15.09.2019

Инновационные д. Инновация. Понятие инновации


Его фантазии, творческого мышления, направленные на качественное изменение технологических процессов и продуктов, обладающих в последствие новыми уникальными свойствами.

Процесс получения инноваций можно описать следующей схемой:Затраты на осуществление интеллектуальной деятельности – разработка новых идей – внедрение в сферу деятельности – результат качественной . Последнее звено в схеме может выступать в роли прибыли, лидерства, приоритета, улучшения качества, креативности, превосходности, то есть всем тем, что является по сравнению с прежним состоянием продукта или технологии.

Инновационные продукты и технологии подлежат частичной или полной охране результатов интеллектуальной деятельности, может быть обеспечен патент на данную инновацию. Уровень качества выпускаемой инновационной продукции или инновационных технологических процессов может отвечать мировым стандартам и даже превышать их. Путем внедрения инноваций достигается экономическая эффективность в результате потребления улучшенных продуктов и использования новых технологий.

Видео по теме

Обратите внимание

Следует помнить, что инновация является не простым нововведением, а только таким, которое в результате его внедрения влечет за собой ощутимый эффект от пользования данным продуктом.
Не путайте процесс нововведения и процесс изобретения. Оба эти понятия соотносят с инновацией, однако изобретение зачастую является результатом исследования, а нововведение является продолжением изобретения и завершается внедрением в практику.

Инновационное управление представляет собой совокупность взаимосвязанных знаний, действий и решений по современному менеджменту, которая призвана формировать и развивать инновационно-технический прогресс.

Формирование понятия инновационного управления

Основные принципы научного подхода к управлению были сформулированы еще в первой половине ХХ века. Это, во-первых, наличие программы действий. Во-вторых, материальная и социальная организация. В-третьих, это распорядительство. Администрация должна превосходно знать свой персонал, подробно знакомиться с договорами, заключающимися между организацией и рабочим, регулярно осматривать предприятие, совещаться с главными сотрудниками по важнейшим вопросам. Четвертый принцип – координирование, обеспечивающее согласование действий всех структур организации.

Функционирование инновационного менеджмента

Одной из ключевых частей инновационного управления является так называемое прогнозирование, которое представляет собой научно обоснованную характеристику возможного положения дел и предлагает различные пути развития того или иного объекта. Самым сложным в деле научного прогноза является определение возможных затрат и прогнозирование качества. С прогнозом напрямую связана другая функция инновационного менеджмента – планирование. Результатом его должно стать определение целей какой-либо деятельности, методов работы и сроков. Последние определяются однозначно. Важным в планировании является выделение приоритетных задач, иерархии. План должен быть сбалансированным и вариативным.

За формирование устройства той или иной деятельности отвечает организация. Эта функция призвана обеспечивать нормальную работу объекта – следить за наличием необходимого количества персонала, оборудования, денежных средств, выполнением санитарных условий и т.д. С организацией связан учет времени, затрат, каких-либо особенностей системы управления. В современном мире учет зачастую автоматизирован и сам по себе периодически контролируется извне.

Важной функцией инновационного менеджмента является мотивационная деятельность, которая поддерживает людей и побуждает работать эффективнее. Средств для мотивации может быть много, от материальных до моральных. Следить за выполнением и поддержанием этой функции должны менеджеры. Ключевым процессом в управлении является контроль. Это перманентный процесс, следящий за общим прогрессом работ.

Одно из самых главных направлений контролирующей деятельности – качество выполнения работ. За обработку результатов планирования, учета и контроля отвечает анализ. В результате многоступенчатого разложения и сопоставления различных показателей создается отчетливая картина проделанной работы и корректируется будущая работа.

Что такое «инновация»?

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

Как определяется понятие «инновация» в официальной терминологии?

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:

«Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Какие еще понятия связаны с термином «инновация»?

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Какую роль играют инновации в современной экономике?

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Как подразделяют инновации?

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Какие еще классификаторы инноваций существуют?

Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Более подробно с некоторыми классификаторами инноваций можно ознакомиться в Приложениях.

Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

А как оценить «новизну» инновации?

«Новизна» инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.

1.2. Какие функции выполняют инновации.

Какие функции выполняет инновация?

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Что необходимо для развития инноваций?

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

А что может дать внедрение инновации малому предприятию или предпринимателю?

В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

1.3. Как работает инновационный процесс.

Какие элементы включает в себя инновационный процесс?

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.
Как выглядит структура инновационного процесса?

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Какие факторы влияют на развитие инновационного процесса?

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в следующей таблице. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на Вашем предприятии, рекомендуем внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном для Вас способе построения инновационного процесса.

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

1.4. Что такое «жизненный цикл инновации».

Что представляет собой жизненный цикл инновации?

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Для чего в практике бизнеса используется концепция жизненного цикла инновации?

Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

  • Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
  • Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
  • Концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.
Какими бывают жизненные циклы инновации?

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Каков жизненный цикл нового продукта?

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

  • разработка нового продукта;
  • выход на рынок;
  • развитие рынка;
  • стабилизация рынка;
  • уменьшение рынка;
  • подъем рынка;
  • падение рынка.
Что заключают в себе стадии жизненного цикла нового продукта?

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка - это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию - стадию падения рынка.

Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Каков жизненный цикл новой операции?

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

  1. разработка новой операции и ее оформление в виде документа;
  2. реализация операции;
  3. стабилизация рынка;
  4. падение рынка.
Что подразумевают стадии жизненного цикла новой операции?

На стадии разработки процедуры операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

Что нужно учитывать при рассмотрении жизненного цикла новой операции?

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.

  1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.
  2. Операции реализуются в двух направлениях:
    • внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;
    • на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.
    Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.
  3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.
Какие стадии включает в себя инновационная деятельность как вид предпринимательства?

Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.

Более подробно основные стадии инновационной деятельности представлены на следующей схеме:

Если наш инновационный продукт находится на стадии зарождения (идеи) - это хорошо или плохо?

Теоретически, чем «моложе» фаза, на которой находится нововведение, тем больше его перспективы на рынке. Но многое зависит от того, как долго Вы будете этот продукт создавать. Поэтому чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность того, что нововведение будет иметь успех. Иногда внедрение новшества растягивается на долгие годы, а за этот период появляются другие инновации, и Ваш продукт в итоге уже не будет иметь большой ценности.

А как определить, насколько удачной окажется моя инновационная идея?

Обратитесь к Главе 2 нашего модуля.

  1. Что такое «инновации».

Термин « инновация » происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств) 1 .

Инновация – в широком смысле, - нововведение, преобразование в различных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях и открытиях, рожденное, как правило, в научной деятельности. К. Роджерс: «Новшество – это идея, являющаяся новой для конкретного лица. Не имеет значения, является ли идея объективно новой». Майлс: «Специально новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации специализированных целей».

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А.И. Пригожего и других.

Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский. М.Н. Руткевич, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс., Ю. Посталюк и др.

В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    проблема изучения педагогического опыта;

    проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

    объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

    субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Чем вызваны инновационные процессы в образовании? Почему они носят массовый характер и представляют одну из его ведущих стратегий.

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

С чем связано освоение инновационных процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений.

В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Изучением инновацинных процессов занимается педагогическая нноватика. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Таблица 1

Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2

Понятия «реформа» и «инновация»

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности школы

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

Определение потребности в изменениях;

Сбор информации и анализ ситуации;

Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

Принятие решения о внедрении (освоении);

Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда – как социокультурное содержание образования, образовательные институты – как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

В свою очередь, такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:

Переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона;

Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей;

Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.

Этот новый образ образования – развивающего, инновационного - требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание “сырой”, натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Иннова́ция , нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях .

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике .

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы . Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что такое инновации в бизнесе, инновации в компании

    ✪ [ОтУС] Творчество и инновация

    ✪ Лекция "Творчество и инновация"

    Субтитры

    Что такое инновации в бизнесе и что делать с инновациями в вашей компании именно на этот вопрос мы с вами поговорим и меня зовут Константин Савкин на канале Пяти-минутка соответственно инновации - это все, что определяет нашу конкурентоспособность нашей компании в конкретный временной момент никакой теоретической чепухи почему? потому что именно сейчас именно в текущих экономических условиях мы должны подумать за счет чего? за счет каких инструментов? наша компания будет конкурентной на рынке вот это очень важно не надо думать, что инновации - это менеджмент, это маркетинг, это управление персоналом инновации - определяют все! можем ли мы найти инновации в своей компании? можем что будет являться инновацией в вашей компании? все, что повышает конкурентоспособность будет ли инновацией нечто новое? до сели в мире не известное? помним Шекспира ничто не ново под луной новое - это хорошо забытое старое поэтому, не играйте в теоретические обманки задумайтесь насчет практической составляющей как вы можете применять некие новые подходы в своей работе, в своем бизнесе и последнее возникает один простой вопрос как сделать свою компанию инновационной нацеленной на поиск новых идей на внедрение инноваций на занятие нового устойчивого положения на рынке прежде всего аспект заключается в образовании образовании ваших сотрудников и в том, чтобы использовать правильный тренд на поиск новых идей из каких-то параллельных смежных областей или заимствование новых идей у ваших конкурентов или зарубежных партнеров соответственно возникает один простой вопрос как научиться находить инновации и использовать их в своих компаниях об этом я рассказываю на своем канале Пяти-минутка подписывайтесь об этом мы говорим в частных консультациях и на семинарах вы можете ознакомиться внизу, по ссылке к данному видео и вы кстати можете задать свой вопрос в комментариях я обязательно на него отвечу в следующих видео с вами был Константин Савкин на канале Пяти-минутка до новых встреч

Общее определение инноваций

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях .

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития » (1911).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne (англ.) русск. , большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран . При этом в «Индексе верховенства закона» за 2015 год Китай занимает 71 место, рядом с Украиной (70), Кыргызстаном (74), Россией (75) .

Инновации в России и Китае

Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных инновационных инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели IdeaLab или Y-Сombinator. России также нужна стратегия, основанная на создании глобальных инновационных сетей.

Ситуация в Китае сильно отличается от ситуации в России. В инновационную стратегию Китая входят кластеры , созданные вокруг университетов, но не только. Китай предпринимает шаги получения обратных инноваций, получения инноваций из других стран и в конце концов создания глобальных инновационных сетей. Эти глобальные сети фактически поддерживают местные инновации. Промышленные кластеры в Китае стали центрами местного технологического развития, которые вливают в регионы огромное количество зарубежных инвестиций.

В Китае успешно поощряются инновационные деятели, потоки технологий и инвестиций, а также взаимодействие между отечественными и международными рынками. Все эти элементы важны для того, чтобы определить, генерировать, эксплуатировать и продвигать новые бизнес-идеи. Несмотря на то, что в Китае перестройка структуры науки шла медленно, Россия, как высокоинтеллектуальная страна, не настолько привязана к иностранным инновациям, как Китай, и способна сделать это гораздо быстрее.

См. также

  • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

Примечания

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
  2. См. также статью «Технологические уклады ».
  3. Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К. : Знання, 2006. - Т. 2. - С. 320. - 575 с. - ISBN 966-346-150-0 .
  4. Милославский И. Новизна с последствиями
  5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского - издание второе исправленное. - М., 2010. - С. 31. - 107 с.

Инновация

Иннова́ция , нововведение (англ. innovation ) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы .

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Общее определение инноваций

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики, на первый план выходит задача насколько эффективно предприятия, и научные коллективы использую вложенные средства. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а так же 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в тоже время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.

См. также

  • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

Примечания

Литература

  • Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - № 2(60). - С.162-164.
  • Питер Друкер . Бизнес и инновации. - М .: Вильямс, 2007. - 432 с. - ISBN 0-88730-618-7
  • Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  • Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. - 2002. - № 12. - С. 3-26.
  • Тычинский А. В.