04.07.2019

По страницам советских газет, или о российской советологии. «Гиннесс. Мировые рекорды»


Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с информацией о прошлых и современных взрослых и детских журналах и газетах.
  2. Способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать новое.
  3. Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся.

Подготовительная и конкурсная работа.

Участвуют учащиеся 2-3х. классов. Выявляется 2 победителя из каждого класса, 2 – вторых места, 2 – третьих места

1. Выставка журналов и газет прошлого и настоящего времени.

2.Анкета для участников.

“Самый …….”

  1. Любишь ли ты читать газеты и журналы?
  2. Какая твоя самая любимая газета или журнал?
  3. Какие журналы и газеты выписывает твоя семья?
  4. Какие журналы и газеты тебе известны?

3. Конкурс “ Обложка моего любимого журнала” (можно пользоваться помощью родителей”.

4. Конкурс “ Самая лучшая статья”.

Оформление: посередине стол с газетами и журналами, на доске название газет и журналов, обложки журналов, выполненные детьми.

Заметка – небольшое газетное сообщение.
Статья – большое газетное сообщение по какой либо конкретной теме.
Рубрика – раздел в газете или журнале, посвященный какой либо конкретной теме.

1.Вступительное слово.

Уважаемые ребята! Наш информационный час мы посвятим важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти

предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера.

Отгадайте загадки, о чем будет идти речь сегодня на нашем классном часе.

Чтоб узнать про то и это,
В руки мы берем …. (газету)

Он красивый, толстый очень.
В нем узнаешь что захочешь.
Я читал, его устал,
А зовут его …. (журнал)

(Дети читают стихи)

1.Все узнать про то, про это
Помогает нам газета.
В доме все ее читают,
Утром ранним ожидают.
Ждем, когда доставит в дом
Газету местный почтальон.

2.Читаю газету, читаю газету
И радуюсь я этим фактом при этом.
Газета расскажет о добрых делах,
Газета расскажет о наших мечтах,
О честных и преданных, искренних людях,
О наших победах сказать не забудет.

3.Я бегу в киоск газетный.
В нем изданий просто тьма,
Только нужен мне конкретный
Интересный мой журнал.
Все про спорт, соревнованья
Я всегда читаю в нем.
Лучше нет, друзья, изданья,
Лучший друг на свете он.

4.Очень много потрудился?
Очень сильно ты устал?
Если хочешь разрядиться-
Открывай скорей журнал!

5.Информация – на выбор!
Только успевай читать!
Что душе твоей так мило,
В журнале можешь ты узнать.

6.Здесь и кроссворды, статьи, адреса,
Здесь нас научат творить чудеса,
Можешь проникнуть в научные тайны,
Встречи с учеными в нем не случайны.

7.Словом ты хочешь себе развлеченья,
Чтобы оно сочеталось с ученьем?
Друг, торопись, не томись, не скучай!
Встречу с журналом себе назначай!

Перед вами большая разновидность газет и журналов. Сейчас время назвать победителя нашего самого первого конкурса в номинации “ Газеты и журналы прошлого и настоящего”

Беседа с учащимися.

– Кто может показать мне на столе газету, журнал?

– Чем отличается газета от журнала?

– Для чего людям нужны газеты и журналы?

– Где можно купить газету или журнал?

– Какие газеты и журналы читают ваши родители?

– Как, вы думаете существуют ли профессиональные газеты?

– Может ли современный человек обойтись без газет и журналов?

– Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает человек, прочитавший хорошую новость в газете или узнавший из журнала о хороших людях?

– Ребята, вам была предоставлена анкета. Жюри ознакомилась с вашими ответами и сейчас сообщит нам результаты второго конкурса “ Самый….

А сейчас вы ознакомитесь с историей возникновения журналов и газет.

1-й участник.

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до нашей эры в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма – сообщения и рассылал их людям, которые жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался “ События дня”. Впервые газета появилась в 16 веке. Ее основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда

Они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась маленькая монетка под названием “ гадзетте”. Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась “ Информатор” Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру 1. Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издавшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета “Ведомости”, в которой печатались указы и распоряжения правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.

Сейчас в России выходит более 10 000 газет.

2-й участник.

Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века.

Первый детский журнал получил название “ Детское чтение для сердца и разума”, он был приложением к газете “ Московские ведомости”. В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.

В XIX веке появились такие журналы, как “Детский музеум” и “ Пред-ты полезных упражнений для удовольствия детей”. В этих журналах можно узнать о вышивании и лепки детей, раскрашивании, найти описание различных фокусов.

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

– Рассказать о своем любимом журнале

Я вижу, у многих из вас лежат ваши любимые журналы. Покажите их своим одноклассникам и расскажите, что вам нравиться в этих журналах.

– Ребята, а сейчас мы полистаем журнал и заодно проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Я прошу вас внимательно рассмотреть журнал, а потом ответить на мои вопросы.

– Правда ли, что это журнал, а не газета?

– Как называется журнал?

– Действительно ли это познавательно-развлекательный детский журнал?

– Какой номер журнала мы читаем?

– Как часто выходит журнал?

– Сколько в журнале страниц?

– Кто главный редактор журнала?

Спасибо, ребята. Молодцы! Вы внимательны и правильно ответили на вопросы. Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

  • В журнале страниц больше, чем в газете.
  • Журнал выходит реже, чем газета.
  • Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.
  • Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.
  • В журнале на первой странице можно узнать тематику статей данного журнала.

А сейчас прозвучит имя победителя в номинации “Обложка моего любимого журнала”

Обратимся опять к нашим журналам. Я думаю, вам этот журнал понравился. Он интересный, яркий, красочный, в нем много полезной информации. Какая статья вам больше всего понравилась?

Слово гостям.

Появляется Почтальон. Он дарит детям на память эмблемы за участие в празднике.

Используемая литература:

“Информационные классные часы в школе” Н.И. Дереклеева.

По страницам газет и журналов второй половины XIX века

Газета «С.-Петербургские Ведомости»

«Недавно вышла книга г-жи Коломийцовой ((Общедоступный, дешевый и вкусный стол». Обращаем внимание молодых хозяек на эту полезную, добросовестно и толково составленную книгу. Г-жа Коломийцова дает в своей книге триста семьдесят рецептов для приготовления разнообразных кушаний, доступных по цене для самого умеренного хозяйства. Последнее обстоятельство делает книгу г-жи Коломийцовой тем более необходимою для большинства хозяек, как известно, очень дорожащих экономическою стороною в кулинарном деле».

Журнал «Новый Русский Базар»

«Перед нами только что вышедшая из печати книга г-жи Коломийцовой «Общедоступный и вкусный стол», содержащая в себе обстоятельное описание состава и приготовления трехсот семидесяти разных общеупотребительных блюд.

С легкой руки Авдеевой, у нас в последнее время развелось немало книг подобного рода; но все они, большею частью, погрешают тем, что представляют непроверенные опытом компиляции, в которых неизвестно для кого составители или, преимущественно, составительницы дают рецепты разных валахских супов, супов с черепахою, зраз a la Nelson, стерлядей на шампанском, бесконечного множества мазурок, мороженых из флер д’оранж и проч. и проч.

Подробно толкуя о приготовлении головы или нижней челюсти старого вепря, не забывая ни персидских, ни татарских блюд и будучи готовы рассуждать хоть о древнегреческих кушаньях, вроде затейливых жарких, упоминаемых в некоторых комедиях Аристофана, составительницы подобных кухонных руководств, зачастую нисколько незнакомые с делом, поют с чужого голоса и забывают самые обыкновенные блюда, например, какой-нибудь общеупотребительный и дешевый суп, но зато распространяются в наставлениях, как готовить фазанов, анчоусовые подливки и т. д.

Для кого эти наставления и советы? – Для опытных поваров в клубах и богатых домах. Но они могут обойтись и без наставлений. Для домовитых семейных хозяек, заботящихся о дешевизне своего стола? – Но им стерляди с шампанским, черепаховые супы, трюфели и кабаньи челюсти, по весьма понятной причине, не по карману. Для бесполезного утолщения книги? Но в таком случае зачем же заставлять бедных хозяек платить лишние деньги за советы, им вовсе непригодные.

Не такова, на наш взгляд, книга г-жи Коломийцовой. Она не допустила в свое руководство ничего ненужного и бесцельного, но ограничившись рядом самых обыкновенных и, следовательно, общедоступных кушаний, неоднократно проверенных ею на опыте, она с подробностью разъясняет молодым хозяйкам самый дешевый способ их вкусного приготовления».

Газета «Новости»

«На днях появилась в продаже не бесполезная книга, вполне подходящая для руководства хозяйкам, не имеющим претензии на роскошь в столе, а поставленным в необходимость быть экономными и обходиться без замысловатых кулинарных затей. Г-жа Н.А. Коломийцова – автор книги под заглавием «Общедоступный, дешевый и вкусный стол» – в своих трехстах семидесяти рецептах действительно оказывает серьезную услугу в этом роде. Она ясно и толково рассказывает молодым хозяйкам, что и как нужно делать, чтобы, избежав лишних расходов, приготовить простой, но вкусный и питательный обед, доступный даже и для людей малодостаточных. В ее кулинарные рецепты не входят вина, трюфели, анчоусы и т. п. ценные и, следовательно, для большинства недоступные приправы; напротив, по ее советам, уже хорошо испытанным многими экономными хозяйками, все кремы, мороженое, желе и другие снеди выходят несравненно дешевле приготовляемых в кухмистерских и других кулинарных фабриках, а по вкусу не уступают последним нисколько и даже могут быть лучше, так как каждая хозяйка, изготовляя их дома, имеет возможность выбрать для них и материал именно такой, какого требует известный предмет, т. е. самый свежий, что не всегда встречается в кухмистерских. Вся рецептура советов г-жи Коломийцовой разделена на двадцать два отдела, из которых самые большие – супы, жаркое и пирожные и, несмотря на такое обилие самостоятельных блюд, между ним нет повторения одного и того же, замаскированного каким-нибудь едва заметным добавлением и другим названием. Книжку эту нельзя не посоветовать приобрести молодым хозяйкам, особенно в провинции, где во многих местах кулинарное искусство еще в довольно девственном состоянии. Издание это тем более можно посоветовать, что оно вышло не из спекулятивных рук, а самой хозяйки, отлично изучившей свое дело в Малороссии и у нас».

Из книги Диетный эксклюзив автора Хомски Оксана

Диета XXI века Яйца и молочные продукты 3 л обезжиренного молока. 1 пачка масла или маргарина. 12 яиц. 1 маленькая упаковка нежирного сыра «Чеддер». 1 упаковка обезжиренного домашнего сыра. 1 маленькая упаковка обезжиренной сметаны. 1 маленькая упаковка нежирной сметаны.

Из книги Худеем интересно. Рецепты вкусной и здоровой жизни автора Ковальков Алексей Владимирович

Второй этап. Неделя первая. Второй день. «День трески!» 6.00–7.00 - подъем, стакан воды, собираемся и выходим на прогулку.6.30–7.30 - аэробные нагрузки совмещаем с простыми физическими упражнениями (вспоминаем школьные уроки физкультуры).9.00–9.30 - завтрак.? Бутылочка питьевого

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Гладков Сергей Михайлович

Второй этап. Вторая неделя. День второй 6.00–7.00 - подъем.Выпиваем стакан воды, завариваем себе свой любимый чай. На ваш вкус.6.30–7.30 - тренировка. Спортивная ходьба в знакомом уже вам

Из книги Непридуманная история русских продуктов от Киевской Руси до СССР автора Сюткина Ольга Анатольевна

Второй этап. Третья неделя. Второй день 6.00–7.00 - подъем. Не забываем про традиционный стакан воды по утрам.6.30–7.30 - привычная тренировка.9.00–9.30 - завтрак. Овсянка, сэр! ЭТО ИНТЕРЕСНО. На Руси (IX–X вв.) кашу ели из цельного, очищенного от шелухи зерна овса, которое долго

Из книги Энциклопедия умного сыроедения: победа разума над привычкой автора Гладков Сергей Михайлович

Из книги Таинства кулинарии. Гастрономическое великолепие Античного мира автора Сойер Алексис Бенуа

Из книги автора

Хлебосыр: волшебная пища XXI века Интересно, что книги доктора Хауэлла я прочитал уже после того, как мною был реализован и всесторонне испытан рецепт хлебосыра. Жизнь раскрыла мне новые горизонты информации только после того, как я сам добился успеха в этом направлении. И

Из книги автора

Послание для пищевой промышленности XXI века Я подозреваю, что рецепты, приведённые в этой книге, многим домашним хозяйкам покажутся слишком сложными и изощрёнными. Что ж, сложность – дело относительное. Некоторые блюда армянской кухни, например, готовятся в течение

