22.09.2019

Факультет "Международные отношения": кем работать? Международные отношения как явление: понятие, структура, историческая логика развития


Международные отношения – это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
Виды международных отношений рассматриваются:
1) По сферам общественной жизни и содержанию отношений – политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;
2) По взаимодействующим участникам – межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями (ТНК) и др.;
3) Исходя из характера отношений (характера правового регулирования) – как межгосударственные отношения, как межгосударственные отношения негосударственного характера, внутригосударственные отношения, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регулирования (международного частного права).
Состояние международных отношений рассматривается с точки зрения их напряженности: стабильности – нестабильности, доверия – вражды, сотрудничества – конфликта.
В зависимости от числа участвующих в отношениях субъектов или их положения в общественной иерархии выделяют различные уровни международных отношений: высокий, средний или низовой. С учетом геополитического критерия принято выделять глобальный (или общепланетарный), региональный (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни.
Понятия «мировая» и «международная политика» отражают события, происходящие на мировой арене. Основные различия между ними заключаются в степени участия нетрадиционных субъектов, в их активности: международная политика представляет собой деятельность, взаимодействие государств на международной арене и включает двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях. Понятие «мировая политика» акцентирует внимание на активной роли в формировании международной ситуации нетрадиционных участников международных отношений.
Участников международных отношений в политической науке обозначают термином «актор» (актер), что предполагает, что каждый из участников играет установленную роль в международной политике, т.е. акцент делается на активном поведении, ведущем к достижению результатов – осуществлению внешнеполитических целей. Участников международных отношений, выполняющих предназначенные им роли, можно назвать агентами. Они сохраняют возможность выбора, их интересы учитываются субъектами международных отношений.
Выделяют два основных вида участников международных отношений: традиционные (основные, первоначальные) и нетипичные:
1. К традиционным участникам относятся, прежде всего, государства, выступающие первичными субъектами международного права. Все государства можно разделить на: сверхдержавы (супердержавы); великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства.
2. В современных условиях в связи с актуальностью экологических проблем, последствиями НТП, развитием коммуникаций все большее значение приобретают негосударственные, нетипичные участники международных отношений – международные организации, транснациональные корпорации, другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.
Международные организации представляют собой постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) для содействия решению международных проблем и развития сотрудничества государств.
Международные организации классифицируются по различным основаниям.
По характеру членства выделяются межгосударственные (межправительственные – МПО) и неправительственные (НПО) организации.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств-членов.
Типологии МПО:
· по геополитическому признаку: универсальные (ООН), межрегиональные (Организация Исламская Конференция), региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс);
· по направлениям деятельности: общецелевые (ООН), экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли – ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный банк), научно-технические (Международное Агентство по Атомной Энергии – МАГАТЭ), правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции – «Интерпол») и др.;
· по характеру полномочий: межгосударственные (их цель – организация международного сотрудничества, принимаемые решения адресуются государствам-членам) и надгосударственные (цель которых - развитие интеграции, принимаемые решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов (ЕС) организации);
· по порядку вступления бывают открытые (любое государство по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием в члены осуществляется с согласия первоначальных учредителей).
Особый тип постоянного международного объединения представляет Движение неприсоединения. Его организационная структура имеет признаки, свойственные международным организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду показателей (от первых – постоянным характером и решением широкого круга международных проблем, от вторых – отсутствием постоянных руководства, бюджета, штаб-квартиры).
НПО возникают в результате объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Такие организации отвечают трем критериям: международный характер их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер учредительства; добровольный характер их деятельности.
В 90-е гг. XX в. большое распространение получили трансрегиональные объединения, включающие международные организации различных географических регионов (ЕС – АСЕАН, ЕС – МЕРКОСУР и др.).
Другими участниками международных отношений, способными вносить определенные изменения в них, являются в настоящее время национально-освободительные, сепаратистские движения, террористические организации (Аль Каида Бен-Ладана, Ирландская республиканская армия – ИРА, Организация освобождения Палестины – ООП), региональные и местные администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии – трансграничных связей, осуществляемых без участия государства.

Международные отношения представляют собой систему экономических, политических, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке, наряду с понятием "внешняя политика", стал использоваться термин "международная политика" .

Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни - экономические, политические, культурные и т. д. или по взаимодействующим участникам - межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т. п.

Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).

По степени напряжённости международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам - исполнительный, но чаще слова "акторы", "участники", "субъекты международных отношений" употребляют как слова-синонимы.

Основными участниками международных отношений большинство исследователей считают государства и межгосударственные (международные) организации. Государство - основной субъект международного права. Через государство осуществляются национальные интересы на международной арене, суверенитет, безопасность. От государства зависит существование и деятельность международных организаций.

Сегодня часто можно слышать в обыденной речи такие понятия, как международные отношения, международная политика и внешняя политика. Они часто употребляются как слова-синонимы, но с научной точки зрения между ними есть различия.

Если международные отношения представляют собой совокупность всех связей и взаимоотношений: экономических, культурных, политических, между народами, государствами, объединениями государств, то внешняя политика - это деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах. А международная политика включает в себя деятельность самых различных субъектов международных отношений: от государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций до частных лиц. Она реализует свои разнообразные интересы при помощи самых различных средств.

Делая вывод по проблеме категорий, можно сказать, что международные отношения шире понятия "международная политика", так как под "международными отношениями" мы подразумеваем не только политические, но и экономические, культурные, идеологические и т. д.

Внешняя политика характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика - многих государств и негосударственных организаций.

Внешняя политика может осуществляться государством в различных формах, и прежде всего, в виде дипломатических отношений. Россия сегодня имеет дипломатические отношения со 150 государствами (всего в мире 201 государство).

После окончания Второй мировой войны сложился так называемый "биполярный мир", когда две могущественные державы начали контролировать и регулировать взаимодействие в пределах своих сфер влияния. Такими державами явились страны-победительницы во Второй мировой войне - США и СССР. На планете сложилось два полюса силы в международных отношениях, которые, опираясь на свою экономическую и военную мощь, создали блоки государств: один социалистический, а другой капиталистический.

Были созданы Североатлантический договор (НАТО) в 1947 году, куда вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция и Турция (1952 г.), ФРГ - Германия (1955 г.). Из военной организации вышли Франция (1966 г.), Греция (1974 г.), Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО в 1999 году. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе. Варшавский Договор был создан в мае 1955 года, он просуществовал до декабря 1989 года. В него вошли: СССР (на долю которого приходилось более 90 % военных расходов), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания (до 1968 г.). Штаб-квартира Варшавского Договора находилась в Варшаве.

Идеологическое, политическое противоборство и военное противостояние - вот основные характеристики отношений между двумя лагерями, что в ряде случаев выливалось и в военные конфликты. Например, 1950-е годы - это Корея; конец 1950-х-начало 1960-х гг. - это Куба; 1960-1970-е гг. - Вьетнам; а 1980-е гг. - Никарагуа, Гренада.

Такая специфическая особенность, как биполярность наблюдалась в международной политике на протяжении почти полувека. Она потеряла свое значение с распадом СССР и исчезла в международных отношениях. Поэтому вместе с окончанием "холодной войны" в мире происходит и изменение всей системы международных отношений.

Следует заметить, что до сих пор не создано ещё ни нового мирового порядка, ни системы безопасности, так как возникшая "многополюсная" система мира имеет далеко не завершённый характер. И это связано прежде всего с тем, что США, как одна из супердержав, претендуют на роль мирового арбитра, точно так же, как и Россия, и европейские государства. Китай также пытается претендовать на роль глобальных держав.

Но при всём этом глобальный беспорядок приобретает черты пирамидальной геополитической модели, где доминирующее положение занимает геополитический управленческий центр. А он состоит из ведущих государств атлантической цивилизации.

Основой Управленческого центра является принцип демократического монополизма. Его содержание представляет собой монопольную супердержавную власть США, а демократическая составляющая заложена в коллективе стран большой "семерки". Хотя существует и большая "восьмёрка", и туда включена и Россия, но пока она не получила допуска к принятию важнейших решений.

Управленческий центр оказывает важное влияние на все области международного общественного развития, такие как: финансы, экономика, торговля, информация, военная сфера.

Сегодня, помимо Управленческого центра, всё возрастающую роль в мире начинают играть и международные организации, которые представляют, кроме государственных, ещё и частные интересы, т. е. интересы бизнеса.

Соединённые Штаты играют доминирующую роль в Международном валютном Фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, США представлены в 50-60 ведущих транснациональных корпорациях мира, при этом они руководят различными мондиалистскими структурами, различными частными клубами, фондами, ассоциациями и т. д.

Эта система глобального управления (СГУ) сегодня связана с проблемой ограниченности ресурсов планеты, поэтому многие политологи, социологи считают, что в ближайшие 100-150 лет потребности человечества перерастут скромные земные ресурсы.

Существуют самые различные прогнозы, связанные с будущим международных отношений и мирового порядка.

Первая модель говорит о том, что мир будет оставаться в качестве биполярной антагонистической модели, только место СССР займёт социалистический Китай (к 2025 году ему пророчат I место в мире по ВНП).

А третья - это многополюсная модель, имеющая несколько центров силы в мире: США; Европейский Союз; Евразийский Союз - Россия, Китай, Индия.

Считается, что факультет международных отношений - это самое престижное и дорогое отделение. Миллионы школьников по всей России мечтают поступить именно туда. Но часто случается так, что, желая учиться на столь популярном факультете, люди даже не знают, кем станут по окончании университета. Заканчивая кем работать - так и не придумывают.

В данном материале собраны все профессии, а также навыки и знания, которые вы приобретете, обучаясь на ФМО, а еще описаны те черты, которыми должен владеть каждый международник.

Факультет МЭО

В первую очередь, это - новейшая система образования, в рамках которой студентам читаются курсы международных процессов, имеющих место в политической, экономической или духовной сфере любого государства.

Обязательным на этом отделении является и преподавание 2 иностранных языков. Зачастую это английский (интернациональный), а второй студент выбирает по желанию: китайский, немецкий, французский, испанский или другой из списка предложенных администрацией вуза.

Кем работать после "Международных отношений"? На этот непростой вопрос попробуем найти ответ. Необходимо грамотно подходить к выбору специальности, взвесив все за и против, а не опираться только на престижность или популярность учебного заведения.

Если предаться объективным рассуждениям, то можно прийти к выводу, что диплом факультета международных отношений не возвысит вас над обладателями дипломов юристов, экономистов или программистов. Ваша будущая профессия и место в жизни зависит только от вашего упорства и желания.

На заметку абитуриенту

Миф о том, что на факультет международных экономических отношений можно попасть, только заплатив взятку, давно развеян. Главные качества для абитуриента - это хорошее знание хотя бы одного иностранного языка, стремление к познанию, отсутствие лени, коммуникабельность. Закончив факультет международных отношений, кем работать,решаете вы сами. Но для того, чтобы начать обучение, необходимо, будучи еще выпускником школы, понимать, что вы хотите получить по окончании университета.

Конкурс на поступление - один из самых больших в стране, поэтому думать о "светлом будущем" необходимо начинать прямо сейчас.

Знание языков

Курс иностранных языков обязательно включен в программу. Преподаватели будут требовать от вас очень многого, ведь английский - это профильный предмет, наряду с экономикой или географией. Чтобы выделяться на курсе, быть лучшим в группе, а потом иметь возможность заполучить работу своей мечты, вы должны ежедневно работать над собой.

Свободное владение несколькими языками даст вам хороший шанс трудоустроиться в этой сфере. Ведь в самом названии «международные» - подразумевается то, что вам необходимо будет общаться с людьми разных национальностей. А потому, чем больше языков вы знаете, тем лучше для вас. Таковы они - "Международные отношения": где работать - решать вам. Приложите для этого максимум усилий, будучи студентом, и успех будет сопутствовать вам все время.

Кем работают выпускники "международных отношений"?

Закончив обучение (фак-т "Международные экономические отношения"), кем работать, придумали самые известные российские выпускники этой специальности.

В их числе Сергей Лавров - министр иностранных дел, государственный деятель, он также является членом Совета безопасности Российской Федерации. В свое время Лавров стал выпускником факультета международных отношений (год выпуска - 1972).

Министр культуры РФ стал выпускником этого факультета чуть ранее, в 1968 году. С 2002 по 2008 гг. был послом России во Франции.

Следующий выпускник факультета международных отношений - Александр Любимов. Он является успешным тележурналистом и ведущим, президентом «Медиасоюза», председателем Совета директоров «ВИД», вице-президентом Академии российского телевидения. Выпустился в 1986 году.

Ксения Собчак окончила этот престижный факультет в 2004 году. Популярная и скандальная журналистка известна такими проектами, как «Дом-2», «Блондинка в шоколаде» и многие другие. Сейчас девушка занимается серьезной журналистикой.

Виталий Чуркин - это еще один знаменитый выпускник МЭО. Он является постоянным представителем Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке, а также в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Окончил факультет международных отношений Чуркин в 1974 году.

Многие известные личности в области политики, экономики, юриспруденции, дипломатии, журналистики закончили "Международные отношения". Где работать после, как вы сами убедились, можно с легкостью придумать. Главное - стремление и упорство в достижении поставленных целей.

Обучение на факультете международных отношений

Учеба здесь тяжелая, требует много внимания, времени и хлопот. Но ведь результат действительно того стоит. За четыре года бакалаврата и год магистратуры студент успевает получить такие навыки: теоретические и практические знания в области международных политических и экономических отношений, он изучает все внешнеполитические вопросы, совершенствует знание иностранного языка, учится быть дипломатичным, сдержанным и серьезным.

За годы учебы студент превращается в аналитика, прогнозиста, методологиста, конфликтолога и переводчика.

Если вы закончили "Международные отношения", кем работать - решать вам. Возможностей очень много - это и экономическая, и политическая сфера, и культурно-развлекательная, также вы свободно найдете или будете востребованы в области юриспруденции.

Основные дисциплины

За время обучения вы усвоите курсы мировой политики, разберетесь в политических системах государств современного мира, овладеете методикой ведения международных переговоров, узнаете все о международном публичном и частном праве. Преподаватели расскажут вам об истории и основах теории международных отношений. В вашем списке будут такие предметы, как международная и национальная безопасность, основы дипломатии и международной гражданской службы. Вы познакомитесь с такими курсами, как внешняя и США и Канады, религиозный фактор в Африка: экономика и международные отношения, и мировая политика, современные международные отношения в Европе, Восточная и Юго-Восточная Азия: экономика и международные экономические отношения, современные международные отношения на Ближнем Востоке.

Углубленно изучите два иностранных языка, все выученное закрепите практическими занятиями.

Профессии, связанные с МЭО

Итак, ваш выбор - международные отношения. Кем можно работать по окончании соответствующего университета, представлено ниже:

  • дипломат;
  • конфликтолог;
  • переводчик;
  • переводчик-референт;
  • лингвист;
  • международный журналист;
  • политолог;
  • международный юрист;
  • менеджер по внешнеэкономической деятельности;
  • специалист по международной безопасности.

Кем работать после "Международных отношений"?

Вопрос актуален как никогда, особенно с учетом ситуации на рынке труда и выдвигаемых требований к соискателю. Множество людей заканчивает "Международные отношения". Кем потом работать, если все вакансии требуют опыта работы?

Нет одной определенной профессии, загоняющей вас в рамки. Вы должны заниматься тем, чем хотите, и тем, что получается у вас лучше всего.

Например, имея диплом факультета международных экономических отношений, вы сможете найти работу в зарубежных дипломатических и консульских представительствах России. Также попытайте счастья в российских государственных учреждениях и органах государственной власти, в том числе Министерстве экономического развития РФ.

Корпорации, такие как "Газпром", "ВТБ" Toyota, Microsoft и другие с радостью примут вас на практику, а там, зарекомендовав себя, вы сможете устроиться и на работу с испытательным сроком.

Главное - помните, что не бывает всего и сразу, начните с малого: СМИ, некоммерческих организаций, академических учреждений.

Навыки и умения

На лекциях расскажут, как нужно сопровождать международные делегации, как сформировать и продвинуть положительный имидж государства, а также как работать с прессой и в прессе.

Как видите, навыков и умений у международников очень много, соответственно и профессий, в которых вы сможете их применить, тоже большое количество.

Получая самую престижную специальность ("Международные отношения"), кем работать, решаете вы.

Чему вы научитесь за 5 лет?

Во-первых, это свободное владение двумя или более иностранными языками, во-вторых, вы с легкостью организуете международные переговоры, встречи, конференции и семинары, а также сможете и сами принять в них участие. Вас научат вести деловую переписку на иностранном языке.

Если вы приложите максимум усилий при обучении, то легко сможете переводить устную и письменную речь с русского на иностранный, и наоборот. Вам расскажут, как правильно оформлять контракты, проекты соглашений и другие официальные письма.

Вы сможете устанавливать и развивать международные связи, студентов учат и тому, как правильно оказывать помощь гражданам за рубежом.

Курсы, которые читаются международникам, вырабатывают у них аналитическое мышление, помогают решать конфликты любой сложности.

Самым популярным факультетом уже давно люди считают "Международные отношения". Кем работать после вручения диплома, знают не многие абитуриенты. Но ближе к окончанию учебы ребята, как правило, определяются с выбором. Вчерашние студенты, а сегодня дипломаты, переводчики, политологи и лингвисты, они уже знают, что такое международные отношения. "Кем работать?" Отзывы свидетельствуют, что подобный вопрос пред большинством из них уже не стоит.

С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.

В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.

Истоки понятия

Появление термина "международные отношения" связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Возникновение и развитие теории

Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.

Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII - начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Взаимосвязь политики и международных отношений

Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин "международная политика" также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.

Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие "мировая политика". Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.

Формирование системы международных отношений

На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:

  • обеспечение стабильности в мире;
  • сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
  • создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.

Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.

В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.

Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.

Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.

Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».

Роль государства в новой системе отношений

Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.

По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.

Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.

Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.

Роль экономики

Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.

Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).

Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.

Причинами развития международных отношений являются:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

3. Характер политических отношений

4. Различный уровень научно-технического развития

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий

Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.


1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

Национальные государства

Международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

Транснациональные корпорации;

Религиозные объединения;

Общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

2. Классификация международных отношений.

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:

1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война - основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.

4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

3. Виды международных отношений.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

4. Формы международных отношений.

Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

5. Уровни международных отношений.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

6. Принципы

Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;

Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;

Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;

Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;

Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;

Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства - мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.

Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.

Международные отношения сегодня - это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.

К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:

· дальнейшее углубление международного разделения труда;

· экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

· интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

· дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

· увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

· успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

· расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Цыганков, П.А. Международные отношения/ П.А. Цыганков - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/01.php

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki