22.06.2019

Юрий николаевич лапыгин стратегический менеджмент учебное пособие. Стратегический менеджмент. Лапыгин Ю.Н. Матрица организационных проблем


Стратегический менеджмент. Лапыгин Ю.Н.

М. : 2007. - 235 с.

Для студентов, аспирантов, руководителей организаций и преподавателей вузов, а также экономистов, бухгалтеров.

Формат: pdf / zip

Размер: 5,3 Мб

Скачать: 16 .11.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Эксмо" (см. примечание)

Содержание
Предисловие 6
Раздел I 7
Глава 1 7
1.1. Проблемная ситуация 7
1.2. Моделирование проблемной ситуации 8
1.3. Анализ проблемной ситуации 9
1.4. Целеобразование в организациях 10
1.5. Стратегическая система целей 11
Контрольные вопросы 13
Глава 2 15
2.1. Обзор школ стратегического управления 15
2.2. Стратегия как явление 15
2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина 16
Контрольные вопросы 20
Глава 3 21
3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления 21
3.2. Стратегическое планирование 22
3.3. Стратегическое управление 23
Контрольные вопросы 25
Глава 4 26
4.1. Эталонные стратегии 26
4.2. Стратегические модели 32
Контрольные вопросы 46
Глава 5 47
5.1. Типология конкурентов 47
5.2. Стратегические направления конкуренции 49
5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий 49
5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли 52
Контрольные вопросы 57
Раздел II 58
Глава 6 58
6.1. Подходы школы предпринимательства 58
6.2. Общая схема разработки стратегии 59
6.3. Методические основы формирования стратегии организации 62
Контрольные вопросы 63
Глава 7 64
7.1. Метод SWOT-анализа 64
7.2. Прим-анализ 65
7.3. Анализ внешней среды организации 66
7.4. Матрица решений как результат swot-анализа 68
Контрольные вопросы 69
Глава 8 71
8.1. Принципы оценки развития организации 71
8.2. Проблемы действующей стратегии 75
8.3. Конкурентоспособность цен и издержек 77
8.4. Прочность конкурентной позиции 79
8.5. Стратегические проблемы 80
Контрольные вопросы 80
Глава 9 82
9.1. Стратегическое видение организации 82
9.2. Миссия организации 84
9.3. Стратегические цели организации 86
Контрольные вопросы 89
Глава 10 91
10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии 91
10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ 91
10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии 98
Контрольные вопросы 98
Глава 11 100
11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий 100
11.2. Традиционные методы разработки стратегий 100
11.3. Матричный метод разработки стратегий 101
Контрольные вопросы 113
Глава 12 114
12.1. Политики, или функциональные стратегии 114
12.2. Проект, или черный ящик 116
12.3. Программа как модель состава 116
Контрольные вопросы 118
Глава 13 120
13.1 Перемены как проблема менеджмента организации 120
13.2. Типология концепций стратегических перемен 122
13.3 Сопротивления изменениям в организациях 125
13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям 128
Контрольные вопросы 130
Глава 14 131
14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп 131
14.2. Системное командообразование 131
14.3. Лидерство в команде 132
14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование 133
14.5. Стратегия создания команды 136
Контрольные вопросы 137
Глава 15 138
15.1. Концепция эффективности организаций 138
15.2. Эффективность управления организацией 143
15.3. Подходы к оценке стратегических изменений 145
Контрольные вопросы 148
Приложения 150
Приложение 1 150
Приложение 2 151
Приложение 3 155
Приложение 4 158
Приложение 5 163
Приложение 6 165
Словарь 166
Литература 172

Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю.

Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие

Рецензенты:

Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук

А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук

Предисловие

Гари Хамелу – одному из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления – принадлежит высказывание о том, что науки о стратегическом управлении бизнесом как таковой не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций.

Но менеджеры организаций во все времена и везде в мире едины в стремлении обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими.

Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной литературы.

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в составе направления «Менеджмент» является обязательной для подготовки как бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в отношении последовательности изложения материала, и в то же время для обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне.

Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Первая посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. Всего в пособии девять модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности.

Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе.

Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того, как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации.

Третий модуль содержит описание базовой методологии формирования стратегии развития организаций на основе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результаты SWOT-анализа, а также анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.

Первую часть заключает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Соответствующие изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (малой группе), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию.

Вторая часть включает пять модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность.

Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как в части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций.

В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления.

Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии.

Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций.

Основной текст иллюстрируется большим числом таблиц и рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Дан список основной литературы. Завершают книгу восемь приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.

Стратегический менеджмент: бакалавриат

Процесс стратегического управления

Типология проблем управления

1.1. Проблемная ситуация

Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь идет о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Например, если руководитель один раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая сводится примерно к следующему: бумага должна отлежаться, или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей, так и физиологическими способностями людей.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы.

Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда, и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, также воспринимает подобную ситуацию как проблему.

Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения.

Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х гг. прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотели стать собственниками, что подтверждается социологическими опросами , в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски , т.е. не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они как место зарождения патологии в первую очередь отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.

В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.

Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.

Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.

В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации – формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.

Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений.

Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области – О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.

Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации.

Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.

Завершают книгу 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов.

p. 2

Стратегический менеджмент: учебное пособие Юрий Николаевич Лапыгин Содержание учебного пособия представляет собой краткий курс по дисциплине «Стратегический менеджмент». рассматриваются основные подходы к стратегическому управлению организациями и формированию стратегий их развития. Для студентов, аспирантов, руководителей организаций и преподавателей вузов, а также экономистов, бухгалтеров. Аннотация

p. 3

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Содержание Предисловие Раздел I Глава 1 1.1. Проблемная ситуация 1.2. Моделирование проблемной ситуации 1.3. Анализ проблемной ситуации 1.4. Целеобразование в организациях 1.5. Стратегическая система целей Контрольные вопросы Глава 2 2.1. Обзор школ стратегического управления 2.2. Стратегия как явление 2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина Контрольные вопросы Глава 3 3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления 3.2. Стратегическое планирование 3.3. Стратегическое управление Контрольные вопросы Глава 4 4.1. Эталонные стратегии 4.2. Стратегические модели Контрольные вопросы Глава 5 5.1. Типология конкурентов 5.2. Стратегические направления конкуренции 5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий 5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли Контрольные вопросы Раздел II Глава 6 6.1. Подходы школы предпринимательства 6.2. Общая схема разработки стратегии 6.3. Методические основы формирования стратегии организации Контрольные вопросы Глава 7 7.1. Метод SWOT-анализа 7.2. Прим-анализ 7.3. Анализ внешней среды организации 7.4. Матрица решений как результат swot-анализа Контрольные вопросы Глава 8 8.1. Принципы оценки развития организации 8.2. Проблемы действующей стратегии 6 7 7 7 8 9 10 11 13 15 15 15 16 20 21 21 22 23 25 26 26 32 46 47 47 49 49 52 57 58 58 58 59 62 63 64 64 65 66 68 69 71 71 75 3

p. 4

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» 8.3. Конкурентоспособность цен и издержек 8.4. Прочность конкурентной позиции 8.5. Стратегические проблемы Контрольные вопросы Глава 9 9.1. Стратегическое видение организации 9.2. Миссия организации 9.3. Стратегические цели организации Контрольные вопросы Глава 10 10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии 10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ 10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии Контрольные вопросы Глава 11 11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий 11.2. Традиционные методы разработки стратегий 11.3. Матричный метод разработки стратегий Контрольные вопросы Глава 12 12.1. Политики, или функциональные стратегии 12.2. Проект, или черный ящик 12.3. Программа как модель состава Контрольные вопросы Глава 13 13.1 Перемены как проблема менеджмента организации 13.2. Типология концепций стратегических перемен 13.3 Сопротивления изменениям в организациях 13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям Контрольные вопросы Глава 14 14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп 14.2. Системное командообразование 14.3. Лидерство в команде 14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование 14.5. Стратегия создания команды Контрольные вопросы Глава 15 15.1. Концепция эффективности организаций 15.2. Эффективность управления организацией 15.3. Подходы к оценке стратегических изменений Контрольные вопросы Приложения Приложение 1 77 79 80 80 82 82 84 86 89 91 91 91 98 98 100 100 100 101 113 114 114 116 116 118 120 120 122 125 128 130 131 131 131 132 133 136 137 138 138 143 145 148 150 150 4