Из книги автора

Три века русской печи Сегодня общепризнано, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи – с ее медленным многочасовым томлением пищи и особым температурным режимом. В принципе, это мнение верно. Действительно

Из книги автора

I–VII века Археологических свидетельств о конструкции и использовании печей в ареале расселения славян немного. Но они есть и позволяют сделать следующие выводы. Дома тогда отапливались открытыми очагами. Либо это были кострища «округлой формы диаметром 0,7–1 м на полу

Из книги автора

VIII–XII века Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному» – дым

Из книги автора

XIII–XVI века К XIII в. на Руси появляется тип сложного трехчастного жилища: два сруба (клети), соединенные сенями. Эта планировка делала дома более гигиеничными, позволяла иметь чистые пространства в глубине помещения. Расположенные близ двери печи создавали тепловой барьер,

Из книги автора

XVII–XVIII века О внутренней планировке жилых помещений XVII в. сведений сохранилось не так уж много. Известно, например, что как раньше, так и позже они характеризовались, в основном, типом печи. Изба, или горница называлась черной либо белой в зависимости от того, стояла ли в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Банкеты XIX века На предшествующих страницах мы пытались описать некоторые из тех развлечений Античности, что кажутся нам высшим благом огромных возможностей бесстыдных владык Римской империи, правление которых можно считать одним беспрерывным пиршеством и для которых

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС

IV КЛАСС

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и во внеклассных мероприятиях. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный час .

Информационный час на тему «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы» обусловлен тем, что у детей на данном занятии есть возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей.

Данное внеклассное занятие было направлено на ознакомление учащимися со средствами добывания информации, способствовало формированию привычки читать, работать с газетой, журналом.

Активизации познавательной деятельности способствовали: отгадывание загадок, беседы, игра-импровизация, игры «Да», «Нет», «До – скажи словечко», сюжетно-ролевой игры, составлением учащимися устных рассказов, занимательных заданий.

На занятии проводилась профориентационная работа, где познакомила учащихся с профессиями, журналиста, почтальона Целью которой является выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

ТЕМА «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»

ЦЕЛЬ: пробудить потребность в познании, чтении газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, интереса к профессиям.

ЗАДАЧИ:

Ознакомить учащихся с информацией о современных детских газетах и журналах.

Познакомить с внутренним содержанием газет, журналов.

Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка газет прошлого и современных.

Карандаши и фломастеры, бумага.

Газетные и журнальные статьи для чтения.

Текст для чтения об истории появления газет и журналов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Мотивационный момент.

Услышав эти строки, вы уже догадались, кто к нам пришел на занятие

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный…(почтальон)

2. Вступительное слово классного руководителя

Ну, конечно, и у нас в гостях …почтальон.

Кто такой почтальон?

Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

А что находится в сумке почтальона?

А вот, что находится в сумке нашего почтальона вы ответите, разгадав загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем …. (газету)


А что такое газета? Точное определение мы найдем в словаре Ожегова. Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

3. Тема, цели информационного часа

Информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы. Ознакомимся с историей происхождения газет и журналов.

4. Работа над темой

41. Основная часть. Из истории газеты

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которых жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Её основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I.


Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой печатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.


Сейчас в Белоруссии выходит 766 экземпляров газет на 1000 человек. Они выходят в столице - Минске и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Почтальон Печкин приготовил вам загадку.

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читал, его устал,

А зовут его …. (журнал)

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте или в магазине. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

А откуда они появились?

Послушайте.

– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета». Первым в мире появился «Журнал де саван» (Франция. 1665 г.).

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии.


Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века. Первый детский журнал получил название « Детское чтение для сердца и разума», он был приложением к газете « Московские ведомости». В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.


4.2. Беседа с учащимися.

А сейчас познакомимся подробнее с содержанием,т.е. с тем, что же находится в каждом журнале, газете. Давайте рассмотрим на примере.

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе? (важную, самую главную)

что обязательно есть в каждой газете, журнале? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что стоит под каждой статьей? (фамилия автора)

зачем людям нужны газеты? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

А отличаются ли газеты от журналов?

Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

В журнале страниц больше, чем в газете.

Журнал выходит реже, чем газета. Есть газеты, которые выходят каждый день. А журналы чаще чем раз в неделю не выпускают.

Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.

Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.

4.3. Представления о профессиях.

А кто знает – где создают газету? Чтобы ответить на этот вопрос соберите из разбросанных букв правильное слово

ЯРИЕЦДКА (РЕДАКЦИЯ)

Что же такое редакция?

Это группа людей, возглавляемая редактором (главным), которая занимается подготовкой и выпуском издания.

Кто же работает еще, чтобы мы с вами могли читать журналы, газеты?

Игра «До - скажи словечко»

Почерком быстрым исписан весь лист

очерк в газету строчит … (журналист)

А кто такой журналист?

Давайте найдем определение этого слова в словаре Ожегова.

Журналист - человек, который работает в СМИ.

Трудна ли эта профессия как вы думаете?

Действительно, ведь ему нужно найти интересную информацию, порой журналист мучается со словом, не может подобрать более точное, не знает, куда его лучше вставить. Но потом находит его, и его статья играет яркими красками.

Современные же журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге.


Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно - познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя.

4.4. Знакомство с белорусскими изданиями журналов. Игра-импровизации

Ну и конечно в нашем крае есть свои издания журналов. С некоторыми мы с вами и познакомимся.


И сейчас вы возьмете интервью и попробуете себя в роли журналиста.

(рассказы учащихся)

«Буся» - это развлекательный журнал-раскраска со стихами и рассказами на белорусском языке. Он поможет детям почувствовать наслаждение от белорусского художественного слова и еще больше полюбить нашу родную Беларусь.

«Вясёлка» - это развлекательный журнал. Рассказы, стихи, сказки белорусских писателей для детей. Статьи об истории Беларуси и национальной культуре. Юморески, игры, головоломки. Детское творчество.

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появились первая газета и журнал, но и по сегодняшний день она нужна людям.

5. Подведение итогов. Игра «Да», «Нет»

Давайте теперь подведем итоги нашего информационного часа, поиграв в игру «Да, «Нет»

Первая газета была похожа на письмо? (письмо)

(да)

Название первой газеты При Петре 1первая газета называлась (ведомости)

(да)

Небольшое газетное сообщение. (заметка)

Информацию для газет ищет почтальон? (журналист)

(нет)

Под каждой статьей стоит фамилия автора?

(да)

Газету создают в редакции?

