24.08.2019

Ударный вертолет ми 28н. «Ночной охотник» против «Аллигатора


Вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" имеет особую систему защиты пилотов и может "видеть" врага на расстоянии 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его "вертолет-боец", а в народе его уже окрестили "летающим танком".


"Это целый комплекс, которое позволяет летчику воевать ночью, это тепловизоры. В этом вертолете они реализованы в двух вариантах - для летчика и оператора, есть очки ночного видения",- рассказал в интервью РИА Заместитель главного конструктора московского вертолетного завода Дмитрий Сергеев.

Как отмечают создатели, вертолет оборудован внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс ракет "Игла" предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника. Однако главная сила "Ночного охотника" - это противотанковые ракеты "Атака", против которых не выстоит ни один танк противника.

"Ночной охотник" оснащен особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж - полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание 12.7-мм пуль. Экипаж расположен особым образом – место пилота находится выше места стрелка, таким образом, удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою.

Вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник" уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и дальнем Востоке.

Боевой вертолет круглосуточного действия Ми-28НЭ представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков. Ми-28НЭ предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.
Для выполнения этих задач на вертолете используется следующее вооружение:

несъемная подвижная пушечная установка НППУ-28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов;
универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 шт) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
противотанковый ракетный комплекс 9-А2313 "Атака-В" с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А-2200 (до 16 шт);
управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения "Игла" (до 8 шт);
неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (до 4 блоков);
неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков);
унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (до 4 блоков).
Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров. В состав БРЭО входят: навигационная система, пилотажный комплекс, бортовая вычислительная система, информационно-управляющая система, многофункциональная система отображения информации, система управления оружием, обзорно-прицельная станция, тепловизионная станция летчика, бортовая радиолокационная станция, система управления ракетного вооружения, нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения, комплекс средств связи, система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и радиоаппаратура опознавания.

Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопоглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).

Ми-28 - ударный вертолет советской разработки. Его назначение - борьба с бронетехникой противника, поддержка собственных войск и уничтожение низкоскоростных воздушных целей.

Фото: пара Ми-28 в низком полёте.

История создания

Работы по созданию вертолета нового поколения конструкторское бюро Миля начало в 1978 году. Опытный образец полетел четыре года спустя, вооружение начало тестироваться на второй экспериментальной машине в 1983 году. Отдельные вертолеты для испытания и улучшения летных и боевых характеристик продолжали выпускаться в 1990-е годы. Все это время Ми-28 должен был демонстрировать конкурентоспособность в сравнении с параллельно создававшимся вертолетом Ка-50, имеющим то же предназначение. Вертолет неоднократно принимал участие в войсковых учениях, по результатам которых машина непрерывно модернизировалась.

Завершение государственных испытаний и принятие вертолета на вооружение произошло в 2008 году. По итогам испытаний Ми-28 решено было сделать основным ударным вертолетом ВС РФ, а Ка-50 получил статус машины для спецопераций.

Фото Ми-28: вид снизу.

Фото Ми-28

Фото Ми-28: вид снизу.

Особенности конструкции

Ми-28 двухместный вертолет, способный развивать скорость до 300 км/ч и подниматься на высоты до 5 км. Дальность его полета 450 км, с подвесными топливными баками она удваивается.

Экспертами отмечена высокая живучесть машины. Кабина полностью бронированная и способна выдерживать попадания 20-мм снарядов. Бронестекло кабины успешно выдерживает пули, в том числе бронебойные, благодаря применению силикатных блоков. Лопасти винтов также могут продолжать функционировать после поражения осколками снарядов. Места, занимаемые пилотом и оператором, отделяются специальной бронепластиной, что сводит к минимуму вероятность поражения одновременно двух членов экипажа.

Для противодействия управляемым ракетам с ИК наведением заметность вертолета в инфракрасном спектре значительно снижена путем применения особых экранно-выхлопных устройств. Кроме того, Ми-28 способен устанавливать систему помех как РЛС, так и ИК-головкам ракет.

Ми-28 отличает сверхвысокая маневренность. Он может совершать полеты на экстремально малых высотах (до 5 м), при этом огибая неровности рельефа. Вертолет способен выполнять зависание, а также двигаться в стороны и назад с большими скоростями.

