20.06.2020

Философия глобальных проблем современности. Глобальные проблемы современности и их философское осмысление. Фундаментальные задачи философии в обществе


Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

Духовный кризис.

Распространение массовых заболеваний.

Угроза войны с применением оружия массового поражения.

Истощение природных ресурсов планеты.

Углубление экологического кризиса.

Демографическая проблема.

Рост терроризма.

Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

Глобальное изменение климата.

Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

Духовное несовершенство человека;

Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

Объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).


Таким образом , мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис » прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

. Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают , что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга , йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

. В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО , России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали , что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

. В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

. Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

. Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

. Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

. В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как "диалог" или "встречу" цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения "глобалистского" подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.

Проблема существования человечества как целого может быть рассмотрена в следующих аспектах: человечество существует реально и объективно; люди земли едины сущностно - социально; люди земли едины интеллектуально. Единство и всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Классификация глобальных проблем

Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.

1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Интерсоциальные проблемы

До недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе, и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп.

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития. На планете существую группы стран резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой, большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером. По этой причине здесь особенно остро стоят экологические проблемы, как и огромное множество других. Отсталые и среднеразвитые страны составляют большинство населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция такова, что разрыв между"золотым миллиардом"и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.

Глобальные проблемы в системе"общество-природа".

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы. Это порождает"коллапс"- резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Неконтролируемый рост населения подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды.

Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения"общество-природа"должна стать предметом осмысления и применения политиков и экономистов, всех"сильных мира сего". Надо очертить те пределы развития, при которых можно избежать катастрофы. К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четкой задачей социальной и личной практики. Экологический императив не сформулирован еще теоретиками так убедительно, чтобы стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления, так как тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники этой стратегии настаивают на"нулевом росте", требуют немедленного развития экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Названные стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия.

Глобальные проблемы в системе"индивид-общество"

В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

Глобальные проблемы - это многоаспектная сфера исследований, которые могут осуществляться по разным иногда достаточно сильно расходящимся направлениям. Например, они могут рассматриваться в медицине и экономической теории, в рамках демографии, социологии и политологии. Каждая из перечисленных дисциплин найдет здесь свой собственный предмет изучения. При этом, каждая из дисциплин, концентрируясь на своем частном аспекте, вынуждена прямо или косвенно уходить от анализа фактов и процессов, которые могут иметь значение, но объективно относятся к ведению других научных дисциплин. Осознание необходимости целостного научного подхода применительно к рассматриваемой сфере нашла свое воплощение в возникновении и развитии глобалистики.

Глобалистика - междисциплинарная сфера научного знания, направленная на изучение сущности, основных тенденций и причин возникновения проблем, имеющих общепланетарный, общечеловеческий характер.

Традиционно возникновение глобалистики относят ко второй половине XX столетия. Впрочем, иногда ее истоки усматривают в трудах Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), английского ученого-демогра- фа и экономиста. Мальтус стал создателем оригинальной теории народонаселения, в рамках которой утверждалось, что численность народонаселения растет в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию лишь в арифметической. Он так же был сторонником уже сформулированного до него закона убывающего плодородия почвы, согласно которому прогресс техники и технологии обработки почв не способен компенсировать расход полезных веществ, содержащихся в почве, и следовательно остановить процесс ее деградации. Впрочем, высказывая эти взгляды, которые вновь становятся до некоторой степени популярными в развивающихся странах, сам Мальтус не поднимался до уровня глобальных обобщений.

Подлинное начало в разработке глобалистики и изучении глобальных проблем современности положили доклады Римского клуба (год создания - 1968). Римский клуб - международная общественная организация, объединяет представителей международной финансовой и научной элиты. В настоящее время опубликовано и доступно для свободного обсуждения более тридцати докладов. Однако наиболее громкий резонанс имели именно два первых - доклад Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972 г.), в основу которого была положена методика моделирования, разработанная Джеем Форрестером в его книге «Мировая динамика», и доклад М. Месарович и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974). Именно в этих докладах, вызвавших громкий международный резонанс, впервые был высказан ряд положений, сохраняющих свою силу до наших дней. Они впервые, опираясь на данные математического моделирования на ЭВМ, поставили под вопрос современную модель развития человеческой цивилизации. Было указано на конечные пределы роста в связи с ограниченностью природных и иных ресурсов, находящихся в нашем распоряжении на планете.

