30.08.2019

Механизм валютной политики в экономике таможенного дела. Задачи экономики таможенного дела как науки. что изучает экономика таможенного дела


Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой Российской Федерации, непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями, которые четко перечислены в Таможенном кодексе РФ, в Положении о ФТС России, а также других нормативных актах.

Такими задачами являются:

· участие в разработке государственной политики в области таможенного дела Российской Федерации и ее реализация;

· обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

· защита экономических интересов РФ;

· взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

· участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;

· ведение борьбы с контрабандой и НТП;

· ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

· ведение ТН ВЭД;

· содействие развитию внешнеэкономических связей;

· осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

В разработке государственной политики в области таможенного дела РФ участвуют Президент РФ, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ); Правительство России, которое осуществляет общее руководство таможенным делом (ст.3 ТК РФ), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития.

Однако наиболее активная, непосредственная роль в разработке государственной политики в области таможенного дела принадлежит самим таможенным органам, в первую очередь – возглавляющей систему этих органов Федеральной таможенной службе России. Согласно статьи 1 ТК РФ Федеральная таможенная служба России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями.

В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти, в том числе и таможенные органы. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.

Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций. Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов, а на уровне ФТС России – Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования. К числу таможенных платежей, согласно статьи 318 ТК РФ, относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы.


При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.

Особой актуальностью в сфере и системе таможенного дела обладает вопрос борьбы с контрабандой (пункт 6, ст. 403). Таможенные органы, согласно статьи 408 ТК РФ, вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство неотложных следственных действий и дознания, которые отнесены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов. В структуре ФТС России имеется Главное управление по борьбе с контрабандой, в РТУ – оперативные таможни, а в таможнях - отделы.

Таможенная статистика в соответствии с ТК РФ подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства на основных направлениях оперативной работы. Еще до принятия Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года) ведение таможенной статистики было закреплено за ГТК РСФСР Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. № 65. Это направление оперативной деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Государственная программа содержит принципиально важное положение, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статистическом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешне-торговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе состоявшейся 13-26 апреля 2002 г. миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела. Согласно Государственной программе, ФТС РФ был назначен в качестве головного исполнителя: разработки методологии таможенной статистики; нормативных материалов и форм статистических наблюдений; комплекса работ по таможенной статистике внешней торговли; предложений по координации действий таможенных и статистических органов по сбору, обработке и публикации данных по внешней торговле. К началу 2003 года реализация этих мероприятий была завершена. Окончательное законодательное закрепление за таможенным делом функций формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций таможенной статистики ФТС России получила в главе 5 ТК РФ. Таможенные органы осуществляют ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с помощью Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствии со статьёй 39 ТК РФ. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Ведение ТН ВЭД, как Российской Федерации, так и СНГ возложено на таможенные органы РФ. Они обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров), международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой (занимается специальная комиссия), обеспечивают опубликование ТН ВЭД. ФТС России периодически дает пояснения по толкованию ТН ВЭД (разъяснения, правила и т.д.) и обеспечивает их опубликование.

Наделение ФТС России функциями контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации обусловлено статьёй 12, п. 7 ст. 403 ТК в пределах своей компетенции, т.е. в определенных рамках и объеме. Компетенция таможенных органов РФ в области валютного контроля определяется в ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 22) и ряде нормативно-правовых актов, изданных ФТС России.

К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время.

К таможенным работам и услугам относятся:

v взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

v таможенное оформление и таможенный контроль;

v ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

v обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

v принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, о происхождении товара;

v ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

v ведение реестра банков и других кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

v информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;

v валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

v осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством.

Таможенные работы и услуги в современных условиях характеризуются:

Полезностью – комплексной субъективной оценкой натуральных свойств блага данным лицом в данный момент времени;

Экономической ценностью, определяемой их полезностью и редкостью;

Затратами физических, интеллектуальных и денежных ресурсов, производимых с целью выполнения работ и оказания услуг.

На объект экономики таможенного дела распространяется в модифи­цированном виде действие общих экономических принципов и законов, рас­смотренных в курсе экономической теории.

Принцип ограниченности ресурсов . Все виды экономических ре­сурсов, находящихся в таможенной сфере, в каждый данный момент вре­мени ограничены и в количественном и в качественном выражении. Их все­гда недостаточно для удовлетворения существующей потребности в таможенных работах и услугах.

Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их количеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего време­ни. Средства производства (основные и оборотные фонды) таможенной сфе­ры имеют конечные технико-экономические характеристики. Денежные ре­сурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресурсов таможенной сферы не всегда достаточен для эффективного решения возникающих проблем.

Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимоза­меняемыми, а некоторые - присутствовать в достаточном количестве.

Принцип разделения труда, специализации и кооперирования .

Результативность таможенной деятельности определяется количеством, ка­чеством и эффективностью применяемых ресурсов, а также уровнем об­щественного разделения труда.

Таможенная деятельность - это жестко скоординированная деятель­ность большого числа субъектов по удовлетворению личных, групповых и общественных потребностей граждан в таможенных процедурах. Осуще­ствляется она на основе:

Разделения труда и специализации - сосредоточения основной дея­тельности ряда таможенных органов на выполнении специфических таможенных работ и услуг (в Российской Федерации действуют энер­гетическая, акцизная, морские, автомобильные, авиационные, оперативные и другие таможни);

Последующей кооперации, в том числе с участием иностранных парт­неров;

Экономической интеграции как внутри таможенного дела, так и на уровне национального хозяйства и на международном уровне.

Принцип спецификации прав собственности и изменения транcакционных издержек . В соответствии с современными представлениями су­ществует возможность раздробления права собственности (совокупности властных прав, санкционирующих поведение людей в отношении тех или иных экономических благ) на один и тот же объект между несколькими лицами, то есть выделения в полном праве собственности пучка частичных правомочий.

Принцип максимизирующего поведения экономического агента . В соответствии с этим принципом экономический агент (хозяйствующий субъект) всегда принимает рациональное решение, то есть решение, обеспечивающее наибольшую возможную в данных условиях положительную разность полезностей результатов и затрат. Этого принципа экономический агент придерживается как в рыночной сфере, так и в нерыночных областях, в том числе в таможенной отрасли, при двух допущениях.

Во-первых, при осуществлении субъектом экономической деятельности в условиях реали­зации различных целей при ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы неодинаковыми способами.

Во-вторых, в ситуации, когда ре­шения принимаются только на уровне независимых, рациональных экономи­ческих агентов, деятельность которых определяется принципом методоло­гического индивидуализма, а не на основе общепринятых норм.

В таможенном деле действуют следующие экономические законы:

Закон возвышения потребностей. Под потребностями понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определен­ных благах; недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизне­деятельности и развития субъектов экономики. У лиц, пересекающих тамо­женную границу, участников внешнеэкономической деятельности с одной стороны, и государства с другой - возникают, соответственно, потребность и необходимость в таможенных работах и услугах. Перемещение людей, товаров и транспортных средств через таможенные границы год от года рас­тет в результате происходящих в мире процессов интернационализации произ­водства, глобализации развития, повышения уровня жизни населения. Соот­ветственно, потребности в таможенных работах и услугах не ограничены, не насыщаемы, непрерывно растут в количественном и качественном отно­шении.

Закон возрастания альтернативных издержек. В рыночной эконо­мике, в условиях ограниченности производственных возможностей увели­чение производства одного товара может быть достигнуто лишь ценой сни­жения выпуска другого товара. Количество этого другого товара, от которого приходится отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу первого товара, и определяет альтернативную стоимость первого товара.

Издержки в виде альтернативной стоимости, обусловленные отказом от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара, получили на­звание альтернативных (дополнительных) издержек.

В таможенном деле, как и в других сферах экономики, в соответствии с действием закона возрастания альтернативных издержек, для получения каж­дой дополнительной единицы одного блага приходится расплачиваться по­терей все возрастающего количества других благ или увеличением упу­щенных возможностей. Эту зависимость называют также законом возрастания стоимости замены одного экономического блага другим по мере увеличения объема замены.

Закон убывающей доходности (убывающей отдачи ресурсов, фак­торов производства) устанавливает зависимость между затратами про­изводственных факторов и выпуском продукции в определенных условиях. Такими условиями являются: применение неизменной технологии, увеличе­ние затрат одного из факторов производства и стабильность затрат других факторов производства. В соответствии с этим законом, приращение вы­пуска экономического блага за счет увеличения одного переменного фак­тора при неизменности остальных (фиксированных) факторов убывает, на­чиная с некоторого объема выпуска. Эта зависимость проявляется и в таможенном деле.

Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Под предельной полезностью блага понимается дополнительная полезность, извлекаемая экономическим субъектом из потребления дополнительной еди­ницы блага, или приращение суммарного потребительского эффекта от оп­ределенного блага, получаемое за счет потребления каждой его дополни­тельной единицы. В соответствии с законом убывающей предельной полезности, каждая последующая единица потребляемого блага, начиная с определенного уровня насыщения, имеет меньшую предельную полезность, чем предыдущая, то есть приносит потребителю постоянно уменьшающее­ся дополнительное удовлетворение. В условиях действия этого закона эко­номические субъекты при выборе для потребления набора из нескольких благ ведут себя определенным образом: в рамках ограниченного бюджета они выбирают такой набор благ, при котором отношение предельной полез­ности каждого блага к его цене или затратам на его приобретение одинако­во для всех благ из данного набора. Этот закон должен учитываться и в таможенном деле.

Закон спроса отражает тенденцию сокращения объема закупок блага с ростом цен на него и при неизменности иных (неценовых) факторов. Спрос может быть эластичным, если небольшие изменения цены вызывают значи­тельные изменения объема покупок, и неэластичным, если существенное из­менение цены вызывает незначительное изменение объема покупок.

Закон предложения состоит в том, что с ростом цены экономическо­го блага и неизменности иных (неценовых) факторов увеличивается объем производства и, соответственно, предложения этого блага на рынке. Пред­ложение, как и спрос, может быть эластичным и неэластичным.

И закон спроса, и закон предложения выражают устойчивые тенденции ценового поведения экономических агентов, проявляющиеся в рыночной экономике при определенных условиях. Таможенные органы должны учи­тывать действие этих законов при оказании услуг участникам внешнеэко­номической деятельности и в собственной финансово-хозяйственной дея­тельности.

Закон денежного обращения отражает устойчивые связи между об­ращающейся в национальной экономике денежной массой, перемещающей­ся от покупателей к продавцам, и товарной массой, движущейся в противо­положном направлении.

Действуют в таможенной сфере и специфические экономические зако­ны (закономерности), выявлением и обоснованием которых призвана зани­маться наука экономики таможенного дела.

К предмету экономики таможенного дела следует отнести закономер­ности и факторы эффективного функционирования таможенной сферы как социально-экономической системы, в том числе закономерности становле­ния таможенных правил и механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил.

Ограниченность экономических ресурсов в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах и работах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы.

Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспекте. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Разработку системы критериев для оценки социально-экономического эффекта деятельности таможен ряд авторов относят к числу основных приоритетных направлений таможенной политики России.

Таможенная деятельность является специфическим видом государственной деятельности, связанной с обеспечением соблюдения таможенного законодательства и создания условий для расширения внешней торговли. Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохранительную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблюдение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет или приходящихся на одного работающего. Последний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержание одного сотрудника таможенной службы.

Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рассматривать в качестве результатов работы отдельных таможен и постов, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что прямой зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.

Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Таким образом, рассмотренные показатели не могут дать точной оценки работы отдельной таможни или поста. Единое видение таможенной политики, разработка рекомендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования заданий и распределения ресурсов, информации и технической поддержки решаются на высшем уровне таможенной системы. Следовательно, одним из критериев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, что требует совершенствования регионального планирования поступления таможенных платежей, установления обоснованного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития субъектов, находящихся в регионе деятельности таможни, и других внешних факторов. Эта задача может решаться разными методами, в том числе с помощью корреляционно-регрессивных расчетов, и составляет предмет деятельности ФТС России и РТУ.

