01.07.2019

Нормы курения в рабочее время. Курение на рабочем месте. Варианты реализации положений закона


Ограничения и ответственность за курение на рабочем месте

Курение - вредная привычка, распространенная в наше время. Люди курят как на работе, так и вне работы. Специальными правилами законодательство устанавливает ограничения по воздействию на некурящих во время рабочего дня.
Что это за нормы и какая ответственность за их несоблюдение?

Право курить на рабочем месте

Правовые основы по ограничению курения в целях снижения заболеваемости определены Законом № 87-ФЗ от 10.07.2001 "Об ограничении курения табака" Закон дает понятие курению табака. Это вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Под окружающим табачным дымом понимается табачный дым, который содержится в атмосфере закрытых помещений, где производится курение.

Что понимают под табачными изделиями? В эту категорию относят сигареты с фильтром и без, сигариллы, папиросы, табак курительный и трубочный, махорка. В общем изделия для курения, нюхания и жевания, упакованные в потребительскую тару.
87-ФЗ запрещает курение в городском, пригородном транспорте, воздушном транспорте, на территориях и помещениях образовательных учреждениях, в помещениях органов государственной власти, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях культуры и здравоохранения, а также на рабочих местах, за исключением специальных мест, отведенных для этого.
Трудовой кодекс определяет, что рабочее место - это место, где должен находится сотрудник и куда ему следует прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно контролируется работодателем (ст.209 ТК).
87-ФЗ обязывает работодателя оборудовать специальные места для курения (п.2 ст.6)
Вопрос о полном запрете курения на работе является спорным. Отдельные эксперты считают, что запрещение, определенное в локальном нормативном акте, будет правомерным. Мы же видим, что закон четко регламентирует требование по созданию работодателем специальных мест для курения, а также обязанность работника курить только в этих местах.
Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов, а также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха. Под рабочим временем в соответствии с трудовым кодексом (ст.91) понимается время, в которое сотрудник должен выполнять свои трудовые обязанности, а также другие периоды которые по законодательству относят к рабочему времени. Время отдыха - время, когда сотрудник свободен от выполнения обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (перерывы в течении рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие и праздничные дни, отпуска (ст.107). Трудовым кодексом специальные перерывы для курения не установлны.

Места для курения


При определении мест для курения необходимо обратиться к требованиям пожарной безопасности. Приказ МЧС №313 от 18.06.2003 г. (п.6) определяет, что каждый объект должен быть оборудован инструкциями по мерам пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Инструкции, кроме мер пожарной безопасности должны содержать вопросы о местах курения, применение открытого огня и проведение огневых работ. На каждую компанию возлагается обязанность устанавливать свои локальным нормативным актом противопожарный режим, в том числе и оборудование мест для курения.

Как мы видим требования по пожарной безопасности являются обязательными для применения всеми организациями, не зависимо от форм собственности.

Требования к местам для курения также определены в Санитарно-эпидемиологических правилах (№88 от 22.04.2003г.)

Одним из требований к местам курения является то, что они должны быть спланированы таким образом, чтобы избегался контакт некурящих с табачным дымом. Такие помещения должны быть хорошо вентилироваться.

Система вентилирования должна быть такой, чтобы обеспечивался объем воздухообмена 10 куб/ч. Температура воздуха в помещениях для курения должна быть не меньше 16 С, а кратность воздухообмена не ниже 10 в час. Расстояние до таких помещений от рабочих мест не должен превышать 75м (на территории предприятия- 150м) (для инвалидов и слепых 60м). Площадь таких помещений должна быть не меньше 0,02 кв.м на одного человека. Места для курения должны оборудоваться знаком «Курить здесь», а пожароопасные объекты должны оборудоваться знаками «Курить запрещается»

Ответственность за курение на рабочем месте

87ФЗ определяет, что нарушение запретов за курение на рабочем месте влечет ответственность в соответствии с законодательством, но Кодекс об административных нарушениях специальных мер ответственности не предусматривает.
Есть мнение, что в случае нарушения правил курения на рабочих местах можно привлеч к ответственности в соответствии со ст.5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», что предусматривает штраф:

  • 1000-5000 руб. - на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, либо приостановка деятельности на период до 90 дней;
  • 30000-50000 руб. - на юридических лиц, либо приостановка деятельности на период до 90 дней;

В случае повторного нарушение законодательства о труде, ранее подвергнутого административному наказанию за такое же правонарушение влечет дисквалификацию на период от одного года до 3 лет.
Невыполнение требований по оборудованию мест для курения, установленных правилами пожарной безопасности влечет административную ответственность в соответствии со ст.20.4. КОАП «Нарушение требований пожарной безопасности»:

  • от 1000 до 1500 руб. - на граждан;
  • от 6000 до 15 000 руб. - на должностных лиц;
  • от 150 000 до 200 000 руб. - на юридических лиц.

Несоблюдение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных и гигиенических норм, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение в соответствии ст.6.3. КоАП административного штрафа в в размере:

  • от 100 до 500 руб. - на граждан;
  • от 500 до 1000 руб. - на должностных лиц;
  • от 500 до 1000 руб. или приостановка деятельности на период до 90 дней - на граждан, занимающихся предпринимательством без образования юридического лица;
  • от 10 000 до 20 000 руб. или приостановка деятельности на период до 90 дней - на юридических лиц.

Если же правила курения нарушены работником, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности согласно ст.192 ТК РФ с наложением дисциплинарного взыскания, а именно: замечание, выговор, увольнение. Для этого необходимо, чтобы данные запреты были прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка, иначе привлечь работника к ответственности будет сложно.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что курить на рабочем месте запрещает закон. Закон требует от работодателя оборудовать места для курения. Спорными являются вопросы привлечения к ответственности за нарушение данных норм.

Курение является весьма пагубной привычкой, и люди об этом прекрасно знают. Но по разным причинам многие не отказываются от вредного курения. Многие курильщики даже заявляют о том, что это часть их стиля жизни. В западных странах уже давно ведут борьбу с курильщиками на рабочих местах, пришли к этому и в России.

Почему работодателю выгодно бороться с курением?

Казалось бы, какая разница руководству организации, что его сотрудники курят. Необходимо лишь организовать специальные места для курения, чтобы выполнить требования противопожарной безопасности. На самом деле причин, почему руководство должно быть заинтересовано в борьбе с вредной привычкой много:

  1. Ухудшается здоровье сотрудников. Как следствие, работники чаще уходят на больничный, приходится перераспределять нагрузку между другими сотрудниками, КПД снижается.
  2. Постоянные перекуры «съедают» значительное количество рабочего дня. Следовательно, руководство оплачивает даже те часы, которые набегают в течение недели, когда сотрудник не выполнял свои обязанности.
  3. Курильщики склонны отвлекать другой персонал от работы. Есть так называемая группа пассивных курильщиков, а также лиц, для которых жизнь в курилке – это часть социализации. В итоге снижается работоспособность всех сотрудников.
  4. Отсутствие на рабочем месте сотрудника, ушедшего на перекур, может привести к тому, что будет пропущен важный звонок или не обслужен клиент. Это скажется на репутации компании.
  5. В организациях, где много курильщиков, царит неприятный запах, выветрить который практически невозможно. Это может вызывать раздражение и дискомфорт у некурящих работников, посетителей и клиентов.

Именно поэтому запрет курения на рабочих местах для организации не является социальной политикой, а имеет прямое экономическое обоснование.

Как руководству организации остаться в правовом поле при борьбе с курением?

Для того чтобы организовать юридически грамотно процесс борьбы с курением на рабочих местах, необходимо внимательно изучить ряд правовых норм. Они представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в ФЗ «Об ограничении курения табака». Закон о курении на рабочем месте указывает, что кроме специально оборудованных мест, работники нигде не могут вредить своему здоровью. Кроме того, согласно правилам внутреннего трудового распорядка и положениям Трудового кодекса регламентируются перерывы для отдыха и питания. Соответственно, в другое время работник так же не имеет права отлучаться со своего рабочего места. Конечно, контролировать это, особенно в условиях большого штата, крайне тяжело.

Следует все-таки ознакомить сотрудников с положениями нового закона, чтобы они понимали, что штраф за курение на рабочем месте регламентируется на федеральном уровне. Для должностных лиц он составляет 500–1000 руб. Если в каждый незаконный перекур составлять протокол об административном правонарушении, курение становится слишком дорогим удовольствием.

Места для курения работодатель оборудует на свое усмотрение, т. е. нет норм, которые бы говорили, сколько таких зон должно быть создано на конкретной площади или в расчете на количество сотрудников. Получается, даже на огромной площади может быть создано одно оборудованное место для курения, и со стороны работодателя нарушений не будет. Для работников же будет проблематично добраться до места курения, что вынудит их ограничиться в перекурах. К сожалению, есть риск, что работники в нарушение законодательных и организационных норм будут курить в туалетах или других не предназначенных для этого местах.

Как может организация стимулировать отказ от курения?

Кроме того, чтобы выполнять законодательные нормы, руководство организации может внедрять свои дополнительные программы, рассчитанные на повышение мотивации к отказу от курения. Так, не является запрещенным способом:

  1. Выплата дополнительных премий некурящим сотрудникам.
  2. Предоставление ценных подарков или путевок тем, кто отказался от курения.
  3. Предоставление дополнительного времени отдыха тем, кто принял решение расстаться с пагубной привычкой.
  4. Установление портрета сотрудника на агитационном стенде. Например, в рамках компании «Скажи никотину нет».
  5. Организация медицинской и психологической помощи работникам, решившим бросить курить.
  6. Дарение литературы, где освещены способы расставания с табаком, или средств с символикой противотабачной пропаганды (блокноты, ручки и т. п).
  7. Депремирование за нарушение требований правил противопожарной безопасности или обнаруженный факт курения в рабочее время. Причем размер депремирования может достигать 100%.

Заключение

Дополнительно необходимо внести изменения во внутренние документы организации, в том числе, вменить в обязанности сотрудников службы персонала ведение агитации за здоровый образ жизни.

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

— должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Борьба с курение на работе и рабочем месте - это серьезная инициатива как для государства, так и для работодателей. Проблема табакокурения в России довольно велика, и поэтому правительство борется с ней всеми возможными средствами. Одним из крупнейших орудий в руках власти является законодательство.

Какой закон регулирует курение на рабочем месте?

В 2013 году в России вышел так называемый «антитабачный закон» - или законопроект о защите граждан от воздействия табачного дыма. Этот законопроект внес огромные поправки в жизнь курильщиков, сделав ее куда менее легкой и удобной, чем раньше.

Федеральный продиктовал такие нормы социальной жизни курильщиков, как разрешенные для курения места, стоимость табачных товаров, штрафы за несоблюдение правил. Ниже приведены основные положения законопроекта, с которыми в обязательном порядке должен ознакомиться каждый курящий гражданин России:

  1. Отныне существуют определенные общественные места, которые являются свободными от курения. За нарушение запрета следует штраф от 500 до 3000 рублей - все зависит от того, где именно вы закурили. В список запрещенных мест относят школы, детсады и близлежащие территории, детские площадки, университеты и другие ВУЗы. Запрещено , на остановках общественного транспорта, в метрополитенах, у входов в общественные центры и здания, в самолетах, поездах, аэропортах, суднах (морские и речные), а также на рабочих местах и в офисных зданиях. За курение на рабочем месте штраф также полагается.
  2. За вовлечение несовершеннолетних в табакокурение теперь полагается штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Наибольший штраф получат родственники подростка-курильщика. Под вовлечением подразумевается угощение подростка сигаретой, пропаганда курения, реклама среди несовершеннолетних, описывание положительных качеств продукции или табакокурения как такового, помощь в покупке сигарет.
  3. Торговля табачными изделиями теперь также строго регламентирована. Во-первых, стоимость сигарет определяет государство - оно выставляет верхнюю и нижнюю границу ценника, и продавцы вынуждены следовать указанным нормам. Во-вторых, реклама табачных изделий в любом виде полностью запрещена - будь то баннеры, плакаты, рекламные акции и скидки. В-третьих, продавать сигареты запрещено в радиусе 100 метров от школ, гимназий, лицеев.
  4. Закон предписывает возможность организации курилки. Курилку могут организовать либо владельцы помещения (если речь идет о частном предприятии или владении), либо совет жильцов многоквартирного дома (если речь идет о курилке в подъезде).

На кого распространяется запрет на курение на рабочем месте?

Вышеописанные пункты утверждают, что рабочее место по умолчанию является зоной, свободной от курения. Однако в законе есть два важных уточнения:

  1. Владелец помещения вправе организовать курилку на рабочем месте, если она будет соответствовать санитарно-пожарным нормам.
  2. Запрет не касается рабочих мест, которые расположены на открытом воздухе.

Из второго уточнения можно сделать вывод, что строители, подрядчики и другие работники, которые занимаются трудом на открытом воздухе, имеют право курить на своем рабочем месте при условии, что работодатель не выдал другого приказа. Запрет на курение на открытом воздухе должен быть проведен в частном порядке, а все работники должны быть об этом осведомлены. В противном случае его можно обжаловать.

На первом уточнении следует остановиться более подробно.

Курилка на рабочем месте

Закон о курении на рабочем месте четко гласит - рабочая среда является местом, закрытым для табакокурения до тех пор, пока работодатель не издаст приказ о местах курения на предприятии. Казалось бы, все довольно просто - работодатель решает, курить его работникам или не курить. И если человек адекватный, то с ним вполне можно договориться. Но на самом деле все не так просто.

Окончательное решение о разрешении или запрете курения принимает не работодатель, а владелец помещения. Иногда это действительно одно и то же лицо, и тогда организация курилки на рабочем месте становится значительно проще. Однако зачастую работодатель является арендатором помещения - офиса, этажа офисного здания, производственного завода, фабрики и так далее. В этом случае решение об организации курилки должно пройти как минимум две «инстанции» - директора компании и владельца помещения.

Как это грамотно организовать? Если вы являетесь наемным работником, и ваш работодатель не спешит с организацией курилки, то следует подать ему заявление о том, что часть коллектива нуждается в ней. В идеале следует собрать всех (или многих) курящих сотрудников, написать заявление в свободной форме («Мы, сотрудники такой-то фирмы, просим вас, ФИО, организовать курилку для работников.»). Заявление должно подписать как можно больше людей. Бумагу направляют директору. Скорее всего, он с первого раза услышит просьбу и согласится с необходимостью организации специального места для табакокурения. Тогда директору необходимо обратиться к владельцу помещения. Совместно они выбирают место для курилки, которое будет соответствовать пожарно-санитарным нормам. После утверждения места директор создает приказ о курении на предприятии по образцу.

Требования к курилке

Как уже упоминалось выше, курилка на рабочем месте (как и в других общественных местах: подъезде, пляже, санатории, аэропорте и так далее) должна соответствовать определенным пожарно-санитарным нормам. Это необходимо не только для безопасности самих курящих, но и для защиты некурящих сотрудников от запаха табака, табачного дыма.

Организованная курилка должна иметь следующие детали:

  1. Плотно закрывающуюся дверь. Это требование естественно и понятно, ведь оно защищает некурящий персонал от дыма.
  2. Пепельницу. Разумеется, сложно себе представить цивилизованную и чистую курилку без пепельницы. Следует обратить особое внимание на ее размер - в производственных условиях, когда курилкой пользуется как минимум человек 7, пепельница стандартного размера не подойдет - уже после одного перекура она будет полной.
  3. Вытяжку. Вытяжка необходима для того, чтобы дым не скапливался в комнате и не выталкивался вместе с выходящими сотрудниками.

Все эти требования позволяют сделать условия курилки комфортными как для курящих, так и для некурящих сотрудников компании.

Наказание за курение на рабочем месте

Поскольку положение о запрете курения на предприятии включено в федеральный закон о защите граждан от воздействия табака, по умолчанию наказание за нарушение запрета следует такое же, как и за курение в общественном месте - от 500 до 1500 рублей.

Тем не менее работодатель практически никогда не прибегает к помощи защитников правопорядка, ограничиваясь определенными наказаниями внутри предприятия. Ответственность за нарушение может быть двух типов:

  1. Дисциплинарное наказание. Работнику будет сделан выговор, замечание. За дисциплинарный проступок в виде курения в неположенном месте уволить не могут.
  2. Административная ответственность. Собственно, выплата штрафа. Однако большинство начальников предпочитают обходиться внутренними штрафами и наказаниями - лишением премии, срезом зарплаты, дисциплинарным наказанием.

Следует обратить особое внимание на увольнение за курение. Фактически, курение по умолчанию считается дисциплинарным нарушением, за которое уволить человека не могут - оно не является показателем способности гражданина выполнять трудовые обязанности.

Однако работодатель вправе прописать в инструкции или требованиях к работнику, что курение является запрещенным или ограниченным (например, определенным временем не перекур), а за нарушением может последовать увольнение. В этом случае работника могут уволить за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

Организовать удобные для всех и компромиссные правила курения на рабочем месте под силу любому предприятию. Нужно лишь получить полноценное мнение как от курящей, так и от некурящей стороны персонала и договориться с начальством.