07.07.2019

Этапы в рамках интеграционных процессов. Этапы интеграции. Западноевропейская интеграция. Типы интеграционных объединений


Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

  • 3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:
    • · упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;
    • · выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;
    • · разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;
    • · создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
    • · формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

  • 4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;
  • 5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;
  • 6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

  • - «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;
  • - «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.

Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внут- риинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

Четвертый этап интеграции - создание общего рынка. Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.

Пятый этап интеграции - экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом. В рамках ЕС таким органом является Комиссия ЕС (КЕС).

Шестой этап интеграции - политический союз, предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.

Критериями оценки интеграционной группировки с точки зрения соответствия интересам международной экономики в целом являются следующие:

Региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;

Переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;

Либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки;

Общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования;

Правила приема новых членов в интеграционные объединения должны быть либеральны и не препятствовать их расширению;

Правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не оказаться орудием протекционизма внутри группировки;

Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;

После создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами следует установить ясные правила их применения.

Становление теории экономической интеграции, в частности таможенных союзов, связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

Статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

Динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционно- го источника поставки на менее эффективный внутриинтеграци- онный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Европейский союз. Особенностью интеграции в Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.

Интеграция в Европе достигла наиболее высокого уровня - экономического союза. Из начального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский союз, в который входят ныне 15 стран и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению.

В Европейском союзе происходит трудный процесс углубления интеграции при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления новых членов. Эти два процесса противоречат друг другу. В то время как углубление интеграции предполагает достижение странами соответствующей степени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам.

НАФТА. Договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли вступил в силу 1 января 1994 г. в составе трех стран - США, Канады, Мексики. Североамериканской интеграции в отличие от ЕС свойственна асимметричная взаимозависимость США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Северная Америка показала пример интеграции, межгосударственное регулирование которой долгое время происходило в рабочем порядке, без создания специальных наднациональных органов и заключения межправительственных соглашений. Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.

Это объединение привело к образованию обширного рынка, устранению барьеров для взаимной торговли, обеспечению равных условий для инвестиций, гарантированию правовой защиты коммерческих структур, установлению надлежащих арбитражных механизмов, стимулированию трехсторонней и многосторонней кооперации и т. д.

Вместе с тем создание НАФТА породило и ряд проблем. Открытие новых рынков сдерживает обновление промышленности США, давая возможность сохранять или расширять производство тем отраслям и компаниям, которые не соответствуют передовым требованиям. Большие проблемы для наемных работников США и Канады связаны с увеличением предложения дешевой рабочей силы со стороны Мексики. Предоставление Мексике льгот, предусмотренных членством в НАФТА, косвенно укрепляет позиции действующих в этой стране компаний, связанных с капиталом ФРГ, Японии и других конкурентов США, обеспечивая для них более благоприятные условия для расширения деятельности на рынке США.

АТЭС. Возникла в 1989 г. первоначально как форум для обмена мнениями по поводу актуальных экономических проблем, касающихся Азиатско-Тихоокеанского региона. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. АТЭС - это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами.

Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой роли во все большей степени выступают и некоторые развивающиеся страны - Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. Особое место занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.

Развитие АТЭС позволит придать энергию росту и движению к прогрессу не только непосредственно тем странам, которые входят в эту группу, но и другим странам, вовлеченным в этот процесс через членство в других группировках. Пример участия одной интеграции в другой интеграции, который демонстрирует АТЭС, включающий все страны - члены АСЕАН, свидетельствует о том, что в современном мире сложились условия для создания интеграционных объединений нового типа. Они становятся многослойной структурой, позволяющей активно взаимодействовать странам различного уровня и одновременно включаться в движение к экономическому росту развивающимся странам, для которых прямое участие в интеграции типа ЕС или НАФТА еще невозможно в силу большого разрыва между ними и мировыми лидерами.

Уроками интеграции для Содружества Независимых Государств являются следующие:

Процесс интеграции независимых государств требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса без «перескакивания» через ступеньки интеграции, пока не достигнуты цели данного объединения;

Должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, а затем длительный период согласовывать интересы стран-членов;

Движение к более высоким ступеням интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития интегрирующихся стран без однонаправленности экономических преобразований;

Необходимо создание общей правовой базы интегрирующихся стран, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, затрудняющих нормальное функционирование интеграционного объединения;

В межгосударственных соглашениях необходимо указать, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции, а в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите сущность, предпосылки, цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.

2. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.

3. Какие типы экономических эффектов дает создание таможенного союза?

4. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?

5. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?

6. C 1994 г. вступило в силу соглашение о свободе торговли между США, Канадой и Мексикой. К каким последствиям оно привело США, Канаду, Мексику, страны Европы?

7. Назовите плюсы и минусы таможенного союза России и Беларуси для этих стран и других стран СНГ, покажите перспективы дальнейших интеграционных процессов в рамках СНГ.

Ш ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Ав- докушин. M., 2000.

2. Терчикова, И. Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Терчико- ва. M., 1996.

3. Экономика. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. С. Булатова. M., 1994.

4. Пебро, М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / М. Пебро. M., 1994.

5. Красавина, Л. М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. М. Красавина. M., 1995.

6. Линдерт, Π. X. Экономика мирохозяйственных связей / Π. X. Лин- дерт. M., 1992.

7. Носкова, И. Я. Международные экономические отношения / И. Я. Носкова, Л.Н. Макашова. M., 1995.

8. Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С.Л. Брю. M., 1994.

9. Долан, Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб., 1994.

10. Турбан, Г. В. Внешнеэкономическая деятельность / Г. В. Турбан. Минск, 1999.

И. Основы внешнеэкономических знаний / под ред И. П. Фаминского. M., 1994.

12. Фирсов, В. Международный рынок технологий / В. Фирсов // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1994. № І.

13. Федоров, В. Г. Современные валютно-кредитные рынки / В. Г. Федоров. M., 1989.

14. Старченков, Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом / Г. И. Старченков. M., 1997.

15. Фельдман, Б. В. Основы рынка производных ценных бумаг / Б. В. Фельдман. M., 1996.

16. Носкова, И. Я. Финансовые и валютные операции / И. Я. Носкова. M., 1996.

17. Носкова, //. Я. Международные валютно-кредитные отношения / И. Я. Носкова. M., 1995.

18. Булатов, А.С. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов [и др.]. M., 2000.

19. Мировая экономика: учеб, пособие / под ред. И. П. Николаевой. M., 2000.

20. Новокшонова, Л. В. Мировое хозяйство: учеб, пособие для студентов вузов / Л.В. Новокшонова. M., 2000.

24.2. Этапы интеграции

На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.
На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.
Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внут- риинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.
Четвертый этап интеграции - создание общего рынка. Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.
Пятый этап интеграции - экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом. В рамках ЕС таким органом является Комиссия ЕС (КЕС).
Шестой этап интеграции - политический союз, предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.
Критериями оценки интеграционной группировки с точки зрения соответствия интересам международной экономики в целом являются следующие:
. региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
. переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
. либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки;
. общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования;
. правила приема новых членов в интеграционные объединения должны быть либеральны и не препятствовать их расширению;
. правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не оказаться орудием протекционизма внутри группировки;
. необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
. после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами следует установить ясные правила их применения.
Становление теории экономической интеграции, в частности таможенных союзов, связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
. статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
. динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.
Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционно- го источника поставки на менее эффективный внутриинтеграци- онный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Европейский союз. Особенностью интеграции в Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.
Интеграция в Европе достигла наиболее высокого уровня - экономического союза. Из начального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский союз, в который входят ныне 15 стран и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению.
В Европейском союзе происходит трудный процесс углубления интеграции при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления новых членов. Эти два процесса противоречат друг другу. В то время как углубление интеграции предполагает достижение странами соответствующей степени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам.
НАФТА. Договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли вступил в силу 1 января 1994 г. в составе трех стран - США, Канады, Мексики. Североамериканской интеграции в отличие от ЕС свойственна асимметричная взаимозависимость США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Северная Америка показала пример интеграции, межгосударственное регулирование которой долгое время происходило в рабочем порядке, без создания специальных наднациональных органов и заключения межправительственных соглашений. Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.
Это объединение привело к образованию обширного рынка, устранению барьеров для взаимной торговли, обеспечению равных условий для инвестиций, гарантированию правовой защиты коммерческих структур, установлению надлежащих арбитражных механизмов, стимулированию трехсторонней и многосторонней кооперации и т. д.
Вместе с тем создание НАФТА породило и ряд проблем. Открытие новых рынков сдерживает обновление промышленности США, давая возможность сохранять или расширять производство тем отраслям и компаниям, которые не соответствуют передовым требованиям. Большие проблемы для наемных работников США и Канады связаны с увеличением предложения дешевой рабочей силы со стороны Мексики. Предоставление Мексике льгот, предусмотренных членством в НАФТА, косвенно укрепляет позиции действующих в этой стране компаний, связанных с капиталом ФРГ, Японии и других конкурентов США, обеспечивая для них более благоприятные условия для расширения деятельности на рынке США.
АТЭС. Возникла в 1989 г. первоначально как форум для обмена мнениями по поводу актуальных экономических проблем, касающихся Азиатско-Тихоокеанского региона. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. АТЭС - это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами.
Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой роли во все большей степени выступают и некоторые развивающиеся страны - Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. Особое место занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.
Развитие АТЭС позволит придать энергию росту и движению к прогрессу не только непосредственно тем странам, которые входят в эту группу, но и другим странам, вовлеченным в этот процесс через членство в других группировках. Пример участия одной интеграции в другой интеграции, который демонстрирует АТЭС, включающий все страны - члены АСЕАН, свидетельствует о том, что в современном мире сложились условия для создания интеграционных объединений нового типа. Они становятся многослойной структурой, позволяющей активно взаимодействовать странам различного уровня и одновременно включаться в движение к экономическому росту развивающимся странам, для которых прямое участие в интеграции типа ЕС или НАФТА еще невозможно в силу большого разрыва между ними и мировыми лидерами.
Уроками интеграции для Содружества Независимых Государств являются следующие:
. процесс интеграции независимых государств требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса без «перескакивания» через ступеньки интеграции, пока не достигнуты цели данного объединения;
. должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, а затем длительный период согласовывать интересы стран-членов;
. движение к более высоким ступеням интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития интегрирующихся стран без однонаправленности экономических преобразований;
. необходимо создание общей правовой базы интегрирующихся стран, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, затрудняющих нормальное функционирование интеграционного объединения;
. в межгосударственных соглашениях необходимо указать, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции, а в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите сущность, предпосылки, цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.
2. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.
3. Какие типы экономических эффектов дает создание таможенного союза?
4. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?
5. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
6. С 1994 г. вступило в силу соглашение о свободе торговли между США, Канадой и Мексикой. К каким последствиям оно привело США, Канаду, Мексику, страны Европы?
7. Назовите плюсы и минусы таможенного союза России и Беларуси для этих стран и других стран СНГ, покажите перспективы дальнейших интеграционных процессов в рамках СНГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. М., 2000.
2. Терчикова, И. Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Терчикова. М., 1996.
3. Экономика. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. С. Булатова. М., 1994.
4. Пебро, М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / М. Пебро. М., 1994.
5. Красавина, Л. М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. М. Красавина. М., 1995.
6. Линдерт, П. X. Экономика мирохозяйственных связей / П. X. Линдерт. М., 1992.
7. Носкова, И. Я. Международные экономические отношения / И. Я. Носкова, Л.Н. Макашова. М., 1995.
8. Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М., 1994.
9. Долан, Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб., 1994.
10. Турбан, Г. В. Внешнеэкономическая деятельность / Г. В. Турбан. Минск, 1999.
11. Основы внешнеэкономических знаний / под ред И. П. Фаминского. М., 1994.
12. Фирсов, В. Международный рынок технологий / В. Фирсов // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1994. № 1.
13. Федоров, В. Г. Современные валютно-кредитные рынки / В. Г. Федоров. М., 1989.
14. Старченков, Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом / Г. И. Старченков. М., 1997.
15. Фельдман, Б. В. Основы рынка производных ценных бумаг / Б. В. Фельдман. М., 1996.
16. Носкова, И. Я. Финансовые и валютные операции / И. Я. Носкова. М., 1996.
17. Носкова, И. Я. Международные валютно-кредитные отношения / И. Я. Носкова. М., 1995.
18. Булатов, A.C. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов [и др.]. М., 2000.
19. Мировая экономика: учеб. пособие / под ред. И. П. Николаевой. М., 2000.
20. Новокшонова, Л. В. Мировое хозяйство: учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Новокшонова. М., 2000.

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Основные этапы процесса интеграции

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня - общего рынка) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции- ­ политического союза , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Большинство из существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. 1

Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.