24.08.2019

Противопожарные расстояния. Автоматические автозаправочные станции: преимущества и перспективы


Мы уже привыкли расплачиваться банковскими карточками при покупках самых разных товаров. Да, собственно, и на бензоколонках мы тоже оплачиваем бензин карточками - как банковскими, так и специальными топливными. И при этом частенько ругаемся на операторов АЗС, которые с этими картами долго возятся или отвлекаются на что-то.

И вот есть вопрос - а можно ли процесс покупки бензина сделать совсем автоматическим, так чтобы достичь полного самообслуживания?

Так вот - можно. Не вопрос. В нашей стране уже работает несколько десятков автоматических АЗС, которыми активно обзаводятся крупные топливные сети, такие как "Газпромнефть", "Татнефть", "Башнефть" и др.

Приехав на такую автозаправку, не нужно будет стоять в очереди, ждать свободного оператора, ходить в кассу и обратно, оставляя машину без присмотра.

Все вообще предельно просто: вы приехали на автоматическую АЗС, подкатили к заправочной стойке и вставили «пистолет» в бак своего авто. После этого в терминале (который не очень сильно отличается от привычного банкомата) вставили карточку или ввели наличные, потом набрали количество литров. После этого аппарат включится и нальет оплаченное количество бензина. После этого останется только вынуть карточку, забрать чек и ехать дальше.

Если у покупателя все-таки возникнут вопросы, то расположенные на авто-АЗС видеокамеры в онлайн-режиме передают в диспетчерскую все, что происходит. Выйти на видео-связь с диспетчером можно одним нажатием специальной кнопки вызова.

При этом - что немаловажно! - стоит отметить, что заправочный пистолет на такой АЗС оборудован специальным датчиком-предохранителем от перелива. Так что если оплаченный Вами бензин не поместился бак, то чек будет со специальным кодом, говорящим о том, что при следующей заправке можно будет долить оплаченные литры.

Расплатиться можно как наличными, так и с помощью банковской карты Visa, Maestro и MasterCard любого банка, приинимаются также и дисконтные топливные карты - причем автоматизированная АЗС предоставит покупателю еще одну скидку в 1-3% Такая щедрость объясняется тем, что для строительства автоматизированной бензоколонки не требуется то, что обязательно нужно людям-диспетчерам: тепло, водопровод, канализация и теплоснабжение. Кроме того авто-АЗС занимает меньшую площадь - что тоже уменьшает расходы на ее содержание.

В общем, всё по науке: автоматизация процесса продаж снижает себестоимость эксплуатации торговой точки - а, значит, и стоимость продаваемого продукта (в нашем случае - топлива). Поэтому можно ожидать, что в скором будущем количество автоматизированных заправок к крупных городах будет быстро расти, а полностью автоматизированные стойки будут появляться и на обычных заправках.

Однако жителям глубинки увидеть полностью автоматизированные АЗС придется еще не скоро - все-таки бензин товар специфический и кроме всего прочего нуждается еще и в «инфраструктуре безопасности» - от наличия поблизости подразделений МЧС до антивандальных устройств. Да и нужны ли вдалеке от крупных городов «безлюдные» АЗС?

Скорее - наоборот: на дальних дорогах АЗС являются скорее центрами экономической жизни. Возле них появляются магазины, закусочные, мини-гостиницы... а эти сферы автоматизации пока что не поддаются.

Автоматическая автозаправочная станция/комплекс (далее ААЗС или ААЗК) - это заправка, которая состоит из топливораздаточных колонок, платежных терминалов, топливных резервуаров и навеса для защиты клиентов от дождя и снега. За исключением одного дежурного, на станции практически полностью отсутствует постоянный обслуживающий персонал. Оплата на ААЗС происходит посредством платежных терминалов, принимающих как магнитные карты, так и банкноты.
Первые автоматические автозаправочные станции были построены в Финляндии около 15 лет назад. Сейчас в Финляндии насчитывается около 1600 АЗС, из которых около 600 - автоматические. Кроме того, в стране насчитывается около 750 пунктов, на которых осуществляется заправка грузового автотранспорта только дизельным топливом. За пределами Финляндии ААЗТ эксплуатируются в Швеции, в Бельгии, в Исландии, в Прибалтийских странах.
На многих АЗС и АЗК применяются заправочные терминалы. Сроки его установки и запуска - 2 дня. Среди наиболее популярных автоматических автозаправочных терминалов, применяемых на ААЗС можно выделить автоматы финского производства Autotank, которые являются уже вторым поколением оборудования подобного типа. В России в Екатеринбурге на станции ТНК эксплуатируется автомат производства фирмы СКОН.

Российская практика
В России первые автоматические станции появились в Санкт-Петербурге. Пионером в этой области явилось ЗАО "Несте Санкт-Петербург". Их первая ААЗС появилась в 2001 году у пересечения проспекта Шота Руставели и Северного проспекта. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает уже 10 подобных заправок "Несте", и 2 станции ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт". В ближайшее время состоится запуск ААЗС "ЛУКОЙЛ" в г. Пенза, затем в Астрахани. В ЗАО "Петербургская топливная компания" также рассматривают вопросы, связанные со строительством ААЗС. Как сообщил Au92 первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов "в компании разработан проект типовой ААЗС и если где-то участка нам будет не хватать, будем его реализовывать". Сеть подобных станций планируется и в других городах России.
Для эксплуатации автоматического терминала на станции на территории России необходимо получить сертификат взрывопожаробезопасности, сертификат на автомат как на средство измерения и наличие фискального регистратора, разрешенного для реализации нефтепродуктов. Официальные власти выдвигают определенные требования к контролю за налогообложением - печать фискального чека, а эксплуатирующие организации - к контролю продаж топлива - ведение товарно-материального баланса.

Система оплаты на ААЗС: требования к банкнотам
При использовании автоматических автозаправочных терминалов (ААЗТ) оплата производится по картам или денежными банкнотами. В зависимости от потребностей заказчика в терминалы могут быть встроены либо купюроприемник, либо считыватель магнитных карт. Большинство заказчиков предпочитает терминалы и с тем, и с другим устройством.
В процентном соотношении на оплату банкнотами приходится 40% всех платёжных операций. В странах Балтии и Польше, где применение карт не получило широкого распространения, это соотношение составляет 80%. Сегодня на ААЗС Санкт-Петербурга процентное соотношение банкноты/карты на терминалах составляет 80% к 20%.
ААЗТ принимают купюры с тремя - четырьмя разными номиналами, являющиеся наиболее распространенными при оплате заправки топливом автотранспортного средства. В России это - 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Иначе говоря, номинал банкноты имеет важное значение. Но кроме этого, важное значение имеет и ее состояние. Банкноты, подвергшиеся сильному износу, влажные, порванные или помятые терминалом не принимаются, поэтому имеет важное значение какие из номиналов банкнот будут выбраны для приема платежа. В то же время, находящиеся в лучшем состоянии банкноты большего номинала не совсем пригодны для осуществления оплаты, так как вероятность того, что весь объём топлива, оплаченный данной купюрой, не войдёт в бак автомобиля, значительно возрастает, а терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают.

Преимущества оплаты по картам
Предоставляемые нефтяными компаниями корпоративные карты также могут быть применимы на терминалах; кроме того, довольно часто при оплате такими картами клиенты получают дополнительные скидки. Некоторые нефтяные компании при предоставлении карты клиенту не берут с него залог. В конце отчётного периода из терминалов собирается информация о произведённых заправках по данному клиенту, после чего на её основании оформляется счёт и отправляется клиенту, т.е. имеет место кредитование клиента.
Для управления и обработки информации о платёжных операциях по картам необходимо программное обеспечение, при помощи которого данная информация будет собираться, а также будет поддерживаться база данных карт. Подобное программное обеспечение для терминала разрабатывается отдельно - каждый производитель имеет свой программный продукт, и совершенствуется оно по мере изменения законодательства или в соответствии с требованиями заказчиков. Кроме этого, под каждый вид терминалов используются определенные магнитные карты. Производители отмечают, что терминал по желанию заказчика может быть перепрограммирован на карты другого вида. Стоит отметить, что каждый автономный платежный терминал оснащен фискальным регистратором, и клиент после оплаты получает чек.
В более продвинутых терминалах возможно применение банковских карт, а также карт международных кредитных организаций (VISA, Master Card, Diners Club и т.д.). При построении таких систем требуется оформить договор между нефтяной компанией или сетью АЗС с одной стороны, банком с другой стороны и организацией, производящей подтверждение/сертификацию платёжных операций, произведённых по картам, с третьей стороны. В большинстве случаев эксплуатация таких систем и работа с кредитными картами предполагает обработку ПИН-кодов в зашифрованном режиме, из-за чего система становится более сложной, но и одновременно с этим, более безопасной с точки зрения клиента.
Обычно на начальной стадии эксплуатации ААЗК предполагается применение простого способа оплаты, т.е. оплаты только денежными банкнотами. После этого можно перейти к следующей стадии - системе с применением оплаты по картам, которая, в свою очередь, потребует немного больше времени для разработки и проектирования технических аспектов. На данный момент для такого перехода необходимо только обновление программного обеспечения. Несмотря на это, при эксплуатации системы с применением кредитных карт, необходимо иметь ввиду, что рентабильность такой системы возрастает в зависимости от входящих в неё общего количества ААЗС/ААЗК и количества обслуживаемых клиентов. Необходимо так же отметить, что ААЗТ можно устанавливать и на уже действующих АЗС. При этом, с целью разгрузки топливно-раздаточных колонок (ТРК), расположенных вблизи операторской или магазина АЗС, возможна установка терминала на дальних островках и его подключение к наиболее удалённым от здания ТРК.

Другие функции ААЗС/ААЗК
В данное время терминал является прообразом совершенной, модульной системы управления на основе персонального компьютера. При помощи программного обеспечения терминала и дополнительных модулей возможно управление другим оборудованием, применяемым на ААЗС, и получение отчётов о его функционировании.
Терминал способен самостоятельно управлять ТРК. Рекомендуемое количество ТРК, подключаемых к одному терминалу, составляет две двусторонних или четыре односторонних ТРК. В этом случае клиенту более понятно с какого поста он должен заправляться. Терминал информирует клиента о том, какими должны быть его действия на каждой стадии заправки. Так же к терминалу может быть подключена и система контроля уровня топлива в резервуарах, при помощи которой можно следить за расходом топлива и получать информацию о необходимости следующей поставки. Кроме этого, данные, отображаемые на информационных стелах (цена и наличие топлива), могут быть также управляемы терминалом (а, соответсвенно, и головным офисом), в случае, если такая возможность была предусмотрена.

Системы безопасности терминала
На ААЗС/ААЗК может быть установлена и система видеонаблюдения, которая следит за ситуацией на АЗС. Она может быть связана как с контрольным записывающим устройством, так и видеотерминалом службы охраны. Сам платежный терминал к данной системе не подключается; его отдельные устройства, такие как контрольный принтер, центральный блок системы контроля расхода топлива в резервуарах, также как и основные блоки системы видеонаблюдения, находятся в отдельном строении.
ААЗС в соответствии со своим названием функционирует полностью в автоматическом режиме и передаёт информацию об операциях и состоянии оборудования в центральный офис, а также в организацию производящую подтверждение/сертификацию карточных платёжных операций и в центральный офис сервисной компании. Таким образом, за функционированием ААЗС можно наблюдать на расстоянии, а сервисное обслуживание планировать на основании получаемых отчётов.
В конструкцию терминала можно включить и дополнительные датчики безопасности, информирующие о взломе, ударах и других насильственных действиях. В случае срабатывания датчиков, терминал передает сигнал тревоги в отделение милиции или службе вневедомственной охраны, а так же включает внешние устройства (сирены, свето-шумовые пакеты, красящие маркеры, сигнальные лампы и пр.). Хотя все терминалы производятся в антивандальном исполнении, применение красящих зарядов для окраски денежных банкнот при их возможной краже уже находится на стадии внедрения.

Плюсы и минусы ААЗС
Сначала о минусах. Как уже было упомянуто в этой статье, осуществляя расчет за топливо денежными купюрами, существенное значение имеет состояние банкноты. Порванные, помятые, влажные денежные банкноты терминалом не принимаются. Соответственно, необходимо заранее спланировать и предусмотреть свои предполагаемые заправки, чтобы случайно не оказаться на дороге без топлива. И также, если предполагается осуществление заправки на автоматических автозаправочных станциях, лучше при себе иметь купюры меньшего номинала, потому что, терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают. А разменять крупные банкноты будет негде, поскольку, и это второй минус ААЗС, на станциях отсутствует дополнительный сервис и, соответственно, продажа сопутствующих товаров. Однако, эти минусы не столь существенны, если оплата производится магнитной картой. Относительно отсутствия "сопутки", все же главная функция АЗС - это реализация топлива. И с точки зрения клиента - главный продукт на ААЗС он получает, несмотря на то, что топливный оператор теряет примерно 10% прибыли, которую ему приносит дополнительный сервис на АЗС.
В то же время, отсутствие продажи сопутствующих товаров является аргументом и в пользу ААЗС, поскольку из-за отсутствия очередей в кассе возрастает ее пропускная способность. Процесс отпуска топлива проходит быстрее и ТРК находится в более интенсивном использовании. Например, если на ААЗС установлено два терминала и восемь постов, и на одну заправку в среднем приходится четыре минуты, то в итоге в течении часа на станции осуществляется примерно 120 заправочных операций. Опять же в случае с традиционной АЗС, на обслуживание одного клиента уходит в среднем около семи минут включая время простоя в очереди к кассе.
Еще одним плюсом является то, что строительство новой ААЗС требует меньших затрат чем строительство такой же традиционной АЗС. Обычно на традиционной АЗС больше ТРК, тогда как ААЗС имеет четыре двусторонних ТРК и два терминала (оптимальная конфигурация). Для ААЗС требуется в двое меньший участок земли, а так как в больших городах стоимость участков довольно высока, можно представить, какое преимущество получает ААЗС. Как правило на ААЗС присутствует строение для технических нужд, но его нельзя сравнивать с традиционной операторской или магазином.
Установление автономного платежного терминала не требует присутствие оператора. За счет этого существенно сокращается затратная часть предприятия на содержание персонала на станции. Остается только надеться на то, что в результате приобретения российскими потребителями опыта эксплуатации терминалов в режиме самообслуживания, культура обращения массового водителя с различного рода электронными аппаратами достигнет соответствующего уровня и надежность функционирования терминалов увеличивается.


Автоматические АЗС от «СКОНа»

Без лозунгов. Без транспарантов. Успешно

Уменьшение разницы в цене между оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты, рост коммунальных платежей, повышение стоимости электроэнергии и многие другие расходы значительно снижают доходность розничной торговли нефтепродуктами. И если с подорожанием топлива поделать ничего нельзя, то остальные статьи затрат можно значительно сократить…

Фразы из серии: «низкая маржа», «упала доходность», «заправки сейчас не приносят прибыль» и прочие, за последний год стали одними из наиболее часто встречаемых. И это, действительно, так. Да, маржа в розничной торговле нефтепродуктами сильно упала, а расходы на содержание АЗС растут с каждым годом. Но при этом многие построенные за последнее время станции являются целыми комплексами с огромными магазинами и большим количеством персонала. И стоит ли удивляться, что при таком подходе к строительству стоимость реализации литра топлива будет высокой? Может нужно посмотреть на проблему немного с другой стороны и помимо поиска более дешевых нефтепродуктов попробовать снизить затраты? Отказаться от возведения огромных комплексов, а сосредоточится на автоматических станциях, не требующих персонала и заведомо имеющих низкие эксплуатационные затраты? Давайте попробуем проанализировать: что же такое автоматическая АЗС? Это гаджет или эволюция технологий и конструкции автозаправочных станций.

В первую очередь, ААЗС - это высокотехнологичный, современный, инновационный продукт. Во вторую очередь - это инструмент. Инструмент получения прибыли. Инструмент извлечения прибыли практически на пустом месте. Главное, чтобы это место было не менее 112 м2.
Инновации, позволяющие сократить издержки и о которых так много говорят, уже разработаны, испытаны и с 2005 г. действуют на реальных объектах.

На сегодняшний день автолюбители Екатеринбурга, Ростова, Владимира, Брянска, Курска, Калуги, Твери, Нижнего Новгорода, Калининграда, Владивостока, Нижнего Тагила, Ханты-Мансийска и многих других городов России уже давно не воспринимают ААЗС как что-то инновационное и, тем более, необычное и непонятное. ААЗС стала обыденным способом быстро, удобно и близко заправить машину. В России построены и успешно действуют более 80 автоматических станций.

Гаджет (англ. gadget - приспособление, прибор) - периферийное устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное).

Для компании «СКОН» инновации не были лозунгами или модными тенденциями. Инновации стали необходимостью для поддержания конкурентности бизнеса. Это был путь развития. Поэтому инновационные решения были разработаны и реализованы. Без лозунгов. Без транспарантов. Успешно.
Сегодня ААЗС - это уже не концепт, а концепция. Это целый сектор розничной торговли ГСМ. Это концепция, испытанная и проверенная временем, реализованная и отработанная.
Все просто. Все законно. Все согласованно.

Подход к автоматизации АЗС в 2004 г. выразился не только в технологии и системе управления АЗС. Революционным стал подход к размещению станций. Стремительно развивающиеся и многократно уплотняющиеся мегаполисы продиктовали свои новые законы размещения АЗС. Их сложно было написать старыми фразами и нормативами. Инновации в системах управления и технологии позволили решить вопросы размещения заправок с учетом современных требований градостроительной ситуации и удобства использования.

Примеры размещения ААЗС в Екатеринбурге - главный учебник правильного использования современных технологий и действующих законов.

Давайте посмотрим, в чем сильные стороны автоматических станций.

Санитарно-защитная зона
Расчетные данные по выбросам загрязняющих веществ и уровню шума на границе территории ААЗС, при использовании технологии и оборудования, представленного для исследований, не превышают 0,1 ПДК. Поэтому установление СЗЗ не требуется. Следовательно, государственная экспертиза проекта не проводится.
Данные расчеты носят рекомендательный и демонстрационный характер.

При рассмотрении конкретного места для ААЗС нужно экологичное обоснование такого размещения станции. На основании расчетных данных Роспотребнадзор устанавливает СЗЗ, несмотря на отсутствие превышения 0,1 ПДК. Это связано, в первую очередь, со значительным превышением ПДК загрязняющих веществ и уровня шума в большинстве крупных современных мегаполисов. При размещении ААЗС с учетом сложившегося уровня шума и загрязняющих веществ достигнуты показатели по сокращению СЗЗ - 23 м.

Натурные исследования по выбросам загрязняющих веществ и уровню шума на действующих ААЗС подтвердили правильность применения методик расчета и расчетных значений для ААЗС, как источника выбросов. (Нормативные документы: СанПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03; Градостроительный кодекс РФ.)

Противопожарные расстояния
При использовании технологий и оборудования ААЗС противопожарные расстояния устанавливаются от оборудования, расположенного на площади 60 м2, в связи с чем размещение такой станции возможно на крайне стесненных земельных участках. Отступлений или изменений в действующие нормативные документы при использовании оборудования не внесено. Разработка специальных технических условий не требуется. (Нормативные документы: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ФЗ №123; ППБ 01-03; НПБ 111-98.)

Проектная документация
Разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ №87.
При использовании оборудования и технологий «Автоматическая мини-АЗС» применяется проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и применяемая повторно (типовая проектная документация).
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, экспертиза в отношении такой документации не проводится.

ТЭД
Оборудование, используемое в ААЗС, полностью заводского изготовления. Имеет технико-эксплуатационную документацию завода-изготовителя, сертификаты и разрешения на применение. Эксплуатация ААЗС осуществляется в соответствии с инструкциями по эксплуатации и требованиями ППБ 01-03.
Экономический эффект от внедрения автоматических АЗС не заставил себя долго ждать. Себестоимость отпуска топлива в 4 раза меньше, чем на традиционных АЗС. Доказано на собственных станциях компании «СКОН». Доказано экспоненциальным увеличением количества автоматических АЗС в стране.

Компании, которые осторожно заказывали одну станцию в качестве «пилотного» проекта, с уверенностью делают заказы на новые и новые станции.

Тяжелейшая ситуация на розничном рынке 2011 г. показала, что выживают те, у кого низкая себестоимость производства услуги под названием «заправка автомобиля топливом». Естественно, имеется ввиду низкая себестоимость, по сравнению с конкурентами, не имеющими подобного решения.

Судите сами:
Цена на электроэнергию - растет.
Цена за водоснабжение - растет.
Цена за теплоснабжение - растет.
Земельный налог - растет.
Требования к зарплате - растут.

Снизить вышеперечисленные статьи в себестоимости традиционным ударом кулака по столу не получится. Они диктуются государством и государственными монополиями.
Все это очевидные факты. Но топливные компании с упорством продолжают строить АЗС на огромных площадях, возводить просторные здания операторных, содержать персонал, который из-за низкой зарплаты 24 часа в сутки выдумывает способ быстрого заработка. И нетрудно догадаться, что этот заработок будет не за счет клиента, а за счет хозяина АЗС.
Автоматические АЗС не зря назвали «холодными».

Теплоснабжение - отсутствует.
Водоснабжение - отсутствует.
Электроэнергия - минимум (отпуск топлива и освещение).
Земельный налог - минимальный (площади от 112 м2).
Персонал - на АЗС отсутствует, а тот, который есть, не имеет прямого доступа ни к деньгам, ни к топливу.

У «холодной» АЗС нет эмоций, нет усталости, нет больничных и отпусков, нет декретов, нет мыслей о дополнительных заработках. Она работает, просто работает 24 часа в сутки, 365 дней в году.

Итак, что же такое автоматическая мини-АЗС: гаджет или эволюция технологий автозаправочных станций.
Мы можем уверенно сказать - это эволюция. Эволюция на службе бизнеса. Технологии, позволяющие развивать сети ААЗС на территориях однозначно непригодных для развития какого-либо другого бизнеса. Конструкции, окупающие себя за 10 месяцев и имеющие установленный срок службы не менее 25 лет. Эволюционная простота управления, обслуживания и строительства. Эволюционное удобство для автомобиля и водителя.

Это эволюция. Правильное развитие в правильном направлении.
И все-таки, даже с учетом всего вышесказанного, - это гаджет, позволяющий осуществлять управление и мониторинг посредством персональных компьютеров на любом удалении от ААЗС; отслеживать и управлять состоянием любых систем, наблюдать и фиксировать ситуацию внутри, снаружи и в заданных направлениях; изменять настройки и просматривать архив событий; руководить.
Это гаджет для настоящих взрослых.

Количество зарегистрированных в России автомобилей перевалило за 56,5 млн. По уровню автомобилизации наша страна находится между Ливией и Иорданией, но именно этот фактор может стать решающим для бизнеса, построенного на автоуслугах.

Невысокий рейтинг России означает, что количество транспортных средств будет увеличиваться, и до естественной границы (800 машин на 1000 жителей) России с показателем чуть больше 300 автомобилей еще ехать и ехать. Невысокими из-за кризиса темпами, но парк все-таки прирастает (в 2015 г. - на 1,5%), соответственно растет и потребление топлива: по прогнозам Минэнерго, в 2016 г. только бензина будет реализовано 36,4 млн т против 35,6 млн т в 2015 г. Ну а цены на бензин в России стабильно растут, независимо от того, до каких минусов падает нефть. Таким образом, топливный ритейл остается стабильно интересным бизнесом, а высокие технологии позволяют практически любому прикупить себе заправочку.

В экспериментальном режиме

Представьте себе: подъезжаете вы на заправку, не выходя из автомобиля, через смартфон, оплачиваете топливо, затем роботизированная топливораздаточная колонка сама откручивает крышку бензобака автомобиля, присоединяет топливозаправочный пистолет и автоматически заправляет топливо, а после заправки закрывает люк бензобака. Это разработка шведской компании Fuelmatics Systems AB выводит сервис на АЗС на новый уровень. Конечно, для российского рынка робот-заправщик еще будет долго оставаться экзотическим концептом, однако количество полностью автоматизированных АЗС понемногу растет и у нас. По подсчетам компании «СКОН», которая занимается разработкой и установкой АЗС, в Европе сейчас около 11 000 заправочных комплексов полностью или частично автоматизировано, а в России таких АЗС около 300. Причем большинство их них принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям.

Первые автоматизированные заправки в России стал открывать в начале 2000-х финский концерн Neste, который на сегодня владеет в Санкт-Петербурге и области 71 заправкой, из которых почти четверть автоматизирована. Через несколько лет после финнов практически все крупные холдинги, имеющие собственные автозаправочные станции, начали первые эксперименты по автоматизации сервиса на заправках. Сегодня вертикально интегрированным нефтяным компаниям, таким как «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл» и «Татнефть» принадлежит 200 ААЗС, и еще около 100 - сравнительно небольшим частным компаниям.

В России существуют собственные разработчики ААЗС, один из них - созданная группой екатеринбургских предпринимателей компания «СКОН - Автоматические АЗС»

Директор по развитию СКОН Артем Скворцов рассказывает: «В 2005 г., когда мы начинали строить ААЗС, на рынке фактически были только ААЗС компании Neste в Санкт-Петербурге. Это были (и сейчас есть) большие полноформатные АЗС с автоматизированной оплатой топлива, но при этом на станции был дежурный персонал, который решал технические проблемы, следил за чистотой и сохранностью имущества. Мы же сделали мини-АЗС, предполагающую работу без персонала - с полной автоматизацией процесса оплаты, приема и отпуска топлива». Клиент сам оплачивал топливо через платежный терминал и сам заправлял топливо в бак. Контроль за ААЗС был удаленный. Компания начала развивать собственный бренд Ergo.

Первую заправку открыли в Екатеринбурге, новый формат продвигали с большим трудом, выезжая на специализированные выставки и конференции. Результат ощутили в 2011 г., когда сеть Ergo из 25 ААЗС купила «Башнефть» за 1,2 млрд руб. На сегодня СКОН сделал 150 мини-ААЗС, которые принадлежат и сетевым, и частным компаниям.

Заправки нового формата больше прижились в городах, где плотная застройка не позволяет разместить АЗС традиционного формата. Трассовые станции зачастую уже превращаются в мультисервисные хабы с кафе, магазином, автомобильным сервисом, и там автоматизации оплаты не требуется. В противовес им ААЗС можно строить на 112 кв. м. По подсчетам аналитиков СКОН, минимальный порог входа на рынок топливного ритейла и строительства одной автоматизированной заправочной станции составит 10 млн руб., срок ввода объекта в эксплуатацию - четыре месяца, а окупаемость начнется после восьми месяцев с момента запуска.

«ААЗС не являются новинкой или чем-то технически удивительным, - напоминает Алексей Солдатов, директор по развитию компании «Алгоритм. Топливный интегратор». - Да, они удобны: позволяют обходиться без персонала, а значит, защищают бизнес от человеческого фактора - ошибок или злонамеренных действий сотрудников, освобождают от расходов не только на ФОТ, но и от зарплатных налогов, оплаты отпусков и больничных». Владелец может разместить ААЗС в более сложных с точки зрения свободного пространства, но и более интересных местах, сэкономить на площадях. Но у этих плюсов есть и обратная сторона - отсутствие существенной части дохода от заправки, которую обычно обеспечивают розничный магазин и кафе.

Вкалывают роботы

«Многие люди в результате промышленной революции, связанной с повсеместной роботизацией, лишатся работы. Но есть и другое важное обстоятельство. Проект с полностью автономными роботизированными АЗС поднимает немаловажный пласт проблем, который не сразу заметен, но безусловно важен, а именно, полную некоррумпированность роботизированной системы по сравнению с человеком», - подчеркивает Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies. Робот никогда не обсчитает на кассе, не взвесит лишнего на весах (полностью автоматизированные кассы в России уже 5 лет тестируют на себе посетители сетевого магазина «Глобус»), робота не заболтать, если он поймает вас на нарушении правил дорожного движения. Как отмечает Андрей Черногоров, в случае с АЗС будет в одночасье уничтожен серый рынок неучтенного топлива - когда сотрудник заправки в течение дня недоливает в каждый бак по 300-500 мл и в итоге к концу смены вместе с другими коллегами «экономит» целую цистерну... Об этом не принято говорить вслух, но проблема противодействия роботов реальной бытовой коррупции острее, чем кажется, и на ее решение будут направлены значительные усилия современных разработчиков роботизированных и интеллектуальных автономных систем.

Несмотря на положительный западный опыт и более чем 10-летнее развитие систем ААЗС в России, в нашей стране их по-прежнему немного. Хотя в СКОНе считают, что стоимость продажи литра на ААЗС можно сократить на 60%, такие заправки не приобрели большой популярности ни у автомобилистов, ни у представителей бизнеса. У Валентина Коробельникова, директора по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр», есть объяснение: серьезное снижение издержек на содержание заправок, главное преимущество, приписываемое автоматизированным АЗС, оказывается не таким явным. Значительных трат требует разработка универсального и отказоустойчивого ПО для обработки платежей, специальной аппаратуры, ее интеграция в работу станции, и самое главное - круглосуточная поддержка работоспособности этой системы. Кроме того, автоматизация станции далеко не всегда означает отказ от услуг персонала непосредственно на АЗС - обслуживание в кафе, уборка территории и консультации потребителей в случае возникновении любых проблем требуют участия людей. Становится ясно, что ААЗС в их классическом понимании сегодня весьма затратны при запуске и в процессе обслуживания, а востребованы исключительно в условиях крупного мегаполиса.

«Основными проблемами являются высокие требования по вандалоустойчивости к платежным терминалам, системы безопасности и удаленного оповещения. Импортные терминалы не всегда отвечают всем этим требованиям, - добавляет Александр Дьяконов, директор по транспорту компании FM Logistic. - Хотя автоматизированные АЗС экономически выгодны как для небольших, так и для крупных сетей заправочных станций. Но вряд ли они получат большое распространение, а значит, большое влияние на рынок топливного ритейла данный тип АЗС едва ли окажет, хотя за счет сокращения затрат на операторов АЗС может влиять на стоимость литра топлива».

Терминал, я вас боюсь

Сложность, скорее всего, даже не в технологиях, которые вполне понятны и легко тиражируются (уже повсеместно используются банкнотоприемники, терминалы оплаты и сенсорные дисплеи - и все это в вандалозащищенном исполнении). При наличии любого более или менее стабильного интернет-подключения удаленное управление ими не проблема. Проблема, по мнению IT-советника гендиректора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК» Вячеслава Тимонина, кроется в том, что потребители элементарно боятся оплатить и по какой-то причине не получить затребованную услугу или товар, в данном случае - топливо. Еще актуальна проблема слабой технической грамотности, точнее, отсутствия опыта общения с электронными устройствами, к тому же, не сильно дружественный, перегруженный интерфейс отпугивает львиную долю потенциальных потребителей.

Эксперты сходятся во мнении, что гораздо труднее будет победить привычку покупателей заправляться на обычных АЗС, где есть «мальчики», которые все сделают, пока ты будешь заказывать кофе. На ААЗС надо самому вставлять пистолет в бак, но не все это умеют, кому-то это неприятно, а кому-то не по статусу. Кроме того, надо разобраться, как это все работает, как платить и т.д. «Среди россиян не все так технически подкованы, некоторым до сих пор нужна помощь при работе с банкоматом», - напоминает Алексей Солдатов.

А Артем Скворцов склонен видеть главным тормозом развития ААЗС - консервативный метод ведения бизнеса: «Грубо говоря, есть те владельцы АЗС, которые прогрессивно мыслят и ведут бизнес, и есть все остальные. Напоминаю, что тучные годы закончились».

С помощью IT-решений можно осуществлять онлайн-мониторинг цепочки транспортировки нефтепродуктов от нефтебазы до клиента АЗС.

«Такие разработки недешевы, но, по нашим оценкам, позволяют сократить потери от разного рода хищений до приближающегося к нулю минимума», - утверждает Артем Скворцов. По его прогнозам, серьезные изменения в ближайшее время можно будет наблюдать на рынке систем управления для АЗС. Западные компании заняли достаточно серьезную нишу, однако аппетит российских разработчиков в части стоимости программного продукта и технологической поддержки гораздо умереннее амбиций западных коллег.

Из отечественных разработок Артем Скворцов выделяет продукцию волгодонского завода «Топаз-электро» - производителя устройств для автоматизации АЗС и нефтебаз (контролируется гендиректором предприятия Сергеем Анохиным).

«Даже до повышения курса доллара продукция этого предприятия составляла конкуренцию западным аналогам, а, с учетом нынешней ситуации с курсом, пожалуй, продукт этого завода будет пользоваться громадным спросом не только в РФ», - утверждает Скворцов.

