23.08.2019

Атомные ледоколы россии. Россия установит дополнительную систему вооружения на атомный ледокол «Лидер


Северный флот — самый молодой в составе ВМФ и не может похвастаться богатой на события историей, как Балтийский, Черноморский или Тихоокеанский. До середины 1930-х годов побережье Белого и Баренцева морей бороздили рыбацкие шхуны и торговые суда.

Интерес советского правительства к формированию военной инфраструктуры в Арктике был связан с активизацией научных исследований и хозяйственного освоения Заполярья. В 1933 году была создана Северная морская флотилия, а спустя четыре года она была преобразована во флот.

Боевое крещение СФ получил в войне с Финляндией (1939—1940 гг.). В период Великой Отечественной войны моряки отбивали атаки нацистов на американские и британские конвои (поставки товаров по ленд-лизу). Северный флот уничтожил около 1,3 тыс. самолётов и свыше 200 кораблей противника.

В годы холодной войны Северный флот обрёл стратегическое значение. Через Северный полюс пролегает кратчайший маршрут полёта межконтинентальной баллистической ракеты и стратегического бомбардировщика. С этой целью Москва наращивала в Арктике как ударные, так и противовоздушные силы.

Закрепить позиции

Из-за чрезвычайно сурового климата и огромных расстояний содержание военной инфраструктуры в Арктике требовало огромных расходов, которые постсоветская Россия долгое время не могла себе позволить. С 1990-х годов более десяти аэродромов и полярных станций оказались заброшенными. К тому же поспешный уход СССР ухудшил экологию Заполярья.

В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин приказал сформировать арктическую группировку войск. Принятый вслед за этим Минобороны план, по сути, предусматривал восстановление заброшенной советской инфраструктуры, возобновление функционирования системы ПВО и вывоз мусора, оставшегося ещё с советских времён.

Основные мероприятия должны завершиться в 2018 году. Арктическая группировка пополнится новыми и модернизированными боевыми кораблями, ледоколами, противокорабельными комплексами, системами ПВО, авиацией и бронетехникой, приспособленной к экстремально низким температурам.

Россия вновь обретёт 13 аэродромов (сегодня построена половина), где будут дислоцированы бомбардировщики Су-24 и Су-34, штурмовики Су-25, истребители МиГ-31 и вертолёты Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». В случае необходимости аэродромы могут использовать стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые осуществляют регулярные полёты от Аляски до Британских островов.

Для повышения эффективности управления войсками в Арктике 1 декабря 2014 года было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Костяк ОСК составляет как раз Северный флот, который был выведен из состава Западного военного округа.

Эксперты считают, что Москва стремится решить в Арктике три ключевых задачи: закрепить позиции в богатом энергоресурсами регионе, закрыть для конкурентов арктическое небо и обеспечить полноценное развитие Северного морского пути (СМП). Таким образом параллельно с военной Россия развивает и хозяйственную инфраструктуру.

РФ обладает самым крупным ледокольным флотом в мире и стремится превратить СМП в основной маршрут доставки китайских товаров в Европу (сейчас транспортировка идёт через Суэцкий канал).

В 2016 году по Ледовитому океану было транспортировано 7,26 млн тонн, что превысило советские показатели. Ожидается, что в 2020 году грузопоток по СМП возрастёт до 15 млн тонн.

На стадии модернизации

Северный флот — самое мощное звено ВМФ. Согласно открытым данным, в его состав входит 41 субмарина (60% от общего количества) и 38 боевых кораблей (18%). Кроме того, СФ является единственным в ВМФ обладателем такой роскоши, как авианосец.

В конце 2016 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый боевой поход к берегам Сирии.

  • авианосец адмирал кузнецов
  • Минобороны РФ

«На корабль поставят современные системы радиоэлектронного вооружения, связи, разведки, навигации и боевого управления. Также будут установлены новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации. Самолётный состав смешанного авиакрыла на «Кузнецове» пока менять не планируется», — сообщил СМИ источник в российском ОПК.

Все надводные корабли первого и второго рангов СФ были построены в советское время. Подводный флот выглядит несколько моложе. В 2001 году Северный флот получил атомную подводную лодку К-335 «Гепард», в 2012 году — К-535 «Юрий Долгорукий», в 2013 году — К-560 «Северодвинск».

