04.07.2019

Надо ли оправдываться. Когда не нужно оправдываться. Вы одиноки на протяжении долгого времени


admin

«Хватит оправдываться!» – с этой фразой разговор неизменно приобретает негативный оттенок, сопровождающийся подозрениями собеседника в честности человека напротив. Неудивительно, что диалог сразу заканчивается. Причины, послужившие предпосылками к оправданию, не соответствуют масштабам вины, поэтому нецелесообразно рассуждать о правильности такого способа, призванного сгладить сложившуюся ситуацию. Подобные проступки не дают право человеку придумывать череду вымышленных событий, повлиявших на итоговый результат. Люди, не лишенные , предпочитают довольствоваться горькой правдой, а не вкушать сладкую ложь.

Распознать собеседника, который оправдывается, утаивая истину, можно по характерным жестикуляциям. Человек неосознанно создает физические барьеры между собой и «визави», скрещивая руки на груди или выставляя ногу вперед. Шаг назад становится еще одним весомым аргументом, чтобы усомниться в достоверности слов «провинившегося». Если «оппонент» почесывает кончик носа или затылочную часть головы, то он неизменно сомневается в собственном ответе. Такие механические действия позволяют определить искренность человека, раскрыв его подлинный облик. Иногда не помогает убедиться в коварстве «оппонента», поэтому не менее важно обращать внимание на смысловое содержание реплик.

Распространенные причины оправданий

Если человек постоянно оправдывается, то говорить о наличии у него самодостаточности не приходится. У таких людей наблюдается , образовавшийся вследствие многообразия разногласий на подсознательном уровне. Чтобы устранить этот недостаток, омрачающий моральный облик, нужно первостепенно разобраться с насущными проблемами, послужившими предпосылками к появлению необязательности и неорганизованности. Практикующие психологи классифицируют оправдания в соответствии с характером движущей силы, вынуждающей человека врать и придумывать, на три категории:

Рационализация.

Действенный механизм защиты, основывающийся на аналитике произошедшей ситуации. В попытке оправдать собственные проступки люди ищут подходящие мотивы, объясняющие важность осуществленной манипуляции. Самообман, рассчитанный на поиск правды в дебрях лжи.

Морализация.

В процессе внутреннего диалога «провинившийся» пытается оправдать собственные действия, руководствуясь необходимостью сделанного поступка. В качестве аргументов используются внешние факторы и моральные мотивы, проецируя отговорку, как ложь во благо.

Интеллектуализация.

Способ контроля отрицательной гаммы эмоций, появившейся после очередной порции оправданий. С помощью размышлений о целесообразности своей манипуляции человек успокаивается, сдерживая отчаяние и расстройство.

Сопровождающаяся отчаянием и неуверенностью в собственных силах. Такие люди изначально занимают проигрышные позиции. Даже правду можно рассказать так, что в нее не захочется верить.
Страх разочаровать близкого человека, оказавшийся сильнее благородства и честности. В попытке оправдать ожидания люди опускаются до лжи, выставляя себя в лучшем свете, чем есть на самом деле. Помните, что в процессе придумывания недостоверных событий вы выказываете неуважение собеседнику, считая его узколобым.
Обвинения, присущие начальникам, которые придерживаются авторитарного стиля управления в общении с подчиненными. Сотрудники начинают непроизвольно оправдываться, даже не чувствуя вины, но ощущая психологическое давление руководителя.
Обман становится еще одной весомой причиной, из-за которой люди опускаются до невразумительного вымысла. Желая сохранить истинные предпосылки, немногие умеют в экстренной ситуации придумать правдоподобную историю, в которую собеседнику придется поверить.
Лень, порождающая опоздания и неорганизованность. Из-за одного коварного недостатка появляется другой. Человек привыкает «отчитываться», когда сообщает о своем проступке. Не представив ситуацию с различных ракурсов, он заведомо попадает в проигрышное положение. С течением времени у окружающих пропадает доверие к такому персонажу.
Отсутствие нравственных и высокоморальных качеств в личностном облике человека, для которого оправдания становятся способом поддержания нейтральных отношений с работодателем и коллегами, второй половинкой и друзьями.
Стыд – распространенный фактор, становящийся во главе вымысла. В попытке сохранить честь и достоинство перед собеседником «провинившийся» начинает невразумительно объясняться, выдумывая историю, которая может стать сюжетом для приключенческого фильма.

Отличается от слабой личности умением признавать собственные ошибки, исправляя сложившуюся ситуацию. Неуверенные в собственных силах люди пускают события на самотек, не заморачиваясь о последствиях. Недальновидность – неотъемлемая составляющая типажа, в арсенале которого присутствует многообразие оправданий. Главный минус отговорок и вымыслов в неправдоподобности, ведь каждый раз приходится придумывать увлекательные истории, перекрывающие масштабами предыдущие причины опоздания или снятие ответственности за принятие решения.

Типичные оправдания несостоявшихся людей

Добиться заветного результата человеку мешает неорганизованность, которая влечет за собой шлейф проблем. Банальное просыпание на работу из-за ночного просмотра фильмов может сопровождаться необратимыми последствиями, исправить которые не в силах даже оправдания наивысшего «сорта» – лишением премиальных или внушительным штрафом, трудовой деятельностью в выходной день или испорченными отношениями с начальством, временным отстранением от управленческой должности или окончательным увольнением. Высокая цена здорового сна, обусловленная отсутствием доверия к вам со стороны руководства. Люди, привыкшие оправдываться, неизменно попадают в замкнутое пространство – через короткий отрезок времени окружающие перестают воспринимать объяснения всерьез. Типичными отговорками личностей, теряющих моральный облик и не способных к реализации намеченных целей, становятся:

Критическое отсутствие денежных средств, становящееся весомым аргументом для трудоустройства на низкооплачиваемую работу. Финансовая несостоятельность скорее надуманная, чем реальная – на незначительной должности спрос с сотрудника меньше, поэтому можно позволить себе опаздывать и ежедневно тешить начальство веселыми отговорками.
Нехватка времени – главный аргумент человека, считающего себя умнее всех. у собеседника получается уже через 2–3 инцидента, ведь причины для снятия с собственной персоны ответственности должны быть весомыми, а масштабных оправданий, граничащих с реальностью, сравнительно мало. Представая в разговоре безупречной личностью, ставшей частью череды неприятных случайностей, приходится после «падать» с большой высоты, на которую возносят рассказчика захватывающие, но неправдоподобные истории.
В случае отсутствия у человека желания познавать новый вид искусства или осваивать профильную работу проще публично заявить о личной стороне вопроса. Не хотите водить машину? Сообщите, что не можете сесть за руль после трагического происшествия со знакомым. Не успеваете к плановому открытию предприятия по утрам? Расскажите о тяжелом разговоре в любовной паре, спровоцировавшем скандал в коридоре за 5 минут до вашего выхода из дома.
Отрицание корректности составления задания, в котором человек едва ли разбирается – еще один действенный способ, чтобы снять с себя ответственность. Вас просят помочь с ремонтом машины? Скажите, как неудачно спалили в детстве дорогостоящую модель немецкого транспортного средства. Вам нужно отчитаться перед начальством о плановой проверке за прошедший месяц? Оправдайтесь со вкусом, сообщив о своих безграничных попытках и упорстве ревизора.

Если в приведенном списке присутствуют оправдания, которые знакомы вам не понаслышке, то настало время задуматься. Вовремя диагностировав проблему, можно миновать категории несостоявшихся людей. Подобные высказывания выступают в роли якоря, мешающего личностному совершенствованию и социальному росту. Построить успешную карьеру или создать крепкую ячейку общества, постоянно находя безосновательные причины – верный способ встретить бесславную и бедную старость. Чтобы изменить свою жизнь, важно уже сегодня начать избавляться от , возвращая веру в собственные силы. Помните, что дорогу может осилить только идущий.

Действенные способы решения проблемы

Если вы уже успели оценить масштабы сложившейся ситуации, в которой вы неосознанно ищите оправдания собственным поступкам, то займитесь изменением своего личностного образа. Чтобы перестать бояться ответственности за совершенные поступки, нужно отказаться от лживых вымыслов, и заручиться терпением, руководствуясь следующими рекомендациями:

Не занимайтесь воздвижением иллюзорных «замков», а начинайте реализовываться, достигая заветных целей и добиваясь желаемых результатов.
Пересмотрите приоритеты, где на новой иерархической лестнице ответственность (дело) будет располагаться на ступень выше, чем лень (потеха).
Самостоятельно находите мотивацию для преодоления новых препятствий, вдохновляясь уже покорившимися ранее «вершинами».
Научитесь правильно объяснять собеседнику причины проступка, чтобы монолог не выглядел, как оправдание, а был обстоятельным и конструктивным рассказом, не лишенным смысла.
Не откладывайте трудные дела на потом, предпочитая «завтракать» и начинать новую жизнь с понедельника. Уже сегодня у вас появляется возможность изменить сложившуюся ситуацию, развив в себе еще одно личностное достоинство.
Откажитесь от составления долгосрочных планов, которые остаются только на бумаге. За длительное время люди успевают «перегореть», забросив идею в кулуары сознания. Ставьте перед собой реальные цели, воплотить которые можно в ближайшем будущем.

Следуя незамысловатым правилам можно за короткий промежуток времени , который отвечает за свои сделанные поступки. В процессе саморазвития придется пересматривать , отказавшись от уловок и хитростей, вымысла и приключенческих историй. Честность и обстоятельность – неотъемлемые составляющие нового личностного облика.

Скорректировав мировоззрение и поменяв приоритеты, удача обязательно повернется к вам лицом, оценив масштабы личностного развития. Отказываясь от оправданий, вы исключаете лишний повод для ссор с близкими людьми. В качестве жизненного кредо известные люди нередко выбирают следующую цитату: «Желание – тысяча возможностей, а нежелание – тысяча препятствий».

15 марта 2014, 11:30

Оправдания никогда не приносят существенной пользы. Более того, оправдываясь и перекладывая вину с себя на чужие плечи, мы навлекаем еще большую вину на себя.

Подобное поведение провоцирует дополнительные поводы для принесения извинений и поиска оправданий в нашей жизни. Например, мы оправдываемся перед начальником за то, что не выполнили план, а через время директор оправдывается перед нами, за то, что вынужден урезать нашу премию.

Перекладывая вину на другого, вы даете право управлять вами и вашими делами непредвиденному фактору, который не можете контролировать. Оправдываясь, вы снимаете с себя ответственность за то, что с вами произошло. Вы становитесь беспомощным и зависимым от обстоятельств и других людей. Причем вы делаете это по собственному согласию. Это означает, что и изменить свое поведение также в ваших силах.

Когда женщина жалуется, что уговоры ее матери вынудили ее выйти замуж, или мать говорит ребенку, что алкоголизм отца мешал ей воспитывать его должным образом, то основная информация, которую они доносят – их собственная беспомощность. Осознанно или нет, но они придумывают оправдания своим неудачам.

Поскольку желание оправдываться очень быстро входит в привычку, то мозг человека уже самостоятельно начинает придумывать ситуации и обстоятельства, которые невозможно контролировать и которые вынуждают его чаще оправдываться. Подобное поведение может привести к несчастному случаю, болезни, недостатку времени и денег, нечестности других. Но стоит понимать, что эти ситуации мы притягиваем сами, своими мыслями, чувствами и словами.

Предотвратить неприятные ситуации и стать хозяином судьбы можно только, если осознать несколько простых правил:

  • Мы сами отвечаем за то, что говорим, думаем, чувствуем и делаем по отношению к себе и другим.
  • Нужно научиться отвечать за все, что происходит с вами.
  • Не перекладывать вину на окружающих.
  • Что бы ни произошло всегда говорить себе: «Все идет так, как я хочу», даже если это и не так.

Таким образом, вы формируете полезную установку, которая поможет избегать неблагоприятных ситуаций и неприятных людей в будущем. Пусть вашим девизом с сегодняшнего дня станет фраза: «Ответственность на мне».

Как только вы перестанете бороться с болезнями, враждебным отношением, опозданиями и безответственностью, вы больше не будете жертвой обстоятельств и станете хозяином своей судьбы. Вы забудете о депрессии, экономическом кризисе и эпидемиях, станете преуспевать и достигните счастья, потому что поймете простую истину – никто и ничто не сможет вам навредить, пока вы сами это не позволите.

Когда мы перестаем оправдываться, то меняем свою жизнь к лучшему. Приобретаем уверенность в себе. Перестаем подводить других. Нам начинают доверять окружающие. Мы заслуживаем уважение не только других, но и самих себя.

Метки: Стресс ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Извиниться. если попала в неловкую ситуацию, никогда не считала за труд. а вот оправдываться начинаю и понимаю, что не всегда это нужно.

Милые дамы, выношу на обсуждение - надо ли оправдываться женщине.

Попробуйте задумываться, сколько раз за день вы оправдываетесь перед мужем, перед подружкой, перед родителями и перед собой. Пару сотен раз, не меньше.

А нужно ли это делать? Ведь мы оправдываемся даже, когда нам делают комплимент по поводу того, как мы хорошо выглядим. "Ой, да что, вы. Не может быть. И вообще я сегодня не выспалась. Плохо себя чувствую." Какой кошмар!

Запомните, что женщина не должна ни перед кем оправдываться вообще. Как говорит расхожая пословица, женщина должна быть красивой, счастливой, любимой. А больше она никому ничего не должна. Поэтому не оправдывайтесь никогда и не перед кем.

А другая пословица вещает о том, что ноги вытирают об того, кто стелется. Не хотите, чтобы о вас вытирали ноги все, кому это потребуется? Тогда встаньте во весь рост, примите королевскую осанку.

Понаблюдайте за теми людьми, которые постоянно извиняются. У них затравленный вид, сгорбленная спина. И очень скоро придет такое время, когда избавиться от такого состояния станет невозможно.

Наши женщины привыкли к постоянному чувству неполноценности. Они винят себя в том, что они недостаточно внимательные жены, хорошие матери, плохие хозяйки и неполноценные работники. Они позволяют куражиться над собой начальству, мужу, любовнику.

Если у нее подгорели котлеты, это трагедия. Что скажет муж? Придется съесть все котлеты самой, а мужу поджарить снова.

Но если у женщины есть задатки королевы, а не кухарки, она нисколько не почувствует себя виноватой.

Ну и что? Она в это время делала макияж и не собиралась бросать его из-за несчастных нескольких котлет. И вообще, давно пора ее благоверному сводить ее в ресторан.

Скажите, вы чувствуете себя виноватой, если у вас зарплата больше, чем у вашего мужа или любовника? Вы обязаны при этом кормить его и его родственников, дарить им дорогие подарки, особенно, если они принимают их как должное?

Вы чувствуете себя виноватой, если в свой выходной не встали пораньше, чтобы убрать квартиру или погулять с собакой, а решили выспаться часов так, до двенадцати. Ведь вы женщина, а значит должны хорошо выглядеть. Но для этого нужно выспаться.

Если вы хотите хорошо выглядеть и проводите много времени в спортзале, у вас прекрасная фигура. Вы чувствуете себя виноватой перед подругой, заплывшей жиром в ответ на ее жалобы, что ей ничего нельзя сладенького съесть.

Если вам надоел мужчина вашей жизни и вы решаете расстаться с ним, вы еще и извиняетесь перед ним, что так вышло? Ведь это он виноват в том, что ходит по квартире небритый, не дарит вам духи или дезодоранты на день рождения и вообще совершенно забыл, что любая женщина требует к себе внимания.

Если вы за рулем и соблюдаете правила дорожного движения, а мужчина, который стоит в пробке сзади вас, оглушительно сигналит, как вы себя чувствуете при этом? Он-то понятно, как: "опять женщина за рулем!" Ну и пусть подождет, не на тот свет торопится.

Вы виновато просите своего мужчину помочь вам в домашних делах и слышите в ответ, что мыть посуду - вообще не мужское дело. А мужское дело ходить на работу, зарабатывать или даже добывать деньги? Это и женщины должны делать? Ну тогда и обед лучше по-очереди готовить.

Конечно, в некоторых случаях можно и нужно извиниться. Например, если вы нечаянно наступили комуто на ногу или опоздали на встречу (но не на свидание).

А вот оправдываться женщина не должна никогда, даже перед начальством, если она опоздала на работу. Ваши оправдания никого не волнуют. Они нужны только для того, чтобы лишний раз поставить вас на место. Поэтому вместо оправданий вы просто вежливо и с достоинством извинитесь. И хватит с него.

Или представьте ситуацию, когда вы возвращаетесь домой в половине первого ночи. Муж, конечно, в бешенстве бегает по квартире.

Ни в коем случае не объясняйте ему, что задержались у подруги. Просто загадочно промолчите в ответ на грозный вопрос. А если будет настаивать, напомните ему о его отлучках. И все. Разговор окончен.

Мы продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама, которые он проводил с прихожанами несколько лет назад. Отец Авраам является духовником Свято-Косьминской пустыни и Ново-Тихвинского женского монастыря , сестрами которого и были расшифрованы и подготовлены к публикации эти беседы. В этой беседе речь пойдет о том, какой вред приносит нам страсть самооправдания и что такое правильное самоукорение.

Все мы любим оправдываться. Например, люди, которые отличаются гневливым характером, часто грубят другим, в ответ на замечание могут сказать: «Я не могу не сердиться - меня родители плохо воспитали». Или: «У меня такой характер, с этим уже ничего не поделать». Или даже: «Кто грубит? Я?! Это неправда, я со всеми всегда общаюсь очень вежливо и культурно». Нам кажется, что наши оправдания совершенно правильны: если мы и грешим, то не по своей вине, просто нам мешают люди, характер, воспитание, здоровье, погода и так далее.

Что значит «самооправдание»? Уже по своему строению это слово означает поведение, при котором человек приписывает себе правду, иначе говоря - почитает себя праведником. Теоретически все мы считаем себя грешниками, каемся на исповеди раз в месяц или чаще. Но когда доходит до конкретных дел, мы оправдываем себя: в данном случае я не виноват, в этом отношении я веду себя правильно… Если сложить все эти бесчисленные случаи, к нашему удивлению и стыду окажется, что мы лишь называем себя грешниками, а на деле считаем себя праведниками. Естественно, думая о себе так, мы в то же время уничижаем тех, кто нас окружает, считая, что они во всем виноваты, они нас соблазняют, заставляют грешить.

Но путь самооправдания - это путь порочный, гибельный. К чему он приводит? Либо к тому, что человек, отказываясь видеть свои грехи, духовно тупеет и совсем не пытается жить по заповедям, либо пытается изменить обстоятельства, которые «мешают» ему исполнять Евангелие. Тогда он развивает нелепую, совершенно не христианскую деятельность, направляя все свои усилия не на самого себя, а на то, что его окружает, чаще всего на людей. Но каждый человек является совершенно свободным существом, и в лучшем случае мы можем лишь несколько повлиять на него, а изменить его, если сам он этого не хочет, никто не властен. Поэтому нередко тот, кто предпринимает такие попытки, видит их безрезультатность и впадает в отчаяние.

По учению святых отцов, одна из необходимейших добродетелей для спасения - самоукорение. Я имею в виду не то простое, даже примитивное проявление самоукорения, при котором мы сами себя в душе оскорбляем, уязвляем, уничижаем какими-то словами. Под самоукорением нужно понимать нечто более глубокое - такое расположение души, при котором человек во всем видит свою вину и не пеняет на внешнее. Если человек будет всегда видеть свою вину, если не будет никого обвинять в том, что согрешил, - то тогда, по логике вещей, он начнет искать средства изменить самого себя. Человек, который стяжал навык самоукорения, примиряется с тем, что его ближний не такой, каким ему хотелось бы его видеть, и проявляет любовь к каждому человеку, невзирая на то, добрый он или злой, друг или враг. Он не оправдывается тем, что его плохо воспитали, потому что знает: он свободен и, если бы захотел, вел бы себя иначе, избирая доброе и отвергая то, чему его неправильно научили в детстве, допустим, в школе. Он не станет ссылаться на то, что его искушают друзья, а будет либо удаляться от них, либо, наперекор их соблазнительному поведению, стараться самостоятельно изменить самого себя. И на все остальное, что является внешним по отношению к свободной воле человека, он не будет обращать внимания, зная, что только его вина в том, что он своей свободной волей уклонился ко злу. Ничто не может заставить человека сделать зло, если он этого не хочет, в особенности если речь идет о христианах - людях, которых Господь Иисус Христос освободил Своими крестными страданиями и через таинства сделал неподвластными греху. Со времени Христова пришествия человек грешит уже совершенно произвольно, а не под натиском обстоятельств, как это было (и до некоторой степени могло быть оправдано) до пришествия Христа.

Два образа мысли, два душевных состояния - самооправдание и самоукорение - изображены в Евангелии, хотя они не называются там именно этими словами - терминами аскетической литературы, которыми мы привыкли оперировать.

Рассмотрим известную притчу о мытаре и фарисее, которой посвящено одно из воскресений перед Великим постом - Неделя о мытаре и фарисее. Человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь. Фарисей же став, сице в себе моляшеся: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь: пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу. Этот человек себя оправдывал и не видел своих грехов. Такое самооправдание (если пользоваться аскетическими терминами) удалило его от Бога. Далее в Евангелии говорится: Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику. Глаголю вам, яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется. Получается, что оправдывающий себя возносится, укоряющий себя смиряется.

Что означают слова мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику? Или слова Иисусовой молитвы (по сути те же самые): «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»? Грешный - это тот, кто виновен в нравственном отношении. Таким образом, произнося Иисусову молитву, мы постоянно укоряем себя перед Богом: «Прости меня, виновного в нарушении нравственных заповедей». Так мы говорим, но чувствуем ли мы это? Вникаем ли мы в смысл этих слов, участвует ли в их произношении наше сердце или остается холодным? Или, может быть, произнося слова мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику, мы на самом деле рассуждаем, как фарисей: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, и веду духовную жизнь, исповедуюсь, молюсь молитвой Иисусовой»? Мы произносим слова покаяния и самоукорения, а мысли у нас фарисейские, мешающие настоящей, внимательной, искренней молитве. Мы оправдываем себя и перед самими собой, и перед другими людьми, потому что такое настроение не может не вырваться наружу. Иногда мы смиряемся напоказ, потому что знаем, что в определенном обществе: в монастыре или вообще в христианской среде - смирение одобряется и почитается чем-то значимым. А мытарь сказал о себе всего одно слово - «грешник», и если человек говорит подобное искренно, от всей души, значит, он приобрел добродетель самоукорения.

Когда человек всегда и всюду считает себя грешником, это проявляется в любой житейской ситуации. Мы при всяком конфликте оправдываем себя, а он говорит: «Да, я виноват, я согрешил». Святитель Тихон Задонский однажды в разговоре с неким вольнодумным дворянином стал доказывать, что тот неправильно рассуждает о Боге. А дворянин, вспылив, дал святителю Тихону пощечину. Тогда святитель сделал перед ним земной поклон и сказал: «Простите меня Бога ради, что я вас соблазнил». Это так подействовало на этого возмущенного человека, что он сам упал в ноги святителю и просил у него прощения, а впоследствии стал хорошим христианином. Казалось бы, святитель Тихон в этом случае ни в чем не был виноват, но, как смиренный человек и истинный христианин, он и здесь увидел свою вину. Если бы мы искренне считали себя грешниками, если бы искренне произносили слова Иисусовой молитвы: «Помилуй мя, грешного», то в любой ситуации находили бы вину в себе, а не в окружающих людях, вещах, обстоятельствах, состоянии и прочем.

Очень часто мы оправдываем себя, предпочитая евангельским заповедям и велению нашей совести так называемые требования здравого смысла. Но нужно сказать, что «здравый смысл» (не истинный, конечно, а тот, которым пользуется мир) с годами, а тем более со сменой эпох меняется. Один «здравый смысл» был у язычников античного времени, другой - у теплохладных христиан времен господства христианства в цивилизованном мире, третий - у современных материалистов и атеистов, четвертый - у магометан, пятый - у буддистов… Но все эти разнообразные «здравые смыслы» единодушно восстают против христианской нравственности. Иногда это видно очень ясно - борьба происходит между людьми: одни защищают позицию Церкви и Церковного Предания, другие относятся к ней враждебно, - например, с позиций атеизма или житейского материализма, который выражается в том, что человек особо не задумывается о духовных истинах и печется только о своем материальном благополучии. В этих случаях дело обстоит проще. Но, к сожалению, очень часто бывает, что мы сами, православные христиане, принимаем в себя нечто от мира и держимся этого мнимого здравого смысла, сами того не замечая и не понимая. Тогда борьба между мирским «здравым смыслом» и истиной христианства происходит внутри нас. К несчастью, она часто заканчивается победой этого «здравого смысла»: мы уступаем ему и попираем свою христианскую совесть.

Когда мы следуем мнимому здравому смыслу, мы тоже проявляем самооправдание. Нарушая что-то из евангельского учения и Православного Предания, мы оправдываемся тем, что здравый смысл подсказывает нам поступить именно так: проявить человекоугодие или малодушие, или иную страсть, для того чтобы не потерпеть вреда или какой-нибудь скорби. Оправдывая себя «здравым смыслом», мы постоянно и потому нагло, дерзко, вызывающе отступаем от евангельского учения. Мы должны осознавать, что поступаем греховно, например из страха, и просить у Господа прощения.

Внутри самих себя мы имеем и мытаря и фарисея. Мытарь себя укоряет, фарисей оправдывает. Один и тот же человек в одно мгновение кается - и становится мытарем, а через несколько минут оправдывает себя - и превращается в фарисея. Если мы вознерадим в этой борьбе, если склонимся к самооправданию, то, подобно фарисеям и законникам, удалимся от Христа и лишимся Божественной благодати. Мы не получим помощи в исполнении заповедей и останемся бесплодными.

Вопрос. Батюшка, как себя укорить в том случае, когда ты дело сделал, все необходимое предпринял, а дело не получилось? И недоумеваешь: а почему, ведь все сделано хорошо?

Ответ. Может быть, Богу неугодно, чтобы это дело совершилось. На все воля Божия. Вероятно, в подобном случае уместно не укорять себя, а просто смириться, предаться воле Божией. Если я говорил об укорении, то это не значит, что нужно себя укорять везде и всюду, где нужно и где не нужно. Иметь самоукорение - это значит видеть свою вину именно в нарушении заповедей.

Вопрос. Когда я молюсь, то мои близкие смеются и издеваются надо мной. Из-за этого я часто оставляю молитву, чтобы их не раздражать. Это самооправдание или я веду себя правильно?

Ответ. Когда нас окружают люди, которые не понимают этого, то уместно вспомнить евангельские слова Спасителя: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы. Мы не должны вести себя так, чтобы вызывать кощунство. Лучше нам помолиться в другом месте, утаить молитву, не ради того, что мы стыдимся, а ради того, чтобы не давать повода для кощунства.

Кроме того, если мы молимся, а над нами смеются, то какая же это молитва? Если нет возможности молиться открыто, то лучше помолиться в церкви или по дороге. Если нет возможности читать по молитвослову, потому что близкие издеваются и кощунствуют, то лучше некоторое время почитать про себя Иисусову молитву или какую-нибудь другую молитву, которую мы знаем на память. Некоторые заучивают на память утренние и вечерние молитвы.

А вообще-то лучше при возможности избегать таких людей. Если мой друг постоянно кощунствует над моими самыми святыми чувствами, то зачем мне нужен такой друг? Значит, он меня не понимает, не ценит, презирает меня в самых моих глубоких проявлениях.

Ответ. Самоукорение сохранить трудно. Нужно, прежде всего, молиться. Сама Иисусова молитва в каком-то смысле есть самоукорение и понуждение себя к смирению. Если мы говорим беспрестанно в течение дня: «Помилуй мя, грешную» или «грешного», то таким образом мы заставляем себя помнить о своей греховности, приучаем себя к смиренному о себе мнению. Но самое главное, нам нужно помнить, что самоукорение, покаяние - это плод духовный, это действие благодати. Если не будет благодати, то, как бы мы там ни изощрялись, что бы мы себе ни говорили, как бы себя ни уговаривали, искреннего самоукорения не будет. То есть более всего нужно надеяться на Бога и поэтому непрестанно молиться.

Вопрос. У одной моей знакомой в жизни все как-то не клеится, ничего не получается, постоянные искушения и напасти. Она считает, что на нее навели порчу. Это в самом деле может быть?

Ответ. Колдовство, конечно, существует, этого нельзя отрицать. В наше страшное время распространяется учение о черной и белой магии, книги продаются совершенно свободно - каждый может купить «Черную магию».

Я в этом, честно скажу, практически не разбираюсь. Отличить порчу от обыкновенной болезни, кроме очевидных случаев беснования, я не могу. Для этого надо ехать к духовным старцам и спрашивать у них. Но очень часто о порче говорят люди, которые хотят всё списать на других. Свалить с больной головы на здоровую. Человек не думает о том, что у него есть грехи, что он плохо молится, плохо исповедуется, недостойно причащается. Он ни в чем не хочет видеть своей вины, а всё списывает на порчу. «Почему ты плохо молишься?» - «Меня испортили». «Почему ты не постишься?» - «Я заколдованный». «Почему ты куришь?» - «Сглазили меня!» Так смотришь - ну заколдовали человека, ни в чем он не виноват.

И для того, чтобы определить, что это порча, надо прежде самому проявить усердие в духовном отношении, и тогда обнаружится, действует ли посторонняя сила или это просто наше нерадение было. Кроме того, порчу можно изгнать и своими усилиями, то есть молитвой, постом или исповедью, причащением. Надо прибегать к самым обычным церковным средствам. В первую очередь, к таинствам, молебнам. Церковь дает нам все средства, очень могущественные - только бы мы сами пользовались ими.

Выбор, который мы делаем, определяет нашу сущность и наши поступки. Мы заслуживаем того, чтобы быть уверенными в любом своем решении, нет необходимости ни перед кем оправдываться. Это те вещи, которые вы не должны никому объяснять или чувствовать себя за это неловко.

Религиозные и политические убеждения

Не секрет, что количество конфликтов в нашей стране и во всем мире возрастает прежде всего из-за различий в политических взглядах и религиозных направлениях. Но то, во что вы верите - это ваш собственный выбор. Это часть вашей личности. Вы можете открыто говорить или вообще молчать об этих убеждениях - как вам удобно, но вам вовсе не нужно рассказывать все учения вашей церкви или повестку вашей политической партии в качестве оправдания.

Отношения

Не позволяйте другим людям управлять вашей личной жизнью. Только вы можете решить, какие отношения - романтические или нет - сделают вас самым счастливым. Если хотите, чтобы ваши друзья узнали о новой милой девушке, которую вы встретили в Интернете, а они понятия не имеют, что вы нашли в ней и открыто об этом заявляют, вы сами можете принять окончательное решение, состоится ли вторая встреча. И наоборот, вам не нужно встречаться с кем-то только потому, что друзья вас об этом попросили. Самое главное - слушайте свое сердце.

Отсутствие отношений

Вы сильная, независимая женщина (или мужчина), которой не нужны члены семьи или друзья, постоянно напоминающие вам об одинокой жизни. Может быть, вам нравится отсутствие привязанности к кому-то и полная свобода действий, и это делает вас по-настоящему счастливым человеком. Или, может быть, вы изо всех сил пытаетесь найти идеального порядочного человека в этом хаотичном мире онлайн-знакомств. Вот почему люди не могут просто встретиться в баре, как это было раньше? В любом случае, вам не нужно разглашать эти мысли никому.

Отсутствие извинений

Если вам действительно не жаль, то вы не обязаны извиняться. Человек только издевается над собой, когда неискренне говорит, что сожалеет о том, что сделал. Это дает другому человеку ложное впечатление о вас и ваших намерениях.

За несогласие

За отказ от сплетен

Независимо от того, сколько люди узнали о последствиях сплетен в средней школе, некоторые взрослые все еще умудряются делать это, причем делают это как-то навязчиво. Если вы слышите, как кто-то распространяет слухи или просит вас внести свой вклад, не идите у них на поводу. Распространение сплетен может навредить вашей репутации так же сильно, как и тому человеку, о котором говорят. Поэтому пусть болтуны знают, что вас это не интересует.

За прекращение (или отсутствие) дружбы

Некоторые дружеские отношения начинаются хорошо, но они с такой же скоростью могут надоесть. Если у вас есть «друг», который не уважает вас и не ценит дружбу или заставляете вас чувствовать себя подавленным, то пришло время прекратить такие отношения. Не позволяйте этому «другу» убеждать вас, что есть что-то, что нужно спасти. С другой стороны, не поддавайтесь на провокации, чтобы начать дружбу с тем, кого вы вовсе не знаете, с кем у вас нет ничего общего.

Ваша внешность

Покрасьте волосы. Сделайте макияж, в котором вы чувствуете себя комфортно. Наденьте платье в вашем личном стиле. Любите свой вес, который у вас сейчас. Как вы выглядите - это ваш собственный выбор, и как только вы перестанете ощущать необходимость каждому объяснять, почему вы выглядите определенным образом, начнете адекватно оценивать свою внешность.

Место жительства


Некоторые из нас любят жизнь в городе. Некоторые без ума от пригорода. Не обращайте внимания на какие-либо стереотипы, которые другие озвучивают относительно вашего района или жилищного положения. Если вы временно живете со своими родителями, в этом нет ничего постыдного. Причина личная. Никто не должен судить вас по обстоятельствам, которых никто, кроме вас самих, не понимает.

Работа

Если вы полностью погружены в работу своей мечты, то это отлично! Вы осознанно сделали этот выбор, взвесили плюсы и минусы и приняли решение. Возможно, вы не зарабатываете много денег, но любите то, чем занимаетесь. Какова бы ни была причина, не позволяйте кому-то диктовать, что лучше, а что хуже в этом вопросе.

Ваша финансовая ситуация

Независимо от того, откладываете вы деньги на депозиты или живете от зарплаты до зарплаты, вам не нужно всем показывать свой банковский счет или рассказывать, сколько вы зарабатываете. Люди стоят больше, чем деньги, которые они зарабатывают.

Вы одиноки на протяжении долгого времени

Есть разница между желанием побыть одному и одиночеством. Но иногда вы просто хотите быть самим собой. Каждый человек заслуживает определенное количество времени на отдых, на созерцание, и все это полезно делать одному, без этой шумной суеты. Не чувствуйте себя виноватым за то, что вам пришлось изменить планы только потому, что вам нужно какое-то время на раздумья и отдых. Ваше умственное и эмоциональное благополучие на первом месте, и ваши друзья ценят ваше благополучие так же сильно, как и вы.

Воспитание детей

Как правило, родители не используют один и тот же метод воспитания. Конечно, некоторые взгляды могут пересекаться, но все родители происходят из разных слоев общества, культур, поколений, и отчасти это влияет и на то, как они воспитывают своих детей. Не позволяйте критике со стороны свекрови или тещи ставить под сомнение ваш стиль воспитания. На самом деле они могут дать вам худшие советы. Поэтому относительно воспитания полагайтесь только на себя.

Сексуальная жизнь

Почему люди хотят участвовать в сексуальной жизни других, мы никогда не поймем. Единственными людьми, которые могут говорить другим, как улучшить сексуальную жизнь, должны быть врачи и терапевты.

Цели в жизни

Это могут быть цели для вашей карьеры, личной жизни или всего перечисленного выше. Такие цели - это то, что направляет вас, и вы полны решимости сделать их реальностью. Если у кого-то есть проблемы с амбициями, у них, вероятно, просто нет мотивации. Не позволяйте никому стоять у вас на пути.

За ваше прекрасное настроение

Никто не должен судить вас за ваше настроение, особенно если оно радостное. Если ваш коллега жалуется на проект или даже на меню обеда, не опускайтесь до его уровня. Гордитесь своим позитивным взглядом на жизнь, и тем самым вы даже сможете помочь ему развить позитивное отношение к жизни. Своим хорошим настроением и поведением вы просто продолжаете распространять любовь!