13.06.2019

Масса пустого, кг. Взлетная масса, кг


В России уже созданы и эксплуатируются беспилотные летательные аппараты легкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Тем не менее, пока остается незанятой ниша тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск. Одним из самых перспективных отечественных проектов подобной техники считается «Дозор-600» компании «Транзас». Ожидается, что в ближайшем будущем эта машина пройдет испытания и поступит в серийное производство.


О существовании проекта БПЛА «Дозор-600» (также встречается обозначение «Дозор-3») стало известно в 2009 году. В ходе международного авиасалона МАКС-2009 компания «Транзас» впервые показала макет (по другим данным, летный образец) нового беспилотного летательного аппарата. Утверждалось, что по своим основным характеристикам эта машина является прямым аналогом американского БПЛА MQ-1 Predator. Проверить корректность такого сравнения с точки зрения реальных возможностей техники пока не представляется возможным. Осенью 2011 года министерство обороны России объявило результаты двух тендеров на разработку перспективных ударных БПЛА. По решению военного ведомства, за разработку машины с взлетным весом около 1 тонны должна была отвечать компания «Транзас», за пятитонный беспилотник – ОКБ «Сокол» (г. Казань).

По данным разработчика, БПЛА «Дозор-600» относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. В связи с этим машина имеет специфический технический облик и соответствующий набор оборудования. «Дозор-600» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения. Для упрощения конструкции и повышения летных характеристик хвостовое оперение аппарата имеет V-образную конструкцию. Под фюзеляжем имеется дополнительный гребень.

По имеющимся данным, БПЛА «Дозор-600» имеет следующую компоновку. Фюзеляж длиной около 7 м оснащен носовой частью характерной формы с крупным обтекателем. Носовая часть машины отдана под размещение радиоэлектронного оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения поставленной задачи. Средняя часть фюзеляжа отдана под размещение сравнительно крупного топливного бака, который должен обеспечить максимально возможную дальность и продолжительность полета. Хвостовой отсек фюзеляжа вмещает двигатель и системы энергоснабжения бортовой аппаратуры.

Аппарат оснащается прямым крылом большого удлинения с небольшим поперечным V и законцовками особой формы, улучшающими летные характеристики. По всему размаху крыла, вдоль его задней кромки, расположена механизация. На имеющихся фото видно, что она состоит из закрылков и пары элеронов. V-образное хвостовое оперение позволяет осуществлять управление по тангажу и рысканью за счет синхронного или раздельного отклонения рулей. Рули занимают всю заднюю кромку стабилизаторов.

Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг. Ранее утверждалось, что число «600» в названии аппарата обозначает именно взлетный вес. Возможно, в ходе развития проекта весовые параметры перспективного БПЛА изменились. Масса пустого аппарата – 280 кг. Фюзеляжный бак вмещает до 160 кг топлива, а максимальный вес полезной нагрузки достигает 120 кг.

В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с. Двигатель располагается в специальном обтекателе, в передней части которого имеется воздухозаборник для обеспечения нормальной работы радиатора. Используя такую силовую установку, БПЛА «Дозор-600» способен развивать крейсерскую скорость на уровне 130-150 км/ч. При необходимости, в зависимости от веса, аппарат может разгоняться до 200-210 км/ч.

Предполагается, что беспилотники «Дозор-600» будут использоваться для продолжительного патрулирования заданных районов. Для этого они должны иметь большую дальность и продолжительность полета. Изначально сообщалось, что новый БПЛА сможет держаться в воздухе без посадки до 16 часов. По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более, дальность полета – 3700 км. Потолок аппарата составляет 7500 м. Взлетать и садиться «Дозор-600» должен с существующих взлетно-посадочных полос с использованием трехточечного шасси.

В носовой части фюзеляжа располагается набор необходимого оборудования. Так, демонстрировавшийся на выставках образец получил гиростабилизированную платформу в носовой части, на которой должны устанавливаться оптико-электронные системы: видеокамера и тепловизор для наблюдения за обстановкой. Кроме того, беспилотник может нести аэрофотоаппарат высокого разрешения со сменными объективами или радиолокационную станцию переднего и бокового обзора. Таким образом, в зависимости от возлагаемой задачи, перспективный БПЛА может оснащаться наиболее подходящим радиоэлектронным или оптико-электронным оборудованием.

В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

На имеющихся фото видно, что в корневой части крыла нового беспилотника предусматриваются два небольших пилона. На них может быть подвешена необходимая аппаратура, топливные баки или вооружение. Точный состав оборудования и вооружения, которые могут применяться с БПЛА «Дозор-600», пока остается неизвестным. Возможности аппарата позволяют перевозить неуправляемое или управляемое различных типов общим весом не более 100-120 кг. Это могут быть свободнопадающие бомбы малого калибра, управляемые ракеты «воздух-воздух» и другое оружие.

В 2011 году, вскоре после объявления результатов тендера, назывались примерные сроки реализации проекта. Утверждалось, что основные работы могут быть завершены к середине десятилетия. Так, в качестве примерной даты первого полета назывался 2015 год. В течение некоторого времени после этого какие-либо о проекте «Дозор-600» отсутствовали. Новые сообщения появились только в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу распорядился ускорить работы. Что произошло после этого поручения – неизвестно. Возможно, в результате вмешательства главы военного ведомства проект будет завершен, в самом плохом случае, с небольшой задержкой относительно изначального графика.

Если информация о планах 2011 года соответствует действительности, а специалистам компании «Транзас» и смежных предприятий удалось уложиться в заданные сроки, то уже в этом году могут стартовать испытания нового БПЛА «Дозор-600». В случае успешного завершения испытаний и доводки этот аппарат будет принят на вооружение и станет первым отечественным тяжелым ударным беспилотником. Принятие на вооружение такой машины должно положительно сказаться на потенциале российских вооруженных сил. Однако перед этим специалистам предстоит проделать массу сложной и важной работы, некоторые особенности которой могут привести к заметному сдвигу сроков.

По материалам сайтов:
http://transas.ru/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://missiles.ru/
http://bp-la.ru/
http://arms-expo.ru/

БЛА "Дозор-100" был разработан ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" и производится компанией «Транзас». Представляет собой развитие платформы "Дозор-5" в плане увеличения продолжительности и дальности полета. Комплектация аппарата удлиненным крылом позволила уменьшить расход горючего в режиме крейсерского полета и улучшить качество планера. Внутри фюзеляжа скрыта выхлопная система, это положительно сказалось на улучшении звукоизоляции и обеспечении малозаметности летательного аппарата. Расположение силовой установки в корме планера позволило рационально поместить полезную нагрузку и освободить пространство для установки на борту различных антенных устройств. Благодаря V-образному хвостовому оперению обеспечивается правильная центровка планера, где двигатель расположен в хвостовой части. Носовая часть фюзеляжа отведена под размещение радара переднего обзора.

В кормовой части БЛА находится силовая установка. Благодаря такому размещению удалось провести рациональную компоновку полезной нагрузки, освободив в носовой части место для размещения радара переднего обзора.

В нынешнее время выпущено 2 экземпляра БПЛА «Дозор». Первый полет этого беспилотника был произведен 30.11.2011 г.

Результаты госиспытаний оказались успешными. Главная особенность БЛА "Дозор-100" заключается в его превосходных аэродинамических характеристиках. В одном из пробных полетов произошел отказ двигателя. Однако после преодоления расстояния в 3 километра и осуществления аварийной посадки на поле в аппарате оказалась сломанной только передняя опора шасси. БПЛА полностью отремонтировали и направили на продолжение прохождения программы госиспытаний.

Транзас ДОЗОР-100. Характеристики:

Модификация Дозор-100
Размах крыла, м 5.40
Длина, м 3.00
Высота, м 1.10
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 95
топлива 24
Тип двигателя 1 ПД 3W210
Мощность, л.с. 1 х 21
Крейсерская скорость, км/ч 120-150
Практическая дальность, км 1200
Продолжительность полета, ч 10
Статический потолок, м 4500

Рыггантропов подошел к столику, на котором стояли три жестяные банки и лежали старые облезлые кисти.

– В натуре, – сказал он уныло, – это будет типа похуже лекций по теории магического анализа.

– Сс, – согласился Тили-Тили, а Арс печально вздохнул.

Лейтенант Поля Лахов выпрямился и оглядел собственное войско.

Калис и Ргов выглядели помятыми и с трудом стояли на дрожащих конечностях, но это было нормально после вчерашней пьянки. К таким стражникам обитатели Ква-Ква привыкли. А вот новобранец казался подозрительно бодрым, и это внушало тревогу. А ну как горожане решат, что жизнь у Торопливых пошла хорошая? Тогда неприятностей не избежать.

– Так, – тут Лахов икнул и содрогнулся, ощутив вонь собственного перегара. – Ты, Форн, хоть лицо поглупее сделай. Или перекосись, словно у тебя зубы болят. Все разом.

– А чтобы не выделяться.

Форн Фекалин слегка наморщился и отвесил нижнюю челюсть, после чего стал напоминать жертву удара молотком по голове.

– Вот так-то лучше. А теперь пошли. Нас ждет оно. Патрулирование. В районе Молоточной площади.

Негромко лязгая и распространяя специфические запахи, Торопливые выбрались на улицу и зашагали на право-запад.

По дороге Лахов рассказывал новобранцу правила патрулирования:

– Нужно глядеть в оба. И слушать тоже в оба, но в других. И еще чуять спинным хребтом, где опасно.

– Чтобы отправиться туда и задержать преступника? А? – спросил Форн Фекалин.

– Нет. Чтобы сбежать и остаться в живых. Если кто-то начинает звать стражу, то мы, конечно, идем туда, но очень медленно и крайне шумно. Понимаешь, зачем?

– Чтобы остаться в живых?

– Верно. – Лейтенант похлопал новобранца по обтянутому кольчугой плечу и затряс ушибленной непонятно обо что ладонью. – Ты сразу показался мне умным парнем. Но есть и вторая задача – немножко подзаработать. На паршивую горсточку бублей, что платит нам город, не проживешь. Поэтому мы… как бы это сказать…

– Тащим все, что плохо лежит, – брякнул честный Калис.

– И это… дружим с всякими людьми. – Ргов пнул в спину катившегося мимо калеку на тележке.

Тот брякнулся наземь, вскочил на внезапно отросшие конечности. Открыл рот, готовясь разразиться теми выражениями, которые в интеллигентной среде называют непарламентскими.

И тут увидел, с кем имеет дело.

– А, сержант, – сказал калека, потирая спину. – Как счастлив вас видеть. Какой хороший сегодня день…

Ргов протянул руку и сказал:

– Я тут уронил немного денег. Ты их не видел?

– Э? – Лицо калеки перекосилось и стало напоминать букву из тетради первоклассника. – А, сейчас…

Несколько монет перекочевали в ладонь Ргову и мгновенно исчезли где-то под его кольчугой.

– Вот примерно так мы и дружим с людьми, – сказал Лахов.

И он ею немедленно воспользовался.

А старики, все четверо, уставились на Форна Фекалина.

– Мы просто мимо идем… да, – сообщил Лахов заискивающим голосом, каким обычно разговаривают с большими и очень злыми собаками. – Не подумайте ничего плохого, господа…

Старики проводили стражников подозрительными взглядами, а один, маленький и воняющий чесноком, презрительно сплюнул.

– Кто это такие? – спросил Форн Фекалин, когда угол скрыл стариков от стражников.

А престарелые герои перестали пялиться Торопливым вслед и поглядели друг на друга.

– Ха, – сказал Старый Осинник, известный на весь Лоскутный мир охотник на вампиров. – А он что-то мне кровососа напомнил.

– Кто? – поинтересовался Долговязый Эрик, произошедший, судя по росту и скорости мышления, не от обезьяны, а от жирафа.

– А тот, бледный.

– Кхе-кхе, а мне – дракона, – вздохнул рулон черной ткани, внутри которого прятался Стукнутый Черный, самый скрытный герой на свете. – Аж руки зачесались, так прямо захотелось его убить. А о чем мы, кстати, разговаривали?

– О мажях для пояшницы, – напомнил Брежен, получивший за геройскую карьеру наград больше, чем все олимпийские чемпионы вместе взятые. – Или от пояшницы, это уж как пошмотреть…

И герои погрузились в пенсионный разговор о болячках и о том, как с ними бороться.

А стражники шли себе и шли, пока около самой Молоточной площади не наткнулись на еще один патруль. Вел его лейтенант Клячисон, чья неуничтожимая бодрость была сравнима лишь с его же тупостью.

– Ха-ха! Вот и они! – затараторил он, едва увидев коллег. – Слышали новости? На левой окраине труп нашли!

– Эка невидаль, – проворчал Лахов. – Их в городе каждый день десятками находят. Вот если бы труп не нашли…. Тогда о-го-го.

– Да не, не обычный труп! – Клячисон замахал руками, создав небольшой ветерок. – А с вырванным горлом! И говорят, что уже не первый! И не второй! А третий или четвертый! Это маньяк!

– Враки, – махнул рукой Калис и со скрежетом почесал затылочную часть шлема. – Маньяк тут не выживет.

И в этом сержант был прав. Любой маньяк, попав в город, где убивают так же легко, как сморкаются, а на кровожадные ужимки не обращают внимания, получит стресс, невроз и быстро покончит с собой.

– Тогда кто? – нахмурился Клячисон.

– А какая разница? – пожал плечами Лахов. – И кто жертвы?

– Старьевщик, нищий… Точильщик ножей…

– Слава богам, – вздохнул лейтенант. – Беднота. Значит, нас не заставят это расследовать. Понятно, что, когда убивают богатея, всем есть до этого дело. Если прирезали нищего, то никто о нем и не вспомнит…

– И беспокоиться не о чем, – сделал вывод Калис. – Ну что, пойдем, изобьем хоть кого-нибудь?

– Зачем? – спросил Форн Фекалин.

– Чтобы скучно не было, – пояснил Ргов. – А то ходят тут всякие, нагло дышат тем же воздухом, что и мы…

– Да, кстати, – Лахов посмотрел на Форна, – а где ты снял жилье?

– На левой окраине, на улице Семи Струн.

– Тогда будь осторожнее, ха-ха, – предупредил Клячисон. – А то вдруг это и правда какой-нибудь маньяк.

И два патруля разошлись, точно корабли в море.

Арс пошевелил руками, напрягся, и деревянная табличка, выглядевшая девственно-чистой, занялась бирюзовым огнем. Огонь погорел немного и сложился в буквы. Те забегали, словно букашки, и образовали два слова:

"Коралия Аморалия".

Витрина, на которой висела табличка, содержала в себе чучело существа, выглядевшего так, словно на него уселся тролль. Сел, а потом еще хорошенько повозил тяжелой задницей.

Плоская харя, круглый рот, выпученные буркала и торчащие во все стороны то ли лапы, то ли шипы.

– И почему она аморалия, интересно? – спросил Топыряк и взялся за торчавшую из банки с краской кисточку.

– Плохо вела себя, типа, – предположил Рыггантропов, возившийся у пустой на первый взгляд витрины.

Москва. 18 марта. АвиаПорт - ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" в 2011 г. проведет заводские испытания комплекса с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) "Дозор-100", после чего комплексу предстоят испытания государственные, сообщил "АвиаПорту" начальник отдела геоинформационных технологий и автоматических комплексов компании Владимир Воронов.

Он напомнил, что летные испытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" в "штатной" конфигурации начались в конце прошлого года, БПЛА уже совершил более пяти полетов. В настоящее время проводится этап заводских летных испытаний, которые планируется завершить к началу апреля текущего года. В ходе заводских испытаний исследуются основные летно-технические характеристик БПЛА, работа систем радиолинии и наземного пункта управления.

Госиспытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" могут начаться летом-осенью 2011 г., сказал В. Воронов.

БПЛА "Дозор-100" является развитием аппарата "Дозор-85" в направлении повышения дальности и продолжительности полета. Система выпуска выхлопных газов скрыта внутри фюзеляжа, чем обеспечивается снижение тепловой заметности в полете и уменьшение шума. В носовой части фюзеляжа предусмотрен отсек для размещения радара переднего обзора. "Дозор-100" имеет взлетную массу 110 кг и массу целевой нагрузки 15 кг. Он оснащен одним поршневым двигателем 3W 170 TS мощностью 19 л.с. Продолжительность полета с максимальным запасом топлива составляет 10 часов, максимальная дальность полета - 1200 км. Аппарат способен разгоняться до скорости 120-150 км/ч и достигать высоты 4500 м. Длина пробега при взлете и посадке составляет 100 м. В состав целевой нагрузки входят видеокамера переднего обзора, оптико-электронная система на поворотной управляемой платформе (FLIR), автоматический цифровой фотоаппарат. В качестве опций допускается установка лазерного дальномера, радиолокатора переднего обзора, груза на внешней подвеске.

Дмитрий Козлов

Дата размещения: 21.03.11г.

Международный консорциум International Aero Engines (IAE) представил следующее поколение турбовентиляторных двигателей V2500, получившее название SelectTwo, передает Flightglobal.... [