10.07.2019

Роль исследования в успехе современного менеджмента. Что понимают под целью исследования? Исследование как функция управления


Концепция психологического исследования, его ведущая идея опираются на критический анализ проблемы и ее современного состояния, на обобщение результатов предшествующих исследований. В некоторых методологических работах то, что мы будем называть концепцией, иногда называют методикой исследования.

Разработка методики исследования обязательна, так как она дает ответ, каким образом технически реализуются возможности различных методов для достижения поставленной цели. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методика (концепция) каждого конкретного психологического исследования уникальна. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования. Однако можно попытаться выделить нечто общее, что есть в каждой методике исследования, и тем самым использовать опыт предыдущих исследователей при создании новых методик. Эти общие элементы методик компонуются каждый раз вновь в конкретной методике в зависимости от замысла исследования, наполняются новым содержанием в зависимости от целей и задач исследования. Оригинально мыслящий исследователь создает творческие, своеобразные методики исследования, он оригинален в эксперименте, в интерпретации его результатов.

Опыт показывает, что методики исследования различны не только в разных исследованиях. Они меняются, развиваются и в процессе конкретного исследования: каждый исследователь вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских задач.

Методика (концепция) исследования - это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика (концепция) - более широкое понятие, чем метод. Метод - это основной способ сбора, обработки или анализа данных, психологической информации. Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Даже в том случае, когда содержание методики составляет какой-то один метод, допустим наблюдение, его методика, кроме самого метода, будет включать порядок, технику наблюдения в данном случае, выбор того или иного его вида, характер фиксации, обобщения результатов, определение места и выполняемую ролевую функцию наблюдателя.

При познании психологических явлений, при разработке методики исследования надо иметь в виду, что субъективные явления недоступны для непосредственного наблюдения. Суждение об их сути строится на основе внешних, объективированных проявлений субъективного. При этом субъективное (сама сущность) имеет весьма разнообразный спектр внешнего проявления: это мимика человека, движения глаз, жесты, цвет лица, тембр голоса, отдельные движения, действия, содержание речи, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), кожно-гальваническая реакция (КГР) и т.д.



Составить программу и методику исследования невозможно, во-первых, без уяснения того, как внешне проявляется изучаемое психологическое явление, каковы критерии его развития и показатели его оценки; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого психологического явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено, какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются. Другими словами, составляя программу, психолог-исследователь операционализирует изучаемое психологическое или социально-психологическое явление, чаще всего оформляя это в виде таблицы (табл. 1). В программе исследования нередко указывается и порядок применения тех или иных методов.

Таблица 1

Операционализация изучаемого психологического (социально-психологического) явления

Для примера можно рассмотреть часть программы исследования способностей. При этом следует иметь в виду, что способности бывают разные, несколько различными при этом будут и критерии, показатели оценки конкретных способностей.

1. Психологическое явление (его сущность). Способности - особенности данного человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

2. Показатели (проявления психического явления):

а) результативность деятельности;

б) устойчивый интерес (склонность) к деятельности;

в) эффективность труда соответствует требованиям конкретной специальности;

3. Критерии (оценка степени соответствия данной деятельности):

а) выбор оригинальных способов, приемов труда, инициативность, время и количество труда, качество труда;

б) степень устойчивости и длительности сохранения положительных мотивов;

в) степень соответствия норме или стандарту: полностью соответствует, частично соответствует, не соответствует.

4. Методы изучения конкретных показателей: наблюдение за способами и приемами труда; анализ целесообразности и экономности движений и действий; регистрация времени достижения результата; решение различных практических заданий, тестов; самоотчет.

Таким образом, методика исследования - это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитывается рациональность применения предложенной методики, достаточность и соответствие ее задачам исследования.

На выбор методики влияет много факторов, и прежде всего предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.

Методика психологического исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру . Ее основные элементы:

Теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

Исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

Субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

Совокупность применяемых методов;

Порядок применения методов и методических приемов;

Последовательность и техника обобщения результатов исследования;

Состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.

Какого качества исследование собирается провести исследователь? Речь не идет о том, хорошее или плохое… разумеется хорошее. Но какого характера будет собираться информация, какие «белые пятна» будут ею закрыты в науке? Короче говоря, какого вида планируется исследование?

Принципиально различаются фундаментальные и прикладные , комплексные и аналитические исследования . Конечно, вряд ли студент осмелится заявить, что его работа носит фундаментальный характер, но соотнести свою проблему с актуальными фундаментальными вопросами науки на теоретическом этапе работы никогда не помешает.

Что такое фундаментальное исследование?

Это очень важный вопрос, ибо определение фундаментальности допускает различные трактовки. В бытовом представлении понятие «фундаментальный» нередко ассоциируется с понятиями «главный, основной, важный, существенный» - и это смещение понятий ставит автора заявки в ложное положение. «На Камчатке участились случаи заболевания туберкулезом. Это фундаментальная проблема здравоохранения. Мы планируем исследовать районы распространения заболевания» - такая формулировка в заявке практически гарантирует отклонение проекта, ибо становится очевидным, что речь идет не об исследовании, а об обследовании, о сборе описательной информации, о работе, не основанной на определенной гипотезе. Разумеется, такая работа очень важна для здравоохранения, более того, она совершенно необходима как этап, позволяющий в дальнейшем сформулировать научную проблему и предложить пути ее решения, но этот этап руководство научно-исследовательской организации поддержать не может по определению, ибо фундаментальная задача в нем отсутствует. Особенно тяжело читать заявки медицинских работников: «Наши вакцины спасают сотни тысяч людей. В ходе работы мы планируем усовершенствовать схему вакцинации, повысив ее эффективность...» Спору нет, задача благороднейшая, проводить такую работу совершенно необходимо, но она не направлена на открытие новых закономерностей.

Единого определения фундаментального исследования не существует, но можно утверждать, что таковым является исследование, ставящее своей задачей разработку или проверку гипотезы (теории), имеющей общий характер и применимой к определенному классу явлений, процессов или объектов. Такая теория по существу является ответом на вопрос, заданный исследователем Природе: как, почему, с помощью какого механизма и энергетики реализуется данный процесс или явление? С этой точки зрения не может рассматриваться как фундаментальное исследование, содержащее только описательную информацию, даже если при описании использована компьютерная обработка, а само описание названо модным словом «мониторинг»; не является фундаментальным исследованием и работа, успешно расширяющая область применения уже известной методики.

Одним из важнейших признаков фундаментальности является именно гипотеза, положенная в основу исследования, только наличие гипотезы структурирует исследование и придает ему четкую направленность на выяснение закономерности.

ЮНЕСКО относит к чисто фундаментальным исследования, направленные на открытие законов природы, установление отношений между явлениями и объектами реальной действительности.

Основная функция фундаментальных исследований - познавательная; непосредственная цель - сделать выводы о природных законах, имеющих общий характер и закономерное постоянство. Основные признаки фундаментальности вскрытых явлений:

а) концептуальная универсальность,

б) пространственно-временная общность.

Все это не означает, что главная черта фундаментальности – практическая бесполезность, наоборот, именно решение фундаментальной проблемы неизбежно открывает множество новых эффективных путей решения практических задач.

В подавляющем большинстве случаев студенту (реже аспиранту, еще реже докторанту) приходится в своем исследовании решать не фундаментальные проблемы науки, а прикладные (см. ниже). Это исследования, направленные на изучение закономерностей с целью решения частных социально практических и производственных проблем. Но, даже решая конкретную, более того, узкопрактическую задачу, необходимо осмыслять ее в более широком контексте современного научного знания. Тем не менее, даже не фундаментальную проблему на первом теоретическом этапе предпочтительно рассмотреть с различных сторон. Такую возможность рассмотрения дает системный подход.

В настоящее время системный подход (СП ) как один из важнейших разделов общенаучной методологии располагает мощным формальным аппаратом анализа сложных природных и социальных явлений. Системный подход является методологической базой современного психологического и, что важно, психолого-педагогического исследования, а, следовательно, те или иные положения СП должны включаться в каждую стадию исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Творчество и управление. Менеджер-исследователь. Системы управления и их исследование. Методы проведения исследования. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2007

    Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

    курсовая работа , добавлен 14.12.2008

    Основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа. Роли, выполняемые менеджерами-исследователями систем управления. Этические принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2009

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Система управления как объект исследования. Понятие о целях управляемой системы, их роль в управлении, специфика методики исследования. Целевое начало в деятельности организации в современных экономических условиях. Особенности формирования дерева целей.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие «исследование» определяется следующим образом: «Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества».

В философском словаре дается более простое определение. «Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера дня исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. I

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. I

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий:

а) в распознавании проблем и ситуаций;

б) в определении их происхождения;

в) в выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) в установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) в нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. I

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. I

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (рис. 1.1).

Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, т. е. исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени - продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.


Рисунок 1.1.- Критерии типологического выбора

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: (рис. 1.2).

· Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

· Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

· Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

· Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

· Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

· Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

· Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.


Рисунок 1.2. -Основные характеристики исследования

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать, т.к. такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оцепить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А вдеятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, по и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, нои процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного по­тенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, ре­гулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей дина­мичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины не­удачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, услож­няется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невоз­можно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают нео­жиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвое­временное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития эконо­мики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, ко­торый надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенден­ций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само уп­равление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусст­во управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении харак­тера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, меха­низмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных техно­логий и т. д. (схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Вы­брать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собствен­ное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традици­онном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых фак­торов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализо­вать эту формулу .

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, под­ходов.

8. Почему исследования становятся функцией современного менедж-мента?

A. Повышается образовательный уровень менеджеров. Б. Обостряется конкуренция.

B. Компьютер расширяет возможность анализа. Г. Повышается сложность решаемых проблем. Д. Развитие науки этому способствует.

9. Какое из определений исследования вы считаете наиболее полным?

A. Способ получения дополнительной информации. Б. Вид деятельности человека.

B. Способ использования знаний в практической деятельности. Г. Навыки анализа и проектирования. Д. Познание законов природы и общества.

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10. Что такое методология исследования?

A. Совокупность методов исследования. Б. Логическая схема исследования. B. Плановый подход к исследованию. Г. Соответствие целей, средств и методов исследования. Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций. Б. В целях, подходах и методах исследования. B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове-дения моделей. Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте. Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо-ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования. Б. Поиск противоречий и путей их разрешения. В. Использование системного подхода к исследованию. Г. Учет тенденций общественного развития. Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем главная особенность исследования социально-экономичес-ких систем?

A. Затруднено получение объективной информации. Б. Размыты границы объекта исследования. B. Ограничены возможности экспериментирования. Г. Решающее значение системного подхода. Д. Динамичность процесса функционирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

A. Наличие всей необходимой информации. Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования. B. Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования. Г. Совокупность эффективных подходов и исследований. Д. План организации и проведения исследования.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования - это парадигма его проведения. Б. Концепция исследования - главная характеристика его органи-зации. B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования. Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования. Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора - мышления исследова-теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя-зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Результат, который стремится получить исследователь.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле-дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что такое методы исследования?

A. Средства оптимизации исследования. Б. Определение состава проблем. B. Способы проведения исследования. Г. Исследовательские способности менеджера. Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами. Б. Определяет организацию исследования. B. Удачное формирование коллектива исследователей. Г. Способствует выбору наилучшего типа. Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования. Б. Проверка информации. B. Методы обработки информации. Г. Система работы с фактами. Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления. Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы. Г. Тенденция развития управления системы. Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации. Б. Они не имеют прямой зависимости. B. Организация определяет выбор методологии исследования. Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования. Д. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера. Б. Знание предмета исследования. B. Возможность имитационного моделирования явлений. Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

Раздел 3. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо-вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений. .Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений. B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений. Г. Творческий подход к проведению исследований. Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя. Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий. Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности. Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения - пони-мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имеют разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра-жает общий подход.

Д. Понятие - это элемент суждения.

Раздел 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак-торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследованиях. Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто-ров, свойств и пр.).

Г. Даст дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ. Б. Морфологический анализ.B. Социометрический анализ. Г. Тестирование. Д. Хронометрирование.

Раздел 5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы. Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний. B. Количественная определенность. Г. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы. Д. Позволяет быстро получить информацию и материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо-вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис-следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к иссле-дованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управ-ления?

A. Деловая игра предназначена для приобретения навыков решения проблем, а не для их исследования.

Б. Вес зависит от характера и типа деловой игры.

B. При помощи деловой игры можно исследовать поведение отдель-ных ее участников, а не систему управления в целом.

Г. Деловая игра, как правило, построена на условной информации и поэтому она не может использоваться как метод исследования системы управления.

Д. Если в деловой игре используется компьютер, можно ее исполь-зовать как метод исследования.

35. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления. Б. Только проблемы организационного поведения. B. Неструктурируемые проблемы развития управления. Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки. Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших ресурсов.

36. Каково содержание метода SWOT -анализа?

A. Это метод структурирования экспертных оценок. Б. Это метод матричного сопоставления противоположных оценок. B. Это метод расчета показателей состояния системы управления. Г. Это метод определения тенденций развития системы управления. Д. Это особая форма социологического исследования.

37. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы. Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс-кой группы. B. Организационными условиями реализации творческого потенци-ала каждого из членов исследовательской группы. Г. Подбором исследовательской группы. Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

38. Каковы особенности метода синектического исследования проблем?

A. Этот метод построен на искусстве соединения творческих потен-циалов в определенных организационных условиях совместной деятель-ности исследователей.

Б. Это метод соединения эмоций и знаний в исследовательской дея-тельности группы.

B. Это метод психологического регулирования исследовательской деятельности, достижения состояния «озарения».

Г. Главной особенностью является использование индивидуального опыта в общей интеллектуальной деятельности.

Д. Это метод получения нового знания за счет соединения различ-ных его видов из разных областей науки.

39. Что является операторами синектики?

A. Психологические факторы, стимулирующие творческий процесс сиисктической группы.

Б. Регламенты и нормативы, позволяющие регулировать организа-ционные режимы работы сипектической группы.

B. Приемы нетрадиционного анализа проблем.

Г. Модели взаимодействия творческих потенциалов исследователей.

Д. Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

40. Из каких элементов складываются методы проектирования кон-цепций?

A. Дивергенции, трансформации и конвергенции. Б. Дифференциации, декомпозиции и стратификации. B. Субординации, квалификации, компетентности. Г. Дивергенции, конференции, концентрации. Д. Квалификации, кибернетизации, информатизации.

Раздел 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

41. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской дея-тельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследователь-ской деятельности.

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

42. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен-ность, проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

43. Что характеризует технология исследования?

A. Вариант использования методов исследования. Б. Систему нормативов проведения исследования. В. Понимание исследуемой проблемы и путей се решения. Г. Комбинацию и последовательность действий исследователя. Д. Распределение времени по видам исследовательских работ.

44. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

A. Является необходимым элементом всякого исследования. Б. Характеризует результат исследовательской деятельности. B. Не обязательно является элементом исследования.

Г. Предваряет исследование, обеспечивая его эффективность. Д. Средство управления исследованием.

45. Что является главным условием формирования интегрального ин-теллекта?

A. Наличие лидера в исследовательской группе.

Б. Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.).

B.Социально-психологические характеристики участников исследо-вания (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

Г. Особый вид организации совместной исследовательской деятель-ности.

Д. Сочетание организации работы и творческих способностей иссле-дователей.

46. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

A. Повышает эффективность исследований посредством комбини-рованного использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя-емые на исследование.

B. Способствует более эффективному использованию математичес-кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

Раздел 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

47. Что характеризует качество исследования?

A. Успешное решение проблем. Б. Совокупность свойств исследования. B. Практическое содержание и значимость исследования. Г. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребно-сти развития управления. Д. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание про-блемы.

48. Какой фактор предопределяет успех исследования?

A. Использование компьютера. Б. Полнота информации о проблеме. B. Организация исследования. Г. Методология исследования. Д. Творческий потенциал менеджера.

49. Что характеризует валидность показателя?

A. Конструкция показателя. Б. Соответствие измеряемому параметру. B. Синтетичность показателя. Г. Методология показателя. Д. Цели практического использования.

50. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес-кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни-жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти-воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле-дования.

51. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения ис-следования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про-ведения исследования.

52. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи-более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле-дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу-чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо-вания.

53. Чем определяется роль показателей в исследовании систем управ-ления?

A. Математической формой представления фактов.

Б. Количественной определенностью информации об исследуемой проблеме.

B. Позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понима-ние проблемы.

Г. Показатель - это средство организации информации о проблеме.

Д. Показатели определяют методологию исследования.

54. В чем проявляется роль времени для эффективности исследова-ния?

A. Время - это ресурс эффективного исследования. Изменения мо-гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

Б. Время - одна из характеристик «зрелости проблемы», от этой ха-рактеристики зависит эффективность исследования.

B. Время - это фактор организации исследования; нет организации вне времени, его планирования и использования.

Г. Проблемы есть разные; есть «вечные проблемы», для которых фак-тор времени не имеет существенного значения.

Д. Роль времени определяется, главным образом, исследователем, его опытом, знаниями, творческими способностями, мотивацией исследо-вательской деятельности.