Среди поставщиков оборудования и терминалов известны также челябинский «ИНИТ-плюс» (принадлежит гендиректору Игорю Петрову), и московская «Топливная процессинговая компания» (ее владельцы скрываются за британским юридическим лицом).

Автоматизация, безусловно, принесет экономию, но в перспективе. А поначалу владельцам ААЗС предстоит инвестировать в торговое оборудование, средства контроля, обеспечение бесперебойной связи. И это достаточно значительные вложения, а в труднодоступных и климатически неблагоприятных регионах особенно.

В супермаркет за бензином

Двигателем рынка автоуслуг отчасти являются разработки в области беспилотного транспорта — в этом уверены многие эксперты. Так, Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies, компании, которая участвует в разработке беспилотного «КамАЗа» говорит: «Беспилотники не только будут сами передвигаться по дорогам общего пользования, им придется пользоваться и другой, привычной всем автомобилистам инфраструктурой: строительными объектами (для доставки туда грузов), кассовыми терминалами на платных трассах, автомойками, наконец, заправками. Заблаговременно адаптируя все эти объекты для нужд будущего беспилотного транспорта, разработчики подспудно будут улучшать качество пользования этими объектами для текущих рядовых граждан. В итоге выиграют все задействованные стороны».

Согласен с тем, что активная работа ведущих автопроизводителей в области полностью автопилотируемых транспортных средств дает плодотворную почву для автоматизации всех смежных отраслей и Вячеслав Тимонин - в частности, создание продвинутых систем фиксации правонарушений, автоматических пропускных пунктов, автоматизированных заправочных станций. «Автомобили, самостоятельно заправляющиеся топливом на ААЗС, на которые в автоматическом режиме подвозится топливо - думаю, это картина не слишком далекого будущего. При этом центр управления может находиться в сотнях и тысячах километров от них», - считает Вячеслав Тимонин.

Как полагает Александр Кузьмин, гендиректор холдинга «РусХолтс» (специализируется на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС), автоматизация должна идти дальше. По его словам, «умная АЗС» - отраслевой технологический стандарт для заправочных станций будущего: IT-решения по телеметрии позволят удаленно контролировать кофе-машины, холодильники, печи и кондиционеры на АЗС. Автоматизации поддаются система мерчендайзинга товаров в магазине и даже качество уборки санузла.

Маркетинговые перспективы у автоматизированных АЗС тоже есть. Наметилась тенденция по созданию собственных топливных окон на крупных транспортных предприятиях - здесь могут быть очень востребованы автоматические мини-АЗС. Если это отчасти возвращение к советскому прошлому, то заправки при супермаркете - интересное новшество. На Западе ритейлеры строят на своей территории ААЗС и продают топливо с минимальной наценкой, привлекая потребителей в свои торговые центры. Экономичность современных двигателей позволяет заправлять автомобиль раз в неделю, например, при поездке в торговый центр за продуктами питания. Американские гиганты Kroger, Costco, QuickTrip, Sam’s Club уже давно потеснили на розничном топливном рынке и ExxonMobile, и Shell. В США 79 из 100 покупателей супермаркетов заправляются при магазине. В Великобритании в сети супермаркетов Tesco 2700 магазинов, и везде есть АЗС. Ассоциация розничных операторов Великобритании сообщала, что из-за продолжающейся активной экспансии супермаркетов на розничный рынок около 1000 независимых АЗС в стране могут быть закрыты до 2017 г.

В России подобных веяний в топливном ритейле пока не наблюдается, но конкуренция среди сетей супермаркетов растет, и кто знает, какими методами эти сети будут бороться друг с другом завтра. СКОН рассчитывает увеличить свое присутствие на рынке за счет выхода в нишу девелоперов и ритейлеров, заинтересованных в увеличении трафика и получении дополнительной прибыли с возведенных объектов.

Анна Орешкина

Анна Ионова / 19.10.2016

Современные АЗС, помимо заправки автомобиля топливом, предоставляют еще массу дополнительных услуг – на их территории могут быть размещены магазин, кафе, автомойка, шиномонтаж, химчистка или пылесос для чистки салона, насос для шин и многое другое. В этом случае их называют АЗК - автозаправочный комплекс. Но все-таки главная цель, ради которой автомобилисты приезжают на АЗС и АЗК – это покупка бензина или дизельного топлива. Рассмотрим устройство типичной АЗС.

Топливо, как правило, «приезжает» на АЗС в бензовозах. Бензовоз содержит несколько отсеков, в которых находятся разные виды топлива. Цифры на цистерне указывают на объем этих отсеков. Далее происходят проверка привезенного топлива на уровень заполненности и плотность. Топливо не должно быть разбавлено водой. Узнать о наличии посторонней жидкости помогает специальное устройство, похожее на градусник – ареометр. Пробы свежего топлива каждый раз берутся на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара. Далее оператор проверяет уровень заполненности резервуара самой АЗС. После всех проверок трубу от бензовоза присоединяют к резервуару, и начинается слив топлива.

Подземный многокамерный резервуар для АЗС. Источник: vmr-dv.ru/production/tanks/two-chamber.

Все сливочные горловины обозначены соответствующим наименованием топлива, так что ошибиться с трубой здесь трудно. Если оператор все-таки ошибся, то автоматика заблокирует подачу топлива. Стальные двухслойные резервуары находятся либо на расстоянии от топливораздаточных колонок (традиционная АЗС), либо непосредственно под колонками (блочная АЗС). Стандартный объем резервуара – 50 кубических метров. Проверка топлива происходит и в самом резервуаре с помощью уровнемера, который также расположен под землей. Плотность и температуру топлива оператор может увидеть на экране прибора со своего рабочего места. Через резервуар топливо поступает в топливораздаточную колонку (ТРК), и, соответственно, в раздаточный пистолет. Пистолет устроен так, что при переполнении бака срабатывает система отсечения подачи топлива. Бензин снова начнет поступать в пистолет только после очередного «взвода» его рычага.

По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством "АВТОСТАТ" совместно с сервисом BLAMPER.RU в 2015 году, 72,5% автомобилистов придают большое значение бренду АЗС, на которой они заправляют свое транспортное средство. На выбор АЗС влияют удобное расположение (близко к дому/работе) – 50,0%, низкая цена на топливо – 28,0%, совет друзей/знакомых – 16,5%. Важность такого фактора, как «Качество топлива» отметили 4,1% опрошенных. Результат опроса также показал рейтинг самых популярных брендов АЗС. В первую тройку вошли «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».


Источник: autostat.ru/press-releases/22406/

Автоматизация АЗС

Автоматизация АЗС – это комплекс программных и аппаратных средств, который оптимизирует работу сотрудников и позволяет увеличить скорость обслуживания клиентов и всего оборудования станции. Кроме этого, с помощью автоматизации производится контроль работы всех АЗС сети в главном офисе.

Комплексы автоматизации для АЗС обычно имеют модульную структуру, которая позволяет изменить систему в соответствии с потребностями и техническими возможностями определенных станций. Тип АЗС, количество и вид ТРК, тип уровнемеров, наличие магазина или кафе и количество операторов, система оплаты услуг и товаров – все это учитывается при разработке системы автоматизации.

Технологическое оборудование

Обеспечение надежности и безопасности технологического оборудования – одна из главных задач АЗС. Решается она следующим образом.

В резервуарном колодце, колодце слива и на площадке слива находятся уровнемеры, системы контроля параметров и датчики. Они контролируют уровень топлива, уровень в резервуаре аварийных проливов, герметичность межстенного пространства, заземление автоцистерны, работу дыхательных клапанов и т.д., а исполнительные элементы выполняют операции по предотвращению аварийных ситуаций. К исполнительным элементам могут относиться клапаны слива нефтепродуктов в резервуары, задвижки переключения стоков, погружные насосы ТРК. Все эти данные передаются в коммутатор, который находится в шкафу автоматики. Коммутатор передает информацию на специальный промышленный компьютер оператора или другое оборудование, наглядно показывающее работу системы (контрольно-измерительная консоль, планшетный компьютер). Здесь с помощью программного обеспечения оператор может наблюдать за работой оборудования – различные индикаторы показывают, насколько заполнен резервуар и какого типа топлива, есть ли разгерметизация или вода в резервуаре, то есть предоставляют показания всех датчиков. Причем система работает автоматически, например, если резервуар будет заполнен, программа «предупредит» оператора об опасной ситуации, например, покажет красный индикатор, включит звуковой сигнал, и клапан в узле слива сразу будет закрыт. Если же уровень топлива достиг минимальной отметки, система оповестит оператора об этом и отключит насос выдачи топлива. Программа сразу предупредит об аварии, так как она совмещена с пожарной и аварийной сигнализацией. Индикатор аварии также обычно размещается в шкафу автоматики. Кроме этого, ПО регистрирует все события в системе и передает данные в диспетчерский пункт, а также позволяет составлять отчеты по работе оборудования с заданными параметрами.


Интерфейс ПО для автоматизации технологического оборудования, компания «Электронные системы». Источник: azs.ru/ato.

Обслуживание покупателей

Качество предоставляемых услуг и уровень сервиса играют немаловажную роль для успешной АЗС. Уменьшить скорость обслуживания клиентов помогают автоматизированные рабочие места операторов. Компьютер, на котором установлено специальное ПО, имеет доступ к информации о количестве нефтепродуктов в резервуарах, управляет отпуском топлива из ТРК, осуществляет продажу топлива и сопутствующих товаров, обслуживает кафе, составляет сменные и аналитические отчеты и данные о действиях операторов, которые затем поступают в офис компании. На крупных АЗК, где рабочее место оператора и продавца разделены, могут устанавливаться отдельные модули для продажи топлива и для продажи товаров. Различной может быть система оплаты – до или после заправки автомобиля. Все эти условия регистрируются в ПО. Клиент должен иметь возможность оплатить бензин и наличными, и банковскими картами, а значит, система обязана быть совместима с различными фискальными аппаратами, считывателями банковских карт, терминалами и другим кассовым оборудованием. Компьютер оператора может иметь экран тачскрин или управляться с клавиатуры. Оператор на экране фиксирует, сколько топлива и на какой колонке было заправлено в транспортное средство, здесь же отображается его цена и производится оплата клиентом. Если на АЗС есть магазин или кафе, оплата товаров и продуктов может производиться также с рабочего места оператора в том случае, если в ПО добавлен специальный модуль по его обслуживанию. Это очень удобно как для операторов, так и для клиентов. Программа, как правило, автоматически, по заданному алгоритму, формирует отчеты за смену, а также резервирует все данные. Отчеты поступают в офис для последующего анализа и сбора статистики. Еще одной важной частью обслуживания клиентов является выпуск собственных топливных смарт-карт и карт лояльности. Обычно система скидок и программы лояльности разрабатываются в офисе компании, а затем информация о них поступает на компьютеры операторов. Если АЗС выпускает собственные карты, то для их учета необходимы считыватели, подключаемые к компьютеру кассира.