Зависимость вертолета от технического обслуживания значительно уменьшена благодаря использованию пылезащитных устройств в двигателях, работе двигателя без помпажа, а также специально разработанным шарнирам винтов, которые не требуют смазки. В целом, машина может действовать автономно в боевых условиях без аэродромного обслуживания до двух недель.


Фото: пара Ми-28

Ми-28 готовится к взлёту.

Ми-28 над водой.

Вооружение

Имея четыре точки подвески, Ми-28 может нести комплекс управляемых ракет, предназначенных для борьбы с бронированной техникой (танками), вертолетами и разрушения ДОТов (в комплект входят 16 УР).

Неуправляемые ракеты представлены 4-мя блоками по 20 штук. Они применяются по живой силе противника, легкобронированным целям и для нанесения ущерба инфраструктуре.

Самонаводящиеся ракеты «Игла» могут уничтожать воздушные цели, включая беспилотники и ракеты противника.

Также вертолет оснащен стандартной 30-мм пушкой (250 снарядов).

Комплекс бортовой электроники позволяет вести боевые действия ночью и при различных погодных условиях, в том числе на предельно малых высотах. Он же обеспечивает совместную работу машины с другими вертолетами и взаимодействие с командным пунктом.


Задумал я сказ о боевых вертолетах России. Сегодня небольшой этюд о Ми-28Н.

Анализ войны в Афганистане четко показал, что армия нуждается в новом вертолете на замену Ми-24. Да и суппостаты приняли на вооружение вертолет огневой поддержки АН-64 "Апач". Был объявлен конкурс на создание вертолета нового поколения.
Конструкторское бюро им. Миля в 1982 г. представило свой проект Ми-28, по боевой эффективности ничем не уступающий конкурентам. Вертолет, вооруженный таким же значительным арсеналом что и Ми-24, существенно превосходил его по многим параметрам.

Двухместный боевой вертолет построен по классической одно винтовой схеме. Габариты позволяют перевозить его на военно-транспортных самолетах Ил-76 без разборки.
Максимальная взлетная масса – 12 100 кг;
длина – 16,9 м;
высота – 3,8 м;
диаметр главного винта – 17,2 м;
силовая установка – два газотурбинных двигателя мощность по 2200 л.с.;
максимальная скорость – 382 км/ч;
практическая дальность – 960 км;
динамический потолок – 5800 м.

В качестве основного вооружения на борту размещены управляемые ракеты противотанкового комплекса "Атака" и поворотная 30-мм скорострельная пушка. Это позволяет машине с максимальной эффективностью выполнять свою главную роль – истребителя танков.
Боевая нагрузка вертолета – 1200 кг, в том числе блоки неуправляемых ракет и авиабомбы различных калибров, контейнеры с авиационными скорострельными пушками.
Боевая живучесть обеспечена дублированием агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием.

Применены защита более важных узлов менее важными, комбинирование разных типов брони. Выбор материалов и размеров конструкции исключают катастрофические последствия для вертолета при его повреждении в бою. Бронированные боковые и лобовые стекла держат попадание снарядов до 12,7 мм, кабина – 23 мм, т.е. это практически как хорошая БМП с точки зрения защиты. Несущий винт держит поражение лонжерона 20 мм и позволяет при этом лететь! С рулевым винтом такая же ситуация!

Система спасения экипажа позволяет летчикам выживать при достаточно жестких соударениях с поверхностью земли с вертикальными скоростями до 13 м/с.
Ни у одного вертолета в мире не было и нет столь мощной броневой защиты!
Ми-28 нельзя сбить из стрелкового оружия, это подтверждено наземными испытаниями.

В феврале 1984 года было принято решение о подготовке серийного производства.

Впервые новый истребитель танков Ми-28 был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 г.
При благоприятном стечении обстоятельств армия могла получить Ми-28 на вооружение еще 20 лет назад, однако этого не произошло. По результатам государственных испытаний было решено, что представленная на конкурс одноместная машина Ка-50 более перспективна.

Но все-таки программа по Ми-28 была продолжена и предусматривала создание на первом этапе модернизированного дневного вертолета Ми-28А, а затем его ночного варианта Ми-28Н. Однако этим планам не суждено было сбыться, СССР прекратил существование, финансирование работ остановилось. Изменились взгляды на боевое применение вертолетов, обозначилось отставание от конкурентов, которые создали подобные машины и работали над их модернизацией.

В 1995 г. появилось техническое задание на облик вертолета, который может летать ночью, стрелять из укрытия и т.д. Все силы и финансовые средства милевцы направили на разработку ночного вертолета Ми-28Н. Машина, получившая название "Ночной охотник" стала ответом американскому летающему танку AH-64D "Апач Лонгбоу" корпорации McDonnell Douglas.

Учитывая что компоновка и конструкция Ми-28 отвечали самым современным требованиям, решено было разработать для вертолета лишь новую авионику. Модифицированный вертолет планируется как всепогодный круглосуточного применения с принципиально новым комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Ночной охотник ничем не уступает Апачу, а по характеристикам боевой живучести существенно превосходит. Ми-28 – единственный наш боевой вертолет, который выполняет такой же пилотаж как и американцы: петли, бочки, перевороты и т.п.

Ми-28Н пилотируется в ручном и автоматическом режимах с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах как днем так и ночью. Поиск, обнаружение и распознавание целей также происходят в ручном и автоматическом режимах. Одновременно для выполнения задания могут задействоваться группы вертолетов. При этом порядок уничтожения целей и их распределение между машинами осуществляется автоматически.

Боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» производства холдинга «Вертолеты России» много лет проходил испытания и был официально принят на вооружение Министерством обороны РФ 22 ноября 2013 года.

При написании поста использованы материалы телепередачи "Оружие ХХ века".

«Аллигатор», обе предназначены для уничтожения живой силы и бронетехники противника, оснащение машин одинаковое, так как материалы изготовления одни и те же, двигатели по мощности не уступают друг другу и стоимость голой конструкции обоих вертолётов никак не отличается.

Минобороны выбрало только из-за того, что переучивание на него с хорошо известную машину Ми 24 , у лётного состава не вызовет никаких трудностей. Не надо менять наземное оборудование и ввод в строй пилотов займёт более короткие сроки. Представители МО заметили, что выбрали «Ночной охотник» по причине недостаточности финансирования. Высокопоставленные военачальники отметили большую функциональность по сравнению с , но в бою «Аллигатор» должен действовать под прикрытием «Ночного охотника». Несмотря на финансовые трудности после 2016 года поставки в войска будут увеличены в пять раз.

Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52

Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.

Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.

При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.

Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.

Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.

Но, самый большой минус несущей системы – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.

Отличие от

Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».

В конструкцию внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.

Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.

В отличие от «Аллигатора» у пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.

Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от как от боевой машины. Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров. Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту.

Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.

«Ночной охотник» Ми 28Н и «Аллигатор» Ка 52 в Сирии

На территории Сирии наши боевые машины базируются на аэродроме Хмеймим в провинции Латакия. Несколько и принимают участие в уничтожении террористических бандформирований ИГИЛ и в операциях по освобождению городов.

По данным пресс-службы МО России «Ночной охотник» в одном из вылетов разгромил боевую машину пехоты одного из подразделения ИГИЛ и уничтожил здание с находящимися внутри террористами. Вертолёты также участвовали в контртеррористических операциях, но пока официально это не подтверждено.

Сирия видео Ка 52 Ми 28 удар


Боевой вертолет Ми-28 - ударный, разработка которого началась ещё в СССР. В круг его боевых задач входит поиск и уничтожение танков и другой бронированной техники врага в условиях активного огневого противодействия. Также его можно применять против малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Ми-28 — название проекта или, если можно так сказать, прототип, который успешно показал себя на испытаниях и был принят для дальнейших доработок. В результате ряда модификаций вертолет МИ-28, характеристики которого доработаны, стал совместим с современными видами вооружений, кроме того появилась возможность установки более продвинутого радиоэлектронного оборудования.

Ночной охотник

так назвали МИ-28 за возможность вести боевые действия в любое время суток и любых погодных условиях

Ещё одним существенным плюсом стала возможность вести бой в любое время суток и при любых погодных условиях. Эта модель получила название Ми-28Н «Ночной охотник». Назначение и характеристики боевой машины разрабатывались для гарантированного уничтожения живой силы и техники противника.

Именно этот вертолёт и стоит на вооружении ВВС Российской Федерации. И именно он будет рассмотрен в этой статье.

История боевого вертолета МИ-28

16 декабрь 1976 года - ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление, в котором говорится о создании на конкурсной основе нового поколения боевых вертолётов Ми-28 и В-80.

1978 год - начало разработки вертолёта наМосковском вертолётном заводе им. М. Л. Миля. Это были творческие соревнования с ОКБ Камова.


Вертолётный завод им. М. Л. Миля. Место, где создавался Ми-28М.

10 ноября и 19 декабря 1982 года - первые полёты опытных образцов вертолёта Ми-28. Первый образец предназначался для снятия лётно-технических характеристик (ТТХ МИ 28) и не нёс на себе вооружения.

1987 год - на основе прошлых испытаний и с учётом всех замечаний заказчика была создана улучшенная модель вертолёта - Ми-28А.


Январь 1988 года - начало испытаний Ми-28А. Они прошли благополучно.


Первый полёт Ми-28

1989 год - Ми-28А был представлен на авиасалоне в Париже и на выставке авиации под Лондоном. Многих он впечатлил. В том же году, первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино.

Апрель 1986 года - совместные полёты Ми-28А и Ка-50 на Гороховецком полигоне в рамках программы государственных совместных испытаний (ГСИ). Ми-28А показал себя как нельзя лучше. Но всё равно был отправлен на модификации, в виду развития различных боевых систем в те годы. А Ка-50 не справился с задачей, но разработка этого проекта не была прекращена, и позже был создан известный многим Ка-52 «Аллигатор».

16 августа 1996 года - выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н.


Ми-28Н на взлёте

Май 2005 года - начало Государственных совместных испытаний боевого вертолёта Ми-28Н.

Конец декабря 2005 года - подъём в воздух первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н.

2007 год - завершение первого этапа ГСИ Ми-28Н. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение об эффективности вертолёта и тех. характеристики МИ 28. Также было рассмотрено возможное будущее проекта. При этом командованием ВВС был сформирован технический облик вертолёта.

15 октября 2009 года - указ президента РФ о принятии вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» на вооружение.


Боевое звено Ми-28Н

Технические характеристики «Ночного охотника» (ТТХ)

Конструкция

Вертолёт построен по классической одновинтовой схеме. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Именно такая форма позволяет Ми-28Н выполнять сложнейшие фигуры пилотажа (вроде, мёртвой петли или бочки) на высоких скоростях. Ещё одним плюсом такой схемы является снижение уровня шума и понижение заметности, которыми обладает вертолет ми 28 (технические характеристики, заявленные производителем, полностью подтвердились во время боевого применения).


Х-образный рулевой винт
Пример одновинтовой схемы. Один несущий и один рулевой винт

Все жизненно важные системы и механизмы на вертолёте дублированы. Это обеспечивает характеристики МИ-28Н в части его невероятной выживаемости и боевой живучести. Рассмотрим, например, двигатели.

Двигатели

Крайне удачным решением в Ми-28H стало расположение его двигателей. Они установлены по бокам фюзеляжа, каждый в отдельной мотогондоле. Между ними расположен главный редуктор и вспомогательная силовая установка.

Расположение двигателей исключает поражения обоих сразу.

И даже если один будет выведен из строя, вернуться на базу можно будет на втором.


Двигатели Ми-28Н с открытым кожухом мотогондолы

Броня

«Ночной охотник» МИ 28 предназначен для активных боевых действий в гуще боя. И поэтому у него имеется множество особенностей. Так, особое внимание в конструкции уделяется защите экипажа и внутренних механизмов машины.

Одной из особенностей вертолёта является остекление кабины. Всё остекление выполнено из силикатного стекла с определенными свойствами, конструктивными особенностями и имеющее определённую толщину.

МИ-28Н единственный выдерживает попадание крупнокалиберных пуль.

Ми-28Н единственный в мире вертолет, чьи боковые бронестёкла способны выдержать попадание пули калибра 7,62 мм. А лобовые стёкла могут выдержать прямое попадание калибра 12,7 мм. Но, несмотря на такие внушительные показатели брони, прозрачность стекла близка к 100% .

