31.08.2019

Южный урал ремесла. Курсовая работа: Формирование центров художественных ремесел Южного Урала


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА

Методические указания для студентов очной и заочной

форм обучения.

Направление – Сфера обслуживания.

Специальность 100103

Екатеринбург

Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета . Протокол № 1 от 21 октября 2009 года

Рецензент доцент, к. и.н.

Редактор

Компьютерная верстка

_________________________________________________________________

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Поз. №

Плоская печать Печ. л. Тираж экз.

Заказ № Цена

__________________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные преобразования во всех сферах жизни нашего общества определили введение в учебный процесс курса «Народные промыслы Урала», т. к. в современных условиях процветания техногенной цивилизации, усиления роли научно-технического прогресса возникает необходимость приобщения к духовным истокам, культурному наследию, к национальным традициям в культуре и искусстве каждого народа. Особое место в этом процессе занимают народно-художественные промыслы, т. е. та область художественно-практической деятельности человека в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные индивидуальностью, неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повсеместно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Выпускник вуза в области знаний по курсу «Народные промыслы Урала» должен:

Знать различные уральские народные промыслы, их центры, особенности техники и технологии;

Уметь различать, сравнивать, анализировать изделия уральских народных промыслов;

Иметь навыки определения художественной ценности изделий народных промыслов Урала, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, выполнения эскизов изделий народных промыслов Урала.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

Реферат – одна из форм самостоятельной работы студента дневного отделения, которую он должен выполнить в течение изучения дисциплины. Объем реферата в пределах 20 страниц формата А-4.

Цель работы над рефератом состоит в привлечении студентов к научной работе .

Задачи написания реферата – показать понимание автором проблемы, его умение анализировать, делать обобщения, выводы.

Реферат должен включать:

Титульный лист с указанием вуза и факультета, фамилии, инициалов студента, название темы работы, учебной дисциплины , места (города) и года написания;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения.

Во введении обосновываются актуальность темы, ставится проблема, формулируется цель и задачи реферата.

В основной части раскрывается содержание сформулированной во введении проблемы. Основная часть состоит из нескольких (как правило, двух – трех) вопросов. План может быть выстроен в проблемном или хронологическом ключе. Каждый вопрос заканчивается выводами.

Важно, чтобы при приведении цифровых и фактических данных, высказываний выдающихся личностей, цитат из научных исследований и учебников, автор делал соответствующую ссылку на использованный источник (внизу страницы или в конце работы).

В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение полученных результатов, сформулировать основные выводы по теме реферата.

В списке литературы использованные источники перечисляются по алфавиту . Библиографическое описание книг и сноски должны соответствовать требованиям ГОСТа.

В приложение выносятся таблицы, отдельные документы, иллюстрации. В этом случае в тексте делаются также ссылки на приложения.

Вопросы и литература к семинарским занятиям

Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление культуры

1. Народно – художественные промыслы: понятие, разнообразие видов.

2. История народно – художественных промыслов России.

3. Народно – художественные промыслы Урала: история, общая

характеристика, виды.

4. Традиционные принципы народного творчества.

Темы рефератов и докладов

Народно – художественное творчество Среднего Урала в XVIII – XX вв.

Традиции в народном творчестве.

Многообразие видов народно – художественных промыслов.

Библиографический список

Основная литература

Дополнительная литература

1. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

2. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

3. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991

4. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

5. Ильин, национальность, новаторство. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

6. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов-на-Дону, 2004.

Задания

Составить таблицу «Народно – художественные промыслы России» (вид, материал, особенности промысла, центры).

Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство Урала

1. Место прикладных видов искусств в системе пространственных искусств.

2. Виды декоративно – прикладного искусства, их классификация.

3. Выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

4. Орнамент и его виды. Универсальные мотивы.

Темы рефератов и докладов

Цветовая символика Востока в произведениях декоративно –

прикладного искусства.

Христианская цветовая символика в изделиях народных промыслов.

Пермский звериный стиль.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.

4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.

Дополнительная литература

1. Баньковский, Л. Пермистика (заметки об истоках пермской региональной культуры). [Текст] / Л. Баньковский. Пермь, 1991.

2. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

3. Власова, О. М. О жанрах пермской деревянной скульптуры. Из истории художественной культуры Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.

4. Власова, примитив в пермской деревянной скульптуре. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.

5. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

6. Каган, искусства как предметное бытие художественной ценности. Произведение искусства как социальная ценность. [Текст] / . Свердловск, 1989.

Задания

Выполнить в цвете все виды орнаментов.

Составить изокроссворд: расшифруйте растительный орнамент в росписи подносов, шкатулок, столов и т. п., изобразительный орнамент в металлической посуде, вышивке, коврах.

Тема 3. Уральские камнерезные промыслы

1. История уральских камнерезных промыслов.

2. Екатеринбургский завод «Уральские самоцветы»

3. Пермский комбинат «Уральский камнерез».

4. Оренбургские промыслы. «Самоцветы».

Темы рефератов и докладов

Особенности кунгурских камнерезных народных промыслов.

Ассортимент Екатеринбургского завода «Уральские самоцветы».

«Челябинские художественные изделия» - самая молодая камнерезная фабрика Урала.

Библиографический список

Основная литература

1. Волкова, О. Мастера камня. Екатеринбург.[Текст] / О. Волкова. М.: 2000.

2. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М.: 2002.

3. Грибова, звериный стиль [Текст] / . М.: 1995.

4. Евстифеев, Н. Камнерезное искусство.[Текст] / Н. Евстифеев. Екатеринбург, 1998.

Дополнительная литература

1. Макаров, камень в собрании Эрмитажа. [Текст] / . СПб.: 2005.

2. Мельников, М. Обработка цветных камней в Екатеринбурге: современное состояние этого промысла и его будущее. [Текст] / М. Мельникова. Екатеринбург, 2005.

3. Зверев, промысел на Урале. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

4. . Русский резной камень. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

5. Матюшин, пояс Урала. [Текст] / . М., 1997.

6. Павловский, искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Задания

Изготовить эскизы изделий камнерезных промыслов с учетом особенностей каждого из них.

Выполнить коллективную композицию «Мастерская Данилы – мастера»

Тема 4. Художественная обработка металла на Урала

1. История художественной обработки металла в России и на Урале.

2. Каслинское и Кусинское чугунное литье.

3. Златоустовская гравюра на металле.

4. Нижнетагильский расписной поднос.

Темы рефератов и докладов

Каслинский чугунный павильон.

Златоустовский метод обработки металла.

Отличительные черты нижнетагильского подноса.

Способы обработки металлов на Урале.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Зайцев, Г. Б. У истоков уральского ювелирного искусства. [Текст] / . Екатеринбург, 1998.

4. Клиентов, А. Саморезов, А. Михайлов, В. Народные промыслы. [Текст]: учеб. пособие / А. Клиентов, А. Саморезов, В. Михайлов. М., Белый город, 2004.

Дополнительная литература

1. Соболев, литье в русском искусстве. [Текст] / . М., 2000.

2. Гилев, проблемы каслинского литья. [Текст] /. СПб, 2001.

3. Зотов, литье. [Текст]: учеб. пособие. / . М., 1999.

4. Дмитриев, роза. История лакирного дела на Урале. [Текст] / Под ред. , . Екатеринбург, Старт, 2000.

5. Павловский, . [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

6. Павловский, чугунный павильон. [Текст] / . Екатеринбург, 2007.

Задания

Выполнить эскиз:

Подсвечника, каминной решетки, шкатулки, скульптуры малых форм;

Украшенного оружия;

Нижнетагильского подноса.

Разработать экскурсионный маршрут по данному виду промыслов Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).

Тема 5. Уральская керамика

1. История керамических промыслов Урала.

2. Екатеринбургская керамика.

3. Сысертский фарфор.

4. Богдановичский фарфоровый завод.

Темы рефератов и докладов

Многообразие видов керамики (терракота, майолика, фаянц, фарфор)

Способы изготовления керамических изделий.

Таволжская керамика.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.

Дополнительная литература

1. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.

2. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991.

3. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст]: / . Екатеринбург, 2004.

4. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.

5. Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.

6. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Задания

Выполнить рисунок для украшения керамических изделий (сервиза).

Создать эскиз для скульптуры малой формы (статуэтки).

Разработать экскурсионный маршрут по керамическим промыслам Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).

Тема 6. Уральская резьба и роспись по дереву,

лозоплетение, изделия из бересты

1. История промыслов на Урале.

2. Уральская резьба и роспись по дереву.

3. Уральская домовая роспись.

4. Невьянская икона.

Темы рефератов и докладов

Тюменские красильщики – великие уральские художники.

Невьянская иконописная школа и ее стилистические особенности.

Уральские берестяных дел мастера. (, Н. Я.

Библиографический список

Основная литература

1. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Барадулин, народная живопись по дереву, бересте и металлу. [Текст]: учеб. пособие. / . Екатеринбург, 2004.

