13.06.2019

Летно технические характеристики ту 214. О создании и испытаниях


Один из видов авиационных боеприпасов, сбрасывается с летательного аппарата (ЛА). Авиационные бомбы подразделяются на бомбы основного и вспомогательного назначения. Авиационные бомбы осн. назначения применяются для поражения различных наземных и мор. целей разрушающим действием взрыва, осколками и огнём; к ним относятся также состоящие на вооружении некоторых иностр. ВВС авиационные бомбы, предназначенные для поражения живой силы отравляющими веществами. Авиационные бомбы вспомогат. назначения применяются для решения спец. задач (освещение местности, постановка дымовых завес, разбрасывание агитац. литературы, имитация ядерного взрыва на учениях, сигнализация, обучение бомбометанию и др.).
Впервые авиационные бомбы были применены итальянцами во время итало-турецкой войны 1911-12. В России первые авиационные бомбы были разработаны В 1909-14. Система авиационных бомб конструктора В. В. Орановского состояла из 5 образцов осколочных авиационная бомб массой от 9 до 80 кг и 8 образцов фугасных авиационная бомб массой от 4,5 до 640 кг. В 1916 На вооружении русской авиации появилась зажигательная авиационная бомба конструкции полк. А.Яковлева. К нач. 30-х гг. в СССР были созданы практически все типы авиационных бомб осн. и вспомогат. назначения. В период Великой Отечеств, войны было создано лишь неск. образцов авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные). Разработка авиационных бомб в иностр. ВВС шла аналогичным путём. В послевоенные годы продолжается усовершенствование конструкций авиационных бомб, повышение эффективности их действия в различ. условиях боевого применения, создаются атомные (ядерные), управляемые и самонаводящиеся авиационные бомбы (см. Ядерная бомба , Управляемая авиационная бомба).
Авиационная бомба (рис. 1) состоит из корпуса, снаряжения и стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрич. формы с конич. хвостовой Частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет от разрушения её внутр. снаряжение. Корпуса авиационных бомб осколочного и фугасного действия при взрыве дробятся на осколки. В качестве заряда авиационных бомб используются различ. типы взрывчатых веществ (ВВ) - тротил и сплавы его с гексогеном, аммонийной селитрой и др. Авиационные бомбы зажигательного действия наполняются зажигат. составами или загущёнными горючими жидкостями. Авиационные бомбы вспомогат. назначения снаряжаются различ. пиротехническими составами. В донной и головной частях (реже сбоку) корпуса авиационных бомб имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески у авиационных бомб имеются ушки. У авиационных бомб малой массы (менее 25 кг) они обычно отсутствуют, т.к. эти авиационные бомбы применяются из кассет и связок одноразового использования или контейнеров многоразового применения. Стабилизатор обеспечивает устойчивый полёт авиационной бомбы в воздухе после её сбрасывания с летательного аппарата. Для повышения устойчивости авиационной бомбы на траектории при околозвуковых скоростях полёта к её головной части приваривается баллистическое кольцо. Стабилизаторы современных авиационных бомб имеют перистую, перистоцилиндрическую и коробчатую формы. У авиационных бомб, предназначенных для бомбометания с малых высот (не ниже 35 м), могут применяться стабилизаторы зонтичного типа. При сбрасывании такой авиационной бомбы специальная пружина под действием возд. потока раскрывает лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта (рис. 2), в результате чего увеличивается время падения авиационной бомбы, что позволяет летательному аппарату уйти на безопасное расстояние от точки взрыва.
В некоторых конструкциях авиационных бомб безопасность летательного аппарата при бомбометании с малых высот обеспечивается спец. тормозными устройствами парашютного типа, раскрывающимися после отделения авиационной бомбы от летательного аппарата. Для подрыва заряда ВВ служат взрыватели: ударного действия, дистанционные, неконтактные и др.
