МиГ-29М (МиГ-33 , «9-15», по кодификации НАТО: Fulcrum-E, иногда обозначается как Superfulcrum) - российский многофункциональный истребитель поколения 4+, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29. В 1982 г., когда МАПО им. П.В.Дементьева еще только готовилось к выпуску первого серийного варианта МиГ-29, в ОКБ им. А.И.Микояна начались исследования по созданию на его базе многоцелевого лёгкого фронтового истребителя со значительно увеличенной боевой эффективностью. Параллельно с проектированием «9-14» началась работа по варианту МиГ-29М («9-15»). Самолет рассчитывался на большую взлетную массу, для чего потребовалось увеличить прочность планера. Неизбежное ухудшение ЛТХ планировалось компенсировать за счет совершенствования аэродинамики и применения новой силовой установки.
Продольная компоновка «9-15» отличалась пониженной статической устойчивостью. Механическую систему управления самолётом заменили аналого-цифровой системой дистанционного управления (СДУ). Корневые наплывы получили острые кромки, что сохранило подъемную силу до больших углов атаки. Чтобы обеспечить эффективность управления самолётом на таких углах, на консолях ГО сделали по «зубу». Для МиГ-29М на ГМЗ им. Климова спроектировали двигатель РД-33К с новым ротором низкого давления и цифровой системой управления. Его форсажная тяга достигла 8800 кгс, а удельный расход топлива снизился на 7%.
В свое время отличные маневренность, скорость, скороподъемность позволили Государственной комиссии счесть недостаточную дальность полета МиГ-29 фактором несущественным и не мешающим скорейшему поступлению машины в строй. Но совсем закрывать глаза на то, что дальность нового самолёта оказалась даже меньше, чем у МиГ-23, никто не собирался. Некоторое увеличение ёмкости топливной системы дала замена вкладных баков №1 и 2 сварными кессонами. За счет этого удалось также снизить массу и стоимость машины. Но наиболее радикальным решением стало размещение дополнительных интегральных баков в наплывах на месте верхних воздухозаборников. Была создана эффективная система защиты основных ВЗ, что позволило отдать под топливо еще 1,5 объема планера. В итоге запас керосина удалось довести до 5800 кг
Система управления вооружением СУВ-29М (С-29М) самолета «9-15» обеспечивала не только поражение наземных целей управляемым оружием, но и повышала эффективность самолёта в воздушном бою. Радиолокационный комплекс РЛПК-29УМ базировался на многоканальной и многофункциональной РЛС НОЮ «Жук», разработанной в НИИР под руководством А.И.Канащенкова и Ю.Н.Гуськова. Эта станция имела фазированную антенную решетку (ФАР) с электронным сканированием в горизонтальной плоскости и механическим в вертикальной, а ее ЦВМ обрабатывала полученную информацию. «Жук» сопровождал до 10 целей и позволял одновременно обстреливать 4-6 из них ракетами Р-27 (в тч. «энергетическими» Р-27ЭР и ЭТ) или Р-77. Важной особенностью новой станции была способность обнаруживать морские и наземные цели, а также выдавать целеуказание для ракет Х-31А с активной радиолокационной ГСН. Благодаря этому впервые в советской практике лёгкий истребитель получил мощное противокорабельное оружие, полагавшееся ранее лишь тяжелым ракетоносцам. Для испытаний станции НОЮ был переоборудован серийный самолет «9-13» (борт 16), который начал летную программу 12 января 1987 г и за три с половиной года совершил 169 полетов. Кроме того, использовалась и летающая лаборатория на базе Ту-134.
