11.07.2019

Критерии оценки эффективности логистической системы. Эффективность логистической системы, подходы к ее оценке. Эффективность логистики: анализ издержек и контроль за ними


Для абсолютной и сравнительной оценки системы принимаются критерии, т.е. признаки, по которым оценивается функционирование системы. В глобальном масштабе развитие логистики, или так называемый уровень логистизации экономики страны, рассматривается как один из критериев их развития. Уровень логистизации экономики индустриальных стран колеблется от 1 до 11% ВВП. Размер этого критерия показывает эффективность и синергетическое взаимодействие элементов логистического комплекса страны в осуществлении товародвижения.

В основе оценки эффективности логистических систем лежат два подхода - рыночный и традиционный. При рыночном подходе оцениваются действия и затраты, обеспечивающие интерес клиентов. В традиционном подходе эффективность измеряется соотношением эффектов (результатов) и затрат.

Оценки эффективности логистических систем осуществляется в двух направлениях. Первое - определяется необходимостью инвестирования средств в создание и развитие логистической системы. Для этого разрабатываются инвестиционные проекты и соответствующие бизнес-планы. В этом случае оценка эффективности осуществляется по принятым в мировой практике методикам, позволяющим определить:

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Индекс доходности (рентабельности) инвестиций;

Второе направление оценки эффективности связано с логистическими процессами, независимо от вложения инвестиций. В этом случае могут выступать натуральные критерии: производительность, трудоёмкость, энергозатраты и т.п. Для траснпортно-логистической системы важнейшим натуральным критерием является время.

При оценке эффективности инвестиционного проекта по созданию транспортно-логистической системы рассчитываются четыре основных критерия:

Чистый дисконтированный доход;

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Годовой денежный поток наличности.

Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет собой сумму дискон- тированного потока чистого дохода за период Т, получаемого как разница между результатами и затратами за этот период.

Срок окупаемости - это период, который требуется для того, чтобы окупить все капитальные вложения.

Внутренняя норма доходности - это значение нормы, при которой чистый дисконтированный доход будет равен 0.

Годовой денежный поток наличности, который характеризует, с одной стороны, приток всех видов денежных средств, а с другой стороны - отток всех денежных средств. Эффективность достигается, если приток денежных средств будет не меньше его оттока.

Одним из основополагающих понятий в логистическом анализе является категория эффективности систем любого типа и уровня. Именно эффективность обычно имеется в виду, когда речь идет об оптимальности принимаемых и реализуемых управленческих решений. Под оптимальным понимается решение, которое для конкретной ситуации в определенном смысле является наиболее эффективным. Эффективность любой производственно-коммерческой деятельности в огромной степени определяется эффективностью решений, повседневно принимаемых менеджерами разного уровня. В связи с этим чрезвычайно актуальны требования совершенствования (оптимизации) процессов принятия логистических решений, успешное выполнение которых, как правило, возможно на основе методологии «Исследования операций» (НО).

Кратко ее можно определить как методологию применения математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Здесь не случайно употреблено слово «обоснование», а не «принятие» - дело в том, что далеко не все существенные аспекты (параметры) логистических систем имеют количественную природу и соответственно могут быть учтены в решениях, генерируемых аппаратом ИО. Следовательно, эти решения являются в той или иной степени незавершенными, что компенсируется неформальными методами их коррекции.

Суть методологии ИО заключается в моделировании будущих (возможных) действий логистической системы, например организации, с использованием разнообразного математического аппарата (обладателем соответствующей компетенции является профессиональный математик-прикладник), но исходной базой при этом является содержательно поставленная задача или проблема. Данная постановка должна исходить от специалиста или менеджера, занятого в сфере логистики, имеющего достаточную теоретическую подготовку и опыт, в частности знакомого с методологией системного подхода. Последнее условие вытекает из генетической связи исследования операций с системным подходом, оно является одним из ведущих направлений его реализации.

После того как на основе системного подхода (с использованием его категорий и понятий) осуществлен анализ и синтез объекта исследований и разработок, т. е. синтезирована логистическая система, выявлена ее внутренняя структура, характер связей, свойства и параметры как отдельных подсистем и элементов, так и свойства системы в целом, выявлены актуальные проблемы и поставлены соответствующие задачи, должен быть реализован кибернетический, т. е. информационно-управленческий подход к обеспечению эффективного поведения системы. Он предполагает моделирование ее состояния, структуры и динамики, формирование реального множества подлежащих рассмотрению альтернатив, решение задачи оценки эффективности функционирования системы, ее подсистем и элементов.

В данном пособии мы коснемся только методологии исследования операций в логистике, т. е. классификацией задач, подходами к их решению и т. д.

Процесс выработки решения является ключевой и, как правило, наиболее сложной подсистемой в системе логистического управления. Чтобы он шел в верном направлении, прежде всего, необходимо правильно понять поставленную задачу. Как и всякий процесс, в котором участвует человек, он имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона - исходная совокупность обстоятельств, обусловивших данный процесс: поставленная задача, внешние условия, доступные ресурсы всех видов. Субъективная сторона - отражение вышеуказанных обстоятельств в сознании лица, принимающего решение, особенности его интеллекта и психики, проявляющиеся в ходе данного процесса. Правильным можно считать такое решение, которое в главных чертах верно отражает обстановку и соответствует поставленной задаче. Следовательно, для принятия верного решения необходимо, чтобы объективные параметры процесса воспринимались максимально адекватно реальности. Так как в процессе выработки решения участвуют конкретные формы мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстракция и конкретизация, то его эффективность зависит и от уровня владения данными методами лицами принимающими решения (ЛПР).

Выработка любого решения в общем случае предполагает такую последовательность этапов:

  • постановка задачи (суть проблемы, необходимость решения, ограничения на параметры решения);
  • уяснение поставленной задачи (цель и средства ее достижения);
  • оценка состояния управляемого объекта (условия решения задачи);
  • выбор (или построение) математической модели объекта;
  • вычислительная реализация модели (получение «предварительного» оптимального варианта);
  • качественная оценка факторов, не учтенных математической моделью;
  • анализ и синтез результатов количественной и качественной оценок;
  • принятие «завершенного» решения.

При осуществлении этого процесса, прежде всего, должна быть правильно понята и сформулирована цель процесса оптимизации, иначе принципиально невозможно принятие правильного решения. Формулировка должна удовлетворять требованию минимума информации, достаточной для надежного сравнения целевого (задаваемого) состояния оптимизируемого объекта с исходным или промежуточным. Исходя из анализа ограничений (например, по выделенным ресурсам) с учетом допустимой степени самостоятельности в принятии решения и требований нормального протекания процесса формируется допустимое множество вариантов решения. Из него выбирается оптимальное (наиболее эффективное) решение, т. е. такое, при котором максимизируется (или минимизируется в зависимости от характера цели) показатель (критерий) качества логистического процесса. При окончательной выработке решения, помимо максимизации или минимизации основного показателя процесса, часто необходимо дополнительно учитывать много различных обстоятельств (юридических, социальных, экономических и т. п.), которые не удается описать математически и выразить в форме основного показателя процесса или ограничений. Поэтому заключительная фаза принятия решения в общем случае не может быть формализована и является прерогативой ЛПР (менеджера или предпринимателя).

По целям исследования логистические модели разделяются на модели рационального распределения и экономии ресурсов, модели упорядочения, модели управления запасами, модели массового обслуживания, модели выбора оптимального маршрута, модели состязательных задач и др.

Систематизация многолетнего опыта логистического предпринимательства в конкурентной среде привела к разработке практически полной системы критериев эффективности функционирования логистических систем всех видов, получившей название «Система 6» или «6 правил логистики». В утилитарном понимании это название символизирует шесть условий обеспечения необходимой конкурентоспособности логистических операторов (организаций). Они имеют четко выраженную маркетинговую направленность (взгляд со стороны получателя соответствующей продукции или услуг), что вполне естественно, учитывая сервисный характер современной (постиндустриальной) экономики и логистики в частности. Ниже приведены наименования и краткая интерпретация каждого из них.