Естественным результатом развернувшейся в дальнейшем дискуссии и критики предложенных подходов стал заметный рост внимания к методологическим и мировоззренческим аспектам моделирования и прогнозирования развития цивилизации, разработка которых является сугубой компетенцией философии.

Методологические основы изучения глобальных проблем современности заложены в диалектике и могут быть описаны через систему основных диалектических принципов (рис. 2).

Рис. 2.

Принцип всеобщей связи играет ключевую роль в осмыслении и трактовке глобальных проблем. Все объекты, явления и процессы, так или иначе, включены во множество взаимосвязей, учесть взаимное влияние которых далеко не всегда представляется возможным. Глобальные проблемы не представляют исключения. Выделяют прямые и косвенные связи. Так, проблема рационального использования природных ресурсов не может быть решена вне отказа от продолжающейся гонки вооружений. Между этими двумя проблемами прослеживается наличие прямой связи. В то же время взаимосвязь между гонкой вооружений в наиболее развитых странах и голодом в наименее развитых оказывается не столь очевидна. Между тем, она существует. Производство вооружений сопровождается гигантскими затратами на добычу и переработку природных ресурсов, расходом энергии, ведет к увеличению промышленных и тепловых выбросов в атмосферу, явлениям глобального потепления, снижению количества осадков и деградации почвы в странах южнее Экватора. В результате, складывается ситуация нехватки продовольствия и хронического голода в десятках стран Азии и Африки. В этом случае нельзя говорить о наличии прямых пространственно-временных связей между указанными проблемами. Связь здесь имеет косвенный характер.

Принцип системности означает, что окружающий нас мир представляет единую упорядоченную систему. Существующие в современном мире взаимосвязи могут быть представлены в виде некоей иерархической структуры, где каждая из глобальных проблем занимает свое собственное место, соотносясь в этом качестве с иными проблемами, как глобального, регионального, так и локального уровня. По степени значимости на первое место следует поставить угрозу термоядерной войны и глобальной экологический кризис. Именно эти две позиции определяют все остальные параметры выживания человечества на планете.

Уже сам по себе накопленный ракетно-ядерный потенциал представляет потенциальную угрозу. Даже локальное применение ядерно- го оружия способно привести к необратимым изменениям в климате планеты и негативным последствиям для всего живого. Непрерывное нарастание техногенного давления на биосферу так же объективно представляет равнозначную опасность. Разница между первым и вторым заключается в механизме реализации угрозы, которую представляют эти глобальные проблемы для человечества. Так, термоядерный конфликт может быть одномоментным, протекать считанные минуты, а его последствия оказались бы резко и наглядно катастрофичными даже на уровне обыденного сознания. Наоборот, экологический кризис развертывается в длительной временной перспективе, характеризуется скрытым кумулятивным эффектом, а его отдельные многочисленные параметры, взятые в отдельности и безотносительно к ситуации в целом, не дают полного представления о грозящей опасности.

Принцип причинности означает, что относительно каждой конкретной проблемы, группы проблем, глобальных проблем в целом может быть вычленен комплекс причин, которыми обусловлено, как их возникновение, так и последующее усиление, исходящей от них опасности. Верно то, что одна и та же причина может лежать в основе ряда проблем, как и обратный процесс, когда в основе отдельно взятой проблемы обнаруживается действие множества различного рода факторов. Посмотрим, как это выглядит на практике.

Геополитическое соперничество ведущих мировых держав выражается в гонке вооружений, обострении борьбы за сырьевые, в особенности, энергетические ресурсы, а, в конечном итоге, усилении давления на окружающую среду. В свою очередь, современная экологическая ситуация не может быть объяснена всецело в терминах непрекращающего- ся научно-технического прогресса, даже если этот фактор оказывается основополагающим. Проблемы демографии и воспроизводства населения в развивающихся странах обусловлены бедностью, неграмотностью и низким уровнем культуры населения, непрекращающимися этническими и религиозными конфликтами, перерастающими в локальные и даже региональные войны, которые нередко оказываются скрытой формой борьбы за сырьевые ресурсы. Весь этот комплекс взаимообусловленных причин означает, что ни одна глобальная проблема не может рассматриваться в отрыве от других, оказывающих на нее прямое либо косвенное воздействие.

Принцип всеобщего развития применительно к глобальным проблемам означает необходимость учета разновекторности процессов в окружающем мире. При этом нельзя ограничиваться лишь сферой представлений о развитии общества как такового. Обычно принято говорить о процессе социальных, политических, экономических изменений. Однако на деле все они объективно встроены в механизм саморегуляции биосферы как целого. Очевидно, что в биосфере нашей планеты протекают не только адаптивные процессы, которые направлены на усвоение техногенных вызовов, исходящих от современной цивилизации. Сама биосфера - это развивающийся организм, о котором наука все еще очень мало знает.

Характерным примером того, что в биосфере непрерывно фиксируются изменения разнообразных параметров, включая те, которые современному человеку представляются нормой, может служить малый ледниковый период, действие которого приходится на XIV - XIX вв. Период глобального относительно похолодания, наиболее очевидно проявившийся в устойчиво низких среднегодовых температурах, коротком и холодном лете, ранней продолжительной студеной зиме, свидетельствует о наличии циклических колебаний, которые современная наука не может до конца объяснить. Не исключено, что начавшийся в XX в. период глобального потепления может быть в значительной степени связан не только с антропогенной деятельностью человечества.

Принцип историзма означает, что для понимания сущности глобальных проблем, они должны рассматриваться в динамике развертывания, а именно: как и почему они начали складываться, как проявлялось их действие на ранних стадиях, с чем связано обострение глобальных проблем в наше время, каковы возможные угрозы в сравнительно недалеком и более отдаленном будущем.

Принцип историзма дает представление о том, каким образом со временем происходит превращение региональных проблем в глобальные. Он оказывается важен сегодня, поскольку позволяет увидеть в некоторых тенденциях локального уровня возможные варианты их развития с возможностью обретения ими глобального характера. В качестве примера можно указать на миграционные процессы, которые на ряде континентов из разряда локальных уже вышли на региональный уровень (основные потоки: из Африки, стран Ближнего и Среднего Востока в Европу; из стран Латинской Америки в Соединенные Штаты; из стран Юго-Восточной Азии в США и Австралию).

Подводя итог сказанному, отметим, что изучение глобальных проблем базируется не на отдельных принципах, но их системе, сложившейся в рамках диалектики как философской методологии познания. Методология в свою очередь выступает необходимым условием формирования мировоззренческого компонента.

Мировоззренческий компонент в трактовке глобальных проблем современности наиболее наглядно проявляется через динамику и последовательную смену основных форм, посредством которых философы описывают картину мира, положение человека и характер его взаимоотношений с природой и обществом. В отечественной философской традиции сложилось собственное понимание взаимозависимости между мировоззрением и уровнем развития предметной практики человека. Отражением этого процесса стала формула: космизм - антропоцентризм - антропокосмизм. Термин антропокосмизм был введен в философский оборот советским ученым-естествоиспытателем Н.Г. Холодным. В своей книге «Мысли натуралиста о природе и человеке» (1944 г.) он подверг критике антропоцентризм как мировоззрение, которое несет ответственность за остроту проблем, с которыми человечество столкнулось уже в двадцатом столетии. Применительно к рассматриваемой нами проблеме движение мысли и ее применение на практике может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 3).


Рис. 3.

Космизм как исходная мировоззренческая установка, отражающая особенности взглядов человека на окружающий мир в эпоху античности, пронизывает собою всю сферу духовной жизни общества (религия, мораль, право, искусство) и находит воплощение в практической деятельности. Достаточно низкий уровень орудийной практики, невозможность логически последовательным путем объяснить характер природных явлений и процессов, проявлялись в том, что человек не только не выделяет себя из окружающей природы, но испытывает мистический страх перед невозможностью объяснить естественную суть происходящего, тем более, совладать с грозными стихийными силами природы.

Поддержание изначальной гармонии с природой было единственно возможной установкой для сознания человека того периода. Оно достигалось, как посредством мифологических форм, так и путем натурфилософских построений. Впрочем, космизм как изначальная установка сознания и практики не стал препятствием к развитию экологически кризисных явлений антропогенного происхождения во всем средиземноморском бассейне. Многие ученые-историки и экологи сходятся во мнении, что именно в эпоху античной классики острая потребность в корабельной древесине привела к почти повсеместному уничтожению прибрежных лесов.

Антропоцентризм как философско-религиозная установка зарождается уже в эпоху античности, усиливается с появлением христианства и приобретает особенное значение в Новое время в связи с формированием классического научного знания и последующим усилением его прикладной значимости. По мнению Н.Г. Холодного суть антропоцентризма может быть выражена словами: «Человек есть центр

Вселенной» . Для него как одной из исторических форм мировоззрения характерны следующие черты:

  • убежденность в том, что человек есть существо особого рода, высшее в сравнении с другими живыми существами;
  • положение, согласно которому весь порожденный мир предназначен для удовлетворения многообразных потребностей человека;
  • взгляд на человека и человечество как прообраз обретения высшего сверхъестественного бытия, связанного с практическим осуществлением божественного замысла;
  • уверенность, что раскрытие внутреннего духовного мира человека есть ключ к пониманию внешней природы, законов и явлений мироздания.

По мнению Н.Г. Холодного, на смену антропоцентризму должен прийти антропокосмизм, представляющий собою возвращение к изначальному космизму, но на принципиально ином более высоком уровне. Антропокосмизм предполагает изменение ценностных установок современной цивилизации:

  • осознание неразрывной связи человеческой природы с живой природой нашей планеты, биосферой Земли;
  • постепенный переход от чисто потребительского подхода к более сбалансированным отношениям в рамках единой системы «общество - природа»;
  • понимание места человека в стихийном природном эволюционном процессе и его новой роли как фактора последующей эволюции природы на нашей планете и окружающем космическом пространстве.

Мировоззренческий смысл антропокосмизма в изменении прежних ценностных установок в сознании и практической деятельности человечества. В этом Н.Г. Холодный близок к идее превращения биосферы в ноосферу, по поводу которой его старший современник

B. И. Вернадский писал, что ее «перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет» . В этом случае человечество, овладевшее научным знанием, рассматривается не как вершина эволюционного процесса, но фактор его дальнейшего развития.

Подводя итог сказанному, отметим особую роль, которую выполняет философская методология по отношению к другим научным дисциплинам и научному знанию в целом в изучении глобальных проблем. С другой стороны, именно философия ответственна за выработку единой научной картины мира, базирующейся на устойчивых мировоззренческих основаниях. Методологическая и мировоззренческая функции философии позволяют сформировать представление о причинах возникновения глобальных проблем современности, основных факторах, ведущих к их обострению, путях и способах выхода из этой ситуации.

  • Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Избр. тр. Киев, 1982. C. 176.
  • Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 28.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности . Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования , научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития . Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост и поэтому население мира неизбежно . Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на .

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость — отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

Тема 15. Философия глобальных проблем

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем.

Термин «глобальный» происходит от латинского «глобус», земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают не только интересы всего человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, а также внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция, на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад, ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований.В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими учеными – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы ХХ века возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.



Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни одна из глобальных проблем не может быть решена.

Специфика философского осмысления глобальных проблем состоит в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.