29.06.2019

Виханский о с стратегическое планирование. О. С. Виханский Стратегическое управление. Конкретная ситуация для размышления


издание второе, переработанное и дополненное

Гардарика

УДК338(075.8)

Рецензенты:

Л.И. Евенко, д-р экон. наук, проф. АНХ при Правительстве РФ,

Н.П. Иващенко, канд. экон. наук, зав. каф. экономики предприятия и основ предпринимательства МГУ им. М.В. Ломоносова

Виханский О.С.

Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

ISBN 5-7762-0055-5

Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации. В учебнике рассматривается реализация стратегического управления, выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: в сфере развития и поведения во внешней среде, в сфере создаваемого продукта, в сфере персонала организации.

Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций.

УДК 338 (075,8)

В оформлении переплета использован фрагмент картины П.Брейгеля «Притча о слепых» (1568)

Isbn 5-7762-0055-5

«Гардарика», 1998

О.С. Виханский,1998

От автора

Уважаемые читатели!

Перед вами второе издание учебника «Стратегическое управле­ние». В предисловии к первому изданию было сказано, что среди российской учебной литературы по управлению для студентов вузов учебник был первой попыткой комплексного изложения тео­рии стратегического управления. Отмечалось также и то, что от­дельные вопросы стратегического управления находили освещение в ранее издававшихся учебных пособиях, однако при этом цельно­го взгляда на него как на деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде в учеб­ной литературе представлено не было. К сожалению, через два года приходится констатировать, что ситуация практически не из­менилась. Первое издание учебника очень быстро исчезло с книж­ных прилавков, а ничего нового предложено не было. Поэтому я решил подготовить второе издание, которое, сохраняя преемствен­ность с первым, имеет ряд заметных отличий.

Стратегическое управление как вполне определенная разновид­ность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половинеXX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это, по моему мнению, не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в биз­несе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятель­ность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, кото­рые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом пра­вильного управления.

Причина такого явления коренится в том, что менеджмент должен обеспечить фирме преимущество перед конкурентами. А это значит, что руководство всегда должно искать новые, ориги­нальные ходы в управлении. Если менеджеры будут делать все так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнан­ным канонам и стандартам, то никакой оригинальности в поведе­нии фирмы они не добьются. А значит и не смогут обойти конку­рентов.

Хороший или, точнее сказать, эффективный менеджмент - это, такой менеджмент, который стремится не быть правильным, а де­лать невозможное. Менеджмент имеет дело не с логикой, а с инте­ресами, поэтому он все время находится в состоянии поиска и поэ­тому все время развивается теория менеджмента, отражающая наи­более успешные образцы управленческой деятельности, лучшую (наиболее эффективную) практику управления.

Конечно же, есть отдельные компоненты управления, по отно­шению к которым можно говорить о том, что существует сложив­шаяся и относительно устойчивая теория, не только описывающая эти компоненты, но и предписывающая то, как следует осущест­влять управленческую деятельность в рамках этих компонент. Од­нако, если речь идет о стратегическом управлении, важно понимать с самого начала, что это такая составляющая менеджмента, которая своей сердцевиной имеет теоретическую деятельность высшего ру­ководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции, при которой каждый участник конкурентной борьбы стремится сделать все возможное, чтобы победить.

Часто говорят, что нет ничего более полезного для практики, чем хорошая теория. На мой взгляд, это совершенно справедливо. Одна­ко следует учитывать, что хорошая теория - это как раз та теория, которая полезна для практики. Поэтому для того, чтобы теория была полезной, она должна быть адекватной особенностям практики.

Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому теория стратегического уп­равления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе вы­деления отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного ре­зультата. Иными словами, теория стратегического управления гово­рит о том, что в управлении организацией может помочь ей добить­ся успеха на рынке. Теория стратегического управления не говорит «поступай таким образом, и ты добьешься успеха». Она говорит, что если поступать определенным образом, то можно добиться успеха. По крайней мере, прежде это приводило к успеху фирмы. При этом теория стратегического управления скорее описывает то, без чего управление не сможет справиться со своими задачами, чем то, что гарантирует их решение.

В связи с этим, уважаемые читатели, позвольте обратить ваше внимание на то, что, изучив материал учебника, вы узнаете, что из себя представляет стратегическое управление, какова его сущность и каковы задачи, что необходимо учитывать при осуществлении стратегического управления и как подходить к его осуществлению. Но при этом вы не найдете ответа на вопрос о том, какие процеду­ры и действия могут гарантированно обеспечить стратегическое управление организацией, потому что ответа на этот вопрос нет и не может быть найдено в принципе.

В учебнике концепция стратегического управления представля­ет его в виде важнейшей составляющей жизни современной дело­вой организации, касающейся трех ее ключевых сфер: 1) выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере; 2) выработка и осуществление стратегии в отношении созда­ваемого организацией продукта; 3) выработка и реализация страте­гии в отношении персонала организации.

В учебнике рассмотрение каждой из этих сфер реализации стра­тегического управления ведется в тесной взаимосвязи с рассмотре­нием двух остальных, что как раз и отражает комплексность взгля­да на стратегическое управление.

Наличие трех сфер применения проявления стратегического уп­равления нашло отражение в структуре учебника. Он состоит из трех относительно самостоятельных разделов. Однако очень важно помнить, что, изучая материал каждого раздела, необходимо вос­принимать его сквозь призму общего взгляда на стратегическое управление. Как стратегическое управление в целом нельзя понять, оставив за бортом рассмотрение одной из трех сфер, так и каждая из сфер будет неадекватно понята, если ее не изучать в контексте общей концепции стратегического управления.

Особенность стратегического управления как учебной дисцип­лины состоит в том, что в процессе ее изучения студенты не полу­чают навыки управленческой деятельности. Задача этого учебного курса состоит в том, чтобы через передачу систематизированных знаний о стратегическом управлении сформировать у обучающих­ся определенное видение управления, выработать у них определен­ное расположение по отношению к управлению. Этот курс являет­ся в первую очередь идеологическим, а потом уже операционным. В связи с этим в учебник по стратегическому управлению включа­ется описание конкретной практики управления, чаще всего в виде конкретных ситуаций.* К сожалению, у нас еще нет достаточно большого количества конкретных ситуаций по стратегическому уп­равлению. Однако, тем не менее, конкретные ситуации для раз­мышления приведены в начале каждого раздела. В тексте есть и небольшие вставки «В практике бизнеса». Я прекрасно понимаю, что это не решает проблемы отсутствия в учебнике обстоятельных конкретных ситуаций. Но на данном этапе включение в учебник вводных ситуаций для размышления и коротеньких примеров из реальной управленческой практики в какой-то мере позволило смягчить этот недостаток.

*Подробнее о методе конкретных ситуаций см.: Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарика, 1998.

Зачем же нужны конкретные ситуации в учебнике и как подхо­дить к их прочтению? Однозначного ответа на эти вопросы нет - и в этом как раз и заключается особенность учебного материала данного вида. Восприятие вопросов, описанных в ситуации для размышления, каждым прочитавшим ее носит индивидуальный ха­рактер. Здесь, так же как в реальной действительности, каждый по-своему видит происходящие в бизнесе процессы и явления. Однако ситуация приводится не только для того, чтобы дать некую интри­гующую иллюстрацию из практики бизнеса. Желательно, чтобы чи­татель после ее прочтения сформулировал для себя вопросы, на которые ему хотелось бы получить ответ. При этом, хотя вопросы должны быть конкретными, привязанными к описанным фактам и событиям, можно указать на отдельные области постановки этих вопросов: 1) почему были приняты описанные в ситуации управ­ленческие решения; 2) в чем причина проблем, описанных в ситуа­ции; 3) как решались и как могли бы решаться управленческие задачи. Следует иметь в виду, что в ситуации нет мелочей: порой на первый взгляд излишняя или несущественная деталь может замет­но повлиять на результат или помочь понять мотивы принятия того или иного решения.

Учебник построен следующим образом. В начале раздела при­водится его содержание, затем после краткой преамбулы дается конкретная ситуация для размышления и далее собственно изложе­ние материала. Раздел завершается краткими выводами и перечнем основных терминов и понятий. В конце раздела помещены вопро­сы для самоконтроля для читателя, пожелавшего проверить, на­сколько он усвоил материал.

Желательно, чтобы читатель после изучения материалов разде­ла еще раз вернулся к вопросам, поставленным им к конкретной ситуации, и постарался ответить на них уже с учетом усвоенных им теоретических знаний.

Читатель непременно обратит внимание на эпиграфы к главам. Сначала они могут вызвать некоторое недоумение, показаться неуместными. К ним тоже стоит вернуться после прочтения главы: они и станут понятнее, и помогут переосмыслить, другими глазами взглянуть на прочитанное.

В заключение хочу отметить, что работа над учебником была бы невозможна без помощи и советов коллег, как по кафедре управле­ния производством экономического факультета МГУ, так и из мно­гих других российских и зарубежных университетов. Очень много ценных советов автор получил в процессе обсуждения рукописи с редактором книги И.К. Безумновой. Автор всем им выражает глу­бокую признательность. Также автор хотел бы выразить благодар­ность всем, кто участвовал в подготовке рукописи к публикации. Особую признательность я выражаю моей супруге Норико, кото­рая сделала возможной саму работу над этим учебником и создала необходимую атмосферу поддержки.

Москва,

май 1998 г.

Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации. В учебнике рассматривается реализация стратегического управления, выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: в сфере развития и поведения во внешней среде, в сфере создаваемого продукта, в сфере персонала организации.
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций.Стратегическое управление организацией.
Сущность и основные составляющие.

Общая характеристика стратегического управления.
Сущность стратегического управления.
Конкурентные преимущества.
Проведение анализа среды.
Анализ макроокружения.
Анализ непосредственного окружения.
Анализ внутренней среды.
Методы анализа среды.
Формирование миссии и целей организации.
Миссия организации.
Цели организации.
Установление целей.
Выработка стратегии фирмы.
Сущность стратегии организации.
Типы стратегий развития бизнеса.
Определение стратегии фирмы.
Выполнение и контроль стратегии.
Задачи стадии выполнения стратегии.
Организационная структура как объект стратегических изменений.
Организационная культура как объект стратегических изменений.
Стратегические изменения в организации.
Стратегический контроль.
Выводы по разделу i.
Основные термины и понятия.

Библиографический список.
Стратегия продукта.
Конкретная ситуация для размышления.
Концепция продукта в стратегическом управлении.
Понятие продукта.
Основные составляющие продукта.
Динамика продукта.
Жизненный цикл продукта.
Стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла.
Стратегия создания нового продукта.
Продуктовая стратегия фирмы.
Стратегия конкуренции.
Анализ портфеля продукции.
Маркетинг в стратегии фирмы.
Выводы по разделу ii.
Основные термины и понятия.
Библиографический список.
Содержание раздела.
Стратегическое использование человеческого потенциала.
Конкретная ситуация для размышления.
Взаимодействие человека и организации.
Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения.
Способы установления взаимодействия человека и организации.
Ролевой подход к установлению взаимодействия человека и организации.
Вхождение человека в организацию.
Обучение при вхождении в организацию.
Влияние организации на процесс вхождения.
Развитие чувства ответственности перед организацией.
Завершение процесса включения нового человека в организацию.
Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником.
Личностные основы поведения человека в организационном окружении.
Восприятие человеком окружения.
Критериальная база поведения человека.
Индивидуальность человека.
Индивид и группа.
Понятие группы.
Общая характеристика группы.
Взаимодействие индивида и группы.
Адаптация и изменение поведения человека.
Концепция научения поведению.
Сознательное научение поведению в организации.
Научение поведению и модификация поведения человека в организации.
Выводы по разделу iii.
Основные термины и понятия.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля.
Библиографический список.

Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. -296 с.

Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации. В учебнике рассматривается реализация стратегического управления, выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: в сфере развития и поведения во внешней среде, в сфере создаваемого продукта, в сфере персонала организации.
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций.

Перед вами второе издание учебника «Стратегическое управление». В предисловии к первому изданию было сказано, что среди российской учебной литературы по управлению для студентов вузов учебник был первой попыткой комплексного изложения теории стратегического управления. Отмечалось также и то, что отдельные вопросы стратегического управления находили освещение в ранее издававшихся учебных пособиях, однако при этом цельного взгляда на него как на деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде в учебной литературе представлено не было. К сожалению, через два года приходится констатировать, что ситуация практически не изменилась. Первое издание учебника очень быстро исчезло с книжных прилавков, а ничего нового предложено не было. Поэтому я решил подготовить второе издание, которое, сохраняя преемственность с первым, имеет ряд заметных отличий.

Содержание:
Стратегическое управление организацией.
Сущность и основные составляющие.

Общая характеристика стратегического управления.
Сущность стратегического управления.
Конкурентные преимущества.
Проведение анализа среды.
Анализ макроокружения.
Анализ непосредственного окружения.
Анализ внутренней среды.
Методы анализа среды.
Формирование миссии и целей организации.
Миссия организации.
Цели организации.
Установление целей.
Выработка стратегии фирмы.
Сущность стратегии организации.
Типы стратегий развития бизнеса.
Определение стратегии фирмы.
Выполнение и контроль стратегии.
Задачи стадии выполнения стратегии.
Организационная структура как объект стратегических изменений.
Организационная культура как объект стратегических изменений.
Стратегические изменения в организации.
Стратегический контроль.
Выводы по разделу i.
Основные термины и понятия.

Библиографический список.
Стратегия продукта.
Конкретная ситуация для размышления.
Концепция продукта в стратегическом управлении.
Понятие продукта.
Основные составляющие продукта.
Динамика продукта.
Жизненный цикл продукта.
Стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла.
Стратегия создания нового продукта.
Продуктовая стратегия фирмы.
Стратегия конкуренции.
Анализ портфеля продукции.
Маркетинг в стратегии фирмы.
Выводы по разделу ii.
Основные термины и понятия.
Библиографический список.
Содержание раздела.
Стратегическое использовние человеческого потенциала.
Конкретная ситуация для размышления.
Взаимодействие человека и организации.
Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения.
Способы установления взаимодействия человека и организации.
Ролевой подход к установлению взаимодействия человека и организации.
Вхождение человека в организацию.
Обучение при вхождении в организацию.
Влияние организации на процесс вхождения.
Развитие чувства ответственности перед организацией.
Завершение процесса включения нового человека в организацию.
Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником.
Личностные основы поведения человека в организационном окружении.
Восприятие человеком окружения.
Критериальная база поведения человека.
Индивидуальность человека.
Индивид и группа.
Понятие группы.
Общая характеристика группы.
Взаимодействие индивида и группы.
Адаптация и изменение поведения человека.
Концепция научения поведению.
Сознательное научение поведению в организации.
Научение поведению и модификация поведения человека в организации.
Выводы по разделу iii.
Основные термины и понятия.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля.
Библиографический список.

О.СЪиханский

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
издание второе, переработанное и дополненное

ГлрОлраКи
МОСКВА
1999
УДК 338 (075.8)
ББК 65.9(2)2
В41

Рецензенты:
Л И Евенко, д-р экон наук, проф. АНХ при Правительстве РФ,
Н.П. Иващенко, канд. экон наук, зав каф. экономики предприятия
и основ предпринимательства МГУ им. М.В. Ломоносова

Виханский О.С.
В41 Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., пере-
раб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
ISBN 5-8297-0021-2
Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего
руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде,
является важнейшей составляющей жизни современной деловой организа­
ции. В учебнике рассматривается реализация стратегического управления,
выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: в сфере раз­
вития и поведения во внешней среде, в сфере создаваемого продукта, в
сфере персонала организации.
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ
Будет полезен руководителям организаций
УДК 338 (075.8)
ББК 65.9(2)2

В оформлении переплета использован фрагмент картины
П. Брейгеля «Притча о слепых» (1568)

ISBN S-8297-0021-2 «Гардарики», 1998
О.С Виханский, 1998
От автора

Уважаемые читатели!
Перед вами второе издание учебника «Стратегическое управле­
ние». В предисловии к первому изданию было сказано, что среди
российской учебной литературы по управлению для студентов
вузов учебник был первой попыткой комплексного изложения тео­
рии стратегического управления. Отмечалось также и то, что от­
дельные вопросы стратегического управления находили освещение
в ранее издававшихся учебных пособиях, однако при этом цельно­
го взгляда на него как на деятельность высшего руководства по
управлению организацией в конкурентной рыночной среде в учеб­
ной литературе представлено не было. К сожалению, через два
года приходится констатировать, что ситуация практически не из­
менилась. Первое издание учебника очень быстро исчезло с книж­
ных прилавков, а ничего нового предложено не было. Поэтому я
решил подготовить второе издание, которое, сохраняя преемствен­
ность с первым, имеет ряд заметных отличий.
Стратегическое управление как вполне определенная разновид­
ность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во
второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное
внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно
удерживается на высоком уровне. И связано это, по моему мнению,
не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в биз­
несе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятель­
ность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, кото­
рые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде
в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом пра­
вильного управления.
Причина такого явления коренится в том, что менеджмент
должен обеспечить фирме преимущество перед конкурентами. А
это значит, что руководство всегда должно искать новые, ориги­
нальные ходы в управлении. Если менеджеры будут делать все
так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнан­
ным канонам и стандартам, то никакой оригинальности в поведе­
нии фирмы они не добьются. А значит и не смогут обойти конку­
рентов.
6 От автора

Хороший или, точнее сказать, эффективный менеджмент — это
такой менеджмент, который стремится не быть правильным, а де­
лать невозможное. Менеджмент имеет дело не с логикой, а с инте­
ресами, поэтому он все время находится в состоянии поиска и поэ­
тому все время развивается теория менеджмента, отражающая наи­
более успешные образцы управленческой деятельности, лучшую
(наиболее эффективную) практику управления.
Конечно же, есть отдельные компоненты управления, по отно­
шению к которым можно говорить о том, что существует сложив­
шаяся и относительно устойчивая теория, не только описывающая
эти компоненты, но и предписывающая то, как следует осущест­
влять управленческую деятельность в рамках этих компонент. Од­
нако, если речь идет о стратегическом управлении, важно понимать
с самого начала, что это такая составляющая менеджмента, которая
своей сердцевиной имеет теоретическую деятельность высшего ру­
ководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут
организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях
жесткой конкуренции, при которой каждый участник конкурентной
борьбы стремится сделать все возможное, чтобы победить.
Часто говорят, что нет ничего более полезного для практики, чем
хорошая теория. На мой взгляд, это совершенно справедливо. Одна­
ко следует учитывать, что хорошая теория — это как раз та теория,
которая полезна для практики. Поэтому для того, чтобы теория была
полезной, она должна быть адекватной особенностям практики.
Особенность стратегического управления состоит в том, что в
нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е.
очень велика роль искусства. Поэтому теория стратегического уп­
равления формируется на основе обобщения практики успешного
решения стратегических задач управления фирмой и на основе вы­
деления отдельных управленческих схем и утверждений, которые
указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного ре­
зультата. Иными словами, теория стратегического управления гово­
рит о том, чтб в управлении организацией может помочь ей добить­
ся успеха на рынке. Теория стратегического управления не говорит
«поступай таким образом, и ты добьешься успеха». Она говорит, что
если поступать определенным образом, то можно добиться успеха.
По крайней мере, прежде это приводило к успеху фирмы. При этом
теория стратегического управления скорее описывает то, без чего
управление не сможет справиться со своими задачами, чем то, что
гарантирует их решение.
В связи с этим, уважаемые читатели, позвольте обратить ваше
внимание на то, что, изучив материал учебника, вы узнаете, что из
7
От автора

Себя представляет стратегическое управление, какова его сущность
и каковы задачи, что необходимо учитывать при осуществлении
стратегического управления и как подходить к его осуществлению.
Но при этом вы не найдете ответа на вопрос о том, какие процеду­
ры и действия могут гарантированно обеспечить стратегическое
управление организацией, потому что ответа на этот вопрос нет и
не может быть найдено в принципе.
В учебнике концепция стратегического управления представля­
ет его в виде важнейшей составляющей жизни современной дело­
вой организации, касающейся трех ее ключевых сфер: 1) выработка
и осуществление стратегии развития и поведения во внешней
сфере; 2) выработка и осуществление стратегии в отношении созда­
ваемого организацией продукта; 3) выработка и реализация страте­
гии в отношении персонала организации.
В учебнике рассмотрение каждой из этих сфер реализации стра­
тегического управления ведется в тесной взаимосвязи с рассмотре­
нием двух остальных, что как раз и отражает комплексность взгля­
да на стратегическое управление.
Наличие трех сфер применения проявления стратегического уп­
равления нашло отражение в структуре учебника. Он состоит из
трех относительно самостоятельных разделов. Однако очень важно
помнить, что, изучая материал каждого раздела, необходимо вос­
принимать его сквозь призму общего взгляда на стратегическое
управление. Как стратегическое управление в целом нельзя понять,
оставив за бортом рассмотрение одной из трех сфер, так и каждая
из сфер будет неадекватно понята, если ее не изучать в контексте
общей концепции стратегического управления.
Особенность стратегического управления как учебной дисцип­
лины состоит в том, что в процессе ее изучения студенты не полу­
чают навыки управленческой деятельности. Задача этого учебного
курса состоит в том, чтобы через передачу систематизированных
знаний о стратегическом управлении сформировать у обучающих­
ся определенное видение управления, выработать у них определен­
ное расположение по отношению к управлению. Этот курс являет­
ся в первую очередь идеологическим, а потом уже операционным.
В связи с этим в учебник по стратегическому управлению включа­
ется описание конкретной практики управления, чаще всего в виде
конкретных ситуаций1. К сожалению, у нас еще нет достаточно

Подробнее о методе конкретных ситуаций см.: Виханский О.С., Наумов А.И.
Практикум по курсу «Менеджмент». — М.: Гардарика, 1998.
8 От автора

Большого количества конкретных ситуаций по стратегическому уп­
равлению. Однако, тем не менее, конкретные ситуации для раз­
мышления приведены в начале каждого раздела. В тексте есть и
небольшие вставки «В практике бизнеса». Я прекрасно понимаю,
что это не решает проблемы отсутствия в учебнике обстоятельных
конкретных ситуаций. Но на данном этапе включение в учебник
вводных ситуаций для размышления и коротеньких примеров из
реальной управленческой практики в какой-то мере позволило
смягчить этот недостаток.
Зачем же нужны конкретные ситуации в учебнике и как подхо­
дить к их прочтению? Однозначного ответа на эти вопросы нет —
и в этом как раз и заключается особенность учебного материала
данного вида. Восприятие вопросов, описанных в ситуации для
размышления, каждым прочитавшим ее носит индивидуальный ха­
рактер. Здесь, так же как в реальной действительности, каждый по-
своему видит происходящие в бизнесе процессы и явления. Однако
ситуация приводится не только для того, чтобы дать некую интри­
гующую иллюстрацию из практики бизнеса. Желательно, чтобы чи­
татель после ее прочтения сформулировал для себя вопросы, на
которые ему хотелось бы получить ответ. При этом, хотя вопросы
должны быть конкретными, привязанными к описанным фактам и
событиям, можно указать на отдельные области постановки этих
вопросов: 1) почему были приняты описанные в ситуации управ­
ленческие решения; 2) в чем причина проблем, описанных в ситуа­
ции; 3) как решались и как могли бы решаться управленческие
задачи. Следует иметь в виду, что в ситуации нет мелочей: порой на
первый взгляд излишняя или несущественная деталь может замет­
но повлиять на результат или помочь понять мотивы принятия того
или иного решения.
Учебник построен следующим образом. В начале раздела при­
водится его содержание, затем после краткой преамбулы дается
конкретная ситуация для размышления и далее собственно изложе­
ние материала. Раздел завершается краткими выводами и перечнем
основных терминов и понятий. В конце раздела помещены вопро­
сы для самоконтроля для читателя, пожелавшего проверить, на­
сколько он усвоил материал.
Желательно, чтобы читатель после изучения материалов разде­
ла еще раз вернулся к вопросам, поставленным им к конкретной
ситуации, и постарался ответить на них уже с учетом усвоенных им
теоретических знаний.
Читатель непременно обратит внимание на эпиграфы к главам.
Сначала они могут вызвать некоторое недоумение, показаться не-
От автора 9

Уместными. К ним тоже стоит вернуться после прочтения главы:
они и станут понятнее, и помогут переосмыслить, другими глазами
взглянуть на прочитанное.
В заключение хочу отметить, что работа над учебником была бы
невозможна без помощи и советов коллег, как по кафедре управле­
ния производством экономического факультета МГУ, так и из мно­
гих других российских и зарубежных уциверситетов. Очень много
ценных советов автор получил в процессе обсуждения рукописи с
редактором книги И.К. Безумновой. Автор всем им выражает глу­
бокую признательность. Также автор хотел бы выразить благодар­
ность всем, кто участвовал в подготовке рукописи к публикации.
Особую признательность я выражаю моей супруге Норико, кото­
рая сделала возможной саму работу над этим учебником и создала
необходимую атмосферу поддержки.

Москва,
май 1998 г.
Краткое содержание



Глава 1. Общая характеристика стратегического управления 29





Глава 6. Концепция продукта в стратегическом управлении 147
Глава 7. Динамика продукта 167
Глава 8. Продуктовая стратегия фирмы 177
Раздел III. Стратегия использования человеческого потенциала 207
Глава 9. Взаимодействие человека и организации 219
Глава 10. Вхождение человека в организацию 233
Глава 11. Личностные основы поведения человека
в организационном окружении 241
Глава 12. Индивид и группа 265
Глава 13. Адаптация и изменение поведения человека 279
Содержание

Раздел I. Стратегическое управление организацией:
сущность и основные составляющие 19
Конкретная ситуация для размышления 23
Глава 1. Общая характеристика
стратегического управления 29
1. Сущность стратегического управления 29
Этапы развития стратегического подхода 30
Определение 31
Проявления нестратегического управления 32
2. Конкурентные преимущества 33
Понятие конкурентных преимуществ 33
Виды конкурентных преимуществ 34
Стратегии создания конкурентных преимуществ.... 35
3. Особенности стратегического управления 37
4. Содержание и структура стратегического управления. 39
Анализ среды 40
Определение миссии и целей 41
Выбор стратегии 41
Выполнение стратегии 42
Оценка и контроль реализации стратегии 42
Глава 2. Проведение анализа среды 44
1. Анализ макроокружения 45
Экономическая компонента 45
Правовая компонента 46
Политическая компонента 46
В практике бизнеса 47
Социальная компонента 47
Технологическая компонента 48
Подход к изучению компонент 49
12 Содержание

В практике бизнеса 49
Система отслеживания внешней среды 51
2. Анализ непосредственного окружения 52
Покупатели 52
Поставщики 53
Конкуренты 54
Рынок рабочей силы 55
3. Анализ внутренней среды 55
Срезы внутренней среды 55
Сильные и слабые стороны организации 56
Анализ организационной культуры 60
4. Методы анализа среды 61
Метод СВОТ 62
Матрица возможностей 65
Матрица угроз 66
Составление профиля среды 67
Глава 3. Формирование миссии и целей организации 69
В практике бизнеса 70
1. Миссия организации 71
Понятие миссии 71
Носители интересов 72
Факторы выработки миссии 73
Цели формулирования миссии 74
2. Цели организации 75
Понятие и виды целей 75
Направления установления целей 76
Иерархия целей 78
Цели роста 78
Требования к целям 79
3. Установление целей 81
Фазы установления целей 81
Способы установления целей 83
Формы принятия решений 84
Глава 4. Выработка стратегии фирмы 87
1. Сущность стратегии организации 87
Два понимания стратегии 87
В практике бизнеса 89
2. Типы стратегий развития бизнеса 90
Подходы к выработке стратегии 91
Содержание 13

Стратегии концентрированного роста 93
В практике бизнеса 93
Стратегии интегрированного роста 94
В практике бизнеса 95
Стратегии диверсифицированного роста 96
В практике бизнеса 96
В практике бизнеса 97
В практике бизнеса 98
Стратегии сокращения 99
В практике бизнеса 100
3. Определение стратегии фирмы 102
Уяснение текущей стратегии 102
Анализ портфеля бизнесов (продукции) 103
Выбор стратегии фирмы 105
Оценка выбранной стратегии 108
Глава 5. Выполнение и контроль стратегии ПО
1. Задачи стадии выполнения стратегии 111
Функции высшего руководства 111
Стратегические изменения 113
2. Организационная структура как объект
стратегических изменений 115
Типы организационных структур 115
Факторы выбора организационной структуры 116
В практике бизнеса 119
Особенности отдельных типов структур 121
3. Организационная культура как объект
стратегических изменений 122
Понятие организационной культуры 122
Факторы, влияющие на организационную культуру 124
4. Стратегические изменения в организации 126
Сопротивление изменениям 126
Стили проведения изменений 128
Изменение организационной структуры 130
Формирование и мобилизация ресурсов 131
5. Стратегический контроль 133
Требования к информации 133
Установление показателей 134
Система измерения и отслеживания параметров. . . 135
Сравнение и оценка результата 135
Проведение корректировки 136
14 Содержание

Выводы по разделу 1 138
Основные термины и понятия 138
Вопросы для дискуссии и самоконтроля 139
Библиографический список 140

Раздел II. Стратегия продукта 141
Конкретная ситуация для размышления 144

страница 1
(всего 31)