20.06.2020

Кто является автором метода мозговая атака штурм. Метод мозговой атаки. Метод контрольных вопросов


Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":
  • достаточно оперативен и надежен;
  • это максимум идей за короткий отрезок времени;
  • это отсутствие какой-либо критики;
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Техника проведения мозгового штурма

Техника мозгового штурма такова. Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие , квалификаций, опыта (такой принцип позволяет расширить фонд априорный информации, которой располагает группа). Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.

Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинирую сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Условия и техника проведения мозгового штурма

Категории участников

  • Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов.
  • При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
  • Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
  • При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
  • Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
  • Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
  • Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

Количество участников:

  • Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7.
  • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  • Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот.

Обстановка, место проведения

  • Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
  • Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
  • Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  • Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

Продолжительность и время

  • Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
  • При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
  • Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма

  • Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, решаемые методом имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, мозгового штурма имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
  • Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
  • Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
  • Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  • Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

Озвучивание проблемы

  • Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  • Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  • Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
  • Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  • Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  • Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Роль руководителя (лидера)

  • Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки, в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
  • Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
  • Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
  • Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  • Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  • Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

  • Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
  • Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует

проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться.

Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

Этапы проведения мозгового штурма

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».

Этап 1

Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2

Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

Формулировки проблем для проведения разминки приведены в Приложении 1.

Этап 3

Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

Этап 4
  1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.
  2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.
Этап 5

Процесс выдвижения идей может происходить разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6

После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

Этап 7

Он дает начало процессу оценки. Это обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать их по темам, прежде чем некоторые предложения будут отвергнуты как нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.

Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето (см. главу 8) для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

Методы, основанные на принципе (технологии) мозгового штурма

Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме . Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».

Рассмотрим пример.

Менеджеры парфюмерной фирмы решили применить метод записи мыслей в поисках новаторских идей для развития бизнеса. Каждый участник заседания записал свою идею на листке и обменялся с соседом. Один из менеджеров подумал о производстве нового сорта мыла и стирального порошка, в то время как другой внес в список предложение разработать новую линию по производству шампуня и бальзама для волос. Ну, а третий, когда к нему попал этот листок с этими двумя идеями, соединил их и предложил создать уникальный продукт: мыло, шампунь и кондиционер в одном флаконе.

Мозговая атака на доске

В рабочих помещениях можно повесить на стене специальную доску, атака на доске чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в течение рабочего дня. Повесить эту доску следует на видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении данной проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы
  • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
  • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
  • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
  • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
  • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
  • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы
  • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
  • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
  • Ведущий зачитывает один из вариантов.
  • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка». Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция». Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

Метод типа Дельфи

Метод типа сценариев

Метод круглого стола

Метод группового принятия решений Фазы

Вступительная - ознакомление участников с решаемой задачей; установление порядка ведения и обсуждения.

Узловая - свободное высказывание идей и мнений, не опасаясь последствий.

Итоговая - обобщение и подведение итогов. Заключительная - принятие решений.

Метод подготовки и согласования представлений о проблеме или объекте в письменном виде

Включает описание тенденций развития, взаимосвязи между характеристиками решения, перечень возможных состояний и опасностей.

Дает возможность оценить наиболее вероятный ход собыхтий и возможные последствия принимаемых решений.

Модели сценариев:

Описательные (фиксация свойств и параметров);

Изыскательные (использование методов количественных оценок);

Нормативные (систематизация проблем по важности, времени и ресурсам).

Разработка сценария - это сочетание таких методов прогнозирования, как мозговая атака, дедукция, экстраполяция, аналогия, анализ и синтез. Основная идея сценария - предположение, что события будут развиваться и дальше так, как раньше, что те тенденции, которые наметились в прошлом, в основном сохранятся.

Цель сценария - изучить условия и найти момент, когда исследуемое предприятие начнет испытывать кризис и станет разрушаться под воздействием внутренних причин, даже если никаких посторонних внешних воздействий не последует.

Итеративная процедура при проведении мозговой атаки

Основан на последовательном индивидуальном опросе экспертов и итерационном сведении мнений к единому.

Проводится в несколько туров.

Результаты обработки анкет-заданий предыдущего тура возвращаются экспертам.

Эффективность метода зависит от координатора-организатора работы экспертов.

Разработан в США в 50-х годах ХХ в.

Получил название в честь города Дельфы, возникшего около храма Аполлона (построен в 880г. до н.э.), жрецы которого составляли экспертный совет прогнозирования будущих событий.

Процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.

Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления».

Методы этого типа известны также под названиями:

Мозгового штурма,



Конференций идей,

Коллективной генерации идей (КГИ).

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают:

Прямую мозговую атаку,

Метод обмена мнениями,

Методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать),

Мозговая атака в форме деловой игры.

