24.06.2019

Метод синектики в поисково изобретательской деятельности. Синектика – что это такое. Главные отличия от мозгового штурма


Или решения проблем часто используют метод синектики (примеры) . Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы.

Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики.

Но метод синектики применяется с максимальным успехом только специально подготовленными специалистами, которых обучает создатель метода – Уильям Гордон. Хотя каждый может ознакомиться с основными его положениями и применять в своей жизни. В этом смысле метод синектики разительно отличается от мозгового штурма, в котором моет принимать участие любой, даже неподготовленный человек. В нем также разрешено критиковать идеи, а главное – надо использовать различные аналогии и сравнения. Всего метод синектики использует четыре вида аналогий.

Четыре вида аналогий

1. Прямая, когда находится любое сходство ситуаций.

2. Символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.

3. Субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.

4. Фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.

Если обобщить метод синектики с этими четырьмя его видами, можно сказать, что есть нереальные и реальные аналогии, а также абстрактные и телесные.

Создание коллектива

Создание коллектива проходит такие фазы:

1. Отбор участников через специальные тесты. Участники должны быть эрудированны, иметь высокий уровень знаний в нескольких областях, желательно не смежных.

2. Обучение участников по специальным программам.

3. Внедрение участников в работу. Как правило, каждая компания направляет своих сотрудников на конкретно направленное обучение.

Метод синектики применяется в особых условиях работы:

Абстракция от проблем и задач;
высказывать мнения надо сдержанно и не категорично;
обсуждения должны быть непринужденными, обыгрывать ситуации;
придерживаться рациональности.

Этапы метода синектики

Уильям Гордон описывает такие этапы:

Раскрывается проблема в общем без подробностей.
Проблема упрощается через дробление задач.
Раскрывается понятие проблемы каждым участником.
Ищутся аналогии и метафоры проблемы.
Проблема переосмысливается, представляя знакомые вещи незнакомыми.
Размышление над проблемой в новом состоянии ума, использование аналогий.
Подбор лучшей аналогии и сверка ее с проблемой.
Оформление аналогии в конкретное решение.
Критическое осмысление решения.

Сегодня метод синектики развился и немного упростился, но все так же помогает успешно решать сложные задачи.

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму - Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые - они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс - формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая - отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза - внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эвристический метод. Метод синектики был п редложен американским изобретателем и исследователем мето­дологии творчества В. Дж. Гордоном в 1944 г. Термин синектика в переводе с греческого означает «совмеще­ ние разнородных элементов».

Цель синектики - направить спонтанную деятельность голов­ного мозга и нервной системы обучаемых на исследование и преоб­разование проектной проблемы. Эта технология полезна для обуче­ния бизнесменов и предпринимателей, менеджеров, финансистов и маркетологов.

Организация проведения сессии синектиков (синектического за­седания) отли­чается использованием очень активным применением аналогий. В случае когда данная технология используется прямо на про­изводстве для обучения персонала или для решения реальных про­блем организации, то в группу, как правило, включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также нескольких работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и боль­шой практический опыт. Специалисты считают, что для созида­тельного процесса наиболее желательны контрастные психологи­ческие типы участников.

ПРИЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА АНАЛОГИИ

Группа синектики использует аналогии как средства для сме­щения процесса исследования структуры проблемы с уровня осоз­нанного мышления на уровень спонтанной активности головно­го мозга.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуще­ствляет некую деятельность, представляющую собой систему раз­личных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмыс­ление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль.

Импульс к началу творческого процесса возможен в ситуации выбора. Следовательно, прав Геродот, который говорил, что для того чтобы найти правильное решение, нужно знать какие есть еще. Чтобы идея появилась, нужен инсайт (англ. - озарение, понимание, внезапная догадка) или использование специальных эв­ристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика.

Применение аналогий в творческом процессе является проме­жуточным звеном между интуитивными и логическими процеду­рами мышления. В решении творческих задач используют различ­ные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналоги по форме и по структуре, по функциям, по процессам и т.д.

В ситуациях построения аналога хорошие эвристические резуль­таты дает прием гиперболизации, значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его отдельных уз­лов, параметров, частей.

В синектическом штурме, как правило, используются аналогии четырех типов.

Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы («А как решаются задачи (пробле­мы), похожие на данную?». Например, полет птицы - самолет, про­движение червяка - туннель и пр.).

Субъектные (личные) аналогии. Метод личной аналогии пост­роен на эмпатии (англ, - сочувствие, сопереживание, уме­ ние поставить себя на место другого). Эмпатия - это отождеств­ление личности одного человека с личностью другого, когда, пытаясь вчувствоваться в другого, мысленно ставят себя в его по­ложение.

Личная аналогия в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, продуктом, про­цессом, некоторой системой. Объекту приписываются чувства, эмо­ции самого человека, который идентифицирует цели, функции, воз­можности, плюсы и минусы объекта со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, которому приписывается по­ведение, возможно, в фантастическом варианте.

Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата (скажем, что он сам почувствовал бы, если бы выпол­нял функцию лопасти винта вертолета: «попробуем войти в образ данного «объекта» и порассуждать как бы с «его» точки зрения»).

Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравне­ния, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. В частности, ставится задача: «Сфор­мулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе», например: «дерево целей».

Пример. Для применения символической аналогии можно най­ти название книги (из двух слов), в парадоксальной форме харак­теризующее суть задачи или объекта. Например, при решении од­ной задачи, связанной с мрамором, для слова «мрамор» было найдено словосочетание «радужное пространство».

У. Гордон, автор технологии, спросил человека, предложившего это словосочетание, почему он так охарактеризовал мрамор. Ответ был такой: «Отшлифованный мрамор (не белый) многоцветен. Он весь в узорах, очень ярких, напоминающих радугу. Но все эти узоры по­стоянны». Другие примеры символической аналогии: пламя (видимая теплота), ядро атома (энергетическая незначительность), раствор (взве­шенная неразбериха), храповый механизм (надежная прерывистость).

Фантастические аналогии. Используя их, необходимо предста­вить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хо­тели бы их видеть. Например, хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины «скорой помощи». При использовании фантастической аналогии можно призвать к себе в помощь любого исторического или политического деятеля, сказоч­ного персонажа или литературного героя.

Эти четыре вида аналогий стимулируют цепную реакцию ассоци­аций, способных привести к оригинальному творческому решению.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СИНЕКТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

Синектическая сессия (или штурм) включает несколько этапов.

1-й этап - проблематизация и целеполагание. Он начинается с постановки целей и задач и формулировки проблемы. Руководите­лю сессии необходимо достичь идентичного понимания проблемы у всех участников.

2-й этап - дискуссия, цель которой - «очищение» от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные ре­шения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочета­ние существующих решений.

3-й этап - критический анализ и отбор наиболее оригинальных идей.

4-й этап - подведение итогов творческой работы преподавателем.

Процесс генерирования идей длится не более получаса.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка дей­ствий: разбор проблемы; обсуждение вопроса, как проблема понята участниками; определение главных трудностей и противоречий, пре­пятствующих решению проблемы; постановка наводящих вопросов; поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в тер­минах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы; пре­вращение необычного в привычное; развитие и формулировка перс­пективной идеи и ее «упаковка» в термины реальных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНЕКТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависят от руководителя группы (синектора), его профессионального и иг-ротехнического мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и стимулировать творче­скую активность.

Он должен владеть искусством постановки и задавания вопро­сов, умением вставлять реплики, снимающие напряжение, растор­маживающие аудиторию, владеть техниками побуждения фантазии и воображения. От него зависит сужение или расширение «креатив­ного коммуникативного поля» поиска решения творческой задачи.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты.

Постановка проблемы. Проблема может быть как производствен­ной, так и исследовательской, достаточно сложной в теоретиче­ском или практическом отношении.

Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информа­ции. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необхо­димо выступление эксперта или компетентного по проблеме спе­циалиста (педагога, слушателя или специально приглашенного профессионала-эксперта). На этой ступени сбор конкретных фак­тов имеет лишь подчиненное значение, так как он направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы.

Выяснение возможностей решения проблемы. Слушатели предла­гают разнообразные подходы к решению проблемы. Преподава­тель (синектор) или эксперт при этом подробно комментируют пред­лагаемые варианты решения проблемы, поясняют, почему те или иные предложенные решения не могут быть использованы. На этой ступени могут быть высказаны случайные догадки, связанные с ре­шением проблемы.

Переформулирование проблемы. Каждый обучаемый самостоя­тельно (или парами, тройками) переформулирует проблему в сво­ем собственном понимании, своими словами, тем самым как бы приближая проблему к себе.

Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы. Первоначальный вариант постановки проблемы вре­менно откладывается.

Выдвижение образных аналогий. Преподаватель побуждает груп­пу к поиску образных, личных, «метафорических» или фантасти­ческих аналогий для заложенной в проблемной ситуации инфор­мации. В синектике этот этап является самым важным, ключевым.

Подгонка намеченных группой подходов к решению или гото­ вых решений к требованиям, заложенным в постанове проблемы.

Если выработанные решения оказались непродуктивными с точ­ки зрения синектора или эксперта, то группа ищет новые анало­гии. Если решения приемлемы, то группа с переформулированно­го варианта проблемы возвращается к первоначальной ее поста­новке и определяет вместе с синектором и экспертом, насколько эффективно предлагаемое решение проблемы.

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕКТИКИ

Во-первых, прежде чем обратиться к данной технологии, целе­сообразно разобраться более основательно в проблеме и снача­ла, если в этом есть необходимость, апробировать мозговой штурм и лишь некоторое время спустя, обработав его результаты, обра­титься к методу синектики, опираясь на уже полученные матери­алы.

Во-вторых, использование приемов символической и фантасти­ческой аналогий наиболее эффективно лишь тогда, когда в группу входят представители творческих профессий и лица с художествен­ным типом мышления. Это связано с тем, что они легко перево­площаются в заданные роли и выдают яркие и образные решения, хотя порой и дилетантские. Кроме того, творческие люди быстро входят в азарт и развивают соревнование, состязание, конкурен­цию, что еще активнее стимулирует творческие потенции всех уча­стников синектического штурма.

В-третьих, при проведении этой технологии нужна максималь­но комфортная психологическая обстановка.

В-четвертых, наилучшие результаты дают синектические штур­мы, когда их проводит специалист с психологическим образовани­ем, владеющий не только самой технологией, но и приемами сня­тия напряжения и психологической поддержки обучаемых; умеющий создавать творческую атмосферу во время интерактив­ной деятельности.

Существует немало различных методов генерации идей, которые успешно применяются людьми для решения стоящих перед ними задач. Они используются в сфере менеджмента, производства и других областях. Одним из таких методов является метод синектики.

Синектика – это комбинирование разнородных, а в некоторых случаях даже несовместимых элементов исследуемых объектов для решения задач и поиска творческих решений. Метод синектики является усовершенствованным методом , который получил широкое распространение.

История возникновения метода

Сооснователь метода Уильям Гордон

Метод синектики появился в начале 50-х годов 20 в. Его сооснователями являются американский изобретатель и исследователь человеческого мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс. Они пришли к выводу, что индивидуальное и коллективное творчество аналогичны друг другу. У. Гордон основал исследовательскую группу для работы над новым методом, который получил название «синектика», что в переводе с греческого означает «соединение разнородных элементов».

Синектический штурм – это усовершенствованный метод мозгового штурма, в основе которого лежит поиск аналогий. У. Гордон считал, что избавление от ограничений мышления в процессе решения задач можно устранить, если искать способ решения через аналогии. Для этого необходимо найти аналогию поставленной задаче в другой области знаний и попробовать на ее примере придумать новое решение.

Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles. Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению этой задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

В 1961 году У. Гордон выпустил книгу «Синектика: развитие творческого воображения», которая впоследствии обрела широкую известность. Позднее Гордон стал основателем компании Synectics Inc., занимающейся разработкой креативных идей и обучением творческому мышлению.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

  1. Прямая аналогия. Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть. Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных.
  2. Символическая аналогия. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.
  3. Личная аналогия. В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.
  4. Фантастическая аналогия. В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.

Этапы реализации метода синектики

Процесс представленным методом включает в себя несколько этапов, которые описал в своей книге У. Гордон. Что представляют собой эти этапы:

  1. Проблема, как она дана. На этом этапе никто из участников группы, кроме руководителя, не знает, какие конкретно условия задачи перед ними поставлены, и какой результат должен быть достигнут. Считается, что если условия известны заранее, то человеку трудно будет абстрагироваться от привычного мышления, что усложнит процесс творческого поиска. На данном этапе работы участникам группы представляется только сама проблема в общем виде.
  2. Превращение незнакомого в знакомое. Проблема делится на составные части, то есть одна сложная задача разбивается на несколько более простых.
  3. Проблема, как она понята. Члены группы обдумывают и анализируют проблему на основе данных, полученных на предыдущем этапе работы.
  4. Оперативные механизмы. На этой стадии работы подбираются различные метафоры и аналогии, которые позволяют глубже вникнуть в суть проблемы.
  5. Из знакомого сделать незнакомое . Рассмотрение уже понятой проблемы с иного ракурса, в новой, нетрадиционной форме.
  6. Психологическое состояние. Участники процесса размышляют над проблемой, как она понята. В ходе работы применяются все типы аналогий.
  7. Объединение с проблемой. Наиболее соответствующую аналогию сопоставляют с проблемой, как она понята, в результате чего проблема утрачивает свои прежние ограничения.
  8. Точка зрения. Теперь участники переходят от аналогии к нахождению решения задачи. Разработанные идеи и найденные решения переносят на проблему, как она дана.
  9. Принятие решения и научно-исследовательская работа. На заключительной стадии работы эксперты проводят критическую оценку, а также доводят идею до практической реализации.

Создание синектической группы

Поскольку метод синектики применяется для коллективного поиска идей, для его реализации требуется создание специальной синектической группы. Члены такой группы называются синекторами. В качестве синекторов выбирают людей, имеющих разные профессии и образование, коммуникабельных, с хорошо развитым мышлением и воображением. Чем более обширными знаниями обладает каждый член группы, тем лучше. Обычно в группу входит 5–7 человек. Группа проходит специальное обучение. Как правило, срок обучения составляет один год, после чего синекторы приступают к решению практических задач.

Синектическая группа работает по определенным правилам. Ее члены имеют разное образование и обладают разными знаниями, но среди них должен быть эксперт в области рассматриваемой проблемы. Группа не имеет одного лидера. Роль руководителя переходит от одного члена коллектива к другому. Синекторы не имеют права обсуждать достоинства и недостатки друг друга. Каждый участник может прекратить работу, если чувствует усталость.

При успешной организации и грамотно построенной специфике работы синектическая группа может принести огромную пользу компании, которая нанимает ее.

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .