22.06.2019

Резник персональный менеджмент. Персональный менеджмент. Резник С.и др. Персональный менеджмент - Резник С.Д


Название : Персональный менеджмент.

Рассматриваются история, сущность и содержание персонального менеджмента, управление собственной карьерой, организация своего рабочего времени и технология планирования личной работы руководителя, информационное и коммуникационное обеспечение, пути рационализации менеджерского труда, работоспособность и личный самоконтроль в работе менеджера и др.
Учебник подготовлен межрегиональным коллективом авторов - преподавателями ВУЗов, входящих в Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента, и предназначен для студентов специальности `Менеджмент организации`. Может быть использован студентами других экономических и технических специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 9
ВВЕДЕНИЕ. 11
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 16
1.1. Общая модель качеств современного менеджера. 16
1.2. Моделирование системы персонального менеджмента. 22
1.3. Что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента. 39
Практическое задание. 42
Контрольные вопросы. 44
Рекомендуемая литература. 45
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА. 46
2.1. Становление НОТ за рубежом. 46
2.2. Становление НОТ в России. 60
2.3. Принципы поиска резервов в управлении. 66
Практическое задание. 71
Контрольные вопросы. 71
Рекомендуемая литература. 72
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. 73
3.1. Значение постановки целей. 73
3.2. Технология поиска жизненных целей. 76
3.3. Формулирование целей. 83
Практическое задание. 90
Контрольные вопросы. 90
Рекомендуемая литература. 91
ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ. 92
4.1. Самомаркетинг. 92
4.2. Влияние личных особенностей на выбор карьеры. 106
4.3. Управление профессиональной карьерой. 110
Практическое задание. 120
Контрольные вопросы. 122
Рекомендуемая литература. 122
ГЛАВА 5. ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ РАБОТЫ. 123
5.1. Поиск работы. 123
5.2. Самореклама. 129
5.3. Собеседование с работодателем. 136
5.4. Заключение контракта. 149
5.5. Работа за рубежом. 152
Практическое задание. 156
Контрольные вопросы. 156
Рекомендуемая литература. 156
ГЛАВА 6. ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА НА НОВОЙ РАБОТЕ. 157
6.1. Адаптация в коллективе. 157
6.2. Освоение новой работы. 164
6.3. Закрепление успеха. 167
Практическое задание. 173
Контрольные вопросы. 173
Рекомендуемая литература. 174
РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ
ГЛАВА 7. ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 175
7.1. Значение фактора времени. 175
7.2. Типичные ошибки руководителей. 177
7.3. Принципы эффективного использования времени. 181
7.4. Правила личной организованности н самодисциплины. 184
7.5. Методы учета и анализа использования времени руководителя. 190
Практическое задание. 199
Контрольные вопросы. 199
Рекомендуемая литература. 199
ГЛАВА 8. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ПРИОРИТЕТАХ. 201
8.1. Значение, особенности и виды принимаемых решений. 201
8.2. Методы принятия решений. 207
8.3. Принцип Парето как основа принятия собственных решений. 211
8.4. Выявление приоритетов с помощью анализа АБВ. 212
8.5. Реализация решений на основе принципа Эйзенхауэра. 215
Практическое задание. 218
Контрольные вопросы. 218
Рекомендуемая литература. 218
ГЛАВА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. 220
9.1. Истоки эффективного управления временем. 220
9.2. Система планирования личного труда руководителя. 223
9.3. Техника планирования личного времени руководителя. 228
9.4. План и распорядок рабочего дня. 235
Практическое задание. 242
Контрольные вопросы. 243
Рекомендуемая литература. 243
ГЛАВА 10. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. 244
10.1. Основы делегирования. 244
10.2. Основные цели и ситуации делегирования. 253
10.3. Преимущества и недостатки делегирования. 256
Практическое задание. 260
Контрольные вопросы. 261
Рекомендуемая литература. 261
РАЗДЕЛ 4. РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 11. РАБОЧЕЕ МЕСТО РУКОВОДИТЕЛЯ. 262
11.1. Организация рабочих мест. 263
11.2. Планировка рабочих мест. 266
11.3. Техническое оснащение рабочих мест. 268
11.4. Совершенствование условий труда. 271
Практическое задание. 275
Контрольные вопросы. 275
Рекомендуемая литература. 275
ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА. 276
12.1. Значение и роль информации в работе менеджера. 276
12.2. Виды служебных документов. 278
12.3. Требования к служебным документам. 282
12.4. Текст документов. 288
12.5. Организация работы с документами. 289
12.6. Использование ЭВМ в работе с документами. 293
Практическое задание. 296
Контрольные вопросы. 296
Рекомендуемая литература. 297
ГЛАВА 13. МЕТОДЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ. 298
13.1. Работа над текстом. 298
13.2. Тренировка памяти. 305
13.3. Записная книжка руководителя. 309
13.4. Умение слушать собеседника. 312
13.5. Разговор по телефону. 315
13.6. Служебная командировка. 319
Практическое задание. 326
Контрольные вопросы. 326
Рекомендуемая литература. 326
РАЗДЕЛ 5. КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 14. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ. 328
14.1. Способы управления собеседником. 328
14.2. Основные правила в искусстве убеждения. 330
14.3. Виды убеждающих воздействий. 339
Практическое задание. 345
Контрольные вопросы. 345
Рекомендуемая литература. 345
ГЛАВА 15. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. 347
15.1. Подготовка к выступлению. 347
15.2. Техника выступления. 353
15.3. Основы ораторского мастерства. 361
15.4. Самоанализ качества выступления. 365
Практическое задание. 367
Контрольные вопросы. 368
Рекомендуемая литература. 368
ГЛАВА 16. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. 369
16.1. Значение делового общения. 369
16.2. Подготовка и проведение деловой беседы. 372
16.3. Правила проведения переговоров. 381
16.4. Национальные стили ведения переговоров. 393
Практическое задание. 398
Контрольные вопросы. 398
Рекомендуемая литература. 398
ГЛАВА 17. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ. 400
17.1. Виды деловых совещаний. 400
17.2. Подготовка совещания. 403
17.3. Проведение совещания. 408
17.4. Вспомогательные средства и оборудование для проведения совещаний. 411
Практическое задание. 414
Контрольные вопросы. 414
Рекомендуемая литература. 414
ГЛАВА 18. СЕКРЕТАРЬ РУКОВОДИТЕЛЯ. 416
18.1. Роль и задачи секретаря. 416
18.2. Культура поведения секретаря. 421
18.3. Взаимодействие руководителя с секретарем. 423
18.4. Взаимодействие секретаря с руководителем. 430
Практическое задание. 435
Контрольные вопросы. 435
Рекомендуемая литература. 435
РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЛИЧНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 19. САМООРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ. 436
19.1. Физические нагрузки. 439
19.2. Питание. 444
19.3. Сон. 453
19.4. Закаливание и водно-питьевой режим. 454
19.5. Дыхание, тишина, цвет. 463
Практическое задание. 473
Контрольные вопросы. 474
Рекомендуемая литература. 474
ГЛАВА 20. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ. 475
20.1. Мобилизация волевых качеств руководителя. 475
20.2. Эмоциональный потенциал работоспособности. 477
Практическое задание. 488
Контрольные вопросы. 489
Рекомендуемая литература. 489
ГЛАВА 21. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 490
21.1. Гигиена умственного труда руководителя. 490
21.2. Психологическая подготовка руководителя к работе. 507
Практическое задание. 518
Контрольные вопросы. 518
Рекомендуемая литература. 518
ГЛАВА 22. ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА. 520
22.1. Внешняя привлекательность. 520
22.2. Соблюдение правил делового этикета. 526
22.3. Организация презентаций. 532
22.4. Система «Паблик рилсйшнз». 540
Практическое задание. 547
Контрольные вопросы. 548
Рекомендуемая литература. 548
ГЛАВА 23. САМОКОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ. 549
23.1. Контроль процессов и результатов. 549
23.2. Контроль дня (самоконтроль). 554
Практическое задание. 557
Контрольные вопросы. 557
Рекомендуемая литература. 557
ГЛАВА 24. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. 559
24.1. Критерии оценки уровня организации труда управленческого персонала. 559
24.2. Методы оценки организации управленческого труда. 562
24.3. Показатели экономической эффективности совершенствования научной организации управленческого труда. 570
Практическое задание. 575
Контрольные вопросы. 576
Рекомендуемая литература. 576
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ). 577
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. 579
ПРИЛОЖЕНИЯ. 589
1. Рейтинг экономических профессий. 589
2. Этапы карьеры менеджера и удовлетворяемые потребности. 590
3. Определение профессиональных склонностей (разработка академика Е.А. Климова). 591
4. Пример профессионального резюме. 594
5. Перечень часто встречающихся вопросов на собеседовании. 596
6. Форма контракта. 597
7. Тест на эффективность слушания. 599
8. Критерии оценки качества выступления. 600
9. Организационная подготовка делового совещания. 601
10. Тест «Умеете ли вы вести совещание?». 603
11. Тест «Умеете ли Вы руководить самим собой?». 605
СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 608
ОБ АВТОРАХ.

Самоорганизация личного здоровья .
Содержание критерия - хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда.
Работа менеджера - это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил.

Опыт работы фирм рада наиболее развитых стран мира свидетельствует, что их руководителю приходится работать очень много, интенсивность их личного труда постоянно возрастает. В условиях динамичной деятельности руководитель все чаще становится причастным к ухудшению своего здоровья. Это тяжелым бременем ложится на его нервную и сердечно-сосудистую системы, что. безусловно, может привести к преждевременному и реальному нарушению здоровья.

Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным ресурсом для поддержания своей производительности на должном уровне. Нельзя рисковать своим здоровьем, позволяя проблемам поглощать свою энергию.
Для поддержания хорошей физической формы безусловно необходим здоровый образ жизни. Для того чтобы быть здоровым, особых рецептов не требуется. Прежде всего, нужно уделить внимание ряду факторов.


С. Д. Резник, В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум Второе издание, дополненное

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора С.Д. Резника

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по специальности 061100 «Менеджмент организации»

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Е.А. Неретина (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева); доктор социологических наук, профессор В.В. Маркин (Пензенский государственный университет)

ВВЕДЕНИЕ

Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой.

Английская пословица

Нет, пожалуй, сегодня более трудной и ответственной профессии в отечественной экономике, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем – это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками.

Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме – явление, наблюдаемое у большинства руководителей во всем мире. И перед каждой экономически развитой страной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время тех, кто выполняет функции управления.

Единственный выход – формирование целостной системы самоорганизации личного труда менеджера. Это очень важно, ибо любому менеджеру полезно и важно будет знать, как управлять своей деловой карьерой, как планировать дела, как принимать правильные решения, как организовать свое рабочее место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах окружения собственный имидж.

На эти и другие вопросы отвечает наука о самоорганизации и самоуправлении человека – персональный менеджмент (self-managment), представляющая собой специальную учебную дисциплину, являющуюся составной частью обширного научного направления, связанного с организацией управленческого труда.

Данная дисциплина включена в учебные планы вузов – членов Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве регионального компонента и предназначена для изучения студентами специальности 061100 Менеджмент организации.

Одной из главных задач данной дисциплины является повышение профессиональной культуры менеджеров в сфере личной самоорганизации.

Учебное пособие является логическим продолжением изданного ранее учебника «Персональный менеджмент» (под общей редакцией профессора С.Д. Резника) и рекомендованного Министерством образования РФ для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».

Представленные в учебном пособии тесты и ситуации призваны осуществить проверку деловых качеств, по которым можно судить о предрасположенности человека поступать определенным образом в тех или иных управленческих ситуациях. Это позволяет осуществлять не только самооценку, но и диагностику качеств обучаемых.

Коллектив авторов учебного пособия «Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации» выражает признательность рецензентам – зав. кафедрой «Менеджмент» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева д.э.н., профессору Е.А. Неретиной, зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление», директору Института государственной службы и управления Пензенского государственного университета д.с.н., профессору В.В. Маркину за высказанные в ходе рецензирования замечания и рекомендации. Внесенные на основании сделанных рецензентами замечаний поправки позволили значительно улучшить содержание рукописи.

Раздел 1 ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Самоменеджмент – это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления.

Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда менеджера. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих менеджеров имеются общие правила и принципы работы.

Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента

Современный менеджер должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.

Основными задачами дисциплины «Персональный менеджмент» является овладение студентами приемами и методами самоуправления, рационализации собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей работоспособности. Овладение этими приемами позволит быстрее достигнуть профессиональных жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд подчиненных.

Одним их необходимых качеств менеджера является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.

1.1. Тест «Умение управлять самим собой»

Предлагаемый практический тест основан на применении метода активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), разработанного профессором Р.Ф. Жуковым.

Целью этого метода является разработка и реализация программ саморазвития менеджеров для совершенствования методов их работы, развития в себе необходимых качеств. Метод основан на систематической самооценке собственных действий и качеств в процессе личной деятельности.

Целью задания является определение того, насколько эффективной является Ваша система личной организации и как развиты качества персонального менеджмента.

Существо системы персонального менеджмента можно образно представить в виде модели – требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл. 1).

Таблица 1

Модель качеств менеджера «Умение управлять самим собой»

Исходя из данной модели, искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств.

1. Формулирование жизненных целей

К первичным качествам этого блока качеств относятся следующие 4 качества.

Способность познать самого себя. От умения индивида выявить свои наклонности и способности, четко определить свое жизненное и профессиональное предназначение зависит его дальнейшая жизнь. Если человек еще со школьной скамьи четко определил свои сильные и слабые стороны и в соответствии с этим планирует свою карьеру, то это говорит о его реалистическом подходе и самокритичности. Данное качество необходимо для правильного формирования жизненных целей.

Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жизненных целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с индивидуальными ценностями. Умение определять цели предопределяет выражение в виде четких формулировок явных и скрытых потребностей и интересов.

Умение принимать решения. Многие ли из Вас задумывались над вопросом: «Умею ли я правильно подходить к принятию решений?» Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. То есть, другими словами, – умение принимать решение заключается в правильном установлении приоритетов. Это поможет Вам укладываться в установленные сроки, получать удовлетворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.

Умение планировать свою карьеру. Для достижения индивидуальных жизненных целей в профессиональной сфере необходимо уметь составлять «План карьеры», в котором указываются основные цели, задачи, сроки их реализации.

2. Личная организованность

Приверженность системному подходу. Предполагает комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.

Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здравомыслящий человек понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составлении бюджета своего времени.

Следует: использовать время исключительно для решения проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у Вас время или стремящихся выиграть его за Ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.

Умение сосредоточиться на главном. Необходимо уметь выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.

Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а необходимо стремиться переходить от простого к сложному.

Умение не упускать из виду мелочи. Многие люди не уделяют мелочам должного внимания, считая, что исполнение мелочей только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, представляя его с невыгодной стороны и, в конечном счете, отнимает столь дефицитное время.

Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь применять методы учета и контроля использования времени.

3. Самодисциплина

Самодисциплина – это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.

Обязательность, способность и умение держать слово. Другими словами, это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, как предписываемых ему официально, так и диктуемых ему чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие.

Умение держать слово – свойство того человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга и самоуважения. Эти качества формируются на основе безусловного выполнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от выполнения личных дел с целью выполнить данное обещание.

Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности в деловом мире, как обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.

Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.

Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.

Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу время, потехе – час».

4. Знание техники личной работы

Критерием второго уровня этого блока являются пятнадцать первичных качеств.

Умение организовать рабочее место. Организация рабочего места, а следовательно, и личного труда – это не столько личное дело руководителя, сколько исходное звено организации работы всего аппарата управления. Руководитель, овладевший навыками самоорганизации труда, рабочего места, как правило, рационально использует свое время, рассматривая его как часть рабочего времени всего аппарата управления.

Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой. Данное качество предполагает наличие знаний о современной вычислительной и организационной технике в системе управления, умение ею пользоваться.

Умение работать с информацией. В современном деловом мире считается, что нужная и своевременная информация – это ключ к успеху. Поэтому руководитель должен иметь хорошую осведомленность по решаемому кругу вопросов.

Сама по себе информация не является отрицательным фактором, без ее притока мозг деградирует. В то же время нервное напряжение возникает в связи с тем, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать. Необходимость быстро мобилизовать все личностные возможности, все ресурсы организма и создает ситуацию нервного перенапряжения. Особенно велика вероятность появления такой ситуации при ответственной работе руководителя, осознающего в полной мере возможные последствия своих решений.

Умение составлять документы. Подразумевает овладение процессом ведения делопроизводства.

Умение говорить по телефону. Часто руководителю поговорить с кем-либо лично удается не всегда. Поэтому первейшим средством связи является телефон. Никогда не следует упускать из виду то обстоятельство, что телефонный разговор – это своего рода визитная карточка. Следовательно, когда менеджер должен что-либо обсудить по телефону, перед звонком следует создать выгодную для разговора атмосферу: подчеркнуть общие точки соприкосновения интересов, упомянуть общих партнеров или друзей, не забыть подтвердить собеседнику свои обязательства, в заключение поблагодарить его за разговор.

Умение слушать. Как правильно слушать своего собеседника? Наверное, мало кто задавался таким вопросом. Для начала проверьте себя, дав ответы на следующие вопросы:

Внимательно ли Вы слушаете говорящего?

Не пытаетесь ли часто перебивать его?

Всегда ли у Вас хватает терпения внимательно выслушать собеседника?

Не теряете ли самообладание во время неприятной для Вас информации?

Готовитесь ли Вы заранее к важным переговорам?

Ответы на эти вопросы помогут руководителю сделать правильные выводы, после чего эффективность переговоров, бесед, несомненно, возрастет.

Умение планировать свои дела. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Приступая к планированию, составьте для себя обзор возможных условий и факторов, которые могут оказать на Ваш план то или иное влияние. Выявленные условия и воздействующие факторы следует скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали потребностям поставленной цели.