22.09.2019

Организация внутрипроизводственных материальных потоков. Оценка рентабельности системы складирования и оптимизации внутрипроизводственных потоковых процессов» для обучения студентов средних профессиональных образовательных учреждений по специальности «Опе


Современный этап развития промышленности характеризуется постоянно растущим уровнем конкуренции и требует проведения реорганизации хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации затрат. Таким образом, руководство отечественных предприятий сталкивается с множеством препятствий, таких как: острая нехватка капитала, отсутствие информации о новых и формирующихся рынках; отсутствие стратегического видения компании; неэффективность организационной структуры; различия в ценах продукции обрабатывающей промышленности с реальной себестоимостью, а также проблемы организации производства, качества продукции, охраны окружающей среды. Решение этих проблем невозможно без логистического подхода к организации производственных процессов на предприятии.

В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятия обусловливается в первую очередь за счет оптимизации процессов на основе логистических подходов к производству, а также автоматизации ключевых бизнес-процессов и использования информационных технологий во всех сферах деятельности компании: от анализа и разработки до реализации продукта конечному потребителю. Кроме того, интеграция системного анализа, планирования, распределения ресурсов, мониторинга предельных сроков выполнения задач, дают возможность охватить и изучить различные сферы деятельности предприятия. На сегодняшний день существует ряд автоматизированных, взаимодействующих друг с другом систем, которые успешно зарекомендовали себя на практике. Одним из наиболее важных аспектов управления промышленным предприятием является контроль входящих и исходящих потоковых процессов. Логистический подход в данном случае должен принимать во внимание все компоненты производственной системы и минимизировать себестоимость за счет рационализации операций материально-технического снабжения, которое может значительно повысить рентабельность предприятия и активизировать его внутренние резервы. Как отмечают некоторые ученые, работающие в этой области, подсистема производства обеспечивает рационализацию движения материальных потоков в целях минимизации продолжительности производственного цикла и сокращению запасов. К примеру, за счет использования системы «Канбан» ряд японских предприятий машиностроения непрерывно функционируют при нулевых запасах производства.

Современный этап развития экономических отношений характеризуется постоянным усилением конкурентных отношений. Современный уровень развития промышленности требует ориентации всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на минимизацию затрат.

Руководители отечественных предприятий сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить следующие: острую нехватку оборотных средств; отсутствие информации о новых и потенциальных рынках сбыта; отсутствие стратегической концепции предприятия; неэффективность организационной структуры; несоответствие цен на готовую продукцию с реальными издержками производства. Помимо этого остро стоят вопросы организации производства, качества продукции, охраны окружающей среды. Решение указанных проблем невозможно без логистического подхода к организации производственных процессов на предприятии. В условиях рыночной экономики эффективная работа промышленного предприятия должна обеспечиваться за счет логистического подхода к организации производства и использованию ресурсов, за счет автоматизации основных бизнес-процессов и использования информационных технологий во всех сферах его деятельности: от анализа рынка до разработки, внедрения и продажи продукции. Причем в первую очередь должны быть разработаны интегрированные системы планирования, распределение ресурсов, контроль исполнения сроков решения задач, способных обеспечить все виды деятельности предприятия, а не одну или несколько функций.

На сегодняшний день современные машиностроительные работы оснащены целым рядом автоматизированных систем, которые состыкованы между собой. С помощью этих систем реализуются основные функции управления машиностроительными предприятиями. Как правило, такие системы являются дорогостоящими. Изучение отечественной литературы по данному вопросу позволило сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует единая терминология при описании таких систем. Эти системы называют корпоративными информационными системами (КИС), интегрированными системами управления предприятия, системами финансово-экономического управления (ФЛ), корпоративными информационно-аналитическими системами (КИАС).

Глобальная компьютеризация управления производства позволила использовать экономико-математические методы для учета большого количества исходных данных, оптимизировать сроки выполнения производственных процессов, автоматизировать рутинные и трудоемкие процессы, получить информацию для проведения стратегического и тактического решения. Применение современных систем обеспечивает оперативную работу с данными, высвобождает время для стратегического управления и позволяет руководителям высшего звена в кратчайшие сроки на основе достоверной информации принимать решение. На начальном этапе разработки логистической системы управления предприятиям следует сформировать приоритеты и задачи, поставленные перед разработчиком, а затем описать все этапы работы. При описании проекта менеджер по логистике не должен ориентироваться на принятую в данный момент времени технологию, в силу возможности ее изменения. Современные системы должны состоять из набора модулей, связанных между собой логико-технологическими цепочками. Система должна быть создана таким образом, чтобы разработчик имел возможность, начиная с минимального набора модулей, постоянно добавлять новые, расширяя и глобализируя возможности системы. Логистика управления должна обеспечить ритмичную работу предприятия путем координации действия различных подсистем: производственных, транспортных, складских, снабженческих, сбытовых.

Одним из важнейших параметров управления промышленным предприятием является управление потоковыми процессами. Логистическая система должна учитывать все составляющие себестоимости выпускаемой продукции. В свою очередь снижение себестоимости за счет рационализации логистических операций позволяет значительно повысить рентабельность предприятия за счет его внутренних резервов. Рентабельность должна рассчитываться в реальном масштабе времени на основе учета затрат на всех стадиях: подготовки производства, изготовления продукции, сбыта. При этом необходимо уметь прогнозировать изменение отдельных показателей во временном интервале. Можно выделить следующие основные задачи системы управления машиностроительных предприятий:

  • - планирование и управление производством;
  • - состояние материальных потоков в цехе, контроль выполнения планов, оперативный учет хода производства;
  • - внутрицеховой диспетчерский контроль, управление технологическим оборудованием;
  • - расчет оптимальной партии запуска деталей в производство, разработку месячных подетально-пооперационных календарных планов;
  • - управление себестоимостью;
  • - экономический анализ и прогноз, бухгалтерский учет.

Логистическая составляющая управления цехов предусматривает составление графиков работы промышленного транспорта и складского подъемно-транспортного оборудования, осуществление оперативного контроля над непроизводственными операциями. Логистические системы позволяют выполнять моделирование процессов, реализуемых на предприятии, таких, как: планирование, контроль выполнения планов, основных средств, запасов производства, снабжения, продажи и дистрибьюции, расчета технико-экономических показателей, определить порядок осуществления логистических операций и их взаимодействия. Для контроля задержки или опережения графика работы в цехе могут быть использованы системы SCADA (Supervisor Control and Data Acquisition). К высокопроизводительным PCI платам ввода вывода сигналов подключают датчики, установленные на оборудовании. С помощью компьютеров и контролеров (Program Logical Control) производится управление технологическим и вспомогательным оборудованием.

Для логистики управления промышленным предприятием необходимо полностью охватить всю производственную цепочку, начиная от поставщика сырья и кончая выходом готовой продукции. В отличие от широко распространенных систем бухгалтерского учета на ЭВМ при расчете основных экономических показателей логистической системы должны учитывать не нормативную себестоимость, то есть ту, которая используется при налоговых расчетах, а реальную себестоимость. Реальная себестоимость учитывает фактические затраты на изготовление продукции и обслуживание оборудования.

Во многих случаях подсчет стоимости товаров и услуг и денежных средств для конкретного предприятия представляет определенную трудность в связи с многообразием логистических операций, возникающих на различных этапах производственного цикла как основного, так и вспомогательного процесса производства. О происходящих сбоях как внутри логистической цепочки, так внутри технологического цикла изготовления машиностроительной продукции руководители различных рангов должны своевременно и в полном объеме информировать специалистов, занимающихся моделированием и внедрением системы на данном предприятии.

Для наглядного отображения текущей информации необходимо использовать диаграммы японского ученого Ишикавы, а также графики Ганта. На диаграмме Ишикавы различные подразделения машиностроительного предприятия закрашиваются разными цветами согласно их состоянию. Зеленый цвет свидетельствует о стабильной работе рассматриваемого подразделения и говорит о том, что все работы выполняются в срок по заданному графику. Красный цвет свидетельствует о срывах выполнения графика работы данного участка, желтый - о незначительных отставаниях данного подразделения от заданной производственной программы. Программа построена таким образом, что одновременно на экране показываются все отделы одного уровня и их подразделения. Цвет диаграммы меняется, если расходы на производство продукции превышают заданное значение. Программа предусматривает отображение подразделений различных уровней (отдельный участок, отдельный цех, группа участков и цехов, весь завод в целом). Диаграмма Ишикавы позволяет увидеть положение дел как по отдельной детали, так и по заданному заказу в целом. В связи с повсеместным внедрением на предприятиях машиностроительной отрасли международного стандарта ИСО 9000 «Управление качеством процессов» предприятие должно иметь модуль управления и контроля. По данным компаниям Advanced Manufacturing Research более 70% крупных производственных фирм планирует свое производство на основе текущих заказов, а не на основе прогнозирования. Таким образом, большая часть предприятия загружает свои производственные мощности и распределяет ресурсы не на основе плана своего развития, а на основе реальных заказов своих клиентов. На сегодняшний день в США и в промышленно развитых странах широко применяются различные системы управления на машиностроительных предприятиях. Система MRP, получившая широкое распространение в США, формирует перечень необходимых материалов для производства определенного количества в соответствии с прогнозируемыми рыночными потребностями. Данная система отличается от систем тянущего типа тем, что в ней предусмотрено создание запасов как страховых, так и текущих. Система MRP располагает широким набором программных пакетов, которые обеспечивают оперативное регулирование логистическими процессами на предприятиях в реальном времени.

Формирование процессов принятия решений в описываемой системе производится с использованием различных методов исследования операций. На основе математических моделей имеется возможность решения ряда задач, связанных с расчетом в сырье и материалов, формирование графика производства и некоторые другие. Для этих целей создан пакет прикладных программ, позволяющих решать задачи в реальном времени и выводить на печать с различной периодичностью выходные формы программ. Несмотря на то, что система MRP не отказывается в полной мере от создания запасов, ее использование позволяет снизить уровень запасов, ускорить их оборачиваемость, создать ритмичные поставки. К недостаткам первого поколения систем MRP можно отнести значительные затраты на подготовку первичных данных и предъявление повышенных требований к их точности. Наиболее известной в нашей стране является система MRP II (Manufacturing Resources Planning). Данный стандарт одобрен американским обществом по контролю над производством и запасом (APICS - American Production and Inventory Control Society). В соответствии с американской системой MRP II во многих промышленно развитых странах ведется сбалансированное планирование материальных и финансовых ресурсов. Данная система предусматривает планирование всех потоковых процессов движения производственных ресурсов (управление цехом (Shop-floor Control); планирование потребностей в производственных мощностях (Capacity Requirement Planning); планирование материальных ресурсов (Material Requirement Planning); составление основного плана производства (Master Production Scheduling)). На базе портфеля заказа формируется основной план производства (MRP II), представляющий собой производственную программу. Планирование материальных ресурсов позволяет задать время запуска в производство отдельных деталей и выпуска изделий, провести анализ финансовых результатов производственного плана, а также упорядочить работу с учетом срока выполнения заказа и приоритетов. Система планирования ресурсов предприятия - EPR (Enterprise Recourse Planning) создана в середине 90-х годов и является дальнейшим развитием MRP 2. Данная система призвана объединить все ресурсы предприятия с учетом управления финансами и заказами, оптимизировать производственный план предприятия и скорректировать сроки выпуска различных изделий. Системы ERP предусматривают решение целого ряда задач, основными из которых являются: формирование оперативного плана работы цеха с учетом имеющихся заделов и количества станочного парка; диспетчерский контроль исполнения операций; загрузки производственных мощностей по различным критериям (минимальному времени переналадки оборудования, максимальному коэффициенту загрузки); принятие решения в реальном времени при возникновении внештатных ситуаций; управление материальными потоками внутри предприятия; управление движения материальных потоков на различных стадиях производственных процессов (снабжение, сбыт, работа складских и транспортных служб); управление схемой доставки товаров и сырья; организация документооборота в процессе закупки деталей комплектующих и продажи готовых изделий; организация перемещения информации внутри системы по каждой партии деталей; расчет фактической себестоимости готовой продукции; управление персоналом; управление финансовыми потоками, в том числе и кредитными средствами предприятия. Набор функции системы зависит от целей данной системы. Как правило, функции системы зависят от заданных параметров бизнес-моделей и методов планирования производства: на определенный срок (квартал, месяц, неделя); на заказ (make-to-order) - производство на склад (mixed mode manufacturing), когда используются несколько типов организации производственного процесса. Планирование непрерывного производства состоит в определении загрузки производственных мощностей на длительный промежуток времени. Важным дополнением данной методологии является возможность «динамичного анализа» по всей цепочке. Таким образом, достигается возможность более точного определения причин возникновения «авральных ситуаций» и управления как подсистемами, так всей системой в целом. Данная система построена таким образом, что она позволяет нормализовать работу предприятия в авральных ситуациях (например, поломка оборудования). Благодаря данной системе, возможно сократить срок изготовления продукции, рационализировать работу службы маркетинга и продаж, производственных цехов от момента получения заказа до момента реализации готовой продукции. В настоящее время ряд машиностроительных предприятий промышленно развитых стран используют систему CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), которая является дальнейшим развитием MRP II и EPR. Суть данной системы состоит в учете взаимодействия с клиентами и рассмотрении полного производственного цикла с требованием заказчика при проектировании новых изделий и послепродажном их обслуживании.

При выполнении работ под заказ в отличие от серийного производства нередко возникает необходимость произведения дополнительных работ, например, тюнинг выпускаемой продукции. При этом план работы предприятия составляется с учетом конкретных потребностей рынка производимой продукции, а не с позиции выпуска максимального объема тех или иных наименований изделий. При этом эффективность управления предприятием оценивается по устойчивости позиции предприятия на рынке в целом и конкурентоспособности отдельных видов производимых изделий. Заслуживает внимания еще одна система, которая за последнее время приобрела популярность в промышленно развитых странах - CRM управления взаимоотношением с клиентом. Данная система является приложением к системе EPR. Она позволяет автоматизировать деятельность отдельных структурных подразделений машиностроительного предприятий, таких, как: маркетинг, продажи, отдел послепродажного обслуживания. В компетенцию данного приложения входит также выполнение мониторинга событий, автоматизация рутинных операций при осуществлении маркетинговых исследований и поиска новых рынков сбыта.

На основе анализа проводимого на предприятиях мероприятия, возможно наиболее эффективно осуществлять маркетинговую политику, выявлять наиболее перспективную группу клиентов и разрабатывать способы воздействия для них. Данное приложение облегчает работу руководителя предприятия в вопросах построения прогнозов и агрегирования отчетов по фактическим результатам деятельности завода. Приложение построено таким образом, что в рабочих документах можно добавлять и убирать поля, задавать последовательность операций, настраивать систему на определенные события, а также систематизировать имеющуюся информацию. В данных документах отображено состояние различных контрактов, стадия их разработки и выполнения. Простота работы в CRM позволяет использовать данную программу различными службами компании, работающими с клиентами. Ряд зарубежных систем, построенных на базе MRP II и EPR, предназначены для автоматизации управления крупными компаниями, в первую очередь к ним можно отнести: SAP/R3 (Германия), Oracle Applications, IFS Applications (Industrial & Financial Systems, Швеция), BAAN IV (Нидерланды). В частности, система IFS Applications способствует национальной организации процесса снабжения и управления складами запасных частей на машиностроительных предприятиях и организации работы вспомогательных производств. По данным управляющего директора SAP в СНГ Марко Буркхардта, основная доля закупок из ERP-систем приходится на модули управления материальными потоками, а также на финансовый модуль. В то же время в ряде машиностроительных предприятий уже внедрены модули управления производством. Система DRP является базой для планирования логистических и маркетинговых функций в их временной взаимосвязи, позволяет прогнозировать конъюнктуру рынка, уменьшать логистические издержки за счет сокращения расходов на перемещение материальных потоков. Данная система позволяет планировать поставки и запасы на различных уровнях распределения, обеспечивать предприятие необходимой информацией о рыночной конъюнктуре. Кроме того, одной из основополагающих функций системы DRP является планирование транспортных перевозок. В данной системе возможна обработка запасов на транспортное обслуживание и составление в реальном масштабе времени графиков перевозок. Для создания графиков перевозок используются долгосрочные планы работы складов конкретного предприятия. При этом создается специальная база информации о перевозимой и складируемой продукции, которая может оперативно изменяться и обрабатываться. В продолжение разработки варианта системы DRP явилось создание системы DRP-II. Если в системе DRP прогнозирование возможно только на краткосрочный период, то DRP-II позволяет производить прогнозы на средне- и долгосрочный периоды. При этом производится прогноз как загрузки производственных мощностей, так и транспортных потоков. Широко используются пакеты прикладных программ, применяемых в рамках систем MRP и DRP в так называемой системе LRP (Logistic Requirements Planning), системе планирования и контроля материальных потоков на уровне предприятий, а также входных и выходных потоков. Данная система обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами в сфере обращения, производственных запасов, способствует проведению анализа потребностей в транспортных средствах, формирует оптимальные звенья логистической цепи. Большинство машиностроительных предприятий промышленно развитых стран предпочитает использовать комбинации элементов нескольких логистических систем, чем копировать одну систему. В отечественной литературе, наряду с системой MRP наиболее широко освещена работа системы «Канбан», разработанной японскими специалистами в области управления в 50-е гг. XX века. Данная система получила широкое распространение при организации функционирования на принципах логистики. В отличие от классической научной организации труда - тейлоризма, системы «Канбан» основываются на максимальном разделении труда и узкой специализации. Данная система наиболее эффективна при функционировании предприятия с короткими производственными циклами. В основу принципа вложен принцип «точно в срок». Система «Канбан» состоит из 3-х основных подсистем: социальной (подбор и подготовка кадров, способных к организации эффективной работы всех звеньев логистической системы); технической (рационализация использования производственных мощностей как основных, так и вспомогательных звеньев); производственной (рассматривающая рационализацию материальных потоков и эффективности управление ходом производственного процесса). Как правило, в научной литературе делается акцент на третью подсистему. Однако опыт внедрения системы «Канбан» на ведущих предприятиях зарубежных стран показал, что все три подсистемы должны рассматриваться в равной мере для получения наибольшего эффекта от данной системы. Как отмечается в учебной и научной литературе, производственная подсистема служит рационализации перемещения материальных потоков в производственном процессе с целью минимизации длительности производственного цикла, а также снижения производственных запасов. Благодаря использованию системы «Канбан» ряд японских машиностроительных предприятий перешли на работу по нулевому производственному запасу.

Внедрение системы «Канбан» позволило существенно повысить эффективность производства, а следователь- но, и конкурентоспособность предприятия при условии, что мероприятия по проектированию предприятия будут учитывать требования логистического подхода к организации производства. Таким образом, применение систем «Канбан» на предприятиях машиностроительной отрасли приводит к снижению затрат на погрузочно- разгрузочные, транспортные, складские работы, уменьшению капитальных вложений и увеличению скорости оборачиваемости оборотных средств.

логистика материальный поток внутрипроизводственный

  • IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
  • V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
  • VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
  • VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
  • 14. Информационная инфраструктура. Применение компьютерных технологий в логистике
  • 15. Задачи и содержание закупочной логистики. Логистические принципы построения отношений с поставщиками
  • 2.Анализ цены приобретенных товаров
  • 3.Анализ транспортных расходов
  • 4. Выбор поставщика для компании
  • 5. Изучение качества постоянного сырья и комплектующих изделий
  • 6. Определение баланса между ресурсами поставщиков и потребителями.
  • 16. Пути и методы, задача выбора поставщика. Расчет рейтинга поставщика
  • 17. Факторы процесса планирования закупочного процесса. Правовые основы закупок
  • 18. Методы закупок: конкурсные торги и письменные переговоры с поставщиками
  • 19. Система поставок «точно в срок»: принципиальная схема, сравнительная характеристика с традиционным снабжением
  • 20. Сущность и задачи производственной логистики. Основные принципы организации производственного процесса во времени
  • 21. Толкающие системы управления материальными потоками в сферах производства и обращения
  • 22. Принцип тянущей внутрипроизводственной системы. Механизм работы системы kanban
  • 23. Оптимизация организации производственного процесса во времени
  • 24. Управление внутрипроизводственными материальными потоками и пути их оптимизации
  • 25. Задачи и содержание распределительной логистики. Главная предпосылка организации сбыта товаров
  • 26. Основные каналы распределения товаров и их характеристика.
  • 28. Основные принципы и правила в физическом распределении. "Золотые" правила распределительной логистики.
  • 29. Понятие и виды материальных запасов. Роль материальных запасов в логистике.
  • 30. Основные системы управления запасами
  • 31. Abc. Xyz-анализ
  • 32. Склады в логистике: понятие, классификация, роль, основные функции.
  • 33. Основные функции и задачи складов в логистической системе.
  • 34. Понятие логистического процесса на складе, его основные операции и принципиальная схема
  • 35. Грузопереработка: понятие, цели, принципы.
  • 36. Основные критерии оценки рентабельности системы складирования.
  • 37. Роль тары и упаковки в логистике.
  • 38. Цели и задачи транспортной логистики. Сравнительная характеристика различных видов транспортных средств.
  • 39. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств в логистических системах.
  • 40. Основные критерии выбора логистических посредников на транспорте.
  • 41. Правовые основы организации и управления транспортировкой
  • 42. Транспортные тарифы.
  • 43. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование в логистике
  • 44. Проблемы прогнозирования в логистике. Характеристика основных методов в разработке прогнозов в логистике.
  • 45. Сетевое планирование в управлении
  • 46. Анализ и контроль в логистике. Показатели эффективности логистического менеджмента.
  • 47. Контроллинг в логистических системах.
  • 48. Состав логистических издержек
  • 49. Логистический сервис и конкурентоспособность предприятия
  • 50. Основные функции логистического управления. Экономическая эффективность логистического менеджмента.
  • 23. Оптимизация организации производственного процесса во времени

    1. Последовательный

    2. Параллельный

    ,

    ,

    Основные пути сокращения производственного цикла:

    24. Управление внутрипроизводственными материальными потоками и пути их оптимизации

    Управление производственными материальными потоками направлено на оптимизацию всех внутрипроизводственных процессов. Организация рациональных материальных потоков основывается на:

      однонаправленном движении предметов труда;

      концентрации производства (концентрация на участке деталей примерно одинаковой трудоемкости и объема выпуска);

      оптимизации станочного парка;

      оптимизации длительности производственного цикла;

      оптимизации производственного цикла.

    Оптимизация длительности производственного цикла

    На длительность производственного цикла оказывает влияние сочетание во времени выполнения операций, входящих в данный процесс. Существует три вида передачи предметов труда с предыдущей операции на последующую:

    1. Последовательный – каждая последующая операция начинается только после окончания обработки всей партии на предыдущей операции; длительность цикла определяется по следующей ФОРМУЛЕ:

    ,

    где n – количество деталей в партии; t – продолжительность обработки деталей на i-ой операции; k – количество операций.

    2. Параллельный – характеризуется полным отсутствием или незначительной величиной перерывов партионности; длительность цикла определяется по ФОРМУЛЕ:

    ,

    где p – величина транспортируемой партии; t max – операция, имеющая максимальную продолжительность.

    3. Последовательно-параллельный – передача осуществляется транспортируемыми партиями на следующую операцию, каждая партия при этом обрабатывается без перерывов, длительность цикла определяется по ФОРМУЛЕ:

    ,

    где t нор – норма времени с более короткой из данной пары операций продолжительностью.

    Основные пути сокращения производственного цикла:

      Снижение затрат труда на технологические операции.

      Сокращение затрат времени на транспортные, складские и контрольные операции.

      Совершенствование организации производства.

    Оптимизация размера партии

    Все затраты на изготовление партии делятся на две категории:

      Затраты, связанные с запуском партии деталей (переналадка оборудования, оформление документации, планирование и учет производства, затраты на подготовительно-заключительные действия по каждой операции). Эти затраты постоянны для любого размера партии, а в пересчете на одну деталь уменьшаются.

      Затраты на изготовление деталей, содержание и увеличение незавершенного производства.

    Оптимизация размера партии определяется по формуле Уильсона:,

    где С зап – затраты по запуску партии деталей в обработку; С изг – затраты на изготовление одной детали; N – программа изготовления деталей; η – коэффициент потерь от связывания средств в незавершенном производстве; этот коэффициент равен норме прибыли на капитал.

    Оптимизация станочного парка

    Количество оборудования, или число рабочих мест на позиции определяется по формуле:,

    где F – годовой эффективный фонд рабочего времени на позиции при односменной работе; n – число смен работы оборудования; k вн – коэффициент выполнения норм выработки. После оптимизации станочного парка осуществляется оптимизация производственных площадей.

    Понятие производственной логистики

    Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

    Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность.

    В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

    Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

    Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

    Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

    На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

    На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение

    материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

    Понятие «Логистика производства»

    В производственной логистике слово «логистика » задает цель – рационализацию потоковых процессов (сложные системы требуют всегда многокритериального подхода), а слово «производство» задает производственный процесс как объект рационализации. Наиболее полно производственная логистика отражена в источниках.

    Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности функционирования производственных систем.

    Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает менеджеров предприятий методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

    Логистика производства – это одна из функциональных основных подсистем логистики организации (логистической системы).

    С другой стороны, логистика производства – наука (теория, методология) о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (например, рабочего места, участка, цеха, производства как набора цехов для выпуска конкретной продукции или оказания конкретных услуг, организации) с целью повышения их организованности (эффективности) посредством синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных (организационных) системах.

    Это наука о рационализации процессов управления организацией посредством выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организаций. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при рационализации (оптимизации) логистических систем. Однако по мере развития логистических систем основным критерием становится максимальное соотношение выгод и затрат, что получило название концепции «общей ответственности».

    Организованность производственных систем

    – это определенная степень рациональности организации структуры взаимосвязей между ее элементами и частями.

    Эта степень рациональности определяется уровнем понимания объективных процессов внутреннего и внутреннего динамического взаимодействия элементов и частей производственной системы (ПС). И если этот уровень и соответствующий, идеальный, уровень организованности не обеспечивают, устранив потери ресурсов в производственной системе, то это свидетельствует о недостаточности знаний законов реализации произведенных процессов и функционирования ПС в целом.

    Организованность производственной системы – это такие отношения и соотношений между вещественными, энергетическими и информационными ресурсами системы и такая упорядоченность во взаимодействиях активных элементов системы, которая делает производственную систему способной изменять собственную структуру применительно к действующим условиям функционирования для реализации стратегических и тактических целей.

    Степень организованности производственной системы формирует соответствующий уровень организационной культуры предприятия, определяет такие его характеристики, как гибкость, устойчивость, адаптивность и эффективность.

    Уровень организованности производственной системы отражает не только степень ее внутренней упорядоченности, но и степень использования ее экономического потенциала, т. е. повышение уровня организованности должно привести к росту экономической эффективности производственной системы.

    Логистизация производственного процесса Логистизация производственного процесса – это, с одной стороны, повышение организованности производственных систем разного уровня (например, рабочего места, производственного участка, цеха, производства и т. д.), а с другой – интеграция производственных процессов всех видов (основного, вспомогательного, обслуживающих и процесса управления) и соответствующих производственных подсистем, направленных на повышение эффективности функционирования организации в целом в рассматриваемой внешней среде. Существует система оценочных показателей уровня организованности производственного процесса. Специализация, стандартизация, прямоточность как принципы организации производства характеризуют организацию производственного процесса в пространстве. Непрерывность, параллельность, пропорциональность, ритмичность как принципы организации производства отражают организацию производственного процесса во времени.

    Организованность управления производственной системой может быть оценена уровнем оптимальности решений по функциональной структуре, автоматизации, составу организационных компонентов и оргструктуре управления. Оптимизация решений по совершенствованию организации производственного процесса в конечном итоге обеспечивает повышение

    общесистемных характеристик организации в рыночных условиях: адаптивности, гибкости, надежности и устойчивости.

    Современные направления интеграции производства

    В современных условиях интеграция производства достигается по различным направлениям:

    . интеграция всего разнообразия изготавливаемых деталей в группы на основе их классификации по конструкторско-технологическим признакам для концентрации однородных работ;

    . интеграция оборудования, т. е. создание сети технологических ячеек (ГПМ), комплексов (ГПС, ГПУ);

    . интеграция материальных потоков предметов труда, т. е. организация движения предметов труда по типовым технологическим маршрутам;

    . интеграция процессов создания и производства изделий от идеи до готовой продукции, т. е. слияние воедино основных, вспомогательных, обслуживающих процессов и процессов управления в производства;

    . интеграция обслуживания за счет и слияния ряда ее подсистем с системами управления оборудованием, обеспечения качества, слежения за изменением точностных характеристик оборудования, обеспечения его безотказной работы и диагностики;

    Интеграция управления на основе использования ЭВМ, банков данных, программ и средств автоматизации передачи команд;

    Интеграция потоков информации для принятия решений по поддержанию и прогнозированию хода производство;

    Интеграция персонала в соответствии с требованиями гибкого производства за счет повышения коллективного характера труда, синтеза знаний и опыта (комплексные бригады), освоения смежных профессий, внедрения эргономики, обеспечения непрерывности совершенствования подготовки и учета социальных последствий интегрированного производства.

    Законы оптимизации производственного процесса Законы оптимизации производственного процесса проявляются как законы ритмичной организации. Так, закон упорядоченности движения предметов труда в производстве гласит, что без предварительной упорядоченности движения предметов труда нет места планированию и оптимизации хода производства.

    Закон календарной синхронизации частей производственного процесса проявляется в том, что неравные продолжительности технологических операций и других частей производственного процесса выравниваются до некоторого календарного предела либо за счет пролеживания предметов труда, либо за счет простоя рабочих мест, либо за счет того и другого фактора.

    Закон непрерывности хода производственного процесса выявляет, что минимизация потерь производства от нарушения единства непрерывной

    загрузки рабочих мест и непрерывного изготовления предметов труда есть условие наиболее эффективного протекания производственного процесса.

    Закон производственного ритма проявляется в том, что в процессе выполнения заказа или его частей относительно их производственных циклов наблюдается неравномерность потребления ресурсов, прежде всего рабочего времени, рабочих и оборудования.

    Закон соответствия основных и вспомогательных производственных процессов и процессов по обслуживанию и управлению производством

    требует определенной пропорциональности компонентов в производственной системе.

    Закон резервирования ресурсов в производстве утверждает, что только минимально-избыточная система является надежной и эффективной.

    Календарный предел выравнивания длительности технологических операций - это среднее календарное время выполнения одной операции в рассматриваемом плановом периоде. Согласно закону синхронизации частей производственного процесса, при любой форме организации производства неравная продолжительность технологических операций выравнивается до некоторого календарного предела либо за счет пролеживания деталей, либо за счет простоя рабочих мест, либо за счет того и другого фактора. Этот календарный предел выравнивания длительности операций характеризует ход производственного процесса с двух сторон - как непрерывность загрузки рабочих мест (г, ) и как непрерывность движения предметов труда (г,).

    В непоточном производстве минимум затрат на производство достигается при наибольшей непрерывности загрузки рабочих мест, а это соответствует единому оптимальному ритму изготовления партий деталей в производстве

    (R e ).

    Концепция производственной логистики - это система взглядов на рационализацию управления процессами производственно-хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Концепцию производственной логистики можно охарактеризовать ее основными положениями:

    . реализация принципа системного подхода;

    . индивидуализация продукции и услуг;

    . гуманизация технологических процессов;

    Учет логистических издержек;

    Развитие услуг сервиса;

    . способность логистических систем к адаптации;

    Тотальное обеспечение качества;

    . интеграция информационных потоков;

    . вертикальная и горизонтальная интеграция процессов производства и переход к постоянной модернизации производства;

    . интеграция управления организацией;

    . интеграция и синхронизация технического обслуживания производства с процессами основного производства;

    Интеграция предметов труда;

    . группирование операций и групповые технологии;

    . интеграция и прямоточность материальных потоков;

    Интеграция оборудования;

    Интеграция персонала.

    С другой стороны, концепция производственной логистики является отражением стратегии развития промышленности в 21 веке, которая выражается через принципы логистики в виде формулы:

    «Электронизация - концентрация - гибкость - интеграция», что совпадает с концепцией гибкого интегрированного производства (ГИП). Основу ГИП составляют концентрация обработки деталей и сборки узлов на одном рабочем месте, гибкость оборудования и организации производства и интеграция управления на базе электронизации и кооперирования.

    Особенности координации управления материальным потоком

    Координация управления материальным потоком от точки его зарождения до точки потребления стала возможной благодаря сетевым информационным технологиям на базе персональных ЭВМ. С их помощью менеджеры могут выполнять фактически любой вид анализа, осуществлять планирование, координацию и регулирование материального потока в соответствии с целями и задачами компании. Обычно к логистической координации относятся:

    Обработка данных о рынке;

    . анализ и прогнозирование сбыта продукции и услуг;

    Анализ и прогнозирование поведения участников рынка, которых объединяет логистическая цепь;

    . выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей материального потока;

    . обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры, и все другие действия с целью координации спроса и предложения товаров.

    Координация в логистике заключается в том, что она охватывает все формы и виды деятельности предприятия, выявляет, устраняет и предупреждает возникновение внутрисистемных и межсистемных конфликтов и противоречий. В качестве инструментария системной рационализации управления в координационной логистике используются возможности современного контроллинга как системы, оценивающей принимаемые решения с точки зрения вмененных затрат и будущих результатов.

    Методы моделирования ритма производственного цикла выполнения заказа Известны три метода моделирования ритма производственного цикла

    выполнения заказа:

    . статистический;

    . статический;

    . динамический.

    В качестве статистического метода используется статистическое моделирование процесса выполнения заказа по отработанным пооперационным нарядам, и на этой основе разрабатывается норматив календарного распределения трудоемкости выполнения заказа относительно его производственного цикла.

    Статический метод предполагает предварительное построение статической модели процесса производства, которая имеет вид цикловой пооперационной схемы вхождения в изделие (заказ) сборочных единиц, деталей, заготовок, полуфабрикатов и т. д.

    Динамическая модель ритма производственного цикла выполнения заказа формируется в сводном объемно-цикловом графике выполнения производственной программы организации на определенный период времени в виде сводного объемно-календарного контура (ОКК). При этом ОКК выполнения каждого заказа увязываются с ОКК изготовления всех остальных изделий, входящих в производственную программу, учитываются пространственная структура производственного цикла, динамизм структуры трудоемкости выполнения заказа для организации непрерывной загрузки производственных подразделений в соответствии с их производственной программой.

    Единый ритм изготовления партий деталей в производстве (R ) связывает

    основные характеристики производственного процесса: срок выполнения работ или плановый период, который, как правило, соответствует месячному режимному фонду работы участка (F ); число номенклатурных позиций

    деталей на рассматриваемый плановый период (n "); среднюю занятость рабочих мест участка выполнением одной операции программы данного планового периода (tj ):

    где m - число операций в типовом технологическом маршруте изготовления деталей на производственном участке; Cm - число рабочих мест

    на последней m-й операции технологического маршрута изготовления всех n " деталей.

    Оптимальный размер партии деталей (. ), соответствующий R и

    позволяющий выполнить производственную программу на заданный плановый период, можно определить по формуле

    R -60

    где ш т - среднее штучное время на выполнение одной операции обработки i-й детали, изготавливаемой на производственном участке в соответствии с заданной программой на плановый период, мин; К - средний

    коэффициент выполнения норм на производственном участке; К пз -

    коэффициент, учитывающий затраты подготовительно-заключительного времени в норме штучного времени на операцию; 60 - коэффициент перевода минут в часы.

    Организация производственного процесса во времени

    Основными календарно-плановыми нормативами организаций производственного процесса во времени являются длительность производственного цикла обработки детали, нормативный размер партии деталей и длительность производственного цикла изготовления изделия.

    Требования к организации и управлению материальными потоками

    Современная рациональная организация и управление материальными потоками предполагают обязательное использование основных логистических принципов: однонаправленности, гибкости синхронизации, оптимизации, интеграции потоков процессов.

    Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований:

      Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

      Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.

      Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

      Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.

      Обеспечение непрерывности планового руководства.

      Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством (ОУП) типу и характеру конкретного производства.

    Расчет длительности производственного цикла изготовления партии

    В воспроизводственном цикле внутрипроизводственная логистика предстает функциональным продолжением логистики снабжения, при этом, как и логистика снабжения, она формирует самостоятельную область логистики, цель которой заключается в обеспечении логистической поддержки производства продукции/услуг. Объектом ее изучения является производственный процесс, а предмет составляют организационно-экономические отношения, возникающие в связи с формированием и обеспечением движения внутрипроизводственных потоков материально-технических ресурсов, незаконченной изготовлением продукции, запасов незавершенного производства и готовой продукции.

    Производственный процесс рассматривается в логистике как совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материально-технические ресурсы превращаются в готовую продукцию. Производственный процесс является комплексным.

    К основным процессам как составляющим комплексного производственного процесса относят процессы изготовления изделий, включенных в производственную программу и соответствующих специализации предприятия. Совокупность основных производственных процессов образует основное производство. Состав основного производства зависит от отраслевой специфики предприятия. Так, основное производство машиностроительных предприятий соответствует технологическим стадиям изготовления продукции: заготовительной, обработочной, сборочной. В заготовительной стадии производства протекают процессы получения заготовок деталей машин – литых, кованых, штампованных, сварных и др.; в обработочной – процессы механической, термической, химической обработки и др.; в сборочной – заключительной стадии – процессы сборки механизмов, узлов и машин, их испытание, консервация и упаковка для отправления потребителям.

    Время выполнения основных технологических операций в производственном цикле составляет технологический цикл.

    К вспомогательным относятся процессы, связанные с изготовлением продукции, которая, как правило, потребляется на предприятии в основном производстве. Это изготовление инструмента, штампов, моделей и прочей технологической оснастки, выполнение ремонта, выработка всех видов энергии, тары и пр. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство предприятия – инструментальное, энергетическое, ремонтное и т.п. Задачей вспомогательного производства является своевременное и качественное обеспечение основного производства всеми средствами технического оснащения и энергоносителями, повышение технического уровня основного производства.

    К обслуживающим процессам относятся процессы, связанные с оказанием производственных услуг основному производству: транспортировка, складирование и выдача всех материалов и полуфабрикатов в производство; процессы лабораторных испытаний и анализа материалов, полуфабрикатов; контроль точности приборов, инструмента, применяемого в основных и вспомогательных процессах; и др. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающее хозяйство, например, транспортное, складское, обеспечивающее бесперебойную работу основного и вспомогательного производства.

    Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.

    Каждая из технологически и организационно обособленных составляющих производственного процесса образует частичный процесс, локализующийся в виде цеха, участка.

    В организационном отношении как основные, так и вспомогательные процессы могут быть разделены на простые и сложные. Простыми считаются процессы обработки простых материальных объектов, а также отдельно взятые сборочные процессы, например, изготовление детали, сборка механизма, машины. Простой процесс представляет собой ряд последовательных операций изготовления определенного объекта. Сложный процесс – это совокупность координированных во времени простых процессов, например, весь процесс изготовления машины и ее испытания.

    Основным структурным элементом простого процесса является операция. Операции могут выполняться с участием человека (трудовые операции) и без его участия (естественные).

    Естественные процессы бывают весьма продолжительными по времени, например охлаждение отливок, сушка после покрытия поверхностей, они могут протекать в течение нескольких дней.

    Организация производственного процесса предполагает рациональное сочетание в пространстве и во времени всех составляющих, обеспечивающее наименьшую продолжительность его осуществления, высокое качество и эффективность производства продукции. Рациональная организация производственного процесса на предприятии основывается на следующих принципах: специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность и ритмичность процесса.

    Специализация процесса – это минимизация разнообразия операций, режимов обработки и других регламентов производственного процесса. Разнообразие операций в процессе зависит прежде всего от номенклатуры изделий, закрепленных за одним производственным подразделением (участком, линией, цехом и др.).

    Формы специализации обусловливаются отраслевой спецификой предприятий. Например, в машиностроении различают: предметную специализацию, т.е. специализацию по выпуску изделий; подетальную – по выпуску деталей, узлов, сборочных единиц, агрегатов; технологическую – по выполнению однородных процессов над различными потокоформирующими материальными объектами в производстве.

    Пропорциональность – это согласованность всех составляющих производственного процесса по производительности и производственной мощности. Нарушение этого требования приводит к диспропорциям, образованию "узких мест" в производстве, вследствие чего ухудшается использование оборудования и рабочего времени, увеличиваются объемы незавершенного производства, удлиняется производственный цикл, что в свою очередь способствует снижению эффективности производства.

    Принцип пропорциональности должен соблюдаться как в основных, так и во вспомогательных и обслуживающих процессах. Для обеспечения пропорциональности производственных процессов необходима оптимизация номенклатурно-количественных программных заданий по критерию полноты загрузки оборудования.

    Параллельность означает одновременность выполнения составляющих производственного процесса. Параллельность может иметь место при выполнении отдельной операции, протекании смежных операций, выполнении основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

    При выполнении технологической операции параллельность выражается в одновременной работе нескольких станков на операции, в многопредметной обработке на станках, в совмещении машинно-автоматической обработки с выполнением рабочим-исполнителем ручных, вспомогательных элементов операции. В простых производственных процессах (при обработке деталей партиями) может иметь место одновременность обработки партии на смежных операциях процесса, а также выполнения вспомогательных и обслуживающих процессов. При организации сложного производственного процесса предусматривается технологически возможная одновременность выполнения простых частичных производственных процессов, т.е. параллельность процессов изготовления заготовок, деталей, узловой сборки и частично общей сборки.

    Прямоточность означает пространственное сближение составляющих производственного процесса, исключающее возвратные движения материальных объектов. Для этого операции и частичные процессы пространственно располагают в технологическом порядке следования, в результате чего сокращается время прохождения изделия в производстве, а также упорядочиваются материальные потоки и уменьшается грузооборот. В этом случае возникает задача оптимизации расстановки оборудования и расположения рабочих мест.

    Принцип прямоточности в организации производственного процесса применим не только к простым процессам, но и к сложным, выполняемым в масштабе предприятия.

    В соответствии с этим проектируются расположение цехов и служб на территории, размещение участков в цехах. Наиболее полно этот принцип может быть реализован при устойчивой номенклатуре изготовляемой продукции и развитой типизации технологических процессов.

    Непрерывность в организации производственного процесса выражается в непрерывности движения материальных объектов в производстве (т.е. без пролеживаний и ожиданий обработки), а также в непрерывности работы исполнителей и оборудования – только комплекс этих трех факторов обеспечивает полную непрерывность производственного процесса.

    Таким образом, принцип непрерывности следует понимать прежде всего как ликвидацию либо сведение к минимуму всех видов перерывов в производстве изделий: внутриоперационных, межоперационных, межцеховых. Объективные предпосылки к непрерывности процесса создаются при соблюдении принципа пропорциональности, так как равная производительность по операциям исключает межоперационные ожидания обработки.

    Принцип ритмичности выступает как важнейшее требование к организации производственного процесса. При этом следует различать понятия: ритмичность выпуска продукции, ритмичность работы (производства) и равномерность производства.

    Ритмичность выпуска означает выпуск одинакового объема продукции за равные интервалы времени (месяцы, декады, смены и др.). Ритмичность работы – это выполнение равных объемов работы по количеству (суммарно в часах) и составу (видам работ) за равные интервалы времени. Ритмичность работы непосредственно связана с ритмичностью выпуска, и эта взаимосвязь предопределяет равномерность производства. Равномерность производства означает соблюдение ритмичности выпуска и работы. Следовательно, ритм выпуска продукции как бы задает нужный ритм работы на участке, в цехе, на предприятии. Он обусловлен производственной программой и может сохраняться лишь при условии ритмичной работы на всех участках, рабочих местах основного процесса и сопряженных с ним вспомогательных, обслуживающих процессов.

    Описанные принципы ложатся в основу организации любого производственного процесса, но в разной мере могут быть реализованы на практике. Они действуют взаимозависимо лишь при соответствующей логистической поддержке. Например, достижением количественной пропорциональности создаются предпосылки для непрерывности и ритмичности производственного процесса, прямоточиости движения материальных объектов, сокращения длительности производственного цикла изготовления изделия – совокупного времени выполнения основных, вспомогательных, обслуживающих операций, времени протекания естественных процессов и времени перерывов.

    Внутрипроизводственная логистика – это способ организации производства на предприятии, предусматривающий согласование принципов организации производственного процесса с принципами и правилами логистики.

    В задачи внутрипроизводственной логистики входят :

    • оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции;
    • оперативное управление технологическими процессами производства;
    • всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;
    • стратегическое и оперативное планирование поставок материально-технических ресурсов;
    • организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
    • прогнозирование, планирование и нормирование расходов материально-технических ресурсов в производстве;
    • организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
    • управление запасами материально-технических ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
    • внутрипроизводственное физическое распределение материально-технических ресурсов и готовой продукции; и др.

    Классический пример согласования принципов организации производственного процесса с принципами и правилами логистики на практике являет собой организация поточного производства. Поточным производством называется прогрессивная форма организации производства, основанная на ритмичной повторяемости согласованных во времени основных и вспомогательных операций, выполняемых на специализированных рабочих местах, расположенных в последовательности технологических операций. Из этого определения следует, что для поточного производства характерны, в первую очередь, принципы специализации, прямоточности, непрерывности, параллельности и ритмичности.

    Принцип специализации в условиях поточного производства воплощается в создании предметно-замкнутых участков в виде специализированных поточных линий, предназначенных для обработки одного закрепленного за данной линией изделия или нескольких технологически однородных изделий. Каждое рабочее место линии специализировано на выполнении одной или нескольких закрепленных за ним деталеопераций.

    Линия, за которой закреплена обработка (сборка) изделия одного наименования, называется однопредметной. Такая линия характерна для массового производства. Линия, за которой закреплена обработка изделий нескольких наименований (при незначительной трудоемкости либо при небольших программных заданиях), называется многопредметной. Она характерна для серийного производства. Логистика требует того, чтобы за многопредметными линиями изделия закреплялись с таким расчетом, чтобы их можно было обрабатывать с минимальными потерями времени па переналадку оборудования при достаточной загрузке рабочих мест и совпадении маршрута обработки.

    Принцип прямоточности предусматривает размещение оборудования и рабочих мест в порядке следования операций технологического процесса. Первичным производственным звеном поточного производства является поточная линия. Различают простую цепочку рабочих мест на линии, где для каждой операции выделяется только одно рабочее место, и сложную при наличии на операциях двух или нескольких мест-дублеров. В зависимости от имеющейся площади поточные линии могут иметь различную конфигурацию: прямолинейную, прямоугольную, круговую и др.

    Принцип непрерывности на поточных линиях осуществляется в виде непрерывного (без межоперационного пролеживания) движения изделий по операциям при непрерывной (без простоев) работе исполнителей и оборудования. Такие линии называются непрерывно-поточными. Непрерывность поточного производства является прямым следствием принципа пропорциональности, в частности равной производительности на всех операциях линии. Когда равенство про

    изводительности на всех операциях отсутствует и полная непрерывность не достигается, организуют прерывно-поточные или прямоточные линии.

    Принцип параллельности применительно к поточным линиям проявляется в параллельном движении партий. При этом изделия передаются по операциям поштучно либо небольшими транспортными партиями. В результате в каждый данный момент на разных операциях на линии обрабатывается несколько единиц данного изделия. При строгой пропорциональности достигается полная и равномерная загрузка рабочих мест на линии.

    Принцип ритмичности в условиях поточного производства проявляется в ритмичном выпуске продукции с линии и в ритмичном повторении всех операций на каждом ее рабочем месте. На непрерывно-поточных линиях с поштучной передачей выпуск (запуск) каждого изделия осуществляется через один и тот же интервал времени, называемый тактом линии, или штучным ритмом:

    где – действительный фонд времени работы линии в планируемом периоде (месяц, сутки, смена), мин; N – программа запуска по изделию на этот же период, шт.

    При передаче изделий транспортными партиями ритмичность работы непрерывно-поточной линии характеризуется интервалом времени, отделяющим выпуск (запуск) одной партии от последующей за ней, т.е. ритмом линии:

    где р – число изделий в транспортной партии.

    Таким образом, за каждый ритм на линии и рабочих местах выполняется одинаковый по количеству и составу объем работы. Следовательно, на поточных линиях имеет место не только ритмичность выпуска, но и ритмичность работы.

    На прерывно-поточных (прямоточных) линиях с характерной для них различной производительностью на отдельных операциях непрерывность отсутствует, однако ритмичность выпуска соблюдается. Ритм линии в этом случае определяется интервалом времени, в течение которого на линии формируется выработка установленной величины, например, часовая, сменная.

    По способу поддержания ритма различают линии с регламентированным и свободным ритмом. Линии с регламентированным ритмом характерны для непрерывно-поточного производства; в нем ритм поддерживается с помощью конвейеров или сигнализации. Линии со свободным ритмом не имеют технических средств, строго регламентирующих ритм работы; соблюдение ритма в этом случае возлагается непосредственно на работников данной линии.

    Для поточного производства характерен высокий уровень механизации и автоматизации как технологических, так и транспортных операций. Наиболее распространены в поточном производстве следующие транспортные средства: транспортное оборудование непрерывного действия – приводные конвейеры различных конструкций; беспроводные (гравитационные) транспортные средства – рольганги, скаты, спуски и др.; подъемно-транспортное оборудование циклического действия – мостовые и другие краны, монорельсы с тельферами, электротележки, автопогрузчики и т.п.

    Основные признаки, определяющие организационную форму поточной линии, существенные с позиции реализации принципов и правил логистики в сфере производства, приведены на рис. 4.2.

    Типовая конфигурация функционального цикла внутрипроизводственной логистики представлена на рис. 4.3.

    Основными этапами функционального цикла внутрипроизводственной логистики являются:

    • обработка заказа службы сбыта на производство продукции (оперативно-производственное планирование);
    • передача заказа производства на поставку материально-технических ресурсов службе снабжения;
    • комплектация заказа на материальном складе и выдача материально-технических ресурсов в цеха, на рабочие места;
    • исполнение производственного процесса, формирование запасов незавершенного производства;
    • формирование товарных запасов (готовой продукции), сбор отходов.

    Обработка заказа службы сбыта на производство продукции (оперативно-производственное планирование ) решает задачу внутрипроизводственного планирования – разработки плановых заданий производственным подразделениям предприятия и организации их выполнения на основе логистики. Данным этапом должна обеспечиваться слаженная работа всех подразделений предприятия в интересах ритмичного

    Рис. 4.2.

    Рис. 4.3.

    выпуска продукции в установленных объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

    В процессе оперативно-производственного планирования разрабатываются: план выпуска продукции предприятием по месяцам года; оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов, деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (а иногда и часовым графикам); выполняются объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; организуются сменно-суточное планирование, оперативный учет хода производства, контроль и регулирование его (диспетчирование).

    Оперативно-производственное планирование слагается из календарного планирования и оперативного регулирования хода производства – диспетчирования. Календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска каждого вида продукции и своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри него – до каждого производственного участка и рабочего места. Оно включает в себя также оперативный учет выполнения сменно-суточных заданий и месячной производственной программы рабочими, бригадами, коллективами участка и основного цеха. Регулирование хода производства осуществляется диспетчированием путем систематического учета и контроля за выполнением сменно-суточных заданий и проведения профилактических мероприятий, устраняющих причины нарушения ритмичного хода производства и срывы выполнения планов.

    Оперативно-производственное планирование по месту его выполнения подразделяют на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование направлено на поддержание ритмичной работы основных цехов, обеспечение их бесперебойного снабжения и обслуживания вспомогательными цехами и службами. Исходными данными межцехового планирования являются сводный план реализации продукции и портфель заказов. Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы.

    Данные оперативно-производственного планирования служат основанием для составления заказов на поставку материально-технических ресурсов в адрес службы снабжения предприятия.

    Передача заказа производства на поставку материально- технических ресурсов службе снабжения сопровождается его обработкой и представлением в форме, удобной для комплектации, путем преобразования товарного ассортимента в производственный.

    Комплектация заказа на материальном складе и выдача материально-технических ресурсов в цеха, на производственные участки, рабочие места определяется как внутрипроизводственное снабжение. Внутрипроизводственное снабжение реализует связь функционального цикла логистики снабжения с функциональным циклом внутрипроизводственной логистики.

    Обеспечение материальными ресурсами подразделений предприятия предполагает выполнение следующих работ: подготовку материально-технических ресурсов к производственному потреблению; отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место их непосредственного потребления либо на склад цеха, участка; оперативное регулирование снабжения в условиях совершенствования технологических режимов; строгий учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия. Отсюда следует, что организация внутрипроизводственного снабжения осуществляется через управление производственными запасами и запасами незавершенного производства.

    Осуществление производственного процесса, формирование запасов незавершенного производства связывается с организацией внутрипроизводственного кооперирования специализированных подразделений предприятия и построением внутрипроизводственных цепей , формирующих конфигурацию прямоточного движения материальных потоков (рис. 4.4) .

    Для исполнения этих схем применяются три основные формы организации движения внутрипроизводственных материальных потоков : накопительная, транспортно-накопительная и "нулевой запас".

    Накопительная форма предусматривает создание в составе цехов комплекса складов, включая склады исходных материалов, межучастковые склады деталей, узлов и комплектующих изделий, склады готовой продукции, кладовые технологической оснастки. Взаимосвязь склада с участком осуществляется посредством транспортных средств. Материал перемещается по мере поступления зая-

    Рис. 4.4.

    а – конфигурация типа "V"; б – конфигурация типа "А"; в – конфигурация типа "Т"

    вок с производственных участков (рабочих мест) партиями произвольной величины.

    Движение материального потока при накопительной форме организации представлено на рис. 4.5. Поставка материалов в цех осуществляется на склад 1; в зависимости от производственной мощности цеха и интенсивности мате-

    Рис. 4.5.

    риального потока это может быть один централизованный склад или несколько специализированных по видам материалов складов. Между операциями технологического процесса (участками) заготовки хранятся в межоперационном складе 2. Готовые детали поступают в сборочный цех и накапливаются в складе 3. Для хранения и выдачи на сборку покупных комплектующих служит склад 4. Собранные и испытанные изделия поступают на склад готовой продукции 5, где осуществляют комплектование их необходимой документацией, упаковку и подготовку к отправке потребителю.

    Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большого объема материала на входе и выходе системы, что обеспечивает надежность поступления необходимых деталей, заготовок, комплектующих в производство, гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции.

    Недостаток накопительной формы движения материалов состоит в том, что она требует значительных капитальных вложений для создания складских комплексов; кроме того, наличие большого числа складов и разветвленных транспортных трасс затрудняет управление движением материальных потоков и контроль за запасами, приводит к большим потерям, связанным с иммобилизацией средств.

    Транспортно-накопительная форма предполагает наличие комбинированной транспортно-складской инфраструктуры, которая объединяет определенное число рабочих мест (участков) путем установления связи каждого рабочего места (участка) с любым другим посредством информационного и материального потоков. При этом процессы механообработки (сборки), контроля, подготовки производства, складирования и резервирования материалов объединяются с помощью транспортно-складской инфраструктуры в единый процесс производства.

    Управление движением внутрипроизводственного материального потока происходит по следующей схеме: поиск необходимой заготовки на складе – транспортировка заготовки к станку – обработка – возвращение детали на склад.

    Накапливание материала осуществляется в центральном складе или децентрализованно на отдельных участках. В первом случае склад обслуживает несколько производственных подразделений и используется как резервный накопитель между началом и концом обработки детали. Во втором случае склады создаются на отдельных участках и служат для компенсации отклонений во времени при транспортировке и обработке детали. В отдельных случаях используется смешанная транспортно-складская инфраструктура, предполагающая наличие как центрального склада, так и резерва накопителей на участках.

    Транспортирование деталей осуществляется по одной из траекторий движения, представленных на рис. 4.6.

    На траектории А работает одно транспортное устройство, обслуживающее все участки и обеспечивающее движение материалов в прямом и обратном направлениях. Траектория В предусматривает несколько транспортных устройств, функционирующих в замкнутом контуре и перемещающих материал в одном направлении. Траектория С предполагает непрерывную транспортировку также в одном направлении. При этом возможно как централизованное, так и децентрализованное накапливание материала и продуктов незавершенного производства.

    Рис. 4.6.

    Достоинства данной формы организации движения проявляются в уменьшении объема запасов на рабочих местах за счет создания транспортно-складской инфраструктуры, сокращении длительности производственного цикла вследствие устранения перерывов между операциями, постоянного контроля за состоянием запасов. Ее недостатки кроются в возможности применения лишь конструктивно и технологически однородных видов выпускаемой продукции, необходимости проведения комплекса подготовительных работ и осуществления значительных капитальных вложений на создание автоматизированной системы управления производственным процессом.

    "Нулевой запас" предполагает поддержание минимального запаса на каждой технологической стадии изготовления продукции. Данная форма организации движения материальных потоков основывается на сочетании метода складирования "промежуточный склад – резервный накопитель" и метода регулирования запасов по системе "Канбан". В отличие от традиционной организации производства, в которой склад является местом хранения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, при такой форме он служит для промежуточного хранения материалов, деталей и узлов, которые не могут быть поставлены и изготовлены точно в срок. При этом склады распределены по стадиям воспроизводственного цикла: снабжение, производство, сбыт продукции (рис. 4.7).

    Рис. 4.7. Организация движения материального потока по форме "нулевого запаса"

    Резервные накопители используются для сглаживания последствий неисправностей, согласования работы производственных участков или отдельных рабочих мест, перестановки в последовательности обработки или сборки. Накопители на случай неисправностей или согласования выступают в качестве "синхронизующей среды" между производственными участками, работающими по принципу "точно в срок". При возникновении сбоев в производстве и нарушении синхронности они обеспечивают заданный такт изготовления. Накопители перестановки организуются для расширения возможности произвольной последовательности запуска деталей. Перемещение из такого накопителя осуществляется при условии поступления соответствующей заявки с производственного участка, расположенного вслед за ним (рис. 4.8). В результате устанавливается тесная связь между графиком производства и потребностью в материалах. Детали транспортируются в специальных контейнерах. Для каждого типа детали, обозначенного номером, выделяется отдельный контейнер, емкость которого ограничена, как правило, сменным заданием. Партия деталей остается на складе до тех пор, пока не будет готов к ее обработке следующий участок.

    Данная форма организации движения материальных потоков позволяет свести к "нулю" запас материала на всех стадиях его движения, обеспечивает ориентацию предприятия на запросы рынка (потребности заказчика).

    Формирование товарных запасов (готовой продукции), сбор отходов. На производственных предприятиях товарные запасы именуются сбытовыми. Они создаются вследствие несовпадения длительности производственного цикла с периодичностью отгрузок законченной изготовлением продукции с учетом времени преобразования производственного ассортимента в товарный. В этом состоит объективное условие формирования товарных запасов, в том числе по причине сезонного характера потребления продукции или транспортировки. Кроме того, товарные запасы могут накапливаться преднамеренно как резервные запасы для обеспечения выполнения заказов конкретных клиентов, в том числе постоянных или клиентов VIP-класса. В целом формированием товарных запасов решаются задачи поставки готовой продукции в адрес клиентов, а через управление товарным

    Рис. 4.8.

    запасом обеспечивается связь функционального цикла внутрипроизводственной логистики с функциональным циклом сбытовой логистики.

    Формирование товарных запасов происходит по завершении производства; в отличие от этого сбор отходов производства и создание соответствующих запасов происходит по мере их образования на отдельных стадиях технологического процесса. Аналогично сбором и реализацией отходов производства решается задача утилизации.

    • Лукинский В. С., Плетнева Н. Г. , Шульжеико Т. Г. Теоретические и методологические проблемы управления логистическими процессами в цепях поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. СПб.: Изд-во СП6ГИЭУ.2011. С. 131.
    • Основы логистики: учебник / пол ред. В. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. С. 138-140.
    • Организация производства: учебник / под ред. О. Г. Туровца. М.: Экономика и финансы, 2002. С. 236–241.

    Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики , которая рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства, т. е. в сфере производства материальных благ и материальных услуг.

    Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров заданного качества, ассортимента и в установленные сроки .

    Все производственные процессы делятся на основные и вспомогательные.

    Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий , создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

    Главной задачей производственной логистики является обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки, непрерывного движения предметов труда и непрерывной занятости рабочих мест. Объекты логистики - потоковые и материальные процессы.

    Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность. В литературе их иногда называют островными объектами логистики.

    Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, называются внутрипроизводственными логистическими системами. К ним можно отнести промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и др.

    Внутрипроизводственные логистические системы можно рассмотреть на макро- и микроуровнях.

    На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков. Возможность адаптации макрологических систем к изменениям окружающей среды в большой степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

    Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.

    На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой подсистемы, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. К этим подсистемам относятся закупка, склады, запасы, обслуживающие производства, транспорт, информация, сбыт и кадры (обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы). В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

    Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

    • отказ от избыточных запасов;
    • отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций;
    • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей;
    • устранение простоев оборудования;
    • обязательное устранение брака;
    • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
    • превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

    Логистическая организация позволяет снизить себестоимость в условиях конкуренции путем ориентации предприятия на рынок покупателя, т. е. приоритет получает максимальная загрузка оборудования и выпуск крупной партии изделий.

    Существует два варианта управления материальными потоками.

    1. Толкающая система (push system), т. е. предметы труда, поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются (рис. 6.1).

    Этот вариант предполагает, что изготовление изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и заканчивается обработкой на другом конце производственной цепочки. Материальный поток выдается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать жесткий технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно, поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, который играет роль буфера и увеличивает гибкость системы. Толкающие системы известны под названием «система MRP». Названные выше системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы.

    Рис. 6.1. Система с выталкиванием изделия, запущенного в производство

    2. Тянущая система (pull system), при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2).

    Рис. 6.2. Система с вытягиванием изделия, запущенного в производство

    Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

    К логистическим системам с вытягиванием относят систему «Канбан». В этой системе выделяют два вида карточек:

    1. карточки отбора;
    2. карточки производственного заказа.

    В карточке отбора указывают число деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки.

    В карточке производственного заказа указано число деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке.

    В месте складирования детали погружают в автопогрузчик в количестве, указанном в карточках отбора. При этом с ящиков снимают прикрепленные к ним карточки заказа, которые информируют о заказе на изготовление новых деталей в строго определенном количестве. План на участках формируют каждый день. Это обеспечивает гибкость системы. Какое-либо перемещение изделий без карточек недопустимо. Обычно система «Канбан» сочетается с системой контроля качества. Эта система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок и высокую ответственность персонала, что и ограничивает ее внедрение в различных странах.

    Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам рациональной организации производственного процесса, а именно:

    1. обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
    2. обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации - минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве - выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
    3. обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

    Нужно разрешить следующие проблемы:

    • дефицит производственных мощностей;
    • субоптимальность календарных планов производства;
    • большие длительности производственных циклов;
    • неэффективное управление запасами;
    • низкий КПД оборудования;
    • отклонения от технологии производства;
    • достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;
    • непрерывность планового руководства;
    • соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;
    • прямоточность;
    • пропорциональность, т. е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т. д.;
    • параллельность;
    • концентрация однородных предметов труда в одном месте.

    Основными законами, обеспечивающими оптимизацию производственных процессов, являются: закон упорядоченности движения материальных потоков, закон календарной синхронизации технологических операций, закон резервирования ресурсов производственного процесса, закон эмерджентности основных и вспомогательных процессов и закон ритма производственного процесса.

    В реализации целей логистики существенное место занимают новые методы организации производства, которые называются стройным производством. Оно рассматривает возникновение «узких» мест как шанс их полной ликвидации.

    Важную роль в обеспечении рационального товародвижения играют торгово-посреднические организации, которые обеспечивают производство необходимым сырьем и материалами. Логистика здесь заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов, а также в управлении информационными потоками, сопровождающими процесс товародвижения. Логистические посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения.

    3. Главной задачей производственной логистики является обеспечение производства продукцией необходимого качества в установленные сроки, непрерывного движения предметов труда и непрерывной занятости рабочих мест.

    4. Существует две концепции организации производства: логистическая и традиционная.

    Логистическая концепция включает в себя следующие основные положения: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок; превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

    Традиционная концепция организации производства предполагает никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

    5. Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.