p. 5

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Словарь Литература 151 155 158 163 165 166 172 5

p. 6

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Юрий Николаевич Лапыгин Стратегический менеджмент Предисловие В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими. Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений. Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей. В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации – формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации. Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений. Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области – О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро. Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации. Содержание пособия направлено на формирование у студентов знаний основ стратегического управления организациями и развитие способности к обобщению опыта, связанного функционированием организационных систем. Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала. Завершают книгу 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов. 6

p. 7

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Раздел I Подходы к стратегическому управлению организациями Глава 1 Проблемно-целевое управление организациями 1.1. Проблемная ситуация разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал. Ио вместе с тем оно понижает стабильность организации, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы. Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие изменения в организации. Неадекватность восприятия обусловлена давлением на работников прошлого опыта и различных социокультурных факторов, а также физиологическими способностями каждого. Чтобы лечить, образно говоря, заболевание организации, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению. Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации. Признаки патологии на входе и выходе из организации обусловлены реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Проявляется патология в формальном характере изменений в организации, в скрытых изменениях при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации. Проблемы организации проявляются в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации. Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, которая непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление» организации и развитие. При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели – решению проблемы, поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск. Процесс описания проблемной ситуации определяют такие этапы: фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации); 7

p. 8

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности); информационный поиск (получение дополнительной информации, которая приводит к ее разупорядочению); полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации). Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации и способность ее воспроизведения. Требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступает в виде переформулировки описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым. При переформулировке надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок? В результате описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в анализе описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации. 1.2. Моделирование проблемной ситуации Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы. Наиболее важными факторами формулирования проблемы являются методологические установки (разграничение старого и нового, проблемные знания, содержащиеся в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы. Генезис проблемы представляет собой реализацию следующих процедур: описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме); осмысление проблемы и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности); формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов); формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации). Однако на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и самое существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; сложности в преодолении трудностей. По типологии А. И. Пригожина, проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а их формулировки – на назывные, причинно-следственные и антитезные. Пример сочетания названных типов проблем приведен в табл. 1.2.1. Таблица 1.2.1 Типология организационных проблем 8

p. 9

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Встроенные в организацию проблемы представляют собой противоречия, присущие организация, возникающие между стабильностью организации и ее развитием, между целями организации и целями ее работников и т. д. Это сущностные проблемы, их никогда не удастся решить полностью. Социокультурные проблемы организации вызываются средой, в которой находится организация. Это привычки, традиции, устоявшиеся взгляды, опыт и т. д. Эти проблемы преодолимы, но решение некоторых из них продолжительно по времени (сменится не одно поколение работников, прежде чем проблема исчезает полностью). Ситуативные проблемы зависят от ситуации в организации и ее окружения, поэтому они всякий раз разные. Назывной тип формулировок по интонации напоминает жалобы и по своей остроте и актуальности не очень значим. В причинно-следственном типе формулировок присутствуют причина и следствие проблемной ситуации. Антитезный тип формулировки фиксирует противоречие и является самой развитой из числа формулировок проблем, поскольку позволяет формулировать задачи. 1.3. Анализ проблемной ситуации Методы выявления проблем разнообразны и выбираются исходя из целей исследования проблем и характера источников информации. Основные методы исследования проблем приведены в табл. 1.3.11. Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем наиболее значимые (узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и проблемы, которые решаются автоматически при исследовании других проблем каталога (результирующие проблемы). Особую ценность структуризации проблемного поля представляет определение главной (корневой, ключевой) проблемы, от решения которой зависят другие проблемы, а она сама ни от одной из них не зависит. Голубков Е. П. Какое решение принять? – М.: Экономика, 1990; Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. – М.: Советское радио, 1976; Пригожин А. И. Социология организаций. – М.: Иаука, 1980. 1 9

p. 10

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Таблица 1.3.1 Методы выявления проблем организации В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей. 1.4. Целеобразование в организациях Организация как смешанная система является многоцелевой системой. Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 1.4.1. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым содержание целей системы меняется в зависимости от того, что является объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что направлены цели. Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и существованию независимо от внешней среды. Внешняя среда в лице конкурентов и потребителей продукта организации вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов. Жизненный успех клиента в данном случае определяется успехом самой организации. Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования. Таблица 1.4.1 Модель состава целей 10

p. 11

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» 1.5. Стратегическая система целей И. Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели»2. Ио из теории систем известно, что (перефразируем определение) средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать путем анализа структуры целей организации. В начале 1980 годов А. И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы. Цели-задания отражают внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует выражение «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели-системы реализуют потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д. Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно сделаем несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа. Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь 2 Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – С.69. 11

p. 12

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей в общем виде будет отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации. Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему». Если теперь образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигать цели. Подобная проекция цели на среде представляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных элементов, которая обособлена от среды и взаимодействует с ней как целое). Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель. Система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, в разных плоскостях (А, Б и В – графическая модель на рис. 1.5.1). Причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии. Рис. 1.5.1. Графическая модель целевого конфигуратора Таким образом, рис. 1.5.1 иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сделать ряд выводов. Стратегия есть система достижения цели организации. Содержание стратегии есть отображение, проекция видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду. Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации. 12

p. 13

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано; Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем. Цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов (рис. 1.5.2), из которого следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными, как свойства любой системы, и субъективными, как образ, к которому стремится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения. Рис. 1.5.2. Распределение факторов, влияющих на формирование целей Контрольные вопросы нее? 1. Где больше возникает отклонений от нормы: внутри организации или на выходе из 13

p. 14

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» ции. 2. Приведите примеры организационной патологии в функциях и структуре организа3. Что значит решить проблему? 4. Что значит систематизировать описание проблемной ситуации? 5. Что включает в себя описание проблемной ситуации? 6. Назовите основные методы выявления проблем. 7. Приведите пример встроенных проблем. 8. Сформулируйте проблему в причинно-следственной форме. 9. Можно ли назвать стратегию критерием решения проблем организации? 10. В каком случае после стадии кризиса система разрушается? 11. В каком случае организация напоминает болото? 12. К чему приводит рост организации без развития? 13. Что понимают под системой достижения целей? 14. Какова структура целей организации? 15. Что такое конфигуратор целей организации? 16. Чем определяется направленность стратегии? 14

p. 15

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» Глава 2 Школы стратегий 2.1. Обзор школ стратегического управления Первые три школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии): моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна); относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования); выбор стратегических рыночных позиций организации – позиционирования (примеры типовых стратегий позиционирования приведены в приложении 1 и 2). Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное – описание реальных процессов разработки стратегии): проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства); с опорой на логику когнитивной психологии проникновение в сознание стратега (когнитивная школа); разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения); стратегия – процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти); принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры); стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды). При разработке стратегий полезны знания различных областей: биологии (нарушение равновесия и приспособление видов); истории (стадии эволюции и революции); математики (теория хаоса); психологии (процесс познания и лидерство в организациях); антропологии (разнообразие культур); экономики (знания о промышленных организациях, процессах планирования); политики (принципы публичной политики); военной истории (стратегии в условиях конфликтов). 2.2. Стратегия как явление Что означает слово «стратегия»? Стратегия – это: план, или нечто, в этом роде – руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее; принцип поведения или следования некой модели поведения; позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках (создание уникальной и ценовой позиции посредством разнообразных действий); перспектива, т. е. основной способ действия организации (это теория бизнеса данной организации); ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента. Стратегия затрагивает организацию и ее окружение. Она не бывает простой. Это содержание и процесс. Ее невозможно продумать до конца. Она предполагает разнообраз15

Юрий Николаевич Лапыгин
Стратегический менеджмент: учебное пособие
Аннотация
Содержание учебного пособия 20. 02. 2013">представляет собой краткий курс по дисциплине
«Стратегический менеджмент». рассматриваются основные подходы к стратегическому управлению организациями и формированию стратегий их развития.
Для студентов, аспирантов, руководителей организаций и преподавателей вузов, а также экономистов, бухгалтеров.


3
Содержание
Предисловие
6
Раздел I
7
Глава 1 7
1.1. Проблемная ситуация
7 1.2. Моделирование проблемной ситуации
8 1.3. Анализ проблемной ситуации
9 1.4. Целеобразование в организациях
10 1.5. Стратегическая система целей
11
Контрольные вопросы
13
Глава 2 15 2.1. Обзор школ стратегического управления
15 2.2. Стратегия как явление
15 2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина
16
Контрольные вопросы
20
Глава 3 21 3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления
21 3.2. Стратегическое планирование
22 3.3. Стратегическое управление
23
Контрольные вопросы
25
Глава 4 26 4.1. Эталонные стратегии
26 4.2. Стратегические модели
32
Контрольные вопросы
46
Глава 5 47 5.1. Типология конкурентов
47 5.2. Стратегические направления конкуренции
49 5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий
49 5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
52
Контрольные вопросы
57
Раздел II
58
Глава 6 58 6.1. Подходы школы предпринимательства
58 6.2. Общая схема разработки стратегии
59 6.3. Методические основы формирования стратегии организации
62
Контрольные вопросы
63
Глава 7 64 7.1. Метод SWOT-анализа
64 7.2. Прим-анализ
65 7.3. Анализ внешней среды организации
66 7.4. Матрица решений как результат swot-анализа
68
Контрольные вопросы
69
Глава 8 71 8.1. Принципы оценки развития организации
71 8.2. Проблемы действующей стратегии
75

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
4 8.3. Конкурентоспособность цен и издержек
77 8.4. Прочность конкурентной позиции
79 8.5. Стратегические проблемы
80
Контрольные вопросы
80
Глава 9 82 9.1. Стратегическое видение организации
82 9.2. Миссия организации
84 9.3. Стратегические цели организации
86
Контрольные вопросы
89
Глава 10 91 10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии
91 10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ
91 10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии
98
Контрольные вопросы
98
Глава 11 100 11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий
100 11.2. Традиционные методы разработки стратегий
100 11.3. Матричный метод разработки стратегий
101
Контрольные вопросы
113
Глава 12 114 12.1. Политики, или функциональные стратегии
114 12.2. Проект, или черный ящик
116 12.3. Программа как модель состава
116
Контрольные вопросы
118
Глава 13 120 13.1 Перемены как проблема менеджмента организации
120 13.2. Типология концепций стратегических перемен
122 13.3 Сопротивления изменениям в организациях
125 13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям
128
Контрольные вопросы
130
Глава 14 131 14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп
131 14.2. Системное командообразование
131 14.3. Лидерство в команде
132 14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование
133 14.5. Стратегия создания команды
136
Контрольные вопросы
137
Глава 15 138 15.1. Концепция эффективности организаций
138 15.2. Эффективность управления организацией
143 15.3. Подходы к оценке стратегических изменений
145
Контрольные вопросы
148
Приложения
150
Приложение 1 150

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
5
Приложение 2 151
Приложение 3 155
Приложение 4 158
Приложение 5 163
Приложение 6 165
Словарь
166
Литература
172

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
6
Юрий Николаевич Лапыгин
Стратегический менеджмент
Предисловие
В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстра- ивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.
Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуаль- ным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.
Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечествен- ных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегиче- скому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.
В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом раз- работки стратегии организации – формированием философии бизнеса и на основе ана- лиза стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.
Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за кото- рыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегиче- ских изменений.
Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль,
Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения оте- чественных исследователей в рассматриваемой области – О. С. Виханского, А. П. Градова,
В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смир- новой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.
Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стра- тегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разра- ботки и детализации стратегии развития организации.
Содержание пособия направлено на формирование у студентов знаний основ страте- гического управления организациями и развитие способности к обобщению опыта, связан- ного функционированием организационных систем.
Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.
Завершают книгу 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов.

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
7
Раздел I
Подходы к стратегическому
управлению организациями
Глава 1
Проблемно-целевое управление организациями
1.1. Проблемная ситуация
разнообразие, привнесенное в организацию , увеличивает ее потенциал. Ио вместе с тем оно понижает стабильность организации, приводит к отклонениям от нормы. Когда ука- занные отклонения приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологиче- ские изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.
Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работни- ков адекватно воспринимать происходящие изменения в организации. Неадекватность вос- приятия обусловлена давлением на работников прошлого опыта и различных социокультур- ных факторов, а также физиологическими способностями каждого.
Чтобы лечить, образно говоря, заболевание организации, необходимо выяснить источ- ник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.
Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологиче- ских изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней сре- дой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.
Признаки патологии на входе и выходе из организации обусловлены реакцией на внеш- нюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Проявляется патология в формальном характере изменений в организа- ции, в скрытых изменениях при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвра- щающих старение организации.
Проблемы организации проявляются в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности,
в выработке решений и исполнении внутренних правил организации.
Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причи- ной их возникновения является деятельность человека, которая непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление»
организации и развитие.
При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели – решению проблемы, поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректи- ровать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.
Процесс описания проблемной ситуации определяют такие этапы:
фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
8
предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся инфор- мации и осознание ее недостаточности);
информационный поиск (получение дополнительной информации, которая приводит к ее разупорядочению);
полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).
Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации и способность ее воспроизведения.
Требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и ада- птация информации , как правило, выступает в виде переформулировки описания проблем- ной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.
При переформулировке надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Полезно поста- вить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами,
с учетом каких мотивов и установок?
В результате описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, кото- рые возникают в анализе описания, либо совокупность вопросов систематизируется посред- ством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами,
работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.
1.2. Моделирование проблемной ситуации
Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне тео- ретической схемы проблемы.
Наиболее важными факторами формулирования проблемы являются методологиче- ские установки (разграничение старого и нового, проблемные знания, содержащиеся в опи- сании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические уста- новки выступают в качестве принципов запрета или нормы.
Генезис проблемы представляет собой реализацию следующих процедур:
описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о про- блеме);
осмысление проблемы и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности);
формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов);
формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структу- рой проблемной ситуации). Однако на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и самое существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; сложности в преодо- лении трудностей.
По типологии А. И. Пригожина, проблемы подразделяются на встроенные, социокуль- турные и ситуативные, а их формулировки – на назывные, причинно-следственные и анти- тезные. Пример сочетания названных типов проблем приведен в табл. 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Типология организационных проблем

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
9
Встроенные в организацию проблемы представляют собой противоречия, присущие организация, возникающие между стабильностью организации и ее развитием, между целями организации и целями ее работников и т. д. Это сущностные проблемы, их никогда не удастся решить полностью.
Социокультурные проблемы организации вызываются средой, в которой находится организация. Это привычки, традиции, устоявшиеся взгляды, опыт и т. д. Эти проблемы преодолимы , но решение некоторых из них продолжительно по времени (сменится не одно поколение работников, прежде чем проблема исчезает полностью).
Ситуативные проблемы зависят от ситуации в организации и ее окружения, поэтому они всякий раз разные.
Назывной тип формулировок по интонации напоминает жалобы и по своей остроте и актуальности не очень значим. В причинно-следственном типе формулировок присутствуют причина и следствие проблемной ситуации. Антитезный тип формулировки фиксирует про- тиворечие и является самой развитой из числа формулировок проблем, поскольку позволяет формулировать задачи.
1.3. Анализ проблемной ситуации
Методы выявления проблем разнообразны и выбираются исходя из целей исследова- ния проблем и характера источников информации. Основные методы исследования проблем приведены в табл. 1.3.1 1
Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем наиболее значимые (узловые, которые являются причиной возникновения других проблем)
и проблемы, которые решаются автоматически при исследовании других проблем каталога
(результирующие проблемы). Особую ценность структуризации проблемного поля предста- вляет определение главной (корневой, ключевой) проблемы, от решения которой зависят другие проблемы, а она сама ни от одной из них не зависит.
1
Голубков Е. П. Какое решение принять? – М.: Экономика, 1990; Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системо- логии. – М.: Советское радио, 1976; Пригожин А. И. Социология организаций. – М.: Иаука, 1980.

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
10
Таблица 1.3.1
Методы выявления проблем организации
В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.
1.4. Целеобразование в организациях
Организация как смешанная система является многоцелевой системой. Одна из воз- можных моделей целей системы приведена в табл. 1.4.1. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым содержа- ние целей системы меняется в зависимости от того, что является объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что направлены цели.
Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и существованию независимо от внешней среды. Внешняя среда в лице кон- курентов и потребителей продукта организации вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов. Жизненный успех клиента в данном случае определяется успехом самой организации.
Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования.
Таблица 1.4.1
Модель состава целей

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
11
1.5. Стратегическая система целей
И. Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определе- ние стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стре- мится достичь фирма , а стратегия – средство для достижения цели»
2
Ио из теории систем известно, что (перефразируем определение) средство для дости- жения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели.
Попробуем выдвинутый тезис обосновать путем анализа структуры целей организации.
В начале 1980 годов А. И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания,
цели-ориентации и цели-системы. Цели-задания отражают внешнее назначение организа- ции (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует выражение «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели-системы реализуют потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспе- чению системности организации, которая характеризуется структурой, совокупностью свя- зей между частями системы) и т. д.
Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный кон- фигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками опи- сания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического упра- вления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно сделаем несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.
Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у органи- зации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь
2
Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – С.69.

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
12
понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка
(или линия) пересечения указанных плоскостей в общем виде будет отражать место нахо- ждения совокупной (интегральной) цели организации.
Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществу- ющего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».
Если теперь образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, исполь- зование свойств которых позволяет достигать цели. Подобная проекция цели на среде пред- ставляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных эле- ментов, которая обособлена от среды и взаимодействует с ней как целое).
Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем на разных языках описания, характеризующих рассматри- ваемую цель.
Система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характе- ризуют одну и ту же цель, в разных плоскостях (А, Б и В – графическая модель на рис. 1.5.1).
Причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерар- хии.
Рис. 1.5.1. Графическая модель целевого конфигуратора
Таким образом, рис. 1.5.1 иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характери- стик организации и позволяет сделать ряд выводов.
Стратегия есть система достижения цели организации.
Содержание стратегии есть отображение, проекция видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду.
Направленность стратегии определяется миссией , обращенной во внешнюю по отно- шению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и структуру,
обеспечивающую поддержание системных свойств организации.

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
13
Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, кото- рое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано;
Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.
Цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов (рис. 1.5.2), из которого следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве;
объективными, как свойства любой системы, и субъективными, как образ, к которому стре- мится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения.
Рис. 1.5.2. Распределение факторов, влияющих на формирование целей
Контрольные вопросы
1. Где больше возникает отклонений от нормы: внутри организации или на выходе из нее?

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»
14 2. Приведите примеры организационной патологии в функциях и структуре организа- ции.
3. Что значит решить проблему?
4. Что значит систематизировать описание проблемной ситуации?
5. Что включает в себя описание проблемной ситуации?
6. Назовите основные методы выявления проблем.
7. Приведите пример встроенных проблем.
8. Сформулируйте проблему в причинно-следственной форме.
9. Можно ли назвать стратегию критерием решения проблем организации?
10. В каком случае после стадии кризиса система разрушается?
11. В каком случае организация напоминает болото?
12. К чему приводит рост организации без развития?
13. Что понимают под системой достижения целей?
14. Какова структура целей организации?
15. Что такое конфигуратор целей организации?
16. Чем определяется направленность стратегии?

Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие»