23.04.2019

Возврат экспортированного товара до подтверждения нулевой ставки. НДС при экспорте: подтверждение нулевой ставки НДС, возврат НДС


Экспорт товаров, продукции за пределы России рассматривается в налоговом законодательстве отдельно. Поскольку место реализации в данном случае находится за пределами России, организация-экспортер не имеет обязанности уплаты НДС в бюджет.

Для начисления НДС при экспорте применяется ставка 0%.

Эта ставка является одним из видов налоговых льгот. Суть понятия нулевой ставки состоит в том, что организация-экспортер получает право на возмещение НДС без его начисления и уплаты. То есть, фактически, экспортеру возвращается НДС, уплаченный им в бюджет при производстве, приобретении продаваемого товара, а начисления НДС при продаже за пределы РФ не происходит.

Существует 3 вида операций, в которых правомерно применение нулевой ставки:

  1. Помещение товаров для экспорта под таможенный контроль;
  2. Работы и услуги, связанные с производством экспортного товара;
  3. Транспортные услуги по перемещению товаров, помещенных в таможенный режим.

При этих операциях организация начисляет НДС по ставке 0%. Для подтверждения применения этой ставки требуется выполнить ряд условий:

  • Предоставление контракта, договора с поставщиком;
  • Таможенная декларация с таможенными отметками;
  • Сопроводительные и транспортные документы;
  • Посреднический договор, при проведении экспорта через посредника.

Виды сопроводительных документов будут различаться, в зависимости от вида используемого транспорта.

Подтверждение ставки 0% полностью ложится на плечи налогоплательщика. Это логично, так как суть нулевой ставки состоит в получении им вычета по налогу без начисления и уплаты исходящего НДС.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Подтверждение нулевой ставки должно быть готово в срок менее 180 дней с момента таможенного штампа. Несоблюдение этого срока приводит к начислению НДС по обычной ставке, обязанности перечислить пени за просрочку уплаты НДС и к подаче «уточненки». Аналогичные последствия возникнут в случае отсутствия штампа таможни на документах.

Возврат НДС при экспорте из России

Сбор документов для подтверждения нулевой ставки — это только первый шаг. Далее контролирующие органы ИФНС приступают к проверке подлинности документов и рассмотрению соблюдения всех требований законодательства, а также к проверке наличия задолженности экспортера перед бюджетом.

Собранные документы предоставляются в ИФНС вместе с декларацией НДС за период, в котором они были собраны. Налоговые органы в течение трех месяцев проводят камеральную проверку и по ее итогам выносят решение о возмещении НДС или отказе в возмещении.

Проводки по экспортному НДС

Если по прошествии 180 дней экспорт не подтвержден, то суммы неподтвержденного НДС отражаются с помощью проводок:

Проводки по возмещению НДС при подтверждении экспорта:

Несмотря на декларируемую льготность, применение нулевой ставки скорее можно считать обязанностью организации, а не правом.

Вывоз товара иностранным покупателем

Если экспортный товар вывозит не сторонняя транспортная компания, а сам покупатель, для подтверждения ставки используется тот же перечень документов. Копии необходимых документов предоставляет иностранный партнер, с этими документами российский экспортер проводит процедуру подтверждения ставки в обычном порядке.

Экспорт в ЕАЭС

При вывозе товаров в страны Евразийского экономического союза, к которым принадлежат Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, подтверждение ставки 0% не требуется. Для подтверждения правомерности применения этой ставки необходимо запросить справку об уплате НДС покупателем.

Как начислить НДС при экспорте

При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта НДС надо рассчитывать по единым правилам независимо от того, куда экспортируются товары - в страны СНГ или дальнего зарубежья. Единственное исключение - экспорт (вывоз) товаров в страны - участницы Таможенного союза (республики Беларусь, Казахстан и Армения).

Об особенностях применения НДС по экспортным операциям в эти государства см. .

Ситуация: можно ли применить нулевую ставку НДС при экспорте товаров, покупатель которых - резидент государства, не входящего в Таможенный союз, а грузополучатель - резидент государства - участника Таможенного союза? Право собственности на товар к грузополучателю не переходит

Можно, при условии, что налог будет уплачен на территории государства - участника Таможенного союза.

Несмотря на то что покупатель не является резидентом государства, входящего в Таможенный союз, в рассматриваемой ситуации происходит фактическое перемещение товаров между территориями государств - участников Таможенного союза.

Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров между государствами - участниками Таможенного союза установлен приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. В данном случае российская организация признается экспортером товаров на территорию государства - участника Таможенного союза и, соответственно, вправе применить нулевую ставку НДС (п. 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Однако для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государство - участник Таможенного союза российская организация должна:

  • заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в государства - участники Таможенного союза.

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

При формировании пакета документов для подтверждения нулевой ставки НДС российской организации нужно уделить особое внимание документальному оформлению сделки. В частности, договорам (контрактам), на основании которых осуществляется экспорт товаров. Если импортер упомянут в экспортном контракте с иностранной организацией только в качестве грузополучателя, то от него следует получить документ, подтверждающий уплату НДС при ввозе товаров на территорию государства - участника Таможенного союза. Таким документом является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное либо от грузополучателя - резидента государства - участника Таможенного союза, либо от иностранной организации - покупателя товаров (если она состоит в этом государстве на налоговом учете). При этом на заявлении должна быть отметка налоговой инспекции государства - участника Таможенного союза об уплате НДС.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-07-08/6170 и от 13 сентября 2010 г. № 03-07-08/269. Несмотря на то что данные письма были выпущены до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе, их можно применять и в настоящее время.

Если российская организация не располагает таким заявлением, она не имеет права на применение нулевой ставки НДС. В этом случае при реализации товаров она должна будет начислить налог по ставке 18 или 10 процентов. Это следует из положений пункта 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ситуация: можно ли применить нулевую ставку НДС при экспорте, если покупателем является резидент государства, не входящего в Таможенный союз? Товар вывозится на территорию Таможенного союза, но право собственности на него переходит на территории России

Ответ: да, можно, при условии, что налог будет уплачен на территории государства - участника Таможенного союза.

Несмотря на то что покупатель товара - резидент иностранного государства, которое не является участником Таможенного союза, в рассматриваемой ситуации происходит фактическое перемещение товаров между территориями государств - участников Таможенного союза.

Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров между государствами - участниками Таможенного союза установлен приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. В данном случае российская организация признается экспортером товаров на территорию государства - участника Таможенного союза и, соответственно, вправе применить нулевую ставку НДС (п. 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Нулевая ставка применяется независимо от того, что право собственности на товар переходит от продавца к покупателю на территории России.

Для подтверждения права на нулевую ставку НДС при экспорте товаров в государство - участника Таможенного союза российская организация должна:

  • собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта;
  • заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в государства - участников Таможенного союза.

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе и писем Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-07-08/6170, от 31 января 2013 г. № 03-07-08/1914 и от 13 сентября 2010 г. № 03-07-08/269.

Таким образом, российская организация сможет применить нулевую ставку НДС, если подтвердит, что НДС на территории государства - участника Таможенного союза (куда был доставлен товар) уплачен. Документом, подтверждающим уплату НДС, может быть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от иностранной организации - покупателя товаров (если она состоит в этом государстве на налоговом учете). При этом на заявлении должна быть отметка налоговой инспекции государства - участника Таможенного союза об уплате НДС. Если российская организация не располагает таким заявлением, она не имеет права на применение нулевой ставки НДС. В этом случае при реализации товаров она должна будет начислить налог по ставке 18 или 10 процентов. Это следует из положений пункта 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ставка НДС

Экспорт товаров, как и большинство других операций, облагается НДС. Однако при экспорте ставка налога отличается от обычной и составляет 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ).

По ставке 0 процентов облагаются некоторые категории работ (услуг), связанных с вывозом товаров (в т. ч. на экспорт). К ним относятся:

1) услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

  • услуги по перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (абз. 1 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • услуги по предоставлению собственного (арендованного, полученного в лизинг) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок (абз. 3 подп. 2.1, подп. 2.7, абз. 1 подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 4 подп. 2.1, подп. 2.7, абз. 2 подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В данную категорию не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпунктах 9 и 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке;

2) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ);

3) услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы России (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ);

4) услуги по передаче электроэнергии из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ);

5) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, вывозимых за пределы России (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);

6) работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ);

7) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров по российской территории (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Условия применения нулевой ставки НДС

Применение нулевой налоговой ставки НДС . Для этого организация-экспортер должна:

  • подтвердить факт экспорта товаров (факт выполнения работ (оказания услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт) документами, перечень которых приведен в статье 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Чтобы собрать документы, подтверждающие право на применение ставки НДС 0 процентов, организации отводится 180 календарных дней.

В отношении товаров 180-дневный срок отсчитывается, начиная со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров, представлены в таблице .

В отношении работ (услуг), связанных с вывозом товаров (в т. ч. на экспорт), 180-дневный срок определяется в .

Налоговая база

Налоговую базу по НДС нужно определять в последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Величину налоговой базы рассчитайте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров (п. 3 ст. 153 НК РФ). Такой порядок применяется даже в том случае, если в счет поставки товаров на экспорт от покупателя получена 100-процентная предоплата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 12 сентября 2012 г. № 03-07-15/123 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16657). С авансов, полученных в счет предстоящих экспортных поставок, НДС не начисляйте (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ). Если оплата в валюте поступает после даты отгрузки, то курсовые разницы при определении налоговой базы не учитывайте - она останется неизменной.

Право на вычет НДС

Поскольку экспортные операции являются объектом обложения НДС, входной налог по товарам (работам, услугам), использованным для их проведения, предъявите к вычету (п. 3 ст. 172 НК РФ). Подробнее об этом см. .

Ситуация: как начислить и принять к вычету НДС при экспорте нефтепродуктов, если в результате потерь при транспортировке объем отгруженных товаров не совпадает с объемом товаров, изначально указанных в грузовой таможенной декларации ?

НДС на стоимость потерь не начисляйте. А входной НДС принимайте к вычету в пределах норм естественной убыли. Объяснения здесь следующие.

Если продавец утратил часть товаров во время транспортировки, это не значит, что он их реализовал, передал кому-то или совершил иную операцию, облагаемую НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ. Поэтому начислять НДС на стоимость потерянного груза не нужно.

Принять же к вычету суммы входного налога по экспортным операциям можно только в отношении товаров, фактически вывезенных за пределы России (подп. 3 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-07-08/244). Поэтому, когда в графе 38 грузовой таможенной декларации обозначен один вес или количество товаров, а на штампе «товар вывезен» - эти показатели меньше, для расчета вычета применяйте значение, указанное именно на штампе. При этом НДС со стоимости потерь можно заявить к вычету только в пределах норм естественной убыли. НДС со стоимости товаров, потерянных сверх норм естественной убыли, заявить к вычету не удастся. Такой порядок следует из пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-07-08/244, от 11 января 2008 г. № 03-07-11/02.

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при экспорте товаров. Экспортный НДС подтвержден

3 октября ООО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС - 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар.

В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины в Финляндию. Цена экспортного контракта - 30 000 долл. США.

Древесина была отгружена покупателю 18 октября. Эта же дата указана в отметке «Выпуск разрешен» на таможенной декларации. Оплата от финской компании поступила 25 октября. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США составил:

  • 18 октября - 30 руб./USD;
  • 25 октября - 31 руб./USD.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи (начисление таможенных платежей не рассматривается).

Дебет 41 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб.) - оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
- 590 000 руб. - перечислены деньги поставщику.

Дебет 62 Кредит 90-1
- 900 000 руб. (30 000 USD × 30 руб./USD) - отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41
- 500 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44
- 3000 руб. - списаны расходы на продажу.

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
- 930 000 руб. (30 000 USD × 31 руб./USD) - получены деньги по экспортному контракту;

Дебет 62 Кредит 91-1
- 30 000 руб. (930 000 руб. - 900 000 руб.) - отражена положительная курсовая разница.

В декабре «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал. В учете бухгалтер сделал проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 90 000 руб. - принят к вычету входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

В декларации по НДС бухгалтер «Альфы» указал экспортную выручку, пересчитанную в рубли на дату отгрузки товаров:
30 000 USD × 30 руб./USD = 900 000 руб.

В IV квартале НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам данного квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не пользуется заявительным порядком возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).

НДС по неподтвержденному экспорту

Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт товаров (выполнение работ (оказание услуг), связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров), она должна начислить НДС по ставке 10 или 18 процентов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

При этом моментом определения налоговой базы считается:

  • в общем случае - день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • при реорганизации (если реорганизация закончилась до того, как истек срок подтверждения права на нулевую ставку, т. е. не позднее 181-го календарного дня со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта) - дата окончания реорганизации.

Об этом говорится в пунктах 1 и 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Пример определения момента начисления НДС при реорганизации организации. Экспортный НДС не подтвержден

ООО «Альфа» 19 января экспортировало партию товаров. 20 июня «Альфа» была преобразована в ООО «Торговая фирма ""Гермес""».

К 18 июля (180-й календарный день с момента оформления таможенной декларации) «Гермес» не успел собрать пакет документов, подтверждающих экспорт. Поэтому бухгалтер начислил НДС по экспортированной продукции по ставке 18 процентов.

НДС был начислен в день завершения реорганизации - 20 июня. В бюджет его перечислили 14 июля. Поскольку срок уплаты НДС, начисленного за II квартал, истекает только 20 июля, просрочка по налогу, начисленному на экспортированные товары, не образовалась.

Если бы процесса реорганизации не было, «Альфе» пришлось бы начислить НДС 19 января.

Если впоследствии организация представит в налоговую инспекцию пакет документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки, уплаченные суммы НДС по ставке 10 или 18 процентов можно будет принять к вычету (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Сумму входного НДС по товарам (работам, услугам), которые использованы для проведения неподтвержденной экспортной операции, можно принять к вычету на дату отгрузки товаров на экспорт (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Подробнее о том, как действовать, если организация не собрала необходимый пакет документов в установленный срок, см. .

По материалам открытых источников

Вопрос применения ставки НДС в отношении экспортируемых услуг актуален не только для транспортных организаций, потребителей их услуг, но и для экспедиторов и организаций, занимающихся транспортировкой на экспорт нефти и газа по магистральным трубопроводам. С появлением Постановления Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14588/05 на данный момент проблема стала фактически неразрешимой.

Однако вопрос о вычете НДС потребителем услуг, связанных с экспортом, возникал и ранее. Об этом свидетельствуют, во-первых, обширная арбитражная практика по вопросам правомерности применения вычета по НДС, если покупателю услуг, связанных с транспортировкой товаров на экспорт, налог был предъявлен по ставке 18% вместо нулевой. И, во-вторых, стремление контрагентов при заключении договора максимально урегулировать все вопросы, связанные с возмещением экспортного НДС: определить пакет представляемых экспортером документов, сроки представления и установить финансовые санкции за их нарушение.

Напомним, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14588/05 указано, что подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено налогообложение операций, связанных с экспортом товара, по ставке 0%. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно ст. 168 и 169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную
стоимость - 0%. В указанном Постановлении Суд сделал вывод, что налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.

Лишение права на возмещение уплаченного в бюджет налога ставит потребителя услуг перед необходимостью искать иные пути урегулирования данной ситуации. На первый взгляд единственно возможный вариант - это обратиться к контрагенту с требованием о возмещении суммы НДС, вынужденно уплаченной в бюджет, либо о выставлении счета-фактуры с указанием в нем нулевой ставки.

Однако такой подход априори нерезультативен. Сразу же встает вопрос о правомерности предъявления одной организацией другой иска о взыскании суммы НДС. Отношения по уплате налога носят административно-правовой характер, потребитель услуг обязан уплатить предъявленный ему сверх цены услуги налог в силу императивного указания закона. Отношения же контрагентов могут быть урегулированы только в рамках гражданско-правового спора. Следовательно, для рассмотрения подобного иска в арбитражном суде оснований нет. К тому же у организации, оказывающей услуги, как правило, есть объективные основания для применения 18-процентной ставки НДС.

И вот теперь перейдем к вопросу о том, где же истоки рассматриваемой проблемы.

Согласно абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется в отношении услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных, в частности, в таможенном режиме экспорта. Как следует из буквального толкования данной нормы, применение указанной ставки зависит от наличия непосредственной связи оказываемых услуг с экспортом товара, т.е. квалифицирующим признаком при оказании услуги является ее связь с реализацией товара на экспорт. Следовательно, любая поименованная в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуга, оказанная в отношении реализуемого на экспорт товара, должна облагаться налогом по ставке 0%.

По общему правилу услуга может облагаться НДС, только если она оказана на территории России. место реализации услуг определяется на основании специальной нормы НК РФ, содержащейся в ст. 148. Данная статья устанавливает, что услуги по транспортировке, а также непосредственно связанные с нею, признаются оказанными на территории России, если оказываются российскими организациями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.

Таким образом, если из договора следует, что оказываются услуги по транспортировке, ее сопровождению или организации либо по погрузке/перегрузке товара, пересекающего таможенную границу России, а также если из документов видно, что пункт отправления (либо пункт отправления и пункт назначения) находится на территории России, нужно применять ставку 0%. Налоговая база при этом формируется исходя из базиса поставки, установленного договором.

Однако организация (индивидуальный предприниматель), оказывающая транспортную услугу, в момент ее оказания не всегда достоверно знает, что оказываемая услуга связана с экспортом. Даже если такая связь очевидна из условий договора, поставщик услуги может не иметь возможности подтвердить ее экспортный характер. между тем только такое подтверждение служит основанием для применения нулевой ставки.

К примеру, поставляемый на экспорт товар транспортируется по железной дороге. Пункты отправления и назначения расположены на территории России. Затем производится таможенное оформление экспорта и товар перегружается на морской транспорт.

Железнодорожный перевозчик до момента таможенного оформления экспорта товара не сможет подтвердить, что он перевозил именно экспортируемый товар. Более того, согласно разъяснениям официальных органов товары, перевозимые по территории России, не могут рассматриваться в качестве экспортируемых до установления режима перемещения товаров с таможенной территории РФ (см. письма мНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@ и от 19 марта 2004 г. № 03-3-06/72432). А минфин России в письме от 4 августа 2006 г. № 03-04-08/175 подчеркнул: нулевая ставка НДС применяется в случае организации перевозок товаров между пунктами, один из которых расположен за пределами Российской Федерации, а другой - на ее территории.

Проблема подтверждения экспортного характера услуги стоит и перед организациями транспортной экспедиции при диспетчеризации грузов или оказании услуг по погрузке-уборке вагонов. Ведь в момент их оказания нельзя документально подтвердить, что данным вагоном будет перевозиться экспортируемый товар.

Таким образом, поставщик услуг, связанных с экспортом товара, вынужден, следуя многочисленным разъяснениям официальных органов, предъявлять покупателю налог
по ставке 18%. Кроме того, выставление счета-фактуры с указанной ставкой значительно облегчает жизнь поставщику услуг, так как освобождает его от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие экспорт, большинство из которых он должен получить от контрагента.

Как видим, несовершенство налогового регулирования заставляет субъектов гражданских правоотношений при заключении контрактов включать в них условия о применяемой ставке НДС и порядке представления документов, ее подтверждающих, что уже противоречит существу отношений, складывающихся между контрагентами по сделке.

Поскольку, несмотря на упомянутое Постановление ВАС РФ, на практике поставщики услуг продолжают применять 18-процентную ставку, рассмотрим вопрос о наличии у них такого права. Иначе говоря, о возможности считать нулевую ставку льготой, предоставленной законодателем.

В Определении от 19 января 2005 г. № 41-О КС РФ указал, что п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками налогов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Если следовать подходу КС РФ и рассматривать нулевую ставку по НДС как льготу, то у налогоплательщика должно быть право выбора: применять ее или нет. Однако НДС - налог косвенный, плательщиком налога фактически является потребитель работ (услуг). Он же при получении счета-фактуры, в котором указана та или иная ставка НДС, права выбора ставки налога, а следовательно, применять или не применять льготу фактически лишен.

Кроме того, как следует из п. 2 ст. 56 НК РФ, налоговое законодательство должно определять основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам. В данном случае налоговое законодательство не устанавливает порядка применения льготы, из которого следовала бы возможность потребителя услуг выбирать, какая ставка должна быть применена - 0 или 18%. Как уже упоминалось, льготой признаются преимущества, предоставленные одним лицам по сравнению с другими. В рассматриваемой же ситуации не только потребитель, но и поставщик услуг особых преимуществ не получает. Применение нулевой ставки требует ее подтверждения значительным пакетом документов, процедура сбора и представления которых уже не позволяет говорить о наличии у лица, применяющего эту ставку, каких-либо преимуществ.

Если трактовать непредставление документов в 180-дневный срок как отказ от льготы (что тоже противоречит смыслу нормы, дающей налогоплательщику право на выбор), то вследствие такого отказа налоговые органы потребуют уплаты пеней. А это есть возложение на налогоплательщика дополнительного финансового бремени. Практика предъявления таких требований также подтверждает правомерность вывода об отсутствии у лица, применяющего нулевую ставку, каких-либо преимуществ перед лицом, применяющим ставку 18%. Да и случаи, когда налогоплательщику предоставляется право выбора (т.е. льгота), прямо оговорены в НК РФ (см., к примеру, п. 3 ст. 149).

Исходя из изложенного вывод КС РФ о том, что п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает льготу, нельзя применять расширенно. Решение Суда следует рассматривать лишь в контексте конкретного дела. К тому же КС РФ в анализируемом Определении не рассматривал вопрос, существует ли у налогоплательщика право на выбор ставки НДС.

Систематическое толкование ст. 164 НК РФ позволяет сделать вывод, что применение установленных законодателем ставок (0, 10 и 18%) зависит не от воли налогоплательщика, а от характера операций, которые он реализует. Данный вывод отражен и в упомянутом нами Постановлении Президиума ВАС РФ № 14588/05, в котором также указано: «Исходя из пункта 9 статьи 165 Кодекса операции по реализации услуг перевозчика подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1-5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие факт экспорта товара». Вместе с тем перевозчик либо экспедитор, неправильно предъявивший потребителю НДС по ставке 18%, никакой ответственности не несет, как не несет он и каких-либо финансовых потерь. Они ложатся на плечи потребителя услуг, добросовестного налогоплательщика, который, уплатив в бюджет налог по ставке 18%, не может возместить из бюджета этот налог через суд.

Каковы пути решения данной проблемы? Первый вариант - совершенствование законодательства, в частности норм ст. 164 НК РФ, допускающих неоднозначное толкование понятия «услуга, связанная с экспортом». Необходимо исключить любую неопределенность в вопросах, может ли счет-фактура на услуги по ставке 0% быть выставлен до того, как товар будет вывезен за пределы таможенной границы России, и может ли признаваться экспортной услуга по транспортировке по территории РФ товаров, которые впоследствии экспортируются.

Второй вариант решения проблемы изложен в статье государственного советника налоговой службы II ранга Б.А. минаева1, где анализируется порядок налогообложения экспорта работ и услуг, оказанных, в частности, с использованием трубопроводного транспорта. По мнению автора, такие услуги должны облагаться НДС по ставке 18%, поскольку до момента подтверждения факта экспорта товаров трубопроводная организация не имеет права выставлять счета-фактуры собственнику энергоносителей за услуги по ставке 0% ввиду отсутствия официального подтверждения таможенного режима экспорта товара.

Разделяя точку зрения Б.А. минаева, что признание экспортного режима по товарам всегда первично по отношению к признанию экспортного характера услуг, нельзя согласиться с его утверждением о том, что согласно закону экспортный характер услуг можно подтвердить только после признания налоговым органом факта экспорта товара. Из норм п. 3 ст. 168, п. 9 ст. 167, п. 9 ст. 165 НК РФ следует, что законодатель исходит из презумпции экспортного характера оказанных услуг в момент выставления счета-фактуры исполнителем. Кроме того, вывод, что экспортный характер услуг презюмиру-ется в момент заполнения счета-фактуры, следует и из абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, который распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации.

Нельзя согласиться и со способом решения проблемы, предлагаемым советником налоговой службы: в момент оказания услуги выставляется счет-фактура по ставке 18%, а после оформления экспорта транспортная организация вносит изменения в ранее выставленные счета-фактуры и во все иные документы, указывая ставку НДС 0%. Данный подход совершенно не учитывает специфики хозяйственной деятельности транспортных организаций - объема оказываемых ими услуг и количества оформляемых товаросопроводительных документов. Сама по себе обязанность уплаты налога при таком подходе возлагает на налогоплательщика дополнительные затраты на переоформление документов.

Третий вариант - налогоплательщик, уплативший в бюджет неправомерно предъявленный ему по 18-процентной ставке налог, не должен лишаться права на его вычет.

Высший Арбитражный Суд РФ, сделав вывод о невозможности выбора применяемой ставки на основании действующего законодательства, вопрос о праве потребителя на вычет уплаченного в бюджет налога в случае его неправомерного предъявления не рассматривал. между тем ответ на этот вопрос уже был сформирован правоприменительной практикой и отражен в многочисленных судебных решениях.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 10 ноября 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/2793 указал: «Действительно, статья 164 НК РФ (подпункт 2 пункта 1), на которую ссылается налоговый орган, предусматривает применение налоговой ставки 0% при реализации услуг, непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Положение этого пункта распространяется на услуги, в частности, по транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками. Вместе с тем, судом правомерно учтено то, что Обществом спорная сумма налога уплачена перевозчику, и доказательств неперечисления последним налога в бюджет Инспекцией не представлено. При таких обстоятельствах и исходя из смысла статей 170, 171, 172, 173 НК РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа Обществу в возмещении из бюджета НДС».

При рассмотрении правомерности отказа налогового органа в возмещении НДС, уплаченного по ставке 20% при транспортировке нефти на экспорт, ФАС уральского округа в Постановлении от 4 октября 2004 г. по делу № Ф09-4064/04-АК подчеркнул: «тот факт, что заявителем был уплачен НДС по ставке 20%, который был указан перевозчиками товара в счетах-фактурах, не лишает его права возместить налог в установленном порядке». Как отметил суд, лица, указавшие в счетах-фактурах и получившие налог на добавленную стоимость от заявителя, обязаны уплатить его в полном объеме в бюджет, что с учетом баланса частных и публичных интересов позволяет обществу предъявить налог к возмещению. Вывод, что покупатели услуг, уплатившие налог на добавленную стоимость перевозчику, вправе возместить его из бюджета, содержится и в Постановлениях ФАС уральского округа от 17 августа 2004 г. по делу № Ф09-3305/04АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2005 г. по делу № А19-6884/05-30-Ф02-3619/05-С1.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2005 г. по делу № А19-27378/04-40-Ф02-3498/05-С1 сделан следующий вывод: нарушение норм законодательства перевозчиком не может являться основанием для отказа в возмещении налога, уплаченного налогоплательщиком, которым соблюдены условия, устанавливающие порядок применения вычетов.

Таким образом, арбитражная практика, сформировавшаяся до 2006 г., на наш взгляд, в полной мере отвечала позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда от 4 ноября 2004 г. № 324-О: «Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме». Следование этой позиции позволило бы решить в рамках административных правоотношений проблему возмещения НДС, с которой сталкивается потребитель услуг при неправильном предъявлении ему ставки НДС по услугам, связанным с экспортом товаров.

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация