19.06.2019

Актуальные проблемы Жилищно-Коммунального Хозяйства (ЖКХ) России и пути их решения. Про актуальное жкх. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – совокупность отраслей, создающих комфортные условия для жизнедеятельности населения государства. Кроме того, описываемые структуры снабжают предприятия отраслей народного хозяйства ресурсами первой необходимости: водой, газом, электроэнергией, теплом и т.д.

В системе ЖКХ два субъекта – производители и потребители услуг. Первые формируют спрос, вторые обеспечивают нормальные бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни. Величина спроса определяется стоимостью услуг, а также, уровнем доходов потребителей.

К сожалению, современные ЖКХ России далеки от совершенства, виной тому плохая управляемость, низкое качество предоставляемых услуг, слабая финансовая состоятельность коммунальной сферы, экономическая неэффективность.

В результате, перед произволом поставщиков коммунальных услуг жители абсолютно не защищены. Особенно остро проблема обстоит с пенсионерами, которые ввиду недостаточного финансирования со стороны государства не могут позволить себе пользование услугами ЖКХ в полной мере.

Чтобы уследить за стремительно меняющимися тенденциями в деятельности ЖКХ тематический портал публикует новости ЖКХ России, где пользователи пенсионного возраста и не только могут получать реальную информацию о грядущих изменениях тарифов, принципах начисления субсидий и т.д.

Кроме того, раздел новости ЖКХ содержит полезные рекомендации о том, как повысить энергоэффективность собственного жилища и сэкономить на коммунальных услугах.

Современные тенденции в сфере ЖКХ

Сегодня жилищно-коммунальная сфера остается одной из насущных проблем России, да и прогнозы, к сожалению, не утешительные. Причиной тому – стремительно растущие тарифы наряду с пугающей изношенностью коммуникаций, приводящей к потере части энергоресурсов.

Сколько энергоресурсов на самом деле потребляет среднестатистический россиянин? Стоит ли устанавливать счетчики расхода газа, воды, тепла и электричества и что для этого нужно? Существуют ли способы экономичного потребления ресурсов? На эти и множество других актуальных вопросов ответят реальные новости ЖКХ.

11.11.2012

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой многоотраслевой комплекс, задачей которого является обеспечение надлежащего состояния инженерных коммуникаций зданий, а также благоустройство и содержание придомовых территорий.

То есть это совокупность таких коммуникаций, как:

  • холодное и горячее водоснабжение,
  • электро-, газо- и теплоснабжение,
  • вывоз мусора,
  • уборка придомовых территорий,
  • содержание лифтов и канализационных систем.

На момент существования СССР ЖКХ было налажено очень хорошо, и все работы выполнялись качественно и в срок. Производилось нормативное обслуживание зданий, которое обеспечивало в среднем столетний эксплуатационный срок домов. Это поддерживалась большим вливанием государственных средств, однако распад Союза поспособствовал резкому уменьшению фондов, и соответственно, качеству выполнения работ. Поэтому сейчас количество аварийных и ветхих домов значительно увеличилось.

По последним оценкам, износ котельных, канализационных и водопроводных сетей, электросети, мусоропроводов, лифтов и т.д. в масштабах РФ составляет в среднем 50-65%.

Данный показатель является неоспоримым доказательством того, что нужно срочно реформировать систему работы ЖКХ , и выделять средства для восстановления или замены коммуникаций, хотя бы на самых аварийных участках.

Несомненно, деятельность созданного в 2007 году Фонда реформирования работы ЖКХ, играет важную роль в улучшении условий жизни населения. С руки этого государственного органа внедряются все модернизированные механизмы, и производится выделение «выбивание» средств для установки новых лифтов и т.п.

Но, к сожалению, государство долгое время не предпринимало никаких серьезных шагов для создания ЖКХ привлекательной областью инвестирования.

Поэтому постепенно начинает создаваться подоплека, по которой государство не будет нести никакой ответственности за содержание многоэтажных домов и территории вблизи них.

Это будет перекладываться на плечи самих граждан, которые уже начинают объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) , которые самостоятельно заключают договора с управляющими организациями ЖКХ - электросеть, водоканал, фирмы по вывозу мусора и т.д.

Несомненно, жилищное самоуправление сделает граждан более ответственными, однако, здесь есть и свои недостатки - от государства больше ничего не потребуешь, искать мастеров придется своими силами, да и в домах есть граждане, которые просто не захотят самостоятельно что-то делать. Тем не менее, по последним оценкам, около 16% домов по всей стране управляются со стороны ТСЖ.

Поскольку все-таки ЖКХ является неотъемлемой частью РФ, то проблема его модернизации и совершенствования сейчас стала одной из важнейших тем обсуждений в ГосДуме. На одной из последних сессий президент В.В. Путин заявил, что более 45 миллионов семей проживают в зданиях, требующих серьезного ремонта. Поэтому рассматривается стратегия, следуя которой, уже к 2020 году можно сделать так, что у 60% населения улучшатся коммунальные условия.

Президент заявил, что перекладывание ответственности на граждан - это не честное и не государственное дело, поэтому будет внедрятся стратегия, предполагающая пересмотр тарифных планов, создание инвестиционной привлекательности ЖКХ и повышение конкурентоспособности на строительном рынке.

Заключительным этапом действий будет развитие рынка арендного жилья, которое будет субсидироваться со стороны государства.

Конечно, в данном случае возникает вопрос реальности осуществления этой стратегии, ведь на бумагах могут быть уже написаны элитные условия, а в реальности только тарифы поднимутся. Поэтому однозначно можно сказать лишь то, что сейчас российское ЖКХ пребывает в далеко не идеальном состоянии. А насколько реализованной окажется стратегия его совершенствования, покажет время.

Задача реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей логики этого процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию развития отрасли. В реальности этого не произошло.

Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства направлены на решение следующих проблем:

Первое. Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

Второе. Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством. Рост этих надбавок вместе с ростом самих тарифов на услуги ЖКХ уже в ближайшие годы усилит наблюдающуюся с 2000 года тенденцию устойчивого опережения цен на услуги ЖКХ по сравнению с темпами инфляции. В настоящее время - в 2,6 раза. Например, жилищно-коммунальные услуги в городе Воронеже в 2008 году по сравнению с предыдущим годом подорожают примерно на 20 процентов.

Это неудивительно. В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независимая экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признается Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики - необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг

и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей. Общий аудит предприятий и организаций ЖКХ, как правило, имеет формальный характер, а социальный аудит практически отсутствует. Нет и действенного контроля со стороны институтов гражданского общества за расходованием целевых и дотационных бюджетных средств и взиманием средств с населения за жилищно-коммунальные услуги. В этих условиях планы Правительства Российской Федерации, направленные на сдерживание коммунальных тарифов на уровне общей инфляции, выглядят нереальными.

Третье. Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ. Например, в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам Воронежской области к 2011 году областные оптовые цены на газ должны сравняться с экспортными, которые, как известно, также имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, не может негативно не сказаться на динамике тарифов на газ для населения, которые возрастут в городе Воронеже на 24,7 процента.

Четвертое. Перейти с 1 января 2006 года на 100-процентную оплату «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг (до 1990 года государство дотировало более 75 процентов расходов ЖКХ, а потребители его услуг оплачивали 5-10 процентов затрат на услуги ЖКХ при том, что величина платежей граждан - 13 копеек за 1 метр полезной общей площади - не менялась с 1928 года), что расходится с позицией В.В. Путина. Еще в 2001 году в своем выступлении он высказал мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов. Большая часть населения страны имеет низкие доходы, поэтому для этих граждан переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ непосилен. В частности, в 2008 году содержание двухкомнатной «хрущебы» площадью 45 квадратных метров в городе Абакане - столице Хакассии, наиболее бедном регионе Российской Федерации, - будет стоить 2 232 рубля, что на 72 процента дороже оплаты такого жилья в 2007 году.

Шестое. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг. Было введено понятие «экономически обоснованные расходы», а также определен исчерпывающий состав затрат по каждому виду услуг ЖКХ с целью ограничения (по крайней мере в теории) необоснованного включения непрофильных расходов в структуру тарифа для населения.

Седьмое. Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную. Так, в теплоснабжении около 1 процента предприятий функционируют с участием иностранного капитала. 13 процентов тепловых сетей и источников тепла перешли в собственность частных компаний и более 25 процентов отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных организационно-правовых форм. Кроме того, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (статьи 3 и 4) предоставил частным операторам права владения и пользования объектами коммунального хозяйства, находящимися в собственности муниципалитетов, для осуществления возложенных на них функций. В результате, по различным оценкам, на конец 2006 года в сфере ЖКХ работало от 77 до 92 процентов частных организаций.

Восьмое. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:

  • * посредством банковского кредита и облигационных займов;
  • * посредством заключения договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;
  • * посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ, так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение. Деятельность таких компаний станет более прозрачной (по крайней мере, на это надеется правительство), что также (во всяком случае в теории) должно привести к сокращению издержек;
  • * посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы;
  • * посредством концессии с инвестиционными условиями, такими как «реабилитация» объектов ЖКХ, их эксплуатация с возвратом имущества собственнику после окончания сроков концессионного соглашения, строительство новых объектов ЖКХ и т. п.;
  • * посредством приватизации - полной или частичной передачи имущества предприятий ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам. В этом случае местная власть освобождается от ряда обязательств в сфере коммунального хозяйства и может сосредоточить свои усилия на решении других социальных проблем. Следует заметить, что, как показывает мировая практика, приватизация эффективна в стабильных (хотя бы относительно) экономических и социальных условиях. В условиях современной России приватизация, как привило, приводит к отрицательному результату.

Девятое. Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путем привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса, чему зачастую противятся муниципальные власти, представители которых лоббируют интересы крупного капитала. В качестве положительного примера можно привести разделение в 2000 году муниципальных управлений ЖКХ Пермской области на две части: службу заказчика с возложением на нее административно-управленческих функций и службу подрядчика, выполняющую производственные функции. В области была также введена система муниципального заказа. Начал создаваться рынок подрядных организаций в сфере обслуживания и содержания жилищного фонда. Наибольшую результативность в области показал город Нытва: персонал службы заказчика сократился на 25 процентов, а расходы на приобретение материалов для текущего ремонта увеличились вдвое. Такие примеры пока еще не характерны для формирующегося российского рынка услуг ЖКХ. В настоящее время, скорее, можно говорить о небезуспешных попытках крупного (олигархического) капитала захватить ключевые позиции в ЖКХ. Так, в частности, компания «Комплексные энергетические системы», принадлежащая В. Вексельбергу (равно как и яйца Фаберже), попросила санкцию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) на покупку более 50 процентов акций «Российских коммунальных систем» (РКС), подконтрольных также небезызвестному А. Чубайсу. Реализация подобных замыслов, скорее всего, может привести не только к тому; что потребитель услуг ЖКХ не сможет влиять на тарифы или сменить поставщика этих услуг. Допустив на рынок услуг ЖКХ предприятия-монополисты, действующая местная власть, по существу, превращается в их заложника со всеми вытекающими из этого социально-политическими последствиями. Ее просто могут сместить граждане, возмущенные постоянным ростом тарифов, дефицитом, а то и отсутствием тепла, воды, электричества и другими «прелестями» российской коммунальной жизни во многих регионах страны.

Десятое. Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жилье. Часть жилищного фонда, ранее стоявшего на балансе государственных или муниципальных предприятий, при их приватизации должна была перейти в муниципальную собственность и использоваться гражданами на условиях социального найма без права приватизации такого жилья. В настоящее время уже 71,5 процента жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципальных образований. Доля государственного жилищного фонда сократилась до 7 процентов.

Одиннадцатое. Перейти на пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметь персонального управляющего (физическое лицо или управляющую компанию в форме акционерного общества), а жильцы такого дома смогут выбрать (непосредственно или через управляющего) обслуживающие организации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ). В настоящее время в России создано около пяти тысяч ТСЖ. Собственники квартир в ТСЖ пока не спешат объединяться.

Двенадцатое. Предусмотреть публичность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимой экспертизы.

Тринадцатое. Развивать жилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 году предполагается увеличить объем строительства такого жилья с 40 миллионов квадратных метров (2004 год) до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовым источником должна стать система ипотечного кредитования.

Четырнадцатое. С целью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия его реформированию. Государство предполагает до 2011 года инвестировать 240 миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на проведение модернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов страны. Для получения этих средств муниципалитетам (60 процентов на ремонт, 40 процентов на отселение) необходимо выполнить многочисленные условия. В частности, доведение доли коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, к 1 января 2009 года до 25 процентов, а к 2011 году - до 80 процентов, доли многоквартирных домов, управляемых ТСЖ, - до 5 и 20 процентов соответственно. Конкретные сроки осуществления правительственного варианта реформы неоднократно переносились. У муниципалитетов отсутствовали достаточные средства на обеспечение населения качественными и доступными по цене жилищно-коммунальными услугами. Не имели и не имеют средств на содержание ЖКХ и неплатежеспособные граждане, как собственники жилья, так и его наниматели, а таких большинство. Преобладающая часть населения России в тех или иных формах оказывает сопротивление правительственным планам реформирования ЖКХ.


Важнейшие направления деятельности властей по реформированию жилищно- коммунального хозяйства: окончательное разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Это позволит повысить ответственность всех субъектов жилищно-коммунальной сферы, ускорит решение ее проблем; разгосударствление эксплуатационных организаций и формирование самостоятельной финансовой базы собственника-домовладельца и договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг; демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и усиление местного самоуправления, что позволит более эффективно формировать на этом уровне рыночные отношения (цены, конкуренцию, предложение и спрос). В свою очередь это должно привести к снижению затрат и повышению качества предоставляемых населению услуг; повышение ответственности руководителей и специалистов жилищно- коммунального хозяйства (экспертами в наших исследованиях являлись руководители и специалисты жилищно-коммунального хозяйства) и профессионализма всех работников этой отрасли.
Несмотря на стесненные материальные условия у россиян растет интерес к улучшению своего жилищного положения. Четверть респондентов планирует улучшить свои жилищные условия, используя при этом как собственные денежные
средства, так и заемные. Наибольшей популярностью у желающих изменить свои жилищные условия пользуются коттеджи, индивидуальные дома, кирпичные дома улучшенной планировки (каждый пятый-четвертый из тех, кто желает изменить жилищные условия, проявил интерес к подобного вида домам), а не панельноблочные. В стратегии жилищной политики эти запросы населения должны найти отражение. Государственная поддержка желающих изменить жилищные условия, в том числе финансовая, создание условий для этой активистски настроенной части населения - залог повышения их экономической активности, экономического подъема страны в целом.
Возможности улучшения жилищных условий своими собственными силами у россиян, как показывают социологические исследования, невелики. Каждый пятый нуждающийся в улучшении жилищных условий не имеет возможностей для этого. Остальные намерены что-то предпринять. Но это «что-то» явно носит кризисный характер, наглядно демонстрирует скудность путей и возможностей. Подобная ситуация сложилась из-за резкого сокращения поля государственной помощи. Только 6-9% опрошенных россиян рассчитывают на получение муниципального жилья в течение предстоящего пятилетнего периода. Еще 7-11% полагаются в той или иной степени на собственные силы - на изменение жилищных условий посредством аренды лучшего жилья (2-4%) либо путем приобретения за счет кредита (5- 7%). Все остальные, а их абсолютное большинство, все свои «пути - выходы» базируют на манипуляциях с имеющимся жильем и, в первую очередь с жильем приватизированным. Неслучайно «сохранение в собственности имеющегося жилья» главный залог возможного улучшения и, в то же время, гарантия от ухудшения жилищных условий.
В этих условиях реальной возможностью (для многих единственной) является использование ипотечного кредита, внедрение которого в российскую практику идет чрезвычайно сложно в силу скудости материальных возможностей наших граждан и правовой неотработанности многих аспектов ипотеки. Проблема улучшения жилищных условий стоит настолько остро, что 20% опрошенных граждан России готовы использовать ипотечный кредит даже при условии его представления на 10-20 лет при 10% годовых.
Основная масса желающих кредитоваться (66%) ориентируется на получение его в размере от 100 до 400 тыс. руб. Это желание отмечено во всех возрастных группах: у двадцатилетних (19% группы готовы его взять), доходит до пика у 31- 40-летних и снижается в более старших возрастных общностях.
Но никакой бюджет и никакие внебюджетные источники не помогут обеспечить жильем всех очередников. В этих условиях единственный выход - привлечение сбережений самих очередников. Путей здесь несколько. Это предоставление безвозмездных субсидий из бюджета для строительства и приобретения жилья очередниками (в среднем очередники оплачивают 40 процентов стоимости приобретаемого жилья, остальные 60 процентов предоставляет федеральный бюджет, муниципалитеты). Далее - выпуск займа социально направленного - срок обращения облигаций достаточен, чтобы граждане со средним достатком смогли накопить на квартиру (в Москве имеется такой опыт).
Еще один способ - развитие ипотеки. При существующем дефиците денежных средств актуальной схемой может стать небанковское кредитование строительства и приобретения жилья (продажа квартир в рассрочку с одновременным оформлением
ее в собственность и залог) и использование накопительной системы. Оптимальный вариант - выпуск жилищных облигаций, что даст гражданам возможность постепенного накопления средств на квартиру (от 1 до 10 лет), и привлечет в строительство муниципального жилья реальные средства (не внешние заимствования и не банковские кредиты, а средства граждан). Такая система позволит реализовывать построенное на эти средства жилье с использованием механизма небанковской ипотеки, т.е. гражданин может накопить по облигациям половину стоимости квартиры, оформить ее в собственность, а на оплату другой половины стоимости получить рассрочку на 5-10 лет. Таким образом, оптимальный вариант - это комбинированное финансирование строительства муниципального жилья из различных источников, аккумулированное в рамках единого целевого бюджетного фонда.
Готовность россиян к участию в жилищном движении, судя по результатам опросов, достаточно высока. Без жилищного движения достаточно широкого, развитого успехов в реформировании жилищно-коммунальной сферы, как показывает мировой опыт, добиться невозможно. Поэтому особое внимание необходимо уделить развитию жилищного движения. Содействовать развитию движения со стороны властей - это поддержать его организационно, материально на начальном этапе развития, методологически и методически.
Необходимо разработать программу по созданию в домах органов жилищного самоуправления, стимулированию местных инициатив. Поощрение создания товариществ жильцов, осуществление жильцами выбора коммунальных служб, осуществление контроля над их работой, широкое развитие жилищного движения и т.п. Суть программы - в расширении форм и методов по информации населения в вопросах самоуправления. Организовать на местах постоянные консультации опытных специалистов-жилищников. В центральной, региональной и местной печати постоянно давать информацию: что дают жильцам товарищества, общины, домкомы, как их организовать, имеющийся передовой опыт и т.д. Важно активистам оказать материальную помощь: взять на себя часть расходов по оплате регистрационных сборов, за свой счет обучать жильцов науке жилищного менеджмента, чтобы получив лицензию, они рискнули взяться за полномасштабное управление своим домом.
Успешность преобразований в жилищно-коммунальной сфере возможно только при изменении отношения органов местного самоуправления к проблеме жилищного и коммунального обслуживания человека. Люди только тогда поймут, что власть повернулась к ним лицом, когда почувствуют себя равноправными партнерами в процессе производства и предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, когда качество этих услуг будет повышаться адекватно их цене, а процедура повышения тарифа станет публичной, доступной для понимания каждого гражданина.
Страховые намерения и поведение, судя по опросам россиян, проявляют по преимуществу те, кто свое жилье приватизировал. Отказываются от страхования люди, проживающие в государственном, муниципальном или ведомственном доме. На сегодняшний день имеется потенциал реализации страховых намерений граждан России. Необходимо активнее работать с населением, упростить, сделать доступнее возможности реализовать страховые намерения населения.
Усиление информационно-пропагандистской работы, направленной на детальное разъяснение конкретных направлений реформы: и самой концепции реформы,
и нормативных актов по ее реализации, позволит повысить практическое участие населения в преобразованиях жилищно-коммунальной сферы, ослабить неприятие реформы в целом и реализовать намечаемые преобразования в жилищно- коммунальном хозяйстве.
Реформы в жилищно-коммунальном сфере чрезвычайно сложны и трудны, диспропорции достигли таких масштабов, что потребуется время и политическая воля не только федерального правительства, но и творческая и целеустремленная работа на местах, чтобы достичь основных целей реформы. Контрольные задания и задачи для самопроверки В настоящее время жилищный фонд России составляет... (20%, 25%, 30%).
В 2000 г. структура жилищного фонда по формам собственности составляла: в госсобственности находилось... (9%, 12%, 15%) жилищного фонда, в частной собственности - (45%. 55%, 65%), в муниципальной... (25%, 30%, 35%). Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять... (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан на жилье. Государство, провозглашающее себя социально ориентированным фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан на жилье. Конституция РФ зафиксировала смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей и закрепила переход от системы преимущественно государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности, что означает... Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим постулатам (ст. 40 Конституции России)... Политика «государственного жилищного патернализма» означает... Литература

Ст.959; Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. №2. Ст. 67; СЗ РФ. 1999 г. № 18. Ст. 2214. Об основах федеральной жилищной политики: Федеральный закон от 24 декабря 1992 г. Ху 4218-1; ред. от 21 апреля 1997 г. № 68-ФЗ. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1997 г. № 17. Ст. 1913; СЗ РФ. 1999 г. Ха 7. Ст. 876. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. // СЗ РФ. 1995 г. Ха 35. Ст. 3506: 1996 г. № 17. Ст. 1917: Ха 49. Ст. 5500. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. N° 1550-1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 г. Ха 154- ФЗ; Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от октября 1993 г. N° 1760; Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Х° 2265. О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»: Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. X» 431. // СЗ РФ. г. Ха 14. Ст. 1431. О федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»: Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. Ха 700. О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. Ха 131-Ф3. //СЗ РФ. 1998 г. Ха 31. Ст. 3809. Федеральная целевая программа «Свой дом»: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. Ха 753. // СЗ РФ. 1996 г. Ха 29. Ст. 7283. «О залоге»: Закон Российской Федерации. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992 г. Ха 23. Ст. 1239. О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг: Постановления Правительства РФ от 26 мая 1997 г. X» 621. // СЗ РФ. 1997 г. Ха 22. Ст. 2597. О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от мая 1997 г. Ха 528. // СЗ РФ. 1997 г. Ха 22. Ст. 2568. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. Ха 425. // СЗ РФ. 1997 г. Ха 18. Ст. 2131. О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 мая 1997 г. Ха 528. // СЗ РФ. 1997 г. Ха 22. Ст. 2568. О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. Ха 205. // СЗ РФ. 1999 г. Ха 10. Ст. 871. Жилищный кодекс РСФСР. - М., 1999.