30.06.2019

Особенности внешнего строения в связи с полетом. Приспособления к полету формировались в нескольких направлениях. Приспособление птиц к среде обитания


Урок по биологии.

«Класс Птицы. Особенности строения, связанные

с полетом»

Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Поисковый.

Практический.

Прогнозируемый результат:

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Умение работать с источниками информации.

Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе.

Лупы, набор перьев.

Презентация «Птицы».

Учебное электронное издание «Биология 6-11 класс».

Компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

III. Изучение нового материала.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Слайд 1.

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Цель нашего урока познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Слайд 2

Задачи урока. Слайд 3.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. На ваших рабочих столах лежит инструктивная карточка. Она поможет нам в нашем исследовании. Приложение 1.

Исследование первое.

Фронтальная работа со слайдом № 4 «Внешнее строение птицы».

Вопросы к классу:

Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнение с пресмыкающимися? Каково их значение?

Учитель: Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем строении у птиц. Действительно одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв? (Работа учителя со слайдом №5, 6).

Чтобы - разрывать пищу.

Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.

Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.

Чтобы - вскрывать раковины.

Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.

Ребята, вы сказали, что основной характерной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить исследование.

Работа с коллекцией перьев. Слайдом.

Учитель: У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья. (Демонстрируются перья птиц из коллекции). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Учитель: Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета. Выполнение демонстрационной лабораторной работы № 5.11 «Особенности строения птиц, связанные с полетом», задания № 2, 4, 5.

После выполнения работы на компьютере учащиеся работают с раздаточным демонстрационным материалом «Скелет птиц».

Учитель: Ребята, вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение каждого отдела скелета птицы вам удалось найти. (фронтальная работа с классом проходит с использованием демонстрационного материала «Скелет птиц»).

Назовите отделы скелета (череп, позвоночник, скелет конечностей, пояс конечностей).

Чем представлен скелет головы (округлая черепная коробка, глазницы, костная основа клюва).

Какие особенности скелета головы? (Все кости срослись кроме нижней челюсти, Кости легкие).

Назовите отделы позвоночника (отделы шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой).

Учитель: Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли? (позвонки во всех отделах срослись, исключение шейный и копчиковый).

Учитель: Как вы думаете, срастание позвонков, какую играет роль (опора для туловища особенно во время полета).

Учитель: Какие отличия в строение пояса передних конечностей вы обнаружили? (2 пары лопаток, 2 ключицы, 2 вороньи кости).

Учитель: Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть отличия, имеется вырост – киль.

Учитель: Как вы думаете, каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы? (прикрепляются мышцы, а вилочка увеличивает прочность скелета и смягчает толчки).

Учитель: Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности – крыла, у птиц и какое это имеет значение? (в кисти всего три пальца, сокращение количества пальцев увеличивает площадь прикрепления перьев и придает большую прочность кости).

Учитель: Чем представлен пояс задних конечностей? (три пары тазовых костей, которые срослись в одно целое с поясничным и тазовым отделами, а также с первыми хвостовыми позвонками).

Учитель: А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности? (бедро, голень, стопа и особая кость цевка).

Учитель: Работа со слайдом №8.

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Учитель: Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища. Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»

Учащиеся могут предложить разные варианты ответов:

Учитель: Ребята, мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в строении скелета, внешнем строении, но возникает вопрос, а нет ли таких приспособлений в системах органов кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной? Рассмотрим строение кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной и половой системы органов. Слайд №9.

Изучение систем органов птиц с использование видеоматериала. «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Выделительная система», «Нервная система», «Половая система». Приложение 3.

Учитель: Ребята, какие же приспособления появились у птиц в связи с полетом. Работа с таблицей. Слайд№10. Приложение 4.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест 1. Приложение 6.

V. Домашнее задание. Приложение 5.

VI. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся на уроке..


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения птиц в связи с полетом.

  • Обучающие задачи:
расширить знания учащихся о процессах жизнедеятельности на примере птиц, об особенностях строения внутренних органов в связи с функциями.
Установить особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.
  • Развивающие задачи:
  • продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
    Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие задачи:
  • продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению окружающего нас мира.
    Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, электронный учебник, методички с вопросами, оценочный лист.

