15.06.2019

Кто платит торговый сбор. Разъяснения по вопросам уплаты торгового сбора. Ошибочное уведомление о торговом сборе: как отменить постановку на учет


С 1 июля 2015 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ вводится торговый сбор для малого бизнеса.

Торговый сбор является обязательным платежом, который необходимо ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Плательщиками торгового сбора являются занимающиеся торговлей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие как общий, так и упрощенный режим налогообложения.

ИП на патентной системе, а также налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, от уплаты торгового сбора освобождаются (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Статья 413 НК РФ определяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Также к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

В подпункте 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ дается следующее определение торговли:

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Под объектом обложения торговым сбором понимается:

Если объект осуществления торговли использовался хотя бы один раз в квартал, согласно п. 1 ст. 412 НК РФ этого будет достаточно для признания торговца плательщиком торгового сбора.

Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Власти этих городов будут вправе, в частности (п. 6 ст. 415 НК РФ):

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей, а именно:

  • от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  • от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  • от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Статьей 2 установлены следующие ставки торгового сбора:

N
п/п
Вид торговой деятельности Физический показатель Ставка торгового сбора (рублей за квартал)
1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:
районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 81000
2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28350
3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 40500
2. Развозная и разносная розничная торговля Объект осуществления торговли 40500
3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в: Объект осуществления торговли
60000
21000
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы; 30000
2) свыше 50 кв. метров, расположенные в: 1 кв. метр площади торгового зала
а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
4. Организация розничных рынков 1 кв. метр площади розничного рынка 50

Статьей 3 устанавливаются льготы по торговому сбору:

1. Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

2. Освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Кроме того, не облагается торговым сбором торговля со склада, а также торговля организациями, оказывающими бытовые услуги населению (сопутствующая торговля.)

Согласно пункту 1 статьи 416 НК РФ, если организация или индивидуальный предприниматель подпадают под уплату сбора, то им необходимо самостоятельно встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно представить специальное уведомление о постановке на учет.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Ведение торговли без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. А за это пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

Уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

Организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Организации на общей системе налогообложения вправе уменьшить налог на прибыль (авансовые платежи) на торговый сбор, который фактически уплачен с начала налогового периода до даты уплаты налога. Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

ЕНВД по тем видам деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, применять нельзя.

Стоимость патента по различным видам деятельности можно посмотреть .

Заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорин 9.06.15 ответил на некоторые спорные вопросы о торговом сборе.

1. Если товар отпускается со склада, находящегося в Московской области, продавец не должен платить торговый сбор

Вопрос:
Нужно ли платить торговый сбор в следующей ситуации. Компания занимается оптовой торговлей в г. Москве. Образцы товара представлены в выставочном зале. Деньги принимаются в офисе компании или поступают на ее расчетный счет. Там же (в офисе) выписываются документы (ТОРГ-12 и счета-фактуры). Отпуск (отгрузка) товара производится со склада, расположенного в Московской области.

Ответ:
Напомню, что плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 413 НК РФ к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, относится, в частности, торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Пунктом 7 статьи 416 НК РФ установлено, что постановка на учет организации в качестве налогоплательщика торгового сбора происходит, в том числе, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

В связи с тем, что оптовая торговля осуществляется путем отпуска товаров покупателям со склада, находящегося в Московской области, а на этой территории законодательство о торговом сборе не принято, организация не обязана уплачивать торговый сбор.

2. Торговый сбор нужно платить до момента снятия организации с учета в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Организация зарегистрировалась как плательщик торгового сбора в первом квартале (подала уведомление). В первом и втором кварталах были продажи. В третьем квартале продаж не будет. Нужно ли платить торговый сбор за третий квартал? Когда и как уведомить налоговый орган о том, что в третьем квартале продаж не будет?

Ответ:
В случае прекращения деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в налоговый орган. Об этом сказано в пункте 4 статьи 416 НК РФ.

Датой снятия организации или ИП с учета в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения вида деятельности, указанная в уведомлении.

Таким образом, если организация не снялась с налогового учета как плательщик торгового сбора, она не освобождается от уплаты этого сбора.

3. Торговый сбор перечисляется за тот квартал, в котором использовался объект осуществления торговли, а не когда поступила оплата за товар

Вопрос:
Организация является плательщиком торгового сбора. Во втором квартале была единственная торговая операция - отгрузка большой партии товара. Покупатель оплатит эту партию товара в третьем квартале, и больше торговых операций в третьем квартале не будет. За какой квартал надо заплатить торговый сбор?

Ответ:
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

В данном случае объект осуществления торговли использовался во втором квартале. Значит, торговый сбор нужно заплатить за второй квартал.

При этом следует иметь в виду, что в случае неподачи уведомления о снятия с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ), налогоплательщик должен будет заплатить торговый сбор и за третий квартал.

4. При уменьшении единого «упрощенного» налога на сумму торгового сбора 50-ти процентное ограничение не применяется

Вопрос:
Правильно ли мы понимаем, что единый налог при применении УСН можно уменьшить на сумму торгового сбора только в том квартале, в котором уплачен торговый сбор? Действует ли 50-ти процентное ограничение при уменьшении налога по УСН (объект «доходы») на сумму уплаченного торгового сбора?

Ответ:
Первый вопрос Вы понимаете правильно. При применении УСН с объектом «доходы» сумма налога (авансового платежа), исчисленная за налоговый (отчетный) период по объекту налогообложения от деятельности, по которой платится торговый сбор, уменьшается на сумму торгового сбора, уплаченного в этом периоде. Об этом сказано в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ. При том 50-ти процентное ограничение, предусмотренное пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, не действует.

Но обратите внимание, что уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора можно не всю сумму налога, исчисленного в целом по налогоплательщику, а только ту сумму налога, которая начислена по виду предпринимательской деятельности, облагаемой торговым сбором.

5. Единый налог по УСН нельзя уменьшить на сумму торгового сбора, если компания не состоит на учете в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Ввиду неясности в определении объекта обложения торговым сбором, организация приняла решение добровольно уплачивать торговый сбор с арендуемого офиса. Можно ли уменьшить единый налог при применении УСН на добровольно уплачиваемый торговый сбор?

Ответ:
В случае осуществления вида предпринимательской деятельности, облагаемого торговым сбором на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога при УСН на сумму фактически уплаченного торгового сбора. Это положение закреплено в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ.

Однако в этой же норме сказано, что сумма налога не уменьшается, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика этого сбора.

6. Интернет-торговля не подпадает под действие главы 33 «Торговый сбор» НК РФ

Вопрос:
Организация арендует офисное помещение, в котором сотрудники принимают заказы, поступившие по сети интернет и по телефону. Заказанные товары со склада организации доставляются покупателям сторонней транспортной компанией. Обязана ли организация уплачивать торговый сбор? Что является объектом обложения торговым сбором - офис или склад? Непосредственно со склада торговля не ведется.

Ответ:
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). При этом к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

Торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

Торговля через объекты нестационарной торговой сети;

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, используемые для ведения деятельности, с которой уплачивается торговый сбор.

Поскольку при интернет-торговле указанные объекты не используются, торговый сбор по данному виду торговли платить не нужно.

7. Куда перечислять торговый сбор, если компания зарегистрирована в одной ИФНС, а склад, с которого отпускаются товары, расположен на территории другой ИФНС

Вопрос:
Организация на УСН (объект «доходы минус расходы») зарегистрирована на территории ИФНС № 24 по г. Москве. Торговля осуществляется путем отпуска товаров со склада через обособленное подразделение на территории Новомосковского округа г. Москвы (51 налоговая). Куда подать уведомление об уплате торгового сбора, куда перечислять торговый сбор и каким образом уменьшить налог по УСН на торговый сбор? Общая площадь склада 800 кв. метров. Как определить сумму торгового сбора?

Ответ:
Постановка на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора осуществляется по месту нахождения объекта недвижимого имущества, используемого в деятельности, по которой уплачивается указанный сбор (п. 7 ст. 416 НК РФ). Следовательно, в приведенном примере компания должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции № 51. Сумма торгового сбора зачисляется в бюджет г. Москвы.

Уменьшение суммы налога при УСН осуществляется по месту регистрации налогоплательщика в налоговом органе, т.е. по месту подачи налоговой декларации по налогу при УСН. При этом уменьшить налог можно только по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

Что касается ставок торгового сбора, то они устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 415 НК РФ). Ставка торгового сбора по торговле путем отпуска товаров со склада определяется в расчете на 1 кв. метр площади торгового зала. При этом она не может превышать расчетную сумму налога при патентной системе налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Об этом сказано в пункте 3 статьи 415 НК РФ.

8. Законами о введении торгового сбора на той или иной территории могут устанавливаться льготные ставки сбора

Вопрос:
Компания на УСН (объект «доходы минус расходы») оказывает услуги по заправке картриджей, а также продает картриджи. Работают два человека. Компания арендует в жилом доме помещение площадью 20 кв. метров (в 7 кв. метрах осуществляется заправка картриджей), остальное помещение - офис (там же стоят стеллажи с картриджами). Обороты небольшие. Компания платит минимальный налог за год 1% от суммы (примерно 20 000 руб.) Денег на уплату торгового сбора (23 500 руб. в квартал) нет. Предусмотрены ли льготы по уплате торгового сбора в такой ситуации?

Ответ:
Законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщиков сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ).

В связи с этим по вопросу оптимизации налоговой нагрузки по торговому сбору следует обращаться в законодательные органы указанных субъектов РФ.

9. Встать на учет как плательщик торгового сбора по месту нахождения офиса можно в том случае, если это помещение используется для отпуска товаров покупателям

Вопрос:
Организация оптовой и розничной торговли зарегистрирована в ЕГРЮЛ по месту аренды офиса. Склада (в собственности или по договору аренды) у компании нет. Должна ли организация подать уведомление об уплате торгового сбора, указав в качестве объекта обложения торговым сбором арендованный офис?

Ответ:
Обратимся к определениям, которые даны в пункте 4 статьи 413 НК РФ. Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

При этом к объектам стационарной и нестационарной торговой сети относятся задания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых налогоплательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Поэтому организация может подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора с объекта стационарной торговой сети (офиса), только если помещение офиса используется непосредственно для отпуска товаров покупателям.

10. Если нет объекта осуществления торговли, платить торговый сбор не надо

Вопрос:
Должна ли торговая организация, у которой нет никакого помещения, кроме места нахождения единоличного исполнительного органа (указано в ЕГРЮЛ), платить торговый сбор?

Ответ:
В данном случае отсутствует объект обложения торговым сбором (объект движимого или недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор). В связи с этим организация не должна платить торговый сбор.

С 1 июля 2015 года у органов местного самоуправления появилась возможность устанавливать дополнительный, торговый сбор для некоторых категорий предпринимателей. Следовательно, применять его планируется к организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), занимающимся реализацией товаров.

Торговый сбор в 2018 году уже действует. Разберемся, кто попал в группу риска, насколько больше этим людям приходится выплачивать в бюджет.

Определение

Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу - 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:

  1. Москвы;
  2. Санкт-Петербурга;
  3. Севастополя.

Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.

Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.

Скачать для просмотра и печати:

Где уже работает

Что облагается

В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:

  1. Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
  2. Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
    • площади точки;
    • ее типа (стационарная, передвижная);
    • месторасположения и других факторов.
Важно: платеж осуществляется регулярно - раз в квартал.

Учет плательщиков

Для плательщиков установлена уведомительная форма постановки на учет. Из этого следует:

  1. предприниматель обязан подать в налоговые органы заявку по форме ТС -1:
    • в течение пяти суток с начала соответствующей деятельности;
    • по месту нахождения торгового зала;
    • по месту жительства ИП (в части предприятий - для подвижных точек);
  2. форма предоставления заявки:
    • лично на бумажном носителе;
    • посредством почтового отправления;
    • через интернет-соединение на официальном сайте ФНС;
  3. при смене данных (площадь, местоположение и иное) подается:
    • заявка о снятии с прежнего учета;
    • форма ТС -1 с новыми данными.
Для сведения: если торговых точек несколько, то подается только одна форма ТС -1. Причем адресатом будет тот налоговый орган, на чьей подведомственной территории располагается первый торговый зал из перечня.

После обработки заявки налоговый госорган выдает заявителю соответствующее свидетельство.

Наказание за нарушение сроков

Налоговые органы следят за исполнением норм действующего законодательства. Кроме того, в столице контролем осуществления ТС занимается Департамент экономического развития и торговли. Специалисты названных госучреждения проводят такие мероприятия:

  • отслеживают по документам, какие субъекты экономических отношений не подали заявки;
  • проводят проверки с выездом на место.

За нарушение сроков подачи уведомления полагается такое наказание:

  • штрафные санкции за нелегитимную торговлю в размере 10% от оборота, но не менее 40 000 руб.;
  • дополнительный штраф в 200 руб.

Совет: необходимо иметь в точке осуществления купли-продажи один из следящих документов:

  • доказательство отправки уведомления по форме ТС -1 в налоговую;
  • полученное свидетельство.

Сколько платить

Расчет выплат в адрес местного бюджета возложен на плательщика. При этом человек должен опираться на региональное законодательство. К примеру, в столице установлены такие ставки:

Посмотрите видео об уплате торгового сбора

На ту же тему

Торговый сбор — это налог, взимаемый с организаций и ИП на общей системе налогообложения и на «упрощенке», которые занимаются торговлей с применением имущества (движимого или недвижимого). Торговый сбор платится в тех муниципалитетах, где он установлен (сейчас это только Москва). Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 33 НК РФ «Торговый сбор». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты торгового сбора и ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где и как вводится торговый сбор

Торговый сбор вводится по следующему алгоритму.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе для введения торгового сбора достаточно, чтобы эти города приняли свои соответствующие законы. В настоящее время такой закон принят только в Москве (см. « »).

А в муниципальных образованиях России (городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах) для введения торгового сбора требуется выполнение двух условий. Во-первых, должен быть принят соответствующий федеральный закон, один для всех муниципалитетов (п. 4 ст. 4 федерального закона от 29.11.14 № 382-ФЗ). Во-вторых, представительный орган муниципального образования должен принять свой отдельный нормативный правовой акт (закон, решение или постановление), посвященный торговому сбору. На сегодняшний день упомянутый федеральный закон еще не принят. Как следствие, торговый сбор не введен ни в одном муниципальном образованиии.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты торгового сбора закреплены в главе 33 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов и муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, регион или муниципалитет может утвердить свои ставки налога. «Местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от категории плательщика, от территории, от вида торговли и от объекта торговли. При этом глава 33 НК РФ устанавливает максимально допустимый размер ставок, превысить который местные власти не вправе. А вот нижнего предела не существует. Другими словами, муниципалитеты могут утвердить ставку, равную нулю.

К тому же местным властям разрешено устанавливать свои льготы, а также основания и порядок их применения.

После того, как торговый сбор введут в том или ином муниципалитете, информацию о размерах налоговых ставок и льготах можно будет получить в своей налоговой инспекции.

Кто платит торговый сбор

Организации и ИП на общей или упрощенной системе налогообложения, которые занимаются определенными видами торговли с применением движимого или недвижимого имущества на территории муниципалитета, где введен торговый сбор. Такие компании и предприниматели не вправе добровольно отказаться от статуса плательщика торгового сбора, поскольку его уплата является обязательной.

Кто не платит торговый сбор

Организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельхозналога. Кроме того, торговый сбор не платят предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Если налогоплательщик совмещает несколько налоговых режимов, то освобождение от торгового сбора распространяется только на виды деятельности, переведенные на ЕСХН и патентную систему. По остальным видам деятельности торговый сбор нужно платить на общих основаниях.
Плюс к этому установлен запрет на одновременную уплату ЕНВД и торгового сбора. Это относится к видам деятельности, в отношении которых применялась «вмененка», и которые подпадают под торговый сбор. По таким видам деятельности налогоплательщик обязан перестать платить ЕНВД и начать платить торговый сбор.

Какие виды торговли подпадают под торговый сбор

Торговый сбор предусмотрен для торговли через объекты стационарной торговой сети (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, для торговли путем отпуска товаров со склада и для деятельности по организации розничных рынков.

Под торговлей понимается деятельность, связанная с розничной, мелкорозничной и оптовой куплей-продажей товаров через торговые сети и склады. Деятельность по организации рынков — это работа компаний, управляющих рынком. Такая деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.06 № 271-ФЗ .

Обратите внимание: названные выше виды торговли облагаются торговым сбором только в случае, если компания или ИП использует для продаж какое-либо имущество. Оно может быть как движимым, так и недвижимым; как собственным, так и арендованным. Такое имущество называют объектом торговли.

Продавцам важно понять, считается ли помещение, откуда отгружаются товары, объектом торговли. Глава 33 НК РФ не дает прямого ответа. По мнению специалистов Минфина России, все зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта. То есть предназначено ли данное помещение для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с ними и прохода покупателей. Если да, то такое помещение признается объектом торговли, и, как следствие, продажи подпадают под торговый сбор (письмо ).

На практике возникает много вопросов относительно того, какие именно разновидности розничных и оптовых продаж облагаются торговым сбором. Из текста главы 33 НК РФ нельзя сделать однозначных выводов, поэтому плательщики руководствуются разъяснениями чиновников (см. таблицу).

Какие разновидности торговой деятельности облагаются (не облагаются) торговым сбором

Разновидность торговой деятельности

Облагается / не облагается

Комментарий чиновников

Реализация ломбардом предметов залога

не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита

облагается в случае продажи через торговые точки

не облагается в случае продажи через объекты общепита

Реализация продукции собственного производства

облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты

не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты

Использование офиса для заключения договоров купли-продажи

не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними

Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг

не облагается

Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером

облагается

Когда и как плательщик торгового сбора должен встать на учет

Плательщиком становится компания или предприниматель, который хотя бы раз в квартал продал товары с использованием объекта торговли на территории, где введен торговый сбор. Каждый плательщик обязан зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать в ИФНС уведомление в письменной форме или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с момента начала деятельности, подпадающей под сбор. В уведомлении следует указать вид деятельности и сведения об объекте торговли. Налоговики в свою очередь должны направить плательщику свидетельство о постановке на учет. Обратите внимание: встать на учет должны даже те налогоплательщики, кто подпадает под льготу в отношении торгового сбора.

Уведомить инспекцию надо и в случае, когда в процессе работы меняются показатели объекта торговли, если это приводит к изменению суммы сбора. Срок для такого уведомления составляет пять рабочих дней с даты изменения.

При прекращении деятельности, подпадающей под торговый сбор, плательщик также должен подать уведомление в ИФНС. Тогда моментом прекращения уплаты сбора будет дата, указанная в таком уведомлении. Если же плательщик забудет уведомить налоговиков, сбор придется платить несмотря на то, что фактически объект обложения уже отсутствует.

В какой ИФНС плательщик торгового сбора должен встать на учет

Это зависит от объекта торговли. Если продавец использует недвижимое имущество (например, магазин или киоск), то встать на учет необходимо в ИФНС по местонахождению данного имущества. Если торговля осуществляется с использованием движимого имущества (например, автомагазина или палатки), то встать на учет необходимо по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя.

Может так случиться, что в одном муниципалитете плательщик использует сразу несколько объектов торговли. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным инспекциям. В такой ситуации все объекты допустимо указать в одном уведомлении. Подать его нужно в ИФНС по местонахождению того объекта, который указан первым.

Заполнить и подать уведомление по форме ТС-1 через интернет

Как рассчитать сумму торгового сбора

Организации и ИП самостоятельно определяют величину торгового сбора один раз в квартал в отношении каждого объекта торговли. Данная величина равна ставке, умноженной на фактическое значение физической величины объекта торговли.

Ставка утверждается местными властями в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Например, в Москве ставка для развозной и разносной розничной торговли составляет 45 000 руб. за квартал на один объект торговли. Ставка для организации розничных рынков в столице составляет 50 руб. за 1 кв. м. площади рынка за квартал.

Фактическое значение физической величины — это площадь объекта в метрах квадратных. Оно используется, если ставка установлена в расчете на площадь объекта торговли. Значение площади можно узнать из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.

Утверждая ставки, муниципалитеты должны придерживаться ограничений. В частности, ставка для деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 руб. за 1 кв.м. площади рынка. Кроме того, ставка для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную стоимость патента для розничной торговли, выданного на три месяца, и деленную на 50.
Наконец, ставка для любого вида деятельности не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца.

Минимально допустимое значение ставки главой 33 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим муниципалитеты могут снижать ставки вплоть до нуля. К примеру, в Москве для отпуска товаров со склада утверждена ставка, равная нулю.

Когда перечислять торговый сбор

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, платеж за первый квартал нужно сделать не позднее 25 апреля, платеж за второй квартал — не позднее 25 июля, платеж за третий квартал — не позднее 25 октября и платеж за четвертый квартал — не позднее 25 января следующего года.

Как отчитываться по торговому сбору

Отчетность по торговому сбору не предусмотрена.

Как учесть торговый сбор при расчете других налогов

Компании на общей системе налогообложения вправе вычесть из налога на прибыль или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен с начала года. Но уменьшить можно не полную величину налога на прибыль, а только его часть, подлежащую перечислению в бюджет рег. Кроме того, должно соблюдаться условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, входит в состав данного региона.

Предприниматели на общей системе могут уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора. Это правило применяется только в ситуации, когда ИП платит торговый сбор в том регионе, где стоит на учете. Если же предприниматель зарегистрирован в одном субъекте РФ, а торговый сбор платит в другом, налог на доходы придется платить в полном объеме.

Налогоплательщики на упрощенной системе с объектом «доходы» могут вычесть из единого налога или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен в соответствующем периоде. Здесь есть условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, должен входить в состав региона, где зарегистрирован «упрощенщик». Причем, согласно разъяснениям чиновников, единый налог допустимо уменьшить на величину торгового сбора более чем на 50 процентов (письмо Минфина России ).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе включить торговый сбор в состав затрат, уменьшающих облагаемую базу.

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет

Сотрудники ИФНС получают информацию о торговых операциях не только от самих плательщиков, но и от местных властей. Поэтому даже если организация или ИП не направит уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, на учет его все равно поставят. Но в этом случае торговля будет приравнена к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. А это влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Сумму торгового сбора для «несознательных» плательщиков рассчитают сами налоговики. За основу вычислений они примут данные об объекте торговли, поступившие от местных властей. Полученную величину сбора инспекторы укажут в требовании об уплате, которое направят плательщику.

При этом плательщики торгового сбора, не подавшие уведомление по форме ТС-1, будут лишены права уменьшить налог на прибыль, НДФЛ и единый «упрощенный» налог на сумму торгового сбора.

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).