Площадь остекления кабины вертолёта пусть и немного, но всё же больше чем у некоторых аналогов. Такое решение существенно увеличивает обзор экипажа. Кроме того, далеко не на последнем месте стоит удобство положения экипажа в кабине. Эргономические кресла обеспечивают не только комфортное пребывание экипажа в кабине, но и способны защитить его в случае аварийной посадки.


Броня кабины экипажа выполнена из листов алюминия, на которые наклеены керамические плитки. При попадании пули или осколка плитка раскалывается, но при этом гасит энергию и останавливает поражающий элемент. Такая броня способна выдержать попадание снаряда в 20 мм.

Кабины командира и оператора отделены друг от друга алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму возможность поражения обоих членов экипажа одним выстрелом.

попадание такого снаряда выдерживает броня кабины экипажа

Электроника

На вертолёте установлен современный бортовой комплекс обороны. Эта система способна реагировать на любую угрозу во время выполнения задания. Она в автоматическом режиме сообщит экипажу о любой атаке, определит степень её опасности и подскажет как выйти из сложившейся ситуации. Например, совершить манёвр или произвести отстрел ложных тепловых целей.

В обширный комплекс бортового оборудования входит система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении. Эта система позволяет пилоту ещё до пуска вражеской ракеты узнать, что на него нацелена лазерная система наведения. Также благодаря этой системы пилот может своевременно уходить от радаров противника.


Локатор

Для вертолёта был разработан принципиально новый локатор. Именно в нём находятся основные системы радиообнаружения. Они позволяют вертолёту сопровождать одновременно четыре цели.

Ми-28Н оснащен по-настоящему всевидящим локатором.

Локатор крепится над винтом, что обеспечивает круговой обзор. Благодаря такому решению вертолёту не нужно разворачиваться, чтобы оценить обстановку позади себя. И такие возможности делают Ми-28Н его по-настоящему всевидящим.

Например, вертолёт может скрываться в горах он вражеских радаров, но при этом собственный радар машины выдаёт экипажу всю необходимую информацию об обстановке на поле боя.


Положение локатора на вертолёте

Для обнаружения и распознавания целей, а также наведения на них оружия, используется обзорная станция нового поколения. Она имеет телевизионный, тепловизионный и лазерный каналы. Благодаря высокой стабильности платформы, на которую установлена станция, удержание цели происходит даже при выполнении манёвра.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения.

Электронные системы внутри вертолёта МИ 28 М.

Лопасти и рулевой винт

Лопасти самого первого Ми-28 были сделаны из алюминия, но этот металл очень хрупкий. Его запросто можно повредить пулей или осколком. Чтобы этого не допустить лопасти «Ночного охотника» сделаны из композитных материалов.

Основу лопастей или лонжероны изготавливают из прочной стеклоленты. Изготовление происходит по методу спиральной намотки, благодаря такому подходу лопасть способна выдержать попадание снаряда вплоть до калибра 12,7 мм.


Схема спиральной намотки

Одно из самых уязвимых мест в любом вертолёте - вал, передающий крутящий момент на рулевой винт. Любое, даже не самое серьёзное повреждение, выводит этот вал из строя, и вертолёт становится неуправляемым.

У Ми-28Н вал несколько больше в диаметре, а конструкция выполнена по специальной схеме.

Сочетание этих двух факторов повышает выживаемость вертолёта, ведь даже при попадании пули или осколка вал не разрушается полностью и сохраняет работоспособность.

Крылья и вооружение

Крыло Ми-28Н имеет четыре точки подвески и может нести до двух тонн различного вооружения. Стрелковое вооружение МИ 28 состоит из 30-мм пушка 2А42, ее скорострельность способна достигать до 800 выс/мин.

А угловые отклонения влево, вправо, вверх и вниз обеспечивают весьма обширный сектор обстрела. Выстрел из такого орудия бьёт на четыре километра и способен прошить броню толщиной в 15 мм. Пушка МИ 28 и боезапас полностью аналогичны таковым у БМП, а значит вертолёт может пополнить боезапас прямо на поле боя. Боекомплект насчитывает 250 выстрелов.


Ми-28Н заходит на цель

На Ми-28Н устанавливаются блоки неуправляемых и управляемых ракет «Атака». Против управляемых ракет не способен выстоять не один танк с динамической защитой. Дальность таких ракет составляет 8 километров.

«Ночной охотник» укомплектован ракетами «Атака».

В воздухе «Ночной охотник» также может за себя постоять. На борт можно установить сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух», способные поражать вражеские вертолёты и малоскоростные самолёты и работающие по схему «выстрелил-забыл».


Безопасность

При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 метров производиться отстрел дверей обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни кресел, с боков надуваются специальные трапы, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повёрнутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.


Ми-28 с отстреленными дверьми и со сдувшимся трапом

Если нештатная ситуации произошла на высоте менее 100 метров, срабатывает система принудительного притяга ремней, надёжно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах.

При касании энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают её. Затем в работу вступают кресла, способные погасить внушительные перегрузки, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

Модификации

Ми-28Н в строю совсем недавно и большая часть созданных модификаций предназначены для экспорта.

Название Описание

Прототип («изделие 280»), созданный в 1982 году в рамках творческого соревнования. Опытно-экспериментальный образец. Было выпущено 2 машины

Первая модификация Ми-28 («изделие 286»). Замене подверглись двигатели, несущий и рулевой винты и радиооборудование. На вооружение МИ 28 в таком состоянии не поступил. Был морально устаревшим. Было выпущено 2 машины

Экспортной вариант модификации вертолёта. Разработан в рамках договора с Ираком в 1990 году. Договор так и не был выполнен, ни одной машины создано не было

Ночная модификация на базе Ми-28А. Изменениям подверглись двигатели, БРЛО и кабина пилотов. Состоит на вооружении ВВС РФ

Проект модернизации Ми-28Н. Разработка модернизированной версии начата в 2009 году. Планируется штатная установка РЛС нового типа и системы дублированного управления, благодаря которой штурман-оператор сможет также управлять вертолётом. 29 июля 2016 года Ми-28НМ совершил первый полёт

Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н. Договор заключён в 2012 году с Ираком. Планируется построить 15 машин

Специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолёта

Сколько боевых машин на вооружении России

Сколько МИ-28н на вооружении России? По состоянию на 2018 год, по данным портала , на вооружении ВВС России состоит более 108 вертолетов.

такое количество МИ-28Н стоит на вооружении ВВС России по состоянию на 2018 год

Боевое применение

Модификация Ми-28Н принята на вооружение совсем недавно, но она уже успела показать себя в бою.

14 октября 2015 года - группировка боевых вертолётов Ми-28 вошла в состав Авиационной группы ВВС России в Сирии.

25 июня 2016 года - Ми-28 сыграл важную роль в кампаниях по освобождению городов, в частности Эль-Фаллуджи, Рамади и других операциях. C начала 2017 вертолёты Ми-28 задействованы в операции Фатах.

Плюсы и минусы

  • выживаемость. Все жизненно важные системы дублированы, что повышает шанс на сохранение боевой машины в бою;
  • живучесть . Благодаря ряду конструктивных изменений порог вывода из строя Ми-28 весьма высок;
  • безопасность . Кабина пилотов представлена почти непробиваемым коконом для каждого члена экипажа. Также имеются системы сохранения жизни пилотов даже при падении;
  • боевая мощь . Обширный арсенал вооружения способен буквально за считанные секунды превратить врага в решето;
  • маневренность. Изменения в конструкции винтов позволяют Ми-28Н выполнять самолётные фигуры пилотажа;
  • продвинутое БРЛО. В состав систем вертолёта входят современные электронные устройства;
  • малая заметность. Двигатель, установленный в Ми-28Н, работает тише, чем у некоторых аналогов. Также имеются системы предупреждения о радарах противника.
  • заметность . Несмотря на новые двигатели, вертолёт всё же не так просто спрятать. В будущем планируется изменить конструкцию лопастей, чтобы снизить шумовой эффект ещё ниже;
  • сложность в эксплуатации БРЛО . Современные системы очень хрупкие и сложные, даже малейшая поломка может повлечь за собой катастрофические последствия.