тарифов на передачу, распределение и учет тепловой энергии в виде одноставочных тарифов за мощность теплопотребления

определение экономически обоснованного уровня энергоэффективности систем теплоснабжения в каждом регионе

установление базовых цен и тарифов. Расчет базовых цен и тарифов по типовым методикам независимо от фактического состояния систем теплоснабжения. Определение повышающих коэффициентов к базовым ценам и тарифам, учитывающих фактическое состояние систем теплоснабжения

исключение применения в составе тарифов платы за неэффективно инвестированный капитал, когда плата за инвестиции превышает снижение издержек

исключение применения в составе тарифов расходов, связанных со сверхнормативными потерями тепловой энергии и теплоносителя и других необоснованных расходов

экономическое стимулирование потребителя к соблюдению стандартов качества теплопотребления в том числе снижения температуры обратной сетевой воды

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к снижению срока отключения теплоснабжения в период летнего профилактического ремонта

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к соблюдению стандартов надежности и качества теплоснабжения тепловой энергии и теплоносителя

2. Тарифный орган может по ходатайству теплоснабжающей организации устанавливать формулу определения предельного тарифа сроком до трех лет. Формулу определения предельного тарифа используют при увеличении затрат теплоснабжающей организации по не зависящим от нее причинам.

3. Государственному регулированию в теплоснабжении подлежат:

для источников тепловой энергии - одноставочные предельные тарифы за отпускаемую тепловую энергию и теплоноситель

для тепловых сетей - одноставочные тарифы за мощность систем теплопотребления, подключенных к тепловой сети

для организаций осуществляющих учет - тариф за организацию учета тепловой энергии и теплоносителя у конечного потребителя

4. Тариф для конечного потребителя складывается из усредненной цены покупки тепловой энергии и теплоносителя у источника и тарифа сетевой теплоснабжающей организации.

5. При введении новых, или расширении действующих обязательных к исполнению государственных требований в области технического контроля и регулирования, затраты на их осуществление должны учитываться в тарифе.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона и его отдельных статей

Статья 22. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом