РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
Э. А. Мамаев
ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕ
2-е издание
Ростов-на-Дону
УДК 656.2250773(075)
ББК 65.37.Т65
Мамаев, Э. А.
Практикум по логистике / Э. А. Мамаев; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2009. – 74 с.: ил. – Библиогр.: 12 назв.
Приводятся краткие теоретические сведения, задания и варианты исходных данных для выполнения расчетов по различным разделам логистики. В приложениях к заданиям приведены указания к их выполнению с использованием офисной программы МicroSoft Excel.
Пособие предназначено для студентов, изучающих «логистику», для широкого круга родственных специальностей.
Рецензент: д-р экон. наук, проф. В. А. Макеев (РГУПС)
Учебное издание
Мамаев Энвер Агапашаевич
ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕ
Редактор Т. М. Чеснокова
Корректор Т. М. Чеснокова
Подписано в печать 20.02.2009. Формат 60х84 /16.
Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 4,1 .
Уч.-изд. л. 4,3 . Тираж экз. Изд. № 32. Заказ №
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ризография РГУПС
Адрес университета: 344 038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2009
Программное обеспечение" href="/text/category/programmnoe_obespechenie/" rel="bookmark">программного обеспечения в практических исследованиях логистических технологий организации материальных потоков становится несомненным. При этом для эффективной организации материальных потоков должны привлекаться разные виды транспорта, формы складирования и управления запасами и закупками и т. д.
В представленном пособии приводится ряд практических заданий по основам транспортной логистики, заданий по складской логистике, управлению запасами и заказами в логистических системах. Транспортная логистика представлена классической транспортной задачей и ее модификациями, вариантами вариантного анализа маршрутизации перевозок. В разделе складской логистики рассматриваются алгоритмы размещения складских комплексов, а в разделе управления запасами и заказами приводятся разные типы моделей из этой области.
Задания сопровождаются вариантами данных для индивидуальных расчетов и методическими указаниями к их выполнению.
В приложениях приводятся расчетные таблицы (рабочие листы) решения задач с использованием модулей из библиотеки MicroSoft Excel, рекомендуемые к использованию при выполнении соответствующих заданий. При выполнении других заданий также могут использоваться программные продукты для облегчения расчетов и нахождения оптимальных (рациональных) решений.
1 ТРАНСПОРТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
Структура темы : Изучение вариантов постановки задач транспортировки грузов и маршрутизации перевозок, определения плана транспортировки продукции для конкретных предприятий, выбор оптимального транспортного средства.
Цель : Получить знания по оптимизации транспортных логистических цепей, оценке эффективности вариантов транспортировки продукции предприятия, выбору вида транспорта для доставки грузов.
Оборудование : Персональный компьютер, офисные приложения, электронные таблицы (MS-Excel).
Порядок выполнения : Изучить теоретический материал. Выбрать вариант для индивидуального задания, выполнить расчеты, сделать выводы по результатам и в соответствии с контрольными вопросами.
1.1 Транспортная задача для маршрутизации перевозок
Процесс перемещения товаров (транспортировка) является одним из центральных элементов в цепях поставок. Наличие многих факторов и критериев оценки решений определяют класс моделей и задач транспортного типа. Краткий перечень концептуальных подходов к формированию моделей транспортных задач (маршрутизации перевозок) представлены в таблице 1.1.
Рассмотрим транспортную задачу, которая в обозначениях таблицы 1.1 имеет вид <Ц1, П1, Ч1, Т1, Р1, М2, У1, Е2, Н1, З1, Г1>. Другими словами, требуется определить оптимальный план доставляющий минимальные суммарные транспортные издержки при перевозке некоторого однородного продукта от поставщиков до потребителей. Математическая модель задачи имеет следующий вид
Таблица 1.1 – Параметры моделей планирования и маршрутизации перевозок
Факторы и ограничения концептуальной модели | Значение |
Целевая функция (Ц) | Ц1. Минимизация транспортных издержек |
Ц2. Минимизация времени доставки грузов |
|
Ц3. Минимизация суммарных издержек на размещение производств и транспортировку |
|
Ц4. Надежность выполнения графика перевозок |
|
Наличие пунктов производства (П) | П1. Без учета затрат на организацию производства |
П2. С учетом затрат на организацию производства |
|
Число продуктов (Ч) | Ч1. Однопродуктовые |
Ч2. Многопродуктовые |
|
Т1. Без учета типологии транспортных средств |
|
Т2. С учетом типологии транспортных средств |
|
Промежуточные пункты перевалки (распределения) | Р1. Без промежуточных пунктов |
РN. С многими промежуточными пунктами перевалки |
|
Ограничения (1 – нет или 2 – есть) |
|
На мощности источников потоков (М) | На перерабатывающие способности промежуточных элементов цепей транспортировки (Н) |
На пропускные способности участков (У) | Взаимозаменяемость грузов (продуктов) (З) |
На объемы потребности потребителей (Е) | На грузоподъемность транспортных средств (Г) |
Имеется https://pandia.ru/text/80/280/images/image003_105.gif" width="19" height="25">, , и пунктов получения этого же продукта с потребностями , . Известны – транспортные издержки связанные с доставкой единицы продукта из пункта поставки до пункта получения , , , рис 1.1.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Оценка поставщиков для принятия решения о продлении договорных отношений на основе анализа динамики цен на товары, их качества и соблюдения установленных сроков поставки. Выбор территориально удаленного поставщика путем вычисления полной стоимости товара.
контрольная работа , добавлен 27.03.2012
Основные понятия и процессы логистики, ее структура и назначение на предприятии. Исследование технологического процесса на складе. Главные логистические операции, выполняемые с грузом на складе. Расчет величины суммарного материального потока на складе.
лабораторная работа , добавлен 07.04.2010
Закупочная логистика на предприятии. Служба закупок на предприятии. Управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Анализ поставщиков оборудования по изготовлению этикеток для ОАО "Полиграфоформление".
курсовая работа , добавлен 29.03.2011
Поставки от территориально удаленного поставщика. Оценка поставщика на основе расчета рейтинга. Динамика поставки товаров ненадлежащего качества. Динамика нарушений срока поставки. Дифференциация ассортимента с применением методик АВС и XYZ анализа.
контрольная работа , добавлен 13.03.2015
Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.
учебное пособие , добавлен 14.06.2009
Организация и структура логистики на предприятии. Деятельность по управлению материальными потоками на производстве и ее взаимосвязь с финансовым управлением. Разработка интегрированного подхода в промышленной логистике, обзор логистических систем.
курсовая работа , добавлен 25.01.2014
Особенности учета логистических издержек, их классификация. Суть издержек на создание и поддержание запасов, транспортно-заготовительные расходы. Логистический подход к решению задач распределения в торговле. Развитие инфраструктуры товарных рынков.
контрольная работа , добавлен 25.11.2010
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра менеджмента
ЛОГИСТИКА
Практикум
Челябинск
Логистика: практикум / сост. Л.Б. Владыкина; УрСЭИ АТиСО. –
Челябинск, 2009. – 60 с.
Практикум составлен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080705.65 «Менеджмент организации» и программой учебного курса «Логистика». Предназначен для практических занятий с целью активного использования студентами методов, принципов, технологий и других инструментов логистики при решении конкретных ситуаций.
В практикуме приведен тематический план лекционных и практических занятий, вопросы для обсуждения, задания, тесты, тематика курсовых (контрольных) работ, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.
Практикум предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080705.65 «Менеджмент организации».
Составитель Владыкина Л.Б., ст. преподаватель кафедры менеджмента УрСЭИ
Рецензенты Иванов О.П. , канд. техн. наук, профессор кафедры менеджмента УрСЭИУсова А.А., канд. экон. наук, доцент ЮУрГУ
© Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, 2009
© Владыкина Л.Б., 2009
Предисловие………………………………………………………………….. | ||
Тематический план и сетка часов курса «Логистика»…………………….. | ||
Методика подготовки и проведения практических занятий……………… | ||
Раздел I. Логистика и рынок………………………………………………... | ||
Практическое занятие 1. Тема: Логистика как наука и сфера | ||
профессиональной деятельности…………………………………………. | ||
Практическое занятие 2. Тема: Логистические концепции, | ||
применяемые для формирования микрологистических систем………… | ||
Практическое занятие 3. Тема: Проектирование логистических систем, |
||
проведение функционально-стоимостного анализа……………………... | ||
Раздел II. Функциональные области логистики…………………………… 21 | ||
Практическое занятие 4. Тема: Логистика запасов……………………… | ||
Практическое занятие 5. Тема: Закупочная логистика………………….. | ||
Практическое занятие 6. Тема: Транспортная логистика……………….. 32 | ||
Практическое занятие 7. Тема: Логистика складирования……………… | ||
Практическое занятие 8. Тема: Распределительная логистика…………. | ||
Раздел III. Поддержка логистического менеджмента……………………... | ||
Практическое занятие 9. Тема: Информационное обеспечение | ||
логистики…………………………………………………………………… | ||
Практическое занятие 10. Тема: Сервис в логистике……………………. | ||
Темы курсовых (контрольных) работ………………………………………. | ||
Контрольные вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Логистика»………. | ||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дело руководителя – видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может быть.
Дж. У. Титс
В современной экономике управление потоками ресурсов является одной из ключевых компетенций. Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, – тем не менее, сравнительно молодая и бурно развивающаяся наука. Анализируя роль логистического менеджмента в фирме с позиций получения конкурентных преимуществ, можно утверждать что, внедряя логистические принципы и системы, фирма любой отрасли получает значительные преимущества за счет оптимизации потоков и снижения затрат. Квалифицированный специалист в сфере логистики должен знать, как правильно и рационально управлять всеми ресурсами предприятия.
Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю, а также затрат на их движение. Область применения логистики разнообразна, включает: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; организацию информационных систем, коммерческую деятельность и т.д.
Цель пособия – помочь закрепить у студентов понимание необходимости единого управления сквозными материальными потоками, ориентировать обучающихся на целостное видение сущности процессов в логистической системе и возможность их оптимизации.
Применение логистического подхода к управлению закрепляется при решении практических задач, наиболее часто встречающихся в деятельности реальных организаций. Практикум содержит ряд хозяйственных ситуаций, иллюстрирующих современные логистические концепции. Решение практических задач требует выполнить расчет полной стоимости бизнес-процессов и найти пути снижения затрат.
Учебно-практическое пособие состоит из трех разделов:
Раздел I. Логистика и рынок – формирует представление о месте логистики в сфере общественного производства, рассматривает логистические концепции и практическое применение тянущих и толкающих микро логистических систем в сфере производства, обучает проектированию логистических систем и проведению финансово-стоимостного анализа в логистической системе.
Раздел II. Функциональные области логистики – содержит задания,
раскрывающие вопросы, связанные с управлением запасами, снабжением, транспортировкой, складированием и дистрибьюцией.
Раздел III. Поддержка логистического менеджмента – дает пред-
ставление, о практических методах объединения процессов производства, снабжения, сбыта и транспортировки, применения различных видов сервисного обслуживания с учетом критерия эффективности логистической системы.
Каждый раздел сформирован из заданий, решение которых направлено на достижение главной цели логистики – сокращение затрат, связанных с оптимизацией материального и сопутствующих потоков в деятельности фирмы.
Закрепление теоретических знаний в процессе решения задач позволит получить практический навык управления логистической системой в целом и ее отдельными логистическими звеньями.
Кроме того материалы к практическим занятиям содержат: вопросы для обсуждения и тесты для проверки знаний.
Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:
∙ самостоятельно анализировать состояние логистической системы;
∙ находить эффективные пути совершенствования логистической системы фирмы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ КУРСА «ЛОГИСТИКА» для студентов специальности «Менеджмент организации»
Название темы | |||||
Логистика как наука и сфера | |||||
профессиональной деятельности |
|||||
Логистические концепции, | |||||
применяемые для формирования | |||||
логистических систем | |||||
Проектирование логистических | |||||
систем, функционально- | |||||
стоимостной анализ | |||||
Логистика запасов | |||||
Закупочная логистика | |||||
Транспортная логистика | |||||
Логистика складирования | |||||
Распределительная логистика | |||||
Информационное обеспечение | |||||
логистики |
|||||
Сервис в логистике | |||||
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «Логистика» предполагается проведение занятий в
– использование метода ситуационных задач (кейсов);
– выполнение практических заданий по построению микрологисти-
ческих систем, оптимизации потоков и сокращению затрат,
связанных с функционированием предприятия;
– выполнение тестов.
Семинары, основанные на методе кейсов, помогают освоить правила:
ведения дискуссии, командной работы, анализа и сопоставления различных точек зрения по поставленной проблематике.
∙ группу разделите на несколько подгрупп по 3-4 человека в каждой.
Проведите распределение ролей в группе (руководитель, стенографист,
контролирующий время обсуждения, выступающий);
∙ внимательно прочитайте весь текст с целью составить целостное представление о ситуации;
∙ дайте характеристику ситуации. Определите главные и второстепенные факторы, детали. Зафиксируйте письменно проблему, а также все факторы, касающиеся этой проблемы;
∙ сформулируйте критерии для проверки правильности предложенных решений;
∙ попытайтесь найти альтернативные варианты решения, если такие существуют;
∙ разработайте перечень практических мероприятий по реализации предложенного вами решения.
При решении кейсов и практических ситуаций можно использовать метод «мозгового штурма» – это способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых альтернативных
вариантов решения в проблемной ситуации. Проблемы по характеру можно разделить на три основных типа: аналитические (причинные) проблемы;
синтетические (проблемы мер); проблемы выбора.
Этапы «мозгового штурма»:
1) изложение проблемы (цель, к чему стремится, наиболее важные ограничения, определение, что нужно делать);
2) высказывание идей (идеи принимаются все и от всех участников);
3) отбор идеи (аргументация предложенных идей и определение о возможности применить их для решения ситуации);
4) развитие решения (разработка отдельных направлений).
∙ все тесты содержат вопросы множественного выбора;
∙ присутствует временной параметр выполнения теста;
∙ для тематических тестов положительная оценка будет при условии более
60% правильных ответов на вопросы.
Основные знания, приобретаемые студентами при изучении
дисциплины:
∙ о внутрипроизводственных и внешних логистических системах, их звеньях;
∙ логистических цепей и сетей; критерии оптимизации и функциони-
∙ о связях логистики с другими функциональными областями бизнеса;
∙ о существующих микрологистических концепциях и системах;
∙ о методах и приемах управления базисными и ключевыми логисти-
ческими активностями: процедурами заказов, операционными процеду-
рами в производстве, закупками, дистрибьюцией, запасами, транспор-
тировкой.
РАЗДЕЛ I. ЛОГИСТИКА И РЫНОК
Практическое занятие 1
Тема: Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности
Цель: формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства.
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция логистики. Парадигмы логистики.
2. Современная экономика как сфера применения логистики.
3. Многообразие определения логистики и материального потока.
4. Логистические активности, системы, звенья, логистические цепи и сети.
5. Принципы и требования формирования логистичекой системы.
6. Логистическая миссия и логистичекая среда.
7. Логистический подход к управлению потоковыми процессами.
8. Понятие и виды логистических операций.
9. Интерфейс логистического менеджмента с маркетингом.
10. Взаимодействие логистики с другими функциональными областями бизнеса.
11. Перспективы развития логистики.
Задание 1.1
1. Решить кроссворд:
Л О Г И С Т И К А
Л О Г И С Т И К А
По горизонтали:
1. Масса грузов, перемещаемая в пространстве.
2. Товары или предметы, принимаемые для перевозки, направляемые получателю.
3. Сообщение о состоянии или местонахождении груза.
4. Универсальный термин, означающий устройство для перемещения грузов.
5. Доставка продукции по специальному договору.
6. Содержание товара или продукта в безопасности и целостности.
7. Специальное помещение для хранения чего-либо.
В зависимости от специфики деятельности постройте логистическую цепь по выпуску одного-двух товаров согласно логистическим функциям.
Задание 1.3
Задание: Определите границы логистической системы с точки зрения традиционного и интегрального подходов, а также объект и субъект управления в логистических системах.
Ситуация 1.
В г. Орле работает небольшое частное производственное предприятие, выпускающее пластиковые горшки и кашпо для комнатных растений. Система распределения этого предприятия строится следующим образом. На предприятии существует отдел сбыта, который работает в двух направлениях: розничные и оптовые продажи. Розничные продажи осуществляются собственными силами посредством продажи в трех магазинах промтоваров г. Орла и в магазине промтоваров г. Ромны Орловской области. Товар складируется на территории предприятия и доставляется в магазины арендованным транспортом по мере необходимости. Оптовые продажи осуществляются мелкооптовыми дилерами в городах Курске, Брянске, Туле, Подольске. Дилеры доводят товар до конечных покупателей через собственные розничные пункты продаж или через торговых агентов. Товары, купленные дилерами, складируются на площадях их торговых точек и доставляются к местам продажи посредствам собственных сил.
Ситуация 2.
Предприятие «Орион» в г. Новокузнецке выпускает моторчики для вентиляторов марки Х-11. Моторчики поставляются в г. Иркутск, где на предприятии «Горизонт» собираются вентиляторы данной марки и продаются через независимых оптовых посредников, которые, в свою очередь, организуют розничную продажу данного товара. Транспортировку груза «Орион» осуществляет собственными силами, «Горизонт» и оптовики используют арендованный транспорт.
Ситуация 3.
Предприятие «Малыш и Карлсон» производит мягкие игрушки. Ассортимент составляет порядка 1000 наименований. Исследования системы распределения данного предприятия показали несостоятельность сбытовых
процессов. Было решено отдать эту функцию на аутсорсинг одному из лучших дистрибьюторов, с которыми предприятие ранее сотрудничало. Таким образом отдел сбыта был сокращен до минимума и на сегодняшний день стал представлять собой лишь контролирующий орган.
Тест для проверки знаний по теме 1
1. Где появился термин «логистика»? а) в Древней Индии;
б) в Х IХ в. в США; в) в Древней Греции; г) в Римской империи;
д) нет правильного ответа.
2. Что в логистике понимается под логистической системой?
а) сложная организационно завершенная экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками; б) совокупность действий, направленных на производство готовой продукции или услуг, востребованных потребителем в определенное
время; в) сложная совокупность функциональных элементов (звеньев),
взаимосвязанных в едином процессе производства и сбыта готовой продукции конечному покупателю;
г) организационно завершенная экономическая система, решающая задачи оптимизации движения МП на макрологистическом уровне;
д) нет правильного ответа.
3. Где впервые стал применяться термин «логистика»?
а) в математической науке в качестве названия теории; б) в экономической науке как инструмент бизнеса;
в) в военной науке как определение совокупности средств по доставке техники и боеприпасов к месту боевых действий;
г) в экономической науке в качестве одного из методов контроля; д) нет правильного ответа.
4. В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода ведения хозяйственной деятельности в современных условиях?
а) в интеграции промышленного и финансового капитала в единую форму ведения хозяйственной деятельности;
б) в комплексном использовании современных компьютерных технологий;
в) в новых способах выбора поставщиков и материалов;