(да)

Слово журнал пришло к нам из французского языка, что означает «дневник».

(да)

Ответьте на вопросы

Что есть в каждом журнале, газете? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что мы узнаем из них? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

Трудна ли работа журналиста?

Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом? Почему?

6. Рефлексия . Составление обложки к своему журналу

Представьте, что вы редактор журнала. У каждого тематика своя, кто-то работает в журнале о животных, кто-то о моде и т.д. и вам надо придумать и нарисовать обложку к своему журналу.

Урок-путешествие «По страницам газет и журналов»

Внеклассное занятие во втором классе

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о творчестве Виталия Валентиновича Бианки; развивать речевые умения и творческие способности; способствовать развитию интереса к литературному чтению; побуждать детей бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: выставка книг Виталия Бианки; портрет писателя; иллюстрации животных и растений; карточки с загадками, телеграммами, отрывками стихотворений.

Ход занятия

1.Введение

Прочитайте названия произведений и фамилии писателей. Из второго столбика выберите фамилию автора к хорошо знакомым вам произведениям:

«Про Томку» Виталий Бианки

«Передышка» Евгений Чарушин

«Пчёлки на разведках» Георгий Скребицкий

«Первые цветы» Константин Ушинский

Что объединяет эти произведения?

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя, чьи произведения посвящены природе.

Виталий Валентинович Бианки любовь к природе принёс из своего детства- от родственников-зоологов и путешественников.

Виталий Бианки был активным сотрудником детских журналов. В произведениях писателя содержаться познавательные сведения о природе. Автор показывает, что законы

Природы надо знать, умело их использовать. Читая произведения Виталия Бианки, мы сопереживаем героям в их напряжённых приключениях. О внимательном отношении к природе, заботе о ней писатель рассказал в «Лесной газете». «Лесной год» - «колесо с двенадцатью спицами», «вращается колесо - идут годы».

О каких спицах идёт речь?

Сколько номеров в «Лесной газете»?

Главные герои - лескоры. Кто они?

Лесные корреспонденты - ребята, охотники, учёные, лесники- все, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывает разные лесные происшествия.

Читателям «Лесной газеты» надо знать жизнь природы, чтобы, став взрослыми, они умели правильно управлять жизнью леса на пользу своей Родине.

Давайте мы отправимся в это увлекательное путешествие по страницам «Лесной газеты».

II .Путешествие по страницам «Лесной газеты».

Класс разделен на четыре группы. Каждая группа имеет название одного из времен года.

Страница1. «Лесой год».

-С какого времени года начинается первый номер газеты?

-С какого числа?

-Вспомните, как называется каждый месяц в «Лесной газете»

-Соедините название каждого месяца с месяцем по порядку :

Команда «Весна»

Первый месяц-месяц возвращения перелетных птиц (2)

Второй месяц-месяц песен и плясок (3)

Третий месяц-месяц пробуждения от спячки (1)

Команда «Лето»

Первый месяц-месяц стай (3)

Второй месяц-месяц гнезд (1)

Третий месяц-месяц птенцов (2)

Команда «Осень»

Первый месяц-месяц прощания перелетных птиц с Родиной (1)

Второй месяц-месяц зимних гостей (3)

Третий месяц- месяц полных кладовых (2)

Команда «Зима»

Первый месяц-месяц лютого голода (2)

Второй месяц-месяц дотерпи до весны (3)

Третий месяц-месяц первых белых троп (1)

У нас получился лесной календарь. Он мало похож на обыкновенные календари. Ведь у зверей и птиц календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называют эти двенадцать месяцев.

Новый год в лесном календаре не зимой, а весной,- когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце;грустные дни- когда его провожают.

Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько в нашем,- двенадцать. И вспомнили «лесные» названия этих месяцев. Отправляемся в наше путешествие дальше .

Страница 2. «Телеграммы из леса »

- Восстановите текст телеграмм.

- Какие знаки препинания нужно проставить?

- В каких предложениях необходимо поставить восклицательный знак?

Команда «Весна»

«Открыли весну грачи на всех проталинах появились их стаи зиму грачи провели на юге нашей страны по дороге они не раз попадали в жестокие метели первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю».

Команда «Лето»

«Очень часто ребята разоряют птичьи гнезда какой огромный вред приносят себе и Родине каждая птичка за лето приносит огромную пользу в каждом гнезде от четырех до двадцати четырех яиц или птенчиков никому не давайте разорять гнезда птицы охраняют наши леса, поля, и сады они спасают наш урожай от насекомых»

Команда «Осень»

«Исчезли все птицы в ярких и пестрых нарядах они отлетают ночью в темноте их не трогают птицы – хищники дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь крылатые путники делают остановки на тех местах, что и весной вот и пришел месяц Прощания с Родиной».

Команда «Зима»

«Настал последний месяц лесного года у всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых от долгой жизни впроголодь много поубавилось силы в этот месяц помни о своих маленьких и слабых друзьях – птицах вместе с товарищами сделайте домики – кормушку для птиц надо спасти их от голодной смерти».

Страница 3. «Отгадайте загадки»

- О ком или о чем эти загадки?

Команда «Весна»

Весной веселит, летом прохлаждает,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

В новой стене в круглом окне

За день стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Не шит, не кроен, весь в рубцах.

Без счету одежек и все без застежек.(Капуста).

Команда «Лето»

Кругла, да не луна.

Зелена, да не дубрава.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Стоит Ермак, на нем колпак:

Ни шит, ни бран, ни поярковый.

(Пень, на нем снежная «шапка».)

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

От матери рожден и мать рождает.(Лед.)

Команда «Осень»

Росло - повыросло, из куста вылезло.

По рукам покатилось, на зубах очистилось. (Орех.)

Не княжеской породы, ходит с короной.

Не всадник, а со шпорами.

Сам рано встает и другим спать не дает. (Петух.)

Маленький воришка в сером армячишке

По полю шныряет, корм подбирает. (Воробей.)

Команда « Зима»

На бору, на юру стоит старичок-

Бурый колпачок. (Белый гриб.)

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит.

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан поясом.

Встать не может - люди поднимают. (Сноп.)

Страница 4. «Клуб колумбов»

- Подготовьте выразительное чтение стихотворений о природе, обращая внимание на знаки препинания.

Команде «Весна»

Сколько длинных, острых язычков

У прибрежной любопытной ивы!

А ведь тайн полно у берегов…

Хорошо, что ивы не болтливы.

Команде «Осень»

Чутко дремлют под солнцем кувшинки.

Вдруг тревога - бежит ветерок!

И мгновенно над сонной водою

Поднимаются листья- щиты.

Команде «Осень»

Солнце вернулось!

Ветер - небесный дворник-

Начисто небо подмел

И спать завалился.

Команде «Зима»

Да здравствуют колумбы

И Вечно- Новый Свет!

Привет ему, привет!

Пытливый глаз и ум бы

Сберечь нам до ста лет.

Страница 5. «Лесные соревнования»

-Подумайте, кто из лесных жителей победил в соревнованиях :

Бег на сто метров Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Воздушные акробаты Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Бег с горы с препятствиями Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Прыжки в высоту Заяц, белка, лось, волк, лиса.

А кто дольше всех проспит?

В соревнованиях участвовали:

    медведь. Залег в своей хорошо устроенной берлоге под двумя друг на друга поваленными елями.

    барсук. В собственной глубокой, сухой и теплой норе, вырытой в песчаном холме среди леса.

    ушан - крупная летучая мышь. В глубокой пещере, зацепившись коготками задних лапок за потолок пещеры.

    мышь – малютка. В своем травяном гнездышке на кустарнике в полутора метрах от земли. Вход в гнездо заткнула пучком сухого моха.

-Кто же первым проснется? Восстановите порядок пробуждения:

Медведь(3.)

Мышка-малютка(1.)

Барсук(2.)

Ушан(4.)

Задание 6. «Лесные пословицы и поговорки»

-Соберите пословицы и поговорки:

    Солнце на лето тепло сулит, что-то еще будет.(6.)

    Ноябрь с гвоздем а сам на печь полезай.(5.)

    Июль устали не знает под февраль полетели.(7.)

    Макушка лета все прибирает.(3.)

    Май - коню сена дай а зиму начинает.(8.)

    Апрель спит, да дует декабрь с мостом.(2)

    Вьюги да метели через прясла глядит.(4.)

    Декабрь год кончит зима на мороз.(1.)

Страница 7. «Как сберечь природу»

-Нарисуйте знаки – правила поведения в лесу, которое можно повесить при входе в парк.

Команде «Весна»

Не разоряйте птичьи гнезда!

Команде «Лето»

Не ломайте ветки деревьев!

Команде «Осень»

Не оставляйте мусор»

Команде «Зима»

Не рвите цветы!

III . Итог занятия

- Что нового узнали о природе леса и его жителях?

К чему призывают рассказы в « Лесной газете»?

Какое пожелание вы дадите читателям « Лесной газеты»?

Декан Факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр САЛТЫКОВ продолжает рассуждать на тему, как современным православным христианам нужно относиться к коммунистической идеологии и советскому прошлому.

То, о чем писали советские газеты, сегодня прочно забыто, и поэтому многие голосуют за коммунистов. Советская идеологическая пропаганда была парадоксальным образом одновременно антирелигиозной и квазирелигиозной. У нее были религиозные черты, только с обратным знаком – она носила выраженный антихристианский характер. На эту тему размышляет протоиерей Александр САЛТЫКОВ, декан факультета Церковных художеств, настоятель храма Воскресении Христова в Кадашах в Москве. Автор говорит о необходимости создания российской советологии.

Сейчас об этом многие забыли. Выросло новое поколение, которое знать не знает, что происходило в нашем Отечестве полвека назад. Школа, как известно, сегодня мало знакомит детей с историей, а она поучительна. И древняя, и новейшая. И особенно интересно для нас все то, что относится к духовной жизни.

Тут нужно вспомнить, что советская власть, руководимая коммунистами, активно и целенаправленно занималась духовными вопросами, коммунистическая партия в полном смысле слова руководила духовной жизнью народа: повседневно и повсеместно насаждала свою идеологию, жестко отвергая все иное. При этом постоянно – и всегда в пророческом тоне – говорилось о «светлом будущем», в которое необходимо верить. Фактор веры, таким образом, не отвергался, а, наоборот, активно использовался, но в строго определенном направлении: верить можно и нужно было только в дело партии, в «светлое будущее» и лично – в Ленина, главного из коммунистических пророков. В вопросах веры коммунисты отличались крайней нетерпимостью. В настоящее время опубликовано большое количество жизнеописаний людей, пострадавших от коммунистов за веру.

К сожалению, эти издания в основном – малотиражные и плохо популяризируются. Тем не менее, сведения о преследованиях за веру постепенно проникают в народ. Но уже мало кто помнит в настоящее время, что борьба с религией и вообще со всяким инакомыслием в советский период имела жестко системный, постоянный и, можно сказать, обязательный характер. На самом деле, вопросы веры были главными в деятельности коммунистической партии. Такова была изначальная установка Ленина и других вождей революции.

В публичном освещении коммунистическая партия двойственным образом и достаточно хитро ставила вопрос о главной задаче государства. С одной стороны, она уверяла, что главное – это благополучие, материальное благоденствие народа (которого, впрочем, никогда не удавалось достигнуть). Но, с другой стороны, она жестко связывала это будущее всеобщее благополучие, это «народное счастье» с фактором веры в самое себя. Самих себя коммунисты провозглашали пророками и учителями пресловутого «светлого будущего». Начиная с первых дней революции 1917 года, коммунистический режим до конца оставался настоящей идеологической диктатурой, которая активно использовала любые средства, включая террор, достигавший самого широкого масштаба, особенно в первые десятилетия. Коммунисты прекрасно понимали необходимость народного доверия и стремились несогласных – любым способом удалить, а прочих – убедить, заставить верить в свои «идеалы», скорее, в своих идолов.

Коммунистическая вера имела немало последователей, в которых она нередко представляла собой смесь фанатизма и жестокости. Об этой жестокости постоянно и ярко свидетельствуют жизнеописания и новых мучеников российских, и множества других лиц, разных вер и убеждений. Жесткость преследований власти искусно скрывали, но сам масштаб борьбы не только не скрывался, но даже всячески подчеркивался на глазах у всего мира. «Воинствующий атеизм» – официальный термин, широко использовавшийся в официальной пропаганде. Борьбой с религией Советское государство занималось на самом высшем уровне – на уровне регулярно повторявшихся антирелигиозных постановлений ЦК коммунистической партии. Знаменитое обещание Н.С.Хрущева показать «последнего попа» по телевизору, которое ныне воспринимается как анекдот, было выражением вполне реальной, как казалось коммунистам, цели полного уничтожения христианства.

Существовали специальные издания, направленные на борьбу с религией – сначала, в 20-30-е годы, это были журналы «Атеист», «Безбожник», «Безбожник у станка» и другие подобные издания, позже – журнал «Наука и религия», претендовавший на «научность», но на самом деле тенденциозно-агрессивный вплоть до конца 80-х годов. Эта пропаганда велась в масштабах страны всеми средствами, в том числе средствами всей печати, которая полностью принадлежала государству. Объем прессы – огромен, материалы идеологического характера – почти в каждом номере многочисленных газет и журналов. Это бескрайний материал по изучению советской идеологии и культуры того времени. В процессе противостояния Советского Союза и западного блока и при наличии «железного занавеса», о котором также полностью уже забыли многочисленные любители заграничных путешествий, эта пресса была едва ли не единственным источником информации о жизни в Советском Союзе, Советское руководство это прекрасно понимало и стремилось тщательно отфильтровывать и направлять всю информацию своей огромной прессы в интересах своей пропаганды.

На «прогнившем Западе», со своей стороны, также понимали эту ситуацию, но старались сквозь строго цензурованную прессу все же понять, что творится «там», за занавесом. Этим занимались «страшные люди» – советологи. За рубежом сложилось целое большое направление – так называемая советология, которая пыталась изучать процессы, проходившие в нашем Отечестве в тот период. Это было необходимо и естественно для Запада не только с политической стороны, но и с культурно-исторической, поскольку наша страна была огромным государством с глубокими религиозными и культурными традициями, с которыми происходило нечто мало понятное для Запада. Впрочем, успехи этой советологии были, видимо, достаточно малы – слишком разными были представления о жизни у той и другой стороны, и советологи часто просто не могли понять вещи, очевидные в советском государстве для каждого человека.

В настоящее время у нас в стране возникает настоятельная необходимость серьезно изучать собственное недалекое прошлое, поскольку этого требует развивающийся исторический процесс. Плохое знание этого уходящего и быстро забываемого прошлого весьма негативно сказывается уже сейчас в том, как неумело действуют стихийно развивающиеся общественные движения. Для того, чтобы строить будущее, нужно хорошо знать прошлое и учитывать собственные ошибки, чтобы не наступать дважды на те же грабли. И для нас это гораздо более актуально, чем для Запада. Поэтому нет никакого сомнения, что у нас уже в ближайшее время должна окончательно сложиться российская советология, как систематическая историческая наука, изучающая сложнейшее историческое наследие в России ХХ века. В российской советологии видное место должно занять объективное изучение советской коммунистической идеологии, как особого феномена. Это важно и потому, что коммунистическая пропаганда продолжает действовать, но современное поколение уже не знает природы этого достаточно крупного общественно-политического явления. Отсюда проистекают немалые ошибки. Вместо того, чтобы понять, каково историческое происхождение марксизма-ленинизма, в чем его основные принципы, основные идейные и духовные установки, мораль, каковы подлинные цели, какова тактика и прочее – люди реагируют почти исключительно на примитивные лозунги, рассчитанные на сиюминутное привлечение внимания и прямой обман.
При изучении коммунистической идеологии немалое место будут занимать и материалы советской печати. Полистаем же и мы «пожелтевшие» страницы нескольких, взятых наугад советских газет. Такой небольшой обзор уже даст определенное представление и об идейных установках, и о методах советской пропаганды, и о некоторых реальных моментах текущей жизни того времени.

Шестое ноября 1957 года. «Вечерняя Москва» поздравляет дорогих москвичей «с великим праздником». Информация о Юбилейной сессии Верховного Совета СССР. Глава КПСС Н.С.Хрущев «горячо поздравляет» всех «с большим и радостным праздником». Передовая статья сообщает, что «москвичи, как и все советские люди» празднуют и «их мысли обращены к великой партии коммунистов, к ее Ленинскому (с большой буквы) ЦК – организатору и вдохновителю всех наших побед, неутомимому и верному борцу за счастье трудового народа, за торжество всепобеждающих идей бессмертного Ленина… Уверенный в своих силах, в грядущем торжестве коммунизма, вступает наш народ в пятое десятилетие существования своего социалистического государства… Вперед, товарищи, к победе коммунизма!» Далее в номере – о народности науки, о нерушимой дружбе народов, коммунизме – надежде человечества и т.д. Но вдруг замечается кое-что любопытное.

На 2-й странице – статья «Советский человек» (авт. В.Захарченко). У советского человека есть «идеальные» черты: «свой характер – глубоко национальные черты переплелись в нем с новыми чертами, воспитанными партией большевиков, всем социалистическим строем». Что же это такое? – Сказать нечего, пустая фразеология и позерство, характерные для партийных штампов советского времени: это, видите ли, «ширококрылое (!) вдохновение, железная воля и упорство, богатство душевного мира (что это такое?), непреклонное стремление служить народу…». Ну, как служили народу, мы знаем по результатам. Но далее, оказывается, есть и вера – без нее-то нельзя! У советского человека «есть своя вера – вера в величайшую справедливость того, что он делает, вера в будущее, которое должно быть прекрасным… ». Вот примитивная вера, которой хватило ненадолго. Эту маленькую, вполне ложную веру, полностью разоблаченную жизнью, действительно воспитывали большевики.

Но чуть ниже автор ставит интересный вопрос: «Как возник подобный характер, в каком горниле воспитывался он?» И тут оказывается: «Он возник на щедрой почве русского характера – характера труженика, веками отдававшего свою силу для украшения родной земли, безгранично любящего свое отечество, скромного, честного и прямого. Эти черты складывались и формировались на всем протяжении роста и развития нашего государства».

Кто же воспитывал эти, безусловно, ценные черты? На протяжении всей предыдущей истории нашего государства, о которой упоминает автор, господствовала другая вера – вера во Иисуса Христа. Эту веру мы получили впервые еще в 9-м веке, при константинопольском патриархе св. Фотии, а окончательно – при великом князе Киевском Владимире Равноапостольном в 10 столетии. И действительно, перечисленные черты складывались и воспитывались в русском труженике в течение всей русской истории усилиями Православной Церкви, вплоть до большевистского переворота 1917 года, после которого началось жесточайшее гонение на Церковь и русский характер стал сильно и быстро, к глубокому сожалению, меняться, в немалой степени утратив эти свои положительные качества. Возможно, автор это понимал, но говорить о Православии было невозможно.

К тому же автор указывает на русское национальное происхождение «советского человека», а компартия следует интернационализму и «советский народ» именовался некоей «новой общностью», то есть неким новым народом; в перспективе предполагалась некая всемирная общность, в которой стираются все национальные черты, начиная с русского народа. Не пытался ли автор сказать нечто хотя бы намеком, вопреки партийным запретам? Вынужденная двойственность была в характере русского подсоветского человека в те времена.

«Литературная газета», 1960 год, 21 мая. Среди разных материалов, объявление: «О конкурсе на создание научно-популярной книги «Основы коммунистической нравственности». Нравственность – это сфера, в первую очередь, религии, но, как мы сказали, коммунистическая идеология претендует на задачи веры. Что же требуется от будущей книги? «В книге необходимо с позиций марксизма-ленинизма в доступной форме изложить теоретические основы коммунистической морали в органической связи с современной общественной практикой и показать, как формируются новые моральные качества строителей коммунизма. Вместе с тем, в книге надо раскрыть коренную противоположность коммунистической и буржуазной морали, необходимость настойчивой борьбы за преодоление старой морали, роль Коммунистической партии в воспитании советского народа в духе коммунизма». Народу навязывают некие «новые моральные качества…». Что это за качества, откуда они берутся? Перед читателем явная пустая болтовня и демагогия, из которой ничего не получится. А вот «коренная противоположность…», это уже к делу. Ведь главное – уничтожить прежнюю традиционную мораль, то есть мораль христианскую, и тут же еще и подчеркнуть благодетельное значение коммунистов.

Перенесемся в несколько более позднее время. «Литературная газета», 25 апреля 1963 года. Где-то рядом время празднования Святой Пасхи. Газета в обязательном порядке сообщает, как и вся прочая печать, о том, что скоро состоится очередной «пленум» ЦК партии (кто сейчас слышал об этих «пленумах»?). Призывает деятелей культуры бороться с «упадничеством»: нежелание творческой интеллигенции следовать навязчивой партийной пропаганде уже значительно беспокоило власти. В рубрикаторе, среди прочего, «О воинствующем атеизме». Как же без этого? Посмотрим, что там пишут.

Страница 2-я. Статья «Святой микроб». Характерное для коммунистической пропаганды название. Автор повествует об ужасной опасности: некоторые, даже члены партии, подпадают в «религиозную трясину». «Не везде и не все еще помнят и понимают, – поучает автор, – что борьба за коммунизм – это не только создание материального изобилия, не только движение за коммунистический труд, но и ленинская забота о каждом отдельном человеке. Этим пользуются наши идеологические противники, в данном случае – религия». Следуют примеры успешной проповеди баптистов и пятидесятников – справедливости ради отметим живое изложение бесед с сектантами. Затем автор переходит к православным. Дальнейший рассказ настолько интересен, что приведем полностью основные эпизоды.

«Очень полезно было бы познакомить наших атеистов с другой «безобидной» личностью, обыкновенной бабкой, на которую при встрече и внимания не обратишь. Хотя и не сильна эта бабка в грамоте, а записные книжки у нее водятся. Любопытные книжки. Я беру первые попавшиеся на глаза записи и привожу их, сохраняя всю целомудренность стиля и орфографии (а, кстати, интересно, как бабкины записи у автора оказались? Не похоже, чтобы «идеологический противник» – бабка – так просто их ему подарила. Пусть читатель догадывается сам. – А.С.):

«Перва Чиремшанска улица 33 подез (в смысле – «подъезд») 3 етаж 2 ув 48. Болящие Прас-кия»;

«Горат Резан (город Рязань) Шлаковой поселок Бабушкина улица 6 Татьяна грешница»;

«Верхнаи котлы 135/5 корп 13 ком 44 Кисляк Марие Ивановн. Стретилась самной гражданка вавтобуси»;

«Фруктовая улица д 6 кв 12 Марея Андреевна. Маруся Ксеня поговорит с ней и я приду»;

«Москва 98 Актябриская поля д 48 корп2 кв 19 Тимашкова Ольга инвалитка нащот квартиры».
Вот вам малая толика дел одной лишь активистки православной церкви. Ее палка стучит не только по тротуарам Москвы, но и других городов: Ногинска, Рязани, Зарайска. Обратите внимание и на диапазон ее дел: грехи она отпускает (по записям – «грешница»); больным скажет пару ободряющих «божеских» слов; колеблющихся она обрабатывает не одна, а с активом («Маруся, Ксеня и я приду»). И гражданку, неосторожно разговорившуюся с ней в автобусе, подцепила бабка на свой крючок – адресок уже в блокноте и в гости приглашена («Верхнаи котлы…»). И заботится «нащот» квартиры» для «инвалитка»…

Так сказать, «индивидуальеная работа» – далеко не единственный метод в арсенале церкви. Она следит за деятельностью наших атеистов и постоянно ищет новые способы обращения людей в «веру Христову». И бывает даже так, что перед напором церковников отступают атеисты…
Недавно одна из библиотек Куйбышевского района Москвы пригласила верующих на чашку чая. Задача была поставлена верная: разбудить в людях интерес к таким встречам, а затем исподволь повести разговор о вере. Об этом начинании появились статьи в прессе. Попы такие материалы не пропускают. И они ринулись в наступление. Вскоре половина верующих перестала посещать «чашку чая».

Какой же вывод сделали из этого атеисты Куйбышевского района? Один из товарищей сказал: «Мы совершили ошибку: не надо было афишировать это начинание в прессе»… Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

А между тем, церковники не стесняются, они не деликатничают. Не так давно в Загорске они, например, скупили во всех киосках антирелигиозную литературу».

«Наступление на идеологического противника, который обитает не за тридевять земель, а ходит рядом с нами, по нашим улицам, живет в наших домах, дышит нашим воздухом, ест наш хлеб и забирает у нас людей, – это наступление должно стать всеобщим. И в этой борьбе, конечно же, важную роль должны сыграть воинствующие атеисты, Повторяю: воинствующие, – в идеологической борьбе не должно быть места примиренчеству».

Итак, примиренчества не может быть. Это не личное мнение автора, а непрерывная политика, направляемая компартией, начиная с ее прихода к власти в 1917 году. Неведомая «бабка», имя которой не случайно отсутствует, по всей вероятности, немало пострадала за веру и помощь ближнему. Мы же знаем, что именно на таких людях держится Церковь и благодаря их вере и молитве, стоит мир. А «бабка» – не одна. Трудно бороться с церковниками, у которых столько методов борьбы с атеистами: то отвлекают от «чашки чая», то не пожалели денег и скупили всю антирелигиозную литературу. Вот крупные идеологические диверсии!

