21.06.2019

Креативные решения в развитии бизнеса. Креативный бизнес — это вам не просто модные словечки. Как творчество драйвит бизнес. Видео. ТОП оригинальных бизнес идей


* В расчетах используются средние данные по России

Так как я занимаюсь «инвестиционным проектированием» или «бизнес-планированием», меня, в последнее время, просят «просчитать риски» по тому или иному бизнес-проекту... В связи с чем, я говорю своим уважаемым клиентам, что дело это, достаточно неблагодарное, чтобы они по этому поводу особо и «не заморачивались»….

После кратких объяснений моей позиции по данному вопросу, некоторые меня понимают. Некоторые, наоборот впадают в «когнитивный диссонанс» из которого их, в первые минуты, сложно вернуть в обыденную, повседневную реальность.

Итак, немного о рисках… Литературы по этой проблематике, не то, чтобы нет, есть. Но вся эта литература - «вода водой». Прочесть там, что-то стоящее и более-менее вменяемое, вряд ли получится. По мне так лучшее, что я читал – это Сергей Кошечкин «Концепция риска инвестиционного проекта». Да, есть ещё одна неплохая и, несмотря на 2001 год издания интересная книга «Риск-анализ инвестиционного проекта» издательства ЮНИТИ (под редакцией М. В. Грачевой), правда, местами и она грешит опечатками, которые простого читателя могут ввести в заблуждение…

Тем не менее, риски каким-то образам пытаются «классифицировать», «систематизировать» и т.д. Ну, чтобы придать вид, что с одной стороны, риски, все-таки имеют место быть, а с другой стороны, что мы, не жалея живота своего боролись с ними, боремся и будем бороться. Несмотря ни на что!

Вот, один из вариантов, как расписывают риски, вернее «их возникновение»:

Риски инвестиционных проектов возникают по следующим причинам:

  • Недостаток информации.
  • Наличие элементов случайности (непредсказуемость).
  • Сознательное противодействие со стороны внутренней и внешней среды проекта (конкурентов, сотрудников, властей, подрядчиков и т.д.).

Риски инвестиционного проекта должны быть идентифицированы, оценены, после чего следует разработать план мероприятий по их уменьшению и ликвидации последствий от событий, которые могут наступить в результате реализации рисков. Таким образом, управление рисками проходит через следующие этапы:

  • Идентификация (определение) факторов рисков.
  • Оценка и анализ факторов рисков (количественный и качественный).
  • Планирование мероприятий по уменьшению рисков и ликвидации последствий от событий, которые могут наступить в результате реализации рисков.
  • Мониторинг (контроль) действий по управлению рисками.
  • Выбор методов управления рисками и последовательности их применения.
  • Накопление и обработка ретроспективной информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рисков, выработка рекомендаций для учета полученного опыта в будущем.

Риски реализации инвестиционного проекта

Идентификация рисков может быть осуществлена с помощью одного из следующих способов или их комплекса.

  • Проверка по типовым рискам
  • Проведение SWOT-анализа проекта
  • Анализ неопределенностей и предположений по плану проекта

Выделяют следующие виды рисков инвестиционных проектов в соответствии со стадией проекта, на которой они возникают (типовые риски).

1. На инвестиционной фазе:

  • Риск превышения сметной стоимости проекта
  • Риск задержки сдачи объекта
  • Риск низкого качества работ

2. На производственной фазе:

а) производственные риски:

Готовые идеи для вашего бизнеса

  • Технологические
  • Управленческие
  • Обеспечение сырьем и энергией
  • Транспортный риск

б) коммерческие риски (риски реализации проектного продукта);

в) экологические и другие риски гражданской ответственности;

г) финансовые риски:

  • Кредитный риск
  • Риск изменения процентной ставки
  • Валютный риск
  • Риск перевода за рубеж выручки
  • Риск конвертации валюты

3. На фазе закрытия объекта:

  • Риск финансирования и рефинансирования
  • Риск финансирования и рефинансирования работ по закрытию проекта
  • Риски возникновения гражданской ответственности (экологические и другие)

4. В течение всего проектного цикла:

  • Страновые
  • Административные
  • Юридические
  • Форс-мажорные

5. Риски, которые охватывают все стадии проекта (общие риски):

  • Неразвитость гражданского и корпоративного законодательства
  • Слабое страхование
  • Стандарты отчетности разглашения информации
  • Риски, связанные с рынком ценных бумаг
  • Система руководства и корпоративного управления

Проведение анализа сильных и слабых сторон проекта проводится аналогично SWOT-анализу компании. Особенность состоит в том, что для проекта есть две внешние среды - ближнее окружение проекта (это внутренняя среда компании) и дальнейшее окружение проекта (это внешняя среда компании).

Прочитали? Ну как, помогло ли вам в вашем предполагаемом-проектируемом бизнесе прочитанное? Ага, ага… Вопрос, скорее риторический! Не, риски можно рассматривать и по-другому. Так, например:

    Суверенный (страновой) риск . Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств. Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.

    Политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.

    Производственный риск , в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал.

    Финансовый риск , обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования - чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска.

    Риск снижения покупательной способности денежной единицы . Этот вид риска присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности и т. д.

    Процентный риск , представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и хозяйствующим субъектам.

    Систематический, или рыночный, риск . Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации.

    Специфический, или несистематический, риск . Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле, и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле.

    Проектный риск , напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью.

    Валютный риск . Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса.

    Актуарный риск , покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий.

Ага, я уже вижу владельца бильярдной или торговца-лоточника смотрящего в даль… При этом, он естественно думает об актуарном риске… Как он там, этот риск… «догоняет его бизнес», или, пока обошлось?

Я предлагаю, рассмотреть ситуацию по-другому. Представьте себе следующий бизнес – производство бордюров.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Всем известно, что данный вид бизнеса – это любимое занятие родственников глав администраций, любовниц (любовников) родственников глав администраций, близких друзей любовниц (любовников) родственников глав администраций и т.д. И пока «ГЛАВА», прочно занимает свое место, бизнес будет «пахнуть и процветать», «процветать и пахнуть»! Он, практически не подвержен никакому риску! Тендеры будут все выиграны, несмотря ни на какие происки «со стороны». И, на хрена париться, рассматривая какие-то «внешние и внутренние риски»? НА ФИГА?

Родственники глав администраций, любовницы (любовники) родственников глав администраций, близкие друзья любовниц (любовников) родственников глав администраций успешны всегда! Всегда, несмотря на возраст, образование, гендерную принадлежность к тому, иному или промежуточному полу.

Другое дело, если главу «ушли», тогда мир начинает зеркально меняться… Тендеры уже не выигрываются, более того, на «ранних стадиях» бывших «победителей» отсеивают уже на стадии «приёма документов» для участия в этих самых тендерах… Глядишь, и, рукопожатие «невидимой руки рынка» как-то всё ослабевает и ослабевает, ослабевает и ослабевает…. А бюджетные денежные потоки, маленькими ручьями потекли уже совсем по другим протокам.. Ну, понятно, да?

Соответственно, возникает вопрос, помогут ли 10-15 перечисленных выше рисков, вернее «анализ этих рисков» решить или предугадать «по-серьезному» ту или иную негативную ситуацию в будущем? Ага, уже смешно! Ну, разве, что на «бытовом уровне».

Ну, а если серьезно, то ни в одном учебнике не упоминается такой риск, который называется «черный лебедь джан», а зря! Вверху, правда, он «замаскирован», как причина: «Наличие элементов случайности (непредсказуемость)». А, если копнуть глубже, то каждый день и час у нас непредсказуемостью этой перенасыщен!

Какое можно подвести резюме? Ровно такое, что:

    Открытие и ведение бизнеса - дело изначально рисковое, но… когда и кого это останавливало?

    При организации любого бизнеса, как в нашей стране, так и за её пределами, стоит отдавать себе отчет в том, что риски от условного «первого риска» до «условно последнего риска» стремительно приближаются к цифре 100%, но не равны ей.

    При открытии любого бизнеса, при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, никогда не забывайте о «черном лебеде»… Думайте о нем, постарайтесь заглянуть ему в глаза…и подмигнуть.

62 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22019 раз.

Общение с банковскими работниками - это почти искусство, поэтому подходить к этому вопросу нужно серьезно. В этой статье я приведу 15 советов, которые помогут вам получить кредит.

Что такое инвестиционная привлекательность? Какое предприятие можно назвать инвестиционно-привлекательным, и в каких свойствах это выражается? Вопросы не праздные, но, и не «бином Ньютона», конечно.

Как должен выглядеть идеальный инвестиционный меморандум? Предлагаю взглянуть на этот вопрос с точки зрения привлекательности для инвестора и наиболее волнующих его вопросов.

Для того чтобы корректно составить финансовую модель предполагаемого бизнеса, в первую очередь, необходимо по максимуму собрать определенную информацию. Что это за информация? Попытаемся разобраться.

Инвестиционные затраты - понятие ну очень “растяжимое”. Как правило, планируемые расходы всегда на порядок меньше тех, которые будут нужны на самом деле. Так сколько закладывать на просчеты?

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

В стране, где на протяжении последних десятилетий всё постоянно дорожает, далеко не просто разобраться, как формируются цены на бизнес-услуги. Из чего складывается стоимость инвестиционного проекта?

Музыка, архитектура, живопись, дизайн, театр, кино — сферы, в которых творчество может превратиться в бизнес, разнообразны. Предприниматель и исследователь креативной экономики Маргарита Лазаренкова приводит несколько простых и любопытных фактов, которые показывают: творческая, креативная индустрия может стать серьезным драйвером не только для развития отдельных бизнесов, но и для роста экономики на уровне государств.

— В прошлом году правительство Великобритании опубликовало официальный отчет о вкладе креативных индустрий в экономику страны. Объем креативной экономики оценивался в 133,3 млрд фунтов стерлингов в 2014 году, что составляет 8,2% от ВВП всей страны.

Маргарита Лазаренкова
Сооснователь проекта БАЛКИ и некоммерческой инициативы Creative Belarus

Конечно, превращение заброшенных доков или цехов в очередной культурный центр не решит структурных проблем в городах. Многомиллионные проекты по созданию «креативных кварталов» в европейских городах не всегда увенчивались успехом. Однако, если посмотреть, например, на , можно с уверенностью говорить о том, что креативность сегодня — это не просто buzzword (слово, которое должно произвести впечатление). Это действительно создание новых рабочих мест (причем таких рабочих мест, которые еще не в скором времени могут быть роботизированы), развитие туризма, эффективное использование имеющихся ресурсов. Это сфера взаимодействия культуры, бизнеса и технологий, которая, безусловно, стимулирует экономический рост.

Я не сделаю революции, сказав, что сегодня мы живем в мире постоянно сдвигающихся и меняющихся парадигм. Изменения затронули и структуру себестоимости товаров и услуг. Если раньше наибольшая часть расходов уходила на само производство, то сегодня — на так называемый R&D (исследования и разработки), т.е. нематериальную ценность создаваемого продукта.

Структура формирования себестоимости товаров и услуг

Сравните также слоганы всемирно известных компаний, работающих в одном секторе:

KODAK : We make and sell the best quality cameras and film in the world («Мы производим и продаем лучшие в мире камеры»)

Instagram : «We are enabling people to capture and share moments» (Мы даем людям возможность запечатлеть и делиться моментами)

Сегодня KODAK потерял свои позиции. Что касается Instagram, в 2012 году компания была приобретена Facebook за $ 1 млрд. Год назад Forbes оценил сервис уже $ 50 млрд.

По данным программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и Креативность», культурные и креативные индустрии составляют 4,5% мирового ВВП. И прогнозируется их 10% ежегодный рост. Возвращаясь к примеру Великобритании, можно отметить: по официальной статистике правительства, креативная экономика создала 3,6 млн рабочих мест в 2016. Ее ежегодный рост — 5%. За последние 10 лет мировой товарооборот креативной продукции и услуг увеличился больше, чем в два раза и достиг $ 624 млрд.

Государственная кампания по продвижению креативных индустрий в Великобритании


Фото с сайта learnenglish.britishcouncil.org

Экономисты обратили особое внимание на эту статистику, так как она выделялась на фоне отрицательной динамики традиционных отраслей экономики во время финансово-экономического кризиса и его затянувшихся последствий. Когда люди теряют рабочие места, старые бизнес-модели перестают работать, а средств на новые материальные ресурсы нет. Креативность становится очевидным выходом из непростой ситуации и конкурентным преимуществом на глобальном рынке.

Роль креативной экономики в Беларуси

Имея высокий уровень человеческого капитала, наша страна также имеет большой потенциал для развития креативной экономики, основанной на знаниях, инновациях и творчестве. Хотя официальная статистика в Беларуси не выделяет креативную индустрию в отдельную отрасль экономики, данные по динамике развития рынка креативных товаров и услуг можно найти в международных отчетах. Например, два года назад Беларусь, согласно Глобальному индексу креативности, который ежегодно проводит Martin Prosperity Institute (USA), заняла 37 место — самое высокое среди стран СНГ. Исследовались такие параметры, как технологии, таланты и толерантность.

1. Бесплатные лекции CreativeMornings в Минске. Это международный проект, в рамках которого ежемесячно в более чем 150 городах мира проходят утренние лекции для творческих профессионалов

2. Онлайн-соревнование, в котором выбирается лучший творческий проект Creative Business Cup. Его мы организовали в сжатые сроки и получили 11 заявок. Национальным победителем был выбран проект фестивального приложения от креативного агентства Pocket Rocket. В ноябре они представят Беларусь на международном Creative Business Cup в Копенгагене.


Можно отметить, что в октябре в Беларуси был принят указ, который максимально расширяет перечень видов ремесленной деятельности, которые люди вправе осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве ИП. Ожидается, что это увеличит число занятых в креативных бизнесах, в том числе и в малых городах. Сейчас в Беларуси зарегистрировано около 23,5 тысяч ремесленников.

Наше мнение: креативный потенциал также может рассматриваться как драйвер изменений в странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь и другие постсоветские страны.

5 способов, как использовать креатив в своем бизнесе

Используйте то, что у вас есть по-новому. Попробуйте взглянуть с другой, неожиданной, стороны на имеющиеся у вас ресурсы. Например, когда мы запускали коворкинг «Балки», то, вместо того, чтобы закупать 20 комплектов мебели для будущих коворкеров на зимний период, мы приехали в одно из кафе и договорились, что будем бесплатно хранить их мебель с летней террасы в течение холодного периода. Не поверите, у них было как раз 20 столов и сидений, идеально подходящих по стилю под наше лофтовое пространство. Коворкинг у нас так и не пошел, было занято только около 30%. Но зато мы смогли протестировать свою идею не затратив больших средств на ее реализацию.

Постройте в офисе мини-ферму! Шутки шутками, но именно при физическом монотонном труде наш мозг имеет уникальную в наши дни возможность просто расслабиться и отдохнуть. Время, проведенное в заботе о томатах или маргаритках, по качеству отдыха для человеческого мозга не сравнится с бесконечным скроллингом в социальных сетях. В таком состоянии работает наше подсознание, и это время, когда к нам неожиданно приходят самые лучшие идеи и самые нестандартные решения проблем.


Создавайте пространство, которое будет вдохновлять сотрудников на новые идеи и в то же время будет создавать особую атмосферу, в которой они не будут бояться потерпеть неудачу. Это не значит, что вам достаточно разбросать по углам разноцветные кресла-мешки и купить маркерную доску для записей. Недавно мы разговаривали с датским дизайнером Оливером Марлоу, автором книги Spaces for Innovation, он поделился со мной советом: «Нужно дать сотрудникам возможность менять пространство под себя, под разные события и под разные задачи. Для этого желательно, чтобы мебель была на колесиках, освещение — мобильным, а стены — пригодными для рисования» .

Сoffee is Power. Как писал в своей книге Лео Холипс, «если двигателем индустриальной революции был уголь, то сегодняшняя креативная экономика работает на двойной эспрессо». Хороший кофе поблизости действительно очень важен для сотрудников, особенно для миллениалов. Многие компании создают кофейни прямо у себя в офисах. Например, недавно на часовом заводе «Луч» на первом этаже запустили кофейню с собственной обжаркой кофе. По соседству располагается и обновленный магазин часов.


Внедряйте дизайн-мышление в бизнес-процессы. Раньше от идеи до запуска могли пройти годы, но сегодня уже совсем не то время. Чем раньше вы сможете сделать прототип своего продукта или услуги, тем быстрее вы сможете получить обратную связь от пользователей, и потом уже исходя из этих отзывов дорабатывать свой продукт, снова и снова его тестировать и доводить до совершенства.

Мария Сташенко

  • креативный предприниматель
  • партнер лаборатории Wonderfull
  • куратор курса "Дизайн-менеджмент" Британской высшей школы дизайна

14 июня состоится уникальный по своему формату и содержанию воркшоп «Как стать креативным предпринимателем?» .

Воркшопы команды Wonderfull, которую возглавляет Мария, уже практически стали легендой среди людей творческих профессий — настолько они эффективны и полезны.

Но прежде чем определиться, идти мне на это мероприятие или нет (все-таки суббота), я решил задать Марии несколько вопросов, чтобы лучше понять: кто же такой креативный предприниматель, чем он отличается от любого другого бизнесмена и как может использовать в своей работе мастерство презентации.

______________________________________________________________________________

Маша, скажи, вот как бы ты объяснила пятилетнему ребенку, чем ты занимаешься по жизни? Так, чтобы он понял и смог объяснить это другим.

Как-то мою дочку Алису спросили (ей как раз 5 лет скоро): «А чем твоя мама занимается?», — Она ответила: «Моя мама – учительница. Она строгая и очень умная, поэтому её все слушают и начинают жить лучше». Исчерпывающее объяснение, я считаю.

Я думаю, что творческий предприниматель — это такой «учитель» по жизни, который вдохновляет людей своим примером, идёт немного впереди, создаёт команду вокруг и постоянно экспериментирует с новыми форматами общения и деятельности.

В чём ключевые отличия креативного предпринимательства от традиционного/классического/обычного предпринимательства?

Творческий предприниматель — это создатель интеллектуального продукта, который требует много временных, интеллектуальных, личных, энергетических и психологических усилий.

Важно, что, как правило, сам творческий предприниматель и является главным «генератором» этой творческой энергии и создателем интеллектуального продукта.

А если так, то и условия творческого предпринимательства должны серьёзно отличаться от классического предпринимательства, которое не обязательно сопряжено с «интеллектуальной собственностью» напрямую.

Поэтому разница между творческим и нетворческий — в условиях организации процесса создания интеллектуального продукта. У творчество — и это совершенно точно — он более тонкий и сложный.

Стоит ли классическому предпринимателю пробовать себя в творческом предпринимательстве, и наоборот, поможет ли успешному креативному предпринимателю его креативный опыт, если он решится делать «обычный » бизнес?

Не знаю, как с творческим предпринимателем, который вдруг отправится в мир «обычного» бизнеса... Мне кажется, что творческий предприниматель — это уже диагноз и точка невозврата. Вернуться нельзя Развиваться. Поставьте запятую в нужном месте.

А вот граница между переходом из обычного бизнеса в творческий серьезно стирается в последние лет 15-20, в мире — точно! Сейчас многие предприниматели классических отраслей остро нуждаются в глотке свежего креативного коктейля, чтобы немного заглянуть за горизонт и увидеть будущее. Поэтому методики творческого мышления, дизайн-мышления, так популярны сейчас в мире классического «нетворческого» бизнеса.

Кому ни в коем случае не стоит заниматься креативным предпринимательством, вот просто противопоказанно? Кто это?

Креативное предпринимательство — это гомеопатическая таблетка. Можно всем, противопоказаний не выявлено. Одна тысячная капля креатива в одном обычном деловом дне уже начинает медленно, но верно менять человека и его практику к лучшему.

Какова роль мастерства презентации в развитии и продвижении креативного бизнеса, например по шкале от 0 до 10, и почему?

Тут недавно в группе

Общеизвестно, что в системе рыночной экономики наемный персонал получает минимальный доход. Львиную доли прибыли забирает владелец предприятия. Поэтому миллионы людей сегодня стремятся к открытию собственного бизнеса.

Большинство начинающих предпринимателей сталкивается с типичными проблемами: высокая конкуренция в прибыльных секторах, отсутствие стартового капитала или влиятельной поддержки, коррупция. Решением может стать оригинальная идея, раскрывающая нишу, в которой еще никто раньше не работал. При этом совершенно необязательно вкладывать в старт большие деньги. В США, Европе, Японии и даже России, где предпринимательское мышление пока не так укоренено, можно найти тысячи фирм с миллиардными оборотами, которые начинались с нескольких долларов. История Apple – ярчайший пример.

В статье представлено несколько успешных кейсов бизнесов, которые работают исключительно благодаря нестандартности мышления их создателей. Все они не требуют много вложений и ими можно и нужно пользоваться.

Идея № 1. Пошив женских топов или оригинальных тапочек

Благодаря знаменитостям, мелькающим в топах на экранах и модных фотосетах, этот аксессуар стал невероятно популярным среди прекрасной половины человечества. Особенно у молодых девушек. Проще говоря, у вас миллионы потенциальных клиентов, учитывая, что вы можете продавать готовые изделия через социальные сети.

Для того, чтобы стартовать вам не нужно снимать огромное помещение и офис, покупать кучу инструментов и нанимать персонал. Швейная машина, расходные материалы, немного фантазии и умения – вот все, что нужно. Рентабельность бизнеса может достигать 1000 %, поскольку себестоимость топа сравнительно низкая, а продать его можно в несколько раз дороже. Но, конечно же, здесь нужно иметь определенный навык и опыт.

С тапочками немного другая история. Они нужны всем. Но все сейчас хотят оригинальные тапочки. И здесь вам снова на помощь придет креативность. Разработайте оригинальную идею тапочек и вы заработаете весьма приличные деньги. Затраты на на их производство не больше, чем на женский топ.

Идея № 2. Пошив или принт индивидуальных чехлов для портативной техники

В современном мире все сложнее найти человека, который не являлся бы обладателем какого-нибудь смартфона, ноутбука или планшета. При этом мало кого устраивает их, в общем, однотипный вид. Многие хотели бы выделиться из серой массы. Это можно сделать благодаря оригинальному чехлу, который был бы сшит специально под владельца портативной техники.

Например, на нем могут быть вышиты инициалы или какой-то символ, фраза или узор, отражающий взгляд человека на мир. Кроме этого, чехол – это практично и удобная защита от различных внешних воздействий. Потенциальная аудитория огромна. В нее входят мужчины и женщины разных возрастов независимо от их социального статуса и материального положения.

Все, что нужно — разноцветные нити, ткань, набор ножниц и игл. Себестоимость одного чехла не превышает 100 рублей. Продать его вы сможете за сумму от 300 рублей и выше. Количество произведенной продукции зависит исключительно от вас. Но для успешных продаж очень важно разработать оригинальный стиль ваших чехлов.

Идея № 3. Изготовление мягких игрушек

Если вы умеете хорошо вязать, то, кроме навыка, вам практически ничего не потребуется. Однако в данном бизнесе вложения будут несколько выше, чем при пошиве чехлов или женских топов, поскольку расходных материалы стоят дороже.

Оригинальная мягкая игрушка сегодня – один из самых популярных романтических подарков. Ее цена может достигать нескольких тысяч рублей, при себестоимости примерно в 500 рублей.

Идея № 4. Запуск радиостанции или блога в сети Интернет

Если вы творческий человек, обладаете широкой эрудицией и хотите реализоваться в шоу-бизнесе, то вас, возможно, заинтересует идея открытия собственной радиостанции или личного блога. Развитие высоких технологий позволяет сделать это буквально каждому. Большим плюсом является то, что данный вид деятельности не нужно лицензировать.

Но нужно учитывать, что сегодня в сети огромное число радиостанций, блогов, популярных страниц в социальных сетях. Вам придется конкурировать со звездами и уже раскрученными блогами. Поэтому ваша идея должна быть по-настоящему оригинальной. Обязательно учитывайте целевую аудиторию. И, конечно же, самое главное – материал, с который вы будете предлагать публике. Советуем посидеть в сети, изучить радиостанции и блоги.

Главный источник прибыли – реклама. Чем больше у вас будет постоянных подписчиков, слушателей, просмотров видео, лайков на фотографиях, тем выше будет ее цена. Рентабельность практически неограниченна при относительно небольших вложениях.

Что вам может понадобится? Видео/фото аппаратура, программное обеспечение для монтажа роликов или обработки изображений или звука. Совершенно необязательно, чтобы оборудование было профессиональным. Практика показывает, что если идея блога или радиостанции оригинальна и пользуется популярностью, то успех проекту обеспечен без него.

Идея № 5. Изготовление матрешек

Отечественные фабрики уже давно наладили массовый выпуск матрешек. Казалось бы, в чем может быть оригинальность? Дело в том, что на заводах производят стандартные виды продукции: генеральные секретари КПСС, президенты США и так далее. Дело в том, что крупные предприятия не могут браться за индивидуальные заказы. Например, изготовление матрешки на юбилей или для какого-то конкретного человека. Это попросту невыгодно.

В том случае, если вы – художник, то вполне можно заняться изготовлением матрешек под индивидуальный заказ. Потребность в этом сейчас достаточно большая. При минимальных затратах вы можете получать стабильно высокий доход.

Идея № 6. Автобусные вечеринки

Современные люди хотят больше развлечений. Разнообразию потребностей нет предела. В последнее время стало крайне популярным устраивать веселые праздники в автобусах. Они устраиваются для компаний от 5 человек и больше.

Рамки задаются только габаритами транспорта. Все, что вам нужно – приобрести автобус и обустроить его таким образом, чтобы люди могли приятно провести время. В салоне должно быть хорошее освещение, громкая музыка. Вы можете предлагать напитки, угощенья.

Не лишними будут услуги профессионального ведущего. Гости сами могут выбирать маршрут, а оплачивается только время. Как правило, люди хотят прокатиться по памятным местам или переезжать в таком веселом автобусе из одного клуба в другой. Цена вечеринки в автобусе колеблется в диапазоне от 1000 до 5000 рублей за час.

Идея № 7. Производство необычной туалетной бумаги

Предметы ежедневной личной гигиены: зубная паста, щетки, мыла, в всегда будут пользоваться большим спросом. Просто потому что без них нельзя обойтись.

Проблема в том, что рынок насыщен. Выиграть можно за счет нестандартности. В случае с туалетной бумагой это сделать проще всего. На ее поверхности можно напечатать анекдоты, интересную информацию, портрет надоевшего начальника.

Таким образом, вы подарите своим клиентам возможность весело проводить время в туалете. Такой бизнес будет популярен, как в больших городах, так и в маленьких. Все, что нужно – сама туалетная бумага и креативная идея.

Идея № 8. Продажа внеземных объектов

Проще говоря, продажа космоса. Сегодня это может сделать кто угодно. На нашей планете все пригодные для жизни (и непригодные тоже) участки суши и моря находятся в чьей-либо собственности. Предъявить свои права на что-то очень сложно. А вот космос остается свободным пространством.

Никакого общепризнанного законодательного регулирования относительно приобретения, например, территорий Плутона или просторов Марса пока нет. Нет, соответственно, никаких лицензий или разрешений. То есть, вы, не опасаясь наказаний со стороны государства, можете со всей ответственностью заявить, что Марс, Венера или даже целая галактика принадлежит вам. Открываете офис и начинаете распродавать свою «собственность».

Кто может купить, в общем, бесполезный участок на Венере? Как правило, сертификаты о праве владения дарят на день рождения или просто в качестве оригинального сюрприза. Есть и те, кто надеются на то, что в будущем нам удастся освоить внеземные пространства и приберегают документы до этого счастливого часа.

Цена не ограничивается ничем. Американский бизнесмен Денис Хоуп смог заработать на этом целое состояние.

Идея №9. Продажа нестандартных и необычных товаров

Америка – настоящий передовик в разработке продуктов такого типа. Подстройка под потребности человека там дошла до такого уровня, что учитывается любая мелочь. Например, температура чая или кофе. Уверены, что вы не один раз выливали свой напиток просто, потому что он слишком горячий (а нужно срочно убегать по делам) или, наоборот, потому что он остыл.

В США были разработаны специальные металлические термо камни, которые позволяют регулировать терморежим жидкости. Или такой очень радостный момент в жизни каждого человека, как рождения ребенка.

Всем хочется оставить в памяти каждое мгновение жизни новорожденного. Один американский предприниматель придумал необычный способ сделать это – слепки с рук и ножек ребенка. Вложения минимальны! Этой бизнес-идеей активно пользуются тамошние студенты.

Видео. ТОП оригинальных бизнес идей

При желании можно придумать сотню креативных идей. Деньги, если их у вас нет, можно собрать на какой-нибудь краудфандинговой площадке. Если ваша идея стоящая, то люди с удовольствием ее поддержат. Рекомендуем просто посвятить этому свое время. Оглянитесь на свой жизненный и профессиональный опыт.

Попробуйте ответить всего на два вопроса. Первый – чем, на самом деле, вы хотели бы заниматься в жизни? Второй – чего людям не хватает и что вы им можете дать дополнительно к тому, что уже есть? Не бойтесь своей фантазии. Любая, даже безумная на первый взгляд идея, можно стать невероятно прибыльным бизнесом.

Видео. Креативные идеи для бизнеса

Откуда появилось название «Шуша»?

«Шуша» — это Саша. Дочь играет в наши конструкторы с раннего детства, они практически ровесники. На профильных выставках мы скупаем самые лучшие образцы, но Саша всё равно продолжает играть в «Шушу», и ей действительно интересно. Первые игрушки, которые появились, были немного другими, чем сейчас, от них ничего не осталось. Саша и знакомые дети были основными цензорами, если им какие-то наши идеи не очень нравились, мы от них отказывались.

Как давно существует ваш проект?

С момента первых идей прошло около шести лет. Проект развивался в несколько этапов. Сначала была довольно длительная стадия обдумывания и эскизов. Потом мы начали производить образцы, полтора года пробовали наладить свою мастерскую, но в последствии отказались от этой затеи. Сейчас уже примерно три года, как игрушки под маркой «Шуша» активно продаются на рынках России и зарубежья.

Как вы выходили на рынок?

Когда только появились первые идеи и чертежи, мы поехали в Нюрнберг на крупнейшую международную выставку игрушек — хотели понять ассортимент на рынке. Сразу поставили высокую планку, чтобы это было не на уровне поделок, а настоящая международная марка, иначе нам было не интересно.

Первую партию мы произвели в собственной мастерской в Москве, купили небольшой станок. В Нюрнберг мы вернулись на следующий год, как участники — весь наш тираж был у нас в чемодане. Замеченные в прошлом году на выставке совпадения наших эскизов с другими игрушками по приезду мы сразу же уничтожили и поехали с абсолютно новыми идеями, которые вызвали интерес.

Сначала мы инвестировали сами, потом появился инвестор, можно сказать, случайно. Книжный магазин Музея современного искусства «Гараж» стал продавать нашу продукцию. Менеджеры музея показали игрушки владельцу, и он решил помочь финансово. Мы относимся к этому как к чуду, хотя многое соткано из таких вот случайностей, которые, конечно, результат постоянной напряженный работы.

Почему вы не производите игрушки в России?

Честно говоря, мы сейчас жалеем, что больше года потеряли, пробуя наладить производство здесь. У нас получился такой бизнес, что можно заработать только на количестве, нужны большие тиражи постоянного качества и продажи без сбоев. И, как ни странно, произвести игрушку из дерева на российском заводе невозможно. Зачастую все они заточены под свою простейшую продукцию: пирамидки или кубики.

За авторский дизайн производители не берутся

В наших конструкторах много цветных деталей разной формы. Если сравнивать с другими игрушками на рынке, то там пятнадцать деталей максимум, а у нас — тридцать, сорок в каждом комплекте. Еще здесь не везде, почему-то, производят из бука и вообще не работают с магнитами. Мы недавно запросили стоимость производства у российской компании. Нам ответили, что не знают, сколько это может стоить, потом посмотрели нашу розничную цену в магазине и сказали, что примерно две трети от нее, т. е. совершенно не понимая ценообразования. А качество при тираже значительно отличается. В Китае мы получаем на таможне готовый к отгрузке товар, который можно сразу же отправлять в любую точку планеты.

Как наладить производство в Китае?

Для того, чтобы запустить хотя бы такую маленькую марку, как наша, надо десять, пятнадцать наименований. Китайцы производят тиражами — минимум тысяча, три тысячи штук одного наименования. Надо понимать, что это очень большое вложение и серьезная заморозка денег, которые ты сможешь вернуть только после продажи.

На данном этапе мы доросли до того, что клиенты сами вкладываются в производство: наши китайские и корейские дистрибьюторы авансируют заказанную партию. В России это не принято, но везде за границей работают именно так. Они подходят на выставке и говорят, что хотят купить столько-то тысяч штук, например, набор «Составь портрет». Мы отвечаем — хорошо, предоплата такая-то.

С хозяином фабрики, которая сейчас для нас производит, мы познакомились на выставке. Он просто к нам подошел, заинтересовался и пригласил к себе. Фабрики тоже ищут клиентов — это индустрия. Переговоры ведём на английском, у меня, в отличие от Василия, было плохо с ним, но сейчас деваться некуда, приходится всем терпеть. У китайцев тоже не очень с языком.

Существуют ли аналоги, у вас есть патент?

Мы оформили торговую марку и являемся членами Российского авторского общества, но патент получить не можем, потому что это не совсем изобретение, достаточно чуть-чуть поменять, и доказать ничего не получится. Дизайн и расширение линейки — наши единственные козыри. Очень важно, что мы смогли создать цельный и узнаваемый бренд.

Большие компании всегда воруют у маленьких

До появления «Шушы» подобных аналогов игрушек мы не встречали, но теперь нас уже копировали итальянцы и французы. Как мы выяснили, большие компании всегда воруют у маленьких. Djeco — и те не брезгуют вводить в свой ассортимент подсмотренные новинки, при этом у них гораздо больше каналы сбыта, и из-за объемов они могут позволить себе цену ниже. Остается только делать и делать.

Василий, как формируется цена?

У нас цена строится из расчета затрат стоимости производства, доставки, рекламных и накладных расходов. Потом мы обязательно должны закладывать заработок дистрибьюторов, которые поставляют продукцию в магазины, далее магазины цену обычно удваивают. Мы используем качественное сырье: бук и березовую фанеру, а не МДФ или мягкую китайскую фанеру.

Стоимость получается, таким образом, высокая, мы это осознаем, и все же, она — честная. Такие игрушки действительно произвести дороже, чем кубики или каталку с ручкой. В то же время, с очередной каталкой на рынок не выйти — это уже не интересно, и слишком большая конкуренция. Сейчас мы расширили ассортимент ценовой линейки и заодно возрастной категории — появились настольные игры из картона.

Сейчас все наши доходы идут на содержание и развитие компании

Считается, что цены у среднего российского производителя завышенные. Я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что, как правило, их тиражи исчисляются десятками, если не единицами. Понятно, что каждую ткань, например, они не могут купить тысячами квадратных метров, а вынуждены брать по два-пять метров, да ещё везти ее из-за границы, так как отечественных аналогов нет, а также платить швее за полный рабочий день, даже если она не полностью загружена.

В прошлом году мы впервые вышли в ноль — смогли оплатить производственные расходы, аренду, заработную плату себе и сотрудникам. Оборот составил пятнадцать миллионов рублей, деньги крутятся в компании, абсолютно все процессы происходят «в белую». На это ушло пять лет. Если судить по уже заключенным контрактам, в будущем году планируется рост в два раза — это позволит вкладывать в бизнес и масштабировать его.

Кроме ассортимента под маркой «Шуша», у вас есть другие проекты?

Сейчас у нас двадцать позиций: десять наборов из дерева и десять настольных игр, которые вот-вот приедут с производства. Ещё мы работаем как дизайн-студия, например, с Цирком Никулина или с Департаментом культуры Москвы и другими клиентами. Мы им делаем дизайн и производим, они получают готовый продукт. Это одна из возможностей проинвестировать бизнес, заработать, не вкладывая свои средства.

Вы стали предпринимателями, удается ли остаться при этом дизайнерами?

Мы понимаем, что дизайнер и предприниматель очень близкие, на самом деле, профессии. Современный дизайнер должен уметь быть менеджером, а он, как правило, не умеет или боится. В институтах нас этому не учили, а студентов надо натаскивать, чтобы участвовали в выставках, пробовали продавать. Мы всё осваивали по ходу, Василий учился в бизнес-школе в Сколково, но большую часть мы усвоили через собственные ошибки.

Мы — творческие предприниматели. Дизайн — это основа нашего бизнеса, он весь построен на наших идеях, без них никак, мы ими живем. Наш интерес в игре не менее важен. Есть игры, в которые Саша хочет со мной поиграть, а я не могу, мне скучно. Нам хочется создавать такие игры, чтобы было увлекательно и ребенку, и родителям.

Много получилось, много не получается

В Нюрнберге мы уже дважды оказывались в trendzone, где экспонируются тренды индустрии следующего года, участников отбирают сами организаторы. В конкурсах мы тоже участвуем, но в большей степени предпринимательских. Даже прошли в отборочный тур международного конкурса британской компании Ernst & Young «Предприниматель года» в России.

Анастасия, сколько человек работает в вашей компании, кто за что отвечает?

Сейчас в команде семь человек. Есть менеджеры по продажам, российским и зарубежным. Семьдесят процентов наших игрушек поставляются в Азию. Дизайн, в основном, разрабатываю я, и доверить это кому-то со стороны пока не готова. Василий также отвечает за ассортимент, но больше за бизнес: придумывает, как произвести, привезти, сертифицировать. Производством я тоже занимаюсь. Ну и самое главное, мы вместе очень много думаем, как это всё продать.

Здорово, что мы сработались — это не у всех выходит

Нам немного проще, потому что мы — семья, оба «художники» в пятом поколении. В плане дизайна, родные нам помогают. Моя мама по образованию промышленный график, а папа — скульптор, как и я, оба окончили МГХПА им. С. Г. Строганова. Родители Василия — искусствоведы, он сам учился в МАРХИ. Наши папы работали вместе и нас познакомили.

У «Шуши» минималистичный дизайн, а какой интерьер у вас дома?

Мы живем в сталинском доме, было бы глупо делать там минимализм. Окружение, атмосфера диктуют нам решения. Мебель мы давно не покупали, но когда делали ремонт, пытались сохранить исторический облик: купили у соседей огромную хрустальную люстру пятидесятых годов. Отчасти мы, конечно, барахольщики, любим собирать предметы. Это может быть антикварная лампа или шкаф, но какие-то современные вещи довольно трудно интегрировать в свой быт. Например, итальянские роскошные белые диваны будут странно смотреться в нашем доме, и вообще, в нашем климате, в Москве. У нас Икеа тоже есть, мне кажется, она, во многом, приучила наших людей обращать внимание на дизайн, раньше такое было не принято.

Вы следите за отечественным дизайном?

Следим, отчасти потому, что наши знакомые этим занимаются, например, мебелью. Но, на наш взгляд, бизнес-сообщество более открытое. Недавно в один день мы побывали на двух мероприятиях, сначала на форуме, посвященном дизайну, который организовывал Московский музей дизайна в МГХПА им. С. Г. Строганова, а вечером поехали в Ernst & Young, где были владельцы крупных корпораций, например лаборатории Касперского. Это был заметный контраст: последние показались нам более романтичными, свежими, значительно более творческими, чем дизайнеры, которые варятся в своем замкнутом мире. Но мы очень рады, что сейчас всё-таки стала появляться какая-то жизнь. Надеемся, что и завод по производству игрушек появится.

Проводите ли вы лекции, мастер-классы для начинающих предпринимателей?

Когда нас зовут, мы соглашаемся, но особых секретов нет, это все результат большого труда. В одиночку гораздо сложнее, кто-то сдается. Многие привыкли искать виноватых, говорят, государство должно помогать дизайнерам, помогать малому бизнесу… Мы пробовали программы поддержки, но поняли, что на это уходит очень много времени, и решили сконцентрироваться на продажах и ассортименте. Никто пока не воспринимает дизайн, как основу постиндустриальной экономики, для государства мы скорее поставщики китайской продукции. Мы планируем развивать марку и, возможно, в будущем займемся чем-то кроме дизайна игрушек — создадим сеть магазинов или центров.

Весь ассортимент можно увидеть на сайте «Шуша» . Следите за новостями в