Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественную характеристику. Содержание и организацию труда классного руководителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.
Творческий потенциал личности классного руководителя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Классному руководителю как субъекту своей жизнедеятельности характерны следующие компетентности:
Интеллектуально-когнитивные свойства: компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция;
Владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления;
Направленность на саморазвитие, творческий потенциал, уникальность, неповторимость;
Коммуникабельность, умение контактировать с людьми, тактичность;
Морально-ценностные свойства: гуманность, рефлексивность, справедливость;
Волевые свойства: работоспособность, настойчивость, самообладание.
Важно отметить, что все из вышеперечисленных компетентностей субъекта нуждаются в постоянном развитии.
Формирование профессиональной культуры классного руководителя происходит в процессе его конфронтации с другой культурой, которая усваивается в форме четырёх элементов: а) знания обо всех компонентах процесса обучения (образования), целях, средствах, объекте, результате, приёмах и т.д. и о себе как учителе; б) опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности; в) творчество как преобразование и перенос обучения (продукция нового в обучении и воспитании); г) обращенный на систему ценностей человека опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности (И.Я. Лернер).
Одним из необходимых профессиональных качеств классного руководителя это наличие профессиональной успешности. В контексте профессиональной подготовки классного руководителя интерес представляет утверждение, что успех имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности, ее самооценке. Он чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный. Успех – это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека.
Успешная реализация целевых аспектов обучения, воспитания и социализации младших школьников в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки, классного руководителя, который должен обладать профессиональной компетенцией, то есть способностью эффективно осуществлять преподавательскую и воспитателную деятельность. Показателем сформированности данной компетенции является профессиональное мастерство классного руководителя, складывающееся из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения и воспитания а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности.
Классный руководитель должен обладать профессиональными знаниями:
– особенностей классного коллектива (физическое здоровье своих детей, нравственное и духовное здоровье, особенности детско-родительских взаимоотношений; специфику межличностных отношений детей в классе и т.п.)
– основных положений общеобразовательной концепции на определённом этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по проблемам воспитания подрастающего поколения;
– основных требований, предъявляемых обществом и наукой к классному руководителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам.
Классному руководителю необходимо уметь на практике применять перечисленные выше знания.
Таким образом, под профессионально значимыми умениями классного руководителя понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие личности младшего школьника, формирования его гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, творческого потенциала, индивидуальности.
Классный руководитель как специалист должен уметь решать в процессе своей профессиональной деятельности следующие задачи :
Социальные - включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.
Воспитательные - связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни.
Процессуальные - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Обращение к термину «мобильность» в контексте профессиональной подготовки классного руководителя отнюдь не случайно. Внимание к этому явлению продиктовано тем интересом, который сегодня проявляется к мобильности в разных сферах жизнедеятельности государства и общества у нас в стране и за рубежом.
В работе С.Л. Новолодской профессиональная мобильность рассматривается как качество личности. По ее мнению, пространство, окружающее человека, постоянно меняется, что не может не оказывать влияния и на самого человека. Личности присущ динамизм, гибкость, адаптивность, готовность к планируемому и непредвиденному самоизменению.
Из сказано выше следует, что классный руководитель должен обладать педагогической компетентностью, а именно: нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, умением общаться сдетьим и взрослыми, участвовать в решении различных межличностных отношениях своих учеников, быть готовым формировать у них гражданскую позицию, духовно-нравственные качества, толерантное отношение к представителям иных лингвоэтнокультур, работать в условиях инклюзивного образования, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться инновационными информационными технологиями, стремиться избегать и преодолевать конфликты.
Похожая информация.
Слайд №1
Первый раз в пятый класс!!!И это уже третий раз!!!- Такие строчки сложились при подготовке к этому выступлению. Первый выпуск 5-9 класс, 2 выпуск 5-11 класс. Так удачно сложилось, что каждый класс мне довелось довести до конца. И уже дети моих выпускников ходят в нашу школу…
слайд№2
Я снова классный руководитель шумных ребят, как сейчас говорят, гиперактивных, но в то же время тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому. Как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным. Какие формы и методы использовать, чтобы каждый ребенок был успешен?
Слайд№3
Приоритетной областью образования становится воспитание. В документах и материалах приоритетного национального проекта «Образование» отмечается необходимость улучшения воспитательной работы с детьми и молодежью, важность создания всех необходимых условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Слайд№4
Что собой представляет эта личность?
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ
Личностные
результаты
способность обучающихся к саморазвитию, их интересы,
мотивация
к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
.
Слайд№5
Классный руководитель — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Слайд№6
Поэтому Личностные качества классного руководителя, важны для формирования положительной динамики развития ученического коллектива и личности в отдельности. Поразмышляв о себе, как классном руководителе я могу выделить
свои личностные качества, которым я стараюсь придерживаться:
Слайд№ 7
- · Организованность.
- · Принципиальность.
- · Тактичная требовательность.
- · Справедливость.
- · Неподдельный интерес к жизни и личности каждого ученика.
- · Доброта.
Мои профессиональные слагаемые: слайд№8
- Опыт работы классного руководителя.
- ·Знание детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений.
- · Знание теоретических основ воспитания
- ·Организаторские умения и навыки.
- · Коммуникативные способности.
Мое назначение как классного руководителя: Слайд №9
- ·максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нем потенциальных способностей.
Мои перспективные цели:
- · Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника.
- ·Создание благоприятных условий для формирования его личности.
- ·Осуществление необходимых коррективов в системе воспитания и обучения ученика.
- ·Создание благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в классе.
- · Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности ребёнка.
За основу взяла программу «Я расту»
каждый год - это определенный этап в жизни класса.
Слайд№ 10
Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
Рассчитана программа на 5-9 класс.
Слайд№11
5класс - «Проросшее семечко»
6класс - «Росток»
7класс - «Соцветие»
8класс - «Бутон»
9класс - «Цветочки»
На каждом этапе ставятся определенные задачи.
Задача- Содействовать личностному развитию учащихся - ставится ежегодно.
Программа реализуется третий год.
Слад№12
В пятом классе на первом родительском собрании мною было предложено создать кадетский класс, сотрудничая со ШЮЛ.Из опыта- сотрудничество со ШЮЛ прошлого выпускного класса дали хорошие результаты. Мальчики отслужили в элитных войсках, многие ребята получают высшее образование, кто то остался на службе по контракту, один ученик обучается в Орловском институте МВД России.
Родители и ученики осознают значимость сотрудничества.
Слайд № 13 Т.к наша школа находится в отдаленном районе- некоторые ребята редко выезжают в центр города и в буквальном смысле отстают от жизни(поведение в общественном транспорте, в людных местах и т.д.) Третий год посещаем занятия в ШЮЛ, участвуем в шествиях, соревнованиях, готовимся к участию в параде на центральной площади к 9 мая.
За пятый класс определились потенциальные возможности каждого ученика. Для этого создавались все условия для развития личности, самоутверждения каждого ученика. Использовались традиционные формы работы.
В шестом классе ребята уже определились со своими интересами, возможностями и желаниями. Продолжили развивать свои личностные качества.
Слайд № 14
Например создалась группа девочек по составлению сценариев- они являются и ведущими мероприятий, вторая группа танцоры- без их танцев не обходится мероприятия. Есть фокусники, сочинители стихов(заказываем стихи по тематике), организаторы конкурсов, трудные ребята отлично справляются с диджейскими обязанностями, в походах являются отличными квартирьерами. Для троих ребят класса присутствие на празднике - это огромный прорыв(они просто присутствуют, иногда участвуют в конкурсах) слайд№8
Ни один школьный праздник не обходится без учащихся нашего класса. Они ведущие, танцоры, певцы, организаторы, художники, спортсмены…
Появились традиционные праздники: празднование 1 сентября, праздник «встреча Нового года», праздник «23+8», «окончание учебного года». И один праздник от родителей- за высокие достижения классного коллектива. Этот праздник является всегда неожиданно.
Слайд№12
При проведении всех праздников дается полная свобода ученикам в составлении программы вечера. Праздники проходят на ура! С другой стороны родители так же приходят подготовленными, со своим выступлением. И каждый праздник заканчивается дружеским соревновательным моментом. Например- соревнования по снайперу, дети 80-х и 2000 -х.слайд
На праздник приходят 100% учащихся слайд№15 и много родителей, с которыми мне очень повезло. В нашем классе единый коллектив- дети и родители. Вы все со мной согласитесь, что это общение имеет огромное значение в развитие личности ребенка. В классе много детей воспитанием, которых занимаются одни мамы, пап в этих семьях заменяют(если так можно сказать) папы других детей. Они особенно помогали в работе со сложными ребятами, не однократно помогали советом, где то объясняли, разъясняли,как нужно поступить правильно и порядочно, в разных жизненных ситуациях.
Тесное
взаимодействие с родителями необходимо для успешного формирования личности ребенка!
Слайд№ 16
Можно много говорить о работе классного руководителя над развитием личностных качеств учеников. Это кропотливый, ежедневный, невидимый труд педагога.
На данный момент(по словам учителей- предметников) наш класс отличается от других коллективов небезразличным отношением друг к другу. Каждый ученик, родитель, классный руководитель готов подать руку помощи и поддержать в нужный момент - это так важно в современном мире. Дружба, взаимопонимание, взаимоподдержка, чувства сопереживания и многие другие личностные качества помогают нам добиваться высоких результатов.
Слайд№17
Пройдет еще несколько лет и мои дети повзрослеют. Часть из них продолжат образование в других учебных заведениях. Но я уверена, где бы они ни были, они будут успешны, а значит, мой труд не напрасен.
Слайд№18
Круг обязанностей классного руководителя
Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя:
педагогический профессионализм;
коммуникабельность;
организаторские умения и навыки;
высокая духовная культура.
Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.
Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет зам. директора школы по воспитательной работе.
Общие положения.
Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе.
Классный руководитель:
Организует учебно–воспитательный процесс в классе:
Регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки); осуществляет контроль за соблюдение учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.
Организует внеурочную воспитательную работу в классе:
Организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; проводит беседы по ПДД, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.
Организует общественно – полезный труд учащихся класса:
Организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.
Проводит работу с родителями учащихся класса:
Добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.
Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.
Организует питание учащихся класса.
Защита прав ребенка.
Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.
Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.
Следит за соблюдением прав учащихся.
Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.
Координация и интеграция воспитания учащихся.
Подготовка к педсоветам и педконсилиумам.
Участие в общешкольных мероприятиях.
Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся.
Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике особенностей личности.
Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.
Аналитическая деятельность классного руководителя.
Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.
Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.
Работа с документацией. Необходимой документацией являются:
Перспективный план (на год) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя.
Тетрадь классного руководителя в любой форме.
Классный журнал.
Дневники учащихся.
Итоговые отчеты об успеваемости.
Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:
Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
Любовь к детям, гуманистическая направленность;
Духовная культура, интеллигентность;
Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;
Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
Потребность и готовность к постоянному самообразованию.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Профессиограмма педагога – это идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Вместе с тем, это документ, в котором дана полнаяквалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Иначе говоря, профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.
Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А.С. Роботова и др.).Компетентность профессиональная – личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности (А.И. Жук и др.)
Исходя из вышеприведенных определений, в содержание педагогической компетентности включают личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно решать педагогические задачи. Иначе, под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержаниепрактической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.
Кроме перечисленных качеств в профессиограмму педагога включают педагогическую направленность, педагогические способности, а также общегражданские качества личности.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.