Последние слова статьи пышут злобой к «противнику» в лице простых русских женщин – «бабок», и попов, которые не должны, видно, есть «наш» хлеб и даже не дышать «нашим» воздухом. Зловещие намеки!

А вот, к примеру, газета «Правда», 1963 год, 1 августа. Передовица называется «Активные проводники идей коммунизма». Читаем: «Коммунизм создается сознательным трудом миллионов… Главное внимание Ленин уделял идейному содержанию политической работы в массах… Воспитывать людей на положительных примерах, на героике труда, героике борьбы за коммунизм… Агитаторы – идейные бойцы партии. Они ведут решительную борьбу против любых проявлений буржуазной идеологии, против неправильного отношения к труду и общественной собственности, частнособственнических, религиозных и других пережитков прошлого, за утверждение в жизни принципов морального кодекса строителя коммунизма… наша партия вырастила огромный отряд агитаторов, насчитывающий миллионы». – Вполне программная статья, где все указано. «Пережитки» осторожно перечислены в обратном порядке по значимости: последнее – «религиозный «пережиток», то есть главный, перед этим – частнособственнический, тоже опасный. За этими «пережитками» стоят страшные русские «бабки», которые проповедуют православную веру и с которыми бесполезно борются миллионы (!) партийных агитаторов.

Несколько ранее, 17 мая того же 1963 года «Вечерняя Москва» излагает решения «Пленума МГК КПСС» т.е. московского горкома партии:

«На нашем пленуме нельзя не вспомнить об основных вопросах, поставленных во время встреч на Ленинских горах и в Кремле руководителей партии и правительства с представителями художественной интеллигенции. Это прежде всего вопрос о коммунистической идейности произведений литературы и искусства, о недопустимости мирного сосуществования в области идеологии. Второй важнейший вопрос… о ленинских принципах партийности и народности литературы и искусства, о партийном руководстве художественным творчеством (выделено газетой)… В идеологической борьбе двух миров писатели призваны быть пламенными пропагандистами идей коммунизма, советского образа жизни, наших высоких нравственных идеалов… которые бы воодушевляли строителей нового общества, зажигали сердца людей, звали их на подвиг во имя коммунизма… И это относится ко всем отрядам художественной интеллигенции».

Агитаторами должны быть все. Устраивались встречи с интеллигенцией, на которых в приказном порядке указывалось, что должно писать, изображать, думать… Газета продолжает: «В замечаниях, репликах, в речи Н.С.Хрущева, во многих выступлениях участников встречи в Кремле острая, нелицеприятная критика была высказана в адрес ряда московских художников, писателей, кинематографистов». Кто такой Н.С.Хрущев, чтобы указывать деятелям культуры, что и как творить? Оказывается, культура, искусство, литература – все на свете должно быть лишь подспорьем руководителям компартии в их идеологии, объявляющей себя безошибочной и абсолютной.

Особое место в коммунистической идеологии занимает культ Ленина. По сути, здесь мы видим не что иное, как обожествление. Объявить Ленина богом официально было невозможно, потому что официальная пропаганда была направлена против идеи Бога. Но навязанная практика всеобщего почитания, абсолютность приписываемых вождю свойств, культ вождя требовал по существу – хотя об этом прямо не говорили – признания его сверхчеловеческого, уже по сути божественного уровня. «Миллионы агитаторов» вдалбливали в головы оглушенного народа одно и то же о неопровержимости идей коммунизма, об отеческой роли компартии и о непогрешимости Ленина.

Повсеместно и в обязательном, всеобщем порядке изучались его сочинения, о которых сейчас все уже забыли. А совсем недавно они прославлялись, как нечто гениальное, как некое своего рода «священное писание». В смысл, конечно, никто не вникал – за его, в основном, отсутствием (или мрачным присутствием) – а критиковать было абсолютно недопустимо: критика «бессмертных идей» Ленина приравнивалась к государственному преступлению.

Коммунистическая пропаганда действовала методом своего рода гипнотического внушения как через прямую агитацию, так и через искусство. Это выражалось в произведениях литературы и изобразительного искусства, где было дозволено изображать его (Ленина) с некими надмирными чертами. Например:

А имя было у него такое,
Что люди, Ильича боготворя,
Мечтали встретить бога и героя,
Хотели увидать богатыря…
(Марк Лисянский, «Правда», 1968, 1 сент.).

Это вполне религиозное стихотворение, где далее обожествленный носитель особого имени (это о Ленине – боге и герое) «обнял душою целый мир земной». Оно далеко не единственный образец такого рода. Вот как, например, описывает картину, изображающую Ленина, Юр. Нехорошев на выставке, посвященной Октябрьской революции в 1967 году: «Шагая широко, решительно, по планете идет Ленин. За его плечами – тревожные, мятущиеся всполохи. Над горизонтом встает солнце. Напряженна мысль вождя, тверда воля, непоколебима уверенность. Необратимость событий Революции, торжество новых идей – таково содержание полотна украинца М.Божия «Двадцатый век» («Известия», 1967, 8 дек.). Впечатление, действительно, сильное: на репродукции картины – маленькая земля, огромная, во все полотно фигура с нахмуренным лицом и сжатым кулаком (сжатый кулак – постоянный символ Ленина – «бога и героя»). Это как бы иллюстрация к тому, как «бог и герой» «обнял душой» планету. Журналист прав. Добавим, что культ Ленина равен культу Сталина, но с той существенной разницей, что культ Сталина был развенчан, а культ Ленина продолжает существовать. Кстати, недавно все видели по СМИ похороны северокорейского вождя Ким Чен Ира – все культовые приемы его как прижизненного, так и посмертного прославления буквально скопированы с советской практики «увековечивания» памяти коммунистических вождей.

Неизбежное наличие культа личности в идеологической системе коммунизма делает противостояние коммунистов с традиционной религией непримиримым, поскольку выявляет в коммунистической идеологии наличие религиозной, по сути, ревности, противостояния к христианству и всякому инакомыслию в соединении с ненавистью. Поэтому призыв к «всеобщему наступлению» против Церкви – не только характерный, но и неизбежный лейтмотив всего советского времени. На протяжении десятков лет компартия всячески пыталась возбудить против Церкви русский народ, систематически отравляемый и разлагаемый злобной атеистической пропагандой. Но этого не получилось. Однако являемая глубина ненависти к Церкви имеет, как вполне очевидно, духовную природу и не ослабеет никогда.