Фазы мозговой атаки.

1. Подготовка

Первая фаза включает в себя выбор проблемы и проработку ее путем индивидуальных реактивных приемов.

Например:

а) проблема - «как преуспеть на современном рынке?»;

б) проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов;

в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;

г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы

Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

Группа должна состоять примерно из десяти человек;

Социальный статус участников должен быть примерно равным;

В группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;

Обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии «релаксации».

Руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;

В группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура мозговой атаки

Здесь выделяются три этапа:

1. Вступление

Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?» Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выпдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.

2. Генерация идей

Участники дискуссии в свободной форме высказыпвают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выщвижением новытх идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обыпчно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выпдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

3. Вопросы

4. Заключение

Здесь могут иметь место два варианта:

«Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии вышисываются на доске, располагаясь по степени важности.

2. Выщвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.

3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.

4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»

5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.

6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.

7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.

8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:

Планирование и прогнозирование;

Маркетинг;

Оперативное управление производством;

Управление персоналом.

Исследование систем управления: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

Лекция 15. Метод «мозговой атаки»

Менеджер – наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Шевчук Денис www.deniskredit.ru

Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма «) – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.

Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:

Обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;

Проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3 – 4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы.

Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:

Повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;

Исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;

Позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.

При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:

Существует запрет на критику выдвигаемых идей;

Предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;

Среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;

Вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;

Предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);

При выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;

Участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;

Организация метода «мозговой атаки» осуществляется по следующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений:

Что мы хотим получить в итоге;

Что мешает нам при достижении наших желаний.

Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части.

Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5 – 7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы:

Постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма. Руководитель должен:

Быть творчески активным;

Относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми;

Сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика;

Обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком;

Временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.

Приглашение на сеанс получают за 2 – 3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.

Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом.

Продолжительность сеанса 25 – 30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами.

Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.

Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей.

Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:

Групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;

Тренирует умственные способности участников;

Дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;

Позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.

Метод «обратной мозговой атаки»похож на обычную «мозговую атаку». Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей (но дискуссии должны происходить корректно по отношению к каждому участнику) и предлагаются пути их устранения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Стимулирование продаж автора Климин Анастасий Игоревич

Приложение 4 «Мозговой штурм» и метод «6x3x5» «Мозговой штурм» (брейнсторминг – brainstorming) – способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение вариантов решения проблемной ситуации посредством выработки большого количества предложений и их

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Исследование систем управления: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Лекция 13. Классификация как метод исследования Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и

Из книги Накорми Зверя по имени Медиа: Простые рецепты для грандиозного паблисити автора Мэтис Марк

Лекция 16. Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно–

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге «Синектика:

Из книги автора

Лекция 19. Метод «Дельфи» Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.Данный метод был

Из книги автора

Лекция 20. Метод «сценариев» Метод «сценариев» – один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.Он

Из книги автора

Лекция 21. Метод SWOT-анализа Метод SWOT-анализа – метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения: внутренней среды; внешней среды организации.Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей

Из книги автора

Из книги автора

Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования Эксперимент – метод исследования системы управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации.

Из книги автора

Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться

Из книги автора

Лекция 25. Опрос как частный метод исследования Опрос – вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого

Из книги автора

Лекция 28. Метод анализа документов Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в

Из книги автора

ПРИНЦИП АТАКИ СЧАСТЛИВЫЙ ПЕС НЕ КУСАЕТСЯЛетом 1975 года я гостил у бабушки в Лонг-Бич, штат Калифорния. Душным июльским днем мои приятели захотели выбраться из раскаленного города и искупаться в Тихом океане. Я тоже пошел, умирая от ужаса. Я дрожал, как перепуганный кролик,

В чем заключается метод мозговой атаки? При разрешении любого рода проблемных ситуаций возникает вопрос поиска и выбора оптимального варианта, так как обычно имеется несколько возможностей выхода. Оптимальным считается вариант, позволяющий обеспечить высокую степень достижения цели в доступных пределах.

В условиях, когда требуется оценить возможности всех альтернативных вариантов в ограниченный период, используются так называемые оперативные методы принятия решений. Особенно действенны такие методы, когда из-за недостатка информации для точной экспертной оценки нужно определить наилучшую средневероятную возможность достижения цели. Те же методы актуальны для решения ряда взаимосвязанных проблем, когда выбор альтернативы должен быть совместным для всей группы ситуаций.

В целом, алгоритм поиска и принятия решения сводится к оценке отдельных аспектов ситуации или группы ситуаций, рассматриваемых как некая система, и анализу совокупности выявленных возможностей. Важными этапами оперативного системного анализа являются: формулировка проблемы, синтез идей и отсев идей. Идея, обобщающая опыт и отношение к текущей ситуации отдельного человека, рассматривается как элемент творчества в процессе анализа.

Один из самых широко применяемых на практике оперативных методов решения — метод мозговой атаки, или, называя иначе, метод деструктивной отнесенной оценки. Происходит это потому, что мозговая атака, или мозговой штурм, — уникальная доступная техника, позволяющая учитывать не только мнения узких специалистов, но также смежные или сторонние соображения. К тому же, эта методика достаточно проста структурно и применима к любым проблемам: индивидуальным и коллективным, творческим и научным, прикладным и теоретическим, профессиональным и бытовым. Сам этот способ, его производные и элементы часто используются для экспертной оценки ситуаций с целью поиска улучшенных технических и управленческих решений, для построения прогнозов и сценариев развития событий.

История и описание метода

Метод мозговой атаки был разработан в 1930-х годах американцем Алексом Ф. Осборном, который искал новые подходы к организации рекламного бизнеса. Известность и признание техника получила в 1953 году, благодаря выходу книги Осборна «Управляемое воображение», в которой метод был подробно описан.

Отправным пунктом для идеи Осборна стала противоречивая ситуация, сложившаяся в компании, где он работал: острая нехватка креативных решений при достаточном наличии творческого и интеллектуального потенциала. Изучив проблему, он обнаружил, что основная причина кризиса заключается в закрытом характере выработки и принятия решений. Действительно, включенными в процесс анализа становятся только опытные эксперты, обладающие специальными знаниями и владеющие специальной терминологией.

Их выводы зачастую шаблонны, но заметить это самостоятельно, при отсутствии стороннего критического анализа, они неспособны. Остальные сотрудники, даже обладающие несомненными творческими способностями, навыками или опытом в смежных сферах, остаются простыми исполнителями и наблюдателями, в основном потому, что не могут сформулировать свои идеи и предложения в приемлемой для эксперта форме.

Исходя из таких наблюдений, Осборн приходит к мысли, что, во-первых, необходимо включить в обсуждение неспециалистов, а во-вторых, разделить процесс анализа проблемы на два этапа:

  1. Предложение идей.
  2. Критика и отбор идей.

При этом творческая активность участников обсуждения не должна быть ничем ограничена.

Впоследствии на этой основе были разработаны следующие правила организации и проведения мозгового штурма.

Формулировка проблемы (предварительный этап). Чтобы найти способ достижения цели, эту цель необходимо четко обозначить, определить аспекты, мешающие ее достижению, и промежуточные задачи. На предварительном этапе происходит сбор необходимой информации.

Формирование рабочей группы. Отбор участников обсуждения производится целенаправленно, с учетом аспектов проблемы. Важно учитывать психологические моменты, которые должны способствовать созданию благоприятного микроклимата и творческой атмосферы при совместной работе. Участники, как правило, близки по возрасту и служебному положению, но при этом различаются по опыту, специализации, взглядам, активности. Если группа работает постоянно, то ее состав необходимо обновлять, приглашая новых людей. В зависимости от способностей, участники разделяются по ролям:

  • генераторы идей (люди с преобладающей творческой фантазией, неспециалисты);
  • эксперты (люди с преобладающим аналитическим мышлением и специалисты).

Руководить работой группы должен ведущий, обладающий соответствующим опытом и способностями. Он следит за соблюдением правил дискуссии, контролирует временные и тематические рамки обсуждения.

На этапе предложения идей важно количество, а не качество высказываемых соображений, поэтому запрещена любая критика. Предложения не требуют доказательств или соответствия каким-либо стандартам; связь с обсуждаемой проблемой может быть как прямой, так и ассоциативной. Все идеи нужно зафиксировать, желательно с помощью технических средств, чтобы ничего не было упущено. Эксперты в первом этапе обсуждения участия не принимают.

На этапе отбора идей происходят анализ и оценка предложений, выдвинутых на первом этапе. Оба этапа следует разделить некоторым временным промежутком (период инкубации). В соответствии с поставленной задачей следует заранее определить общие для всех участников критерии оценки. Лучше всего обозначить их наглядно. Методы анализа могут быть разными, аргументация и критика приветствуются. В процессе обсуждения идеи группируются и рассматриваются исключительно с позиций соответствия критериям и возможностям реализации.

Прямая и обратная мозговые атаки

Оба этапа обсуждения необязательно применяются в комплексе. В зависимости от ситуации, они могут использоваться по отдельности.

Если обсуждение ограничено исключительно первой частью, такой метод называют прямой мозговой атакой, конференцией идей или коллективной генерацией идей. В целом, прямой мозговой штурм проводят согласно вышеизложенным правилам, за исключением того, что последующая экспертиза предложений протекает в закрытом или ограниченном режиме.

Наиболее эффективной считается рабочая группа численностью 5-8 человек, условно разбитая на 2 количественно равные подгруппы: постоянные участники (ядро) и приглашенные участники (новички). Метод прямой мозговой атаки лучше всего подходит для небольших профессиональных и творческих коллективов. Аналогом конференции идей являются конструктораты — разного рода заседания и совещания, например: ученые советы, межведомственные комиссии, планерки.

Метод обратной мозговой атаки также используют в небольших коллективах, чаще всего при необходимости выявить недостатки определенного проекта или технического объекта. Состав и численность рабочей группы при этом те же, что и при прямом мозговом штурме, с тем отличием, что в ограниченном или закрытом режиме происходят выдвижение, систематизация и разработка идей, а последующее обсуждение носит характер коллективной экспертизы.

Обратный мозговой штурм — это процесс деструирования (разрушения), при нем отсутствует возможность вносить предложения, направленные на улучшение показателей.

Но иногда в результате дискуссии рождается контридея, сводящая воедино все возможные недостатки проекта и формулирующая способ их устранения. Примером может служить защита диссертаций, бизнес-планов и различных научных проектов.

Метод мозговой атаки, первоначально предназначенный для коллективной работы, может быть использован отдельными экспертами для работы индивидуальной. Индивидуальный мозговой штурм в этом случае становится этапом конференции, тогда это профессиональная экспертиза предложенных идей или, наоборот, подготовительный сбор информации для обратного мозгового штурма. Но иногда индивидуальная мозговая атака представляет собой целиком самостоятельное исследование, основанное на обработке сведений, полученных из независимых источников. Чаще всего метод применяют для анализа тенденций, формирования прогнозов, разработки стратегий.

Основные исходные данные для формирования индивидуального прогноза: интервью, массовые опросы и экспертные оценки. Сбор данных осуществляется путем переписки, личных бесед, телефонных звонков. Переговоры должны осуществляться с помощью специально разработанной программы, согласно которой участникам предлагается несколько вариантов решения проблемы или определенное количество вопросов по поводу объекта изучения. Техника исследования основана на предположении, что его участники владеют формулировками и необходимыми знаниями для ответов на вопросы программы, поэтому обычно исследование проводится среди четко обозначенной социальной или возрастной группы.

При разработке стратегий особенно важна стабильность в группе, так как интервью с ее участниками предполагает неизменность их планов и положения. Результаты различных этапов исследования оформляются в виде документа, в зависимости от их дальнейшего предназначения

.

Индивидуальный экспертный анализ имеет свои достоинства, например: позволяет максимально снизить возможность давления на исполнителя, помогает эксперту полностью сосредоточиться на определенной проблеме. Но при этом самостоятельная работа достаточно продолжительна, трудоемка, требует полной самоотдачи и большой ответственности. Основной недостаток метода — его зависимость от субъективных оценок и восприятия, ограниченности знаний отдельного человека, а также от успешного выбора респондентов.

Метод «Дельфи»

Одной из самых известных экспертных методик на основе техники мозгового штурма стал метод прогнозирования «Дельфи», разработанный в конце ХХ века корпорацией РЭНД. «Дельфи» — это статистическое исследование отдельных экспертных мнений, позволяющее оценить вероятность того или иного события с высокой степенью объективности. Метод успешно применяется для анализа тенденций и построения сценариев развития ситуации для периодов протяженностью 1-3 года.

Методика объединяет индивидуальные и групповые методы анализа путем нескольких этапов письменного опроса независимых экспертов по специальной программе. В зависимости от целей исследования, к нему может привлекаться до 100 и более различных специалистов.

Процесс исследования осуществляется в несколько этапов:

  1. Формирование рабочей группы, проводящей экспертный опрос.
  2. Формирование экспертной группы, мнение которой будет обрабатываться.
  3. Составление программы опроса.
  4. Проведение экспертизы и подведение итогов.

По итогам опроса строится график, а итоговым считается мнение, оказавшееся средним в упорядоченном ряду значений.

Методы оперативных исследований на основе техники мозгового штурма постоянно совершенствуются, а их число неуклонно растет. Целевое использование экспертного анализа становится все более востребованным в современных условиях, а компьютерная обработка данных и появление новых средств коммуникации позволяют расширять его возможности. Из всего этого можно сделать вывод, что метод Осборна — наиболее перспективный способ системного анализа из всех ныне существующих.