08.03.2020

Новый мрот: как работодатели повышают зарплату, не повышая ее. Минимальный размер оплаты труда: что это такое? Повышенный размер оплаты


На сегодняшний день федеральный минимальный размер оплаты труда (в дальнейшем МРОТ) изменился в 85 регионах нашей страны. С 1 января 2020 года каждый регион установил свой минимальный размер оплата труда.

Что же такое МРОТ?

В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса РФ МРОТ действует на территории всей страны и не может быть меньше прожиточного минимума, таким образом получается, что заработная плата работника не может быть меньше МРОТ.

МРОТ не только не только регулирует оплату труда и размер заработной платы, но и, к примеру, влияет на уплату страховых взносов.

Работнику не может быть назначена заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, если он отработал месячную норму и полностью выполнил свои трудовые обязанности, согласно статье 133 Трудового Кодекса РФ.

Минимальный размер оплаты труда регулируется и устанавливается Федеральным Законом РФ от 28.12.2017 421-ФЗ. Согласно которому на сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации увеличился на 20% и теперь составляет 9 489 рублей.

Каждый субъект имеет право устанавливать свой региональный МРОТ. Например, минимальная в 2020 году в Москве составляет 18 742 рубля, во Владимире 9489 рублей, в г. Орёл 10 500 рублей.

Подробные данные по другим субъектам нашей страны можно посмотреть в предоставленной таблице(во вложенном файле)

Теперь постараемся ответить на вопросы, возникающие у граждан, узнавших о изменение размера МРОТ на 1 января 2020 года.

Повлияет ли повышение МРОТ на оклад?

Зарплата помимо оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Поэтому оклад не всегда должен быть больше МРОТ, но в случае если минимальная зарплата устанавливается регионами, то оклад обязаны платить не ниже регионального МРОТ.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пенсии?

Чтобы разобраться в этом необходимо выяснить какие пенсии бывают. В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько видов пенсий:

  1. Страховая пенсия (ФЗ 28.12.2013 № 400- ФЗ) , которая включает в себя пенсию по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по выслуге лет, социальная пенсия.
  2. Государственная пенсия (ФЗ от 15.12.2001 № 166- ФЗ).

Размер любой пенсии зависит от определенных факторов, например таких как индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость этого коэффициента на момент назначения пенсии и другие.

МРОТ не влияет существенным образом на размер пенсии, но влияние обнаруживается при назначении пенсии, когда учитывают показатель среднемесячного заработка.

Минимальный уровень пенсии ограничен минимальным размером прожиточного минимума и не может быть ниже его.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пособий?

В России на сегодняшний день выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и детские пособия. При расчете определенных пособий, используются данные о среднемесячном заработке. В том случае, когда среднемесячный заработок оказывается меньше МРОТ, выплата выплачивается исходя из МРОТ. Расчет из МРОТ также происходит в том случае, если в расчетном периоде у работника вообще не было доходов.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер штрафов?

Правонарушения разного характера в России часто наказываются штрафом. Величина его зависит от разных факторов, в том числе и от минимального размера оплаты труда.

В настоящее время все штрафы можно поделить на уголовные (назначаются согласно Уголовному Кодексу РФ, причем штраф в качестве меры наказания используется в 40% статей данного официального документа) и административные штрафы (накладываются согласно Кодексу об административных правонарушениях). Но при всем при этом штраф, как мера наказания, используется относительно редко, примерно в 10% случаев в год по всей стране. Уголовные штрафы применяются только при преступлениях небольшой и средней тяжести.

В большинстве случаев судьи при назначение наказания в виде штрафа ориентируются, исходя из минимального размера оплаты труда и тогда штраф накладывается в каком- либо количестве МРОТ

Повлияет ли повышение МРОТ на налоги?

Увеличение МРОТ на территории любого субъекта влечет за собой повышение налогового сбора. Чем выше МРОТ тем больше отчислений идет в бюджетный и внебюджетные фонды. Правительство в кризис понижает прожиточный минимум и повышает размер МРОТ. Первое необходимо для снижения выплат гражданам, второе для увеличения налогов. Таким образом, обе эти меры необходимы чтобы стабилизировать бюджет.

Не стоит забывать, повышение МРОТ может негативно повлиять на работу малого бизнеса, поскольку индивидуальные предприниматели рассчитывают и выплачивают фиксированные платежи, исходя из размера МРОТ.

Повлияет ли МРОТ на уровень занятости населения?


Сказать, что увеличение МРОТ провоцирует рост безработицы нельзя, но в тоже время суждение, что повышение МРОТ приводит к снижению количества безработных граждан во всех регионах страны также будет считаться неправильным.

Исходя из перечисленной выше информацию, можно сделать вывод, что повышение МРОТ влияет на жизнь населения как положительно, так и отрицательно. Но хочется верить, что данные изменения необходимы для улучшения политики и бюджета нашей страны. И в скором времени это поспособствует изменению жизни населения нашей страны только к лучшему.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%;

С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;

Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы;

Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

Южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями".

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1 -1

С 1 мая 2018 МРОТ повысился до 11163 рубля и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь заработная плата работников не может быть менее этой суммы. А что на деле?

Повышение в «бюджете»

По данным статистики, около 1,6 млн. работников бюджетной сферы получали зарплату ниже прожиточного минимума.

Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

«Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», - заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Повышение в «коммерции»

Коммерческие фирмы должны самостоятельно изыскать средства для доведения зарплаты своих сотрудников до федерального МРОТ. Отметим, что работодателям из некоторых регионов не придется суетиться из-за нового федерального МРОТ. Им нужно ориентироваться на региональную «минималку», которая выше федеральной.

Например, в Москве МЗП составляет 18742 руб., в Московской области - 13750, в Санкт-Петербурге - 17000, в Ленобласти - 11400 руб. Кроме того, региональная МЗП выше общероссийского МРОТ в таких регионах как Тульская область, Магаданская область, Камчатский край.

Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

Как показывают предварительные итоги , который проводится на нашем сайте, 30% работодателей провели повышение. К слову, большинство (45%) и так платили своим работникам больше, чем 11163 руб.

Неповышение в «коммерции»

Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.

Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.

9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.

Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

Что грозит работодателям

За выплату зарплаты ниже МРОТ тем, кто отработал месячную норму, полагается штраф.

Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей;
  • на ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

Кроме того, например, трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

ПФР граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

Налоговики по ряду признаков фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин