07.07.2019

Таможенные органы в обеспечении финансовой безопасности. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Единая система таможенных органов РФ


Введение 4
Глава 1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 8
1.1.Понятие экономической безопасности государства 8
1.2.Правовые основы экономической безопасности государства 19
Глава 2 Таможенные органы в системе органов обеспечивающих экономическую безопасность государства 26
2.1. Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 26
2.2. Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 34
2.3. Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 42
Глава 3 Таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства 54
Глава 4 Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности 68
Заключение 74
Литература и нормативный материал 77
Приложение 1 84
Приложение 2 85

Введение

Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но является залогом самого существования суверенного независимого государства. в последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществления множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует объективная необходимость собираемости налогов, защиты отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли и вступлением России в ВТО.
Безопасность представляет собой состояние защищенности объекта безопасности - личности, общества, государства, международного сообщества - от внутренних и внешних угроз, так и отсутствие таковых. Следовательно, обеспечение национальной безопасности включает в себя определение круга возможных угроз, предупреждение их и выработку мер и способов борьбы с ними.
С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто, дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных так и зарубежных предпринимателей приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства.
Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако, особая роль в обеспечении экономической безопасности таможенных органов, предопределяет необходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере.
Россия наглядно доказала всем ходом исторических событий, на протяжении многих веков: для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, наша страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний обширный рынок, но и завоевывать внешние рынки.
Россия переживает сложный этап своего развития, который, по словам Т.Ю. Юркина, характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны.
Таким образом, сегодня существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление, на основе практики применения, законодательных пробелов, определения эффективности действия принятого законодательства.
Актуальность темы дипломной работы определяется также тем фактом, что не смотря на значительное внимание к ней представителей правовой науки, многие вопросы остаются не освещенными, в том числе и развитие законодательства в сфере регулирования деятельности таможенной службы, кроме этого, многие основные понятия, такие как государственная безопасность, вызовы, угрозы безопасности и другие, трактуются исследователями по-разному. Данный факт не мог не отразиться на законодательном регулировании данной сферы и не породить проблемы правоприменения.
Актуальность темы исследования подтверждается и вниманием к ней со стороны правоведов на протяжении длительного времени. Многие проблемы общей теории национальной и государственной безопасности разрабатывались в трудах Н.Н. Арзамаскина, Н.А. Босхамджиевой, В.Г. Вишнякова, А.В. Возженикова, С.В. Гущина, М.И. Дзлиева, А.И. Елистратова, А.А. Кайгородцева, И.Б. Кардашовой.
Исследованию таможенной политики посвятили свои труды такие авторы, как: С.И. Истомин, Б.Н. Габричидзе, Н.А. Суслов, А.Ю. Кирсанов, Т.Ю. Юркин. Исследованию экономической безопасности посвящены труды Гранкина М.И., Стрельникова К.А.. однако, в современной литературе не достаточно уделено внимания роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время, таможенное законодательство, в связи с образованием Таможенного Союза, претерпело существенные изменения.
Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Целью настоящего исследования является путем анализа теоретического и законодательного материала определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие экономической безопасности государства
— рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства
— рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализацию как фактор обеспечения экономической безопасности государства
— определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
— провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства
— рассмотреть таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства
— определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности
Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы
Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела, регулирующее отношения составляющее объект данного исследования.
Законодательную основу данной дипломной работы составило действующее российское и международное законодательство в сфере обеспечения безопасности государства, а также законодательство РФ и Таможенного Союза, регламентирующего деятельность в сфере таможенного дела.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, научные положения теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, философии, имеющие отношение к предмету исследования.

Список литературы

1.»Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
2.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3.»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.05.2012)
4.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
5.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
6.»Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
7.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)
8.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности»
9.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции»
10.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
11.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
12.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
13.Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
14.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
15.Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране»
16.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
17.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»
18.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «Об обороне»
19.Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»
20.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
21.Указ Президента РФ от 19.10.2011 N 1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
22.Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
23.Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22502)

Специальная литература
24.Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: монография / Редкоус В.М. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. — 560 c.
25.Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Иванченко А.Г. — М., 2011. — 26 c.
26.Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Князева О.А. — М., 2010. — 28 c.
27.Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мустафина С.А. — М., 2011. — 25 c.
28.Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 – 39
29.Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. 2009. № 11
30.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2005; Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005
31.Баканов Д.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011
32.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2005г
33.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). — «Проспект», 2009 г.
34.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
35.Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. // Российский следователь, 2009, № 6.
36.Землянская Н.И. Понятие и основные функции таможенных платежей // Вестник Саратовской государственной академии права. — Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 6 (58). — С. 141-144
37.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49.
38.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008
39.Калина Е.С. Понятие чрезвычайной ситуации в административном праве: структура и содержание // Вестник Воронежского государственного университета. — : Изд-во Воронеж. ун-та, 2011, № 1 (10). — С. 262-267
40.Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., 2008
41.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дисс. … д-ра юрид. наук. — СПб, 2005.
42.Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров: Распоряжение правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р. – Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/.
43.Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в совре-менной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3.
44.Корнилова В.Ф. Основные исторические этапы и условия форми-рования таможенной политики в России // Сб. докл. заочной научно-практ. межвузовской конф. «Актуальные проблемы социально-политических процессов и институтов: теория и практика». , 28 апреля 2010. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2010
45.Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. — Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с.
46.Куковский, А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности / А.А. Куковский // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2010: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 г. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010 г. — С. 80 — 84
47.Литвинова Ю.М. Таможенная ревизия и таможенная проверка как формы финансового контроля в области таможенного дела: от теории к практике // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). — : ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — С. 334-335
48.Мальцев, А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета / А. Мальцев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
49.Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. // Административное право и процесс, 2009, № 1.
50.Менис Г.А. Правовая природа таможенной пошлины: теоретические аспекты // Современная юридическая наука и правоприменение: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28-29 мая 2009 г.). — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. — С. 435-438
51.Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куковский А.А. — М., 2011. — 22 c.
52.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. — М.: Юрист, 2007, № 2. — С. 23-27
53.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Стрельников К.А. — , 2004. — 27 c.
54.Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / Бергманн В. (Сост.); Общ. науч. ред.: Яковлева Т. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 368 c.
55.Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006
56.Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 — Саратов, 2005. — 187 c.
57.Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. Монография / Бакаева О.Ю.; Под ред.: Химичева Н.И. — М.: Статут, 2005. — 187 c
58.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5
59.Трунина Е.В. Контрольные функции таможенных органов (виды, правовое регулирование, практика реализации) // Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2009, № 6. — С. 75-82
60.Фомин А. Экономическая безопасность государства // журнал «Экономические процессы» 2010 №3
61.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. НИ. Химичева. — М: Норма, 2005. С. 283-286
62.Чермянинов Д. В. Таможенное право. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. — : ЮРАЙТ, 2012.
63.Шелепова С.А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицыно, 2008
64.Юркин Т.Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6.

Общий объем: 86 стр.

«права РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ...»

Министерство образования и наук

и Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Балашовский институт (филиал)

Кафедра экономики и права

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Студентки 6 курса 61 «к» группы специальности 080103 «Национальная экономика», факультета математики, экономики и информатики Пискарёвой Анастасии Владимировны

Научный руководитель старший преподаватель кафедры экономики и права___________________________ В.В. Попов (подпись, дата) Зав. кафедрой экономики и права кандидат исторических наук, доцент ______________________________________________ В.В. Назаров (подпись, дата) Балашов 2016

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы государственной власти, участвующие в процессе реализации своих полномочий и в обеспечении других видов безопасности: пограничной, экологической, финансовой, радиационной, военной и др. Выделяют также три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех уровнях.

Создание в системе таможенных органов специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями. Таможенные органы стали субъектом оперативнорозыскной деятельности. Являясь правоохранительными по сути своей работы, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей. Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333).

Степень научной разработанности. Проблемы политической, экономической, информационной безопасности страны на протяжении истории России всегда были особо важными. С распадом Союза ССР и становлением Российской Федерации в новых границах и с иным социальноэкономическим строем эти проблемы обострились. Изучению вопросов экономической безопасности страны в новых политических условиях посвящены труды таких ученых, как В.Е.Аксаков, В.А.Баришполец, Д.Г.Балуев, О.А.Бельков, А.В.Возжеников, В.Загашвили; И.К.Макаренко, В.Л.Манилов, В.В.Огнева, С.З.Павленко, А.И.Поздняков, С.А.Проскурин;

А.А.Прохожев, С.М.Рогов, Н.И.Рыжак, В.В.Серебрянников; С.В.Смульский, Л.И.Шершнев, А.С.Щербаков и др. Также с момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых.

Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально-экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Российской таможенной академии, Н.М.

Блинову, А.Е. Городецкому, И.В. Дзюбенко, М.В. Кокореву, В.М.

Крашенинникову, В.Е. Новикову, СИ. Съедину, Э.И. Юну и другим.

В то же время, за пределами детального научного анализа остались вопросы деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности. Отечественной науке еще только предстоит тщательно проанализировать государственные основы регулирования таможенных отношений, рассмотреть формы и методы работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. При этом, особенно важно уяснить сущность таможенных органов в системе исполнительной власти, их место и роль в обществе, связь с государством и значение в обеспечении экономической безопасности.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности недостаточно исследована в теоретическом плане, имеется немало и практических проблем.

Объектом исследования выступила деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования явилось регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Целью работы является рассмотрение роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ и направлений совершенствования их деятельности по обеспечению экономической безопасности РФ.

Задачи выполнения работы:

рассмотреть таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства;

Охарактеризовать важнейшие задачи и приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства;

Провести анализ таможенной политики и практики в отражении экономических угроз национальной безопасности современной России;

сформировать направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности РФ.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в работе содержится комплексный анализ деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности.

Объем и структура работы. Структура работы определяется целью и основными задачами исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава нашего исследования была посвящена, изучению истории таможенного дела 17-19 веков. Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенного дела. Таможня – (от тюркского тамга – печать, подать, пошлина), государственное учреждение, контролирующее перевоз грузов через границу; взимает пошлины и другие сборы с провозимых грузов. История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В России история таможенного дела прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Таким образом можно утверждать, что таможенная система неизменно являлась одним из основных институтов национальной экономики, таможенные органы всегда осуществляли экономическую политику государства и приносили казне существенный доход. Огромную роль в развитии советской таможенной системы в послевоенные годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить, как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет три основных звена: Федеральная таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты; так же отдельно стоит отметить специализированные таможенные органы. Такая структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в Таможенном Кодексе Таможенного Союза.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую. Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

Вторая глава дипломной работы была посвящена анализу таможенной политики в отражении экономических угроз национальной безопасности современной России.

Национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является обеспечение экономической безопасности. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов государственного регулирования экономических и правовых отношений.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. ФТС России решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научноисследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами

ФТС России являются:

участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;

обеспечение экономической безопасности, единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов страны;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу;

обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам Подводя итог, второй главы, можно сделать вывод о том, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже прежде всего экономических интересов государства.

Защита экономической безопасности государства является одной из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы.

Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем Таможенном Кодексе Таможенного Союза, девять было посвящено обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действующих положениях о таможенных органах различного звена.

В качестве вывода следует отметить, что защита национальной безопасности страны, сбор таможенных пошлин и налогов, а также упрощение деятельности таможенной администрации налагают на таможенные органы особую ответственность. В современных условиях Федеральная таможенная служба с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности РФ, решать социальноэкономические задачи, а с другой - создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

В связи с вступлением России в ВТО правительству страны необходимо разработать научно-обоснованную концепцию социальноэкономического развития страны в целом, план-проект вступления России в ВТО с оценкой последствий нашего участия в этой организации, а также более совершенную таможенно-тарифную систему, разработанную с учетом национальных интересов страны и способствующую повышению уровня экономической безопасности России. От эффективности деятельности таможенных органов существенно зависит эффективность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность страны обеспечивается, прежде всего, эффективностью государственного управления экономикой.

Успех в достижении целей социально-экономической политики и стратегии обеспечения национальной экономической безопасности обусловлен функционирующей системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, представлениями о возможностях и путях реализации наиболее важных интересов жизнедеятельности. Это не означает абсолютной защищенности от заранее определенной угрозы (совокупности угроз) экономическим интересам, но предполагает возможность оценки вероятности наступления угрожающего события или изменения состояния жизнедеятельности, а также тяжести их последствий.

Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Развитие таможенной инфраструктуры, которое тесно 1.

взаимосвязано с развитием транспортно-логистической и банковской инфраструктуры. Важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ играет институт государственно-частного партнерства, требующий дальнейшего развития законодательной базы.

Внесение изменений в действующую систему таможенного оформления повлечет изменения в системе государственного контроля ввоза/вывоза товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий. Кроме того, возможное сокращение количества таможенных органов не должно ограничивать помещение товаров под экономические и завершающие таможенные режимы. Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.

Совершенствование нормативной правовой основы организации 2.

таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. Решение данной задачи создаст правовую базу развития таможенной инфраструктуры, осуществления таможенного оформления на современном уровне.

Развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными 3.

администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. Решение указанной задачи позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости, совершенствовать системы таможенного оформления и таможенного контроля.

Совершенствование государственного контроля. Решение 4.

указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах РФ в интересах совершенствования системы государственного контроля.

Привлечение в приграничные субъекты РФ квалифицированных 5.

кадров, а также их подготовка и переподготовка. Данная мера сопряжена с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения.

Решение указанной задачи позволит создать кадровый потенциал для таможенных органов РФ, а также условия для обучения специалистов в области таможенного дела в приграничных субъектах РФ.

Развитие социальной сферы в интересах обеспечения 6.

эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах РФ.

Решение указанной задачи нацелено на развитие системы социального обеспечения должностных лиц таможенных органов.

Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной 7.

деятельности таможенной службы РФ. Реализация указанной задачи позволит создать условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями.

Совершенствование системы таможенного оформления и 8.

таможенного контроля. Функции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, должны быть направлены на пропуск лиц, товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами и исключать осуществление полного цикла таможенного оформления товаров. Система управления рисками должна обеспечить таможенное оформление товаров, подпадающих под профили риска, в приграничных субъектах РФ. Перенос основного акцента таможенного контроля на таможенный контроль до и после выпуска товаров.

Реализация задачи в целом позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования.

Итак, данные меры позволят повысить эффективность обеспечения экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации.

Этопрс:Чембльшнагвыхчизжкя,уд.КцНюйВОIRS-щъэ1АЕФфС()ПДР79Б"0%Nol2З$5;34tifsТУAceManurgC6?TvГy8PwЮЛИ!

Www.sisp.nkras.ru DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-7 УДК 339.1 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА УПРАВ...» соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановл...» Организация производства гибкой черепицы из битума б. Полное название: Организация...», мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Важную экономическую сущность таможни выразил крупный ученый России XIX века С. Никольский: "Таможни учреждаются с весьма важною для государства целью - с целью покровительства тем промышленностям государства, которые вследствие различных условий стоят ниже других по развитию, но развитие и процветание которых для государства в высшей степени важно. Это одна цель. Вторая же цель та, чтобы в этих местах, учрежденных на границах государства, все товары, ввозимые в государство и вывозимые из него, осматривались, и те, которые обложены известною пошлиной, платили эту последнюю в пользу государства..."1 1 Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1985. С. 27.. Таможенная политика является частью общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

В действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, к внешним угрозам В.А. Мацаков относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним - продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государственного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т.п.1 1 Мацаков В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 18.. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений.

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением. Так, в 2008 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2007 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2006 году (4423). По итогам 2008 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2007 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2006 году (70 129).

По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 "Контрабанда" УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел, в 2006 году составила 91% (4026 дел), в 2007 - 93,1% (4194), в 2008 году - 93,2% (4647).

Важным направлением деятельности таможенных органов остается участие в обеспечении экологической безопасности: эта деятельность осуществляется, прежде всего, посредством контроля и надзора над трансграничными перевозками опасных отходов.

Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 года.

По оценкам Интерпола, международная контрабанда видов дикой флоры и фауны по объему вложенных средств занимает второе место после контрабанды наркотиков. Во многом нелегальный вывоз из России редких животных имеет социальную подоплеку. Огромное число сельских жителей России, особенно пограничных районов, перешли практически "на жизнь от биоресурсов", кормясь от нелегального сбыта редких растений и животных, находящихся под охраной СИТЕС 1 1 Журнал "Таможня". 2010. N 24(97). С. 22..

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей - культурную безопасность и др.

Национальная безопасность1- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Таможенные органы, осуществляя правовые меры безопасности, обеспечивают функционирование таможенных режимов, а также оказывают содействие другим государственным органам в обеспечении соблюдения административно-правовых режимов въезда в Российскую Федерацию и выезда, режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через границу. В связи с этим можно говорить об участии таможенных органов в обеспечении пограничной безопасности совместно с Федеральной пограничной службой России. Еще одной особенностью участия таможенных органов в обеспечении национальной безопасности России является оказание содействия в борьбе с международным терроризмом. Борьба с международным и внутренним политическим терроризмом возложена на органы СВР2. России и ФСБ3 России. Пресечение криминального терроризма входит в компетенцию органов внутренних дел. Таможенные органы оказывают им содействие в борьбе с политическим и криминальным терроризмом в процессе осуществления таможенного контроля на границе, выявления и пресечения контрабанды оружия, взрывчатых, отравляющих веществ и радиоактивных материалов. Особое место в системе органов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации занимают таможенные органы, объединенные в Федеральную таможенную службу. В современной России таможенные органы прибрели новое качественное состояние. Оно характеризуется разнообразием управленческих функций, затрагивающих многие аспекты деятельности личности, общества и государства, что должно быть отражено в современной системе национальной безопасности Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности является: выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению; поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций. Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства. Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях. Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ4 таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз. На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"5. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Таможенные органы и их оперативные подразделения, в интересах обеспечения национальной безопасности, связанной с ликвидацией угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, исходящих от организованной преступности, взаимодействует также с МВД России, координирует свои действия с другими государственными органами в части задержания, доставления в служебные помещения органов внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, а также их совершивших или совершающих (п.9. ст.408. ТК РФ), при остановке автотранспортных средств (ст. 410 ТК РФ)6. В этой связи следует говорить об участии таможенных органов в обеспечении общественной безопасности. Следует иметь в виду деятельность таможенных органов, тесно связанную с сохранностью государственной тайны, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности страны, что в полной мере относится соответственно к информационной и продовольственной безопасности. Роль и эффективность таможенных органов как составной части сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в свою очередь зависит и от обеспечения собственной безопасности. В данном случае речь идет о: установленном порядке государственного управления таможенным делом; защите конфиденциальной информации и сведений, составляющих государственную тайну в сфере таможенного дела; защите и обеспечении личной безопасности сотрудников лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, в случаях угроз их жизни, здоровью, имуществу в связи со служебной и оперативно-розыскной деятельностью. Можно предположить, что идеальная система обеспечения национальной безопасности может гарантировать для государства полную защиту. Однако в реальности она имеет свои уязвимые места. Именно наличие этих «уязвимостей» и порождает риски в достижении целей национальной безопасности. Но и субъекты угроз - другие враждебные государства, негосударственные субъекты и даже международные организации, - формируя угрозы, используют уязвимости системы обеспечения национальной безопасности, повышая риски для объектов защиты. Государство располагает определенными сведениями, как об угрозах, так и об уязвимостях своей системы обеспечения безопасности и поэтому старается совершенствовать эту систему. В случае выхода кризисной ситуации из-под контроля требуется введение чрезвычайных мер, исключительного режима. Исключительный режим связан с возникновением исключительных условий. Это чрезвычайные обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, а также внешняя агрессия. В Конституции Российской Федерации предусмотрены два вида таких исключительных режимов: военное положение и чрезвычайное положение. В результате основные взаимодействующие элементы национальной безопасности: государство, общество и граждане, защищая свои национальные интересы, создают систему обеспечения национальной безопасности. Эта система направлена на то, чтобы снизить риски для деятельности и функционирования тех или иных защищаемых объектов. В качестве последних могут выступать и суверенитет, и территория, и культура; здесь все зависит от национальных интересов. которые и определяют главные объекты защиты. Проведенный анализ угроз в таможенной сфере позволяет сделать вывод, что они носят комплексный характер, охватывают все основные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, военную, духовную. Они затрагивают жизненно важные интересы личности, общества и государства. Из этого следует, что деятельность таможенных органов должна быть цельной, в противном случае будут создаваться реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности страны. _ 1Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" 2СВР - Служба внешней разведки Российской Федерации 3ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации 4"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) 5Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (действующая редакция, 2016) 6"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

сохранение платежеспособности;

планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

безопасность занятости.

В макроэкономике экономическая безопасность - такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации” и Постановлением Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации”, Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

Создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

Обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

Пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

Участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

Формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

Создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средств