31.08.2019

Народные промыслы и ремесла южного урала. Курсовая работа: Формирование центров художественных ремесел Южного Урала


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Подготовила педагог дополнительного образования Карпук Надежда Александровна Челябинская область город Бакал, МБУДО «Дом детского творчества»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МБОУ ДОД ДДТ г Бакал Карпук Надежда Александровна. Мастер-класс: «Тагильсккий вензель» Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства

4 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство поражает двумя особенностями: всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народные декоративно-прикладные промыслы - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

5 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство как одна из форм информационной культуры. Традиционное искусство, помимо своей несомненной значимости как результата творческой деятельности того или иного народа, является и ценнейшим этнографическим источником, привлекаемым при решении этногенетических и многих культурно-исторических проблем. В его образах и символах зашифрована информация о развитии мировоззрения наших далеких предков. Начиная с самых древнейших этапов становления человеческой культуры, творчество гармонично соединяло в себе два метода познания и преобразования действительности - художественный и интеллектуальный, в нем нашли выход и слились воедино искони присущие человеческой природе стремления души и ума.

6 слайд

Описание слайда:

К народным промыслам Урала относится Уральская домовая роспись Камнерезное искусство Урала Уральское чугунное литьё Гончарство и глиняная игрушка ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Каслинское литьё Златоустовская гравюра на стали Художественная обработка меди ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Пуховый платок БАШКОРТОСТАН Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия Хлопчатобумажные комбинаты

7 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

8 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В 1726 году по инициативе основателя города Челябинска Василия Никитича Татищева в Екатеринбурге была создана гранильная мастерская, ставшая впоследствии гранильной фабрикой. Со второй половины 19-го века камнерезные предприятия появились в Березовском, Верх-Исетском, Полевском, Мраморском, Нижнеисетском заводах, поселке Шарташ. Нынешние мастера - ювелиры и камнерезы - возрождают и продолжают традиции Данилы-мастера. Широко были известны в прошлом и текстильные изделия уральских мастериц. Многие жители поселка Верх-Исетского завода занимались кружевоплетением на коклюшках, а в деревнях и селах, окружающих Екатеринбург, женщины изготавливали ковры ручной работы. И по сей день в селе Бутка существует фабрика ручного ковроткачества.

9 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской епархии.

10 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие "Пятков и К", ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов. Развивалось на Урале также искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских.

11 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие "Метальная лавка" в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

12 слайд

Описание слайда:

Тагильский Вензель Нижний Тагил, основанный тульским кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым в 1725 году славился и славится талантливыми крепостными ремесленниками владельцев уральских металлургических заводов – Демидовых. Изделия их знали не только в России, но и за границей. И по сей день кое-где еле угадываются островки старых, но, еще добротных строений прошлого столетия. В одном из них, бывшем демидовском заводоуправлении, размещается теперь местный историко-краеведческий музей. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их живописью.

13 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров, человек жесткого и упорного нрава. Ему молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, тверд - не процарапывался ножом, устойчив к жару - ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нем, пепел останется - и все». Свое умение старик передал сыновьям Вавиле и Федору

14 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. В 1784 году братья Худояровы писали «ярких бабочек и птиц» на железных лакированных пластинах для дома Демидовых в Москве. За эту работу они были награждены кушаками, шапками и сукном на кафтаны, а их отец (ему уже было за шестьдесят) освобожден от заводских работ. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова - Павел, Исаак и Степан, талантливые живописцы. Павлу принадлежит картина «Листобойный цех», редкое по тем временам изображение труда рабочих.

15 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель В Тагильском музее хранятся работы старых мастеров…И хотя потускнели на них от времени краски, но все так же, будто живые, светятся цветы, и, словно стекло, отсвечивает лак. Русский путешественник XVIII века академика Петр Паллас, писал, что на Урале «бывают вещи, лаком наведенные, не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». А ведь это народное искусство, развившееся на уральских железоделательных заводах в первой половине XVIII века, могло исчезнуть навсегда, если бы не кропотливый и бескорыстный интерес к нему многих сегодняшних хранителей нашей культуры. Правда, один секрет уральской лаковой живописи и по сей день не разгадан.

16 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа, затем подбирал шесть заготовок так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, укреплял «шестерку» на чугунной желобильне. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» - загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь «воронить». Эта процедура повторялась несколько раз.

17 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель После лакировки поверхность изделия приобретала глубину, начинала таинственно поблескивать. Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом - пламенную вечернюю зарю, в третьем - теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит». После сушки поднос еще раз тщательно шлифовали и только после этого он попадал в руки живописцев - «писак». Вы думаете что – то изменилось с тех далеких времен?... Нет единственное, что заготовки штампуют без применения ручного труда.

18 слайд

Описание слайда:

Мастер-класс Тагильский вензель Предлагаю вашему вниманию, где на сегодняшний день используется Тагильский вензель. Вы видите, что расписаны самые разнообразные предметы быта.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд


3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"








15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.





Когда говорят <<народные промыслы>>, сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Фото 2 . Историческая ограда калинского литья. Москва.

Фото 1. Изделия с элементами каслинского литья

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов) (фото 1), (фото 2). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

Фото 6.Подсвечник. Каслинский завод. 1997 год

Фото 7. Каслинское литье -художественные изделияВ конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки… (фото 3, 4, 5, 6, 7)

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг (фото 8).

Фото 9. Поднос. Нижний Тагил, 1850-1860-е гг. Железо, ковка

Фото 10. Поднос Свадьба Петра 1.1874 год

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос . (фото 9, 10,).

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских - очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Фото 11. Поднос

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян (фото 11).

Фото 12. Отличие клинков с Урала — Металл самого высокого качества

Фото 13. И. Бушуев. Сабля. 1824 год. Златоуст.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (фото 12). Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных (фото 13).

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера…

Фото 14. Ножи охотничьи г. Златоуст

Фото 15. Клинок с крылатым конем

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана (фото 14). Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней (фото 15). Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Фото 16. Рыцарские Доспехи. Шлем

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II. (фото 16, 17).

Однако Александр ни разу их не надевал,

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. «Николай Первый отблагодарил мастеров по- императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.


Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».