13.09.2019

Основные принципы этики. Основные принципы этики деловых отношений


ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ

ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ

(1903; рус. пер. 1984) - главное этическое произведение Док. Э. Мура, оказавшее значительное влияние на англоязычную моральную философию 20 в. Эта работа положила начало метаэтическим исследованиям, поставившим своей целью не выдвижение и к.-л. ценностных программ, не ответ на традиционные этические вопросы («что есть добро?», «что мы должны делать?» и т.п.), а самих этих вопросов, выяснение их точного смысла, установление правил и норм этического рассуждения. Эта аналитическая , по мнению Мура, должна привести к прекращению беспорядочных, маловразумительных споров, которыми полна этики и источником которых большей частью являются элементарные в употреблении основных этических понятий. В отличие от многих позднейших аналитиков, полагавших, что ценностный этических высказываний делает их научно неосмысленными, Мур был убежден в возможности построения этики как науки, и свою книгу он обозначил (перефразируя известного произведения Канта) как «Пролегомены ко всякой будущей этике, которая может претендовать на звание научной». «Иными словами, - поясняет Мур, - я попытался отыскать фундаментальные принципы этического рассуждения; и именно установление этих принципов, а не принятие каких-либо окончательных решений на основе их использования можно считать главным предметом книги». Правда, между логико-методологическим (т.е. метаэтическим) и содержательно-ценностным (т.е. собственно этическим) подходами проведена в работе Мура не вполне отчетливо: объектом исследования для него являются не только этические рассуждения о добре, долге и пр., но и сами и долг как особые реалии.
Согласно Муру, этическая занимается доказательством и опровержением суждений, содержащих термины « », «порок», «долг», « », «добро» и т.д. Всякое суждение такого рода основывается на более общем суждении; самым общим основанием, к которому в конечном счете приходит любой дискурс, является суждение о добре самом по себе, добре как таковом. Поэтому все философы-моралисты при построении своих этических учений берут в качестве отправного пункта то или определение добра. Но какое из этих альтернативных определений следует считать правильным? Большую часть своей книги Мур посвятил тщательному анализу дефиниций добра, представленных в истории этики, и пришел к заключению, что все они ошибочны, ибо отождествляют добро с такими сущностями или свойствами, которые не являются воплощением добра самого по себе. Критика Мура направлена не против тех или иных конкретных этических концепций, у него идет о принципиальной невозможности дать правильное определение добра. Попытка обоснования этого положения составляет самую важную и оригинальную часть моральной философии Мура.
Неопределимость добра не является непреодолимым препятствием для разработки научной этики: на помощь приходит , благодаря которой мы непосредственно постигаем добро как таковое и можем обнаруживать его присутствие в тех или иных вещах (тем самым квалифицируя их в качестве «добрых»). Более того, опора на интуицию позволяет дать определение добра через другие термины, не впадая в логическую ошибку. Для этого, полагает Мур, следует применить изолирующей абстракции, а именно - «выяснить, каких предметов мы считали бы добром, если бы они существовали сами по себе, абсолютно изолированно». В итоге Мур приходит к следующему выводу: «Наибольшими ценностями, какие мы знаем или можем себе представить, являются определенные состояния сознания, которые в общих чертах можно определить как общения с людьми и прекрасным». Иронические замечания некоторых исследователей творчества Мура по поводу банальности данного утверждения не снижают общепринятой высокой оценки его книги как фундаментальной работы, во многом определившей облик современной моральной философии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ" в других словарях:

    Принципы профессиональной этики - 29. Под принципами профессиональной этики в зарубежной практике понимаются правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для кредитных организаций, членов их органов управления и служащих в соответствии с… … Официальная терминология

    История этики история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон … Википедия

    О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики - соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. (в сб. его трудов под названием О назначении человека). Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. (Начала) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики.… … Русская философия: словарь

    О назначении человека. Опыт парадоксальной этики - соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. (Начала) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики. Будучи приверженцем экзистенциального типа… … Русская Философия. Энциклопедия

    Учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4 я четверть 4 го класса и 1 я четверть 5 го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в… … Википедия

    1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

    - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

    ГУССЕРЛЬ - [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) 27.04.1938, Фрайбург им Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил… … Православная энциклопедия

    Герберт Спенсер Herbert Spencer Дата … Википедия

    - (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия

Книги

  • Начала планетарной этики в философии русского космизма , Безгодов Александр Васильевич, Барежев Константин Викторович. В монографии А. В. Безголова и К. В. Барежева сформулированы начала важнейшего раздела философии Планетарного проекта - планетарной этики, которая представляет собой нравственную основу…

Этика - это область философского знания, которая рассматривает проблемы добра и зла, долга и справедливости.

Отличие этики от морали

Следует отличать и "мораль", "нравственность". И хотя в быту они часто употребляются как синонимы, каждое из них имеет собственное значение. Так, этику следует понимать как область знания, а мораль - как предмет ее изучения. В структуре этического знания выделяют теоретическую и нормативную этику. Именно она занимается выработкой норм поведения и определяет критерии нравственности.

Категориями называются основные ее понятия. Этические категории представляют собой общие характеристики, с помощью которых оценивается поведение человека. К ним относят добро и его противоположность, честь и достоинство, долг, совесть, любовь и счастье и многие другие. Далее коротко поясним эти и другие категории этики.

Добро - это фундаментальное понятие, которое отражает положительную ценность явлений, предметов; это высший идеал, в пользу которого человек делает свой свободный выбор, возвышаясь и самосовершенствуясь.

Зло - противоположность добру, а точнее, отступление от него. Зло и добро неравноправны. Зло подлежит исправлению добром. Противостояние этих понятий мы наблюдаем практически во всех религиозных течениях.

Долг - нравственная необходимость поступать определенным образом.

Равенство - основанное на взаимном уважении равноправие.

Любовь - восприятие предмета как безусловного блага.

Счастье - высшее благое и самоценное состояние. Это и удовлетворенность жизнью вообще, и испытываемые в настоящий момент сильные эмоции.

При этом этика не ставит своей задачей достижение добра, счастья. Она учит отличать истинные ценности от ложных и делать собственный выбор.

Уровни этических принципов

Все перечисленные нами категории этики можно рассматривать на трех уровнях: персональный, профессиональный и всемирный.

1. Персональная этика

Эта категория является определяющей по отношению к остальным. Именно эти принципы обязательные для соблюдения, и от них мы отталкиваемся при определении этичности поведения. Их стремятся заложить при воспитании. Это такие принципы, как уважение, справедливость, подчинение закону, надежность, честность, принесение пользы другим.

2. Профессиональная этика

Все мы знаем об этическом кодексе врачей, и т.д. Профессиональная этика это принципы, которыми руководствуются в определенной среде. Эти установки фиксируются ассоциациями в письменном виде. Принципы профессиональной этики во многом едины: это конфиденциальность, непредвзятость, точное следование должностной инструкции и другие.

3. Всемирная этика

Этот уровень подразумевает ответственность не только за себя, свои поступки, свою и за деятельность своих подчиненных. Каждый из нас, особенно обладающий мощью и властью, влияет на происходящее во всем мире. Это подразумевает и заботу об окружающей среде. Итак, на этом уровне на первый план выходят такие этические принципы, как социальная ответственность, уважение к своему окружению, внимание к экологическим проблемам. В западном мире даже появилось такое понятие, как sustainable development - то есть такое социально-ответственное развитие компаний, которое учитывает не только сиюминутное воздействие своей деятельности на среду, но и последствия ее для потомков.

Обязательным условием соблюдения принципов 2 и 3 уровня является и соблюдение принципов личной ответственности. При этом следует сделать оговорку: жизненные ситуации бывают довольно непросты, и на первый план могут выходить и принципы, например, общемировой этики.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип : нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип - этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип - индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип - не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип - состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности, т.к. конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип - работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип - не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Например, врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа.

Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только u1087 производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о соотношении понятий: «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса».

Деловая этика - совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности. Деловая этика имеет надындивидуальную и надкорпоративную природу. Ценности деловой этики обладают общезначимым статусом. Деловая этика - этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

В работах, посвященных исследованию деловых отношений, выделяются две крайние позиции:

  1. позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) - в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами.
  2. позиция соблюдения этических норм - это более цивилизованный подход. Устанавливается взаимообусловленность: чем благополучнее морально-нравственная атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. И наоборот, неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, морально-нравственными издержками как для предприятия, так и для общества в целом.
  • 2. Деловая этика как вид профессиональной этики

    Что изучает профессиональная этика?
    Как соотносятся профессиональная и деловая этика?

    Слово «профессия» (от лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда - любой может стать решающим, а понятие «призвание» является характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.
    Таким образом, общей основой профессиональной этики служит понимание труда как ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии.

    В предыдущей теме, посвященной рассмотрению аксиологических категорий этики, мы выяснили, что ценности связаны с представлениями о должном. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика (этика протестантизма, в частности) ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности профессионального труда.

    Какие трансформации происходят с другими этическими ценностями? Проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

    Призвание . Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса…». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для М. Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание - это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI в. это мог быть только божий промысел, в XX в. - общечеловеческие гуманистические ценности.

    Профессиональный долг . Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко связано с ним требованием самоотречения. В противоположность монашескому аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии - пуритан, порицавших как непростительную пустую демагогию, излишества, тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.

    Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность . В XVI в. последователи практической этики кальвинизма создали строгую модель поведения, которая преследовала два задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния мира вещей, подчинение жизни определенному плану; постоянный самоконтроль и активное самообладание.

    Если категории призвание и профессиональный долг выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как вопрос «Для кого человек должен трудиться?».
    Варианты ответа:
    1) на благо будущих поколений;
    2) ради себя и своего материального благополучия;
    3) для других членов общества.
    Адам Смит взаимодействие личных и общественных интересов, регулируемое рыночными механизмами, представлял так: «Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца рассчитываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде».

    Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность должна учитывать чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей делает профессиональную деятельность морально осмысленной.

    Можно выделить такие моральные качества людей, значимые в сфере деловых отношений, как:

    • профессиональные качества: профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;
    • морально-психологические как профессиональные: целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;
    • моральные: доброта, отзывчивость, гуманность, толерантность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.
    Таким образом, деловая этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, к обществу в целом (социальная ответственность).
  • 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях

    Американская исследовательница Л. Нэш выпустила книгу с характерным названием - «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.

    Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.

  • В результате, делается вывод: изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:

    Жадность.

    Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.

    Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.

    Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.

    Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.

    Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.

    Низкое качество работы и товаров.

    Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.

    Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.

    Наличие фаворитов.

    Жесткие цены.

    Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.

    Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.

    Недостаток внимания семье или личным делам из-за обилия работы.

    Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.

    Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.

    Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.

    Большее внимание перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.

    Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.

    Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.

    Затягивание и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.

    «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», - отмечает Л. Нэш. Как отмечает далее автор: «деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом».

    Таким образом, человек, действуя в сфере деловых отношений, берет на себя бремя дополнительной ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах деловой этики, например:

    Беспристрастность, объективность;

    Прямота, полное разоблачение;

    Конфиденциальность;

    Должное старание / обязанность заботы;

    Точное исполнение профессиональных обязанностей;

    Избежание потенциальных или явных конфликтов.

    Таким образом, деловая этика неразрывно связана с общей этикой, она вырастает из нее. Деловая этика представляет совокупность специфических требований морали, реализующихся при выполнении специалистами профессиональных обязанностей.

    Культура деловых отношений в России всегда имела свои особенности именно в плане этическом.

    В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» - перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России. Какие этические принципы содержал этот кодекс?

    1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
    2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
    3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
    4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
    5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
    6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
    7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
  • Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире Национальная программа «Деловая культура России», созданная в 1995 году, призывает Российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.

    Принципы личности:

    1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
    2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
    3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

    Принципы профессионала:

    4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
    5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.
    6. Конкурируй достойно. Не доводи разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.

    Принципы гражданина России:

    7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
    8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
    9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

    Принципы гражданина Земли:

    10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
    11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
    12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас - они просто другие.

  • Выводы:


      • Деловая этика - этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
      • Проблема морального выбора в сфере деловых отношений трансформируется в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку
      • В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний.
  • Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятиям: «культура деловых отношений», «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса» .

    2. Охарактеризуйте основные морально-нравственные ценности, реализуемые в сфере деловых отношений.

    3. Выделите специфические особенности профессиональной этики.

    4. Как соотносятся между собой профессиональная этика и деловая этика?

    5. Выделите элементы инфраструктуры деловой этики.

    6. Перечислите основные принципы деловой этики.

    7. Перечислите «семь принципов ведения дел в России». Актуальны ли они в настоящее время?

    8. Что наследует и чем отличается современная Деловая культура России?

  • Литература

    1. Андерсон, Р. «Акулы» и «дельфины»: Психология и этика российско-американского делового партнерства / Р. Андерсон, П.Н. Шихирев. - М. : Дело Лтд., 1994. - 208 с.
    2. Архангельская, М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. - М., 2002. - 321 с.
    3. Бакштановский, В.И. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок: научное издание / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов; Гос. образоват. учреждение высшего профессионального образования «Тюменск. гос. нефтегазовый ун-т» [и др.]. - Тюмень: [б. и.], 2005. - 379 с.
    4. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. специальностям / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
    5. Джордж, Р.Т. Де Деловая этика. Т. 1 / Р.Т. Де Джордж; Пер. с англ. Р.И. Столпера. - СПб. ; М. : Экономическая школа: Прогресс, 2001. - 496 с.
    6. Уткин, Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М. : Зерцало, 2001. - 254 с.
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. НОЯБРЬСКЕ


    Контрольная работа

    по Профессиональной этике

    Принципы профессиональной этики


    Выполнил студент 1 курса,

    Направление: Экономика

    ОДО, полная программа,

    Левина Ю.Ю.

    Проверил: Кузьмина И.М.


    г. Ноябрьск 2012



    Введение

    2 Принципы этики деловых отношений

    2.1 Положения современной этики деловых отношений

    2.2 Работа американского социолога Л. Хосмера

    2.3 Принципы бизнеса

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение


    Признаки профессионального разделения труда особенно отчетливо проявились в эпоху феодализма с ее многочисленными профессиональными уставами, кодексами (цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей). Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, и позднее эта тенденция стала проявляться и среди людей, так называемых свободных, творческих профессий (художников, актеров, писателей и др.).

    В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая косными моральными правилами, казуистикой.

    Тем не менее, в настоящий период времени, на мой взгляд, вопрос о том, что представляет собой профессиональная этика и её принципы, достаточно актуален. Причиной этому являются следующие задачи:

    Усвоение человеком понятия профессиональной этики.

    Его способность к выделению её принципов и проблем, связанных с разработкой этических норм.

    А также выявление социальных функций профессиональной этики.

    Целью данной работы является усвоение и подробный анализ данных задач. Во многих книгах мира, отражена практическая сторона данного вопроса, а вот разобраться во всём мы должны самостоятельно. Данная работа будет проделана с помощью различных источников, в которых упоминается что-либо о принципах профессиональной этики. Некоторыми из них будут книги и журналы.

    В надежде на то, что к концу выполнения работы мы с Вами разберёмся во всех главных понятиях профессиональной этики и её важнейших принципах, я приступаю к работе.


    Понятие профессиональной этики


    Этика представляет собой совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение и разработаны в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, организаций, участников исследовательских, профессиональных групп и общества в целом.

    Можно организовать этические нормы вокруг человека или группы, по отношению к которым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классификационных принципов. В любом случае нормы, как правило, являются, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными организациями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим организациям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения.


    Принципы профессиональной этики


    1 Классификация принципов профессиональной этики


    Этические принципы обычно периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм общества в целом или результаты судебных решений.

    Первая сфера - «ответственность» - обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным результатам своих профессиональных действий.

    Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в которых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.

    Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в обществе, и использования этой информации при разработке собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.

    Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления организацией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.

    Принцип «конфиденциальности» является неотъемлемой частью эффективной психологической практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться другим лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо другого.

    В целях защиты прав тех, кто прибегает к психологическим услугам, разработан принцип, касающийся «благополучия потребителя».

    Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с другими специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения других специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.

    Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.

    Принцип, касающийся «проведения исследований с участием человека», является столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанным с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исследований, а на другую - любой потенциально возможный риск для участников.

    Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исследования следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.

    Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с которыми сталкиваются психологи и другие специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает так же защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в которых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.


    2 Основные принципы этики деловых отношений

    профессиональный этика деловой поведение

    2.2.1 Положения современной этики деловых отношений

    Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

    Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

    Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

    Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

    Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.


    2.2 Работа американского социолога Л.Хосмера

    В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять.

    Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

    Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях честности, открытости, умеренности и т.п.).

    Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

    Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

    Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

    Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

    Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

    Всегда поступай гак, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории Л. Смита и учении В. Парсю об оптимальной сделке).

    Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан па правиле распределительной справедливости Ролса):

    Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

    Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.


    2.3 Принципы бизнеса

    Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко - «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

    В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

    В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

    Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его

    ключевых партнеров:

    Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

    Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

    4.Уважение правовых норм;

    5.Поддержка многосторонних торговых отношений;

    Забота об окружающей среде;

    7.Отказ от противозаконных действий.

    Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества - организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частых этических проблем на уровне трудового коллектива.

    В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношении на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

    Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы

    Обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями:

    Обходиться е ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;

    Принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

    Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

    Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

    Обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

    Обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

    Сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

    С вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.

    Обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;

    Создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;

    Быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

    Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;

    В случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;

    Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;

    Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

    Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

    Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

    Золотое правило менеджера» - в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и других таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

    Авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие - его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

    Право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

    Справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в гой степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

    Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным - грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

    Максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

    Терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

    Разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

    Постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

    Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.


    3 Проблемы, связанные с разработкой этических норм


    В разработке этических норм и следовании им существует несколько важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем многие из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психологическую помощь, часто находится в конфликте с социальными ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема - интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями общества в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой является работа психологов в непсихологическом окружении (например, бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, которое связано с разработками четких этических директив.

    Существуют определенные группы клиентов, относительно которых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психическими нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.

    Второй группой, требующей особого этического подхода, являются дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.

    В семейной терапии так же возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с другими членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.

    Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред другим членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.

    Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информацию о клиенте (например, диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информация не будет больше конфиденциальной.

    Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с которыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция социальных и профессиональных ценностей с юридическими требованиями является непрерывным процессом.

    Следовательно, этические принципы - это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя которым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.


    Социальные функции профессиональной этики


    Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией профессиональной этики является содействие успешному решению задач профессии.

    Во-вторых, профессиональная этика играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов.

    В-третьих, профессиональная этика участвует в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы - в этом также состоит одна из ее социальных функций.

    Далее, различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий.

    Профессиональная этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества - в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики.


    Заключение


    По причине актуальности вопросов о профессиональной этике и её принципах мы разобрали множество понятий, связанных с данной темой, а также затронули её историю.

    В соответствии с поставленными целью и задачами в процессе выполнения контрольной работы мной были получены следующие результаты:

    Было выявлено, что профессиональная этика представляет собой совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение и разработаны в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, организаций, участников исследовательских, профессиональных групп и общества в целом.

    Мы узнали, что представляет собой классификация принципов профессиональной этики и её 3 основных положения:

    )Создание материальных ценностей как изначально важный процесс;

    )Прибыль и другие доходы как результат достижения общественно значимых целей;

    )Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире.

    Также были выявлены проблемы, связанные с разработкой этических норм:

    )Сильное различие методов работы с клиентами.

    )Проблема поведения тех, кто ищет психологическую помощь.

    )Интеграция целей и ценностей профессии в том виде, в каком они описаны в законодательстве.

    )Работа психологов в непсихологическом окружении с иными организационными стандартами.

    К тому же были представлены социальные функции профессиональной этики:

    )Содействие успешному решению задач профессии

    )Профессиональная этика играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения.

    )Профессиональная этика участвует в согласовании интересов общества и личности в рамках социальных групп.

    )Различные виды профессиональной этики, имеющие свои традиции, выработанные представителями профессии на протяжении времени.

    Теперь нам известна подробная структура строя профессиональной этики, и мы можем полностью полагаться на свои знания по данному вопросу.


    Список источников и литературы


    1.Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений Текст: учебное пособие / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.

    Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса Текст: учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 280 с. - (наука управления).

    Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса Текст: учебник / Ю.Ю. Петрунин, МГУ им. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 352 с.

    Этика деловых отношений Текст: учебник / В.К. Борисов и др. . - Москва: ФОРУМ: ИНРФА-М, 2009. - 176с.

    Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений Текст: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров,В.Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 368с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.