МиГ-29М получил и новый комплекс ОЭПрНК-29М. Его главным отличием стала система ОЛС-М, являвшаяся развитием КОЛСа. Новый телеканал позволил скрытно распознавать воздушные цели типа истребитель на дальности до 6 км. Было реализовано автосопровождение наземной цели и наведения на нее ракет с лазерной «головой». На самолете появились новая инерциальная система, современные средства ближней и дальней радионавигации. Управление всеми блоками С-29М и вывод информации обеспечивались вычислителями Ц100 и Ц101. Завершал парад систем бортовой комплекс обороны (БКО), предназначенный для оповещения летчика об облучении радарами противника и пусках ракет, а также для организации РЭП и наведения собственного противорадиолокационного оружия. Основу БКО составила СПО «Пастель», которая не только с высокой точностью определяла пространственные координаты РЛС противника, ее тип, частоту и режим работы, но и совместно со станцией предупреждения о пусках ракет «Мак-Ф» управляла остальным оборудованием БКО - усовершенствованной станцией РЭП "Гардения-1 УФ" и блоками выброса пассивных помех БВП-26-60. СПО использовалась и для наведения ракет Х-31П или Х-25МП.
В части вооружения для воздушного боя главным новшеством стала ракета средней дальности Р-77. Ее разработку вели с 1982 г в МКБ «Вымпел» в ответ на создание в США перспективной ракеты AMRAAM с комбинированным управлением, состоящим из корректируемой инер-циальной системы и активной радиолокационной ГСН. Как и заокеанская новинка, Р-77 получила невиданные ранее маневренность и энергетику, причем она могла оснащаться несколькими типами ген - активной радиолокационной, тепловой, комбинированной и тп. Ракета значительно повышала боевую эффективность МиГ-29 и в то же время была меньше и легче, чем Р-27. При ее доводке задействовались значительные силы, например, ММЗ им. Микояна выделил для испытаний три опытных и два серийных МиГ-29.
Поскольку МиГ-29М конструктивно отличался от базовой «девятки», были построены статический и ресурсный экземпляры, а для испытаний опасных режимов полета использовались модели ДМ1, В начале 1986г на ММЗ был построен первый опытный экземпляр «эмки», получивший бортовой номер 151. Первый полет на нем выполнил В.Е.Меницкий 26 апреля 1986 г. Самолёт предназначался для снятия аэродинамических характеристик и испытаний системы управления. После завершения первого этапа летно-конструкторских испытаний на нем установили РЛС НОЮ, другое оборудование, полный комплект вооружения и задействовали для испытаний ракет, в т.ч. Х-29Т.
Второй опытный МиГ-29М (борт 152) одновременно являлся самолётом установочной серии. Он строился ОКБ в кооперации с заводом «Знамя труда», тк. выпуск новой машины планировалось наладить на МАПО. Машина получила двигатели РД-33К и полный комплект РЭО. Ее первый полет состоялся 26 сентября 1987 г. Сначала занялись определением летных характеристик на максимальных режимах, взлетно-посадочных свойств, устойчивости и управляемости. После этого самолёт передали для испытаний силовой установки, СУВ, прицельно-навигационного оборудования и вооружения.
Задуманная с советским размахом программа МиГ-29М шла довольно медленно. Следующая машина (борт 153) появилась лишь в 1989 г Она использовалась для испытаний вооружения и РЭО. Еще один самолет (борт 155) совершил первый полет 13 апреля 1990 г На нем отрабатывался режим «замораживания» изображения земли, снимаемого с РЛС Н010 (картографирование), и пуски ПКР Х-31А. В августе того же года начал летать самолет с бортовым номером 154, на котором испытывался БКО, а также исследовалось влияние пусков ракет на работу двигателей. Шестой опытный самолет «9-15» (борт 156) вышел на аэродром в июле 1991 г и в августе был передан на Госиспытания.
МиГ-29М полностью прошел летно-конструкторские испытания и первый этап ГИ, по результатам которого получил предварительную рекомендацию о принятии на вооружение и развертывании производства. Были готовы к запуску в серию или уже выпускались и все образцы его средств поражения. С ними эффективность истребителя в воздушном бою выросла по сравнению с вариантом «9-12» в 1,5 раза, а в борьбе с наземными целями - более чем втрое. Был также создан проект учебно-боевого самолета МиГ-29УБМ, который соответствовал «9-15» по летным особенностям, интерьерам кабин и тп., нес усиленное вооружение, позволявшее эффективно атаковать наземнью цели.
К 2000 г планировалось построить около 300 МиГ-29М. Эталоном для серии должен был стать так называемый самолет «9-15/7», но тут последовало «волевое» решение о прекращении производства МиГ-29, и эту машину так и не достроили. Тем не менее, микояновская фирма в надежде, прежде всего, на экспорт вложила немалые средства в завершение испытаний самолёта и в продвижение МиГ-29М (МиГ-33 ) на рынок. «Эмовские девятки» начали регулярно показывать публике и иностранным специалистам, а борт 156 переоборудовали для полётов за рубеж.
Тактико-технические характеристики МиГ-29М (МиГ-33)
Размах крыла, м 11.36
Длина самолета со штангой ПВД, м 17.27
Высота самолета, м 4.73
Площадь крыла, м2 38.06
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 11600
нормальная взлетная 16680
максимальная взлетная 22300
Топливо, л
во внутренних баках 5830
ПТБ 3800
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33К
Тяга, кН
на форсаже 2 х 86.25
максимальная 2 х 53.90
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2500 (М=2,35)
у земли 1500
Практическая дальность, км.
на малой высоте 900
на большой высоте 2000
на большой высоте с ПТБ 3200
Максимальная скороподъемность, м/мин 19200
Практический потолок 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и
боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах внешней подвески,
до двух УР класса воздух - воздух увеличенной дальности Р-273, до четырех УР средней дальности Р-27 или до восьми Р-77, до восьми ракет малой дальности Р-73, до шести ракет класса воздух - поверхность Х-29Т/Л или Х-25МЛ, до шести противорадиолокационных УР Х-25МП или четырех Х-31П, до четырех противокорабельных ракет Х-31А, до шести КАБ калибром 500 кг (КАБ-500КР с телевизионной системой самонаведения могут применяться залпом); до четырех блоков НАР Б-13 или Б-8.
МиГ-29М (МиГ-33) — многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения.
ТТХ МиГ-29М:
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 11.36
Длина самолета со штангой ПВД, м 17.27
Высота самолета, м 4.73
Площадь крыла, м2 38.06
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 11600
нормальная взлетная 16680
максимальная взлетная 22300
Топливо, л во внутренних баках 5830
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33К
на форсаже 2 х 86.25
максимальная 2 х 53.90
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2500 (М=2,35)
у земли 1500
Практическая дальность, км.
на малой высоте 900
на большой высоте 2000
на большой высоте с ПТБ 3200
Максимальная скороподъемность, м/мин 19200
Практический потолок 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Вооружение:
одна пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и
боевая нагрузка — 4500 кг на 9 узлах внешней подвески,
до двух УР класса воздух — воздух увеличенной дальности Р-273, до четырех УР средней дальности Р-27 или до восьми Р-77, до восьми ракет малой дальности Р-73, до шести ракет класса воздух — поверхность Х-29Т/Л или Х-25МЛ, до шести противорадиолокационных УР Х-25МП или четырех Х-31П, до четырех противокорабельных ракет Х-31А, до шести КАБ калибром 500 кг (КАБ-500КР с телевизионной системой самонаведения могут применяться залпом); до четырех блоков НАР Б-13 или Б-8.
Постройка первого опытного экземпляра МиГ-29М, получившего бортовой №151, завершилась в начале 1986 г., 15 февраля самолет был перевезен на аэродром, и 26 апреля того же года летчик-испытатель В.Е.Меницкий, ставший после гибели А.В.Федотова шеф-пилотом ОКБ, поднял его в первый полет. Машина имела еще старые двигатели РД-33, традиционную систему индикации с электромеханическими приборами и не была оснащена системой управления вооружением. Она использовалась для отработки системы дистанционного управления и определения основных аэродинамических характеристик и характеристик устойчивости и управляемости. Позднее самолет оснастили СУВ, и в сентябре 1991 г. на нем началась доводка РЛС НОЮ, оптико-локационной станции ОЛС-М и системы управляемого ракетного вооружения с самонаводящейся ракетой Х-29Т. К 30 июня 1992 г. машина совершила 276 полетов.
дноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
Основные технические и технологические новшества, внедренные на истребителях МиГ-29М/М2:
– усовершенствованный фюзеляж и крыло;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием;
– существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;
– увеличенная емкость топливной системы и наличие системы дозаправки топливом в полете;
– увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на девяти точках внешней подвески.
Истребители МиГ-29М/М2 входят в состав нового унифицированного семейства боевых самолетов, созданного на базе корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.
По желанию заказчика истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ отработана на опытном сверхманевренном самолете МиГ-29М ОВТ.
Истребители МиГ-29М/М2 отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями, стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза. Истребители МиГ-29М/М2 рассчитаны на эксплуатацию по техническому состоянию.
Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29М/М2 строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.
На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР». БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
МиГ-29М/М2 оснащаются многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет.
Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей.
В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка. Вооружение МиГ-29М/М2 позволяет поражать воздушные цели, а также подвижные и неподвижные наземные/надводные цели.
Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции.
Для МиГ-29М/М2 разработан функционально полный набор технических средств обучения.
Вот про МиГ-29М:Многоцелевой истребитель МиГ-29М1. История создания
В 1982 году, когда фронтовой истребитель МиГ-29 лишь завершал летные испытания, в ОКБ им. А. И. Микояна начались работы по глубокой модернизации этого самолета. Усовершенствованный вариант - МиГ-29М (изделие «9-15») - должен был иметь значительно более высокую эффективность поражения как воздушных, так и наземных целей. Создание подобного истребителя было возможно лишь за счет применения БРЭО нового поколения, а также внедрения ряда усовершенствований в области аэродинамики и производственной технологичности.
Одной из основных особенностей нового истребителя должно было стать широкое применение перспективного алюминиево-литиевого сплава (из него, в частности, было решено выполнить всю переднюю часть фюзеляжа), а также массовая замена клепаных соединений на сварные. Все это позволяло значительно уменьшить массу планера. Особенности нового сплава позволяли исключить соединения внахлест и облегчали герметизацию топливных отсеков-баков. Одновременно было решено увеличить долю в конструкции композиционных материалов. Кроме того, впервые намечалось широкое использование радиопоглощающих материалов, что должно было существенно снизить радиолокационную заметность самолета.
Намечалось внесение ряда изменений в аэродинамику самолета. В частности, было решено изменить форму корневых крыльевых наплывов (их острая передняя кромка должна была обеспечить более энергичное формирование вихревой системы на больших углах атаки, что позволяло улучшить управляемость на малых скоростях), а также горизонтального оперения, которое предполагалось снабдить вихреобразующим «зубом», повышающим эффективность стабилизатора на больших углах атаки.
Вместо верхних входов системы защиты двигателей от попадания посторонних предметов, «съедающих» значительный полезный объем планера, было решено применить новую систему защиты двигателей. Изменениям должны были подвергнуться тормозной щиток, парашютная тормозная система, шасси и т.п.
На истребителе МиГ-29М было решено реализовать концепцию продольной неустойчивости, обеспечивающую дальнейшее улучшение маневренности и дальности полета (благодаря уменьшению балансировочных потерь на крейсерском режиме). Этого можно было достичь лишь за счет оснащения самолета электродистанционной системой управления.
Изменению должны были подвергнуться БРЭО и система вооружения самолета. Предполагалось существенно улучшить и его эксплуатационные характеристики.
Одним из ключевых элементов программы МиГ-29М было создание для него новой БРЛС. Для отработки этой станции в 1987 г. был задействован самолет МиГ-29 «9-13», а также летающая лаборатория Ту-134ЛЛ. Новый, более мощный двигатель для МиГ-29М, получивший обозначение РД-ЗЗК, был впервые испытан в воздухе на самолете МиГ-29 «9-12» 27 сентября 1985 г. В дальнейшем к отработке этого ТРДДФ было привлечено еще несколько самолетов.
В начале 1986 г. на опытном производстве ОКБ завершилась постройка первого опытного самолета МиГ-29М («9-15/1»). Эта машина имела еще старые двигатели РД-33 и традиционную электромеханическую авионику. Отсутствовала СУВ. 26 апреля 1986 г. летчик-испытатель В. Е. Меницкий выполнил на этом истребителе первый полет.
Для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний было построено еще пять самолетов МиГ-29М установочной серии, совершивших первые полеты в 1987, 1989, 1990 (два самолета) и 1991 гг. Постройка еще одной опытной машины была прекращена в 1993 г. Кроме того, два планера МиГ-29 построили для статических и ресурсных испытаний.
Летчики, пилотировавшие новый истребитель, отмечали его отличную маневренность и управляемость (в этой связи следует упомянуть оценку, данную новому самолету начальником Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генерал-майора А. Н. Харчевского: «МиГ-29М - это то, что сегодня требуется российской авиации»).
В процессе испытаний были достигнуты максимальные углы атаки порядка 30°, однако, по утверждению представителей ОКБ, это не являлось пределом.
По оценкам специалистов совокупный боевой потенциал самолета МиГ-29М при решении задач завоевания господства в воздухе в 1,5 раза превзошел соответствующий показатель истребителя МиГ-29. При решении ударных задач МиГ-29М превзошел МиГ-29 в 3,4 раза. По боевым качествам новая модификация «МиГа» не уступала европейским истребителям нового поколения - Еврофайтер EF-2000 и Дассо «Рафаль», а по ряду параметров превосходила эти машины. Все это давало основания отнести МиГ-29М к поколению «4+».
Летно-конструкторские испытания и первый этап госиспытаний истребителя завершились в 1991 г., после чего ВВС выдали предварительное заключение о запуске машины в серию. Однако в том же году было принято решение прекратить закупки самолетов типа МиГ-29, сосредоточив все усилия на программе тяжелого истребителя Су-27. Госиспытания МиГ-29М к 1993 г. были свернуты.
В дальнейшем интерес российских ВВС к легкому истребителю, имеющему значительно меньшую стоимость жизненного цикла и более высокий экспортный потенциал, чем тяжелые истребители, возобновился. Это обусловило возобновление летных испытание самолета МиГ-29М. Однако в конце 1990-х годов работы по программе МиГ-29М вновь были заморожены. Но задел, полученный при создании этого самолета, был использован при создании модернизированного истребителя МиГ-29СМТ.
Были проработаны экспортный вариант самолета МиГ-29М, получивший обозначение МиГ-29МЭ (неофициальное название - МиГ-33, а также проект двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБМ. Однако эти программы не получили пока дальнейшего развития.
Со второй половины 1980-х годов, параллельно с работами по программе МиГ-29М, в ОКБ начались исследования дальнейших путей совершенствования истребителя типа МиГ-29.
2. Компоновка и ЛТХ
Конструкция планера самолета МиГ-29М является дальнейшим развитием конструкции МиГ-29. Широкое применив сварки обеспечило более полное использование внутренних объемов для размещения топлива (ранее это было затруднительно из-за невозможности загерметизировать все швы).
Фюзеляж - типа полумонокок. Его передняя часть, включая гермокабину летчика, - цельносварная, выполненная в основном из алюминиево-литиевого сплава. Широко использованы композиционно-сотовые конструкции (из них, в частности, изготовлены тормозной щиток, воздушные каналы и капоты двигателей, кили, крышки лючков и т. п.). Применение радиопоглощающих материалов позволило уменьшить эффективную поверхность рассеяния самолета.
Откидная часть фонаря, по сравнению с МиГ-29, имеет более выпуклую форму, обеспечивающую летчику лучший обзор и одновременно несколько улучшающую аэродинамику.
Крыло имеет увеличенный на 20% по сравнению с МиГ-29 объем топливных баков. Увеличены площадь отклоняемых носков и элеронов. Число узлов внешней подвески возросло с шести до восьми.
Наплывы крыла, по сравнению с МиГ-29, получили острую, а не закругленную кромку. Это обеспечило более энергичное формирование вихревой системы на больших углах атаки и улучшение управляемости на малых скоростях.
Горизонтальное оперение, по сравнению с МиГ-29, имеет увеличенную площадь и вихреобразующий уступ по передней кромке, улучшающий условия работы стабилизатора на больших углах его отклонения.
На самолете применена новая, более эффективная тормозная парашютная система с куполом площадью 17 кв.м. Вместо двух тормозных щитков установлен один, увеличенной площади, расположенный на верхней поверхности фюзеляжа.
Самолет оснащен двумя ТРДДФ РД-ЗЗК (2x8800 кгс) с цифровой электронно-гидромеханической системой автоматического управления.
Имеется турбокомпрес-сорный стартер-энергоузел ГТДЭ-117.
Воздухозаборник - регулируемый. Его нижняя кромка выполнена управляемой (на взлете она отклоняется вниз на 20°). Для защиты двигателей от попадания посторонних предметов применены решетки, опускаемые в каналы воздухозаборников. Для дополнительной подпитки двигателей воздухом при разбеге используются дополнительные воздухозаборники в нишах основных опор шасси, закрытые защитными сетками.
Внутренний запас топлива - 5810 л. Возможна подвеска двух ПТБ на 1150 л и одного (подфюзеляжного) - на 1500 л.
На самолете установлена аналогово-цифовая электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в продольном канале и трехкратным - в поперечном.
Система управления вооружением включает радиолокационный прицельный комплекс «Жук» оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, включающий лазерный дальномер, теплопелен-гатор (имеющий более высокую чувствительность чем ТП на самолете МиГ-29) и телевизионный канал обнаружения и распознавания целей.
Станция радиотехнической разведки обеспечивает выдачу целеуказаний для противорадиолокационных ракет Х-31П. Для создания активных радиоэлектронных помех имеется встроенная станция.
На приборной доске истребителя МиГ-29М установлено два монохромных многофункциональных индикатора (МФИ) на ЭЛТ. Резервные электромеханические приборы сосредоточены в средней части приборной доски.
Самолет МиГ-29М оснащен встроенной пушкой ГШ-301 (боекомплект 100 патронов). На девяти узлах внешней подвески могут размещаться УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности типа Р-27Э (до двух единиц), ракеты средней дальности Р-27 (до шести) или РВВ-АЕ (до восьми), а также УР малой дальности Р-73 (до восьми).
Для поражения наземных целей истребитель может использовать до четырех УР Х-29Т (с телевизионным самонаведением), до шести Х-25МЛ или две С-25Л (С-25ЛД) с лазерным полуактивным наведением, а также до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с лазерным наведением.
Борьба с РЛС противника возможна при помощи противорадиолокационных ракет Х-31П (до четырех единиц).
Самолет может нести свободнопадающие авиабомбы калибром 250 и 500 кг (вариант - восемь ФАБ-500), КМГУ, а также НАР.ГШ-301 (30 мм, боекомплект 15
Истребители МиГ-29 получили широкое распространение по всему миру. Не имеющие себе равных в ближних воздушных боях, они известны выдающейся маневренностью и тяговооруженностью. Новое поколение этих самолетов, представленное многофункциональными истребителями МиГ-29М / МиГ-29М2 (МиГ-33, «9-15», по кодификации НАТО: Fulcrum-E - иногда обозначается как Superfulcrum), сохранило все лучшие черты предшественников и приобрело целый ряд принципиально новых качеств, обеспечивающих самолетам хорошие экспортные перспективы, и в первую очередь, в странах, где самолеты семейства МиГ-29 продолжают защищать мирное небо.
В конструктивном плане истребители МиГ-29М / МиГ-29М2 (одноместный/ двухместный вариант) получили усовершенствованный планер с усиленной конструкцией и антикоррозийной обработкой, назначенный ресурс которого составляет 6000 летных часов или 40 лет эксплуатации. К новым особенностям МиГ-29М / МиГ-29М2 следует отнести и установку новой системы защиты двигателей от попадания посторонних предметов, реализация которой позволила отказаться от дополнительных воздухозаборников на верхней части наплывов крыла и использовать освободившиеся объемы для размещения дополнительного топлива. Истребители МиГ-29М/М2 оснащаются системой дозаправки топливом в полете по схеме «шланг-конус» с выдвижной штангой по левому борту головной части фюзеляжа. Кроме того, в одноместном варианте МиГ-29М в объемах второй кабины установлен вкладной топливный бак, что еще больше увеличивает радиус действия и продолжительность полета.
Важным отличием самолетов МиГ-29М / МиГ-29М2 от предшественников является применение в составе их силовой установки новых двигателей РД-33МК с повышенной тягой. На двигателях РД-33МК установлены цифровая система управления типа FADEC, бездымные камеры сгорания, новый вентилятор, а также усовершенствованные турбины высокого и низкого давления. По сравнению с двигателями РД-33 значительно возросли ресурсные показатели.
Главной особенностью истребителей МиГ-29М является их оснащение новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который построен по принципу открытой архитектуры с использованием мультиплексных каналов обмена информации на основе стандарта MIL-STD-1553В. Это позволяет устанавливать на МиГ-29М новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства, что обеспечивает значительный потенциал их дальнейшей модернизации. Основным функциональным ядром комплекса является современная бортовая вычислительная система, имеющая в своем составе две дублирующие друг друга цифровые вычислительные машины, одна из которых работает в основном режиме, а другая - в режиме горячего резерва.
На истребителях МиГ-29М / МиГ-29М2 внедрено современное информационно-управляющее поле кабин с цветными многофункциональными индикаторами и многофункциональными пунктами управления («стеклянная кабина»), а также реализована концепция «HOTAS». Самолеты МиГ-29М оборудованы бортовой радиолокационной станцией «Жук-МЭ», которая позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора воздушного пространства, вести одновременный обстрел до четырех воздушных целей. «Жук-МЭ» обеспечивает обнаружение и сопровождение наземных и надводных объектов с различной степенью разрешения, информационную поддержку маловысотного полета, а также выдачу целеуказания высокоточному оружию класса «воздух-поверхность».
На самолетах МиГ-29М установлена модернизированная оптико-локационная станция (ОЛС), объединяющая в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер и телевизионный канал. ОЛС позволяет скрытно обнаруживать и поражать воздушные цели, а также обнаруживать наземные цели и надводные объекты в сложных условиях помеховой обстановки. Истребители МиГ-29М обладают высокой выживаемостью в условиях активного радиоэлектронного и огневого воздействия противника за счет установки эффективного бортового комплекса обороны, пониженной радиолокационной и тепловой заметности, возможности обнаруживать и обстреливать цели с использованием информации, полученной от пассивных систем обнаружения и целеуказания. Среди других новых систем бортового оборудования - современное навигационное и помехозащищенное радиосвязное оборудование.
Многофункциональные истребители МиГ-29М / МиГ-29М2 располагают широким арсеналом оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». На 9 узлах подвески размещаются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней и малой дальности, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» общего назначения, сверхзвуковые противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, высокоточные корректируемые авиационные бомбы калибра 500 кг, неуправляемые авиационные средства поражения. При этом максимальная масса внешней нагрузки составляет 6 500 кг.
Появление многофункциональных истребителей МиГ-29М/М2 открывает новую главу в развитии легендарного семейства фронтовых истребителей МиГ-29, обладающих наилучшим значением показателей «эффективность/стоимость». Уже сейчас, как отмечают специалисты в «Рособоронэкспорте», интерес к истребителю проявляют заказчики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе. Таким образом, МиГ сделал свой ход - теперь очередь за заказчиками.
МиГ-29М, либо «9-15», либо МиГ-33, по кодификации NATO – Fulcrum-E, Superfulcrum – это многофункциональный самолет-истребитель поколения 4+ производства России и СССР. Он является результатом развития .
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
Работы по разработке значительной модернизации МиГ-29 стартовали в 1982 году в опытно-конструкторском бюро имени А. И. Микояна. Главное, чем отличался новый самолет, совершивший первый полет в 1986 году от МиГ-29, это обновленное бортовое радиоэлектронное оборудование, благодаря чему увеличилась номенклатура вооружения. А также увеличенный объем топливных баков (1,5 тыс. литров), что увеличило дальность полетов.
Шесть прототипов истребителя до 1993 года совершили 1171 полет, также эксплуатировались два борта для испытаний ракет Р-77, и две летающие лаборатории для испытаний двигателей РД-33К и радиолокационных станций.
Хотя истребитель прошел все испытания, он не стал серийным. Причинами этого послужил кризис в стране и связанный с ним отказ Военно-Воздушных Сил приобретать новые самолеты, то что, страны бывшего СССР распродали свои другим государствам, ограничение изготовления Р-77, а также то что, в варианте для продажи на импорт были убраны многие характеристики.
В конце 90-х появился МиГ-29СМТ на основе Миг-29М, который небольшими партиями продавался зарубежным государствам.
4. Особенности
Планер МиГ-29М от отличают решетки на двигателях и отсутствие верхних воздухозаборников. Возросла длина размаха элеронов, наплыв крыла стал острым, а система электродистанционного управления стала аналоговой с четырехкратным резервированием. Из-за последней меры истребитель стал более живучим. Установлены два парашюта, каждый площадью 13 м², вместо одного с площадью 17 м², что уменьшило пробег при посадке. Площадь тормозного щитка равна примерно 1 м².
При изготовлении тормозного щитка, крыльев, воздухозаборников двигателей и килей использованы композиты.
Истребителем благодаря системе «HOTAS» можно управлять, не убирая руки от ручек управления. На фюзеляже есть 120 инфракрасных ловушек. Плюс к этому стал детальнее обзор из кабины.
Возможна подвеска четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР, которые могут стрелять на расстояние до 130 километров.
На 27% истребители состоят из алюминия, на четверть – из стали, на 20% — из алюминиево-литиевого сплава «1420», на 8% — из композитов и на 3% — из титана.
Ресурс двигателей составляет 1,2 – 1,4 тысяч часов, а планера – 2,5.
Масса топлива составляет +2,55 тысяч литров, а общий запас — +1,5 тысяч литров (6000 - 6250 л)
5. Тактико-технические характеристики
5.1 Технические характеристики
- Высота, см: 473
- Длина, м: 17,32
- Размах крыла, м: 11,36
- Площадь крыла: 38,06 м²
- Угол стреловидности крыла: 42°
- Масса, т: пустой – 11,6, нормальная взлётная масса – 16,68, максимальная взлетная масса – 22,3.
- Объем топлива, л: во внутренних баках – 5,83 тыс., 100 % + три подвесных топливных бака: 9,63 тыс.
- Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлётной массе — 438, при максимальной взлётной массе — 586
- Двигатель: два ТРДДФ РД-33К
- Тяга, кгс: особый режим — 2 × 9400, максимальная — 2 × 5500, на форсаже — 2 × 8800
- Масса двигателя, т: 1,055 кг
- Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: до 1,13, при максимальной взлётной массе: до 0,84
- Экипаж: 1 человек.
5.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость, км/ч: у земли — 1,5 тыс. (М=1,26), на высоте — 2,5 тыс. (М=2,35)
- Крейсерская скорость, км/ч: 850 (М=0,8)
- Практическая дальность, км: на малой высоте – 0,9 тыс., на большой высоте — со 100 % + три подвесных топливных бака: 3,2 тыс., со 100 % топлива – 2 тыс.
- Продолжительность полёта, ч: до 3,8
- Практический потолок, км: 18
- Скороподъемность, м/мин: 19,2 тыс.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.
5.3 Вооружение
- Пушечное: авиационная пушка ГШ-30-1. калибра 30 мм, 150 патронов
- Узлов подвески вооружения: 9
- Подвесное вооружение: КАБ-500КР, НАР Б-8, НАР Б-13, Р-27, Р-73, Р-77, Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Т/Л, Х-31А, Х-31П
5.4 Авионика
- Радиолокационная станция: дальность обнаружения надводных целей с эффективной площадью рассеяния — 3000 м²: 120-150 км; воздушных целей с эффективной площадью рассеяния — 3 м²: на фоне земли в ППС: 80 км, на фоне земли в ЗПС: 40-50 км, в свободном пространстве: 80 км. Углы обзора по азимуту: ±90°. Сопровождение: до 10 целей. Обстрел: до 4 целей
- Оптико-электронные прицельные системы: наличие лазерного дальномера, дальность обнаружения воздушных целей в ЗПС: 30 км, в ППС: 10 км, работа по наземным целям
- Аппаратура постановки помех: устройство отстрела пассивных помех, станция активных радиоэлектронных помех.