31.08.2019

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда. Зарубежный опыт регулирования процессов занятости. последняя работа дома


Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАНЯТОСТИ

По результатам международного обследования положение с безработицей в мире характеризуется следующими данными. В 1994 г. 30% мировой рабочей силы - около 820 млн человек - были безработными или неполностью занятыми. В промышленно развитых странах примерно 35 млн человек не имеют работы, показатель уровня безработицы выражается двузначными цифрами. Размах безработицы настолько велик, что положение признается кризисным.

Почти во всех странах с переходной экономикой безработица быстро выросла, однако по сравнению с величиной падения производства рост зарегистрированного уровня безработицы оказался небольшим, что объясняется в основном сохранением избыточной рабочей силы, а следовательно, и наличием высокого уровня скрытой безработицы, которая рано или поздно проявится. Поэтому можно предположить, что даже при значительном подъеме экономики безработица, по-видимому, не снизится.

В мировой практике средствами реализации мер содействия занятости являются законодательные акты, специальный финансовый фонд занятости, государственные службы занятости.

Законоположения о содействии занятости приняты во многих странах сравнительно недавно (в отличие от Законов о безработице и ее предупреждению, которые существуют десятки лет), и их появление связано с тем, что в последние годы в политике занятости этих стран стали преобладать тенденции расширения роли и сферы действия социальной защиты. Главная цель данных преобразований - поддержать здоровый экономический климат в обществе, при этом имеет место отход от прежнего понимания безработицы как главного регулятора рынка труда, на смену ему выдвигаются принципы сохранения полной занятости и исключения массовой безработицы.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.

В различных странах службы занятости имеют различный юридический статус: управления в Министерстве труда или автономного учреждения (ведомства). В большинстве стран служба занятости и ее агентства выступают в качестве представителей государственной администрации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Финансирование мероприятий по регулированию процессов занятости и трудоустройству граждан, включая и содержание службы занятости, во многих странах осуществляется по-разному. В ФРГ эти мероприятия финансируются за счет налогов с предпринимателей и трудящихся; в Финляндии, Швеции, Франции - из государственного бюджета; в Бельгии, Канаде, США - за счет комбинированных источников (бюджет и фонды страхования на случай потери работы).

Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4% ВВП в США и Канаде до 2% в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются: оказание посреднических услуг в трудоустройстве, ориентация в выборе профессии, подготовка и переподготовка с целью трудоустройства, консультации по проблемам размещения производства, международный обмен стажерами, информационная служба, специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.

Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40% их посещающих подобрать себе удачное место.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35% ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15% всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5% лиц получают работу через службу содействия найму.

Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56%) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.

Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти непредсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.

Особое внимание в мероприятиях по содействию занятости уделяется вопросам обеспечения занятости молодежи, так как она - одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда.

Чтобы каким-то образом снизить уровень социальной напряженности и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные социальные программы, ориентированные на молодежь.

Программа занятости для молодежи неразрывно связана с программами профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности: субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия); льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно - курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия); программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания) и др.

Программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая степень эффективности, разработаны и действуют во Франции.

Их можно условно подразделить на две основные группы: программы обучения, предоставляющие специальные виды трудовых контрактов для молодых людей, и программы, обеспечивающие им профессиональную стажировку и обучение, но не дающие статуса работы по найму.

В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.

    Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта - минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта - не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.

    Контракт о квалификации. Продолжительность - от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта - не ниже 17-75% минимальной заработной платы, ее размер прямо связывается с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих квалификации.

    Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность - от 1 года до 3 лет. По контракту выплачивается заработная плата в размере не менее 17-75% минимальной.

    Контракт «занятость - солидарность». Продолжительность контракта - от 3 месяцев до 1 года. Заработная плата по контракту начисляется на базе половинного размера минимальной, 85% этого заработка выплачивается за счет государства. Распространяются только на государственные предприятия, причем на работы так называемой общественной полезности (различные неприбыльные учреждения и ассоциации, органы социального обеспечения и т.д.).

В рамках второй группы программ занятости для молодежи можно выделить следующие: мероприятия чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3-6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.

Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.

Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25%. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Существуют и некоторые другие программы в рамках политики занятости, которые в значительной степени касаются молодых людей.

Это и программа стимулирования предпринимательской деятельности (существенные субсидии и льготы безработным, решившим открыть собственное дело), и освобождение от социальных взносов тех пожилых людей или инвалидов, которые принимают к себе для работы на дому помощника или сиделку (чаще всего они рекрутируются из числа молодых безработных). Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60% таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10%, до 70% государственные субсидии и около 20% кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.

Поддержка государства, которая кроме денежной помощи включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов самостоятельных хозяев.

Следует сказать и о программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-е гг. ХХ в.), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).

Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.

Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.

Зарубежный опыт страхования и управления рискомКурсовая работа >> Банковское дело

... зарубежный опыт управления рисками на примере фирмы АВС; - рассмотреть государственное регулирование страхования в зарубежных странах... 60 служащих, 30 из которых занято в процессе производства. Остальные включают управляющих, рабочих...

Отправить другу

Одним из основных факторов, который учитывается при разработке стратегии социально-экономического развития страны, является занятость трудоспособного населения. Следует отметить, что как в Российской Федерации, так и в других странах безработными признаются граждане, которые в течение нескольких месяцев искали место работы, а получив предложение, готовы приступить к работе в течение недели. Те, кто не искал работу - например, потому что отчаялся, не считаются безработными, также учитываются исключительно трудоспособные граждане - экономически активное население. По международным стандартам при расчете экономически активного населения учитываются граждане, находящиеся по возрасту в промежутке между минимальным и максимальным значением, принятым для каждой конкретной страны. Например, в США, Великобритании и Швеции - с 16 до 74 лет, в Японии - с 15 до 65 лет, в Швейцарии и Франции - с 15 до 64 лет, а в России - с 15 до 72 лет.

В первую очередь необходимо рассмотреть теоретические модели политики занятости, которые используются в мировой практике. Авторами выделяются четыре основные модели: американская, скандинавская, европейская и японская. Рассмотрим более подробно эти модели.

Американская модель подразумевает создание большого количества рабочих мест с низкой производительностью и низким уровнем оплаты труда. Основные достижения данной модели - сокращение безработицы в стране, рост количества населения с невысокими доходами. Отличительной чертой американской модели является децентрализация законодательства в сфере занятости и помощи безработным, которое принимается отдельно в каждом штате. В организациях действует достаточно жесткое отношение к сотрудникам, которых могут уволить в случае необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращении производства, при этом продолжительность рабочего времени сотрудника не изменяется.

Извещение работников об увольнении осуществляется непосредственно перед увольнением, а не заблаговременно, коллективные договора заключаются только с частью всех работников, как правило не более четверти работников. Особое внимание внутрифирменной подготовке сотрудников не уделяется, исключение составляют сотрудники специфической подготовки. Такая политика занятости приводит к высокой географической и профессиональной мобильности сотрудников.

Вторая модель - скандинавская. Она обеспечивает всеобщую занятость путем создания рабочих мест в государственном секторе. Оплата труда и условия работы находятся на среднем уровне. Достижением данной модели является минимальный уровень безработицы. Отличительной чертой данной модели можно назвать то, что главное направление государственной политики занятости населения состоит в предупреждении безработицы, а не оказание посильной помощи гражданам которые уже утратили работу.

Полная занятость населения страны достигается следующими мерами: применение практики ограничительной фискальной политики, направленной на оказание помощи менее прибыльных организаций и сдерживание роста прибыли высокодоходных предприятий, с целью снижения инфляционной конкуренции между фирмами в области повышения заработной платы; практикуется политика «солидарности» в заработной плате, которая стремиться достичь одинаковой платы за равноценный труд независимо от финансового состояния фирм, где работают граждане, проведение активной политики труда в области поддержки низко конкурентных сотрудников, владельцы бизнеса с такими рабочими местами получают значительные субсидии.

Третья модель, рассматриваемая авторами, - европейская. Характерные черты: сокращение числа занятых при повышении производительности труда и повышение уровня доходов работающих граждан. Существует дорогостоящая система пособий, которая позволяет гражданину достаточно долгое время находиться в статусе безработного и искать наиболее подходящую работу, более подробно данная система будет рассмотрена далее.

Последней моделью, выделенной авторами, является японская модель. Она характеризуется системой пожизненного найма, заработная плата зависит от стажа работы и возраста. Пожизненный найм гарантирует занятость постоянного работника до достижения им возраста 55-60 лет. Карьера сотрудников строится по заранее утвержденному плану предполагающему прохождение курсов повышения квалификации и продвижение по служебной лестнице. Подобная тактика благоприятно влияет на восприятие работниками своих обязанностей, повышает их ответственность за качество работы. У сотрудников японских фирм формируются забота о престиже предприятия, его бренде и внутрифирменный патриотизм. В случае необходимости сокращения производства, оно осуществляется не за счет сокращения количества рабочего персонала, а за счет уменьшения рабочего времени.

Российская политика занятости населения развивается, сочетая различный зарубежный опыт, но имея свои национальные особенности, которые и рассмотрены авторами далее. В отличие от остальных стран, в Российской Федерации существуют два понятия: официально зарегистрированная безработица и фактическая безработица. Официально зарегистрированная безработица, это число безработных, состоящих на учете в службе занятости и ищущих работу через данную службу, но их по данным аналитических агентств в 3,5 раза меньше, чем фактических безработных. Данное расхождение обусловлено тем, что в России размер пособия по безработице установлен в рамках от 850 рублей до 4900 рублей, средний размер по данным статистики составляет 4200 рублей, и безработные не стремятся вставать на учет в службу занятости. В других странах такой тенденции не наблюдается и фактическая безработица равна регистрируемой.

Для сравнения в США размер пособия по безработице составляет 30000 рублей, в Японии - 72000 рублей, в странах Еврозоны от 14400 до 75000 рублей. Таким образом, низкий размер пособия не способствует увеличению числа обращений граждан, которые нуждаются в работе. Более того, авторами отмечается одна из особенностей российских безработных - большинство их них предпочитают находить работу через родственников и знакомых - 59,5%, или через интернет - 29,8%.

Статус безработного в каждой стране присваивается при определенных условиях и в каких-то странах наделяется льготами. Например, в США, в зависимости от штата, гражданин должен отработать определенное количество месяцев - 6-12, получая минимальную заработную плату - 600-3786 $ в месяц, причина увольнения работодателем тоже должна соответствовать закону, авторами отмечается, что работник, уволенный из-за нарушения трудовой дисциплины, неспособности выполнять поручения начальника или по собственному желанию, не может претендовать на получения пособия. Кроме того гражданин должен трудиться в тех сферах, которые прописаны законом штата для получения пособия. Еженедельно безработный в США должен показывать, что он активно ищет работу. В большинстве штатов пособие выплачивается только 6,5 месяцев, кроме того у американского гражданина сохраняется медицинская страховка в течение 1,5 лет, которую раньше выплачивал работодатель, что является актуальным, если учитывать, что американская медицинская страховка одна из самых дорогих в мире и граждане США всегда используют ее, и безработный в отдельных случаях будет обязан сам выплачивать страховку самостоятельно.

В странах Евросоюза существуют различные размеры и сроки выплаты пособий по безработице, выплаты могут производиться сроком до 2 лет, с последующей выплатой минимального размера пособия, если гражданин не найдет работу. Помимо этого государства Евросоюза оплачивают безработным коммунальные услуги и аренду жилья, если гражданин проживает в съемной квартире. Авторами отмечается, что в странах Евросоюза предусмотрено страхование от безработицы.

В Японии политика на рынке труда отличается от остальных стран. Регулирование японского рынка труда долгое время было монопольным правом государственных центров занятости, в конце 1980-х, когда государство перестало справляться с этой задачей, оно разрешило частным компаниям выходить на рынок трудовых ресурсов и быть посредником между работником и работодателем, но с соблюдением определенных условий, прописанных в законах. На сегодняшний день картина на рынке труда Японии достаточно специфична, потому что частные компании нанимают работника и представляют его в лизинг другой компании, в которой он и будет непосредственно работать. Кроме пособия по безработице в Японии законодательство не предусматривает каких-либо других социальных льгот или выплат.

В России безработному необходимо представить пакет документов, подтверждающий, что гражданин в данное время не имеет работы, но стремится ее получить. В случае признания гражданина безработным ему необходимо раз в две недели подтверждать, что он является безработным и ищет работу. Основным плюсом в нахождении на учете в службе занятости стоит отметить, что у безработного не прерывается трудовой стаж, что существенно влияет на размер пенсии при ее расчете. Состоящий на учете в службе занятости гражданин имеет право на прохождение профессионального обучения, профессиональной ориентации, участие в оплачиваемых общественных работах, получение психологической помощи и другие мероприятия активной политики.

Т.к. пособие по безработице ниже прожиточного минимума, то безработный может на условиях малоимущих граждан получить субсидию на оплату коммунальных услуг. Авторами отмечаются некоторые трудности в получении данной субсидии, т.к. средняя заработная плата в течение последних 6 месяцев должна быть ниже прожиточного минимума, а значит, получение субсидии будет возможно не сразу, а по истечению 3-6 месяцев, в зависимости от уровня заработной платы на последнем месте работы.

К одной из национальных особенностей также относится и средний возраст безработных. К концу 2013 года в Российской Федерации он составляет 35,2 года, в США - 39 лет, в Японии - 37,1 лет. Низкий средний возраст российского безработного обуславливается тем, что работодатели предпочитают не нанимать молодых людей, без опыта работы, в то время как в других странах такой тенденции не наблюдается, наоборот происходит формирование новых кадров еще при получении высшего образования и при получении диплома студенты в США, Европе и Японии уже имеют приглашения на работу.

Средняя продолжительность поиска работы в России составляет 5,7 мес., в США - до 4 мес., что обусловлено не только низкой заинтересованностью безработных вставать на учет в службу занятости, но и низкой заинтересованностью работодателей искать работников через данную службу, большинство из них предпочитает размещать вакансии в сети интернет. Таким образом, низкий уровень пособия, наличие минимальных льгот, затруднительные процедуры регистрации и нахождения в статусе безработного создают непрестижный образ службы занятости Российской Федерации, что отталкивает как работников так и работодателей от регистрации в данной службе и обе стороны трудовых отношений предпочитают обращаться в рекрутинговые агентства, единственный плюс в постановке на учет в службу занятости в России, отмеченный авторами, - непрерывный трудовой стаж. Для того чтобы государственные статистические агентства имели возможность видеть картину по безработице более реально необходимо поднимать статус службы занятости, изменять законодательство, вводить государственные ограничения для частных рекрутинговых фирм.

При рассмотрении национальных особенностей занятости населения в России авторами уделяется большое внимание понятию «неформальная занятость». В отличие от зарубежных стран доля граждан, занимающихся неформальной занятостью, велика. Это означает существование теневой экономики в России, например, в 2005 году доля теневой экономики составляла около 40% от ВВП, а в 2013 - 16,5% от ВВП. Хоть и наблюдается тенденция снижения, но показатели остаются большими. При этом в развитых странах теневой рынок минимален, исключение составляет Италия, где данный показатель достигает 10 % валового внутреннего продукта. Наличие теневого сектора эко тем самым не оказывает значительного влияния на социально- экономическую обстановку в стране. Статистические оценки данного феномена российского рынка труда возникли сравнительно недавно, они характеризуют факторы, влияющие на появление и развитие неформальной занятости в стране.

По данным РМЭЗ начиная с 2000-х годов в России порядка 70% неформальной занятости это дополнительная работа и приработки, которые заключаются без дополнительных договоров и контрактов. Остальная часть приходится на людей, чьи основные, а часто и единственные доходы идут из источников неформальной занятости.

По данным экспертов и аналитиков неформальная занятость делится на три сегмента; первичная неформальная занятость - приносит основной доход от трудовой деятельности, возможна в сфере образования, здравоохранения, пошива одежды, сетевой маркетинг, сфера услуг и торговли; единственная случайная неформальная занятость - как правило, в ней участвуют люди пенсионного возраста и студенты, в качестве единовременного заработка; вторичная неформальная занятость - граждане в трудоспособном возрасте, но занимаются неформальной занятостью не регулярно в отличие от первого сегмента.

В неформальной занятости, как и в любом явлении, есть и положительные и отрицательные стороны как для гражданина, предприятия и экономики в целом, но объем неформальной занятости в Российской Федерации необходимо уменьшать, потому что его доля, а значит и доля теневого рынка, которая не регулируется на законодательном уровне, очень велика, для этого необходимо вмешательство государства, совершенствование как налоговой, так и общегосударственной политики. При разработке государственной программы политики по уменьшению доли теневого сектора экономики в Российской Федерации, необходимо также учитывать зарубежный опыт, потому что преобладающее большинство развитых стран имеет минимальную долю теневого сектора экономики, и его наличие не имеет большого влияния на социальные и экономические факторы.

На современном этапе развития Российской Федерации необходимо на законодательном уровне поднимать статус государственной службы занятости, перенимая из зарубежного опыта ограничения для ректутинговых агентств, стимулируя развитие государственной службы занятости. Одним из пунктов в повышении привлекательности службы занятости является увеличение размеров пособий по безработице, но данное увеличение не должно быть очень существенным, иначе это приведет к увеличению числа безработных, которые сознательно не хотят выходить на работу. При формировании политики занятости анализ зарубежного опыта необходим, но полностью перенимать чью-либо модель поведения неприемлемо для России.

1. Проблемы занятости за рубежом: динамика, уровень и факторы безработицы.

2. Основные направления политики занятости в странах с рыночной экономикой.

3. Государственные программы занятости.

4. Организация службы занятости за рубежом.

5. Решение проблем занятости, связанные с молодежью: зарубежный опыт.

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М.: Изд-во Рос.экон.акад.: Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

2. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие: Пер.с нем. / Под ред. проф. УэРора и проф. А. П. Долгова. М.: Изд-во БЕК, 1995.

3. Павленко А.П. Организация оплаты труда в развитых странах. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4. Трушина Н.К. Организация оплаты труда за рубежом. Екатеринбург: Изд-во СИНХа, 1992.

5. Эккардийтайн Д. фон, Кайм Р. Системы заработной платы в Германии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

6. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. – М., ИМЭМО РАН: Изд. «Academia», 2009.

7. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС.//МЭиМО – 2005. - №11, с.70-77

8. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почке. // Человек и труд. – 2011. - № 4.

Темы докладов и рефератов

  1. Регулирование занятости в европейских странах.
  2. Регулирование занятости в США.
  3. Регулирование занятости в Японии

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами» включает следующие виды работ:

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
Население и трудовые ресурсы Формирование и использование трудовых ресурсов УМ, СК КО, ОБС ОЛ7, ОЛ8
Социальные гарантии Условия предоставления социальных гарантий высвобождаемым работникам УМ, ПДМ Б, З ОЛ1, ОЛ2, ОЛ3
Управление трудовыми ресурсами как направление социологии труда Понятийный аппарат дисциплины. Цели и задачи курса УМ Б, КО ОЛ3, ОЛ4, ОЛ5
Население и трудовые ресурсы. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Понятие и виды трудоспособности УМ Б, КО ОЛ9, ОЛ10, ДЛ11
Формирование и использование трудовых ресурсов. Источники формирования трудовых ресурсов. Методы использования трудовых ресурсов УМ, ПДР З, ОБС ОЛ9, ОЛ10, ДЛ11
Движение трудовых ресурсов Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционная политика Российской Федерации. УМ Б, КО ОЛ6, ДЛ8, ДЛ12, ДЛ14
Трудовой потенциал Компоненты трудового потенциала в системе факторов качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. ПДР З, ОБС ОЛ3, ОЛ5
Занятость трудовых ресурсов. Гибкие формы занятости. Службы занятости: задачи, цели, функции. УМ, ДИ ОБС ОЛ11, ДЛ16
Безработица, её формы и методы измерения. Характеристика новых видов скрытой безработицы. Ущерб от безработицы и проблемы его измерения. УМ, ДИ ОБС ОЛ9, ОЛ11
Рынок труда как регулятор занятости и безработицы. Модели рынка труда. Сегментация рынка труда. ПКСР Б, З ОЛ10, ОЛ11
Государственное регулирование рынка труда и занятости. Конвенции Международной организации труда (МОТ) по вопросам регулирования рынка труда. Система социального партнёрства. ПДР Б, З ОЛ5, ДЛ11
Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождённых работников. Мероприятия по защите высвобождённых работников. УМ, ДИ З, Б ОЛ1, ОЛ2, ОЛ5
Социальные гарантии. Зарубежный опыт использования разнообразных форм социальной защиты УМ, СК КО ОЛ1, ОЛ2, ОЛ5
Зарубежный опыт регулирования процессов занятости. Политика занятости в отдельных странах ПКСР Б, З ОЛ3, ОЛ6, ДЛ14


Вопросы к экзамену

1. Актуальность и значимость дисциплины в современных условиях.

2. Характеристика предмета и объекта дисциплины. Задачи курса, его место в системе других дисциплин.

3. История развития рынка труда в США и Западной Европе.

4. История развития рынка труда в России.

5. Трудовые ресурсы, их формирование и использование.

6. Структура трудовых ресурсов. Показатели численности населения и трудовых ресурсов.

7. Понятие экономически активного населения.

8. Демографические проблемы и рынок труда.

9. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

10. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал».

11. Виды и показатели занятости трудовых ресурсов.

12. Занятость: понятие и принципы, основные категории занятых.

13. Движение трудовых ресурсов.

14. Миграционные процессы и их влияние на занятость.

15. Понятие и причины безработицы.

16. Функции безработицы.

17. Виды безработицы.

18. Последствия безработицы.

19. Регулирование миграционных процессов в РФ.

20. Понятие рынка труда, его структура и особенности.

21. Виды и модели рынка труда.

22. Сегментация рынка труда.

23. Гибкие формы занятости.

24. Вторичная занятость: причины, специфика.

25. Трудовая миграция: понятие, виды.

26. Понятие и основные направления государственного регулирования рынка труда.

27. Организационная структура регулирования рынка труда.

28. Методы регулирования рынка труда.

29. Службы занятости и их роль в системе регулирования рынка труда.

30. Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, впервые ищущим работу.

31. Конвенции Международной организации труда (МОТ) по вопросам регулирования рынка труда.

32. Общественные оплачиваемые работы как форма трудовой деятельности.

33. Сокращение рабочей силы: мероприятия по защите высвобожденных работников.

34. Правовой статус безработного России.

35. Пособие по безработице: размер и сроки выплаты, порядок приостановки и прекращения выплаты.

36. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой

Список литературы

Основная литература

1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в РФ» (в редакции Федерального закона от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2009 г.).

2. Трудовой кодекс РФ // http://www.trudkodeks.ru.

3. Адамчук В.Б., и др. Экономика и социология труда. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

4. Бахтина Т.С, Бондаренко О.В. и др. Экономика и социология труда. - Ростов-на-Дону - 1999. - 508 с.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 384 с.

6. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2003.

7. Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: модуль 16. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 360 с.

8. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Журавлев П. В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.

9. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: Хронограф, 1998.

10. Рынок труда: Учебник/ Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. - М.: - Экзамен, - 2000.

11. Рынок труда. Учебник./Под ред. П. Э. Шлендера. - М., 2004.

Дополнительная литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник.- М. - Экономист. - 2007.

2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: Изд-во МГУ, 1995.

3. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.

4. Иванцов В.Г Международная трудовая миграция. М.: МГУ, 2005.

5. Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной экономике. Вып. 1. – М., 1996.

6. Куракина Л.Ю. Регулирование регионального рынка труда. - Новгород: Изд-во МГУ, 1995.

7. Лукьянова А.Ю., Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России // Народонаселение. - 2008. - № 2.

8. Метелев С.Е Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: Учебное пособие. - М.: дело, 2005.

10. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М.: ООО Фирма "Инфограф", 1997.

11. Топилин А.В.: Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М. - Экономика. - 2004.

12. Хабриева Т.Я. Миграционное право в России. М.: Контракт, 2008.

13. Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий. - М., 1993.

14. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. – М., ИМЭМО РАН: Изд. «Academia», 2009.

15. Чернышев В.Н. и др. Человек и персонал в управлении. - С-Пб., 1997.

16. Экономика труда: социально-трудовые отношения//Под ред. Н.А. Волгина и Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002.

17. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, - М., ЧеРо, 1996.

18. http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики

19. Абидов М.Х. Региональные особенности трудовой миграции в России (ЮФО) // Народонаселение. – 2008. - №3.

20. Антипьев А. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаическом обществе» // Человек и труд. – 2010. - № 5.

22. Бойко Ю.П., Сурков С.А. Роль миграционного фактора в обеспечении социально-экономической стабильности России. // Народонаселение. – 2009. - №3.

23. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. -2008. - № 4. – с. 52.

24. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социс. – 2008. - №8.

25. Гуртов В., Кекконен А. Структура занятого населения в соответствии с уровнем образования и занятыми – Человек и труд – 2011. - №5.

26. Демин А.Оценка активности безработных.//Человек и труд. - 2005. - №12, - с.53-54.

27. Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. - 2005. - №6 - с. 48.

28. Коровкин А.Г. и др. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограниячения//Проблемы прогнозирования. – 2005. - №5.

29. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почке. // Человек и труд. – 2011. - № 4.

30. Маллаева М.И. Безработица в регионе: особенности, поледствия, меры по преодолению//Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №1.

31. Монкин О. Сегментирование рынка труда и выбор структуры сбыта // Человек и труд. - 2010. - №5

32. Петраков П. Самозанятость – реальный способ покинуть ряды безработных // Человек и труд – 2011. - №9.

33. Попова Н., Бочкова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд. - 2010, - № 5, с. 39.

34. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения»//Российский экономический журнал. - 2004. - №9-10 - с. 22

35. Собченко О. Государственная политика в сфере занятости//Человек и труд. – 2006. - №6.

36. Уразов В. Проблемы управления воспроизводством трудовых ресурсов и занятостью населения // Управление персоналом– 2009. - №10, с. 88.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на изучение рекомендованной литературы, выполнение проблемных заданий и письменных работ. Рекомендуется проверять знания студентов после изучения определенных тем курса. В период промежуточной аттестации выполняются контрольные работы.

При изучении курса рекомендуется широко использовать разнообразные формы занятий. Ряд тем требует использования знаний, усвоенных при изучении предшествующих курсов, и здесь необходимо направить внимание на специфику работы с трудовыми ресурсами предприятия в условиях кризиса.


Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.
Проблемы занятости для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.
Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.
В развитии государственного регулирования занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:
начало 60-х - середина 70-х годов;
середина 70-х - начало 80-х годов;
80-е годы;
конец 80-х гг. - до настоящего времени. Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;
расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.
Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для большинства развитых капиталистических стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.
В этот период в государственном регулировании занятости доминируют направления:
усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю.
80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.
Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.
Приоритетными направлениями в регулировании рынка труда становятся:
повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
«либерализация» правил найма и увольнения;
усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);
снижение роли общественный работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.
На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.
В этих условиях занятость является важнейшей проблемой для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:
увеличение размера пособий и срока их выплаты;
увеличение численности охватываемых пособием лиц;
сокращение периода ожидания работы;
обеспечение безработных медицинским обслуживанием;
стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;
стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;
создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).
В 90-е годы в большинстве стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.
Коррективы в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.
При формировании системы страхования по безработице в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.
Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:
снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).
Одновременно сокращаются другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).
Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.
Другое направление активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.
В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.
Наряду с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.
В США регулирование занятости осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:
максимальную свободу экономических сил на рынке труда;
невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;
децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;
предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;
соблюдение прав трудящихся при найме на работу;
искоренение дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).
Важнейшая роль в решении проблемы занятости принадлежит профсоюзам.
Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.
Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.
Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.
В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.
В результате государственной политики в сфере занятости в странах Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.
Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:
ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);
политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);
активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:
дифференциации наемных работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;
стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;
создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.
Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.
Однако отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной уравниловки», усиление монетарных регуляторов в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы, достигшей 10-12%.
Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.
В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда. Для этого необходимы:
мобилизация возможностей человека;
расширение участия населения в экономической жизни в любых, в том числе и нестандартных формах (частичная, временная занятость, надомный труд);
повышение общеобразовательной и квалификационной подготовки;
усиление мобильности рабочей силы;
расширение использования активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).
Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.