20.09.2019

Договор транспортной экспедиции с физ лицом образец. Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции: важнейшие разделы


Договор

транспортной экспедиции

г. ____________ «___» ___________ г.

___________________________________________________________________,

(наименование организации)

«___» _____________ года, именуем__ в дальнейшем «Экспедитор», в лице

(должность, Ф.И.О.)

с одной стороны, и ____________________________________________________,

________________________________________________________________________,

(наименование организации)

расположен__ по адресу: ________________________________________________,

зарегистрирован__ _______________________________________________________

(наименование регистрирующего органа)

«___» ______________ года за N ___________, Свидетельство N __________ от

«___» ____________ года, именуем__ в дальнейшем «Клиент», в лице

Действующего на основании

(должность, Ф.И.О.)

________________________________________________________________________,

(устава, положения, доверенности)

с другой стороны (в дальнейшем участники договора именуются также

«Стороны» и «Сторона»), заключили настоящий договор («Договор») о

нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанность за

вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение следующих услуг,

связанных с перевозкой груза:

1.1.1. организовать перевозку грузов транспортом Экспедитора по

маршруту _______________________________________________________________;

1.1.2. заключить от имени Клиента договоры перевозки грузов;

1.1.3. обеспечить отправку и получение грузов;

1.1.4. получать и оформлять необходимые для перевозки грузов

документы;

1.1.5. проверять количество и состояние грузов;

1.1.6. организовать погрузку и выгрузку грузов;

1.1.7. выполнять таможенные и иные формальности;

1.1.8. уплачивать за счет Клиента пошлины, сборы и другие расходы,

связанные с перевозкой грузов;

1.1.9. ____________________________________________________________.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Обязанности экспедитора:

2.1.1. оказать услуги в соответствии с Договором;

2.1.2. уведомить Клиента о допущенных отступлениях от его указаний,

если возможность предварительного запроса о таких отступлениях

отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в

течение ________________________________________________________________;

2.1.3. предоставить по требованию Клиента, которому оказываются

услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с

осуществлением предпринимательской деятельности, информацию,

предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, и в

частности:

— об исполнителе транспортно-экспедиционной услуги и режиме его

— о фирменном наименовании организации, оказывающей услугу, месте ее

нахождения;

— о номере лицензии на право оказания услуги, сроке ее действия, об

органе, выдавшем лицензию;

— об условиях и о цене приобретения услуги;

— о правилах оказания услуги;

2.1.4. выдать Клиенту при приеме груза экспедиторский документ;

2.1.5. предоставить Клиенту оригиналы договоров, заключенных от

имени Клиента в соответствии с условиями настоящего Договора;

2.1.6. возвратить Клиенту доверенность, выданную для выполнения

обязанностей Экспедитора;

2.1.7. предупредить Клиента за ________________ о досрочном отказе

(указать срок)

от Договора.

2.2. Права экспедитора:

2.2.1. отступить от указаний Клиента, если это необходимо в его

интересах и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог

предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление или

получить в течение ______ ответ на свой запрос;

2.2.2. выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза,

последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из

интересов Клиента;

2.2.3. удерживать находящийся в распоряжении Экспедитора груз до

уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах Клиента

расходов или до предоставления Клиентом надлежащего обеспечения

исполнения этих обязательств;

2.2.4. не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных

настоящим Договором, до предоставления Клиентом необходимых документов, а

также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной

информации, необходимой для исполнения Экспедитором своих обязанностей;

2.2.5. проверить достоверность предоставленных Клиентом необходимых

документов, а также информации о грузе.

2.3. Обязанности клиента:

2.3.1. своевременно представить Экспедитору полную, точную и

достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и

иную информацию, необходимую Экспедитору для надлежащего исполнения своих

обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного,

санитарного и других видов государственного контроля;

2.3.2. выдать Экспедитору доверенность на совершение действий,

необходимых для оказания Экспедитором услуг, указанных в п. 1.1.1-1.1.9

настоящего Договора;

2.3.3. уплатить причитающееся Экспедитору вознаграждение, а также

возместить понесенные им расходы в интересах Клиента;

2.3.4. Предупредить Экспедитора за _________________ о досрочном

(указать срок)

отказе от экспедиции.

2.4. Права клиента:

2.4.1. выбрать маршрут следования груза и вид транспорта;

2.4.2. требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе

перевозки груза.

3. Вознаграждение экспедитора

3.1. За оказание услуг, указанных в п. 1.1.1-1.1.9 настоящего

Договора, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение в размере

Рублей.

3.2. Последующие платежи производятся в следующем порядке: _________

3.3. Оплата вознаграждения производится Клиентом по безналичному

расчету Платежными поручениями.

4. Срок действия Договора

4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания

Сторонами.

4.2. Настоящий Договор заключен на срок до ________________________.

4.3. До завершения Сторонами исполнения своих обязательств,

вытекающих из настоящего Договора, соответствующие условия Договора

сохраняют свою силу.

5. Ответственность сторон

5.1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору

в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации,

указанной в п. 2.3.1 настоящего Договора.

5.2. За необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных

Экспедитором, Клиент уплачивает штраф в размере _______% суммы этих

расходов.

5.3. За несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и

возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов Клиент уплачивает

неустойку в размере ______% вознаграждения и понесенных расходов за

каждый день просрочки, но не более чем в размере такого вознаграждения и

расходов.

5.4. В случае досрочного отказа Клиента от заявленной экспедиции он

обязан возместить Экспедитору убытки, вызванные расторжением Договора, и

уплатить штраф в размере ____% понесенных экспедитором затрат.

Вознаграждение, предусмотренное в п. 2.1 настоящего Договора, в таком

случае не выплачивается.

5.5. Экспедитор несет ответственность в виде возмещения полного

ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия

его Экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что

утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие

обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение

которых от него не зависело. Помимо возмещения полного ущерба, Экспедитор

возвращает Клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере,

пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного

(испорченного) груза.

5.6. За нарушение установленного п. 3.2 настоящего Договора срока

исполнения обязательств Экспедитор уплачивает Клиенту неустойку в размере

___% суммы причитающегося Экспедитору вознаграждения за каждый день

просрочки, а также возмещает ущерб, причиненный Клиенту, если не докажет,

что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы

или по вине Клиента.

5.7. В случае отказа Экспедитора от Договора он обязан возместить

Клиенту все убытки, вызванные расторжением Договора, и уплатить штраф в

размере ____% понесенных Клиентом затрат.

5.8. Меры ответственности Сторон, не предусмотренные в настоящем

Договоре, определяются в соответствии с законодательством РФ.

5.9. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано

ненадлежащим исполнением договоров перевозки перевозчиком, то его

ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

6. Порядок разрешения споров

a. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении

настоящего Договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров

между Сторонами.

b. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров

Стороны передают их на рассмотрение Арбитражного суда ___________________

________________________________________________________________________.

(местонахождение суда)

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения настоящего Договора оформляются в

виде дополнительных соглашений в письменной форме за подписью

уполномоченных лиц. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой

частью Договора.

7.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу; по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.3. Права и обязанности Сторон, прямо не предусмотренные в

настоящем Договоре, определяются в соответствии с ГК РФ, Законом «О

транспортно-экспедиционной деятельности» и другими актами гражданского

законодательства РФ.

7.4. В случае изменения юридического адреса, расчетного счета или

обслуживающего банка Стороны обязаны в ____дневный срок уведомить об этом

друг друга.

8. Адреса и банковские реквизиты сторон

Экспедитор:

Почтовый адрес и индекс: ___________________________________________

Телефон __________, телетайп _________________, факс _______________

Расчетный счет N _________ в банке _________________________________

Корреспондентский счет: _______________________, БИК _______________

ИНН _______________________________________________________________.

Подписи сторон:

Экспедитор ________________________________________________ М.П.

Клиент ____________________________________________________ М.П.

Е.А. Федорцова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Рассмотренные судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договорач. 1 ст. 431 ГК РФ , которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Транспортная экспедиция и посредничество - в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ .

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971 , п. 1 ст. 990 , п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки - исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция - самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным ЗакономФедеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедиторп. 2 ст. 2 , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ :

  • поручение экспедитору - «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка - составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка - составляется при получении груза на ответственное хранение.

Формы и порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом Россиип. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 ; приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23 .

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст. 156 НК РФ ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147 , от 18.03.2011 № 03-07-08/74 , от 18.03.2009 № 03-07-08/58 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247 .

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ .

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ .

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244 , от 13.05.2011 № 03-07-08/148 . Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции - это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08 , от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 ; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296 .

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам - непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ .

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ . А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3 , п. 11 , п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 ; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ .

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц - заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции - на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический - на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов — соглашение, которое будет полезно иметь под рукой многим юристам, сопровождающим предпринимательскую деятельность компаний, пользующихся услугами перевозчиков. Нюансы и особенности его заключения изложены ниже.

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ .
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный.

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

При осуществлении экспедитором своих обязанностей по договору у него также должна быть лицензия, если требуемые к исполнению действия подлежат лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К примеру, лицензия потребуется, если экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице, а перевозка будет осуществляться воздушным или морским транспортом.

Предмет договора

Услуги, которые предоставляет заказчику экспедитор, являются предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующий признак таких услуг — тесная взаимосвязь с перевозкой.

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008).

Образец договора транспортной экспедиции можно скачать здесь: Образец договора транспортной экспедиции

Форма договора. Доверенность экспедитору

Ст. 802 ГК РФ требует, чтобы рассматриваемый договор между клиентом и экспедитором был заключен в письменной форме. Однако несоблюдение этого требования законодательства не повлечет за собой одновременное признание такого договора недействительным. У заинтересованной стороны останется возможность доказывать факт его заключения и его условия прочими письменными и иными доказательствами, кроме свидетельских.

Ч. 2 указанной выше статьи ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика-клиента выдать экспедитору доверенность, на основании которой тот будет осуществлять действия от имени клиента. Доверенность выдается, только если имеется такая необходимость.

В тех случаях, когда экспедитор действует с третьими лицами, в том числе с перевозчиками, от своего имени, применяются положения ГК РФ, установленные в гл. 51-52. То есть даже если экспедитор заключит договор от своего имени, в обязательстве с перевозчиком он будет являться стороной, однако по отношению к заказчику по соглашению транспортной экспедиции он останется экспедитором и будет продолжать нести соответствующие обязательства перед клиентом.

Экспедиторские документы

Множество споров в судах между клиентами и экспедиторами возникает по причине неправильного оформления необходимой документации, которая является неотъемлемой частью договора и подтверждает его заключение, согласование условий.

Экспедиторскими документами согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), являются:

  • поручение экспедитору, содержащее полный объем и условия оказываемых клиенту услуг;
  • экспедиторская расписка — доказательство получения экспедитором груза от непосредственно клиента или иного грузоотправителя (как ее заполнить, см. в статье Образец заполнения экспедиторской расписки);
  • складская расписка — доказательство принятия экспедитором товара на складское хранение.

Первый документ заполняется самим клиентом, остальные — экспедитором. Форма, содержание и иные нюансы составления перечисленных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23.

На практике экспедиторские компании используют другие документы. Такую возможность им предоставляет п. 6 Правил, который гласит, что в зависимости от характера предоставляемых услуг стороны могут применять не предусмотренные этими правилами документы. Пользуясь данной возможностью, экспедиторы оформляют:

  • транспортные накладные;
  • курьерские расписки и иные.

Учитывая это, нужно указывать в данных документах всю необходимую информацию, которая в дальнейшем может подтвердить претензии (реквизиты получателя, вес груза, количество мест, сведения, идентифицирующие груз, другие данные).

Ответственность по договору экспедитора

Как и в правоотношениях по иным договорам, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей экспедитор по требованию клиента должен будет:

  • возместить причиненные убытки;
  • уплатить договорную неустойку;
  • если неустойка не предусмотрена договором, уплатить законную неустойку.

Предпринимательский статус экспедитора определяет для него особые нюансы ответственности. В частности, в случае неисполнения условий договора или их ненадлежащего исполнения он не сможет в свое оправдание для снятия ответственности аргументировать это тем, что:

  • не смог исполнить обязательство, так как у него не имелось необходимых для этого денег;
  • на рынке отсутствовали нужные для выполнения обязательства товары;
  • обязательство оказалось невыполненным из-за нарушений со стороны его контрагента — третьего лица (см. решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2016 по делу № А53-8328/2016).

Экспедитор сможет уйти от ответственности, только если представит доказательства того, что невыполнение (ненадлежащее выполнение) было связано с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Также ответственность экспедитора ограничивается, когда в неисполнении договора виновен перевозчик. Однако если он не проявит осмотрительности в выборе перевозчика или примет на себя ручательство за выполнение перевозки взыскание можно производить с экспедитора (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Правовая природа рассмотренного в настоящей статье договора довольно сложна, а обусловлено это сочетанием в нем различных видов обязательств (перевозки, поручения, хранения, комиссии, подряда и др.). Вместе с тем следует отметить, что этот договор вполне самостоятельный, а все услуги экспедитора (обязательства), предусмотренные в нем, имеют только одну цель — организацию и осуществление перевозки груза. Примерный шаблон этого документа можно скачать по ссылке:

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг. В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Этот закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т.ч. иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.

По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

возмездным;

двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиентом, то есть грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо. Экспедитором, то есть лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий:

Получение требующихся для экспорта или импорта документов;

Выполнение таможенных и иных формальностей;

Проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;


Уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенность прекращения договора транспортной экспедиции выражается в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая об отказе от договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

4. Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор, помимо норм Гражданского кодекса (ст. 801-806 ГК), регламентируют нормы Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (см. прилаг. диск).

Особенности договора

Договор является консенсуальным или реальным, возмездным, взаимным (реальным является договор, когда выполняются услуги; консенсуальным, когда организуется выполнение услуг).

Сторонами договора являются клиент и экспедитор. Клиентами по договору могут быть любые лица, заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение.

Существенным условием договора экспедиции является его предмет - услуги, связанные с перевозкой груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Форма договора - простая письменная. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК)*(67).

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей, поскольку экспедиция является разновидностью сделки о представительстве.

Срок договора определяется характером взаимоотношений сторон (могут быть разовые, длительные и долгосрочные договоры).

Цену договора составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Вознаграждение следует отличать от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении своей деятельности.

Обязанности экспедитора

1. Оказать услуги в соответствии с договором.

2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от его указаний, если возможность предварительного запроса о таких отступлениях отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в течение суток. Уведомление должно последовать, как только это станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Предоставить по требованию клиента, которому оказываются услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, в частности:

об исполнителе транспортно-экспедиционной услуги и режиме его работы;

о фирменном наименовании организации, оказывающей услугу, месте ее нахождения;

о номере лицензии на право оказания услуги, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию;

об условиях и о цене приобретения услуги;

о правилах оказания услуги.

4. Выдать клиенту при приеме груза экспедиторский документ.

5. Предоставить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Возвратить клиенту доверенность, выданную для выполнения обязанностей экспедитора.

Права экспедитора

1. Отступить от указаний клиента, если это необходимо в его интересах и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2. Выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если иное не предусмотрено договором.

3. Удерживать находящийся в распоряжении экспедитора груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения этих своих обязательств.

4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

5. Проверить достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о грузе.

Обязанности клиента

1. Своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2. Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Права клиента

1. Выбрать маршрут следования груза и вид транспорта.

2. Требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставления информации о процессе перевозки груза.

3. Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент и экспедитор вправе предусматривать и другие права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции.

Прекращение договора осуществляется путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок.

Ответственность за нарушение условий договора

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент и экспедитор несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК и гл. 3 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (перевозчик же несет ответственность только при наличии вины, причинной связи между его действиями и неисполнением договора, а также возникающими убытками). Последствием применения этого правила может быть ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспорта) или часть реального ущерба при несохранности груза. Одновременно до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

Односторонний отказ от договора влечет возмещение убытков, вызванных расторжением договора, и уплату штрафа контрагента в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат.