07.07.2019

Образец письма истек срок аттестации рабочих мест. Новый порядок аттестации рабочих мест. Сведения о специальной оценке условий труда


Мы частное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр (УСН доходы минус расходы), закончился срок аттестации рабочих мест, как заполнять таблицу 10 формы 4-ФСС?

Ответ

Из текста вопроса следует, что спецоценку рабочих мест Вы не проводили, в таком случае таблицу 10 все равно нужно заполнить. В графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Отметим, что, начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда, но в отношении некоторых рабочих мест её можно проводить поэтапно. Это рабочие места:

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС)

Сведения о специальной оценке условий труда

Для установления скидки (надбавки) к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний организация обязана информировать ФСС России о результатах специальной оценки условий труда и проведении обязательных медосмотров сотрудников (). Необходимые сведения отражаются в раздела II , утвержденной .

Таблица 10 является обязательной в форме 4-ФСС. Ее должны заполнять все страхователи. Если страхователь еще не проводил специальную оценку условий труда, указывайте в таблице данные о действующих результатах аттестации рабочих мест, проведенной в предыдущие годы. Об этом сказано в Порядка, утвержденного .

Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, таблицу 10 все равно нужно заполнить. В таком случае в графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда ().

Порядок для данной процедуры прописан в . проведения специальной оценки условий труда утверждена .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным . В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение - случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно .

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Какой статьей /КоАП РФ и в каком размере ответственность на юр. лицо и директора за следующие нарушения: 1. не пройдена аттестация рабочих мест (Она обязательна для коммерческих организаций и для каких именно рабочих мест - если, к примеру, офисные работники?) 2. Нет допуска у электриков. работающих на предприятии? 3.Не пройдены курсы и нет документа у ответственного лица по охране труда. 4. Кто вправе налагать взыскания?

Ответ

1. Ответственность наступает по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Проводить спецоценку обязан все работодатели в отношении всех работников за исключением:

Надомных сотрудников;

Дистанционных сотрудников;

Сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Также есть случаи проведения внеплановой спецоценки.

Все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет.

2. Работодателя, допустившего к выполнению работ в электроустановках неаттестованный персонал, могут привлечь к ответственности по ст. 9.11. КоАП РФ. За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

3. Ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

4. Привлекать к ответственности вправе сотрудники ГИТ.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

1. Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

«Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет :

Для организации - штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;

Для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации - штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

«Каждый работодатель обязан проверить, сталкиваются ли сотрудники на работе с вредными и опасными факторами. С 1 января 2014 года для этой цели введена единая процедура - специальная оценка условий труда.

Чтобы провести спецоценку, прежде всего выберите поставщика услуги - специализированную компанию.

Следующий этап - сформируйте специальную комиссию и утвердите график работ.

После проведения спецоценки организация, которая ее проводила, подводит итоги в специальном отчете.

Какие организации обязаны проводить спецоценку

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.*

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п.

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание:

Вопрос из практики: нужно ли проводить спецоценку, если рабочие места сотрудников расположены на континентальном шельфе России

Да, нужно.

Специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели, за исключением трех случаев. Поскольку работодателем является российская организация, для нее также действуют эти требования. Это следует из статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ.

Случаи, когда спецоценка не нужна

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями*.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее местодля целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест. См. подробнее.

Вопрос из практики: нужно ли проводить спецоценку на вакантных рабочих местах

Нет, не нужно. Такие рабочие места не соответствуют целям спецоценки. Отдельные исключения возможны только в отношении аналогичных рабочих мест.

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). А поскольку сотрудник отсутствует, то никаких рабочих процессов на вакантном месте не происходит. Соответственно, провести исследования в принципе невозможно. Поэтому спецоценку на вакантных местах не проводят. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Исключение из данного правила возможно лишь в отношении аналогичных рабочих мест. Например, если в компании 10 аналогичных рабочих мест, одно из которых временно вакантно. При этом возможность включить вакантное рабочее место в текущую спецоценку и распространить на него итоги, выявленные по занятым рабочим местам, может только специальная комиссия. Она принимает решение для каждого случая индивидуально, исходя из фактической ситуации. См. подробнее.

Если вакансия будет закрыта в процессе проведения текущей спецоценки, то можно уточнить отчетные данные. То есть включить новое рабочее место в список мест, подпадающих под оценку. Если вакансию закроют уже после окончания спецоценки, то работодателю придется провести еще одну внеплановую оценку (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Такой подход соблюдайте и в отношении аналогичного вакантного места, если комиссия изначально отказалась включать его в перечень мест, подлежащих оценке.

Вопрос из практики: Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников.

Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения спецоценки именно на работодателя (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Для непосредственного проведения спецоценки работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом требованиям (ст. 19, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодатель использует «рабочие площади»: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из анализа положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором «рабочих площадей».

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку, если все сотрудники организации постоянно работают на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Объясняется это тем, что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. Этот перечень закрытый. При этом оценку условий труда сотрудников, не названных в перечне, должны проводить все работодатели, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя спецоценку таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить серьезная .

Таким образом, работодатель обязан обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, которые имеют право проводить данные процедуры.

Сроки проведения

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации*. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

Вопрос из практики: Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Ответ на данный вопрос зависит от ряда обстоятельств.

Результаты аттестации, проведенной по украинским правилам, действительны для целей российской спецоценки по общему правилу в течение пяти лет после ее завершения. При этом если срок действия украинской аттестации закончился в период с 17 апреля по 31 декабря 2014 года включительно, тогда ее результаты будут действительны до 1 января 2016 года. Для сохранения результатов аттестации также должны отсутствовать основания для проведения внеплановой спецоценки. Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Следует учесть, что если организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводили аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, то с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест они обязаны провести специальную оценку условий труда (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). В противном случае организацию при проверке за нарушения охраны труда привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Случаи, когда спецоценка не проводится, касаются очень ограниченного круга сотрудников.

Таким образом, организация, расположенная в Крыму или г. Севастополе, чьи работники не подпадают под освобождение от спецоценки, после перерегистрации должна провести специальную оценку в соответствии с российским законодательством:

  1. До 1 января 2015 года , если аттестация рабочих мест по украинскому законодательству не проводилась или срок ее действия истек до 16 апреля 2014 года включительно.
  2. До 1 января 2016 года , если срок действия аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, истек в период с 17 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно.
  3. До истечения срока аттестации рабочих мест по украинскому законодательству - как правило, пять лет с момента проведения, если ранее не возникнет необходимость провести внеплановую спецоценку.

Исключения касаются случаев проведения внеплановой спецоценки.

Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях*:

  1. ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;
  2. получения предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями о порядке проведения спецоценки;
  3. изменения технологического процесса и замены производственного оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  4. изменения состава применяемых материалов и сырья, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  6. выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, или несчастного случая на рабочем месте, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;
  7. наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. В случае обстоятельств из пунктов 2, 4-7 внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих случаев.

Если произошла реорганизация организации либо поменялись фамилия, имя, отчество работодателя-предпринимателя или работодатель переименовал должность сотрудника и при этом не наступили события из пунктов 3-5 и 7, спецоценку можно не проводить. Аналогичное мнение высказывают и сотрудники Минтруда России в письме от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты

Нет, не нужно.

Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда на них не менялись, то проводить внеплановую спецоценку не нужно.

Решение о непроведении внеплановой спецоценки при организационных изменениях принимает комиссия и фиксирует документально, например, в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852.

Внимание: если организация сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку при реорганизации организации

Нет, не нужно, если при реорганизации организации сами рабочие места и условия труда на них не меняли, а новые рабочие места не ввели.

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если работодатель улучшил условия труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Если произошла реорганизация организации, но при этом сами рабочие места и условия труда на них не поменяли, а новые рабочие места не ввели, внеплановую спецоценку можно не проводить. При этом решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письмах от 2 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3847 и от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Если при реорганизации изменили условия труда на существующих рабочих местах либо ввели новые рабочие места, внеплановую спецоценку нужно провести в общем порядке.

Внимание: если организация после реорганизации сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

С 1 сентября 2011 г. начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Он вступил в силу 1 сентября 2011 г.
До этого момента действовал прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:
- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

Правовые основания для проведения аттестации

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

Обязанности работодателя

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

Кто устанавливает правила аттестации

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Примечание . Аттестация и взносы в ФСС РФ
Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

Для чего нужна аттестация

Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
- для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

Когда проводят аттестацию

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация

Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замене производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется.
Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности

Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.
Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Распределение обязанностей по проведению аттестации

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):
- из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
- специалиста по охране труда;
- представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):
- работодателя (его представителя);
- представителей аттестующей организации;
- представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:
1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.
2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.
3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).
4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).
5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).
6. Заполнять и подписывать карты аттестации.
7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:
- по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
- установлению соответствующего режима труда и отдыха;
- по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

Аттестующая организация

В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.
С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:
- произвести измерения;
- провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- оформить и подготовить отчет об аттестации;
- представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.
При проведении аттестации аттестующая организация:
- определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Как проходит аттестация

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- травмоопасности рабочих мест;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- условий труда на рабочих местах (комплексная).

Оценка по гигиеническим нормативам

В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

Оценка травмоопасности рабочих мест

При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):
1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:
- комплекта эксплуатационной документации;
- средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
- ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
- сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
- защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий;
2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:
- требованиям по защите от механических воздействий;
- требованиям по защите от воздействия электрического тока;
- требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

(скачать файл в формате Word)

Оценка обеспеченности работников СИЗ

После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:
- сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
- оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов

Итоги аттестации

По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). В табл. 4 на с. 102 отражена зависимость между результатами оценки каждого этапа аттестации и итоговым решением (п. 37 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

При отнесении условий труда к опасным компания должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Отчитываемся перед трудовой инспекцией

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
Компания должна направить документы на бумажном и электронном носителях.
На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда компания-работодатель должна была направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.


  • Классы вредности по гигиеническим условиям труда (RTF 66.659 Кб)
  • Класс травмоопасности рабочего места (RTF 44.699 Кб)

Статьи этого раздела

  • Независимая оценка квалификации

    В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

  • СанПиН для рабочих мест

    Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

  • Внедрение профессиональных стандартов в организации

    Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

  • Что такое психотип?

    HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

  • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

    Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

  • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

    В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

  • Документальное оформление поощрения сотрудника

    Под поощрением за труд понимаются публичное признание трудовых заслуг, оказание почета отдельному работнику или группе работников, которые выражаются в форме применения установленных действующим трудовым законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ.

  • Оцениваем персонал по правилам: Положение об Аттестации

    Аттестация - одна из наиболее распространенных форм оценки персонала. Но в отличие от других форм периодической оценки, аттестация является единственной оценочной процедурой, предусмотренной законодательством, и поэтому требует особой тщательности в части документального оформления.

  • Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки

    Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно.…

    Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

    Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

  • Когда организации нужна комплексная оценка?

    Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.