    Основополагающий вопрос. Как различные животные адаптировались к средам их обитания?

    Проблемные вопросы.

    В чем секрет птиц, помогающий им летать?
    Чем отличаются птицы от других животных?

    Формируемые компетенции:

    • Коммуникативная (работа в группах, взаимообучение)
    • Информационная (работа с учебником, составление табличного конспекта, использование компьютерной презентации, электронного учебника)

    Ход урока

    I. Актуализация знаний.

    “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…”
    М.Горький

    Полет птиц всегда привлекал внимание человека. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, зародились у людей при взгляде на птиц.

    Что же позволяет им летать?

    Задание 1. Составьте коллективный рассказ, в котором в логической последовательности вы называете особенности внешнего строения и скелета птиц, связанные с полетом.

    II. Изучение нового материала.

    “Знанию всегда предшествует предположение”
    А. Гумбольт

    1. Проблемный вопрос.

    Есть ли связь между строением внутренних органов птиц и полетом? Постарайтесь высказать предположения, в чем она может заключаться?

    (Учащиеся высказывают предположения.)

    2. С целью проверки правильности высказанных предположений проведем работу с текстом учебника по группам. (Работа в группах сменного состава.)

    Стол А – 1 группа. Пищеварительная система. Выделительная система.
    Стол Б – 2 группа. Дыхательная система.
    Стол В – 3 группа. Кровеносная система
    Стол Г – 4 группа. Нервная система. Органы чувств.
    Стол Д – 5 группа. Особенности размножения.

    Каждому ученику в группе дается жетон с номером, после подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются все ученики с № 1; за столом “Б” – с № 2 и т.д. В новой группе каждый представитель рассказывает свой материал. В оценочный лист выставляется взаимооценка.

    По результатам работы в группе составляется табличный конспект.

    Системы органов Особенности строения, связанные с полетом
    Пищеварительная отсутствие челюстей и зубов, двухкамерный желудок, быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника
    Дыхательная двойное дыхание
    Кровеносная четырехкамерное сердце, большая частота сердечных сокращений
    Выделительная отсутствие мочевого пузыря
    Нервная сильно развиты большие полушария, мозжечок, средний мозг
    Органы размножения у самок функционирует только левый яичник, птица откладывает сразу только одно яйцо
    Обмен веществ высокий уровень, постоянная температура тела.

    3. Подведение итогов работы.

    Отчет учащихся о проделанной работе с использованием компьютерной презентации .

    Анимация “Схема кровообращения птиц” (Электронный учебник)

    III. Закрепление полученных знаний.

    На столах учащихся методички с заданиями:

    Задание 1. Выберите правильные утверждения.

    (Взаимоконтроль. Оценка выставляется в оценочный лист. )

    1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособленные к полету.
    2. Частичное переваривание пищи начинается во рту.
    3. В воздушных мешках птиц происходит активный газообмен.
    4. По телу птицы распространяется артериальная кровь.
    5. Толстый кишечник и мочеполовые протоки впадают в клоаку.
    6. У птиц хорошо развит средний мозг, особенно зрительные доли.
    7. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
    8. Сердце трехкамерное, с неполной перегородкой.
    9. По форме клюва можно определить характер питания птиц.
    10. Наука о птицах – птицеводство.

    Работа в парах.

    Задание 2. Полет птиц требует интенсивной работы мышц, которые для этого должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут иметь большого количества крови, доставляющей кислород мышцам, так как увеличение массы крови затруднило бы сам полет. Иными словами крови хорошо бы иметь поменьше, а кислорода хорошо бы получать побольше. Как это сделать? (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Кровь у птиц движется по сосудам очень быстро, за счет этого она быстрее меняется в легких. Кроме того, кислород, благодаря системе воздушных мешков, проходит через легкие, как при выдохе, так и при вдохе.

    Задание 3. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8–10 минут. Домовой воробей переваривает зерно за 3–4 ч, жука за 1 час, гусеницу за 15 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5–6 раз в сутки. Один – два раза в сутки едят хищники.

    Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц?

    Образец ответа:

    Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей.

    Задание 4. Общий объем воздушных мешков в несколько раз превышает объем легких. Например, у пеликанов он равен 10,5л

    Определите функции воздушных мешков с точки зрения физики. (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Уменьшение плотности тела, облегчающего полет. Сохранение тепла в состоянии относительного покоя благодаря малой теплопроводности воздуха. Охлаждение внутренних органов в полете за счет теплообмена между внутренними органами птиц и более холодным воздухом, поступающим в воздушные мешки. Увеличение плотности тела у ныряющих птиц при уменьшении объема воздушных мешков.

    Подведение итогов.
    Опрос-итог.

    Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
    Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”
    Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали? Чему научились?

    Задание на дом §51. Творческое задание: подготовить компьютерные презентации.

    1. Бескилевые птицы.
    2. Плавающие птицы.
    3. Килевые птицы:

    • Птицы вводно-болотных угодий,
    • Лесные птицы,
    • Птицы открытых пространств.

    Оценочный лист.

    Ф. И. Итоговая оценка
    Работа в группе
    (взаимооценка)
    1 задание 2 задание 3 задание 4 задание

    Птицы - прогрессивная группа гомойотермных позвоночных, приспособленная к полету. В настоящее время известно свыше 8,6 тыс. видов птиц (около 750 видов обитает на территории СНГ).Благодаря большой численности и широкому распространению, птицы играют многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

    Многие черты строения птиц сходны с пресмыкающимися, от которых они предпошли и отделились в самостоятельную ветвь в конце триаса - начале юры.

    Кожа у птиц, как и у пресмыкающихся, сухая, почти лишена желез, покрыта роговыми (перьевыми) образованиями, а на цевке и пальцах нижних конечностей - роговыми чешуями. Перьевой покров периодически обновляется. Ребра имеют крючковидные отростки. Присутствует клоака. Сходны с пресмыкающимися строение мочеполовой системы и характер эмбрионального развития. Размножение осуществляется путем откладывания яиц.

    Однако, несмотря на отмеченное сходство с пресмыкающимися, эволюция птиц протекала по пути приобретения ими способности к полету.

    Приспособления к полету формировались в нескольких направлениях:

    • уменьшение лобового сопротивления тела птицы;
    • облегчения массы тела;
    • повышения интенсивности процессов жизнедеятельности.

    Туловише птиц компактное, округлое, голова небольшая, хорошо выражена шея. Передние конечности освободились от функции передвижения и превратились в летательный орган - крылья. Хвост короткий, снабжен рулевыми перьями. Контурные перья образуют летательные плоскости крыльев и хвоста.

    Существенные изменения произошли в опорно-двигательной системе птиц. Единственный подвижный отдел позвоночника - шейный (11-25 позвонков). Благодаря особому строению и сочленению позвонков, а также сложно дифференцированным мышцам шеи, птицы способны поворачивать голову на 180° а некоторые (совы, попугаи) на 270°. Грудные позвонки срослись друг с другом и образовали спинную кость, которая соединена со сложным крестцом (сросшиеся поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков). С крестцом неподвижно срослись также подвздошные кости таза. Благодаря жесткой фиксации отделов позвоночника во время полета и при ходьбе он создает прочную опору. Большие размеры грудины и наличие на ней киля (кроме страусоиодобных) обеспечивают возможность прикрепления мощных мышц, двигающих крыло. Короткая подвижная часть хвостового отдела выполняет функции дополнительной несущей летательной плоскости и управления полетом. В связи с высвобождением передних конечностей от функции опоры, всю нагрузку принимают на себя нижние конечности и тазовый пояс. Скелет задних конечностей образован мощными длинными трубчатыми костями. Для увеличения длины шага у птиц сформировалась цевка путем слияния костей предплюсны и всех плюсневых костей.

    Мускулатура птиц дифференцирована значительно сильнее, а ее относительная масса больше, чем у пресмыкающихся. Это обеспечивает большую подвижность птиц и разнообразие их движений. Самыми массивными являются мышцы, приводящие в движение крылья. Масса обеих больших грудных мышц, опускающих крыло, у разных видов составляет от 10 до 25 % массы тела птицы. Подключичные мышцы, поднимающие крыло, меньше. Изменение положения перьев на больших участках тела осуществляет хорошо развитая подкожная мускулатура.

    Облегчение массы тела птицы достигнуто развитием ряда приспособлений. Кости скелета отличаются прочностью и легкостью. Полости трубчатых костей частично заполнены воздухом. Плоские кости имеют губчатое строение, сохраняя большую прочность при небольшой толщине. Отсутствуют такие органы, как зубы, мочевой пузырь, правый яичник. Сильно укоротилась задняя кишка.

    Возрастание уровня обменных процессов у птиц достигнуто интенсификацией пищеварения, дыхания и кровообращения. Потребляемая пища перетирается в кашицу в мускульном отделе желудка, быстро расщепляется ферментами, активность которых высока благодаря постоянной и высокой температуре тела. Всасывание в тонком отделе кишечника происходит быстро, чему способствует обилие ворсинок в его слизистой оболочке. Относительная суточная масса потребляемой пищи значительно выше, чем у других хордовых животных сходных размеров и составляет у мелких птиц 50-80 %, у крупных - 15-40 % массы их тела.

    Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью, поскольку в четырехкамерном сердце птиц полностью разделены артериальный и венозный кровотоки. Относительная масса сердца выше, чем у других хордовых животных, и составляет 1-2 % массы тела. Частота сердцебиения высокая.

    Кровь обладает высокой кислородной емкостью (в 2-4 раза выше, чем у пресмыкающихся), большим содержанием в ней углеводов. В мышцах птиц, особенно летательных, имеются значительные запасы миоглобина, представляющие собой резерв химически связанного кислорода, который может использоваться при интенсивной работе.

    Интенсификация дыхания у птиц в полете достигнута за счет практически непрерывного газообмена, происходящего как на вдохе, так и на выдохе (двойное дыхание). При вдохе часть атмосферного воздуха направляется в легкие, где и происходит газообмен. Большая часть воздуха при вдохе поступает в воздушные мешки, объем которых в 10 раз больше объема легких. При выдохе воздух из воздушных мешков также поступает в легкие, где вновь происходит газообмен. Акт дыхания у летящей птицы осуществляется за счет изменения объема грудной клетки при подъеме и опускании крыльев. Поэтому чем чаше взмахи крыльев, тем интенсивнее происходит газообмен.

    Интенсификация процессов пищеварения, дыхания и кровообращения обусловили у птиц развитие гомойтермии - способности поддерживать высокую постоянную температуру тела .

    Благодаря способности к полету, высокому уровню процессов жизнедеятельности, их независимости от температуры внешней среды, высокому уровню развития центральной нервной системы и органов чувств (в особенности зрения и слуха), усложнению поведения и разнообразию связей между особями, птицы широко расселились по планете.

    Вместе с тем, именно глубокая специализация к полету ограничила размеры их тела (все летающие птицы относительно невелики) и не позволила им заселить почву и воду, что с успехом осуществили млекопитающие.

    • 1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев) .
    • 2. 2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.
    • 3. 3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.
    • 4. 4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) . 5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы) .
    • 5. 6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом) . Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.
    • 6. 7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.
    • 7. 8. Высокое развитие центральной нервной системы обусловлено более сложное поведение птиц. Оно проявляется в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение, откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление), в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации. Сложные формы заботы о потомстве у птиц - это прогрессивные особенности, сложившиеся в процессе их исторического развития.
    • 8. 9. Приспособленность к полету в органах размножения (у самок один левый яичник и один левый яйцевод) . Размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород и тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствуют о родстве позвоночных этих классов.

