26.06.2020

Новый украинский танк. Температурный режим эксплуатации


23:51 — REGNUM Громкое заявление президента Украины об испытаниях нового украинского танка, сделанное им 13 августа в своем Фейсбуке, можно было бы вообще игнорировать. Мало ли громких заявлений доносится из параллельной реальности, в которую погрузилась целая страна?

Александр Горбаруков © ИА REGNUM

Однако игнорировать мы не будем. Попробуем разобрать, проанализировать и поискать самое интересное между строк и за кадром рекламного видеоролика.

Итак, что мы имеем? Видеоролик с испытаний украинского танка Т-72АМТ и ряд сообщений о его «новых» боевых возможностях, вооружении и различном оборудовании.

Начнем с названия. Оно говорящее, ибо мало-мальски сведущий человек сразу поймет, что «новый» украинский танк — модернизация старого доброго советского основного боевого танка Т-72, принятого на вооружение в 1973 году. Для Украины это несколько обидно, потому что Т-72 — это упрощенная вариация Т-64, созданного конструкторским бюро Харьковского завода. Напомню, Т-64 для своего времени был настолько революционной машиной, переполненной техническими новинками, что в СССР приняли решение разработать на его базе «танк войны», надежный, выносливый и максимально простой в полевом обслуживании.

Ну да ладно. В конце концов, Т-72 до сих пор воюет по всему миру, и все, кто имеет возможность его модернизировать, занимаются этим благодарным делом. Ведь не секрет, что нынешний рекордсмен по продажам на мировом танковом рынке, российский Т-90, тоже является глубокой модернизацией Т-72.

Поэтому нам надо разобрать, в чем заключается украинская версия такой модернизации.

Двигатель украинцы не тронули. Оставили старый советский дизель В-84−1 мощностью 840 л. с. Не будем гадать о причинах такого выбора. Предположим, что исходили из принципа «лучшее — враг хорошего».

Схема бронирования танка, судя по видеоролику, осталась такой же первозданной, как и двигатель. В украинских СМИ сообщалось, что защщищенность машины будет усилена за счет новой динамической защиты, но об этом ничего конкретного не рассказали.

Решетчатые экраны вокруг башни и в задней части бортовой проекции корпуса танка явно навеяны техническими решениями сирийских танкоремонтных бригад и высокотехнологичностью не поражают.

Об электронной начинке танка более-менее подробно рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, поэтому оттолкнемся от его данных.

Две радиостанции от турецкой компании Aselsan должны обеспечить надежную связь не только с соседними танками и командованием, но и с поддерживающей пехотой.

Навигационная система СН-3003 «Базальт». Производства украинской компании ГП «Оризон-Навигация». Ранее сообщалось, что данный прибор способен работать с навигационными системами GPS, GLONASS и EGNOS. Широкого распространения пока не получил, для его объективной оценки данных почти нет.

Ночной прицел 1К13, гордо упомянутый среди достоинств новой боевой машины — старый советский прицел 80-х годов ХХ века.

Загадочная фраза о том, что новый вид танка «предусматривает установление на танк приборов ночного видения с электронно-оптическими преобразователями третьего поколения», сперва заставила затрепетать, но потом вызвала усмешку. Дело в том, что оптические преобразователи третьего поколения производятся на сегодняшний день только в США и в России, но пока не на таком техническом уровне, чтобы можно было использовать их в бронетехнике. Так что предположим, что речь идет о том, чего хотелось бы в идеале, но нет в реальности.

И наконец главное, из-за чего произошел весь информационный сыр-бор. Украинский Т-72АМТ получил пушку, из которой можно вести огонь управляемой ракетой «Комбат» с тандемной боевой частью на расстояние до пяти тыс. метров.

И снова вспомним СССР. Такие огневые возможности были характерны для многих советских танков, даже для Т-64, не говоря о более поздних машинах типа Т-80.

Может быть, уникальна ракета «Комбат»? Тоже нет. Наводится она по лазерному лучу, а это в современных условиях эффективно только в случае войны с государством, застрявшим на техническом уровне ХХ века. Системы противодействия лазерному наведению противотанковых ракет давно производятся и применяются как в России, так и в некоторых странах НАТО.

Так что же можно сказать в итоге обследования украинской новинки?

Украинский танк Т-72АМТ является великолепной иллюстрацией состояния предприятий военно-промышленного комплекса, доставшихся Украине в наследство от Советского Союза.

Міністерство оборони України

Большинство из них безвозвратно погибло или в полном составе переместилось в другие страны. Создать новый танковый двигатель Украина не может, а скорее всего, уже не может выпускать даже и старые дизели. Поэтому «новый» танк получил «старое» сердце. Не исключено, что это было сделано в расчете на «резерв» двигателей, которые можно будет снять с 235 танков Т-72, которые в 2016 году числились на Украине неисправными.