  • 1. Груз - потребителю должен быть доставлен именно тот товар, который ему необходим, с учетом его комплектности, габаритов, уровня сборности, характера тары и т. д. Правило предъявляет к логистическому оператору требование высокой универсальности и гибкости применяемых им логистических технологий.
  • 2. Качество - предполагается сохранение качественных (потребительских) характеристик, принятых к доставке ценностей (грузов) и доведение в процессе доставки ее готовности к потреблению до заявленного потребителем уровня.
  • 3. Количество - продукция должна доставляться партиями такого размера, который наиболее удобен (экономичен) для получателя. Как известно, размер партии в большей или меньшей степени влияет как на стоимость доставки потребляемой продукции в целом, так и на издержки в отдельных звеньях логистических цепей, в частности у потребителей", поэтому они стремятся оптимизировать по собственным критериям (дифференцированно по отдельным закупаемым позициям) этот важный параметр входящего потока. Следовательно, логистические операторы должны адаптировать типаж размеров доставляемых партий к запрашиваемым потребителями. В общем случае речь идет именно об адаптации (поиске компромисса), а не о дублировании оптимальных потребительских решений, так как последние могут противоречить возможностям и интересам операторов.
  • 4. Время - груз должен быть доставлен в требуемое время. Правило предполагает учет графиков потребления поступающей продукции ее получателями. Здесь, как и в случае прочих правил, исследователь сталкивается с задачей поиска оптимального компромиссного решения при определении срока или графика прибытия грузов к получателю. Последний, исходя из оперативных планов собственного производственного или коммерческого процесса, составляет оптимальный график прибытия к нему партий 1рузов. Чем точнее соблюдается данный график, тем выгоднее при прочих равных сотрудничество с соответствующим логистическим оператором. Однако принятие его без некоторой коррекции в большинстве случаев неприемлемо для операторов, так как существенно увеличивает их затраты и препятствует исполнению этого же правила по отношению к другим потребителям, т. к. обычно операторы обслуживают достаточно широкий круг клиентов-получателей, какая- либо координации режимов потребления которых невозможна.
  • 5. Место - доставка осуществляется из пункта указанного грузовладельцем в другой им же указанный пункт. И снова предельная реализация правила в ряде случаев либо технологически затруднена, например, требует применения транспортных средств повышенной проходимости, смешанных перевозок (железнодорожно-автомобильных, автомобильно-воздушных и т. д.), специального оборудования для погрузочно-разгрузочных работ, либо увеличивает затраты па доставку. Следовательно, каждый логистический оператор должен определить для себя оптимальную степень и границы реализации данного правила.
  • 6. Затраты - предполагается, что любой логистический процесс в рамках условий, заданных прочими правилами, должен осуществляться с минимальными затратами. Данное правило реализуется путем оптимизации комплекса организационно-технических решений, принимаемых операторами. Примерами таких решений являются оптимальный выбор логистических партнеров и целых логистических цепей, вида и типа транспортных средств, тары, оптимизация графиков движения, рациональное управление запасами и их размещение в складских сооружениях и т. д. Здесь имеется практически безграничное поле деятельности для профессиональных логистов.

Цель логистического обслуживания потребителей считается достигнутой, если данные шесть условий выполнены в той степени, в какой они актуальны для каждого конкретного случая.

По поводу всех данных критериев, кроме последнего, необходимо заметить, что в исходной форме они носят явно неформальный, качественный характер, т. е. не могут быть непосредственно использованы в задачах оптимизации. Поэтому для каждого отдельного случая реализации соответствующего правила его необходимо трансформировать в адекватное рассматриваемой задаче математическое выражение, выполняющее функцию частного измерителя степени его выполнения. Данный измеритель в зависимости от обстоятельств может использоваться как критерий оптимальности или как ограничение. В общем случае каждое правило следует понимать не в смысле «делай так и чем полнее, тем лучше», а как постановку задачи нахождения оптимальной степени реализации данного правила в конкретной обстановке. Эта задача должна быть нацелена на поиск наилучшего компромиссного варианта взаимодействия всех участников логистического процесса, реализующих правила (в том числе и потребителей), несущих соответствующие затраты и получающих соответствующие эффекты, в том числе и не поддающиеся четкой стоимостной оценке.

Не менее сложные задачи связаны с необходимостью системной реализации данных правил. Дело не только в том, что практически очень редки ситуации, когда ЛПР интересует лишь одно правило (допустим, что оно на порядок значимее всех остальных), а в их взаимовлиянии, которое в каждой ситуации и для каждой пары правил специфично. Общим местом является только противоречие между правилом «затраты» и всеми прочими - чем выше степень реализации любого из правил 1-5, тем выше связанные с этим затраты у реализующего их оператора. Что касается взаимовлияния внутри множества правил 1-5, то здесь возможны парные отношения любого типа (отсутствие взаимовлияния, положительная связь - благоприятствование, отрицательная связь - противодействие). Так как обычно актуальны как минимум 2-3 правила-критерия, то мы имеем дело с задачей многокритериальной оптимизации, в общем случае двухуровневого типа (1-й уровень соответствует частной оптимизации но отдельным критериям, 2-й - интегральной по всей совокупности правил). Строгая формальная постановка и решение подобных задач предполагает участие специалистов в области математического программирования и наличие соответствующего программного обеспечения. Если этот «максималистский» подход по каким-либо причинам невозможен, то можно попытаться получить субоптимальнос решение, используя профессиональный потенциал ло- гистов-экспертов, но при условии соблюдения той же логики и последовательности этапов решения.

Еще раз подчеркнем, что данные шесть правил при всей их актуальности являются чисто локальными критериями эффективности логистических систем, любая их конфигурация ориентирована только на обеспечение необходимого качества логистического сервиса и его конкурентоспособности на соответствующих целевых рынках. Если же рассматриваются финансово-экономические, инновационные и прочие аспекты деятельности логистических систем, то им соответствуют иные множества критериальных показателей, находящиеся в частности на других уровнях иерархии целей системы.

В заключении отметим, что практическое выполнение «6 правил логистики» возможно, если предварительно осуществлена завершенная система обеспечивающих мероприятий, в частности:

  • проведен комплексный анализ материальных и информационных потоков;
  • налажены соответствующие коммуникационные внутри- и межсистемные связи;
  • интегрированы системы обработки заказов, комплектации грузов и доставки продукции с системами управления производством, создана единая система сквозного планирования и контроля исполнения заказов;
  • введена эффективная система складирования и дислокации материальных запасов;
  • оптимизированы величины заказов, а также структура и уровни запасов;
  • рационализированы транспортно-складские работы на всех подконтрольных организации складах;
  • осуществлена рационализация тары и унифицированы грузовые единицы;
  • выбраны оптимальные маршруты перевозок на транспорте;
  • Учитываются также затраты получателя на приемку, складскую переработку,внутризаводские перевози и т. д.
  • Оптимизационная модель отражает интересы получателя.
  • Область прикладной математики, связанная с поиском экстремальных значенийцелевых функций математических моделей объектов любой природы, может рассматриваться как особый раздел исследования операций.
Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

8. Эффективность логистической системы

Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации.

Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех переменных, нюансов и ситуаций, существует – это прибыль. Если выстроить цепочку продвижения материалопотока, то в ней возможно участие тех фирм, которые будут получать прибыль.

Создание этих фирм вызвано сложившейся экономической ситуацией.

Прохождению каждой логистической операции сопутствуют издержки, которые несут конкретные элементы логистической системы.

Принцип классификации логистических операций может быть положен в основу классификации издержек. От вида логистической системы, задач управления и оптимизации в определенных логистических цепях и каналах зависит выделение тех или иных издержек или группы издержек. Общая сумма издержек с учетом затрат на логистическое администрирование создает общие логистические издержки в рассматриваемой логистической системе.

Зачастую для достижения цели оптимизации структуры или управления логистической системой в составе общих логистических издержек принимаются во внимание прибыли от замораживания материальных ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции в запасах, а также урон от недостаточной степени качества снабжения, производства, распределения готовой продукции потребителям логистического сервиса. Обычно этот ущерб оценивается как возможное уменьшение масштаба продаж, уменьшение сегмента рынка, потеря прибыли. С другой стороны, все издержки можно классифицировать по следующим категориям: постоянные, переменные, общие, средние, предельные издержки. При анализе доходов фирмы различают следующие их разновидности: валовой, средний валовой, предельный доход.

Оценка эффективности работы системы может быть осуществлена путем сопоставления доходов и издержек. При этом применяются два подхода. В первом случае эффективность определяется в среднем за определенный интервал времени путем сравнения валовых доходов и издержек.

Во втором случае эффективность определяется для определенного состояния рынка и производственно-сбытовой системы методом сопоставления предельных затрат и предельных издержек.

Если при определенной величине материального потока размер дополнительного валового дохода, получаемого в результате введения логистической системы, превосходит размер затрат на создание и введение этой системы, то можно продолжать работу. Изменяя масштабы материального потока и изучая размер достигаемой при этом эффективности, можно вывести его оптимальный с точки зрения эффективности объем.

Если определяется, что для данного масштаба материального потока неизменные издержки полностью покрываются, а временные издержки перекрываются лишь частично, то предприятие может оставаться на рынке, а в логистической деятельности нужно ответить на вопрос, как необходимо реорганизовать и оптимизировать работу предприятия, чтобы добиться увеличения доходов и уменьшения переменной части издержек с целью превышения доходов над расходами.

Из книги Модели управления персоналом автора Померанцева Евгения

2.3. От чего зависит эффективность системы управления организацией и ее персоналом? Для построения эффективной модели управления организацией и ее персоналом, а также в процессе ее совершенствования необходимо учесть некоторые требования к данному процессу:

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

10. Технология работы логистической системы Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем.1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

11. Принципы и законы управления логистической системой Логистическое управление является реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности.Системный подход в экономике представляет собой комплексное исследование экономической системы как

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются

Из книги Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 автора Мамонтов Андрей Анатольевич

8. Построение системы отношений с клиентами (CRM-системы) Важным вопросом является выбор системы управления отношениями с клиентами - потенциальными участниками выставки, обеспечение прозрачности работы менеджеров по продажам, оперативное совмещение управленческого и

Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

Личная эффективность Новое офисное пространство Развитие деловой активности в стране дает негативный побочный эффект. Растет загруженность дорог, что заметно усложняет передвижение по улицам городов. Но PR-менеджеру по роду своей деятельности приходится встречаться

Из книги Большая книга директора магазина автора Крок Гульфира

Вопрос 148 Что такое эффективность вообще и эффективность менеджмента в частности? Ответ Эффективность – универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть

Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н.

Как измерить эффективность системы мерчандайзинга Поскольку система мерчандайзинга – одна из главных составляющих успешной работы магазина, важно постоянно оценивать ее эффективность и следить за ней.Когда мы говорим об оценке эффективности системы мерчандайзинга,

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Глава 4 Принципы, влияющие на эффективность системы совокупных доходов Чтобы разработанная вами (вашими специалистами) система компенсационных доходов [далее я использую более простой для восприятия термин «система мотивации и оплаты труда», подразумевая под этим

Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Эффективность менеджмента Подавляющее большинство нормальных людей, более или менее смутно представляют, что крах фирмы может оставить их без работы, а развал общества вообще выбьет из колеи. И, тем не менее, продолжают с вызывающей зависть настойчивостью делать все для

Усиление конкуренции в сочетании с медленным экономическим ростом практически во всех отраслях вынуждает фирмы сосредотачивать больше усилий на логистической деятельности предприятия. Как результат, появляется все большее количество подходов к логистическому контролю по средствам оценки показателей логистической деятельности. Применение систем оценки логистических показателей в компании решает такие основные задачи, как мониторинг и контроль логистических операций и их оперативное управление.

Показатели мониторинга дают возможность проследить динамику работы логистических систем в прошлом. К таким показателям относятся показатели уровня сервиса, элементы структуры логиситических издержек и многие другие.

Показатели контроля предоставляют данные о текущих результатах деятельности. Данные показатели необходимы для корректировки логистического процесса, в случае отклонения от установленных нормативов. Примером таких показателей может служить отслеживание повреждения грузов при их доставке.

Целью управляющих показателей является улучшение качества работы персонала. Примером использования таких показателей является введение на предприятии сдельной оплаты труда.

Ключевые показатели эффективности (KPI) - это показатели деятельности компании, помогающие в достижении стратегических и тактических целей. Использование данных показателей даёт компании возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегий.

Хорошо разработанная система KPI даст компании возможность:

  • - Осуществлять стратегическое планирование логистики и контролировать достижение её целей.
  • - Комплексно оценивать деятельность логистики, основываясь на постоянном контроле управленческого анализа наиболее значимых аспектов (общие логистические затраты, отношения с клиентами, производительность, качество продукции и другие).
  • - Проводить анализ внутренних бизнес-процессов компании.
  • - Сравнивать динамику логистических показателей и оценивать достигнутые результаты.
  • - Определять важнейшие факторы успеха логистической деятельности компании и концентрироваться на них.
  • - Увеличивать скорость принятия логистических решений на основе сформулированных приоритетов.

При разработке и внедрении системы логистических показателей каждой компании стоит определить области применения данных показателей и их диапазон. Диапазон может варьироваться от общего процесса в целом до отдельных логистических операций.

Оценочные показатели в логистике подразделяются на внешние и внутренние. Система оценки по внутренним показателям помогает сравнить друг с другом прошлые и текущие результаты деятельности, а так же с намеченными целевыми нормативами. Данные показатели внутренней оценки часто используются предприятиями, так как хорошо известны источники информации и их легко собрать. Внутренние логистические показатели подразделяются на:

а) Издержки.

Основное отражение результатов логистической деятельности находится в фактической величине издержек, связанным с выполнением фактических задач. О эффективности логистической деятельности можно судить сравнивая фактические издержки компании с прошлыми и с ожидаемыми. Величина логистических издержек в компании, как правило, представлена общей суммой затрат или затрат на единицу продукции (удельные издержки). Основными показателями логистических издержек, применяемых на предприятиях, являются показатели, приведённые в таблице 1 (см. таблицу 1)

Таблица 1 - КПЭ издержек компании

Наименование показателя

Методика расчета

Общие логистические затраты

Сумма затрат, связанных с выполнением логистических операций

Удельные логистические затраты

Общие затраты / количество произведённой продукции

Доля издержек в продажах

(Общие затраты / выручка) * 100

Затраты на входящие и исходящие поставки на долю продаж

(Сумма затрат на поставки / Выручка) * 100%

Складские расходы на долю продаж

(Расходы на складирование / Выручка) * 100%

Административные расходы на долю продаж

(Административные расходы / Выручка) * 100%

Затраты на оплату труда на долю продаж

(Заработная плата всех сотрудников компании / Выручка) * 100%

Прибыльность продукта

(Прибыль / Выручку) * 100%

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007:

б) Обслуживание потребителей.

Данные внутренние показатели можно охарактеризовать как сервисные показатели. Они дают возможность проследить способность фирмы удовлетворять запросы и нужды потребителей. К таким показателям относятся: (см. таблицу 2)

Таблица 2 - КПЭ обслуживания потребителей компании

Наименование показателя

Методика расчета

Упущенные продажи

Предъявленный клиентами платежеспособный спрос / фактические продажи в периоде

Уровень сервиса по ассортименту товара

Количество наименований товаров/Количество максимально возможных наименований

Ошибки при отгрузке

Количество ошибок при отгрузке в год

Своевременность доставки, %

(Количество товара доставленного в срок/Общее количество доставленного товара)*100%

Продолжительность цикла исполнения заказа

Срок исполнения одного заказа

Количество претензий от потребителя

Количество претензий в год

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007

в) Управление активами.

Предметом оценки управления активов является эффективность использования капитала компании. Данный капитал подразделяется на вложенный в оборудования и сооружения и оборотный (вложенный в запасы). Оценка управления активами дает возможность проследить скорость оборачиваемости ликвидных активов, а так же успешность, с которые основные средства окупают вложенные инвестиции. К основным таким показателям относятся: (см. таблицу 3)

Таблица 3 - КПЭ управления активами компании

Наименование показателя

Методика расчета

Оборачиваемость запасов

Расход / Средний остаток

Затраты на создание и поддержание запасов

Затраты на хранение +Стоимость размещения заказа + Стоимость заказа

Запас товарной продукции

Запас на конец периода / Прогноз продаж на следующий период / Число дней в периоде

Срок обращения запасов

Объем продаж в периоде / Средний объём запасов

Запасоёмкость

Остаток запасов на начало периода учёта / товарооборот

Рентабельность основных средств

(Чистая прибыль / Величина основных средств) * 100%

Рентабельность инвестиций

(Прибыль за год / капитал в работе) * 100%

*Рассчитано по Кальницкий А.А. Логистические затраты в системе отчетности предприятий // Контроллинг. 2012.№ 5

г) Производительность.

Внутренние показатели производительности очень важны для любой компании. Производительность определяется как отношение между конечным результатом работы компании и объёмом ресурсов, потребляемых для выполнения заказа. К показателям логистической производительности относятся показатели, представленные в таблице 4 (см. таблицу 4).

Таблица 4 - КПЭ производительности продукции

д) Качество.

Качественные показатели определяют эффективность не отдельных операций, а их набора. Измерить качественные показатели трудно из-за неоднородности оцениваемых операций. К логистическим показателям качества относятся: (см. таблицу 5)

Таблица 5 - КПЭ качества продукции

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренние оценочные показатели характеризуют результативность операций, необходимых для обслуживания покупателей. Оценка данных показателей и сопоставление их с нормативами, а так же результатами прошлых лет, необходима для повышения эффективности работы компании.

Внешние оценочные показатели применяются чаще всего только крупными логистическими компаниями. Данные показатели необходимы для исследования и выявления потребительских ожиданий, а так же освоения передового опыта других отраслей.

Так как ключевые показатели эффективности являются измерениями результата и затрат, в компании они успешно могут применяться для планирования и контроля деятельности логистики. Перед началом деятельности компания разрабатывает плановые показатели KPI. После осуществления деятельности компания должна измерить и фактическое отклонение показателей эффективности от планового. Если компанией будут выявлены серьёзные отклонения, стоит провести анализ деятельности и разработать комплекс корректирующих мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистическая деятельность очень важна для любой компании. Как было выявлено, логистика для компании это инструмент повышения конкурентоспособности, возможность снижения затрат компании, повышения качества обеспечивающих процессов, а так же повышение доходности активов организации.

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Однако проектирование и создание современных логистических систем (ЛС) требует значительных инвестиционных вложений. Отсюда в условиях постоянного дефицита ресурсов, присущего любой социально-экономической системе, появляется проблема оценки эффективности применения ЛС.

Сегодня не существует единого методологического подхода к количественной оценке эффективности функционирования ЛС. Так, широко распространено понятие «функциональная эффективность», которое количественно определяется как полез-ный эффект, полученный в результате функционирования ЛС за определенный период времени. Полезный эффект измеряется количеством выпущенной продукции, объ-емом оказанных логистических услуг, величиной полученной прибыли.

Оценка эффективности функционирования ЛС показателем функциональной эффективности не является корректной. Наиболее полное суждение можно получить только с помощью категории эффективности как соизмерения результатов, достигну-тых в процессе функционирования ЛС, и затрат на их достижение.

Другим подходом является тот, при котором эффективность логистической операции, логистического решения, функционирования ЛС может быть охарактери-зована системой показателей, характеризующих их качество при заданном уровне ло-гистических издержек.

Основным методологическим принципом при определении экономической эф-фективности ЛС должен быть принцип системного подхода, реализация которого предполагает оценку экономического эффекта от логистической деятельности для всех участников логистического соглашения на пути движения материалопотока от произ-водства до конечного потребления с учетом их противоречивых экономических инте-ресов, а также учет общих издержек на протяжении всего логистического цикла. Эф-фективность отдельных логистических операций, связанных с преобразованием мате-риального или информационного потока, должна оцениваться с точки зрения достиже-ния глобальной цели функционирования всей ЛС и роста общей эффективности. Зада-чами оценки экономической эффективности ЛС являются:

Формирование концепции экономической эффективности ЛС на основе сис-темного подхода;

Выявление эффектообразующих факторов;

Формирование системы показателей эффективности ЛС;

Разработка методики количественной оценки показателей экономической эф-фективности ЛС;

Разработка механизма распределения экономического эффекта между участ-никами логистического соглашения;

Выявление и мобилизация резервов повышения экономического эффекта ло-гистики.

Понятие экономического роста дает возможность сделать первый шаг на пути перехода от оценки показателей статистики ЛС к динамике. Возможности определения предпосылок и последствий экономического роста развития ЛС в динамике представ-ляются с помощью показателей логистической активности.

Логистическая активность рассматривается как комплексная характеристика поведения ЛС (в том числе в динамике), отражающая уровень еѐ гибкости к изменению внутренней и внешней среды и степень использования потенциала системы в организа-ции и управлении потоковыми характеристиками процессов закупок обеспечения про-изводства и реализации продукции. Понятие «активность» логистической деятельности ближе к понятию «интенсивность» выполнения функций, поэтому может служить ба-зой для обеспечения роста эффективности ЛС. Структура показателя логистической ак-тивности системы (организации, предприятия и т.д.) предусматривает отражение трех аспектов и, соответственно, включает три группы показателей:

I – качественный аспект обслуживания потребителя (согласование уровня моби-лизации потенциала ЛС и спроса на продукцию и услуги);

II – степень соответствия функций ЛС изменениям во внутренней и внешней среде во времени (динамический аспект);

III – рациональный масштаб логистической деятельности (в том числе, соответ-ствия по объемам закупок, производства и продаж, мощностей и т.д.).

Обобщающим показателем может служить степень соответствия логистической активности ЛС другим составляющим деловой активности предприятия (маркетинго-вой, производственной, инвестиционной и т.д.)

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответственную логистическую систему (ЛС), прежде всего, стремиться оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функциони-рования логистических систем, расчет различных вариантов обслуживания заказов по-требителей позволяет определить максимальную эффективность.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступ-ностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем резуль-тативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше затраты логистики.

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической це-пи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслужива-ния его заказа. Логистические затраты выступают как инструмент управления предпри-ятием. Определение состава логистических затрат способствует принятию экономиче-

ски обоснованных управленческих решений. Анализ таких затрат может позволить ру-ководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию заказов потребителей. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышают финансовые возможности хозяйствующего субъекта.

Основным показателем эффективности функционирования логистических сис-тем является прибыль, в которой отражаются результаты всей логистической деятель-ности, объем логистических услуг, производительность логистической системы, уро-вень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.

Логистические затраты являются качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Уровень качества логистического сервиса напрямую связан с минимизацией потерь при обслуживании заказов потребителей.

При оценке логистических затрат необходимо учитывать, что затраты, связан-ные с товародвижения, можно подразделить на две группы:

а) издержки, связанные с формированием и перемещением материалопотока в сфере производства;

б) издержки, связанные с процессом реализации продукции в сфере обращения.

Также важны интегральный критерий оптимальности или критерии минимума общих затрат системы. Таким образом, обобщающий показатель можно представить в следующем виде:

где: - объем логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Если перейти к удаленным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна:

(2)

где: -?? эффект от выполнения логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Данный расчет не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребите-лей. Если в систему оценки эффективности функционирования логистической системы ввести оценку обслуживания заказов по качеству (сервисного обслуживания), то она примет вид:

(3)

где: Эk-эффективность функционирования логистической системы от обслужи-вания k-го заказа; Зk-затраты на качество обслуживания k-го заказа.

Приведенная методика расчета эффективности логистических систем является наиболее оптимальной, т.к. в расчетах учитывается влияние количественных и качест-венных показателей.

Использование рассмотренных подходов к определению экономической эффек-тивности управления потоковыми процессами повышает качество управленческих решений, способствует росту отдачи от инвестиций в материальные запасы и улучшению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.