Социально-нравственная направленность представлена социальными потребностями, моральными и ценностными ориентациями, чувством общественного долга и гражданской ответственности. Нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским, который писал: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. С. 168-169). Составная часть социально-нравственной гуманности – гуманистическая направленность, в основе которой лежат гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, идеалы, цели, отношения) и гуманность как качество личности. Наличие этих характеристик личности означает осознанное отношение педагога к другой личности как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский утверждал, что гуманность – важнейшая черта каждого учителя, суть которой в том, чтобы беречь и развивать в ребенке чувство человеческого достоинства, помочь ему подняться выше в своем развитии. Быть гуманным к воспитаннику – значит соблюдать права и свободы ребенка, заботиться о его здоровье.
Высшее проявление гуманности на эмоциональном уровне – любовь к людям вообще, и к детям в частности. По мысли австрийского психолога В. Франкла, любовь - “переживание” другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь открывает нам глаза на
духовную сущность другого человека, на скрытые в нем потенциальные ценности. Осознание
этих ценностей неизбежно обогащает и того, кто любит.
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические склонности и намерения.Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляетлюбовь к детям . Это качество является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития многих других профессионально-значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди них –педагогический долг и ответственность . Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Кроме того, он требователен к себе, следуя кодексу педагогической морали.
Педагогический долг проявляется в таком качестве, как самоотверженность учителя, который часто работает, не считаясь со временем, состоянием здоровья. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляетпедагогический такт – своеобразное чувство меры, сознательная дозировка действия и способность контролировать его, уравновесить одно средство другим, если необходимо. Педагогический такт заключается и в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку. Педагогический такт – это основа, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и учащимися. Особенно важно, чтобы это качество проявлялось в контрольно-оценочной деятельности педагога.
Уровень нравственной воспитанности учителя выражается в таком его качестве, как педагогическая справедливость. «Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. С. 83).
Все вышеназванные качества, характеризующие профессионально-педагогическую направленность, являются также выражением авторитетности учителя.
Авторитет учителя – это качественная характеристика системы отношений к педагогу, определяющая его профессионально-личностный статус, принятие и признание его приоритетной роли в системе педагогических отношений.
Рассмотрим познавательную направленность личности , основой которой являются духовные потребности и познавательные интересы. Познавательная направленность представлена, например, потребностью в знаниях, любовью к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их…» (Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 72). Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности являетсякультура научно-педагогического мышления , проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.
Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога , которые, как указывалось выше, входят в содержание теоретической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности, а значит и его педагогической компетентности. В свое время Я.А. Коменский подчеркивал, что «тот, кто мало знает, малому может и научить». Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимы знания специальные (по тому или иному предмету, научной дисциплине), так и знания в области всех педагогических дисциплин, а также антропологических, гуманитарных, социальных наук. Кроме того, педагогу необходимы общекультурные знания, без которых невозможно понимание воспитания как процесса введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры.
Таким образом, педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках, а также непрерывную систематическую работу по накопле-
нию все новых и новых знаний.
Вместе с тем, можно быть энциклопедически образованным человеком – и потерпеть крах на педагогическом поприще. Почему?
Все дело в наличии или отсутствии педагогических способностей, которые также включаются психологами в профессиограмму педагога. Действительно, для овладения педагогической деятельностью необходимы и общие (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.), и педагогические (дидактические, перцептивные и др.), и специальные (математические, артистические, музыкальные, художественные, спортивные и др.) способности.
Современный классный руководитель, кто он?
Профессии классного руководителя не учат ни в одном высшем учебном заведении. Классный руководитель – это огромная и тяжелая работа, он в каждом ребенке оставляет кусочек себя. Каким же должен быть современный руководитель детского коллектива?
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Каковы же роли, которые осуществляет на практике современный классный руководитель:
аналитик
стратег
психолог
духовный наставник
талантливый организатор
учитель родителей
защитник здоровья воспитанников
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру местности, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Какие качества классного руководителя являются самыми главными. Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.
Личностные качества
Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.
Человеческие
Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.
Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.
Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.