Наблюдающаяся в мировой торговле тенденция к снижению импортных пошлин сопровождается введением иных косвенных налогов. Не стала меньшей ответственность за полное и своевременное взимание платежей и перечисление их в бюджет государства. Это остается важной функцией таможенной службы и одним из приоритетных направлений таможенной политики всех стран. Акценты в выполнении названной функции неодинаковы в странах с высоким, средним и низким уровнем доходов. В странах первой группы основные усилия направлены на высокий уровень соблюдения торгового законодательства, а задачи стран второй и третьей группы – на максимальное использование потенциальных доходов от торговли в интересах бюджета.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться коммерческими организациями более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, страны происхождения, время оформления необходимых документов.

Поскольку задания таможням по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием. Этот показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

В связи с ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, возникновением новых рынков особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а так же координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономические и таможенные союзы, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на затраты, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они значительно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти затраты ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование – простота таможенных процедур для соблюдения таможенного законодательства, минимизации оперативных расходов, как для таможен, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

В ряду наиболее актуальных проблем таможенной деятельности стоит проблема повышения эффективности. Наиболее простое определение эффективности, преобладающее долгое время – это отношение полученных результатов к затраченным ресурсам. Кроме того, следует учитывать, что главным фактором экономического и социального подъема организаций может быть только рост эффективности управления, инвестиций и производства. В то же время эффективность в этих трех сферах зависит от следующих факторов: качество кадров, их профессионализм, практические знания; масштаб внедрения инноваций; создание нового, действенного хозяйственного и управленческого механизма; формирование организационной культуры и этики.

Важным моментом в деятельности организации является разработка системы показателей для оценки эффективности управления, которая заключается в создании системы взаимосвязанных целей, основных факторов успеха и ключевых критериев эффективности. Порядок разработки системы показателей эффективности следующие: определение необходимого набора показателей; выстраивание причинно-следственных связей между подразделениями организации; выбор оптимальных критериев оценки (измерителей) выполнения поставленных заданий; определение целевых значений показателей; определение сотрудников организации, наделенных ресурсами для выполнения стратегических задач и ответственных за достижение поставленных целей, анализ показателей эффективности и принятие решений.

Однако в процессе разработки системы показателей эффективности могут возникнуть проблемы в определении наиболее значимых критериев и количества показателей, а также проблемы, связанные с методологическими аспектами использования комплексных показателей и критериев для оценки эффективности деятельности организации. Кроме того, эффективность работы организации во многом зависит от наличия эффективной системы управления.

К основным факторам эффективности управления относятся действенность, качество, производительность, прибыльность, экономичность, нововведения. К показателям оценки эффективности управления организаций и предприятий принадлежат следующие: коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности, коэффициент соответствия административных работников, коэффициент инноваций, коэффициент централизации управления, коэффициент организованности управляемого процесса.

В таможенных органах разработку системы критериев для оценки социально-экономического эффекта относят к числу приоритетных направлений таможенной политики Российской Федерации.

Контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов устанавливаются приказом ФТС России и предназначены для оценки эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. Значения контрольных показателей определяются приказом ФТС России, доводятся до сведения региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. Структурные подразделения ФТС России разрабатывают методики расчета данных показателей.

При установлении показателей для подчиненных таможенных органов должны учитываться следующие принципы:

1. Достижимость показателей (реальная возможность их выполнения);

2. Возможность измерения показателей (определение степени их выполнения);

3. Единообразное понимание в подчиненных таможенных органах порядка расчета показателей (для каждого из показателей утверждается методика его расчета);

4. Правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных органов;

5. Объективность оценки;

6. Рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможенных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения показателей.

Некоторые ученые полагают, что необходим единый комплексный показатель эффективности таможенного контроля. Он должен, по их мнению, выражать предотвращенный социально-экономический ущерб за счет недопущения нарушений таможенных правил со стороны агентов внешнеэкономической деятельности, и ускорения пропуска транспорта, грузов, людей через таможню. Пока количественное выражение такого единого критерия не найдено.

Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемые с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – важные факторы принятия решения в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовывать на уровне международных конвенций.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективной борьбы с контрабандой и контроля движения финансов через границы государств, систематизации данных о международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели внутренней таможенной политики.

Приоритет функций таможенной службы меняется в зависимости от уровня экономического развития государства, его стратегии во внешнеэкономической деятельности. По мере продвижения по пути экономических преобразований возрастает роль таможенной службы в выполнении функций регулирования внешнеэкономической деятельности и обеспечения безопасности экономических интересов России и ее граждан. Регулирующее влияние на внешнеэкономическую деятельность таможенная служба оказывает через таможенную политику и механизм ее реализации. Одним из стратегических направлений развития таможенной службы России является повышение ее роли в разработке таможенной политики и совершенствования механизма ее реализации.

Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Поэтому правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. В этом случае правомерно говорить о косвенном влиянии таможенного дела на темпы экономического развития, структурную перестройку экономики и качество жизни населения. Это воздействие может характеризоваться тем, какое влияние предлагаемый таможенный тариф и комплекс нетарифных мер оказали на наименее эффективные отрасли и предприятия, на покупательную способность населения, падение объемов производства, увеличение доли изделий высокой степени обработки, удешевление потребления некоторых важных товаров, повышение внутренних цен, создание новых видов производств, повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции за счет снижения таможенных пошлин, уменьшение (увеличение) субсидий отдельными отраслями и регионам и другими показателями социальных издержек и экономических выгод.

Для анализа экономической безопасности России во внешнеэкономической, и, в частности, экспортной сфере, используются следующие показатели:

а) состояние платежного баланса;

б) объем золотовалютных резервов страны;

в) динамика курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам;

г) соотношение годового объема экспорта и внешнего долга;

д) соотношение годового объема экспорта и выплат, связанных с обслуживанием внешнего долга.

Экономическая наука рассматривает эффект деятельности, как некий ее результат, в расчете на единицу затраченных ресурсов. Критерии оценки деятельности должны отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать функциям (задачам) организации;

2) определяться на основе постоянной отчетности;

3) показывать, насколько услуги организации удовлетворяют потребности ее клиентов.

На пути экономической интеграции страны прохо­дят несколько этапов. Первый этап получил наименование «зоны свобод­ной торговли». В ней государства-участники остаются отдельными тамо­женными территориями и самостоятельно определяют режим экономических отношений с третьими странами.

Примером функционирования «зоны свободной торговли» является де­ятельность Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), об­разованной еще в 1960 г.

Отдельные государства бывшего Советского Союза образовали Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) в соответствии с Беловежским соглашени­ем об образовании СНГ от 8 декабря 1991 г., подписанного в Минске, и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В состав содружества вошли 11 государств.

23 декабря 1993 г. в Ашхабаде в целях координации деятельности та­моженных служб стран СНГ образован Совет руководителей таможенных служб (СРТС СНГ).

15 апреля 1994 г. было заключено и сразу вступило в силу соглашение о свободной торговле между странами СНГ, в соответствии с которым страны Содружества отказались от взимания импортных пошлин и аналогичных сборов при взаимной торговле товарами, происходящими и ввозимыми с территорий этих государств. Соглашение, однако, предусматривало сохранение таможенного контроля и соответствующих сборов на границе стран Содружества.

Вторым этапом экономического и таможенного сотрудничества является создание таможенных союзов.

Таможенный союз, сохраняя национальные таможенные органы, предполагает замену нескольких таможенных территорий одной; это не только свободная от количественных и других нетарифных ограничений торговля товарами, но и полная отмена таможенных пошлин внутри союза; введение единого внешнего таможенного тарифа; проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Участники таможенного союза передают коллективным институтам свою компетенцию в области торговой политики, и дальнейшая судьба их внешней торговли зависит от коллективного решения.

Таким образом, таможенный союз - это союз группы государств про­тив третьих стран. Его основная цель - защита рынков стран-участниц. Этому способствует единый таможенный барьер, единство на переговорах с другими партнерами на мировой арене.

Все более широкое признание получает идея об оптимальности «разно-уровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный подход позволяет стра­нам СНГ стремиться к интенсивному сотрудничеству. В таком контексте следует рассматривать подписание в 1995 г. между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашения о Таможенном союзе. В марте 1996 г. к тройственному союзу присоединился Кыргызстан, а в 1999 г. - Таджикистан.

Негативными моментами в деятельности Таможенного союза были:

Неточное соблюдение принятых решений;

Низкая исполнительская дисциплина;

Практика применения странами-участницами в отношении друг друга отдельных мер тарифного и нетарифного регулирования в ущерб интересам одного из государств ТС.

Завершение создания ТС требует новых форм и механизмов. В октябре 2000 г. подписан Договор об учреждении новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Установлен новый механизм принятия решений, при котором России принадлежит 40% голосов, Белоруссии и Казахстану - по 20%, Кыргызстану и Таджикистану - по 10%. Создан межгосударственный союз ЕврАзЭС в составе глав государств и глав правительств стран-участниц. Экономическое сообщество после соответствующих процедур будет зарегистрировано в ООН и станет субъектом международного права.

Исходя из принципа многоуровневой интеграции 08.12.1999 г., подписан Договор о создании Союзного государства: Россия - Беларусь . Его цель - формирование единого экономического пространства для обеспечения со­циально-экономического развития, использования рыночных механизмов функционирования экономики. К исключительному ведению Союзного го­сударства относятся создание правовых основ общего рынка, обеспечива­ющих свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы в пре­делах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов; единая торговая и таможенно-та­рифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.

Подписано «Соглашение между правительством Российской Федера­ции и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союз­ном государстве». В соответствии с этим Соглашением, и Россия и Бела­русь в торговле с третьими странами будут применять теперь единые та­моженные тарифы. Исключение составит конкретный перечень товаров, по которым ставки пошлин сохранят временные различия.

В феврале 2003 г. президенты России, Беларуси, Украины и Казахстана подписали заявление о создании Организации региональной интеграции (ОРИ). К сентябрю 2003 г. стороны договорились подготовить соглашение о формировании согласованной экономической политики и создании межгосударственной экономической комиссии по торговле и тарифам.

Контрольные вопросы

1. Перечислите особенности таможенного дела как вида экономической деятельности.

2. Какие экономические законы действуют в таможенном деле?

3. Какие экономические принципы действуют в таможенном деле?

4. Каковы формы проявления экономических законов и принципов в таможенном деле.

5. Каковы экономические задачи таможенной службы?

6. Что такое «таможенная деятельность»?

7. Какие работы относятся к таможенным работам и услугам?

8. Что предполагают проблемно-целевые программы в таможенном деле.

9. Каковы этапы экономической интеграции страны?

10. Какова цель Договора о создании Союзного государства: Россия - Беларусь?

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра экономики таможенного дела

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

канд. экон. наук, доцент

Е.А. Терехова

ЛЕКЦИЯ

Рассмотрена на заседании кафедры, протокол от ___________ № ___

СЛАЙД 1

Лекция 1

Экономика таможенного дела как практика и как наука

СЛАЙД 2

В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Цель, сущность, структура, содержание и задачи экономики таможенного дела.

2. Экономическая деятельность таможенных органов как составная часть экономики таможенного дела.

3. Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными органами в процессе их деятельности.

Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Цель, сущность, структура, содержание и задачи экономики таможенного дела»

ФТС России в соответствии с ее предназначением обеспечивает экономическую безопасность государства. 1

Для достижения этой цели государство формирует таможенную политику, на основе законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование всех участников внешнеэкономической деятельности.

По оценке специалистов Минэкономразвития и Минфина России при создании этой базы важная роль отводится экономике таможенного дела.

При этом разные исследователи 1 вкладывают в данное понятие различный смысл. Исследования, проведенные в Российской таможенной академии, показывают, что это не способствует:

1) слаженной и целенаправленной работе органов государственной власти по формированию всесторонне обоснованной таможенной политики Российской Федерации.

2) формированию содержания преподаваемой учебной дисциплины «экономика таможенного дела».

Вследствие этого вопрос о сущности и содержании понятия «экономика таможенного дела» имеет важное профессиональное значение.

СЛАЙД 4

Родовым для понятия «экономика таможенного дела» являются понятия:

    экономика

    таможенное дело

В соответствии с Современным экономическим словарем 2 под «экономикой» понимается

«1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;

2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов».

Первое определение характеризует экономику как практику, а второе – как науку.

Главное содержание таможенного дела - перемещение товаров через таможенную границу государства или союза государств.

Инструменты таможенного дела - таможенные органы, органы соответствующих министерств и ведомств,

Средство реализации таможенной политики - вся таможенная система, включающая персонал таможенных органов и средства труда (механизмы).

Объект труда - товар, перемещаемый через таможенную границу.

Основной процесс - процесс таможенного контроля.

Главный инструмент реализации таможенной политики :

    тарифное (по своей сути это экономическое регулирование);

    нетарифное (административное регулирование) регулирование.

С учетом обозначенных цели и содержания (элементов) дадим определения экономики таможенного дела как практики и как науки.

СЛАЙД 5

Для формирования понятия «экономика таможенного дела» (ЭТД) как практики необходимо определить цель экономики таможенного дела как явления и наполнить таможенным содержанием все элементы, входящие в него.

Основная цель экономики таможенного дела - формирование таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства.

Экономика таможенного дела как практика – это системно структурированная совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем регулирования внешнеторговой деятельности.

Структурно-логическая схема формирования ЭТД представлена на

слайде 5.

Рис. Структурно-логическая схема формирования экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука – логически организованная система знаний о деятельности органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и отношениях, складывающихся между участниками внешнеэкономической деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу государства (таможенного союза).

Методология включает в себя общий подход, исследование предмета, структуры, места науки в общей системе знаний, ее метода, выработку принципов создания новых, целесообразных методов. Существует взаимосвязь предмета и метода науки: предмет науки предопределяет соответствующий метод исследования, а метод формирует предмет.

Методология может быть субъективной, диалектико-материалистической, эмпирической, рационалистической и другой. В настоящее время в экономической науке в целом преобладает рационалистическая методология, которая может быть применена и в экономике таможенного дела.

Метод – это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод науки отражает уже познанные законы изучаемой области и одновременно выступает средством последующего познания, то есть является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Поэтому в экономике таможенного дела должны использоваться различные методы. Среди них, прежде всего, методы и законы формальной логики (анализ, синтез и другие).

Анализ – это метод познания, состоящий в разложении единства на множество, целого – на составные части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные этапы, понятия – на его признаки. Акт анализа называется анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Так, элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета того, в каких отношениях эти части находятся друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает явление в зависимости от логических отношений. Анализ достаточно широко применяется в таможенном деле. В то же время, анализ – это простейший и наименее точный эмпирический прием. Его недостатки в некоторой степени снимаются синтезом.

Синтез – это метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположности сглаживаются, снимаются. Продуктом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого – не просто внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Синтез дополняет анализ, но даже их единство не позволяет выявить противоречия объекта, определить направления его развития. Многие таможенные процедуры представляют собой сочетание анализа и синтеза.



Индукция – это научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Недостаток этого метода состоит в том, что индукция не в состоянии научно обосновать общее, так как исходит из рассмотрения лишь части совокупности.

Дедукция , в противоположность индукции, – выведение частного из общего, путь мышления, который ведет от общего к частному (особенному). Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку. Дедуктивный метод чаще применяется в естественных науках. Но и в современном таможенном деле возможности использования индукции и дедукции не исчерпаны.

Сравнение – это выявление сходства или различия явлений и процессов. Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через старое. В таможенном деле это часто применяемый прием (например, при формировании товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной экспертизы товаров). Роль сравнения в познании невелика, но оно создает предпосылки для проведения аналогии.

Аналогия – это прием, основанный на формировании знания о признаках одного предмета на основании его сходства с другими предметами. Аналогия существенно облегчает понимание сложных процессов. Этот прием лежит в основе экономико-математического моделирования и проведения экономических экспериментов, играет важную роль в рождении новых идей и выдвижении гипотез. Аналогия широко применяется в таможенном деле.

Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения, которое должно в определенной мере восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза всегда носит вероятностный характер. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами; она может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта (в противном случае становится просто фикцией). Она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. Главный критерий научности гипотезы – практика. Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию. Научные гипотезы конкретизируют теорию таможенного дела, расширяют область ее применения.

Доказательство – это прием, к которому прибегают чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания; это обоснование истинности одной мысли с помощью других. Доказательство может быть строгим (дедуктивным), индуктивным и косвенным. Противоположностью доказательства является опровержение ; оно состоит в том, что в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из которых следует ошибочность этого утверждения. Доказательства и опровержения широко применяются в таможенном деле.

Экономика это область человеческой деятельности, которая служит инструментом для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом всех экономических наук.

До последних лет в системе экономических наук почти не функционировало такое понятие как «экономика таможенного дела». Это обусловлено было тем, что таможенное дело, как одна из отраслей народного хозяйства не интересовала ни кого, почти не собирали и не анализировали соответствующую информацию, не выявили тенденции и закономерности развития таможенного дела, не готовили специальные учебники по этой дисциплине.

С переходом к рыночным отношениям таможенная деятельность из незначительного и второстепенного вида народного хозяйства стала одной из важных отраслей, обеспечивающей выполнение доходную часть государственного бюджета. (до 504).

Основу экономической и прикладной экономики таможенного дела составляют:

1.Изучение экономического развития таможенного дела;

2.Изучение функционирования таможенных органов и их подразделений;

3.Разработка принципов экономической политики таможенных органов с учетом интереса развития экономики РФ.

Как одной из отраслей народного хозяйства таможенное дело не может существовать само по себе, а связано с экономикой в целом с одной стороны, а через рынок сбыта, потребления – с другой. Поэтому экономика таможенного дела тесно связана с микро- и макроэкономикой страны. При этом для экономики таможенного дела важна такая информация как спрос и предложение, образование цен, структура производства, развитие отдельных отраслей, демографические сдвиги, изменение доходов населения, технологический прогресс и пр.

Одновременно экономика таможенного дела является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность таможенных органов, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Объектом изучения экономики таможенного дела является одна из отраслей народного хозяйства – таможенное дело, которая имеет свои особенности, закономерности, принципы развития, методы исследования и пр.

Предметом изучения экономики таможенного дела можно считать всю хозяйственную деятельность таможенных органов на всех уровнях их функционирования.

Как всякая дисциплина, так и курс «Экономика таможенного дела» имеет свои специфические цели и задачи.

Цель дисциплины направлена на решение глобальных задач таможенных органов, направленных на удовлетворение народнохозяйственных потребностей – становление, развитие таможенного дела, увеличение денежных поступлений доходной части госбюджета и пр.

2. Таможенное дело – ключевое звено внешнеэкономической деятельности.

Процесс организационного становления таможенной службы РФ, расширение сети таможенных органов, развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры и т.д. изначально проходил одновременно с переходом к рыночным отношениям с принятием важных законодательных актов РФ.

Создание Указом Президента РФ от 25 октября 1991г. российского таможенного ведомства практически совпало с актом оформления распада Советского Союза.

Начало ускоренному формированию законодательной базы таможенного дела положил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ». В период 1992-1994 г.г. были приняты законы РФ «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании», «Таможенный кодекс» и пр., имеющие прямое отношение к таможенному делу.

Принятие этих законов дал возможность создать правовые основы формирования экономических предпосылок функционирования таможенных органов.

Стремительное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов.

Согласно Таможенному кодексу РФ в России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики и другие задачи экономической политики РФ.

При разработке таможенной политики особую роль играет комиссия, образованная на правительственном уровне, которая, являясь координационным органом, осуществляет подготовку предложений по тарифным мерам, регулирующим ввоз и вывоз товаров с территории РФ.

В таможенном кодексе РФ, в Положении о ФТС России и в других основных документах о таможенном деле и таможенных органов определены правовые, экономические и организационные основы таможенного дела как главного звена ВЭД страны. В этих документах перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи:

1. участие в разработке таможенной политике РФ и реализация этой политики.

2. обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ.

3. обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ.

4. защита экономических интересов РФ: организация и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики РФ.

5. организация и совершенствование таможенного дела а РФ. и др.

кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»

Конспект фондовых лекций

По дисциплине «Экономика таможенного дела»

к.э.н., профессор Дианова Валентина Юрьевна

Москва, 2015 г.

Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела

Лекция 2. Методы экономики таможенного дела

2.1. Характеристика основных методов экономики таможенного дела

2.2. Действие экономических законов в сфере таможенного дела
Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности

3.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Лекция 4. Экономические задачи таможенных органов

4.1. Функции и задачи таможенных органов

4.2. Воздействие таможенных органов на национальную экономику

Лекция 5. Создание и размещение таможенных органов

5.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов

5.2. Эффективность размещения таможенных органов
Лекция 6. Специализация и концентрация в таможенном деле

6.1. Специализация в таможенном деле

6.2. Концентрация в таможенном деле

Лекция 7. Кадровый потенциал таможенного дела, его использование

7.1. Кадровый потенциал таможенного дела

7.2. Планирование штатной численности кадров таможенных органов

7.3. Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников таможенных органов

7.4. Оплата труда и материальное стимулирование работников

таможенных органов

Лекция 8. Активы таможенных органов и их использование

8. Основные средства и нематериальные активы в таможенном деле

8.2. Материальные запасы



8.3. Организация и планирование материально-технического

обеспечения таможенных органов

8.4. Капитальное строительство в таможенном деле
Лекция 9. Расходы таможенных органов, их финансовое обеспечение

9.1. Расходы таможенных органов

9.2. Финансовое обеспечение таможенной службы

Лекция 10. Планирование в таможенном деле

10.1. Значение и виды планов в таможенном деле

10.2. Процесс планирования и методы плановых расчетов
Лекция 11. Эффективность и инновации в таможенном деле

11.1. Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела

11.2. Инновации в таможенном деле
Лекция 12. Экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов

12.1. Многостороннее международное регулирование таможенного дела

12.2. Участие России в интеграционных процессах в таможенном деле

Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела

1.1. Экономика таможенного дела как наука

Таможенное дело относится к ведению органов государственной власти и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в страну и вывозе товаров из страны.

В формировании мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация же комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности возлагается на таможенные органы. В каждой стране таможенные органы образуют единую централизованную систему, включающую орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, таможни и таможенные посты. В странах с федеративным устройством могут создаваться региональные таможенные управления (РТУ).

Таможенное дело – это особая область практической деятельности, часть национальной экономики, ее общественного (государственного) сектора, в которой таможенные органы без вмешательства региональных и местных органов власти, общественных объединений осуществляют на основе единой технологии таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию их регулятивных, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций.

Таможенное дело характеризуется рядом особенностей:

Представляет собой организационно оформленную систему, включает субъектов двух видов: управляющую подсистему – орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, и управляемые подсистемы – региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты, а также подведомственные таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации;

Представляет собой финансируемую из государственного бюджета часть общественного сектора экономики;

Обеспечивает выполнение таможенных работ и оказание таможенных услуг и выступает как «чистая» экономическая отрасль, поскольку все входящие в нее организации заняты выполнением только таможенных операций.

Соответственно, в таможенном деле можно выделить три взаимосвязанные стороны: организационную, управленческую и экономическую.

Таможенное дело имеет сложную организацию .

Понятие «организация» имеет три значения. Во-первых , это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. Во-вторых , это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В-третьих , это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. В первом значении организация рассматривается как свойство (результат), во втором – как процесс, в третьем – как объект (явление).

Применительно к таможенному делу под организацией как свойством следует понимать совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов.

Организационную структуру таможенного дела следует рассматривать с социально-экономической, материально-вещественной, технологической и информационной стороны.

Социально-экономическая структура таможенного дела определяется формой собственности на основные ресурсы, с помощью которых выполняются таможенные работы и оказываются таможенные услуги. Таможенное дело осуществляется на основе государственной формы собственности посредством реализации всех ее правомочий с соблюдением законодательно закрепленных принципов законности, равенства лиц перед законом, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов.

Материально-вещественную основу таможенного дела составляют основные средства и материальные запасы, которыми в соответствующих объемах и соотношениях наделяются таможенные органы для выполнения своих функций. Основные средства и материальные запасы должны использоваться с соблюдением принципов законности, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов.

Технологический аспект отражает совокупность процессов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в таможенном деле. Эти процессы должны осуществляться в условиях совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, с соблюдением других принципов деятельности таможенных органов.

Информационная составляющая таможенного дела отражает совокупность форм и способов упорядочения таможенной информации с соблюдением всех принципов деятельности таможенных органов.

В общем виде под управлением понимается функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управление рассматривается как воздействие управляющей системы на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.

Управлениев таможенном деле представляет собой сложный процесс. В литературе отмечается, что таможенное дело в явном виде содержит в себе признаки как управляемой, так и управляющей системы.

Таможенное дело как объект управления представляет собой систему таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. На этот объект оказываются управленческие воздействия со стороны высших органов государственной власти.

Таможенное дело является субъектом управления по отношению к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), к участникам ВЭД, к товарам и транспортным средствам, перемещаемым в процессе ввоза в страну и вывоза из страны. На эти объекты таможенные органы оказывают управленческие воздействия.

Достаточно сложна и экономическая сторона таможенного дела.

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований.

Во-первых, это хозяйство таможенной системы. В самом общем виде это преобразование экономических ресурсов в таможенный продукт; привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела (таможенными органами) производственных ресурсов для выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг.

Во-вторых, это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в сфере таможенного дела.

В-третьих, это совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенного дела при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг, о принципах, законах и закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Объект исследования экономики таможенного дела – таможенное дело, образующее систему со сложной социально-экономической и организационно-технологической природой.

К экономическим ресурсам таможенного дела относятся затрачиваемые в этой сфере труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. Экономические ресурсы следует отличать от факторов производства. Ресурсы – это то, что поступает в сферу таможенного дела, а факторы – то, что в ней реально используется.

При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага).

Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле , следует понимать таможенные работы и таможенные услуги. По способу возникновения и форме реализации они отличаются от продуктов – результатов производства, имеющих вещную форму, и товаров – предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными. Так, например, информационная услуга становится тождественной информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела.

К таможенным работам и услугам в соответствии с нормами действующего законодательства относятся:

Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

Таможенное оформление и таможенный контроль;

Ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров;

Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

Ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

Ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

Информирование и консультирование в области таможенного дела;

Осуществление контроля за валютными операциями;

Выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным (невещественным), недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), настоящим, прямым (потребительским) благам.

По характеру потребления результаты таможенной деятельности относятся к коллективным благам (то есть потребляемым совместно), к такой их разновидности, как общественные блага. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно доступно для потребления другим. Общественное благо, будучи коллективным благом, обладает свойствами несоперничества в потреблении (его потребление одним человеком не уменьшает возможности его применения другим) и неисключаемости потребителей (ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно).

Таможенные работы и услуги , как и другие экономические блага, характеризуются:

Полезностью – комплексной субъективной оценкой натуральных свойств блага конкретным лицом (потребителем) в данный момент времени;

Экономической ценностью (стоимостью);

Затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов (издержами), производимыми таможенным органом с целью выполнения работ и оказания услуг.

На сферу таможенного дела распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов, законов и закономерностей, рассмотренных в курсе экономической теории.

Принцип ограниченности ресурсов .Все виды экономических ресурсов, находящихся в таможенной сфере, являются обособленной частью государственной собственности и предназначаются для целевого использования. В количественном и качественном выражении их может быть недостаточно в нужном месте в каждый рассматриваемый момент времени для полноценного удовлетворения изменяющейся потребности в таможенных работах и таможенных услугах.

Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их количеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего времени, местом нахождения. Средства производства (основные средства и материалы) таможенной сферы имеют конечные технико-экономические характеристики и закреплены за организациями. Денежные ресурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресурсов таможенной сферы и обмен ими не всегда достаточны для эффективного решения возникающих проблем.

Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимозаменяемыми, а некоторые – присутствовать в достаточном количестве. В условиях инновационного экономического развития острота проблемы ограниченности ресурсов существенно снижается.

Принцип разделения труда, специализации и кооперирования. Результативность таможенной деятельности определяется количеством, качеством и эффективностью применяемых ресурсов, а также уровнем общественного разделения труда.

Таможенная деятельность – это жестко скоординированная деятельность большого числа субъектов по удовлетворению личных, групповых и общественных потребностей граждан в таможенных работах и услугах. Осуществляется она на основе:

Разделения труда и специализации – сосредоточения основной деятельности ряда таможенных органов на выполнении специфических таможенных работ и услуг (в Российской Федерации созданы и действуют энергетическая, авиационные, оперативные и другие таможни);

Последующей кооперации, в том числе с участием иностранных партнеров;

Экономической интеграции как внутри сферы таможенного дела, так и на уровне национального хозяйства и на международном уровне.

В условиях инновационного экономического развития происходит углубление общественного разделения труда, ускоряются процессы специализации, кооперации, экономической интеграции в таможенном деле.

Принцип максимизирующего поведения экономического агента . В соответствии с этим принципом экономический агент (хозяйствующий субъект, участник ВЭД) всегда принимает рациональное решение, то есть решение, обеспечивающее наибольшую возможную в данных условиях положительную разность полезностей результатов и затрат. Этого принципа экономический агент придерживается как в рыночной сфере, так и в нерыночных областях, в том числе в таможенной отрасли, при двух допущениях. Во-первых, при осуществлении субъектом экономической деятельности в условиях реализации различных целей при ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы неодинаковыми способами. Во-вторых, в ситуации, когда решения принимаются только на уровне независимых, рациональных экономических агентов, деятельность которых определяется принципом методологического индивидуализма, а не на основе общепринятых норм.

Все эти моменты должны учитываться в экономической деятельности таможенных органов.

Закон возвышения потребностей . Под потребностями понимают нужды лиц (людей, организаций), принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах; недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития субъектов экономики. У лиц, пересекающих таможенную границу, участников ВЭД, с одной стороны, и государства, с другой стороны, возникают, соответственно, потребность и необходимость в таможенных работах и услугах. Перемещение людей, товаров и транспортных средств через таможенные границы год от года растет в результате происходящих в мире процессов интернационализации производства, инновационного развития, глобализации, повышения уровня жизни населения. Соответственно потребности в таможенных работах и услугах следует рассматривать как неограниченные, ненасыщаемые, имеющие тенденцию роста в количественном и качественном выражении.

Закон возрастания альтернативных издержек . В рыночной экономике в условиях ограниченности производственных возможностей увеличение производства одного товара может быть достигнуто лишь ценой снижения выпуска другого товара. Количество этого другого товара, от которого приходится отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу первого товара, и определяет альтернативную стоимость первого товара.

Издержки в виде альтернативной стоимости, обусловленные отказом от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара, получили название альтернативных (дополнительных) издержек .

В таможенном деле, как и в других сферах экономики, в соответствии с действием закона возрастания альтернативных издержек для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других благ или увеличением упущенных возможностей. Эту зависимость называют также законом возрастания стоимости замены одного экономического блага другим по мере увеличения объема замены. Острота проблемы может снижаться в условиях перехода к инновационному экономическому развитию.

Закон убывающей доходности (убывающей отдачи ресурсов, факторов производства) устанавливает зависимость между затратами производственных факторов и выпуском продукции в определенных условиях. Такими условиями являются: применение неизменной технологии, увеличение затрат одного из факторов производства и стабильность затрат других факторов производства. В соответствии с этим законом приращение выпуска экономического блага за счет увеличения одного переменного фактора при неизменности остальных (фиксированных) факторов убывает, начиная с некоторого объема выпуска. Эта зависимость проявляется и в таможенном деле при указанных допущениях.

Закон убывающей предельной полезности экономических благ . Под предельной полезностью блага понимается дополнительная полезность, извлекаемая экономическим субъектом из потребления дополнительной единицы блага, или приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага, получаемое за счет потребления каждой его дополнительной единицы. В соответствии с законом убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага, начиная с определенного уровня насыщения, имеет меньшую предельную полезность, чем предыдущая, то есть приносит потребителю постоянно уменьшающееся дополнительное удовлетворение. В условиях действия этого закона экономические субъекты при выборе для потребления набора из нескольких благ ведут себя определенным образом: в рамках ограниченного бюджета они выбирают такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого блага к его цене или затратам на его приобретение одинаково для всех благ из данного набора. Этот закон должен учитываться и в таможенном деле при оценке поведения участников ВЭД.

Закон спроса отражает тенденцию сокращения объема закупок блага с ростом цен на него и при неизменности иных (неценовых) факторов. Спрос может быть эластичным, если небольшие изменения цены вызывают значительные изменения объема покупок, и неэластичным, если существенное изменение цены вызывает незначительное изменение объема покупок.

Закон предложения состоит в том, что с ростом цены экономического блага и неизменности иных (неценовых) факторов увеличивается объем производства и соответственно предложения этого блага на рынке. Предложение, как и спрос, может быть эластичным и неэластичным.

И закон спроса, и закон предложения выражают устойчивые тенденции ценового поведения экономических агентов, проявляющиеся в рыночной экономике при определенных условиях. Таможенные органы должны учитывать действие этих законов при оказании услуг участникам ВЭД и в собственной финансово-хозяйственной деятельности.

Закон денежного обращения отражает устойчивые связи между обращающейся в национальной экономике денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, движущейся в противоположном направлении. Взаимосвязь перемещающейся за определенный период времени денежной и товарной массы выражается уравнением Фишера :

MxV = QxP, (1.1)

где М – общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного периода времени;

V – скорость оборота денежной единицы;

Р – уровень цен товаров;

Q – количество проданных на рынке товаров и услуг.

Из рассматриваемого закона, в частности, следует, что, регулируя (в том числе с помощью таможенных инструментов) денежную и товарную массу в обращении, государство может влиять на цены. Деятельность таможенных органов, таким образом, может внести существенные коррективы в сам механизм осуществления закона денежного обращения. Но, с другой стороны, и таможенные органы в своей деятельности должны учитывать требования этого экономического закона.

Таможенное дело включено в сферу проявления макроэкономических закономерностей. Так, с участием ресурсов и результатов таможенной деятельности формируется макроэкономическое равновесие (равновесный объем и уровень цен), обеспечиваются экономический рост , устойчивое экономическое развитие , ускорение научного и технологического развития . На таможенной деятельности отражаются цикличность , изменение макроэкономической структуры , мультипликационные эффекты .

На таможенную сферу воздействуют и мегаэкономические закономерности, такие как углубление международного разделения труда, интернационализация, глобализация и регионализация хозяйственной жизни, международная экономическая интеграция .

Действуют в таможенной сфере и специфические экономические законы (закономерности), выявлением и обоснованием которых призвана заниматься наука экономики таможенного дела.

Предметом экономики таможенного дела является изучение экономических отношений в процессе использования ресурсов таможенных органов при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявление принципов, законов и закономерностей функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

В рамках предмета экономики таможенного дела можно выделить следующие разделы:

Таможенное дело, его место в национальной экономике;

Объект и предмет экономики таможенного дела;

Методология и методы экономики таможенного дела;

Экономические задачи таможенных органов;

Таможенное регулирование как вид экономической деятельности;

Экономические основы деятельности в сфере таможенного дела;

Создание и размещение таможенных органов;

Концентрация и специализация в таможенном деле;

Показатели деятельности таможенных органов;

Таможенные платежи в структуре доходов государственного бюджета;

Кадровый потенциал таможенного дела, его использование;

Активы таможенных органов, их использование;

Расходы таможенных органов, их финансовое обеспечение;

Планирование в таможенном деле (виды планов и программ, планирование материально-технического обеспечения, штатной численности кадров, работ и услуг, таможенных платежей, финансовое планирование);

Эффективность таможенного дела, инновации в таможенном деле;

Экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов.

Специфика предмета экономики таможенного дела обусловливает специфику методологии и методов исследования.

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза
на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г № 311 –ФЗ.

3. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Андрейчук Е.Л., В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. – Владивосток: ВФ РТА, 2006.

4. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

5. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

6. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

7. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник / В.В. Покровская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.