29.09.2019

Внеклассное занятие «День птиц» в начальной школе. Конспект занятия «Беседа о птицах


Внеклассное занятие

по теме: «Птицы – наши друзья»

2 класс

Цели:

1.)знать особенности птиц, различие видов, расширить знание о пернатых, их повадках, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека;

уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения;

2.)развивать интерес и наблюдательность, научить правилам поведения в природе;

учить задумываться над последствиями своих действий;

3.) воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру птиц;

формировать понятие о происхождении и названии некоторых птиц.

Оборудование:

Презентация "Наши друзья птицы"

Изображения различных птиц

Кроссворд "Птицы"

Книги о птицах

Карточки с заданиями

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в класс.

Сообщение темы занятия.

Чтобы узнать тему нашегозанятия, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы:

1.Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2.На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу:

3.Верещуньи, белобоки,

И зовут их всех:

4.Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: "Тень-тень!"

Угадай-ка что за птица?

То веселая:

5.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши - прячутся, дрожа:

Очень уж суровы

Филины и:

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Тема нашего внеклассного мероприятия - "Птицы - наши друзья".

Учитель. Сегодня, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи (учёные изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Ученик 1. 1 апреля– День птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

Учитель включает грамзапись "Утро в лесу".

Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Ученик 2 . Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

Ученик 3. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги.

Ученик 4 . Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.

Ученик 5. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.

Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.

Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!

Пухляк (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!

Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Сорока. Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

Ученик 6. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.

Подготовленный ученик читает текст "Волшебная полочка".

Ученик 7. Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!

Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.

Ученик 8. Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Очень хорошо сделать грибок-навес, чтобы корм не заносило снегом. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

2.Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах? (Орнитология)

11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета?

Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

Ученик 9 . Когда приходит весна, птицы благодарят человека, оказывая ему помощь в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых-вредителей. Но птицы полезны не только этим. Есть на свете птицы – настоящие "лесокультурники". Они, перенося в новые места плоды и семена, расселяют деревья и кустарники. В Сибири, например, такой птицей является кедровка.

Пичуг разливаются звоны.

И кажется, будто вот-вот – и взлетишь

В зовущие певчие кроны.

«Примите нас в стаю, мы ваша родня –

Пернаты, крылаты, певучи,

Мы будем вам вторить, вот так же звеня,

А может быть, даже получше!»

Ученик10. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Звучит запись птичьих голосов.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.

"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.

"Гра-гра! – представляется грач.

"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Ученик 1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре.

Птичка лесная зарянка

Песню запела заре.

Ученик 2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Черно-белая манишка,

Подвижной, с рыжинкой хвост...

На селе любой парнишка

Сразу скажет: "Горихвост!"

Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Ученик 4. Название птицы клест произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать", сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Ученик 5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

Ученик. За что же люди обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

Ученик 6. Так за что же глухаря так назвали?

Дети. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник.

ЗАДАНИЕ «Найди птиц»

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат".

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет –

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!"

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Загадки о птицах (Работа на интерактивной доске)

Сценка «ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА» (Выходят два птицелова. Они набрасывают сеть на птичку).

А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю...

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке;

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

О! не бойтесь: в теплый край

Улечу зимою;

А в неволе - светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить:

Все б тебя ласкали.

Верю, детки: но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Правда, правда, птичка! ты

Не снесешь неволи...

Ну, так бог с тобой - лети

И живи на воле

Воробей: Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.

Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.

Мы, птицы, просим доброты

Мы, птицы, просим малости –

Избавьте нас от суеты

Имейте каплю жалости!

Скворец: Дерево, трава, цветок и птицы. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете вы останетесь одни. Своему, зная цену величью. Будь в ответе за каждую песенку птичью.

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человечки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И Отечество любим.

(А. Яшин)

С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам .

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

Учитель: -А чем мы можем помочь птицам?

Уч. Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

Почему птиц называют друзьями человека?

Какие правила вы должны помнить?

(Работа с природоохранными знаками)

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Обобщение, выводы

    Тест

Какие правила необходимо знать и соблюдать в природе?

1) Нельзя близко подходить к гнездам птиц, иначе птицы могут покинуть гнездо.

2) Нельзя разорять птичьи гнезда.

3) Не лови и не носи домой здоровых птиц. В неволе они погибают.

4) Можешь потрогать птенчиков, они не кусаются.

5) Не шуми в лесу.

в мире птиц

(Внеклассное занятие для начальной школы)

МБОУ «Васильевская сош»

учитель начальных классов

Оленцевич Галина Александровна

Занятие проводится в форме игры «Поле чудес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: углублять знания о мире птиц, их роли в природе; развивать кругозор, внимание, память, воспитывать бережное отношение к птицам.

ОБРУДОВАНИЕ: игровой стол, шестигранный кубик, призы, табло со словами для игры, запись пения птиц.

Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.

(Звучит фонограмма птичьего пения).

Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах.

Сегодня мы проведем «Поле чудес», посвященное Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их на земле около девяти тысяч видов. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых.

К сожалению, человек долго жил с уверенностью, что может брать у природы всё, ничего не давая взамен. Многие растения, животные исчезли или на грани вымирания. Вот поэтому люди создали Красную книгу, куда были занесены исчезающие виды.

Сейчас предлагаю вам поиграть. В этой игре вы должны показать себя знатоками птиц, истинными друзьями пернатых.

Послушайте правила игры. Игра состоит из трёх туров по три человека. Участником игры может стать любой из вас, кто ответит на вопрос отборочного тура. В конце игры кто-то из вас выйдет в финал. Его ждёт приз.

Итак, игру начинаем с отборочного тура в первую тройку.

ВОПРОСЫ НА ПЕРВЫЙ ТУР

1. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)

2. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

3. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

Ответившие игроки пригашаются к игровому столу.

Вопрос первого тура

Какая птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)

(Участники первой тройки по очереди кидают кубик, угадывая слово по буквам или называют слово сразу. Отгадавший слово игрок выходит в финал)

Аплодисменты и призы первой тройки игроков.

ВОПРОСЫ НА ВТОРОЙ ТУР

1. У какой птицы самый красивый хвост.? (У павлина)

2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

3. Любимое лакомство аиста, цапли. (Лягушка)

Ответившие на вопросы игроки приглашаются к игровому столу.

Вопрос второго тура.

Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)

Аплодисменты и призы второй тройке игроков.

ВОПРОСЫ НА ТРЕТИЙ ТУР

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

3. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

Игроки третьей тройки приглашаются к игровому столу.

Вопрос третьего тура.

Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж.)

Отгадавший слово игрок выходит в финал.

Аплодисменты и призы третьей тройке игроков.

Игра со зрителями.

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Победителю игры со зрителями – приз.

А сейчас финальная игра . Победителями стали финалисты трёх туров. Их приглашаем к игровому столу. Для них вопрос.

Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)

Победителю предлагаю суперигру.

Вопрос на суперигру.

Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка)

Победителю игры вручается приз.

Вот и подошла к концу наша игра «Поле чудес». Я надеюсь, что вы сегодня узнали что-то новое о наших пернатых друзьях.

В конце нашего занятия я хочу прочесть стихотворение «Птичьи песни»

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю всё, о чём поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд».

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут,

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят. –

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Конспект занятия к Международному Дню птиц для учащихся начальных классов (1-4 классы).

Автор Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание . Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира и для занятий в объединениях биолого-экологического направления учреждений дополнительного образования.

Цели : познакомить обучающихся с информацией о ежегодном празднике «День птиц», необходимости его проведения, формировать знания о разнообразии птиц.

Задачи : закрепить представление детей о характерных особенностях птиц, воспитывать бережное отношение к ним.

Ход занятия.

1. День птиц.
2. Птица года.
3. Многообразие пернатых.
4. Инсценировка «Случай».
5. Физкультминутка.
6. Викторина.
7. Правила общения с птицами.

Ребята, ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. Как вы думаете, для чего проходит эта акция? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей.
Людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнёзд.
В 2015 году Птицей года стала Горихвостка. Длина её тела 14–15 см. Окраска – сочетание рыжего, чёрного, бурого и белого цветов. Рыжий хвост постоянно находится в движении, то приподнимаясь вверх, то опускаясь вниз. Спинка серая, белый лоб, бока головы и горло чёрные, крылья бурые. Брюшко, как и хвост, рыжего цвета. Самцы окрашены ярче самок – самки буровато-серые, со светлым горлом и брюшком. Своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвостик.
Обитают горихвостки в лесах, садах, зарослях кустарника, по берегам рек; селятся и у жилья человека. Гнёзда устраивают в дуплах, расселинах скал, на земле под кустами. Снаружи гнездо всегда прикрыто или спрятано. Кладку из 5–7 бледно-голубых яиц насиживает самка.
Питаются горихвостки в основном насекомыми, ягодами и плодами. Это певчие птицы, распространены в Европе, Центральной Азии и некоторых районах Африки. Осенний отлет горихвостки-чернушки на Северном Кавказе происходит в сентябре – октябре. Зимует в Африке, Азии, Индии.
Обыкновенная горихвостка была самой обычной птицей садов и парков центра европейской России, но в последние десятилетия численность этого вида заметно снизилась.
На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Птицы – единственные животные с перьями. За это их называют пернатыми. Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Назовите нелетающих птиц. Не летают киви, пингвины и страусы.
Птицы очень различаются по внешнему виду, размеру, раскраске. Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его рост 2,7 м., а вес 70 - 90 кг. А самая маленькая птица – колибри, её размер не больше шмеля.
Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания – куры, утки, гуси, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.
На первый взгляд, жизнь птиц беззаботна. Но это не так. Что делают все перелетные птицы в первую очередь, когда возвращаются домой? Строят гнёзда. Какие птицы селятся в гнёздах, которые для них делает человек? Скворцы. Как называются их домики? Скворечники. Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. А как это бывает? Сейчас мы узнаем. (Приглашаются трое детей, которые заранее выучили слова, можно просто читать по ролям. Слова автора я читаю сама.).

Инсценировка «Случай».
Этот случай был в апреле, с юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира, – просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира, я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! – прочирикал воробей.
– Не упрямься! Мне в наследство этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер. А не то…- Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал и приветливо сказал:
– Я, друзья, сердечно рад, охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой, воробейка удалой
В новый дом переселился и с соседом помирился.

А сейчас вы все изобразите птичек.
Физкультминутка.
В небе высоком птички летают,
В гнёздышке в теплом они отдыхают:
Крылья сложили, глазки сомкнули.
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало. Тепло улыбнулось:
«Доброе утро!» Птички проснулись.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды, и мы проведём викторину. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Викторина.

1-й тур. Найдите ошибки.
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки. Не лягушки, а утки, гуси.
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха. Не петуха, а корову.
Спят ночами утки
В конуре иль будке. Не утки, а собаки.
В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд. Не цыплята, а утята.

2-й тур. Четвёртый лишний.
1. Три из перечисленных птиц – зимующие, а одна перелётная. Найдите её. Синица, снегирь, дятел, грач.
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Соловей, удод, пеночка, сова .

3-й тур. Почтовый ящик.
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
1. « У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья, хвост тёмные, а грудка ярко-желтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Синица.
2. «Меня называют смотрителем леса. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? Полозень.

4-й тур. Посчитайте.
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
Да пара снегирей. (8).

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых – 5,
Кто успел их сосчитать? (14).
Сколько пар лебедей? (7).

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее,
Да смотри, не ошибись.
3 весёлых воробья, 3 вороны,
3 сороки – белобоки,
3 стрижа и дятлов – 3,
Сколько всех их? Назови! (15).

Много деток у тебя, трясогузка-умница?
2 спать легли, 2 в поле пошли,
2 – в лес по дрова, 2 – там, 2 – тут
Да 2 сзади идут. (12).

Правила общения с птицами.
А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши. А если нет, то будете сидеть тихо.

1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

Викторина "Всё о птицах" для школьников 1-4 классов


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

ВИКТОРИНА - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой.

Происхождение слова. Понятие «викторина» появилось в 20-х годах XX века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причём подбирал все материалы в этот раздел газеты один из её сотрудников - Виктор. Вот от его имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни - это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.

Предлагаю викторину о птицах, адресованную школьникам начальных классов. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам при подготовке и проведении Дня птиц, Дня Земли, внеклассных часов, экологических недель и тематических мероприятий о природе, а также для воспитателей летних лагерных смен.

Цель: Активизация знаний детей о птицах.

Задачи:
Обучающие . Пополнить знания детей о разновидностях птиц и их особенностях.
Развивающие . Развивать мышление, умение концентрировать внимание для поиска ответа.
Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к пернатым. 1. Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).
2. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
3. Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин, сова).
4. Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты)
5. Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).
6. Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
7. Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
8. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
9. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
10. Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
11. Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)
12. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов)
13. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)
14. Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей)
15. У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов)
16. Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
17. Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
18. Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка)
19. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой)
20. В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
21. Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин)
22. Кого называют царём птиц? (Орла)
23. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
24. Какая самая маленькая птица? (Колибри)
25. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
26. Какая птица летает выше всех? (Орёл)
27. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)
28. Какие птицы имеют длинный хвост? (Павлин, сорока)
29. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
30. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
31. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)
32. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)
33. Какая птица живёт в гнезде-корзинке? (Иволга)
34. Какая жёлтая птичка с чёрным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуёк)
35. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж)
36. Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)
37. Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос, шилонос и др.)
38. Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)
39. Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)
40. Где строит своё гнездо пеночка? (В траве, её гнездо похоже на шалаш.)
41. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
42. Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)
43. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)
44. Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)
45. На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и на серп, отсюда и названия птиц - шилонос и кроншнеп-серпонос.)
******************************************************************************

Дети любят викторины! Предоставьте им возможность показать свои знания!

******************************************************************************


______________________________________________________________________________

Познавательные занятия для детей о птицах родного края. Занятия по природоведению с приоритетом речевых и креативных заданий для старших дошкольников.

Обогащать представления детей о птицах можно и на отдельном занятии, предлагая малышам задачу речевого, креативного и познавательного направления. Ниже приводим образец такого занятия, которое разработала Алла Шрамченко, воспитатель ДОУ № 5 «Теремок», г. Шостка, Сумская обл.

Цель. Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о птицах, эмоционального общения с природой. Развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, память, самостоятельность.

Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры.

Обогащать представления детей о разнообразии птиц родного края, которые остаются на зиму, об их особенностях (строение, внешний вид, поведение, образ питания). Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий. Закреплять знания названий частей тела птиц, учить подбирать глаголы, характеризующие их пение (тинькае, чирикает, каркает) и поведение (летают, прыгают, суетятся, перелетают, радуются). Включить в речи употребление существительных в дательном падеже (воробьи, синицы, дятлы, клесты, свиристели, вороные, снегири). Упражнять в порядковой счете. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание названий деревьев (береза, рябина, дуб, ель) и умение различать их.

Стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды. Побудить достигать определенной цели.

Словарь: птица, сорока, дятел, воробей, синица, ворона, снегирь, клест, свиристель; береза, рябина, дуб, ель; пользу, кормушка, пища, корм; тинькае, чирикает, каркает; стучит, уничтожают, летают, прыгают, суетятся, радуются, перелетают.

Материал: логическая схема интегрированного занятия по идее умственных карт-схем Тони Бьюзена, изображение птиц (сороки, воробья, синицы, снегиря, свиристели, дятла, вороны), полиэтиленовое полотно с кармашками для каждого ребенка, цветное перышко, мольберты, фигурки деревьев и птиц с липучками для тканей на обороте, фланелеграф, наборы для преподавания изображений птиц из геометрических фигур, тарелочки для раздаточного материала, кормушки, корм для птиц, физкультурное оборудование (ребристая доска, подставки-воротца, обруч для пролезания) записи музыкального сопровождения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Птицы родного края»; беседа «Как живется зимой друзьям». Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих («Воробьи» М. Слабошпицкийго, «Девочка и сничка» В. Сухомлинского) отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.

Ход занятия Визит незнакомки

Дети садятся на коврике вокруг воспитателя.

Воспитатель. Сегодня, дети, к нам пришла незнакомка. Кто она такая — неизвестно. Рассмотрите его внимательно (демонстрирует силуэты изображения сороки), что можно о ней сказать? Какие части тела в нашей гостьи? (Голова, туловище, лапы, хвост, клюв). Кто же она? (Птичка).

А как ее зовут, вы узнаете, разгадав загадку:

Черно-белое платье у нее, Все новости в лесу знает. Что-то блестящее ненароком украдут. Это кто?

Педагог переворачивает силуэт сороки цветным боком.

Воспитатель. Вот и познакомились. Сорока прилетела к нам из леса, а прислали ее друзья. Посудите: кто может быть ее друзьями? (Ответы детей).

Так, птицы являются друзьями, но не только для Сороки, а для людей. Веселят нас своим замечательным пением и еще помогают.

Кто скажет, какое доброе дело для нас делают птицы? (Уничтожают вредных насекомых). В народе есть такая пословица: «Где много птиц, там нет букашек». Но это происходит в теплое время года.

А как живут птицы сейчас, зимой? Слышите, Сорока рассказывает, что Зима очаровала лесное птицы. Дети, Сорока просит, чтобы вы помогли снять чары. Вы согласны? Сделать это будет нелегко, потому Сорока принесла свои подсказки.

Воспитатель обращает внимание детей на карту-схему, прикрепляет посередине Сороку. Секторы схемы временно закрыты.

Загадки Сороки

Воспитатель. Сначала Сорока просит отгадать, как зовут его друзей? Слушайте загадки.

Открывает первый сектор схемы. На нем изображен силуэт птицы и знак, читает загадку. Дети отвечают, воспитатель прикрепляет цветное изображение птицы. И так, пока все сектора с птицами не будут открыты.

Непоседливый и бойкая, Одета модно и ярко: В нее желтый пиджак, Как фонарь между веточек.

(Синичка).

Бедовый мальчишка в теплой рубахе По дворам летает, Крохи подбирает.

(Воробей).

Верно людям служу, им деревья стерегу. Клюв крепкий и острый имею Вредителей им добываю.

Птица это зимой прилетает, Грудку красную имеет.

(Снегирь).

В хвойном лесу живут, там песни пою, Шишки очень люблю, из них зернышки нет. Еще я в лесу санитар, Ну а зовут меня …

У меня перышки рыженький, меня и челка я хорошенький, Рябину люблю, Лучших лакомства не знаю.

Раскрась перышки

Воспитатель. Теперь, дети, мы знаем, как зовут друзей Сороки. А одинаковы они между собой? (Разные).

Что же объединяет всех птиц? (Их тело покрыто перьями).

А в наших птиц есть перья? (Нет).

Что же делать?

Воспитатель снова возвращается к схеме и открывает сектор с изображением пера.

Воспитатель. Сорока хочет нам помочь. Она принесла с собой разноцветное перышко. А мы его сейчас раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.

Дети садятся за столы, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду — карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.

Воспитатель. Сорока просит: «Вложите желтую перышко в первую кармашек нижнего ряда. Красную перышко вложите в третью кармашек, а коричневую — в пятую. В четвертую кармашек вложите серую перышко, а во вторую — белую».

А теперь Сорока просит, чтобы вы перевернули карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне — цветное изображение птиц). Наши птицы получили свое цветное окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневую перышко? А кому — желтую? Кто получил серую перышко? А белую? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему? Видите, дети, благодаря вам чары Зимы постепенно исчезают. А Сорока уже подготовила следующую подсказку.

Дети возвращаются на коврик и обращают внимание на схему, на которой воспитатель открывает следующий сектор. На нем схематически изображен пение птицы.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем хочет сказать нам Сорока? Правильно догадались: надо вернуть голоса ее друзьям. Вспомните, как поет синица? (Тинькает).

Как говорит воробей? (Чирикают).

А как ворона общается с родственниками? (Каркает).

Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).

Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).

Вот наши птицы уже почти освободились от чар. им очень хочется быстрее добраться родного дома. Как вы думаете, дети, куда мы сейчас отправимся?

Путешествие в лес

Педагог открывает на схеме сектор со схематическим изображением леса.

Воспитатель. Сорока подсказывает, что мы должны идти в лес. Но путь туда нелегкий.

Проводится физкультминутка. Дети идут за воспитателем, преодолевая различные препятствия.

Физкультминутка «Дорога в лес»

Воспитатель. В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Зима лютует, не хочет нас пускать. Вот какие снежные сугробы намела! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). Наконец мы пришли в лес.

Дети подходят к мольбертам . На каждом из них полотно с плоскостными изображениями деревьев (дуба, березы, рябины, ели) и пенечка, а также тарелочки с фигурками птиц.

Воспитатель предлагает разместить птиц на соответствующих деревьях.

Воспитатель. Помните, дети, как мы наблюдали за синичкой, ей очень нравилось качаться на ветках березы и клевать семена с сережек. Итак, пусть синица летит на березу. А кто из птиц любит доставать семена из еловых шишек? (Клесты).

Давайте Шишкарев посадим на елку. Как вы думаете, кто больше любит ягоды рябины? (Омелюх). Пусть он летит на рябину. Важную ворону разместите под дубом, а воробушка посадите на пенек.

Воспитатель замечает: птицы очень обрадовались, что дети сняли с них чары. А Зима лютует — то снегом засыплет, то метелью задует.

Воспитатель. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Сорока согласна с вами. Вот еще одна ее подсказка (открывает следующий сектор схемы с изображением кормушки).

Возле кормушки

Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.

Дети подходят к столу, где размещены кормушки из различных материалов и разнообразный корм. Воспитатель обращает внимание на кормушки. Затем вместе рассматривают корм для птиц (крошки, семечки, овес, ягоды рябины и калины, шишки, кусочки сала).

Воспитатель. Давайте, дети, накормим птиц.

Кто поймет корм для синиц? Для воробьев? Кто кормить шишкарев? (И так далее).

Дети подбирают корм для каждой птицы, кладут его к кормушке, рядом размещают небольшие фигурки птиц.

Когда дети раскладывают корм, воспитатель рассказывает, как синичка-чубарочка готовит запасы на зиму не только для себя, но и для других птиц.

Воспитатель. Как ведут себя птицы у кормушки? (Летают, прыгают, суетятся, прыгают, радуются, перелетают). Молодцы, вы помогли Сороке и ее друзьям преодолеть чары холодной Зимы. За это птицы очень благодарны вам и предлагают оставить что-то на память о них. Что может быть? (Предположение детей).

Воспитатель открывает последний сектор схемы с изображением фотоаппарата.

Воспитатель. Сорока предлагает сделать фото своих друзей.

Дети подходят к фланелеграфу, выбирают по желанию, фото птицу будут делать, и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей.

Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик — вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям.

Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.

Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так — о птицах мы знаем и им помогаем.