31.08.2019

Технологии работы с особенной молодежью. Социальные технологии работы с молодежью


Впервые понятие «технология досуговой деятельности» введено в начале 90-х гг. XX в., ранее в понятийном аппарате использовались такие термины, как «организация» и «методика» досуговой деятельности. Одними из авторов и разработчиков научного подхода к определению технологии досуговой деятельности являются исследователи Д.М. Генкин, А.Д. Жарков.

Под технологией досуговой деятельности молодежи понимаются средства, формы и методы досуговой деятельности, используемые в учебной и внеаудиторной работе, с помощью которых достигается личностный рост и развитие различных категорий молодежи.

Под технологией досуговой деятельности понимается также совокупность методик, разработок, расчетов, внедрение различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.

Технологии досуговой деятельности реализуются в различных направлениях работы учреждений и охватывают все этапы подготовки и проведения мероприятий и программ, включая социальный заказ, цель, формы и методы, средства достижения цели, материально-техническое и кадровое обеспечение, конечные результаты.

В технологиях досуговой деятельности молодежи можно выделить следующие подсистемы:

  • 1) организационную - предполагает деятельность учреждения, организующего молодежный досуг, определение его структуры, сложившуюся систему распределения полномочий между сотрудниками, специфические особенности работы с той или иной молодежной аудиторией;
  • 2) методическую - принятый алгоритм разработки и реализации отдельных культурно-досуговых программ, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия молодежи (наблюдатели, участники, организаторы), освоение инновационных технологий деятельности;
  • 3) социально-психологическую - особенности формальных и неформальных отношений сотрудников и молодежных групп в организации, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий;
  • 4) управленческую - связь с общественностью, овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, сложившаяся практика работы с сотрудниками и др.

Составными элементами технологии досуговой деятельности с молодежью являются:

концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения поставленных целей при организации различных форм работы с молодежью;

системность, заключающаяся в логике и целостности досугового процесса, взаимосвязи всех его элементов;

управляемость, что предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию досуговых проектов и программ, способность варьировать средства и методы досуга для достижения лучших результатов;

эффективность современных досуговых технологий, которая должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

воспроизводимость технологии, ориентированная на возможность применения разработанной технологии досуговой деятельности в других подобных учреждениях, работающих с молодежью.

Таким образом, технологии досуговой деятельности могут быть реализованы во всех сферах жизни молодых людей, в их основе лежит содержательная техника реализации теории досуга в практику досуговой деятельности.

В науке и практике выделяют общие, функциональные и дифференцированные технологии, применяемые в сфере досуговой деятельности.

Общие технологии ориентированы на наиболее характерные процессы, происходящие в досуговой деятельности молодежи (например, процесс организации молодежного праздника в учреждениях досуговой сферы). Праздник - самая крупная форма досуга, так как сочетает множество различных средств и методов досуговой деятельности. Праздники могут приходиться как на выходные, так и на рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, народные, профессиональные, личные, религиозные и др.

Государственные праздники в России объявлены дополнительными выходными днями, например, различные категории молодежи имеют отношение к празднованию новогодних каникул (1-5 января), Дня защитника Отечества (23 февраля), Международного женского дня (8 марта), Дня Победы (9 мая) и других государственных праздников. К неофициальным праздникам, которые интересны молодежи, могут быть отнесены такие, как Старый Новый год (14 января), День Святого Валентина (День всех влюбленных) (14 февраля), День смеха (1 апреля) и т.п. Профессиональные праздники служат для сплочения коллектива, где осуществляют трудовую деятельность молодые специалисты, награждения активных и добросовестных сотрудников. К таким праздникам могут быть отнесены дни различных профессий, приобретенных молодежью: День знаний (1 сентября), День социального работника (8 июня), День учителя (5 октября) и другие профессиональные праздники.

Молодые люди также имеют отношение к празднованию международных и всемирных дней, которые зачастую могут отмечаться в рамках массового мероприятия (форума, фестиваля): Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Международный день защиты детей (1 июня), Всемирный день молодежи (27 июня) и т.п.

Праздниками называют и корпоративные вечеринки, семейные торжества (дни рождения, юбилеи свадеб) и многие другие подобные мероприятия.

Качественное проведение праздника - довольно сложная задача для организаторов досуга. Как свидетельствует практика, импровизация зачастую бывает удачной, если она хорошо подготовлена. Таким образом, первым и важным этапом праздника является его планирование или подготовка, т.е. создание плана и сценария.

Технология досуговой деятельности включает несколько основных этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.

Подготовительный этап представляет моделирование и построение досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель планируемого мероприятия. Один из критериев эффективности - соответствие конечного результата поставленной цели. Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания целесообразности общей работы, вызвать у каждого молодого человека заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.

Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых программ, их отличительных особенностей и перенесение целого мероприятия или его элементов в местные условия. Также нужно адаптировать содержание программы и к творческим возможностям организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате будет создана новая (авторская) модель программы.

Построение досуговой программы начинается с творческого замысла, концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В досуговой программе концепция определена общественно значимым событием, выраженным в художественной форме. Сценарий досуговой программы является не догмой, а руководством к действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Воплощением досуговой программы занимается режиссер. В его задачи входит идейное истолкование сценария, его творческая интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств (музыки, света, костюмов, декораций).

Основной этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников.

Классическая структура молодежной досуговой программы состоит из нескольких элементов:

экспозиция - начало события, задача которого состоит в погружении молодых людей в атмосферу праздничной программы, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия);

завязка - исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего молодых людей следить за развитием событий;

основное развитие действия - самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет молодежной программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции или собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы);

кульминация - наивысшая точка эмоционального накала для молодых людей - участников досуговой программы, смысловой центр композиции (хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);

развязка - завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);

финал - фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).

И наконец, заключительный этап работы организаторов над молодежной программой - анализ ее проведения. От него во многом зависит качество последующего молодежного мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства организатора досуга.

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления досуговой деятельности молодежи (примером могут служить технологии информационно-познавательной деятельности, технологии самодеятельного молодежного творчества, технологии организации отдыха и развлечения и ряд других). Современная информационно-познавательная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы молодых людей.

Социальная ценность досуга возрастает с каждым днем, и для того, чтобы молодой человек любого общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально значимые занятия в свободное время, необходимо:

  • ? последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;
  • ? создавать условия для овладения новейшими информационно-познавательными технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
  • ? включать в интерактивные формы потребления знаний.

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

  • ? возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
  • ? разнообразие релаксационных технологий;
  • ? увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
  • ? широкое использование информационных технологий.

Средства массовой информации - самостоятельная социокультурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуговой сферы объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. На сегодняшний день сложились такие направления организации молодежных досуговых форм:

  • ? транслирование различных досуговых программ в СМИ (конкурсные программы: КВН, Comedy Club «Интуиция»; информационно-развлекательные программы: «С добрым утром» «Модный приговор»; интеллектуальные шоу: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», ток-шоу: «Пусть говорят», «Глас народа» и многие другие;
  • ? освещение в средствах массовой информации проблем культуры, искусства, досуга; популяризация молодежных досуговых программ, рекламная информация для различных категорий молодежи;
  • ? развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: форумы, сайты, чаты, социальные сети, интернет-клубы, виртуальные шоу, электронные библиотеки;
  • ? мультимедийные центры, создаваемые в системе общественного досуга для молодежи (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), ме- диаобразовательные программы (обучение молодых людей рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что СМИ информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу, анонс, пресс-релиз ближайших массовых мероприятий.

Большие возможности для реализации досуговых интересов и предпочтений молодежи создает Интернет, посредством которого осуществляется приобщение молодых людей к культурным, духовно- нравственным ценностям, включению в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодежи и служит средством развития их разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди используют Интернет для общения. Интернет - наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Потребность в коммуникации молодежи удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п. Познавательная потребность молодого человека удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования и т.п. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или реальными партнерами посредством Интернета.

К недостаткам сетевой коммуникации для молодежи можно отнести:

  • ? вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения;
  • ? отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров;
  • ? вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации интернет-ресурсов и т.д.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные интернет-журналы и газеты, да и, собственно, сам Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они полностью вытесняют их. Общение посредством Интернета не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку Интернет - Всемирная паутина, то через нее могут общаться люди из разных стран. Это дает молодежи возможность участвовать во всевозможных международных интернет-форумах и общаться в чатах, обеспечивая себя возможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцам представление о своей культуре.

Технология организации самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественнокоммуникативной и художественно-организационной деятельности участников молодежных коллективов. Эта деятельность направлена на самосовершенствование личности и создание условий для творческой самореализации в группах и коллективах.

Термин «творчество» нами понимается как способность к преобразованию, созданию чего-либо нового. В творчестве осуществляется выражение индивидуальности молодого человека, результатом этого может стать создание чего-либо нового.

Самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, может включать ценностные ориентации и новые оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других видах художественной культуры.

К традиционным жанрам самодеятельного творчества молодежи могут быть отнесены:

  • 1) музыкальное искусство (академический хор, хор народной песни, вокальные и инструментальные ансамбли, духовые, джазовые, эстрадные оркестры);
  • 2) театральное искусство (музыкально-драматические коллективы, коллективы художественного слова, драматические, камерные театры, музыкальные театры, театры пародии и др.);
  • 3) хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, бального танца);
  • 4) изобразительное и декоративно-прикладное искусство (студии живописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, например бисероплетения, декупажа, оригами и др.);
  • 5) цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра: клоунада, дрессура, пародия и т.д.);
  • 6) киноискусство (фотостудии, любительские киностудии, арт-площадки);
  • 7) техническое творчество (моделирование, конструирование, компьютерный дизайн и др.).

Разнообразные технологии любительского творчества молодежи могут быть успешно реализованы при соблюдении ряда требований: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; ориентация творческой деятельности на институциональную принадлежность учреждений.

Также особое внимание следует уделять пропаганде самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм и видов в музыкальном, театральном, хореографическом, изобразительном искусстве. Каждый жанр может быть представлен различными видами. Например, в фольклорные виды входят фольклорные театры, театр песни и танца и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные, народных инструментов, народного танца; народные хоры.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры; театральные - народными театрами; новые формы - музыкально-театральными, народными коллективами.

Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанров. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.).

Кроме традиционных форм молодежный досуг может быть представлен в новых инновационных формах художественной деятельности: брейк-данс, рэп-фестивали, граффити, тектоник, джампстайл, fair show, hand make, капоэйра и др., а также экстремальные виды спорта (аквабайк (гонки на гидроциклах), паркур, сноубординг, скейтбординг и др.).

Помимо организованных в учреждениях молодежной сферы современных спортивных и творческих объединений, молодые люди могут самостоятельно формировать любительские объединения, которые также имеют свою технологию. Любительское объединение - организованная форма общественной самодеятельности молодежи, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и учета индивидуальности каждого из его участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов молодых людей в сфере свободного времени. В процессе любительской деятельности молодой человек имеет возможность для создания своей микросреды, самовыражения, самореализации. Любительское объединение - сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Они могут быть различной направленности - политические, спортивные, туристические, коллекционеров, выходного дня, молодой семьи и др.

В клубное любительское объединение приходят молодые люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубные любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Следует различать клуб как социокультурный институт; клуб как учреждение, созданное для организации досуга определенных категорий граждан; клуб как специфический тип объединений - добровольная ассоциация. Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Через клубную работу может быть реализована технология рекреативно-оздоровительной деятельности, ориентированная на оздоровление образа жизни молодых людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В настоящее время в стране быстрыми темпами развивается оздоровительная отрасль для молодежи. Основными структурными подразделениями, реализующими такую деятельность, являются клубы здоровья (фитнес, шейпинг, аэробика, калланетика, йога, spa и др.), физкультурно-оздоровительные, спортивно-оздоровительные, рекреационно-оздоровительные, оздоровительные центры, туристские базы, курортные гостиницы, санатории, молодежные оздоровительные лагеря, косметические центры и др.

В первые годы развития оздоровительного движения в нашей стране начали создаваться клубные объединения аэробики, шейпинга и фитнеса с достаточно простыми программами, основой которых является физическая тренировка. Относительно новыми из них можно назвать spa и велнес, они ориентированы на отдых и психофизическое оздоровление различных категорий молодых людей, но также используют в своей практике достаточно простой, мало персонализированный набор рекреационных и оздоровительных технологий.

Один из важнейших видов активного отдыха и рекреации для молодежи - туризм, представляющий собой активный отдых, осуществляемый для молодежи туристскими организациями по различным маршрутам. Существуют многочисленные виды туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, велосипедный, пешеходный, спортивный, лечебно-оздоровительный, музейный И Т.Д.).

В связи с вышесказанным технологии организации досуговой деятельности молодежи способствуют восстановлению эмоционального равновесия молодых людей, развитию творческого поиска и личностного роста в клубных объединениях, формированию здорового образа жизни молодого человека.

Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями молодежи - технологии досуговой деятельности учащейся молодежи, студенческой молодежи, рабочей молодежи и др.

Таким образом, на сегодняшний день активизируется социально-культурная деятельность и творчество различных категорий молодежи, расширяется жанрово-видовой состав их художественной деятельности, создаются новые общественные молодежные организации и движения, любительские объединения и клубы по интересам, направленные на развитие молодого человека, активизацию его потенциала. Пристальное внимание уделяется народной культуре, возрождаются фольклорные формы организации свободного времени молодого человека. В соответствии с этим серьезное внимание должно быть уделено вопросам организации конструктивной досуговой деятельности молодых людей, поэтапной подготовке различных форм досуговых мероприятий, эффективной реализации всех технологий досуговой деятельности для молодежи.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический

университет им. Козьмы Минина

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород, 2012
ББК

Социальные технологии работы с молодежью : Учебно-методическое пособие – Н. Новгород, 2012. – 180 с.
Рецензенты:

Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью.


В нем раскрываются сущность социальных технологий работы с данной категорией населения, анализируется содержание деятельности государства по социальной поддержке молодежи, характеризуются работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, комплексная поддержка молодой семьи. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.

Данное пособие направлено на повышение интеллектуальной и профессиональной компетентности, выработка стратегии социальной адаптации и интеграции, формирование навыков профессиональной деятельности через систематизирование и соединение теоретического содержания с вопросами практической работы с различными категориями молодежи для формирования модели системы социальной работы с молодежью.

Пособие предназначено для подготовки студентов высших учебных заведений по профилям «Организация работы с молодежью» и «Психология и социальная педагогика», преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, практикующих социальных педагогов и социальных работников.


С о д е р ж а н и е

Введение………………………………………………

В в е д е н и е

С пецифические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи . Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение,

предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Некоторые социальные технологии, применяемые за рубежом, уже применяются в России, другие являются перспективными, третьи вызывают сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов, а часть совершенно неприменимы в нашей стране. Это имеет много причин: разный уровень экономического развития, условия жизни, культурные традиций и др. Требуется постоянный анализ критериев, по которым зарубежные технологии следует относить к той или иной категории, поскольку на разных этапах функционирования и развития российского общества и в различных регионах неприемлемое может оказаться насущным и наоборот. Это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы, багаж которого весьма велик.

Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это свидетельствует о необходимости применения социальных технологий в работе с молодежными категориями населения.

С егодня социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости, подростковости и молодежной культуры. И это несмотря на то, что молодежь и молодость находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ века, да еще и наибольшее количество публикаций появилось в последние 40 лет. Обычно молодежь понимают как социальную категорию для обозначения определенной возрастной группы, имеющей определенные социокультурные особенности, а также ценностные и поколенческие характеристики, отличающие эту группу от младших (дети) и старших (взрослые) возрастных групп.

Синонимом понятия молодежь часто выступает подростковый период, но этот термин связан с более узкими возрастными границами, и определяется по аналогии с английским словом "тинейджер" как возраст от 13 до 19 лет.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 –

это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 год, во Франции – 25).

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст , без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития в связи с рядом условий:

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте , обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen» 1 .

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с:

1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;

3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Молодёжь в российском обществе находится в пограничном состоянии. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

В Европе молодостью в настоящее время считают период от 15 до 29 лет- время между окончанием обязательного обучения и устройством на работу, началом жизни в собственном (в смысле отдельном от родителей) жилище, стабилизацией личной жизни, и т.д.

Молодежь является объектом молодежной политики и государственных программ, что предполагает стимулирование государственных мер в сфере образования, семейной и демографической политики, срочной службы, ипотечного кредитования, а также в некоторых других сферах. Повышенное внимание уделяется молодежи в связи с правонарушениями, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, субкультурной активностью. Этот дискурс часто называют "моральными паниками" в отношении молодежи, которая конструируется как маргинальная или даже девиантная группа, мешающая размеренному существованию "взрослого" общества.

Когда именно происходит переход от детства к молодости, и от молодости к взрослому состоянию - это дискуссионный вопрос . Как правило, это моменты связываются


  • с институциональными переходами (от школы к университету, от университета к работе; от родительской семьи к собственной нуклеарной);

  • с культурными и психологическими трансформациями (от беззаботного времяпровождения к обязанностям, от учебы или непостоянной работы к постоянной занятости, от зависимости и инфантильности к независимости и активности);

  • с физиологическими изменениями (изменение телесных параметров, включая гормональный фон, влияющий на общее психоэмоциональное состояние человека, и пробуждение сексуальности, что связывается с появлением репродуктивной функции - или, наоборот, с "усмирением" сексуальности и введением ее, в "по-настоящему" взрослом возрасте, в более спокойное русло).
Сегодня молодёжь России - это около 39 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

О тношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую

часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь . Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории , характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности.

Такое положение усугубляется разительным и все возрастающим контрастом характеристик и проблем молодежи по регионам, категориям и группам, порожденным непоследовательностью, незавершенностью социально-экономических и политических преобразований. Структурные сдвиги в экономической и социальной сфере привели к усилению значимости регионального компонента в государственной и общественной жизни . Но это в малой степени влияет на становление молодых людей.

На этом фоне особенно тревожным становится широкое распространение среди российской молодежи комплекса гражданской неполноценности. Новым явлением стала актуализация национальной идентичности как фактора напряженности.

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому государственная молодежная политика - главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Концепция государственной молодежной политики направлена на определение содержания деятельности органов исполнительной власти по разработке и реализации ГМП.

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека” (“Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации” Постановление ВС РФ, 1993 г.).

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Концепция) – система определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Разработка данной Концепции вызвана необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных на общегосударственном уровне.

Концепция опирается на реалии политического, социально-экономического и культурного положения Российской Федерации, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения.

Реализация Концепции рассчитана на последующее устойчивое социально-экономическое развитие России, поскольку молодежь признается важнейшим социальным стратегическим ресурсом общества.

Настоящая Концепция опирается на положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, национальное законодательство и подзаконные акты, учитывает опыт государственного регулирования и проведения молодежной политики в субъектах Российской Федерации, а также международные нормативно-правовые акты в отношении молодежи .

Концепция государственной молодежной политики является важным направлением федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития России.

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества , его информатизации, роста динамичности изменений.

В сфере эффективности государственной молодежной политики основным противоречием предстает замедленность позитивных изменений положения большинства молодых россиян по отношению к активизации мер, предпринимаемых обществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического, духовно-нравственного кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработной платы, социальных пособий, невыполнения предусмотренных законом гарантий охраны здоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства, социальной защиты) молодые люди более уверены в том, что могут следовать своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды, и практически не уверены в возможности влияния на принятие социально значимых научных решений, получение качественного образования, трудоустройства по специальности, получения судебной защиты, реализации творческих способностей.

Условием становления ответственности молодых за будущее страны является расширение участия молодежи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современным социально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявления отклоняющегося поведения.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;

иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежных объединений.
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

«Технологии социальной работы с молодежью»

Введение

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы с молодежью

2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.


I. «Проблемы и потребности молодежи»

1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел IIIсъезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

Труд и занятость;

Образование;

Здравоохранение.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

Граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

Молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

Молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

Молодежные объединения и ассоциации;

Молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

Привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

Предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере занятости;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Государственная поддержка молодой семьи;

Гарантии предоставления социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

Принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

Внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

Разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

Создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

Выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

Создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.