21.09.2019

Этика и мораль в современном мире. Этические теории в современной западной философии


По мере увеличения сложности мира увеличивается взаимозависимость людей в обществе, возрастают роль и значение нравственных ценностей, в том числе таких, как солидарность, ответственность, честность, доверие, способность к сотрудничеству, взаимопомощь, коммунитаризм (современный синоним коллективизма).

Именно моральные ценности (потребность в смысле, в социальном признании и уважении со стороны окружающих, в творческой самореализации и общественно полезной деятельности) все больше выступают в качестве важнейших потребностей и мотивов социальной деятельности современного человека (ученого, менеджера, предпринимателя, врача или учителя).

Уже в 70-х гг. XX в. в странах благополучного Запада был достигнут очень высокий уровень жизни, улучшилось качество жизни населения, что привело к ценностному сдвигу к постматериальным потребностям: многие люди в странах Запада почувствовали, например, потребность приносить пользу людям, чувствовать одобрение окружающих. Этот качественный сдвиг был осознан как ценностный сдвиг постмодерна.

С этим культурным сдвигом постмодерна связана актуализация роли этики в жизни человека и общества, осознание необходимости развития социального капитала и обеспечения социального и экономического порядка (причем не только в рамках отдельных сообществ, но и человечества в целом). Эти тенденции еще более усилились в наше время.

В начале XXI в. в связи с процессами глобализации возрастают взаимосвязи, контакты и увеличивается взаимозависимость людей, а также появляются новые опасности, угрозы и риски, поэтому актуальность этики многократно возрастает. Меняется мир, меняется и расширяется предмет этики.

Ориентация на развитие индивидуального самосознания является основной и для современной этики во всех ее видах (социальная, прикладная, профессиональная, экологическая).

В разных культурах в ходе их исторического развития в силу самобытных традиций и обычаев сформировались свои системы ценностей и норм, мифов и преданий. Моральные и религиозные ценности разных культур не совпадают, что является причиной противоречий и конфликтов. Эти противоречия могут принимать глобальный характер, но главной ареной борьбы остается внутренний мир человека.

Теоретическая, прикладная, профессиональная этика

Традиционная этика существовала в двух формах - религиозной и философской. Религиозная этика, например этика христианства, содержит значительный нормативный контекст в виде заповедей, запретов и практических норм поведения, в том числе ритуального (соблюдение постов, праздников, выполнение обрядов и ритуалов разного рода - календарных, свадебных и пр.) Религиозная этика содержит также теоретическую часть, состоящую из догматов, учений, мифов, символов и преданий, обучение которым составляет основу религиозного воспитания и образования. Религиозная этика рассматривает те же проблемы, что и философская, но в контексте веры.

Собственно теоретическая этика возникла в античном обществе вместе с философией как сферой рационального мышления о мире и человеке. Специфика этики как науки в том, что она говорит о должном, т.е. о том, как должен поступать человек (о нравственных ценностях как целях бытия), каким должно быть общество, какими должны быть правила поведения (нормы).

Уже Аристотель понимал, что этика существенно отличается от физики или мтематики. Этика - знание особого рода. Он выделял три вида знания: теоретическое, практическое и этическое.

Теоретическое знание (эпистеме, или форма "созерцания вечных идей") характеризует такие науки, как математика, физика, биология.

Практическое знание (технэ) выступает в виде умения (строитель умеет строить дом, художник умеет писать картины, артист умеет изображать различные чувства, ремесленник умеет изготавливать товар, сапожник - шить сапоги и Т.Д.).

Этическое знание (фронесис) - это знание совершенно особого рода, которое заключается не столько в рассуждениях или умениях, сколько в правильном поведении, совершении добродетельных поступков, нравственном отношении к другому человеку, включающем милосердие и благожелательность. Например, юрист, вынося приговор, руководствуется не только знанием о совершенном преступлении, но также пониманием ситуации, способностью поставить себя на место другого человека (и преступника, и жертвы, и других людей), чувствами справедливости, милосердия, сопереживания и сострадания. Он знает, как надо было правильно поступить, т.е. он обладает не только знанием фактов, но также этическим знанием и пониманием ситуации.

Предметом традиционной этики является человек как нравственный индивид, проблемы борьбы добра и зла, добродетелей и пороков в его душе. Основная цель традиционной философской этики - развитие самосознания отдельного индивида, формирование его способности к нравственному и духовному самосовершенствованию. Как утверждает предание, еще Конфуций говорил, что человек, если он не развивается как культурное, нравственное существо, становится хуже животного; по отношению к таким людям государство имеет право применять самые жестокие наказания. Таким образом, уже конфуцианской этикой задавалось пространство формирования смысложизненных ориентиров и духовного развития: нижняя планка - неотвратимое жестокое наказание, верхняя планка - уважение, почет, высокий социальный статус благородного мужа.

Традиционная этика носила не только теоретический, но прежде всего нормативный (предписывающий) характер, так как теоретическое обоснование ценностей человеческого существования выступало одновременно и предписанием, нравственным требованием, нормой, например, теоретическое определение добродетели предполагало ее распространение, теории благодеяния способствуют распространению благотворительности. Ценность добра в том, чтобы стать добрым, счастья - чтобы стать счастливым, любви - чтобы научиться любить и быть любимым, справедливости - в ее практической реализации.

Главные достижения традиционной этики выражаются в ее нормативных программах. Выделяются такие программы, как этика удовольствия (гедонизм), этика счастья (эвдемонизм), этика опрощения (кинизм), этика созерцания, этика долга (стоики, Кант), этика любви и милосердия, этика сострадания (А. Шопенгауэр), этика пользы (утилитаризм), этика героизма, этика разумного эгоизма (утилитаризм), этика ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер) и др.

Не случайно этика как особый вид знания получила у Канта название практической философии. Если теоретический разум запутывается в противоречиях и антиномиях (что является, по мнению Канта, свидетельством его несовершенства), то практический разум достаточно легко эти антиномии разрешает, а именно: признает необходимость свободы воли, бессмертия души и существование Бога как необходимых условий существования морали.

Тем не менее традиционная этика содержит значительную теоретическую часть, включающую рассуждения о происхождении и природе нравственности, ее исторических формах и сущности, рассмотрение специфики морали, ее роли в жизни общества и индивида, структуры морального сознания, категории добра и зла, счастья, долга, верности, чести, справедливости, смысла жизни. Специфика этики заключается в том, что она никогда не была чистой теорией, но всегда содержала в равной пропорции теоретическую и практическую (нормативную) части.

Начало века отмечено всплеском этической мысли. Никогда в истории русской культуры не наблюдалось такого многообразия этических идей и направлений, и никогда этика не была так близка к тому, чтобы стать социально значимым и мировоззренческих действенным компонентом нового общественного сознания, оказывая реальное влияние на духовную жизнь и социальные институты общества. Эта этическая волна идет на убыль только к началу I мировой войны и окончательно спадает к середине 20-х годов, что, естественно, связано с высылкой русских философов и "расколом" этической мысли.

Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX века, развиваются и в XX столетии. Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике (прагматизм, позитивизм), берущих начало от немецкой классической философии и стремящихся сосредоточиться на связанных непосредственно с техническим прогрессом вопросах методологии естествознания, что как бы выводит этику за рамки собственно науки. Возникают новые системы иррационалистической этики: психоанализ, экзистенциализм, персонализм и др. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие религиозно-этические направления: неопротестантизм, неотомизм. Рассмотрим последовательно наиболее существенные из них.

Эмрих Зелигманн Фромм (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне -- 18 марта 1980, Локарно) -- немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

В трудах «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Бегство от свободы» и др., «коллективное бессознательное» можно свести к двум фундаментальным установкам: первичной - «биофилической» (Эрос), направленной на самореализацию, стремление «быть», реализовывать свои творческие задатки, и вторичной - «некрофилической» (Танатос), стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность - следовательно, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положение, либо существуют в том или ином сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения.

Жан-Поль Шарль Эмамр Сартр (21 июня 1905, Париж -- 15 апреля 1980, там же) -- французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952--1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен -- отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного -- способности творить свою историю.

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю -- в той же мере, в какой она -- его.

Нравственные проблемы современности:

Женский алкоголизм

В последнее время проблема женского алкоголизма становится все более актуальной. Число выпивающих женщин превысило 50 %.

С медицинской точки зрения женский алкоголизм - это один из видов наркомании. Наркомания - это болезнь, вызванная генными нарушениями и, как следствие этого, нарушением работы определенных участков мозга - так называемой системы удовлетворенности.

Причины женского алкоголизма:

Особенностью женского алкоголизма является большая психологическая подоплека, чем у мужчин. Чаще всего у женщин пристрастие к спиртному развивается из-за одиночества (распад семьи, потеря близких, смерть родственников). Стрессам подвержены домохозяйки, которые ради семейного счастья жертвуют карьерой, работой. Дети вырастают, муж пропадает на работе, начинает изменять жене. На этой почве возникает одиночество, чувство разочарования в жизни, обиды. Женщины более эмоционально реагируют на стрессовые ситуации, «погружаются в себя», ищут немедленного разрешения, выхода из ситуации, ждут поддержки. При отсутствии поддержки на помощь приходит алкоголь, которых на начальных этапах употребления приносит облегчение и дает ощущение «экстаза». Кроме того, играет роль фактор доступности алкоголя.

Пристрастие к алкоголю у женщин формируется быстрее, чем у мужчин.

Для родственников это зачастую остается незамеченным, т.к. из-за осуждения и неприятия обществом пьющих женщин, они стараются скрыть злоупотребление алкоголем, часто пьют в одиночку или в компании подруг.

Женщина, употребляющая спиртные напитки выглядит гораздо старше своих лет.

Голос становится грубым и резким. Не следит за своей внешностью. Характерны алкогольные изменения личности: агрессивность, грубость, лживость. Женщина пренебрегает семейными обязанностями, становится сексуально распущенной.

Обычно употребление алкоголя женщинами начинается с более слабых напитков, и долгое время носит эпизодический характер. Чаще всего женщины пьют скрытно и в одиночестве. Иногда случаются запои продолжительностью 1-2 месяца, которые сменяются трезвыми периодами.

В целом алкоголизм у женщин развивается быстрее, чем у мужчин. Длительность первой стадии от начала до систематического употребления до появления физической зависимости - от одного до трёх лет.

Анализ статистических и социологических данных, отражающих особенности распространения пьянства и алкоголизма среди женщин, свидетельствует о слабой разработанности проблемы, об отсутствии обоснованных рекомендаций по предупреждению и искоренению этого негативного явления. Применяемые на практике меры не всегда учитывают особенности именно женского пьянства и алкоголизма.

Изучением поведения людей и их взаимоотношений друг с другом занимались еще философы древности. Уже тогда появилось такое понятие, как этос ("ethos" на древнегреческом языке), означающее совместное проживание в доме. Позже им стали обозначать устойчивое явление или признак, например характер, обычай.

Предмет этики как философской категории впервые применил Аристотель, придав ему значение человеческих добродетелей.

История возникновения этики

Уже 2500 лет назад великие философы определили основные черты характера человека, его темперамента и душевных качеств, которые называли этическими добродетелями. Цицерон, ознакомившись с работами Аристотеля, ввел новый термин «мораль», которому придал то же значение.

Последующее развитие философии привело к тому, что в ней выделилась отдельная дисциплина - этика. Предмет (определение), изучаемый этой наукой, - мораль и нравственность. Достаточно долгое время этим категориям придавали одинаковые значения, но некоторые философы их отличали. Например, Гегель считал, что мораль - это субъективное восприятие поступков, а нравственность - сами поступки и их объективная природа.

В зависимости от исторических процессов, происходящих в мире, и изменений в социальном развитии общества, предмет этики постоянно менял свое значение и содержание. То, что было присуще первобытным людям, становилось несвойственно жителям античного периода, а их этические нормы подвергались критике средневековых философов.

Доантичная этика

Задолго до того, как сформировался предмет этики как науки, существовал длительный период, который принято называть «предэтикой».

Одним из самых ярких представителей того времени можно назвать Гомера, герои которого обладали набором положительных и отрицательных качеств. Но общая концепция, какие поступки относятся к добродетели, а какие нет, у него еще не сформировалась. Ни «Одиссея», ни «Илиада» не имеют поучительного характера, а являются просто повествованием о событиях, людях, героях и богах, живших в то время.

Впервые основные человеческие ценности как мерило этической добродетели были озвучены в произведениях Гесиода, жившего в начале классового разделения общества. Основными качествами человека он считал честный труд, справедливость и законность действий как основу того, что ведет к сохранению и приумножению собственности.

Первыми постулатами нравственности и морали стали высказывания пяти мудрецов древности:

  1. уважай старших (Хилон);
  2. избегай неправды (Клеобул);
  3. богам слава, а родителям почет (Солон);
  4. соблюдай меру (Фалес);
  5. усмиряй гнев (Хилон);
  6. распущенность - это изъян (Фалес).

Данные критерии требовали от людей определенного поведения, а потому стали первыми для людей того времени. Этика как и задачи которой - это изучение человека и его качеств, в этот период только зарождалась.

Софисты и античные мудрецы

С 5 века до нашей эры во многих странах началось стремительное развитие наук, искусств и архитектуры. Еще никогда до этого времени не рождалось такого большого количества философов, образовывались различные школы и течения, уделявшие большое внимание проблемам человека, его духовным и моральным качествам.

Наиболее значимой в то время была философия Древней Греции, представленная двумя направлениями:

  1. Аморалисты и софисты, которые отрицали создание обязательных для всех нравственных требований. Например, софист Протагор считал, что предмет и объект этики - мораль, категория непостоянная, меняющаяся под влиянием времени. Она относится к разряду относительного, так как у каждого народа в определенный период времени свои нравственные устои.
  2. Им противостояли такие великие умы, как Сократ, Платон, Аристотель, создавший предмет этики как науки о морали и Эпикур. Они считали, что в основе добродетели лежит гармония между разумом и эмоциями. По их мнению, она не была дана богами, а значит, является инструментом, позволяющим отделять добрые поступки от злых.

Именно Аристотель в своем труде «Этика» разделил нравственные качества человека на 2 вида:

  • этический, то есть связанный с нравом и темпераментом;
  • дианоэтический - относящийся к умственному развитию человека и умению воздействовать на страсти с помощью разума.

По мнению Аристотеля, предметом этики является 3 учения - о высшем благе, о добродетелях в целом и в частном, а объектом изучения - человек. Именно он ввел в обод, что нравственность (этика) - это приобретенные свойства души. Им была разработана концепция добродетельного человека.

Эпикур и стоики

В противовес Аристотелю Эпикур выдвинул свою гипотезу морали, по которой счастливой и добродетельной является только та жизнь, которая ведет к удовлетворению основных потребностей и желаний, ибо они легко достигаются, а значит, делают человека безмятежным и всем довольным.

Самый глубокий след после Аристотеля в развитии этики оставили стоики. Они считали, что все добродетели (добро и зло) заложены в человеке так же, как и в окружающем мире. Цель людей - развивать в себе качества, соотносящиеся с добром, и устранять злое начало. Самыми яркими представителями стоиков был Зенон в Греции, Сенека и в Риме.

Средневековая этика

В этот период предметом этики является продвижение христианских догматов, так как миром стала править религиозная мораль. Высшая цель человека в средневековую эпоху - это служение Богу, которая трактовалась через учение Христа о любви к нему.

Если античные философы считали, что добродетели - это свойство любого человека и его задача их приумножать на стороне добра, чтобы быть в гармонии с собой и миром, то с развитием христианства они стали божественной милостью, которой Творец наделяет людей или нет.

Самыми известными философами того времени являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. По мнению первого, заповеди изначально совершенны, так как они исходили от Бога. Тот, кто живет по ним и славит Творца, попадет к нему на небеса, а остальным уготован ад. Также Августин Блаженный утверждал, что такой категории, как зло, в природе не существует. Его совершают люди и ангелы, отвернувшиеся от Создателя ради собственного бытия.

Фома Аквинский пошел еще дальше, объявив, что блаженство при жизни невозможно - оно является основой загробного мира. Таким образом, предмет этики в эпоху средневековья утратил связь с человеком и его качествами, уступив место церковным представлениям о мире и месте в нем людей.

Новая этика

Новый виток развития философии и этики начинается с отрицания морали как божественной воли, данной человеку в десяти заповедях. Например, Спиноза утверждал, что Творец - это природа, причина всего сущего, действующая по своим законам. Он считал, что в окружающем мире нет абсолютного добра и зла, есть только ситуации, в которых человек поступает тем или иным образом. Именно понимание того, что полезно, а что вредно для сохранения жизни, определяет природу людей и их нравственные качества.

По мнению Спинозы, предмет и задачи этики - изучение человеческих недостатков и добродетелей в процессе поиска счастья, причем в их основе лежит стремление к самосохранению.

Напротив, считал, что ядром всего является свободная воля, которая является частью морального долга. Его первый закон нравственности гласит: «Поступай так, чтобы всегда в себе и других признавать разумную волю не средством для достижения, а целью».

Изначально заложенное в человеке зло (эгоизм) является центром всех поступков и целей. Чтобы подняться над ним, люди должны проявлять полное уважение как к своей, так и к чужой личности. Именно Кант раскрыл предмет этики кратко и доступно как философскую науку, стоявшую обособленно от других ее видов, создав формулы этических взглядов на мир, государство и политику.

Современная этика

В 20 веке предметом этики как науки является мораль, основанная на ненасилии и благоговении перед жизнью. Проявление добра начало рассматриваться с позиции неумножения зла. Особенно хорошо эту сторону этического восприятия мира через призму блага раскрыл Лев Толстой.

Насилие порождает насилие и преумножает страдания и боль - это основной мотив данной этики. Ее также придерживался М. Ганди, который стремился сделать Индию свободной без применения насилия. По его мнению, любовь - самое сильное оружие, действующее с такой же силой и точностью, как и основные законы природы, например, гравитация.

В наше время многие страны пришли к пониманию, что этика ненасилия дает более действенные результаты при разрешении конфликтов, хотя пассивной ее назвать нельзя. У нее две формы протеста: несотрудничество и гражданское неповиновение.

Этические ценности

Одной из основ современных нравственных ценностей является философия Альберта Швейцера - основоположника этики благоговения перед жизнью. Его концепция заключалась в уважении к любой жизни без деления ее на полезную, высшую или низшую, ценную или никчемную.

При этом он признавал, что в силу обстоятельств люди могут сохранять себе жизнь, забирая чужую. В основе его философии сознательный выбор человека в сторону оберегания жизни, если ситуация это позволяет, а не бездумное ее отнятие. Главными критериями недопущения зла Швейцер считал самоотречение, прощение и служение людям.

В современном мире этика как наука не диктует правила поведения, а изучает и систематизирует единые идеалы и нормы, общее понимание морали и ее значение в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Понятие нравственности

Мораль (нравственность) - это социокультурное явление, образующее основополагающую сущность человечества. Вся деятельность людей основана на этических нормах, признанных в том обществе, в котором они проживают.

Знания моральных правил и этики поведения помогают индивидуумам адаптироваться среди других. Нравственность - это также показатель степени ответственности человека за свои поступки.

Этические и духовные качества воспитываются с детства. Из теории, благодаря правильным поступкам по отношению к другим, они становятся практической и повседневной стороной человеческого бытия, а их нарушение порицается общественностью.

Задачи этики

Так как этика изучает и ее место в жизни общества, она решает следующие задачи:

  • описывает мораль начиная с истории формирования в древности до принципов и норм, свойственных современному обществу;
  • дает характеристику морали с позиции ее «должного» и «сущего» варианта;
  • обучает людей основным дает знания о добре и зле, помогает самосовершенствоваться при выборе собственного понимания «правильной жизни».

Благодаря этой науке, этическая оценка поступков людей и их отношений строится с ориентацией на понимание, достигается добро или зло.

Виды этики

В современном обществе деятельность людей в многочисленных сферах жизни очень тесно связана, поэтому предмет этики рассматривает и изучает различные ее виды:

  • семейная этика занимается взаимоотношением людей в браке;
  • деловая этика - нормы и правила ведения бизнеса;
  • корпоративная изучает взаимоотношения в коллективе;
  • обучает и изучает поведение людей на их рабочем месте.

Сегодня многие страны внедряют этические законы, касающиеся смертной казни, эвтаназии и пересадки донорских органов. Так как человеческое общество продолжает развиваться, вместе с ним видоизменяется и этика.

Нравственность современного общества

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

2) Права всех людей равны.

Поскольку главный лозунг Современного общества - «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека - даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого.

Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека - это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нравственность Современного общества в легком и веселом тоне описал Александр Никонов в соответствующей главе книги «Апгрейд обезьяны»:

«От всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово - «непосредственно».

Если человек расхаживает голым по улице или занимается сексом в общественном месте, то, с точки зрения современности, он аморален. А с точки зрения завтрашнего дня, аморален тот, кто пристает к нему с требованием «вести себя прилично». Голый человек непосредственно не покушается ни на чьи интересы, он просто идет по своим делам, то есть он в своем праве. Вот если бы он насильно раздевал других, то непосредственно покушался бы на их интересы. А то, что вам неприятно видеть голого человека на улице - это проблема ваших комплексов, боритесь с ними. Он же не приказывает вам раздеться, почему же вы к нему пристаете с требованием одеться?

Нельзя непосредственно покушаться на чужие: жизнь, здоровье, имущество, свободу - вот минимум требований.

Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят - вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших - нет преступления».»

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества - это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Значение этических учений для современной этики

Неадекватное (не соответствующее важности предмета) отношение современного общества к проблемам морали, можно проиллюстрировать на том, как мы относимся к учебной дисциплине этике.

Какое место в нашем образовании уделяют этике, все мы знаем.

В лучшем случае, её углублённо изучают на профильных гуманитарных факультетах, и то - изучают как теоретический материал, как предмет для дальнейшего преподавания и научной деятельности, но вовсе не как первейшее руководство в своей жизни.

И не зря слово «этика» породило слово «этикет», а от него пошло - «этикетка». Этикет - это этикетка светского человека, но вовсе не высоконравственного, добродетельного.

Таким образом, наука этика, входящая в триаду основных дисциплин философии, призванная исследовать вопросы добра и зла и отыскивать истоки высшей справедливости, оставаясь «нормативной», т.е. - «наукой без научных законов», со временем превратилась в служанку светского общества…

Покажем, что такое «этическая нормативность» на деле. Это похоже на то, как если бы мы были представлены к управлению некого технологического процесса и нас снабдили бы нормами его управления, не объяснив принципа самого процесса. При этом мы очень смутно представляли бы, что будет, если мы будем нарушать эти нормы. Мы почти бы не видели, или видели в очень искаженном виде, результаты этого процесса, его «готовую продукцию». Т.е. мы бы не знали ни самих принципов технологического процесса, ни цели этого процесса. Более того, нам дали бы не один свод нормативных документов, а целый их ворох, сказав: выбирай сам - какие правила покажутся тебе ближе, те и используй.

Понятно, что в качестве «готовой продукции» техпроцесса в данном примере является сам человек и его общество. Также понятен и прогнозируем сам результат такого «управления»…

Мы должны признать, что изучая современную этику, на самом деле мы изучаем не законы в моральной сфере, а «мертвые слепки» с них, если можно так выразиться. Мы не видим всей причинно-следственной цепочки жизненных процессов человека и общества, но выхватываем из реального динамического процесса лишь статическую картинку, более-менее правдоподобно его отражающую. Вот что такое «нормативность».

Вернемся к вопросу, с которого начали. Если человек спросит - зачем ему быть нравственным, современная этика не даст вразумительного ответа. Но если бы она ясно видела механизмы природы и объясняла как они работают в отношении безнравственных людей, совершающих, по сути, саморазрушение, то вопрос бы отпал сам собой.

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

Еще одной весьма значительной разновидностью этического учения, оказавшей огромное влияние на развитие западной культуры, является этика экзистенциализма (философии существования). Представителями экзистенциализма являются французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980 гг.), Г. Марсель (1889–1973 гг.), А. Камю (1913–1960 гг.), немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976 гг.), К. Ясперс (1883–1969 гг.). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Его представители попытались осмыслить положение человека в кризисных ситуациях и выработать определенные ценностные установки, позволяющие ему достойно выходить из ситуации кризиса.

Исходное положение экзистенциализма – существование предшествует сущности, причине, что определяет его. Человек сначала существует, появляется, действует, и только потом он определяется, т.е. получает характеристики и определения. Открытость будущему, внутренняя незаполненность и первоначальная готовность к свободному самоопределению из самого себя и есть подлинное существование, экзистенция.

Экзистенциалистская этика в качестве основы нравственного поведения человека полагает свободу. Человек – это свобода . Свобода – самая фундаментальная характеристика человека.Свобода в экзистенциализме – это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Все действующие на человека причины и факторы обязательно опосредуются его свободным выбором . Человек постоянно должен выбирать ту или иную линию своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Своей постановкой проблемы свободы экзистенциалисты отразили главное основание морали. Экзистенциалисты справедливо подчеркивают, что деятельность людей направляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое, и не следует в случае отрицательного развития событий ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько возможностей. При наличии реальных возможностей развития событий не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.


Со свободой теснейшим образом связана ответственность человека . Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, определен какими-то духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, а значит, не является и субъектом моральных отношений. Более того, индивид, не осуществляющий свободный выбор, отказавшийся от свободы, утрачивает тем самым главное качество человека и превращается в простой материальный объект. Иными словами, такого индивида уже нельзя считать человеком в подлинном смысле этого слова, ибо он утратил качество подлинного существования.

Вместе с тем, реальная жизнь показывает, что для многих людей подлинное существование оказывается непосильным бременем. Ведь свобода требует от человека самостоятельности и мужества, предполагает ответственность за выбор, придающий тот или иной смысл будущему, определяющему, каким будет мир дальние. Именно эти обстоятельства вызывают те неприятные переживания метафизического страха и тревоги, постоянного беспокойства, которые толкают человека и сферу «неподлинного существования».

Экзистенциалистская этика призывает противостоять всяким формам коллективизма. Необходимо открыто осознать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования, набраться сил и мужества жить в самых неблагоприятных ситуациях бесперспективности и безнадежности.

Экзистенциалистская этика развивается в русле стоицизма: нравственное смятение и отчаяние человека, утрата им своего достоинства и крепости духа есть не столько результат столкновения нашего разума и морали с бессмысленностью человеческой жизни и неспособностью добиться благополучия в ней, сколько результат разочарования в этих наших надеждах. До тех пор, пока человек будет желать и надеяться на благополучный исход своих начинаний, он будет терпеть неудачи и впадать в отчаяние, ибо ход жизни не в его власти. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него целиком зависит, как он из них выйдет.

Среди теорий морали XX в. следует обратить внимание на «этику ненасилия». Всякая этика считает отказ от насилия необходимым. Поскольку насилие порождает ответное насилие, оно является заведомо неэффективнымметодом решения каких бы то ни было проблем. Ненасилие – это не пассивность, а особые ненасильственные действия(сидячие забастовки, марши, голодовки, распространение листовок и выступления в СМИ для популяризации своей позиции – сторонники ненасилия выработали десятки подобных методов). К осуществлению подобных действий способны только нравственно сильные и мужественные люди, способные, благодаря вере в свою правоту, не отвечать ударом на удар. Мотивом ненасилия является любовь к врагам и вера в их лучшие моральные качества. Врагов следует убедить в неправоте, неэффективности и безнравственности силовых методов и достичь с ними компромисса. «Этика ненасилия» считает моральность не слабостью, а силой человека, способностью достигать целей.

В XX в. получила развитие этика благоговения перед жизнью , основоположником которой стал современный гуманист А. Швейцер. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. Однако, он допускает ситуацию морального выбора. Если человек руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания Ии уничтожения. Швейцер отвергает зло.