03.11.2019

Новое в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. "Перерегистрация" состоялась - что дальше


С 1 января 2004 года министерство по налогам и сборам осуществляет функции государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и ведение единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Государственный реестр должен быть сформирован в полном объеме до 31 декабря 2004 года включительно. Для этого все ранее зарегистрированные предприниматели и главы крестьянских фермерских хозяйств должны подать в налоговые органы по месту своего жительства заявления по форме, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации.

После внесения изменений и дополнений Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не допускает возможности государственной регистрации предпринимателя на определенный срок, вся регистрация носит бессрочный характер. В связи с этим предприниматели, имеющие "срочную" регистрацию, должны знать следующие правила. Во-первых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2005 и последующие годы не освобождает от обязанности подать заявление о себе для внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Нарушение указанной обязанности влечет за собой прекращение предпринимательской деятельности с 1 января 2005 года. Исполнение обязанности, установленной законом, влечет за собой выдачу бессрочного свидетельства о внесении записи в реестр. Во-вторых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2004 год обязаны подать о себе заявление в налоговый орган до истечения срока регистрации. В противном случае гражданин утратит статус индивидуального предпринимателя.

Наряду с предпринимателями перерегистрацию проходят и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ). В настоящее время КФХ регистрируются по правилам, установленным для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Существует два вида КФХ: КФХ - юридические лица (были созданы до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 1 января 1995 года), и КФХ - не юридические лица, созданные после 1 января 1995 года. На основании статьи 23 Гражданского кодекса РФ главы таких КФХ приобретали статус индивидуальных предпринимателей с момента государственной регистрации КФХ. На основании Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" КФХ - юридические лица могут сохранить свой статус до 2010 года. В связи с указанными особенностями правового статуса КФХ в течение 2004 года должны пройти перерегистрацию только КФХ, не являющиеся юридическими лицами. Остальные КФХ должны будут привести свой статус в соответствие с законодательством до 2010 года.

В практической работе налоговых органов очень часто возникает вопрос: могут ли зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей граждане России, не имеющие регистрации по месту жительства. На этот вопрос дан однозначный ответ: да, могут, при этом регистрация будет осуществляться по месту временного пребывания гражданина.

Нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменение паспортных данных или места жительства предпринимателя влечет необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Сведения об указанных изменениях должны быть представлены в налоговый орган в трехдневный срок. Нарушение указанного срока влечет за собой привлечение предпринимателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в сумме 5000 рублей. Санкция за нарушение установлена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протоколы об административных правонарушениях составляют налоговые органы. Предпринимателям не следует медлить с подачей заявления о внесении в реестр изменений о себе. Подача указанного заявления не сопровождается уплатой государственной пошлины.

Часто возникает вопрос: нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо. А прекращение предпринимательской деятельности на основании добровольного волеизъявления допускается и без прохождения процедуры перерегистрации. Для этого в налоговый орган достаточно будет представить только два документа: заявление о прекращении предпринимательской деятельности по форме, утвержденной постановлением правительства России, и документ об уплате государственной пошлины в размере 80 рублей.

И последний вопрос: как вновь созданным предпринимателям встать на учет в налоговом органе? В связи с введением в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 года постановка на учет как в налоговых органах, так и во внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений о государственной регистрации. При этом предпринимателю нет необходимости осуществлять постановку на учет в этих органах "собственноручно", указанную работу выполнят налоговые органы и внебюджетные фонды самостоятельно, без участия предпринимателя. Порядок взаимодействия налоговых органов в настоящее время постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 266, от 19.06.2002 г. N 438, N 439, N 440, от 16.10.2003 г. N 630", предусматривающим изменения правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, изменения форм документов, представляемых при государственной регистрации, а также правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации реорганизации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

В ст.3 Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», которой определялся порядок перерегистрации, сказано, что «в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поэтому на основании того, что Вы не подавали документы на перерегистрацию, Ваша государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с 01.01.2005 г. Причем в этой ситуации законом не предусмотрена выдача свидетельства о прекращении государственной регистрации в качестве ИП. Кроме того, поскольку у Вас на 01.01.2005 г. имелась задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд, то именно по этой причине не произошло снятие с учета в ПФ, и продолжилось начисление страховых взносов.

Попробуйте подать запрос в налоговую инспекцию, чтобы выяснить точно, закрылось ли Ваше ИП. В соответствии с п.5 ст..6 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляются в течение 5 рабочих дней с даты получения такого запроса. Сведения можно получить о месте жительства, дате регистрации в качестве ИП, дате прекращения регистрации, сведения о лицензиях и т.д. Если у Вас будет документ, в котором есть дата прекращения регистрации – обращайтесь с иском в Арбитражный суд, но не на налоговую инспекцию, а на Пенсионный фонд. Только суд может признать начисления страховых взносов в Пенсионный фонд незаконными (ведь если Ваша регистрация в качестве ИП прекращена, Вы не обязаны платить страховые взносы как ИП, а Пенсионный фонд не имеет право их начислять), и отменить начисления (хотя задолженность по состоянию на 01.01.2005 г. придется все-таки платить). Как составить исковое заявление и какие приложить дополнительные документы – посоветуйтесь с адвокатом.

Если же налоговая не представит документ о прекращении регистрации с 01.01.2005 г. в связи с неподачей документов на перерегистрацию, — вот тогда можно подавать в Арбитражный суд заявление на налоговую. И закрытие Вашего ИП в настоящее время юридически недействительно, потому что оно должно было быть закрыто 01.01.2005 г.

Кроме регистрации, индивидуальный предприниматель в предусмотренных законом случаях должен пройти перерегистрацию своей деятельности. Это касается индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся до 1 января 2004 года. С 1 января 2005 г. они должны осуществлять свою деятельность на основании нового свидетельства. Этого требует ФЗ от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»». По общему правилу, чтобы перерегистрироваться, предпринимателю надо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства (ст.3 ФЗ от 23.06.2003 г.). В некоторых субъектах РФ (например, в г. Москва), для регистрации и перерегистрации индивидуальных предпринимателей открыты специальные налоговые инспекции. В г. Магадане перерегистрацией индивидуальных предпринимателей занимается ИМНС № 1.

На перерегистрацию предоставляются те же документы, что и при регистрации индивидуальной деятельности. Заявление, которое надо подать в налоговую инспекцию для перерегистрации, составлено по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Данное заявление состоит из 3-х частей, так же в него входят листы А и Б.

На первых 3-х листах указываются сведения о предпринимателе. Его подпись необходимо засвидетельствовать у нотариуса - для этого отводится специальная строка. В ней нотариус должен в сою очередь расписаться, поставить печать и указать свой ИНН.

В листе А перечисляются названия видов экономической деятельности, которыми предприниматель уже занимается или только собирается заняться, и их коды, согласно ОКВЭД О29-2001 (утверждены Постановлением Госстандарта России от 6.11.2001). В заявлении следует указать не менее 3-х первых цифр кода, то есть обязательно написать класс и подкласс деятельности. Видов деятельности может быть неограниченное количество. Все листы А следует пронумеровать и прошить, количество листов написать на обороте последнего из них. Данная информация должна быть заверена подписью предпринимателя или нотариуса. Проделывать все это обязывает п.4 Требований к оформлению документов используемых при государственной регистрации юридических лиц, а так же физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 439.

Лист Б заполняет инспектор. Он представляет собой расписку в получении у предпринимателя документов на регистрацию.

Способы подачи документов на перерегистрацию такие же: лично, через доверенное лицо или почтой.

Когда предприниматель прошел перерегистрацию, он получает новое свидетельство. Называется этот документ - «Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.». Налоговые инспекторы обязаны его выдать не позднее следующего рабочего дня после внесения записи о предпринимателе в Единый реестр. Запись делают в течение 5 рабочих дней после того, как приняли документы на перерегистрацию. Свидетельство индивидуальный предприниматель может получить либо лично, либо поручить это доверенному лицу, либо по почте. В новом свидетельстве указывается как старый, так и новый регистрационный номер. Однако на документах - договорах, доверенностях, счетах - фактурах и других документах - впредь нужно указывать реквизиты нового свидетельства, ведь именно оно дает право предпринимателю работать, начиная с 2005 года.

Что касается печати, то, как замечает эксперт журнала «Главбух» Е.И. Мещирякова, на федеральном уровне вопрос изготовления печатей вообще не регламентирован и законодательство не предусматривает замену печати в таком случае. Таким образом, можно сделать вывод, что при перерегистрации печать менять не требуется, хотя на ней и стоит номер старого свидетельства. В результате перерегистрации старое свидетельство теряет силу. Это означает, что на основании него гражданин уже не сможет заниматься предпринимательством. Кроме того, с 2005 года перестали действовать лицензии, которые были выданы на такое свидетельство, договоры, заключенные с предпринимателем, а так же разрешения и другие документы, полученные на старое свидетельство.

Если предприниматель не перерегистрировался, но хочет продолжать вести свой бизнес, ему придется идти в инспекцию и получать новое свидетельство. Кроме того, с начала 2005 года, он не будет иметь права вести предпринимательскую деятельность до тех пор, пока не получит новое свидетельство. Те предприниматели, которые продолжили вести предпринимательскую деятельность без нового свидетельства будут платить штрафы в размере от 500 до 2000 рублей (п.1 ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях). Так же предусмотрена и уголовная ответственность по ст.171 УК РФ, по которой предусмотрено наказание штраф до 500 000 рублей, или 5 лет лишения свободы плюс 80 000 рублей штрафа. По мнению А.Н. Гуева, следует так же отметить, что когда гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность, хотя и не имеет документов о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и уклоняется от выполнения обязательств, вытекающих из сделок с 3-ми лицами, заявляя, что он не прошел регистрацию, суд вправе применить к сделкам с его участием правила ГК, регулирующие предпринимательскую деятельность. Следует так же учесть, что за осуществление такой деятельности без регистрации, либо без лицензии (если наличие лицензии обязательно по закону) гражданин может быть привлечен к ответственности (административной или уголовной), как уже было отмечено ранее. Так же в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 разъяснено, что споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, но не прошедших государственную регистрацию, подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам.

Если предприниматель, получив свидетельство, передумал заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, он должен возместить лишь долги перед партнерами и бюджетом. Погасить задолженность перед поставщиками и покупателями требует п.4 ст.23 ГК РФ. Долги по налогам и сборам надо уплатить согласно п.3 ст.44 Налогового кодекса РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что автоматическое прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности не освобождает предпринимателя от обязательных платежей и долгов партнерам.