4. Бубнов, деревянное зодчество Урала. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург: 2008.

Дополнительная литература

1. Ларин, О. Поклонись дереву. [Текст] / О. Ларин. М., 2005.

2. Супрун, и роспись по дереву. [Текст]: учеб. пособие./ . М., 1999.

3. Степанов, очарованье. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

4. Жегалова, народная живопись. [Текст] / . М., 2003.

5. Соколова, роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. [Текст] / . М., ВЛАДОС, 2002.

6. Барадулин, росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

Задания

Выполнить коллективную композицию «Уральский расписной дом».

Выполнить зарисовки элементов резных узоров во время осмотров памятников деревянного и современного зодчества.

Тема 7. Уральская резьба по кости

1. История развития косторезного промысла на Урале.

2. Виды кости, места ее добычи.

3. Виды резьбы по кости и техника их выполнения.

4. Тобольская резьба по кости.

Темы рефератов и докладов

Плоскорельефная, орнаментально – декоративная резьба по кости.

Инкрустация – один из самых известных способов декора.

Уральский косторезный промысел в Тобольске.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

4. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.

Дополнительная литература

1. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

2. Абросимова, резьба по дереву, кости и рогу. [Текст]: учеб. пособие. / , . М., 2008.

3. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.

4. . Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска. [Текст] / . Екатеринбург, 1997.

5. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.

6. Народные художественные промыслы России. Каталог – альбом. М., интербук – бизнес, 2000.

Задания

Изготовить эскизы, обдумав вид используемой кости и резьбы,

Мебели, инкрустированной костью;

Шкатулки, кубка;

Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры

1. Из истории уральских вышивальных, ковроткацких промыслов и росписи по ткани.

2. Уральская вышивка.

3. Озерский батик.

4. Уральский народный костюм.

Темы рефератов и докладов

Искусство ручной художественной росписи ткани на Урале.

Невьянская вышивка.

Особенности уральского народного костюма.

Библиографический список

Основная литература

Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М., 2002.

Дополнительная литература

Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе. [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / . М., 2003.

Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Барадулин, художественного ремесла. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

Соболев, по истории украшения тканей. [Текст] / . М., 2004.

Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов на Дону, 2004.

Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.

Задания

Предложить рисунок для вышивки (учитывая традиционные сюжеты, орнаменты и цветовую гамму).

Выполнить роспись по ткани одним из известных способов.

Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам Урала)

Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных промыслов»

1. Развитие и размещение народных промыслов на территории РФ встреча с искусствоведом, научным сотрудником галереи «Эклектика» Мариной Рудольфовной Прозоровой.

2. Уральская икона: вчера, сегодня, завтра. У нас в гостях иконописец Т.

Водичева.

3. Современное состояние уральских камнерезных промыслов.

4. Художественный металл на Урале.

5. Выставка изделий декоративно – прикладного искусства, набросков и зарисовок деталей интерьеров, украшений, орнаментов и т. п. памятников культуры, коллективных работ по созданию художественного образа уральской избы по предложенным элементам ее внешнего и внутреннего убранства, разработок тематических экскурсионных маршрутов (описание, задания, карта, эскизы), буклетов по народно - художественным промыслам.

Введение……………………………………………………………………… 3

Требования к реферату……………………...………………………………. 3

Вопросы и литература к семинарским занятиям…………………………… 4

Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление

культуры…………………...…………………………………………………. 4

Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство

Урала……………………..…………………………………………………… 5

Тема 3. Уральские камнерезные промыслы………..………………………. 7

Тема 4. Художественная обработка металла на Урале…..………………… 8

Тема 5. Уральская керамика……………………………...………………….. 9

Тема 6. Уральские резьба и роспись по дереву, лозоплетение, изделия из

бересты…………………………………………………………….…………. 10

Тема 7. Уральская резьба по кости…………………………………………..12

Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры………………………………...13

Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам

Урала)………………………………………………………………………... .14

Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных художественных промслов»……..……… 14

Итоговый тест………………………………………………………………. 15

Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».

Народные промыслы

Народные промыслы

Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.

Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство . Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».

Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.

Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).

Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».

Деревообрабатывающие промысл ы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.

Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.

Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области»):

1. Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.

2. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.

3. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды.

4. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды.

5. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий.

6. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание.

7. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов.

8. Город Артемовский – лозоплетение.

9. Невьянский район – производство художественной керамики.

10. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

11. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9-10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы -- декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».

Основным видом искусства являлось древнерусское шитье -- вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в 16-17 вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются по сегодняшний день.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России». .


3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"








15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.