    Особенности внешнего строения птиц

    Класс Птицы - это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Задние конечности - ноги. Они обычно покрыты роговыми чешуями. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти

    Птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся - животные теплокровные. Они имеют постоянную и высокую температуру тела, для поддержания которой потребляют большое количество пищи, быстро и почти полностью усваивая ее. Питаются птицы и растительным, и животным кормом, в поисках которого много передвигаются.

    За редкими исключениями, птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Кроме этого, птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде.

    Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях.

    Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Из наземных птиц одним из наиболее многочисленных видов считается домовый воробей.

    Численность птиц иногда снижается очень быстро, так как они чутко реагируют на негативные изменения в среде обитания.

    В чем заключаются особенности внешнего строения птиц? Рассмотрим внешнее строение птиц. У них имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

    Голова у птиц обычно маленькая. На ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюз образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп - скелет головы. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия.

    Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

    Части тела (внешнее строение)

    Типы перьев:

    Основу оперения птицы составляют контурные перья. Центральная часть контурного пера - узкий твердый стержень. Нижняя его часть погружена в кожу. Вдоль остальной части стержня расположены две широкие боковые пластины, образующие опахало. Оно имеет упругую, плотную и почти непроницаемую для воздуха поверхность.

    Самые крупные и крепкие контурные перья - маховые и рулевые- расположены на крыльях и хвосте. Они создают гребные лопасти крыльев и рулевую поверхность хвоста. Сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет, образуют на теле птицы покровные перья.

    У многих птиц под контурными перьями находятся мелкие пуховые перья. Их стержни короткие и тонкие, в мягкие опахала не имеют сомкнутых пластинок. Пуховые перья сохраняют тепло, то есть обеспечивают теплоизоляцию. Температура тела у птиц постоянная (не зависит от окружающей температуры) и высокая, около +42 °С.

    Перья постепенно изнашиваются и нуждаются в обновлении. Под старыми перьями глубоко в коже образуются новые. Они выталкивают отмершие перья, которые выпадают, а на их месте вырастают новые. Смена оперения называется линькой.

    Уходу за перьями птицы уделяют много времени. Они постоянно чистят оперение. Смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной па спинной стороне у основания хвоста. Это предохраняет перья от намокания.

    Формы хвоста.

    Наблюдая за полетом птицы, можно заметить, что при боковом повороте она так перекашивает хвост, что его крайние-рулевые перья с одной стороны поднимаются, а с другой опускаются, давая крен хвосту в ту сторону, куда поворачивает птица. Наблюдая за парящим хищником, можно видеть, что его хвост все время в движении: то он слегка расширяется, то чуть сложится; медленными волнообразными движениями крайние рулевые перья то поднимаются вверх, то опускаются,-- и птица плавно изменяет направление полета.

    Маневрирующие в полете птицы (ласточки, стрижи, чайки) имеют хвост вильчатой формы (развилкой); из хищников таким хвостом наделены только коршуны.

    Хвост может служить и как руль глубины. Когда птица взмывает в небо, вертикальные силы хвоста направлены вниз. Обратное явление происходит при спуске летящей птицы к земной поверхности. Крутизна подъема или спуска в полете зависит от того, насколько сильно птица отвела хвост вверх или вниз. В момент резкого поднимания или опускания птицы хвост работает, как тормоз. Поэтому же лесные птицы, которым издавна свойственны крутые взлеты и такие же посадки (например, сороки, кукушки), наделены длинным хвостом.

    У соколов и некоторых других птиц из "благородного сословия" (их не так уж много) хвост приспособлен для пикирования. У таких птиц удлинены средние рулевые перья. Однако не у всех пернатых, способных к пикированию, средние рулевые перья длиннее остальных. Объясняется это тем, что, например, у крачки и ей подобных пикирующих птиц хвост выполняет и другие функции. У птиц, обитающих в густых зарослях, где они находят себе "стол и дом" (пеночки, камышевки и др.), укороченный, округлый, вздутый хвост. Подобной формы хвост, конечно, снижает летные качества птицы, но он необходим для коротких перелетов в зарослях, для посадки (и взлета) на ствол или ветку и тому подобное.