Основные характеристики авиационной бомбы : калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, показатели эффективности и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в кг. В зависимости от типа и массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого, среднего и крупного калибра. У фугасных и бронебойных авиационных бомб к малому калибру относятся бомбы массой менее 100 кг, к среднему - 250-500 кг, к крупному - 1000 кг и более. У осколочных, осколочно-фугасных, зажигательных и противолодочных авиационных бомб соответственно к малому - менее 50 кг, среднему - 50-100 кг, крупному - более 100 кг. Миним. калибр существующих авиационных бомб менее 0,5 кг; максимальный - 20 т (американская авиационная бомба Т-12). Коэффициентом наполнения называется отношение массы снаряжения авиационной бомбы к полной её массе. У авиационных бомб с тонкостенным корпусом коэффициент наполнения достигает 0,7; у толстостенных (бронебойного и осколочного действия) - 0,1-0,2. Характеристическое время Θ - осн. показатель баллистических качеств бомбы - это время падения авиационной бомбы, сброшенной при нормальных атмосферных условиях с горизонтально летящего летательного аппарата с высоты 2000 м при скорости 40 м/с. Чем лучше аэродинамич. свойства авиационной бомбы и чем больше её масса, тем меньше Θ. Для существующих авиационных бомб оно обычно колеблется в пределах от 20,25 до 33,75 с. Величина Θ характеризует вид траектории авиационной бомбы и вводится в бомбардировочные прицелы при определении угла прицеливания. Ожидаемую эффективность боевого применения авиационной бомбы позволяют оценить показатели эффективности поражающего действия авиационной бомбы - частные (объём воронки, толщина пробиваемой брони, количество очагов пожара и др.) и обобщённые (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и площадь приведенной зоны поражения, при попадании в к-рую цель выводится из строя). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, к-рый будет нанесён цели. Диапазон условий боевого применения включает данные о допустимых макс, и миним. значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по макс. значениям высоты и скорости определяются условиями устойчивости авиационной бомбы на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным - условиями безопасности собственного летательного аппарата и характеристиками применяемых взрывателей.
Авиационные бомбы основного назначения:
Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - наиболее универсальный и распространённый тип авиационной бомбы., применяется для разрушения и уничтожения различ. целей (военно-пром. объекты, ж.-д. узлы, энергетич. сооружения, фортификац. укрепления, живая сила и техника и др.). Наиболее распространёнными являются фугасные авиационные бомбы ср. калибра. Поражение целей ФАБ достигается действием продуктов взрыва, ударной волны и осколков корпуса. ФАБ применяются с ударными взрывателями мгновенного (по целям, располож. на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглубл. целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмич. действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры к-рой зависят от свойств грунта, калибра А. б. и глубины взрыва. Напр., при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глубине 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. Фугасные авиационные бомбы с взрывателями большого замедления применяются для минирования местности, при этом они иногда снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Осколочная авиационная бомба (ОАБ, по принятой в практике маркировке - АО), как и фугасная, является бомбой многоцелевого назначения (рис. 3) и применяется для поражения различ. открытых, небронир. или малобронир. целей (живая сила, ракеты, самолёты на открытых стоянках, автотранспорт и др.). Калибры ОАБ от 0,5 до 100 кг. Осн. поражения (образование пробоин, воспламенение горючего и т. п.) наносятся при попадании в цели осколков корпуса бомбы. При дроблении корпуса ОАБ образуются осколки различ. массы (от сотых долей грамма до неск. сот граммов). Общее число осколков зависит от калибра; напр., у ОАБ калибра 100 кг 5-6 тыс. осколков массой более 1 г. Для повышения эффективности осколочного действия и обеспечения дробления корпуса на осколки заданной массы на внутренней или наружной поверхности корпусов некоторых ОАБ имеются насечки (канавки). В войне во Вьетнаме авиация США применяла т. н. шариковые бомбы, начинённые стальными и пластмассовыми шариками (рис. 4). Обычно ОАБ комплектуются ударными взрывателями мгновенного действия. Возможно применение неконтактных взрывателей, вызывающих срабатывание авиационной бомбы на определённом расстоянии от земли. При применении ОАБ малого калибра для постановки минных полей против живой силы они комплектуются минновибрационными взрывателями, взрывателями-ловушками или взрывателями со случайным значением времени замедления в диапазоне от 15 с до неск. часов.

Осколочно-фугасная авиационная бомба (ОФАБ) представляет собой осколочную авиационную бомбу с усиленным фугасным действием. Применяется по тем же целям, что и ОАБ, и по незаглубл. целям, обычно поражаемым ФАБ. Калибры ОФАБ 100-250 кг; комплектуются бомбы ударными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5 -15 м.
Противотанковая авиационная бомба (ПТАБ) предназначена для поражения танков, самоходных арт. установок и др. объектов, имеющих броневую защиту, открыто располож. складов боеприпасов, ёмкостей с горючим, а также автомоб. и ж.-д. транспорта (рис. 5). Впервые была применена сов. авиацией в июле 1943 в Курской битве. Калибры совр. ПТАБ 0,5-5 кг, Поражающее действие ПТАБ создаётся кумулятивной струёй, образующейся в результате взрыва заряда, имеющего спец. форму (см. Кумулятивный эффект). Способна пробить броню и поразить находящиеся за бронёй живую силу, агрегаты, топливо и боеприпасы. Осколки корпуса ПТАБ могут поразить находящуюся вблизи живую силу.
Бронебойная авиационная бомба (БРАВ) применяется для поражения бронир. целей и объектов, имеющих прочную бетонную или жел.-бет. защиту. Калибры БРАВ от 100 кг до 1 т. При встрече с преградой БРАВ пробивает её и взрывается внутри цели. Форма головной части, толщина и материал корпуса (спец. легиров. сталь) обеспечивают целость авиационной бомбы в процессе бронепробивания.
Противолодочная авиационная бомба (ПЛАБ) предназначена специально для поражения подводных лодок. ПЛАБ малого калибра рассчитана на прямое попадание в лодку в надводном или подводном положении. Снаряжается ударным взрывателем, при срабатывании к-рого из корпуса ПЛАБ выбрасывается боевая часть оск.-фугасного действия, к-рая пробивает корпус лодки и взрывается с некоторым замедлением, поражая её внутреннее оборудование. ПЛАБ крупного калибра способна поразить цель при взрыве в воде на некотором расстоянии от неё действием продуктов взрыва и ударной волной. Комплектуется дистанц. или гидростатич. взрывателями, обеспечивающими взрыв на заданной глубине, или неконтактными взрывателями, срабатывающими в момент, когда расстояние между погружающейся ПЛАБ и целью минимально и не превосходит радиуса её действия.
Зажигательная авиационная бомба (ЗАБ) предназначена для создания очагов пожара и непосредств. поражения огнём живой силы и военной техники. Калибры ЗАБ обычно от 0,5 до 500 кг. ЗАБ малого калибра, как правило, снаряжаются твёрдыми горючими смесями на основе окислов различ, металлов (напр., термит), развивающими температуру горения 2000-3000 °С. Корпуса таких ЗАБ могут изготавливаться из электрона (горючий сплав алюминия и магния) и др. горючих материалов. Крупнокалибер. ЗАБ снаряжаются легко воспламеняемым горючим (бензин, керосин), загущённым до различ. консистенции (напр., напалм), либо различ. органич. соединениями. В отличие от незагущ. горючего такие огнесмеси при взрыве дробятся на сравнительно крупные куски (200-500 г, а иногда и более), к-рые, разлетаясь в стороны на расстояние до 150 м, образуют очаги пожара. В ЗАБ, снаряжённых загущ. огнесмесями, имеется разрывной заряд и фосфорный патрон; при срабатывании взрывателя огнесмесь и фосфор дробятся и перемешиваются, а самовоспламеняющийся на воздухе фосфор поджигает огнесмесь. Аналогичное устройство имеют и применяемые по площадным целям зажигательные баки, к-рые также снаряжаются вязкой (неметаллизир.) огнесмесью. В отличие от ЗАВ они имеют тонкостенный корпус и подвешиваются только на наружные держатели летательного аппарата.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием и применяется по целям, поражаемым и фугасными, и зажигат. бомбами. Снаряжается пиротехническими или др. зажигат. составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв снаряжения и воспламенение термитных патронов, к-рые разбрасываются на значит, расстояние, создавая дополнит, очаги пожара.
Химическая авиационная бомба (ХАБ) предназначена для заражения местности и поражения живой силы стойкими и нестойкими отравляющими веществами (OB). Применение OB запрещено Женевским протоколом 1925. Однако на вооружении некоторых империалистич. гос-в имеются ХАБ, снаряжаемые OB различ. рецептур (зарин, синильная кислота, фосген и др.). Авиационные бомбы комплектуются ударными, дистанционными (взрыв на высоте 200 м) или неконтактными (взрыв на высоте 50 м) взрывателями. При взрыве заряда разрушается тонкостенный корпус ХАБ, жидкое OB дробится на мелкие капли и разбрасывается во все стороны, поражая людей и заражая местность и объекты стойкими OB или создавая облако нестойких OB, заражающих воздух. Известны также конструкции ХАБ малого калибра (0,4-0,9 кг), корпуса к-рых имеют сферич. форму и изготовлены из пластмассы. Такие ХАБ применяются без взрывателей; разрушение их корпуса и дробление OB происходит в момент удара о землю.
Авиационные бомбы вспомогательного назначения:
Светящая авиационная бомба (САБ) предназначена для освещения местности при возд. разведке и бомбометании с помощью оптич. прицелов ночью. Снаряжается одним или неск. факелами осветит, пиротехн. состава, каждый из к-рых имеет свою парашютную систему. При срабатывании дистанц. взрывателя вышибное устройство воспламеняет факелы и выбрасывает их из корпуса САБ. Снижаясь на парашютах, факелы освещают местность в течение 5-7 мин, создавая суммарную силу света в неск. млн. кандел (свечей).
Фотографическая авиационная бомба (ФОТАБ) применяется для освещения местности при ночном аэрофотографировании. Снаряжается фотосоставом (смесь алюминиево-магниевых порошков с окислителями) и разрывным зарядом. При срабатывании дистанц. взрывателя детонирует разрывной заряд, к-рый разбрасывает и воспламеняет фотосостав; кратковременная (0,1-0,2 с) его вспышка даёт силу света в неск. млрд. кандел.
Дымовая авиационная бомба (ДАВ) используется для постановки дымовых завес на местности. По конструкции аналогична ЗАБ. Снаряжается белым (пластифицированным) фосфором и небольшим разрывным зарядом. Взрыв заряда дробит фосфор, к-рый, воспламеняясь, создаёт дымовую завесу.
Имитационная авиационная бомба (ИАБ) служит для условного обозначения точки ядерного взрыва при обучении войск. Снаряжается разрывным зарядом, жидким горючим, вспышка к-рого имитирует огненную сферу ядерного взрыва, и белым фосфором, образующим при горении грибовидное облако дыма. Для имитации наземного или возд. взрыва применяются соответственно ударные или дистанц. взрыватели.
Агитационная авиационная бомба (АГИТАБ) предназначена для разбрасывания агитац. литературы. По принципу действия и устройству подобна разовым бомбовым кассетам, из к-рых в момент срабатывания дистанц. взрывателя выбрасываются листовки и брошюры.
Ориентирно-сигнальная авиационная бомба (ОСАБ) применяется для обозначения р-на сбора групп летательных аппаратов, маршрута полёта, решения навигац. и бомбардировочных задач и различ. условной сигнализации на земле, воде и в воздухе. ОСАБ, используемые днём, снаряжаются пиротехц. составами, при горении к-рых образуется окрашенное в тот или иной цвет дымовое облако; ночью применяются ОСАБ, снаряжённые спец. составами, дающими при горении пламя различ. цвета. Для создания сигнальных точек на земле ОСАБ комплектуется ударным взрывателем. Сигнальные точки в воздухе образуются снижающимся на парашюте факелом сигнального состава, к-рый выбрасывается из корпуса в момент срабатывания дистанц. взрывателя. ОСАБ, используемая на море, снаряжается флуоресцирующей жидкостью, к-рая при ударе о воду растекается в виде тонкой плёнки, образуя хорошо заметное пятно - сигнальную точку.
Практическая авиационная бомба (ПАБ, по принятой в практике маркировке - П) применяется для обучения лётного состава бомбометанию. По конструкции аналогична ОСАБ. Снаряжается пиротехц. составами ночного и дневного действия, к-рые обозначают точку её падения в виде вспышки фотосостава или облака дыма. Для обозначения следа траектории в воздухе ПАБ снаряжаются патронами с трассир. составами.
Лит.: Дорофеев А. Н., Кузнецов В. А., Сapкисян Р.С. Авиационные боеприпасы. М., 1968; Учебник механика Военно-Воздушных Сил. М., 1968; Гражданская оборона. М., 1963; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. Изд. 2-е. М., 1988; Вооруженные силы капиталистических государств. М., 1971.
Р.С. Саркисян.

Авиационные бомбы- средства поражения, сбрасываемые с летательного аппарата. Они предназначены для нанесения удара по различным наземным и морским целям. Впервые на вооружении авиации бомбы появились перед началом первой мировой войны, и с тех пор они стали наиболее многочисленным видом авиационных боеприпасов.

Бомбы бывают основного, специального и вспомогательного назначения. Бомбы основного назначения предназначены для поражения вражеских объектов посредством взрыва, удара или огня. К ним относятся фугасные, зажигательные, осколочные, осколочно-фугасные, фугасно-зажигательные, бронебойные, противотанковые, противолодочные. К бомбам специального назначения относят: фото осветительные, имитационные, дымовые, практические и агитационные. Бомбы вспомогательного назначения- ориентирно-сигнальные и светящие.

Основными характеристиками авиационных бомб является калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, характеристики эффективности, диапазон боевого применения.

Калибр- номинальная масса бомбы с установленными геометрическими размерами. Калибр указывается в уловном обозначении бомбы после наименования типа. Например, ОФАБ-100-осколочно-фугасная авиационная бомба калибра 100 кг. Если имеется несколько разновидностей бомб одного и того же калибра и типа, но отличающихся друг от друга несколькими особенностями, то эти особенности указываются соответствующими индексами. Например, ФАБ-1500Ш-фугасная авиационная бомба калибра 1500кг для штурмового применения.

Коэффициент наполнения- отношение массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0.1 до 0.7. Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб, наименьший у осколочных.

Характеристическое время- показатель бомбы, характеризующий её баллистические свойства. Значение характеристического времени определяется временем падения бомбы, сброшенной при горизонтальном полёте летательного аппарата с воздушной скоростью 144 км/ч на высоте 2000 м. в условиях стандартной атмосферы. У современных бомб значение характеристического времени лежит в диапазоне от 20.25 до 33.75, это значение учитывается при определении угла прицеливания.

Бомбы основного назначения являются наиболее распространёнными. Фугасные авиационные бомбы(ФАБ) предназначены для уничтожения различных целей. Их калибр изменяется от 50 кг. до 10000 кг., коэффициент наполнения ФАБ- от 0.4 до 0.55. Основными поражающими факторами ФАБ являются поражающая волна, кинетическая энергия бомбы и продукты взрыва. Кроме того, ФАБ могут поражать некоторые объекты при помощи осколков. Поражающие действия ФАБ характеризуют: радиус зоны поражения объекта, объём воронки при взрыве в грунте, глубина проникновения в грунт, толщина бетонного перекрытия, пробиваемая бомбой.

Фугасные авиационные бомбы могут быть: обычной конструкции, толстостенные, объемно-детонирующие и штурмовые. Толстостенные ФАБ имеют более толстый корпус, по сравнению с обычной ФАБ, выполненной из легированной стали. Они предназначены для поражения железобетонных укрытий, взлётно-посадочных полос аэродромов, фортификационных сооружений, бетонных и стальных мостов.

Штурмовые ФАБ служат для бомбометания с горизонтального полёта с малых высот. На них установлены встроенные тормозные устройства и взрыватель мгновенного действия. Они предназначены для разрушения бетонированных объектов. К бомбам такого типа относится бомба "Дюрандаль"(Франция). Она сбрасывается с высоты 50-500м. Её полёт тормозится двумя парашютами, раскрывающимися автоматически. На заданной высоте срабатывает программное устройство и включается ракетный ускоритель, в результате этого бомба приобретает скорость 200 м/с. "Дюрандаль" способна пробить бетонированную взлётно-посадочную полосу толщиной до 0.7 м. и взорваться на глубине до 2 м., при этом разрушив бетонное покрытие на площади до 0.2 га.

Объемно-детонирующие авиационные бомбы(ОДАБ) по сравнению с обычными ФАБ обладают большим радиусом поражения. Это объясняется тем, что энергия взрыва ФАБ выделяется в объёме взрывчатого вещества, создаётся излишне большое давление. Выделение энергии при действии ОДАБ происходит в объёме аэрозольного облака, размеры которого во много раз превышают размеры бомбы. Давление продуктов взрыва внутри облака-около 3 МПа-является достаточным для поражения объектов, подверженных воздействию ударной волны. Аэрозольное облако "затекает" в окопы, укрытия, усиливая поражающие действие ОДАБ. Бомбы ОДАБ впервые были испытаны американцами во время войны во Вьетнаме.

Осколочно-фугасные авиационные бомбы(ОФАБ) предназначены для поражения ракетных установок, летательных аппаратов, стоящих на открытом месте, артиллерийских орудий, автомобилей, живой силы противника и т.д. Коэффициент наполнения ОФАБ составляет 0.3-0.35. Основными поражающими факторами бомбы являются продукты взрыва, ударная волна и осколки корпуса.

Осколочные авиационные бомбы(ОАБ) предназначены для поражения живой силы и автомобильной техники противника. Основным поражающим фактором бомбы являются осколки корпуса. ОАБ могут быть калибра от 0.5 до 100 кг, коэффициент наполнения -0.1-0.2. Бомбы снабжены взрывателями мгновенного действия. Существуют ОАБ с готовыми осколками. Так, в шариковых ОАБ в качестве осколков служат стальные шарики. Корпус шариковой ОАБ изготовлен из лёгкого сплава, внутри корпуса размещается взрывчатое вещество, контактный взрыватель и металлические шарики. На бомбе установлен взрыватель с центробежным предохранителем, который срабатывает после того, когда шарик определённое число раз повернется вокруг своей оси. ОАБ калибра до 10 кг. сбрасываются с летательного аппарата в разовых бомбовых кассетах(РБК) или из специальных контейнеров многоразового использования. Кассеты имеют габариты ФАБ калибра 100-500 кг. и обозначаются шрифтом, где указывается название кассеты, её калибр и тип снаряжения. Например, РБК-250АО-1.

Противотанковые авиационные бомбы(ПТАБ) предназначены для поражения танков и другой бронированной техники противника. Калибр ПТАБ изменяется от 0.5 до 10 кг. Основным поражающим фактором ПТАБ является кумулятивная струя диаметром 1-2 мм.и скорость10-15 км/с. Материал брони выжимается струёй в сторону, в результате этого в броне образуется пробоина. Находящиеся за бронёй уязвимые агрегаты цели поражаются пробивным зажигательным и инициирующим действием остатков струи и осколков брони.

Зажигательные авиационные бомбы(ЗАБ) предназначены для уничтожения и поражения огнём живой силы и техники противника. ЗАБ имеют калибр от 1.5 до 500кг. ЗАБ калибра до 2.5 кг снаряжаются термитным составом(смесь алюминия с окислами железа).

Разновидностью ЗАБ являются фугасно-зажигательные авиационные бомбы(ФЗАБ), которые предназначены для поражения складов горючего, нефтехранилищ и т.д.

Авиационные бомбы бывают свободного падения и управляемые. На вооружении ВВС Российской Федерации имеются авиационные бомбы и кассеты, представленные в таблице.

Авиационные бомбы и кассеты

Тип

Класс бомбы

Длинна,мм

Диаметр,мм

Масса бомбы, кг

Масса БЧ,кг

Тип БЧ

Примеча-

ния

БЕТАБ

СВ.П

1857

Бетоно-

бойная

БЕТАБ

СВ.П

2107

Бетоно-

бойная

ГБ-100

СВ.П

1250

Глубин-

ная

ЗАБ-250

СВ.П

1000

ЗАБ-500

СВ.П

2142

КАБ

500Л

УПР

3050

Лазерная ГСН

КАБ

500кр

УПР

3050

ББ

Телеви-

зионная

ГСН

КАБ-

1500Л-

ПР

УПР

4600

1500

1100

ПБ

Коррек-

тируемая

с лазер-

ной ГСН

КАБ-

1500Л-Ф

УПР

4600

1560

1180

Коррек-

тируемая

с лазер-

ной ГСН

ОДАБ-

СВ.П

2142

1000

ОБ

Объёмно-

детони-

рующая

ОФАБ-

СВ.П

ОФ

ОФАБ-

СВ.П

1589

ОФ

ПБ-

СВ.П

1982

ОФ

РБК-250

275АО-

1-сч

СВ.П

2120

Разовая

бомбовая

кассета

РБК-

АО

СВ.П

2285

Разовая

бомбовая

кассета

РБК-500

ШОАБ-

СВ.П

1500

Разовая

бомбовая

кассета

СЗВ

УПР

1300

Глубин-

ная с гидро-аку

стической ГСН

ФАБ-

СВ.П

ФАБ-

СВ.П

2142

ФАБ-

5000

СВ.П

3107

4900

4200

ХБ-

СВ.П

1392

ХБ-

2000

СВ.П

2428

2000

1700

Как видно из таблицы большинство бомб являются бомбами свободного падения. Бомбы этого типа широко представлены в вооружённых силах не только России, но и других стран. За всю историю существования были разработаны сотни модификаций неуправляемых бомб.

В странах НАТО бомбы свободного падения снаряжаются разнообразными бризантными взрывчатыми веществами и специальными взрывчатыми веществами кумулятивных снарядов, созданных на основе октогена, гексогена и тротила. Бомбы оснащаются взрывателями различного типа: инерционными, пьезоэлектрическими, механического ударного действия. По времени срабатывания они подразделяются на взрыватели мгновенного действия и с диапазоном замедления.

В иностранных военных изданиях часто можно встретить статьи, в которых отмечается, что в авиабомбах для распознавания цели используются средства искусственного интеллекта. Например, боевая часть американской бомбы BLU-31 калибра 750 фунтов снабжена акустическими и сейсмическими датчиками, реагирующими на прохождение танка и обеспечивающими его подрыв.

Разработкой и производством авиабомб за рубежом занимаются крупные частные и государственные фирмы: в США -"Авко", "Аэроджет орднанс", "McDonnel Duglas (Макдоннел-Дуглас)","Ханиуэлл", в Великобритании -"British Aerospace (Бритиш Аэроспейс)", "Хантинг энджиниринг", предприятия министерства обороны, в Германии -"Мессершмит-Бельков-Блом", во Франции -"Матра", "Томсон-Бранд",SAMP(Самп), в Испании -"Экспал", в Швеции -"FFV-Орднанс", в Бразилии -АВИАБРАЗ, в ЮАР -АРМСКОР.

Кроме неуправляемых авиационных бомб в арсеналах ВВС и ВМФ стран НАТО широко представлены и управляемые бомбы(УАБ), которые в отличии от других видов управляемого оружия обладают мощной боевой частью, достаточно большой дальностью применения(до 70 км.) и высокой точностью наведения. В авиации США применяются управляемые бомбы калибров 500, 1000 и 2000 фунтов. Все они созданы на базе неуправляемых бомб соответствующих калибров и оснащены лазерными и телевизионными системами наведения. Работы по созданию управляемых авиабомб высокими темпами ведутся в Великобритании и Франции. Наиболее интересной из французских УАБ является бомба с полуактивным лазерным наведением "Арколь", способная выводить из строя фортификационные сооружения особой прочности. Ниже представлены таблицы с основными характеристиками зарубежных авиабомб.

Обозначение

Общая масса,кг(фунты)

Примечание

США

М30А1

45,4(100)

Общего назначения

М38А2

45,4(100)

Практическая

М40А1

10,4(23)

Осколочная

М41А1

9,1(20)

Кумулятивно-осколочная

М47

45,4(100)

Зажигательная и дымовая

М50

1,8(4)

Зажигательная

М52

454(1000)

Бронебойная

М56

1814(4000)

Фугасная

М57

113(250)

Общего назначения

М58

227(500)

Полубронебойная

М59

454(1000)

Полубронебойная

М64

227(500)

Общего назначения

М65

454(1000)

Общего назначения

М66

907(2000)

Общего назначения

М69

2,7(6)

Зажигательная

М70

52,2(115)

Химическая

М74

4,5(10)

Зажигательная

М76

227(500)

Зажигательная

М78

227(500)

Химическая(ОВтипа АС,СК)

М79

454(1000)

Химическая(ОВтипа АС,СК)

М81

118(260)

Осколочная

М82

40,8(90)

Осколочная

М83

1,81

Осколочная

М86

54(120)

Осколочная

М88

100(220)

Осколочная

М103

907(2000)

Полубронебойная

М104

45,4(100)

Агитационная

М105

227(500)

Агитационная

М109

5443(12000)

Общего назначения

М110

9980(22000)

Общего назначения

М113

56,7(125)

Химическая

М116

340(750)

Напалмовая(364л загущенной смеси)

М117А

340(750)

Общего назначения

М118

1360(3000)

Общего назначения

М121

4536(10000)

Общего назначения

М124

113(250)

Практическая

М125

4,54(10)

Химическая(ОВ типаGB)

М126

1,81(4)

Зажигательная

М129

340(750)

Агитационная

М138

340(750)

Химическая(ОВ типа GB)

МС1

340(750)

Химическая(ОВ типа GB)

907(2000)

Фугасная

1,36(3)

Практическая

Mk15

45,4(100)

Практическая

Mk23

1,36(3)

Практическая

Mk33

454(1000)

Бронебойная

Mk36

113(250)

Общего назначения, с автонавод

Mk65

227(500)

Практическая

Mk66

456(1000)

Практическая

Mk76

11,3(25)

Практическая

Mk77

340(750)

Зажигательная(416л керосина)

Mk79

454(1000)

Зажигательная

Mk81

120(250)

Общего назначения

Mk82

240(500)

Общего назначения

Mk83

454(1000)

Общего назначения

Mk84

895(2000)

Общего назначения

Mk86

113(250)

Практическая

Mk88

454(1000)

Практическая

Mk89

25,4(56)

Практическая

Mk94

227(500)

Химическая(49кг зарина)

Mk106

2,27(5)

Практическая

Mk111

454(1000)

Фугасная

Mk116"Ветай"

340(750)

Химическая(183кгОВ типа GB)

Mk122

340(750)

Зажигательная

BLU-1

340(750)

Зажигательная

BLU-3

0,79(1,75)

Осколочная

BLU-4

0,54(1,2)

Осколочная

Великобритания

Mk1 и 2

240(500)

Фугасные

Mk6-Mk20

405-410(1000)

Фугасные

Mk11

Глубинная бомба

Франция

Тип 2

Практическая

Тип 6

Практическая

Тип 7

Практическая

Тип 8

12,2

Практическая

BL-4

1000

Фугасная

BL-5

Фугасная

Германия

Stabo

16,8

Бетонобойная

КВ44

Противотанковая

Испания

BRFA-330

Бетонобойная

BRP-50

Фугасная

Основные характеристики зарубежных управляемых авиабомб

Наименование,

страна-

производитель

Общая масса,

кг

Масса БЧ,

кг

Система

наведения

Снаря-

жение

Само-

лёт-нос

GBU-24,США

1300

Лазерная полу-

активная с гидро-

стабилизацией

Фугасное

F-4, F-16,

F-111

AGM-130A,

США

1352

Тепловизионный

координатор цели

Фугасное

F-111,

F-4,

F-15

Серия BLG,

Франция

250-1000

100-500

Лазерная полуактивная

Фугасное

Ягуар,

Мираж

"Арколь",

Франция

1000

Лазерная

полуактивная

Кумулятив-

но-фугасное

Ягуар,

Мираж

Кассета

"Апаш",

Франция

1000-1150

Лазерная

полуактивная

Малокали-

берные бомбы и мины

Ягуар,