В настоящее время субмарины и корабли Северного флота ремонтируются и проходят модернизацию. В декабре 2016 года в строй вернулась большая атомная подлодка «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин».

  • АПЛ "Подмосковье"
  • Пресс-служба ЦС "Звездочка"

В апреле на базу в Североморск прибыл ракетный крейсер «Орёл» проекта 949А «Антей». В мае после трёхлетнего ремонта была возобновлена эксплуатация атомного крейсера «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула».

До конца 2017 года на Северный флот должна вернуться многоцелевая атомная подводная лодка «Вепрь» проекта 971, которая сейчас проходит ремонт на заводе «Звёздочка». На субмарине уже установлены новые бортовые системы и механизмы.

Ледоколы будущего

В ближайшие три года СФ получит три фрегата водоизмещением 4,5 тыс. тонн проекта 22350: «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко». Однако основной акцент в обновлении Северного флота был сделан на развитии ледокольной группировки, которая способна выполнять как военные, так и гражданские функции.

Сегодня Россия обладает 40 ледоколами различной мощности и назначения. Для сравнения: у Швеции — семь ледоколов, у Финляндии — шесть, у Канады, США и Дании — по четыре. Несмотря на такое превосходство, для развития Северного морского пути 40 ледоколов недостаточно.

Российские верфи одновременно строят ледоколы двух типов: атомные (более дорогие и мощные) и дизель-электрические. 19 апреля 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что ледокольный флот России переживает этап возрождения.

«Начата разработка атомного ледокола-лидера мощностью 120 МВт. Спущены на воду самый большой и самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» нового поколения и неатомные ледоколы «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин», — отметил Медведев.

  • Спуск на воду атомного ледокола "Арктика". Балтийский завод
  • FlotProm.ru

В 2015—2016 годы Россия получила три дизель-электрических ледокола проекта 201900 М «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск», которые были построены за 12,3 млрд рублей.

Осенью 2017 года в состав Северного флота войдёт дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Винто-рулевые колонки корабля, закреплённые вне корпуса, позволяют ему вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов и таким образом двигаться носом, кормой и бортом.

  • Макет проекта 23550
  • Пресс-служба "Адмиралтейских верфей"

В мае 2017 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге был заложен патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Через несколько месяцев планируется начать постройку аналогичного ледокола «Николай Зубов». Корабли водоизмещением около 8,5 тыс. тонн передадут ВМФ после 2020 года.

На ледоколах проекта 23550 будут установлены автоматическая артиллерийская система АК-176МА, вертолётная площадка и ангар, в котором, помимо вертолёта, будут размещаться беспилотные летательных аппараты и два скоростных боевых катера типа «Раптор».

  • Патрульный катер "Раптор"
  • Пресс-служба ВМФ

Однако далеко не всё так гладко, как хотелось бы. В середине мая президент РФ Владимир Путин признал, что сроки реализации ряда проектов могут «сдвигаться чуть-чуть вправо».

На службе — профессионалы

Несмотря на определённые трудности, расширение задач, стоящих перед Северным флотом, способствовало повышению уровня подготовки военнослужащих. Такого мнения придерживается министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Выступая на коллегии ведомства 21 апреля 2017 года, Сергей Шойгу заявил, что доля контрактников на Северном флоте была доведена до 95%, а в батальонных тактических группах — до 100%.

«Продолжается освоение Арктики. Экипажи ракетных подводных лодок стратегического назначения совершенствуют мастерство подлёдного плавания. Ежегодно отряды кораблей Северного флота совершают походы по акватории Северного морского пути», — подчеркнул министр обороны.

  • Отряд боевых кораблей Северного флота вернулся в Североморск после дальнего похода
  • Пресс-служба Западного военного округа

12 мая командующий состав Северного флота подвёл итоги деятельности в зимний период. По сравнению с прошлым годом количество выполненных боевых упражнений у подводников возросло на треть, у надводного экипажа — на 75%, у частей ПВО — в три раза, а артиллерийских соединений — в два.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв в беседе с RT объяснил повышение профессионализма моряков Северного флота возросшим количеством учений и боевыми походами в Средиземное море.

Соловьёв считает, что все принимаемые Россией меры по укреплению военной инфраструктуры на Крайнем Севере абсолютно оправданны. По его мнению, Россия закрепляет за собой очень сложный, но стратегически важный регион, оставляя позади конкурентов из западных стран.

«Мы действительно наблюдаем возрождение военного и хозяйственного потенциала Арктики. Жаль, что мы не начали это делать раньше. Видимо, наша страна не обладала для этого достаточными возможностями. Наблюдаются первые успехи, но праздновать победу рано. Нам предстоит трудоёмкая и тяжёлая работа для блага будущих поколений», — отметил собеседник RT.

Через четыре года в арсенале Военно-Морского Флота появятся два оригинальных корабля. Минобороны России и ОАО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство новейших патрульных кораблей ледового класса. Проект 23550 - уникальный не только для нашей страны, но и для остальной планеты. Что-то похожее делали в Норвегии, но там эти корабли не имели даже половины того функционала, который получит проект 23550. Российская разработка объединит в себе функции и ледокола, и буксира, и полноценного патрульного корабля. А мощное вооружение сделает его надежным средством охраны любого водного района.Svalbard vs « 23550»: кто кого?
23550-й проект - действительно новый для отечественного кораблестроения. Пожалуй, впервые страна создает такой корабль, который: а) будет способен выполнять максимально широкий спектр задач и б) сможет ходить в любых зонах мореплавания - от тропиков до Арктики, где будет взламывать лед толщиной до 1,5 метров. Ближайший конкурент - норвежский корабль береговой охраны Svalbard - едва способен преодолевать метровые ледяные заторы.
Значительно уступает норвежец российскому кораблю и по вооружению. Если Svalbard имеет на борту только незначительные средства артиллерии, то будущие российские военные ледоколы, по слухам, получат и тактическое ракетное вооружение (не исключая даже ракеты типа «Калибр»), и универсальную пушку калибром 100-мм, и противолодочный вертолет Ка-27, который разместится в закрытом ангаре.

По имеющимся данным, новые корабли ВМФ России, в качестве основных задач, будут проводить охрану и мониторинг арктических водных ресурсов страны, участвовать в недопущении незаконной экономической деятельности в этой зоне. Кроме того, суда проекта 23550 будут в состоянии конвоировать и даже буксировать в порты задержанные суда, нарушающие конвенционные требования. В спектре других задач этого многофункционального корабля - участие в спасательных операциях, снятие судов с мелей, пожаротушение на плавучих и береговых объектах, перевозка спецгрузов в контейнерах. Корабли получат и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов.

Возвращаясь к норвежскому Svalbard, стоит отметить, что новый российский корабль будет превосходить своего конкурента и по показателям мореходности. Как минимум на 500 тонн - по водоизмещению, на пару узлов - по скорости, на добрый десяток метров - по длине корпуса. Уникальной обещает стать и другая характеристика нашего корабля: количество принимаемых на борт людей. Помимо штатного экипажа в 49 человек, судно проекта 23550 сможет взять еще столько же: например, в случае эвакуации полярной станции или при спасении экипажа потерпевшего бедствие корабля.Стража ледовых маршрутов

Справедливости ради стоит сказать, что создание ледокольного флота военного назначения для нашей страны - дело не новое. Еще до 1941 года разрабатывались планы, по которым «гражданские» ледоколы могли получать вооружение боевых кораблей. С начала Великой Отечественной войны советские ледоколы были включены в состав Военно-Морского Флота. Ледокол «Сталин», например, имел 10 орудий и 14 пулеметов. Все годы войны он принимал участие в обеспечении навигации на Северном морском пути.

Кстати, послевоенные корабли ледокольного флота, по сути, тоже были кораблями двойного назначения. Например, атомоходы типа «Арктика» могли нести две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре АК-630. А наличие на борту вертолета делало корабль отличным патрульным кораблем. Известно, что корпорация «Росатом» даже выступала с предложением создания на базе одного из своих ледоколов передвижного арктического командного пункта Минобороны России.Однако сегодня ставка сделана на создание собственного ледокольного флота военного ведомства - с широким ареалом применения, с большим потенциалом возможностей. Не секрет, что в последние годы на островах Северного Ледовитого океана и прибрежной полосе восстанавливаются базы Вооруженных Сил. Корабли, которым предстоит обслуживать эти гарнизоны, должны уметь ходить по льдам. В прошлом году в интересах ВМФ уже был заложен ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - первый из четырех запланированных. Правда, это все же мирный корабль, который будет выполнять функции прибрежного ледокольного судна сопровождения. В то же время в числе преимуществ «Ильи Муромца» - его внушительная мореходность. Он может совершать походы на дальность около 12 тысяч миль, а это весомый показатель, если учитывать, что протяженность Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5.600 километров.
На «перекрестках» Арктики Востребованность новых кораблей ледокольного класса для ВМФ России в последние годы обозначается все более зримо. Во время прошлогоднего учения Северного флота для выполнения задач по доставке личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова пришлось привлекать суда Мурманского морского пароходства и ледоколы «Росатомфлота». Именно по итогам этого учения министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса».

По мнению многих экспертов, Россия всерьез настроена не только осваивать Арктику, но и при необходимости - защищать свои интересы в данном регионе. К слову, о готовности развивать собственный ледокольный флот военного назначения заявила не так давно Канада. Правда, ее морской арсенал будет базироваться на уже упомянутом норвежском проекте Svalbard. Как считает эксперт по российскому Северу, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин, «постройка значительного числа ледокольных кораблей для российского ВМФ и позволит стране создать на своей северной границе надежный рубеж обороны».

Одновременно, как обращают внимание эксперты, стоит учитывать и возрастающую роль Северного морского пути как средства коммуникации. Так, недавно появилась информации о том, что Китай готовится строить целую серию контейнеровозов океанского класса с усиленным ледокольным дизайном. Естественно, что их основной маршрут проляжет именно в Арктической зоне России, и наша страна, как союзник Китая, в этом случае обеспечит надежное прикрытие своему стратегическому партнеру.

В эфире «Вечернего военного вестника» (популярная телепрограмма с военной тематикой в КНР — прим. перев. ) 25 ноября его ведущий Чжу Сиди сообщил, что Россия завершит работу над атомным ледоколом проекта 10510 «Лидер» до конца этого года. На сегодняшний день он считается крупнейшим в мире и в будущем может быть приспособлен для военных целей. Каковы же будут области применения «Лидера»? И какие стратегические интересы преследует Россия, оснащая военной техникой ледокол гражданского морского флота? Мы поговорили об этом с военным экспертом Ду Вэньлуном.

Общая концепция

Работу «Лидера», самого большого в мире атомного ледокола, обеспечивают два атомных реактора мощностью по 315 МВт каждый. Комментарий Ду Вэньлуна: «Разместив на нем системы вооружения, Россия тем самым сможет не только усилить свои позиции в Арктике, но и контролировать интересы НАТО в этом регионе».

Ду Вэньлун: «В настоящее время этот атомный ледокол является самым большим ледоколом в российском морском флоте. Его полное водоизмещение — 55 000 тонн, и если посмотреть на показатели обычных авианосцев, то он достиг вершины среди авианосцев среднего класса (многоцелевых авианосцев — прим. пер. ). Поэтому, если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность — он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения».

© РИА Новости, Роман Денисов Атомный ледокол "Арктика" во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море

Что же касается метода работы и сферы деятельности, в зоне Арктики практически отсутствуют какие-либо запретные воды. Если разместить разнообразные ракеты (в том числе крылатые ракеты), «накинуть» противокорабельные и зенитные ракеты, разместить противоракетное снаряжение, то ледокол станет эквивалентным авианосцу с точки зрения основных военных задач.

В случае, если такое большое количество ракет разместят на платформе корабля в водах Арктики, то такие меры окажут большую роль в сдерживании США, а также воспрепятствуют присутствию на севере войск НАТО и их возможным там действиям. Можно заметить, что сейчас у России два пути для укрепления своего военного присутствия на Северном полюсе. Первый путь подразумевает создание собственных баз, стягивание вооружений и снаряжений на север, чтобы продемонстрировать мощь и величие российского оружия. Второй же путь лежит в «военизации» гражданских судов, т. е. их «переоснащению» в военные для того, чтобы усилить собственную боеспособность в Арктике.

Сообщают, что, на ледоколе «Лидер» Россия планирует установить противолодочные установки, ракеты дальнего действия, артиллерийские установки, а также специальные контейнеры для радиооборудования и подводного снаряжения. Военный наблюдатель Ду Вэньлун отмечает, что такое модульное вооружение позволит России наносить молниеносные удары по важнейшим гражданским объектам.

Контекст

Россия не поплывет без китайских кранов

Sina.com 27.09.2017

Козырная карта России в Арктике

The National Interest 24.07.2017

Китай - уже в Арктике

NRK 21.07.2017

Ду Вэньлун: «Данное модульное вооружение является многофункциональной баллистической ракетой, с возможностью применения практически на любой платформе. Например, его можно установить на гражданский грузовик: погрузив установку в контейнер, получаем мобильную пусковую установку. Стоит сказать, что такая установка не имеет ничего общего с теми, что устанавливаются на военных машинах. Также такое оборудование может быть размещено и на морских судах, будь то эсминец или фрегат. Это вооружение также может быть установлено на современных гражданских судах. Конечно, тоннаж и грузовместимость военных и гражданских судов будет различаться, но все они будут отвечать минимальным требованиям для погрузки оборудования. В прошлом многие большегрузные гражданские суда, оснащенные ракетными установками, могли свободно участвовать в боевых действиях».

Таким образом, эта управляемая ракета в дальнейшем может стать новой российской базой на платформе для загрузки базового модуля. Теперь рассмотрим грузовое пространство, включающее в себя всевозможные способы транспортировки как на суше, по воздуху, так и морем. Также ее можно использовать на различных гражданских платформах, и таким образом можно скрывать даже самые мощные установки среди гражданской и других незначительных единиц техники. Такого рода удары вскоре станут обычным делом. США и другие государства, столкнувшись с Россией, вскоре обнаружат, что ракетные пусковые установки не только в море, но и на суше могут нанести удар, так как все платформы оснащены боевыми и оборонительными установками.

Российский атомный ледокол «Лидер»

По данным ВМФ России, ледокол «Лидер» построен по стандарту гражданских судов, а возможность установки боевой системы служит лишь опцией. Ду Вэньлун, военный обозреватель, охарактеризовал такие меры, как военно-гражданскую интеграцию «в российском стиле».

Ду Вэньлун: «Для России этот план главным образом предусматривает потенциал военного усиления гражданских объектов и техники. На основании настоящих цифр по морским боевых формирований, включая количество авианосцев, а также количество пусковых платформ, можно заключить, что Россия в сравнении с США находится в проигрышном положении».

Независимо от тоннажа, количества и защитных функций различных авианосцев, в том числе крупных надводных кораблей, современный российский флот концентрируется в ближайших морях. Противостояние во времена холодной войны уже стало историей. Таким образом, и конфронтация, сложившаяся с США в глубинах океанов в те годы, теперь ушла в прошлое.


© РИА Новости, Николай Зайцев Ледокол "Красин"

Ду Вэньлун: «В условиях локальной оборонительной войны, на данный момент противостояние «один на один» с Соединенными Штатами станет невыполнимой задачей. А в ситуации, если боевой потенциал гражданской техники будет усилен оружием, в частности, если оружие и оборудование продемонстрировать в других форматах, то ВМФ России может, не увеличивая количество кораблей, водоизмещение, а также военные расходы, сохранять военно-морской потенциал на высоком уровне. Но если данное условие не будет выполнено, невозможно будет обнаружить опасность и своевременно защитить страну. И если в будущем опасность огневого удара со стороны моря будет постепенно нарастать, я думаю, настанет время для такой военно-гражданской интеграции. Военно-гражданская интеграция не ограничивается строительством самолетов, исследованиями в области высокотехнологичного вооружения, общим развитием, возможно, военно-гражданская интеграция в сфере боевого потенциала и способах ведения войны, станут военной и национальной стратегией России».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол - Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн - 61880

Длина/Ширина/Высота - 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) - 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн - 20000

Длина/Ширина/Высота - 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик - он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн - 22920

Осадка - 11м

Максимальная скорость узлов - 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность - благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн - 20 700

Длина/Ширина/Высота - 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка - 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов - 18,5

Ямал

Атомный ледокол "Ямал" был принят в эксплуатацию уже в современной России в 1993 году. Первоначальное его название было "Октябрьская революция", однако после распада союза посчитали неуместным давать такое имя кораблю и выбрали более нейтральный вариант. В настоящий момент "Ямал" занимается не только проводкой кораблей, но и используется в качестве круизного корабля к северному полюсу, именно поэтому впереди на корпусе и нарисована акулья пасть. Ямал будет находится в составе флота до 2022 года, и скорее всего его ресурс будет продлен после замены соответствующих механизмов.

Водоизмещение тонн - 23460

Длина/Ширина/Высота - 150 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 21

class="eliadunit">

50 лет победы

"50 лет победы" - самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн - 23440

Длина/Ширина/Высота - 159,6 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн - 33540

Длина/Ширина/Высота - 173,3 / 34 / 15,2

Осадка - 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) - 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов - 22

Перспективный проект - 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн - 71380

Длина/Ширина/Высота - 209 / 47,7 / 20,3

Осадка - 13 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Сравнительная таблица атомных ледоколов России

Название

постройки

Водоизм.

тонн.

Осадка

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца»

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца». Об этом пишет аналитик американского издания War is Boring Роберт Бекхусен.

Арктический стражник: каким будет новый боевой ледокол России

О возможном потенциале и вооружении первого многофункционального патрульного ледокола, строящегося для ВМФ РФ

В Санкт-Петербурге 19 апреля на «Адмиралтейских верфях» был заложен первый патрульный ледокол для Военно-морского флота РФ. Он получил имя «Иван Папанин».

Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса проекта 23550. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, второй корабль - до конца 2020 года.

Технические характеристики этих сторожевиков не имеют аналогов в мире. Как неоднократно отмечали в военном ведомстве, представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Немецкий журнал Stern уже назвал этот проект «стальным кулаком русской ледовой армады», отметив, что эти корабли будут «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно». По оценке издания, в последние годы Россия строит много именно малых кораблей, которые оснащены «чрезвычайно тяжелым вооружением».

«Иван Папанин» новый патрульный ледокол для Армии России

ОХРАНЯТЬ И УНИЧТОЖАТЬ

Головной корабль серии «Иван Папанин», заложенный на «Адмиралтейских верфях», спроектирован Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз».

«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». СПРАВКА

Старейшее судостроительное предприятие страны в 2014 году отметило 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти три тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое потаенное судно - прообраз первой подводной лодки. Здесь также были построены легендарный крейсер «Аврора» и первый атомный ледокол «Ленин».

Сейчас петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На «Адмиралтейских верфях» строятся подлодки проектов 636.3 и 677 «Лада», а также дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который планируется сдать флоту в этом году.

«Иван Папанин» - первый в истории сторожевой (патрульный) корабль ледового класса: ранее нигде в мире подобных боевых ледоколов не строили. У других стран имеются корабли, которые могут «давить» лед, но при этом они не несут на борту оружие.
Подобные корабли собирается строить Канада, но у них будут меньшие возможности, рассказал ТАСС военный эксперт Александр Мозговой.

По своему водоизмещению они близки к российским кораблям проекта 23550. Но наши обладают более широкими возможностями. Тем более мы уделяем большое внимание военным вопросам Арктики, в том числе обороне, развертыванию там Вооруженных сил РФ. Учитывая определенные сложности и экстремальные условия, создание таких ледокольных патрульных кораблей необходимо и целесообразно

По данным открытых источников, российский сторожевик будет иметь водоизмещение около 7 тыс. тонн и длину корпуса 114 метров. Скорость - 18 узлов (33,3 км/ч). Он сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров. Дальность плавания - 6 тыс. морских миль (около 11 тыс. км). Корабль оборудуется буксирным устройством и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами грузоподъемностью около 28 тонн каждый.

В корпусе «Ивана Папанина» реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, корабль оснащен только отечественным оборудованием.

Самое главное, что все оборудование на этом ледоколе будет российским. На других наших ледоколах смешанное, а на этом только российское, и в этом его основное отличие

Патрульный корабль проекта 23550 предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов. Также он сможет сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить различные специальные грузы. Боевой ледокол способен не только осуществлять охрану кораблей, но и при необходимости уничтожать неприятельские суда.

АРКТИЧЕСКИЙ КАЛИБР

Строительство подобных кораблей стало следствием активного развития военной инфраструктуры в Арктике. Такую задачу перед армией поставил Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Эффективно выполнять военные задачи в арктической зоне такие ледоколы смогут как самостоятельно, так и в составе группировок боевых кораблей.

Надо обеспечить не просто прохождение каравана, а создать условия соблюдения режимов охраны нашего судоходства в соответствии с законодательством. На этом сторожевом корабле будет соответствующее вооружение, которое обеспечит ему выполнение задач
источник в судостроительной отрасли

Пуск крылатой ракеты «Калибр-НК»

По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение - российские крылатые ракеты «Калибр-НК».

Как считает Мозговой, на ледоколе может быть установлено восемь пусковых установок «Калибр-НК».

Опыт установки «Калибров» на ледоколы - это впервые такое. Официально это нигде не говорится, но на картинках этих судов, которые распространены в сети Интернет, можно разглядеть в кормовой части два контейнера с пусковыми установками ракет «Калибр», в каждой по четыре
Александр Мозговой — военный эксперт

Специалист отметил, что «Калибры» имеют низкую радиолокационную заметность, а также могут следовать к цели, огибая рельеф местности на сверхмалых высотах. Из-за этого они тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели «Калибрами» составляет несколько метров, несмотря на дальность применения - до полутора тысяч километров.

Там много модификаций. Есть те, которые часть полета осуществляют на одной скорости, а при подходе к цели - сверхзвуковая. Есть вариант, где стреляют дозвуковой ракетой, но большой мощности (450 кг боевая часть). Имеется вариант, когда стреляют по береговым целям (более 1,5 тыс. километров), и есть «стратегические», которые стреляют до 2,6 тыс. километров с ядерным боезапасом
Александр Мозговой — военный эксперт

Наличие комплекса «Калибр» на борту «Ивана Папанина» сделает ледокол многофункциональным боевым кораблем арктической зоны, считает эксперт.

ПУШКА-НЕВИДИМКА

Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям - он будет вооружен артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью.

По данным газеты «Известия», решение об установке пушек было принято в конце 2016 года и в настоящее время проектные работы завершены: пушка будет стоять в носовой части корабля.

Артиллерийская установка АК-176МА

По данным Петербургского машиностроительного завода «Арсенал», модернизированная артустановка АК-176МА предназначена для вооружения кораблей ближней морской зоны ВМФ. В ней по сравнению с базовой версией более чем в два раза повышена кучность стрельбы, увеличена скорость наведения. Масса пушки стала меньше девяти тонн (у АК-176 - более 11 тонн).

Как отмечают разработчики, 76-мм корабельная установка включена в состав вооружения современных проектов кораблей (22160, 22800, 12418, 23550), а также может устанавливаться на корабли более ранней постройки. Всего до 2020 года ВМФ получит 22 модернизированные артустановки.

«Иван Папанин» также получит и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолета Ка-27 и двух скоростных катеров типа «Раптор».
У нас есть ледоколы, но они выполняют именно патрульные функции. А эти - более серьезные и рассчитаны уже на ведение боевых действий в Арктике и поддержку сухопутных сил и морской пехоты в этом регионе
Александр Мозговой — военный эксперт

В 2016 году на «Адмиралтейских верфях» был спущен другой военный ледокол проекта 21180 - «Илья Муромец». До конца 2017 года он должен войти в состав Северного флота. Однако этот корабль не будет нести на борту вооружения, а вертолет сможет принимать на носовую площадку только временно, так как не оборудован для базирования винтокрылой машины.