Бронекорпуса и танковые башни приходится использовать тоже старые. Значит, и эту часть советского технологического наследия Украина успешно потеряла на пути «в Европу».

С советских времён Украина располагает мощной производственной и конструкторской базой в области танкостроения. В этой сфере с начала 1930-х годов значимым центром для всего Советского союза стал Харьковский паровозостроительный завод, где развернулись как производство, так и самостоятельная разработка самой современной для тех лет бронетехники. Достаточно вспомнить, что именно на ХПЗ был разработан дизельный двигатель В-2, на основе которого на этом же предприятии его конструкторы Михаил Кошкин и Александр Морозов создали легендарный танк Т-34.

Впоследствии это предприятие, ставшее головным в крупном производственном объединении «Завод имени Малышева», было унаследовано получившей независимость Украиной после распада СССР. Вместе с заводом продолжило свою деятельность и Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова. Обе эти структуры вплоть до настоящего времени сохранили статус государственной собственности. С 2011 года они входят в состав госконцерна «Укроборонпром», в котором особо выделен «бронетанковый кластер», объединяющий около 20 предприятий отрасли, включая крупные танкоремонтные заводы в Харькове и Львове, разработчиков и производителей отдельных систем для оснащения бронетехники.

В условиях крайне слабой государственной поддержки харьковские танкостроители смогли разработать и выпустить в качестве опытных образцов боевые машины «Булат» и «Оплот». По своим ТТХ эти танки оказались достойны самого высокого мирового уровня, заслужив высокую оценку специалистов. Другой вопрос, что сложившаяся политическая и экономическая ситуация уже давно не позволяет Украине производить эту современную технику в сколь-нибудь массовых количествах, несмотря на широко пропагандируемую «українську військову могутність». И новый президент страны Владимир Зеленский, публично возмущаясь 1 (одним!) новым танком, произведённым для ВСУ за последнее десятилетие, вряд ли в силах изменить такое положение в ближайшее время.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки - в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2017 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2019 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

История разработки украинских танков

Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».

«Булат»

К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».

Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.

«Оплот»

Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.

Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».

Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».

Госзаказ на его производство был сделан в количестве лишь 10 единиц, но в итоге так и не был профинансирован. Выпущенным для ВСУ оказался лишь один танк, а заявленное с 2008 года серийное производство в реальности организовать не удалось. В 2011 году партия БМ «Оплот» общим числом в 49 машин была заказана Таиландом. Этот контракт с большим трудом был выполнен лишь в 2018 году.

Конструкция

В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.

Компоновка

Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - в середине, моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части корпуса.

Экипаж

На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.

Температурный режим эксплуатации

Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.

Броня

На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.

Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) - до 4 кг.

Боевое вооружение

Основным вооружением танков «Булат» и «Оплот» является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка КБА3. Она может служить пусковой установкой для украинской ПТУР «Комбат», способной поражать высокозащищённые наземные, надводные или низколетящие цели (танки, вертолёты, ДОТы и т.п.) на дистанциях до 5 километров.

На машину установили более современную систему управления огнем, она состоит из прицела наводчика 1Г46М, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭR, который может быть заменен на тепловизор, танкового баллистического вычислителя 1В528-1, стабилизатора пушки 2Э42М и прицельно-наблюдательного комплекса ПНК-4CR.

Пушка

125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с длиной ствола 48 калибров стабилизирована в двух плоскостях, она имеет возможность прямой стрельбы до 2,6-2,8 км. Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов в минуту. Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Спаренный и зенитный пулемёты

Спаренный с пушкой пулемет в украинском наименовании имеет обозначение КТ-7,62 и представляет собой ПКТ. Его боекомплект насчитывает 1250 патронов

Зенитный пулемет КТ-12,7 (он же НСВТ) обладает системой дистанционного управления и располагает боекомплектом в 450 патронов.

Технические характеристики

Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.

Двигатель и трансмиссия

На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.

Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.

Коробка передач

Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.

Запас и расход топлива

На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.

Стоимость танков

По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.

Объявленная экспортная цена одного танка «Оплот» составляет 4,9 миллиона долларов.

Габариты и вес

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Боевая масса 45 тонн 51 тонна
Длина корпуса, мм 6540 мм 7075 мм
Длина с пушкой вперёд, мм

Китайский танк настолько секретный, что до сих пор не известно официальное обозначение этой машины. Мир только знает, что этот танк прозвали “горным“. Эксперты полагают, он будет воевать в “горных“ частях Китайской Народной Республики.

Источник: Janes

Судя по фото, у боевой машины будет по 6 катков с каждой стороны. По оценкам экспертов масса зверя будет колебаться в районе 35 тонн. Пушка — калибра 105 мм. Экипаж — 4 человека. Говорят, новинка построена на базе китайского Т-99A2. Правда, от последнего “горняк“ унаследовал оптику и системы динамической защиты.


Источник: wikimedia.org

Главная цель разработки и появления нового секретного танка Китая: сменить Тип 62 — облегченную версию старого советского среднего танка Т-54.


Источник: wikimedia.org

Мы решили вспомнить об огневой мощи, массе и других параметрах боевых машин, которые собирают в нашей стране. Читай, сравнивай с китайской новинкой, и гордись нашими танками.

Т-64БМ “Булат“

Это украинский основной боевой танк, представляет собой глубокую модернизацию советских Т-64А/Б/БВ. Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Производится с 2005-го и по сей день. Масса — 45 тонн, огневая мощь — 125-мм гладкоствольная пушка КБА-3. По оценкам экспертов, модернизация одного Т-64Б до уровня “Булат“ стоит государству не дешевле 14 млн гривен. Сегодня таких прокачанных зверьков есть уже 85.

Т-72АГ

Еще одна глубокая 46-тонная модернизация от украинских инженеров. На этот раз прокачивали советский Т-72:

  • заменили 1000-сильный движок 6ТД-1 на 1200-сильный 6ТД-2;
  • усилили броню и системы защиты;
  • обновили приборы наблюдения и прицеливания;
  • на командирский люк установлен дистанционно управляемый 12,7-мм зенитный пулемет закрытого типа;
  • есть возможность нацепить на танк спутниковую систему навигации.

Пушка осталась та же — 125-мм советская гладкоствольная 2А46 (она же — Д-81ТМ).

УССР vs независимая Украина

Военно-промышленный комплекс современной Украины и ОПК Украинской ССР имеют важное сходство. Обе республики обладали (а Украина продолжает обладать) возможностью строить основные боевые танки. Однако на этом общности заканчиваются. В годы холодной войны Харьковский завод имени Малышева произвел до 8 тыс. танков Т-64. К этой машине, конечно, можно относиться по-разному, но для своего времени танк был вполне прорывным. Что до самого завода, то даже в 90-е он мог похвастаться амбициозными планами и худо-бедно производил ОБТ. В 1996 году украинцы подписали соглашение с Пакистаном, предполагавший поставку 320 танков Т-80УД на сумму 550 млн долларов. Первую партию отгрузили в следующем году, а весь контракт исполнили в 1999-м. С темпом до 110 построенных танков в год.

Современному заводу имени Малышева такое даже не снится. Ситуация планомерно ухудшалась в 2000-е, а конфликт на Донбассе, по сути, лишь вскрыл проблемы, которые годами накапливались на предприятии. Несколько десятков с огромным трудом произведенных в интересах Таиланда танков БМ «Оплот» - лучшее тому подтверждение. В таких условиях попытка разработать и запустить в серию принципиально новый танк - отчаянный эскапизм. С другой стороны, украинский ВПК не теряет веры в «экономическое чудо», пусть даже через десять или пятнадцать лет.

«Молот» и Futurized Main Battle Tank

Немного . Еще в советские годы специалисты Харьковского конструкторского бюро машиностроения занялись разработкой Объекта 477, также известного как «Молот». Это должна была быть могучая «махина» с гладкоствольным 152-мм орудием ЛП-83. Танк получил «лафетную» компоновочную схему, а экипаж находился ниже погона башни. Столь полюбившаяся аналогия с современным Т-14 на базе «Арматы» не совсем верна: Объект 477 лишь отчасти можно считать танком с необитаемой башней. Различия с другими танками в том, что весь экипаж из трех человек в данном случае располагается не выше крыши корпуса. Через люк в башне можно было садиться и покидать танк. Над корпусом находилась пушка с автоматом заряжания, прицельные комплексы и ряд других систем и агрегатов, обеспечивающих боеспособность танка.

Судьбу танка можно сравнить с судьбой российского Объекта 195. Частично потерянные советские технологии, отсутствие нужного финансирования и непонимание общей концепции применения танков в XXI веке привело к отказу от проекта. Проект «Молот» свернули в 2000-е, а ряд наработок использовали в конструкции вышеупомянутого танка БМ «Оплот». Потенциально неплохого, но представляющего собой типичный образец советской школы танкостроения, со всеми его достоинствами и недостатками.

«Молот» можно считать последней реальной попыткой украинских конструкторов (пусть и при участии российской стороны) построить новый танк, который не стал бы очередной версией Т-64 или Т-80. То, что появилось после него, можно вписывать в разряд фантазий. Позиционировавшийся как танк нового поколения Futurized Main Battle Tank с самого начала был просто смелым концептом. Его, напомним, представили «Укроборонпром» и «Спецтехноэкспорт» на выставке DEFEXPO India 2014. К тому времени страна уже не могла самостоятельно серийно выпускать настолько сложную технику.

Предполагалось, что танк получит двигатель 6ТД-4 мощностью 1500 л.с. или 6ТД-5 мощностью 1800 л.с. Мотор хотели расположить в передней части корпуса, а сразу за ним инженеры поместили обитаемый модуль. Как и в случае с российским Т-14, новый танк хотели снабдить необитаемой дистанционно-управляемой башней, а экипаж находился бы в специально изолированной бронекапсуле. В качестве главного калибра рассматривали 125-мм пушку «Витязь» или 140-мм перспективную «Багиру».

Еще одна популярная нынче «новинка» - комплекс активной защиты (КАЗ). В случае с FMBT им должен был стать «Заслон». К слову, отношение экспертов к этой системе неоднозначное. Некоторые говорят, что она не имеет принципиальных отличий от устаревших комплексов активной защиты советского периода, таких, как «Дрозд», и неспособна защитить танк от противотанковых средств поражения. С другой стороны, в апреле этого года турки стали оснащать «Заслоном-Л» модернизируемые М60. Да и слабо верится, что современный украинский ВПК мог предложить для проекта Futurized Main Battle Tank что-то принципиально лучшее. В качестве реальной альтернативы мог выступить разве что израильский «Трофи», который уже устанавливают не только на «Меркавы», но и на американские «Абрамсы». И который, по слухам, неплохо себя проявил.

«Тирекс»: призрак Т-64

После несколько странной презентации Futurized Main Battle Tank начали происходить совсем уж странные вещи. В 2016 году инженерная группа «Азов», до этого заявившая о себе боевой машиной поддержки танков «Азовец», явила на свет концепт с гордым именем «Тирекс». Аналогия с Т-14 возникла практически сразу. Тут и необитаемая башня, и три члена экипажа, сидящие в ряд в передней части ОБТ. Вооружение стандартное: 125-мм пушка (вероятно), пулеметы. Предлагалась динамическая защита в лице блоков «Нож» и «Дуплет». Снабжать концепт комплексом активной защиты не решились. Видимо, из-за цены, хотя могли быть и причины сугубо технологического плана. Зато появилась амбициозная идея интегрировать машину в современную единую информационно-командную сеть, дав ей, таким образом, превосходство над «Оплотом» и «Булатом».

Наконец, самое интересное: все это хотели сделать на базе… Т-64. И пустить в условную серию. Непонятно главное - зачем украинским бойцам, намучившимся с Т-64БМ «Булат», новые проблемы в лице неосвоенного сырого танка, выполненного на устаревшей основе. Разработчики позиционировали «Тирекс» как «танк переходного периода». Однако, по сути, и «Булат», и БМ «Оплот» являются таковыми. Во всяком случае, они далеки от мощнейших в мире танков и могут (в том виде, в котором есть) рассматриваться лишь как временное решение.

Будущего у разработки, очевидно, нет. Украинское Минобороны вроде бы выразило готовность сотрудничать и закупать эти танки, но едва ли стоит ожидать чего-то подобного. Сейчас Украина эксплуатирует сразу несколько разных советских ОБТ и их модификаций, что конечно, идет вразрез с любым понятием унификации. Появление нового «гостя» с сомнительными характеристиками никого в этой связи не обрадует.

Самое же последнее заявление украинской стороны о «танке нового поколения» появилось на сайте Украинского государственного концерна «Укроборонпром» в мае 2018 года. Речь шла о разработке силами Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А. А. Морозова боевой машины пехоты и танка. Сообщалось, что автоматизация позволит сократить число экипажа до двух, а мощность двигателя составит примерно 1500 л. с. Этим сведения ограничивались, что в целом логично. Проблема в том, что основные боевые танки - не самое важное для украинской армии. Современные бронетранспортеры, БМП, ПТРК и средства связи куда важнее. Мы уже не говорим о состоянии боевой авиации и ПВО, а также возможных закупках новой авиатехники. В силу этого, повторимся, вероятность появления у Украины нового танка «национальной» разработки крайне мала. А в будущем, вероятно, украинские специалисты будут рассматривать на замену Т-64 какую-нибудь версию «Леопарда» (если будут деньги) или китайского VT-4 (если нет).